Научная статья на тему 'Приоритеты системы экологического мониторинга в шахтёрских регионах и городах'

Приоритеты системы экологического мониторинга в шахтёрских регионах и городах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
197
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты системы экологического мониторинга в шахтёрских регионах и городах»

экономического потенциала представляет собой величину рыночной стоимости всей совокупности ресурсов, включаемых в его состав и определяющих его размер и динамику. Результативная форма предполагает определение возможного экономического результата от использования всей совокупности ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, т.е. она характеризует максимально возможную производительность всей региональной экономики.

На наш взгляд, наиболее важной является результативная форма оценки экономического потенциала, т.е. величина максимально возможного выпуска продукции в регионе при сложившемся уровне использования и структуре имеющихся ресурсов. Следует отметить, что результативная форма оценки применима только для оценки всего экономического потенциала, а не отдельных его составляющих (трудового, производственного, инвестиционного и других форм потенциалов).

С целью обеспечения единого методического подхода нами предлагается рассматривать экономический потенциал конкретных территорий в разрезе следующих показателей и оценок: 1)природно-географическое положение региона; 2) площади земельных, сельскохозяйственных и лесных угодий; 3) наличие и добыча полезных ископаемых; 4) производство ВРП; 5) объем промышленной и сельскохозяйственной продукции; 6) основные производственные фонды; 7) инвестиции в основной капитал по отраслям экономики; 8) объем розничного товарооборота; 9) численность населения, трудовых ресурсов, уровень их образования; 10) уровень жизни населения; 11) внешнеторговый оборот региона.

Указанные направления исследования могут быть представлены различными показателями в виде индексов, удельных, относительных и сравнительных характеристик. Эти показатели в основном должны быть основаны на данных службы государственной статистики в силу их большей объективности и достоверности, хотя и не исключается применение других методов и оценок. При этом важную роль играет цель исследования экономического потенциала региона, определяющая методику и выбор конкретных показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: Изд-во ГУ - ВШЭ, 2004.

3. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2004. № 1.

2. Казанцев С.В. Сравнительный анализ потенциала и эффективности экономики российских регионов // ЭКО. 2002. № 7.

4. Социально-экономическая потенциал региона: проблемы оценки использования и управления / Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург, 1997.

5. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, Сиб.отде-ление, 1991.

ЖУКОВА И.А.

ПРИОРИТЕТЫ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШАХТЕРСКИХ РЕГИОНАХ И ГОРОДАХ

Опыт реструктуризации угольной отрасли свидетельствует, что с прекращением производственной деятельности угольных шахт и разрезов прекращает свое действие в регионах целый ряд техногенных факторов на окружающую природную среду: валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу с вентиляционными потоками, технологическими процессами добычи, транспортировки и хранения угля, сжиганием топлива в производственных котельных, размещением вскрышных и вмещающих пород во внешних и внутренних отвалах; откачка на дневную поверхность и сброс производственных сточных вод в водные объекты; изъятие из землепользования продуктивных земель и их деградация; размещение отходов производства в границах горного отвода и их негативное влияние на прилегающую территорию; другие факторы техногенного воздействия.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

В то же время, крупные, экологически неблагоприятные последствия многолетней промышленной деятельности также нарастают: сохраняются нарушенные, загрязненные и деградированные земли, остаются различного рода накопители твердых и жидких отходов производства, происходит самоизлив на дневную поверхность загрязненных шахтных вод и др. Все это требует разработки и реализации дополнительных мероприятий по их устранению на стадии ликвидации предприятий и носит высокозатратный характер.

Кроме того, как показала практика, закрытие особо убыточных и нерентабельных шахт и разрезов сопровождается возникновением новых, нередко весьма опасных явлений и процессов, которых не было в период эксплуатации предприятий и которые имеют негативную экологическую окраску, требующую своего устранения. Среди них особо выделяются:

- загрязнение подземных водоносных горизонтов и питьевых водозаборов, находящихся в зоне действия промышленных объектов;

- подтопление прилегающих территорий, в том числе населенных пунктов;

- перетоки шахтных вод из затопленных шахт в действующие;

- неуправляемое выделение газов (метана, углекислого газа) из ликвидированных горных выработок;

- другие негативные явления и процессы.

