УДК 339:339.542 И.А. Умерова
ПРИОРИТЕТЫ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС ВО ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ
Внешнеэкономические связи стран-членов ЕС выступают как фактор регионального единства и развития. В статье анализируются особенности развития внешней торговли государств Евросоюза и характеризуется степень вовлеченности их во внутрирегиональный торговый оборот. Положительный опыт развития торговых отношений в рамках ЕС может быть использован странами СНГ.
Ключевые слова: внешнеэкономические связи, внутрирегиональный рынок ЕС, взаимная торговля, региональная интеграция, интенсивность взаимных товаропотоков.
I.A Umerova
PRIORITIES OF EU MEMBER STATES IN INTRAREGIONAL TRADE
External economic links are the factors of EU regional unity and development. The article is devoted to the analysis of EU intra-trade development and degree of European countries involvement into intraregional trade turnover is characterized. Positive experience of mutual trade development in the EU can be used in CIS countries.
Key words: external economic links, EU intra-regional market, mutual trade, regional integration, intensity of mutual trade flows.
^региональная интеграция в совре-
Р менной мировой экономике -взаимовыгодная форма экономического сотрудничества для стран с различным уровнем социально-эконо-мического развития. Интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе - «лаборатории» моделей и механизмов интеграции. Несмотря на широкий спектр работ, посвященных характеристике указанных проблем, еще многие вопросы, связанные с исследованием разнообразных аспектов взаимных экономических, и в первую очередь внутрирегиональных торговых связей в условиях расширения и углубления интеграционного процесса в
Европе, остаются не в полной мере изученными.
Для выявления характера и динамики развития внутрирегиональной торговли в европейском регионе вернемся на несколько десятилетий назад. К началу Второй мировой войны торговля европейских стран в большей степени была ориентирована на внешние рынки. Однако последствия войны побудили страны Европы объединить усилия для защиты своих экономических и стратегических интересов, в том числе изменить свою торговую политику. Успешная реализация договоров о создании ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, Европейского экономического пространства способствовала реформированию внешнеторговой политики европейских стран. Таким образом, в европейском регионе формируется целостный социально-экономический организм (экономическое пространство) с единой валютно-финансовой системой, единой (в основном) правовой системой и теснейшей координацией торговой и внешнеэкономической политики государств-членов. За период 1960-2003 гг. доля взаимного экспорта ЕС-15 в общем объеме экспорта имела тенденцию роста.
Степень вовлеченности стран-членов ЕС-15 во внутрирегиональную торговлю, 1960-2006 гг., %
Составлено по данным Евростат (кип://ет. eurostat. ес. еигора. еи)
В 1960 г. эта величина составляла 49,4%, в 1980 г. — 60,9%, в 2000 г. — 62,3 %, в 2003 г. — 61,8%. Доля внутрирегионального экспорта ЕС-27 в 2007 г. составила уже 68,1%. Взаимный импорт также увеличивался (с 46% в 1960 г. до 60,3% в 2003 г.). В 2007 г. доля взаимного импорта ЕС-27 уже была равна 64,3%. Это свидетельствует о том, что страны предпочитали иметь своими торговыми партнерами членов интеграционной группировки.
Образование интеграционного объединения и расширение его состава сопровождалось неуклонным ростом доли внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли стран (рисунок). Тем не менее, торговля внутри Союза развивалась по-разному у разных стран. Минимальная (по сравнению с другими странами ЕС) зависимость в импорте и экспорте от внутреннего рынка ЕС наблюдалась у Германии, Великобритании, Греции и Ита-лии. Располагая высокоразвитой индустрией, эти страны значительную часть своей продукции экспортируют на внешние рынки. Иными словами, удель-ный вес внутриблоковой торговли в большинстве стран, составляющих «ядро» ЕС, является не очень высоким (от 55 до 65% в экспорте и в импорте), тогда как ориентация на внутренний рынок других стран-членов ЕС - свыше 75%. Особенно сильная зависимость от внутриевропейского рынка проявляется в импорте, а не в экспорте.
