Научная статья на тему 'Приоритеты региональной политики постсоветской России'

Приоритеты региональной политики постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
431
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ИНТЕРЕСЫ И ПРАВА ЛИЧНОСТИ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЦЕНТР / REGIONAL POLICY / STATE / NATIONAL IDEA / INDIVIDUAL INTERESTS AND RIGHTS / REGIONALIZATION / STATE AUTHORITIES / CENTER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабыткина Ирина Борисовна

В статье акцентируется внимание не только на новом отношении центра к регионам, но и на новом содержании и облике последовательной региональной политики. Автор определяет приоритетные и перспективные направления региональной политики постсоветской России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the main consideration is given not only to the new attitude of state center to the relations with the regions but also to the new content and aspects of the consistent regional policy. The author determines foreground and long-term trends in the regional policy of the post-Soviet Russia.

Текст научной работы на тему «Приоритеты региональной политики постсоветской России»

$

Ирина КАБЫТКИНА

ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

В статье акцентируется внимание не только на новом отношении центра к регионам, но и на новом содержании и облике последовательной региональной политики. Автор определяет приоритетные и перспективные направления региональной политики постсоветской России.

In the article the main consideration is given not only to the new attitude of state center to the relations with the regions but also to the new content and aspects of the consistent regional policy. The author determines foreground and long-term trends in the regional policy of the post-Soviet Russia.

Ключевые слова:

региональная политика, государство, общенациональная идея, интересы и права личности, регионализация, органы государственной власти, центр; regional policy, state, national idea, individual interests and rights, regionalization, state authorities, center.

КАБЫТКИНА Ирина Борисовна — к.полит.н., доцент кафедры философии МГУУ Правительства Москвы

Dashuto4ka@mail.ru

Региональный фактор исторически традиционен и актуально практичен для российского государства. Он всегда был источником многих проблем, обостряющихся в различные периоды его развития.

Придать российскому обществу и государству новый импульс развития и, в конечном счете, расцвета не удастся без региональных политических усилий, без государственной поддержки региональных социально-экономических инициатив, без преодоления конфликтного поля во взаимоотношениях центра и регионов, а также регионов между собой. Надо полагать, что речь идет не просто о новом отношении центра к регионам, но о новом содержании и облике российской региональной политики. Опираясь на опыт демократически-цивилизованных государств, первокирпичиком этой политики следует признать интересы и права личности безотносительно ко всем формам ее идентификации — классовой, групповой, этнической, национальной, конфессиональной1. Если в содержании региональной политики данная сфера интересов будет обеспечена, то это звено под названием «гражданское состояние общественной жизни» потянет за собой нормальное решение и других актуальных задач.

На наш взгляд, одним из приоритетных и актуальных направлений российской региональной политики является всемерное укрепление геополитической целостности российского государства в его новых исторических границах, соответствующей евразийской идентичности России и ее исконной ментальности — собирать вокруг себя другие народы, защищать их и оберегать социальный облик, давать им импульсы для дальнейшего развития. Геополитическая целостность российского государства — стержень его интеграционного потенциала, испытанного и проверенного историей. Она выше национально-этнических, конфессиональных и иных региональных различий российских территорий и народов, а потому дает преимущества им всем в рамках единой российской государственности.

Следующим актуальным направлением региональной политики Российской Федерации является укрепление единства и согласованности действий органов государственной власти и их институтов в отношении регионов, создание качественно новой россий-

1 Этническая идентичность: Современные российские исследования : реферативный обзор // Этнокультурные процессы в России на рубеже ХХ—ХХ1 веков : сборник обзоров. - М. : ИНИОН РАН, 2005, с. 64.

ской государственности, привлекательной и выгодной для них. От тактики сочетания мелких уступок и заигрывания с регионами, традиционного административного нажима необходимо перейти к единой, осмысленной и стабилизационной региональной политике.

Главным в деятельности органов государственного управления должен быть поиск интеграционных рычагов в отношениях с регионами в соответствии со спецификой институтов законодательной, исполнительной и судебной властей. Бывшее заключение федеративных договоров не столько с регионами, сколько с региональной номенклатурой и политическими лидерами регионов в основном консервировало существующее национально-государственное и административно-территориальное устройство, стимулируя потенциал не интеграции, а суверенизации и регионального сепаратизма лидеров.

Будет уместным заметить, что концептуально в России не разрешен вопрос о том, каким проблемам региональной политики необходимо отдать предпочтение — национально-этническим или собственно регионально-территориальным.

Региональная политика центра будет зависеть от того, как будут сформулированы ее приоритеты — к чему стремиться, когда начать проводить новую политику и как далеко к тому времени зайдет общество по пути дезинтеграции и распада. Способность проводить действенную региональную политику будет обусловливаться оставшимися в руках правительства рычагами власти и управления, распределением законодательных, исполнительных и судебных функций между центром и регионами, а также степенью готовности регионов идти на компромиссы с центром.

Во всех странах мира важнейшими задачами региональной политики являются сокращение чрезмерных территориальных диспропорций, преодоление неравномерности социально-экономического развития регионов, стимулирование «региональных точек роста», формирование в регионах благоприятного инвестиционного климата, создание новых рабочих мест, борьба с долговременной безработицей.