Как показали специальные исследования в основных угольных регионах, к началу процесса реструктуризации (1993 год) на долю ликвидированных угледобывающих предприятии приходилось в выбросах и сбросах загрязняющих веществ от 43 до 55%, в объемах отходов горного производства на площади нарушенных земель - 27-28%. Ликвидация особо убыточных и нерентабельных шахт и разрезов привела к существенному снижению техногенной нагрузки на все компоненты природной среды. Так сброс загрязненных сточных вод в 2002 г. по сравнению с базовым 1993 годом снизился на 44,7%, выбросы в атмосферу твердых веществ сократились на 58,8%, а газообразных загрязняющих веществ (без учета метана) - на 68,1%, годовой объем образования отходов производства уменьшился на 30,1%. В то же время на 13,8% возросла площадь нарушенных за год земель, что обусловлено в основном увеличением доли земельного открытого способа добычи угля, с 56 до 66%. Наибольшее снижение уровня техногенного воздействия отмечено в Кузнецком, Донецком и Подмосковном угольных бассейнах, месторождениях Урала и Дальнего Востока, где произошло массовое закрытие предприятий.

таблица 1.

Техногенное воздействие предприятий угольной промышленности на окружающую

природную среду по угольным бассейнам и месторождениям до начала и после

реструктуризации

Угольные бассейны (месторождения) Сброс загрязненных сочных вод, млн м/год Выбросы в атмосферу, тыс. т/год Площадь нарушенных земель, га/год Объём отходов производства, млн м/год

твёрдых газообразных

1993 2002 1993 2002 1993 2002 (с учётом метана) 1993 2002 1993 2002

Угольная промышленность 791,4 437,3 155,4 64,1 364,8 759,2 2767,0 3150,0 971,2 679,0

Донецкий 82,0 49,6 5,7 1,6 21,9 3,7 59,0 4,0 3,6 1,2

Кузнецкий 269,8 186,4 62,3 31,0 124,7 458,6 886,0 1862,0 414,4 422,2

Канско-Ачинский 8,7 26,3 1,7 2,5 3,9 3,8 130,0 189,0 57,0 45,9

Печорский 30,0 7,4 11,8 7,3 123,7 248,9 65,0 72,0 5,1 2,6

Якутский 19,0 0,2 6,1 3,2 5,5 2,5 143,0 7,0 53,1 45,6

Подмосковный 81,3 6,1 13,5 1,3 15,9 1,6 171,0 41,0 28,6 2,0

Месторождения Урала 123,0 26,6 17,0 2,3 28,4 22,9 120,0 17,0 73,6 24,6

Месторождения Восточной Сибири 22,7 30,7 18,5 7,7 12,5 10,6 652,0 534,0 164,0 82,7

Месторождения Дальнего Востока 121,4 79,7 18,0 6,7 26,0 6,4 541,0 424,0 166,3 51,6

Месторождения сланца 33,5 24,3 0,8 0,5 2,3 0,2 2,1 0,6

В табл. 1 приведены показатели, характеризующие динамику последствий техногенного воздействия предприятий угольной промышленности на окружающую природную среду по

угольным бассейнам и месторождениям до начала и после реструктуризации. В результате снижения техногенной нагрузки на окружающую природную среду за счет ликвидации особо убыточных и нерентабельных шахт и разрезов предотвращенный экологический ущерб с учетом реализованных за этот период природоохранных мероприятий составил 7.1 млрд руб.

Наибольшая часть предотвращенного ущерба достигнута за счет сокращения загрязнения природной среды отходами производства (91,3%), в меньшей степени - водных ресурсе» (5,6%). атмосферного воздуха (1,8%) и земельных ресурсов (1,3%). По величине предотвращенного экологического ущерба угольные бассейны и месторождения распределились следующим образом: Кузнецкий бассейн - 38,8%, месторождения Урала - 26,4%, Подмосковный бассейн - 10,4%. Полное устранение негативного воздействия закрываемых объектов на компоненты природной среды может быть достигнуто при условии выполнения всего комплекса природоохранных мероприятии, предусмотренных проектами ликвидации.