Безусловным лидером во внутрирегиональной торговле ЕС является Германия. Г ермания является первым
партнером по экспорту для 15-ти из 27ми стран-членов ЕС (по импорту - для 19-ти). Основной объем взаимных това-ропотоков сконцентрирован между пятью крупнейшими торговыми партнерами. Это - Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, Италия (свыше 60% от
общего объема импорта и экспорта стран-членов ЕС, однако, доля сокращается).
Увеличение состава ЕС с 15 до 27 стран повлияло на динамику внутрирегиональной торговли каждой страны-члена Союза. Вступление в региональную интеграционную группировку практически у всех стран вызывало неуклонный рост доли внутрирегиональной торговли в общем объеме их това-ропотока, что говорит об усилении торговых связей с партнерами по Союзу. Страны, которые уже являлись членами ЕС, также получили положительный эффект от расширения Союза. У них расширились экономические связи с «новыми» партнерами по Союзу. Произошла диверсификация экономических связей.
Чтобы оценить степень интеграции между странами-членами ЕС был просчитан индекс интенсивности двусторонних товаропотоков [1] между парами стран-участниц ЕС по формуле:
1.= хц._щ_ =
4 X ' М - М1)
_ Ху(Ш - М1)
XI ■ М} ’ где 11) — коэффициент интенсивности двусторонних товаропотоков страны г в страну у; Х1 — общий объем экспорта страны г; Х1} — экспорт страны г в страну у; М) — общий объем импорта страны у; М; — общий объем импорта страны г. (Примечание: импорт страны у делится не на весь мировой импорт (М„), а за минусом импорта страны г, которая не может быть импортером собственного экспорта). Данный коэффициент показывает степень предпочтения того или иного торгового партнера по сравнению со средним уровнем предпочтения всех торговых партнеров.
Анализ показал, что в 1980 г. большинство стран ЕС-15 имели высокую интенсивность в торговле только с од-
ной страной (коэффициент интенсивности свыше 3), и низкую степень предпочтения с большинством торговыми партнерами (менее 1). Только Швеция и Финляндия вела торговлю с высокой интенсивностью с 2-мя государствами. Наиболее интенсивно они торговли между собой и с Данией. В свою очередь Швеция и Финляндия были также основными партнерами Дании. Таким образом, еще до вступления в европейскую интеграционную группировку у трех государств сложились прочные торговые отношения между собой. Эти связи укрепились после вступления Швеции и Финляндии в состав Союза.
Отдельно следует отметить уровень предпочтения торговых партнеров Германии. В 1980 г. Германия наиболее интенсивно вела торговлю только с Австрией, с девятью странами были установлены устойчивые торговые связи (коэффициент интенсивности двусторонних товаропотоков от 1 до 3), и только с Великобританией, Испанией и Ирландией интенсивность товаропотока была низкой. Таким образом, уже в 1980 г. Германия диверсифицировала свою торговлю, обеспечив прочное взаимосцепление с экономиками большинства западноев-ропейких стран. В 1990 г. ситуация практически не изменилась. К 1990 г. состав европейской интеграционной группировки увеличился до 12-ти стран-членов. В нее вошли Г реция, Испания и Португалия.
После вступления Греции в состав Союза значительно возросла интенсивность ее торговли с Италией с 1,8 в 1980 г. до 3,2 в 1990 г. В 1980 г. у Греции не было ни одного торгового партнера с высоким уровнем предпочтения (свыше 3). После вступления Греции в 1981 г. в состав интеграционной группиовки существенно возрос ее товаропоток в Италию. С 1990 г. по 2006 г. Италия стала самым приоритетным торговым партне-
ром Греции в рамках ЕС-15 и наоборот. Так, к 1990 г. между двумя государствами сложились наиболее тесные взаимосвязи, чем с другими членами Союза. В 2006 г. интенсивность двухсторонних товаропотоков оставалась на высоком уровне, несмотря на процессы расширения ЕС.
