Научная статья на тему 'Приоритеты российской транспортной политики'

Приоритеты российской транспортной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СТРАНЫ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / GLOBALIZATION / NATIONAL PROJECTS / STRATEGIC INTERESTS OF THE COUNTRY / TRANSPORT STRATEGY / FEDERAL DISTRICTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голиусов Юрий Фёдорович

В статье рассматриваются значение, специфика и приоритеты развития российской транспортной системы. Даётся анализ Федеральной целевой программы развития транспортной системы России до 2015 года. Характеризуется место и роль транспортной сети в эффективном использовании минерально-сырьевых и природных ресурсов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the importance, specificity and priorities of Russian transport network's development. The Federal target program on Russian transport network's development up to 2015 is being analyzed. The article characterizes functions and position of transport network in a system of effective using of mineral and raw material resources in Russia

Текст научной работы на тему «Приоритеты российской транспортной политики»

Экспертиза

Юрий ГОЛИУСОВ

ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются значение, специфика и приоритеты развития российской транспортной системы. Даётся анализ Федеральной целевой программы развития транспортной системы России до 2015 года. Характеризуется место и роль транспортной сети в эффективном использовании минерально-сырьевых и природных ресурсов России.

The article is devoted to the importance, specificity and priorities of Russian transport network’s development. The Federal target program on Russian transport network’s development up to 2015 is being analyzed. The article characterizes functions and position of transport network in a system of effective using of mineral and raw material resources in Russia.

Ключевые слова:

глобализация, международные транспортные коридоры, приоритетные национальные проекты, стратегические интересы страны, транспортная стратегия, федеральные округа; globalization, national projects, strategic interests of the country, transport strategy, federal districts.

Транспорт для нашей страны имеет особое значение. Нашу территорию нельзя охватить обычными европейскими мерками, это большое, часто не изученное пространство. В малых городах, деревнях и поселках, удалённых от дорог, проживает половина населения, примерно 70 млн чел. Чтобы люди общались, были единой нацией, нужна постоянная связь, совместные действия.

В настоящее время в силу отсутствия круглогодичных высокопроизводительных видов транспорта и слабо развитой транспортной сети значительные минерально-сырьевые и природные ресурсы России не могут быть эффективно использованы, тормозятся процессы хозяйственного развития территорий. По ориентировочным оценкам, потери из-за этого фактора за последние 15 лет только по Сибири и Дальнему Востоку составили соответственно 1,4 и 1,8 трлн руб.1

Помимо экономического ущерба, недостаточное внимание к развитию транспортной инфраструктуры усиливает угрозу безопасности страны.

До последнего времени осуществлялась, мягко говоря, непоследовательная государственная транспортная политика, не учитывающая долговременные стратегические национальные интересы России в жёстком глобализирующемся мире. С целью устранения внешних и внутренних угроз специфические особенности Российской Федерации должны определяться ускоренным опережающим развитием транспортной системы страны. Реализация такой политики обеспечит в долговременной перспективе качественное изменение функционирования всего транспортного комплекса России. Транспорт из отрасли, недостаточно способствующей развитию производительных сил, должен трансформироваться в отрасль народного хозяйства, стимулирующую это развитие. Транспортная составляющая в себестоимости конечной продукции должна быть снижена в 2—3 раза.

Если куда и надо вкладывать средства, отметил в 2007 г. на научно-практической конференции Федерального дорожного агентства В.В.Путин, так это в дороги, порты и аэропорты2.

Сегодня положение с дорожным строительством в стране далеко даже от удовлетворительного. Официально в России более 50 тыс.

1 См.: Жирков О.А. Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры // Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Якутия). — Якутск, 2006, стр. 55.

2 См.: Чуприн В. Мост длиной в 15 лет // Московский комсомолец, 2007, 31 мая.

ГОЛИУСОВ Юрий Фёдорович — к.полит.н, руководитель Дальневосточной транспортной группы

населённых пунктов, не имеющих круглогодичного доступа, т.е. из-за отсутствия дорог они отрезаны от внешнего мира весной, зимой и осенью. Мосты до сих пор строятся по 15—16 лет. Несмотря на то что в 2006 г. федеральных трасс было построено в 2 раза больше, чем в 2005, но и это всего-навсего 395 км — капля в море.

Недостаток дорог в России с лихвой компенсируется количеством программ по их строительству. Особенно много таких наработок по строительству автомобильных дорог в регионах. При этом эксплуатационная длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием (включая ведомственные) уменьшилась с 754 тыс. км в 2000 г. до 706 тыс. км на конец 2005 г.1 По ним в 2000 г. перевезено грузов 550 млн т (в 5,8 раза меньше, чем 1980 г.) и 612 млн т в 2005 г. Сюда надо приплюсовать соответственно 22 и 11 млн пассажиров, перевезённых автобусами, и 16 и 6 млн — таксомоторами2. Ситуация усугубляется ростом автомобильного парка: грузовых автомобилей в 2000 г. было 4 122 тыс., а 2005 г. уже 4 564 тыс.; легковых — соответственно 20247 тыс. и 25461 тыс., в том числе в собственности граждан — 1 9061 тыс. и 4 24088 тыс.3

Ввод дорог с твердым покрытием к 2006 г. по сравнению с 1990 г. упал в 6 раз, причём за последние 5 лет — в 3 раза. В отдалённых селах и посёлках наличие и состояние дорог тесно увязывается с реализацией приоритетных национальных проектов, т.к. в глубинке многие села и деревни весной и осенью отрезаны бездорожьем. По дорогам, не имеющим асфальтового покрытия, невозможно проехать в слякоть и через снежные заносы. Расчищать их зачастую просто некому и нечем. Выделенные по нацпроекткам автомашины для перевозки школьников и больных без дорог не могут использоваться. Сегодня, как правило, приводятся в порядок главные магистрали, по которым ходит основная масса пассажирского транспорта. Но дороги местного проезда не выдерживают никакой критики.