Практическая реализация всего комплекса природоохранных мероприятий, предусмотренных проектами ликвидации угольных шахт и разрезов, позволит полностью устранить негативные экологические последствия их производственной деятельности. При этом предотвращенный экологический ущерб в целом по отрасли достигнет 8,7 млрд рублей, из которых 37,1% приходится на Кузнецкий угольный бассейн, 28,5% - месторождения Урала, 9,8% - на месторождения Восточной Сибири, 9,2% - на Подмосковный угольный бассейн и 7,5% - на Восточный Донбасс. Следует иметь в виду, что рассчитанный по существующей методике предотвращенный экологический ущерб в сумме 8,7 млрд рублей получен за счет прекращения выдачи породы на дневную поверхность и размещения ее во внешних отвалах, строительства и реконструкции сооружений для очистки сточных вод, тушения горящих породных отвалов, рекультивации нарушенных земель и не является полным. Это связано с тем, что по ряду работ, предусмотренных проектами по ликвидации, таких, как строительство и расширение водоотливных комплексов, осуществление мероприятий по защите территорий от подтопления, тушение подземных пожаров, проведение экологического мониторинга и других неотложных мероприятий, из-за отсутствия соответствующих методик расчет предотвращенного экологического ущерба не производился. Стоимость перечисленных выше работ составляет около 50% от общего объема, поэтому суммарный предотвращенный экологический эффект, рассчитанный с учетом этих мероприятий, может быть значительно выше.

Кроме того, необходимо учитывать, что если бы реструктуризация угольной промышленности не осуществлялась, то ликвидированные в рамках комплексной программы особо убыточные и нерентабельные шахты и разрезы, имевшие некоторые остаточные промышленные запасы угля, могли находиться в эксплуатации еще некоторое время до их полной отработки и в течение этого периода продолжать наносить вред окружающей природной среде. Суммарная величина экологического ущерба, который мог быть причинен природным компонентам ликвидируемыми предприятиями до полной отработки промышленных запасов, рассчитанная по удельным показателям, составляет 378 млрд рублей, из них 57,9% в районах Кузбасса, 13,3% - Дальнего Востока, 12,5% - Урала, 10% - Подмосковья и 3,1% -Восточного Донбасса. Это намного осложнило бы экологическую ситуацию в густонаселенных районах открытой и подземной добычи угля.

В соответствии с утвержденными проектами общие затраты на ликвидацию последствий вредного влияния от ведения горных работ в целом по отрасли составляют 19,48 млрд рублей, фактические расходы на реализацию проектных решений за истекший период составили всего 3,8 млрд рублей (19,7%). Основными причинами сложившегося положения являются недостаточное выделение на эти цели средств из федерального бюджета и отставание с разработкой рабочей документации по отдельным направлениям работ. При сохранении существующих объемов финансирования и темпов выполнения природоохранных мероприятий на устранение негативных экологических последствий потребуется около 20 лет. Естественно, что такая затяжка во времени с реализацией запланированного комплекса природоохранных мероприятии недопустима, так как может усугубить и без того сложную экологическую обстановку в районах ликвидации шахт и разрезов и в ряде случаев привести к возникновению и развитию новых явлений и процессов, нежелательных в экологическом отношении.

Отмеченная экологическая проблема в угледобывающих регионах России в решающей мере обусловлена реструктуризацией «регионообразующей» и большинстве случаев, горно-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

образующей отрасли, в полной мере проявляются в Ростовской области, ее шахтерских районах, городах, поселках.