Вступление Португалии в значительной степени повлияло на рост коэффициента интенсивности ее товаропо-тока в Испанию с 2,0 в 1980 г. до 5,4 в 1990 г., и до 9.7 в 2006 г. Испания стала самым приоритетным торговым партнером только после вступления двух государств в Евросоюз, несмотря их соседство. В 1980 г. Португалия интенсивнее торговала с Великобританией и Швецией, но с 1990 г. уровень товаропотока в эти государства стал снижаться в пользу Испании, Франции, Бельгии, Ирландии. Интенсивность товаропотока Испании в Португалию была высокой еще в 1980 г. (5,4), в 1990 г. выросла до 8, а к 2006 г. достигла 16,3. У Испании также увеличилось количество торговых партнеров с коэффициентом интенсивности от 1 до 3. Таким образом, вступление в Союз Греции, Испании и Португалии привело к трансформации их торговых связей со странами-членами по группировке, к углублению экономических (в том числе торговых) связей между собой. Расширение состава европейской интеграционной группировки способствовало появлению между Италией и Греция, Испанией и Португалией наиболее прочных торговых взаимосвязей, чем с другими членами Союза.
Вступление Австрии, Швеции и Финляндии в 1995 г. в состав ЕС не привело к существенной трансформации их торговых связей с другими партнерами по группировке, а только способствовало углублению ранее возникших торговых связей. Таким образом, на тер-
ритории ЕС-15 к 2000 г. торговые связи стали крепкими, была образована одна зона с высокой взаимной интенсивности товаропотоков (Дания, Швеция, Финляндия), а также выделились страны (Германия, Франция, Нидерланды) с показателем коэффициента интенсивности товаропотока от 1 до 3 с большинством членов интеграционной группировки, обеспечив себе устойчивое взаимосцеп-ление с экономиками большинства членов ЕС, не допустив роста экономической зависимости от партнеров по Союзу.
Характерной чертой для ЕС-15 является явное предпочтение 1 -2 торговых партнеров с высокой интенсивностью то-варопотока и установление прочных торговых связей (коэффициент интенсивности от 1 до 3) с большинством стран по группировке. Это, на наш взгляд, свидетельствует о трансформации торговых связей по мере расширения состава Союза и об углублении процесса интеграции между странами-участницами Евросоюза.
Вступление в Союз новых 12-ти государств привело к тому, что интенсивность товаропотоков на территории ЕС-27 стала неравномерной, и сформировались особые зоны с высокой взаимной интенсивностью товаропотоков. Сформировались три ядра (зоны): а) 6 стран Балтийского региона; б) 5 стран Центральной Европы; в) 6 стран Средизем-
номорского бассейна). Это страны, с высоким предпочтением торгового партнера (коэффициент интенсивности двусторонних товаропотоков - свыше 3х). В остальных странах ЕС отмечался коэффициент интенсивности двусторонних товаропотоков от 1 до 3-х (средний уровень предпочтения торгового партнера), или - менее 1 (низкий уровень предпочтения торгового партнера).
Анализ показал, что увеличение состава Европейского Союза с 15-ти до 27ми стран стало импульсом к появлению на территории Союза зон с высокой взаимной интенсивностью товаропотоков. С одной стороны появление таких зон является прочной основой для дальнейшей более глубокой интеграции экономик стран, образующих данные зоны. Но, с другой стороны, в этом нам видится угроза целостности всего Европейского Союза из-за роста взаимозависимости между одними государствами сформировавшихся зон, и ослабления экономических связей их с другими партнерами по Союзу. Это является одним из факторов неравномерности социально-экономического развития всего Евросоюза, что в итоге, может привести к ослаблению позиций ЕС в мире или даже к его распаду и образованию в Европе нескольких зон свободной торговли.
------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ? М.: III тысячелетие, 2001.
2. http://epp.eurostat.ec.europa.eu - сайт статистических данных Европейского Союза (Евростат). ЕШ
— Коротко об авторе -----------------------------------------------------------
Умерова И.А. - аспирантка кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН, [email protected]