Автомобильные дороги имеют ключевое государственное значение для удержания обширных земельных просторов в обжитом состоянии и высокоэффективном сельскохозяйственном пользовании. В то же

1 См.: Основные показатели транспорта // Российский статистический ежегодник. 2006. — М., 2006, стр. 489.

2 Там же, стр. 493.

3 Там же, стр. 496.

время повсеместно небольшие села вот уже более полутора десятилетий не в состоянии выделить ни рубля на строительство дорог. Отсутствие надёжной транспортной связи ведёт к тому, что люди начинают покидать малую родину.

Между тем в условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе страны постоянно возрастает. Быстрыми темпами растёт его вклад в обеспечение мобильности населения. Повседневное массовое использование личных автомобилей является одним из главных факторов формирования нового образа жизни. Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяет сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его высокой адаптированностью к рыночным условиям. Темпы наращивания парка личных и коммерческих автомобилей позволяют говорить о массовой автомобилизации страны, которая носит необратимый характер.

Процесс автомобилизации противоречив. Обеспечивая новое качество жизни людей и способствуя развитию рыночной экономики, автомобилизация сопровождается и негативными последствиями, связанными с ущербом от ДТП, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемами развития городской среды, дестабилизацией работы наземного пассажирского общественного транспорта, проблемой утилизации автотранспортных средств и рядом других факторов.

С учётом тесной взаимосвязи сфер использования автомобиля для личных потребностей граждан и в коммерческих целях структурные преобразования на автомобильном транспорте должны носить комплексный характер. Основные цели преобразований включают в себя максимальное использование возможностей автомобильного транспорта для повышения мобильности населения и ускорения товародвижения; снижение всех видов издержек, связанных с осуществлением автотранспортной деятельности; снижение негативных последствий автомобилизации.

В конце 1990-х гг. в России, как и во всём мире, в развитии транспортной системы обозначился ряд новых вызовов и негативных тенденций. В этой связи суще-

ствующая программа модернизации транспортной системы, рассчитанная на 2002— 2010 гг., существенно корректируется. Она завершит свое действие в 2009 г. Параллельно сформируется новая Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России в 2010—2015 годах».

В её рамках будет создаваться высокотехнологичная транспортная система с более высоким качеством транспортных услуг. Выполнению этой задачи послужат отдельные проекты, которые будут финансироваться совместно частными инвесторами, федеральным центром и регионами.

Отдельная программа займется проблемами железнодорожного комплекса. Стратегия развития железнодорожного транспорта рассчитана на период до 2030 г. Ожидается, что плотность железнодорожной сети возрастет на 23%, а объём перевозок транзитных грузов увеличится более чем в три раза.

В соответствии с транспортной стратегией будут строиться высококачественные федеральные дороги, а также будут реконструироваться дороги, формирующие международные транспортные коридоры в европейской части по направлению Север — Юг, Центр — Урал и до Сибири и Дальнего Востока. Будет реконструировано более 2,5 тыс. дорог в системе автомагистралей. В программе предусмотрен значительный рост инвестиций в дорожное хозяйство.

Документы, как предыдущий, так и вновь формируемый, связаны с другими федеральными программами, в частности — с программой структурной реформы железнодорожного транспорта, развития авиационной промышленности, реформирования ВПК, развития юга России, Дальнего Востока и Забайкалья, Калининградской обл., программой развития системы глобальной навигации и др. Мероприятия Программы спланированы с учётом особенностей социально-экономического развития российских регионов, их безопасности и имеют «территориальный срез», привязанный к системе федеральных округов Российской Федерации.

На железнодорожном транспорте будет осуществляться строительство новых линий, расширение полигона электрификации и внедрение скоростного пассажирского движения. Транспорт будет ос-

нащаться подвижным составом нового поколения.

На внутренних водных путях предполагается реконструкция важнейших судопропускных гидросооружений. Для речного флота будут построены, в основном на российских верфях, современные суда общей грузоподъёмностью около 1 млн т.

Морской флот пополнится транспортными судами общим дедвейтом около 80 млн т.

В 60 аэропортах, в том числе в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Краснодара и Ростова-на-Дону, будет проведена глубокая модернизация производственных объектов. Практически полностью обновится парк воздушных судов.

Особое значение имеет развитие на территории России международных транспортных коридоров. Оно будет обеспечено за счёт согласованного развития транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, прежде всего, на направлениях коридоров «Север — Юг» и «Транссиб». Дальнейшее развитие получат полеты по кроссполярным воздушным маршрутам. Предполагается также проведение комплекса мероприятий по активному продвижению транзитных инициатив России в международных отношениях.

Совершенствование инфраструктуры различных видов транспорта будет обеспечено развитием опорной сети автомобильных дорог общего пользования, повышением пропускной способности её наиболее загруженных участков и строительством обходов крупных городов, включая завершение строительства дороги Чита — Хабаровск и обхода Санкт-Петербурга, увеличением протяжённости скоростных многополосных автомобильных дорог.

Повышение уровня координации развития отдельных видов транспорта будет обеспечено, прежде всего, за счёт согласованного развития крупнейших коммуникаций, составляющих основу российской части международных транспортных коридоров. Предусматривается комплексное развитие транспортных узлов с рациональным сочетанием железнодорожных и автомобильных подходов к морским портам, аэропортам и крупнейшим грузовым терминалам. Получат развитие системы информационного и технологического взаимодействия различных транспортных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.