Как отмечалось, реструктуризация угольной промышленности Восточного Донбасса привела к ликвидации убыточных и нерентабельных шахт. К 2006-2007 гг. были закрыты и находятся в стадии ликвидации 51 шахта. Закрытие такого количества шахт за столь короткий период 12-13 лет привело к развитию целого ряда негативных экологических последствий. Возникли ранее неизученные природные и техногенные явления, связанные с нарушением режима подземных и поверхностных вод, с подтоплением территорий, с загрязнением водоемов и водотоков, выходом на дневную поверхность «мертвого воздуха». Обозначилась опасность геотектонических проявлений, связанных с перераспределением напряженности горного массива. В результате затопления шахт активизировался процесс образования провалов земной поверхности над подработанной на малой глубине толщей и у ранее ликвидированных вскрывающих выработок. Все эти явления происходят на значительной площади (89,4 га), в том числе на территориях крупных городах области: Шахты, Новошахтинск, Донецк. В этой связи проблемы экологической безопасности территорий Восточного Донбасса приобрели высокую значимость и потребовали создания отлаженной системы наблюдения, позволяющей получать непрерывную и исчерпывающую информацию о состоянии окружающей среды, выполнять оценку и прогноз социально-экологической ситуации, а также разрабатывать предложения и конкретные мероприятия по локализации негативных проявлений.

С этой целью с 1998 года в углепромышленных регионах страны Государственным учреждением по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУ «ГУРШ») стали создаваться Центры горно-экологического мониторинга. В конце 2000 года такой центр был создан в г. Шахты Ростовской области, который стал осуществлять горно-экологический мониторинг за происходящими процессами при ликвидации шахт пяти угольных регионов Ростовской области: Шахтинском, Новошахтинском, Гуковском, Шолоховском и Донецком.

Система организации горно-экологического мониторинга, применительно к специфике горного производства, предусматривает работы по следующим направлениям: гидромониторинг, газомониторинг, гидрогеомеханический мониторинг, геодинамический мониторинг, мониторинг земельных ресурсов, формирование информационно-аналитической базы данных. О конкретных проблемах горно-экологического мониторинга в Восточном Донбассе пойдет речь в ходе дальнейшего рассуждения.

Одной из наиболее острых проблем является осложнение гидроэкологической обстановки на ликвидируемых шахтах. Из горных выработок ликвидируемых шахт выделяются на земную поверхность попадая в подвальные помещения жилых и производственно-административных зданий, вредные газы СН4, СО2 и воздух с низким содержанием О2. Всего на территории Восточного Донбасса выявлено 2774 жилых домов и 75 производственно-административных зданий и сооружений, находящихся в зонах угрозы выделения вредных газов.

Не менее важной проблемой является возникновение деформаций земной поверхности в виде локальных провалов, образующихся у устьев подготовительных выработок и над ними. Подобные провалы образовались, например, на шахтах «Калитва» и «Тацинская» ОАО «Шахту-голь». Кроме того, на ликвидированных шахтах, где осуществлялась отработка маломощных пологих пластов, по контурам отработанного пространства могут образовываться незначительные зоны трещин, которые для предотвращения негативного воздействия их на окружающую среду необходимо закальматировать. Проблемой при ликвидации шахт является также наличие породных отвалов и нарушенных земель, подлежащих рекультивации. Рекультивация нарушенных земель выполняется крайне медленными темпами. Общая площадь нарушенных на 42 шахтах земель, подлежащая рекультивации, составляет 10,64 га. Подлежат рекультивации 155 породных отвалов, занимающих 471,85 га площади, в том числе 19 горящих.

Необходимо также отметить практическое отсутствие гидромониторинга поверхностных водопроявлений, связанных с породными отвалами, что может привести к загрязнению поверхностных водных объектов при попадании в них этих вод. Кроме того, на большинстве шахт Восточного Донбасса не разработана проектная документация рекультивации нарушенных земель, поэтому выполнение этих работ пока не представляется возможным.

Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в сочетании со значительным сокращением бюджетных ассигнований, отсутствие адекватных правовых и экономических меха-

низмов для стимулирования средозащитной деятельности в городах определяют необходимость разработки системы экономического стимулирования природоохранной деятельности во всех подсистемах городского хозяйства. В качестве первоочередных должны быть поставлены задачи получения достоверных эколого-экономических оценок влияния, а также анализ экономической и природоохранной эффективности мероприятий автотранспортного комплекса, позволяющие смягчить остроту накопившихся экологических проблем. Принятие решений и использование экономических рычагов и стимулов в автотранспортной системе и в городском хозяйстве в целом должны быть ориентированы на экологические и социальные критерии.

Важнейшей функцией механизма экономического стимулирования природоохранной деятельности в настоящее время является «интернационализация» внешних издержек. Эк-стернальные (внешние) издержки возникают в случае, когда выбросы в окружающую среду превышают ее ассимиляционную способность. Их основное проявление - возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. В России величина внешних издержек постоянно растет в связи с количественными и качественными изменениями хозяйственной деятельности, а также по мере того, как ресурс общего пользования - воздух все более вовлекается в производственные процессы, и сужаются его ассимилятивные способности, ранее обеспечивающие ликвидацию отходов.

Центр социально-экологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса (ЦСЭМ ВД) выполняет работы по объединенному рабочему проекту «Мониторинг социальноэкологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса» в рамках ТЭО каждой закрытой шахты: осуществляет мониторинг за уровнем затопления техногенных горизонтов; подтоплением территорий; качеством шахтных и поверхностных вод; за выделением вредных и опасных газов на земную поверхность, в том числе в подвалах и погребах жилых домов; за сдвижением земной поверхности в зоне подработки горными работами территории жилого сектора. Кроме того, выполняются работы по ликвидации провалов и устранению дефектов изоляции ранее ликвидированных выработок, имеющих выход на земную поверхность; производится бурение и ремонт газо-гидронаблюдательных скважин; температурная съёмка породных отвалов и выявление нарушенных земель в пределах границ горных отводов ликвидируемых шахт. Система организации горно-экологического мониторинга предусматривает выполнение работ по следующим направлениям: гидромониторинг, газо-мониторинг, гидрогеомеханический мониторинг, геодинамический мониторинг, мониторинг земельных ресурсов, создание информационно-аналитической базы данных (ГИС-проекты), мониторинг технических работ, создание архива геологической, маркшейдерской, топографической и технической документации.

Подтопление территории в городе Шахты усиливается в периоды паводков, что, возможно, косвенно также связано с поднятием уровня грунтовых вод. Согласно ТЭО закрытия шахт площадь возможного подтопления территории города шахтными водами составляет 127 кв.км.

Подтопление жилых территорий, в том числе и жилых помещений, отмечено также в г. Новошахтинске и других населенных пунктах Восточного Донбасса.

По данным ЦМСЭП ликвидации шахт Восточного Донбасса по состоянию на 01.01.2004 г. на площадях горных отводов ликвидируемых шахт выявлены зоны угроз - 16 опасных зон по выделению вредных газов общей площадью 9424,22 га, где расположено 10855 жилых домов и 174 административно-промышленных здания. Только на горном отводе шахты «Глубокая» насчитывается 32 домовладения, в заглубленных объектах которых в 2003 году обнаружены опасные концентрации СО2 и О2.

Обострились проблемы возгорания горных отвалов, в том числе уже ранее потушенных или ранее не горевших. За последние 2-3 года в г. Шахты загорелись отвалы шахт «Аютинс-кая», №47, XX лет РККА, отвал в пос. Власовка, образованный еще до 1930 года. В г. Новошах-тинске загорелись новые породные отвалы на шахтах им. Кирова, «Самбековская», № 5-309. в городе Шахты горят отвалы, принадлежавшие ЦОФ «Аютинская», шахтам «Южная», «Глубокая», работы по тушению которых были прекращены с началом программы реструктуризации шахт.

Вместе с тем в регионе существует достаточно большое количество экологических проблем, не связанных, по крайней мере, напрямую с ликвидацией угольных предприятий. Вместе с тем, их наличие обостряет и без: того непростую экологическую обстановку.

Это прежде всего:

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

1. Состояние объектов социальной инфраструктуры природоохранного назначения (ОСК, КНС, водопроводной сети и канализации).

2. Проблема образования и утилизации ТБО и промышленных отходов.

3. Отсутствие системы централизованного водоснабжения.

4. Деградация многих поверхностных водных объектов, что обуславливает негативные последствия весенних половодий и паводков.

5. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, стационарных источников, в том числе широким использованием для отопления угля.

6. Проблема озеленения шахтерских городов и поселков.

Решать указанные проблемы необходимо в комплексе с «угольными» экологическими проблемами. Во-первых, население подвергается суммарному воздействию всех негативных явлений. Во-вторых, в значительной мере эти проблемы обострились из-за снижения финансовых возможностей местных органов власти вследствие закрытия угольных предприятий и сокращения налоговых поступлений в местные бюджеты.

В настоящее время разрабатывается программа развития шахтерских территорий Она будет предусматривать развитие различных отраслей промышленности, в том числе и способных оказать заметное воздействие на окружающую среду (например, нефтеперерабатывающие производства). Возрождение хозяйственной активности будет сопровождаться и увеличением объемов использования: природных ресурсов. Все это, если на стадии разработки программы не принять необходимых мер, может привести к новому обострению экологической ситуации в регионе и необходимости разработки мероприятий (программы) по экологической реабилитации Восточного Донбасса после экономического возрождения.

При эколого-экономическом обосновании развития и размещения угольных предприятий в структуре производительных сил региона особая роль принадлежит качественному состоянию биофизической среды в районе размещения промышленных объектов. Для оценки качества состояния биофизической среды необходимо учитывать фоновое загрязнение, обусловленное воздействием в староосвоенных районах действующих производств, транспорта, населения и других видов антропогенной деятельности

Для оценки экологических последствий от экономической деятельности региона необходимо знать структуру выбросов и сбросов веществ, загрязняющих воздух, воду и землю, образуемых в процессе производственной длительности предприятий и при сгорании различных видов энергоносителей.

Нами на основе итерационного подхода предлагается алгоритм оценки экологической оптимизации угольной отрасли.

Рис. 1. итерационный путь оценки экологической оптимизации угольной отрасли.

Изложенная последовательность не обязательна. Можно сразу ставить и решать одну из задач без альтернативного рассмотрения. В любом случае изменения структуры загрязнителей экологической емкости территории сопровождается экономическими расчетами, обеспечивающими тот или иной ее уровень.

В этих расчетах учитываются: затраты на природоохранные мероприятия, на внедрение экологически чистого оборудования, техники, технологии, сооружений, обеспечивающих снижение загрязнений на исследуемой территории; определяется экономический и социальный ущерб в зависимости от уровня загрязнений на исследуемой территории; платежи за загрязнения, сбросы и выбросы, складирования отходов, платежи за использование земли и воды; эксплуатационные расходы на природоохранную деятельность и др.

ЗАХАРОВА И.Ю.

РАЗВИТИЕ СВОБОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОДСИСТЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В целях развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры в России создаются особые экономические зоны (ОЭЗ).

Особая экономическая зона - часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. Правовой порядок формирования таких зон определяется Федеральным законом РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года №116-ФЗ. На территории РФ могут создаваться промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны. Особая экономическая зона создаётся на 20 лет, срок её существования продлению не подлежит.

Резидентом промышленно-производственной и технико-внедренческой ОЭЗ могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ [1, с. 23]. Резиденты заключают с организацией управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленнопроизводственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законом РФ.

Федеральным законом РФ от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», которые имеют непосредственное отношение к инновационной деятельности в туристской сфере.

В целях развития туризма и санаторно-курортной сферы, создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны. Для оценки целесообразности и эффективности создания этих зон учитываются следующие критерии [2, с. 45-50]:

A. Обеспеченность территории объектами инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур и их фактическое состояние.

Б. Предлагаемые показатели развития этих структур и величины затрат.

B. Количество вновь создаваемых рабочих мест.

Г. Прогнозируемая величина туристского потока.

Д. Экологическое состояние территории и возможное воздействие на окружающую среду.

Е. Планируемые объекты внебюджетных инвестиций в развитии туристской и курортной инфраструктур.

Ж. Характеристика туристско-рекреационного потенциала, его специализации на территории субъекта РФ.

З. Доли расходов бюджетов субъекта РФ, муниципального, федерального и из иных источников.

И. Предполагаемый размер доходов в бюджеты субъекта РФ, муниципальный, федеральный.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.