Региональная политика должна строиться на базе основных политических принципов: иметь надежную законодательную основу, быть политически дол-

госрочной, демократически ориентированной, пространственно направленной, духовно-идеологически освященной. Изучение европейской модели формирования государственной региональной политики показывает, что ее основными принципами являются степень выравнивания экономического роста по регионам, экономическая безопасность и стабильность, направленность на самообеспеченность и экономическую целостность, пропорциональное распределение ресурсов между отраслями и регионами, целевое (стратегическое) распределение ресурсов.

Складывающаяся в Российской Федерации новая система регионализации не всегда обеспечивает единство и целостность государственно-политического каркаса. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, слабо стимулируют влияние регионов-лидеров на развитие других территорий. Доминирующая в стране внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке. Сложившаяся региональная организация Российской Федерации пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива страны — человеческих ресурсов. В силу этого региональное развитие сталкивается с целым комплексом социальных (политических, демографических, квалификационных, этнокультурных) проблем. В ходе новой экономической регионализации России неизбежно будет переструк-турировано политическое, экономическое и социально-культурное пространство страны. Государство должно быть готово изменить собственную политику развития, освоить новые практики управления, обеспечивающие повышение конкурентоспособности регионов в новом социально-политическом пространстве.

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны, наряду с повышением конкурентоспособности регионов, могут быть:

— стимулирование процесса новой «регионализации» — консолидации ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики;

— развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

— улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития;

— повышение качества государственного управления.

Важнейшими стратегическими приоритетами регионального развития Российской Федерации в современных условиях являются:

— формирование из регионов — «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны;

— создание условий модернизации промышленности и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров;

— достижение целей регионального развития, обеспечение эффективного взаимодействия Российской Федерации, ее регионов при реализации программ социально-экономического развития территорий, что предполагает улучшение качества государственного управления и повышение эффективности использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Поскольку одной из особенностей российской региональной политики является форсированное складывание потенциала суверенизации, существенно обогнавшее процессы складывания гражданского общества в регионах, то актуальным направлением государственной региональной политики Российской Федерации является скорейшее создание условий для формирования развитого гражданско-политического регионального пространства. Реализация такого направления государственной региональной политики даст несомненный эффект с точки зрения переоценки роли федерального центра регионами на новой политико-экономической основе, возникновения новых условий привлечения регионов к центру; формирования цивилизованной почвы восприятия и легитимации различных мероприятий центра по отношению к регионам; блокирования процесса бюрократизации и криминализации социальной атмосферы в регионах; ограничения процесса люмпенизации региональных социальных слоев и групп; формирования подлинно элитарных по-

литических сил и движений в регионах; рекрутирования политической элиты и настоящих региональных политических лидеров с развитым государственным мышлением.

Создание развитого гражданско-политического пространства в регионах будет во многом зависеть от усилий и мероприятий центра в сфере образовательной и культурной политики, финансирования региональных бюджетных организаций, разумных дотационных мероприятий в сфере социальной политики регионов, поддержки пенсионеров и малоимущих, развития органов местного самоуправления и других. Стержень этого процесса — эффективное преодоление номенклатурно-административных привычек региональной политической элиты, ограничение излишней политизации регионального общественного развития, поддержка подлинно демократических и независимых средств массовой информации в регионах, укрепление социокультурной инфраструктуры регионов, уважение национально-этнических и конфессиональных традиций, обычаев и привычек населения регионов, всемерное внимание к формированию региональной интеллигенции.

Конечно, вполне естественно, что речь идет о формировании не изначальных, а конечных мотивационно-психологических и культурных компонентов региональной политики, во многом зависящих от текущего состояния материально-экономической жизни и условий жизнедеятельности людей. Но забывать об этом направлении — значит, мыслить в духе отличия государственных деятелей от политических. Еще У. Черчилль говорил, что «государственный деятель думает о следующих поколениях, а политический — о следующих выборах».

Современные региональные субъекты опираются на собственные политические силы — политические партии и движения, созданные под цели и интересы региональной самостоятельности, а также на отделения общероссийских политических сил в регионах («Единой России», ЛДПР, КПРФ и др.). Однако, как и в обществе в целом, в регионах не наблюдается наличие нормальных гражданско-политических структур, возникших на определенной социальной почве и отражающих интересы определенных социальных слоев. Вновь

везде господствует идеология и интересы конкретных политических лидеров как основа возникновения политических партий и движений. Деидеологизация российского общества и регионов обернулась переидеологизацией, а этот путь дает прежние результаты.

Между тем, государственная региональная политика только и может опираться на привлекательную для всех общенациональную идею, объединяющую все народы и социальные группы общества и реги-онов1. И это выступает одним из актуальных направлений региональной политики российского государства. Содержание общенациональной идеи должно нести объединительный, интеграционный и духовно-культурный смысл, воспринимаемый всеми как духовное родство и отражающий российскую идентичность и ментальность. В многоконфессиональной стране общенациональная идея не должна противоречить специфике религиозного сознания российских народов. Скорее всего, на современном этапе развития общества общенациональная идея должна отражать цели и интересы возрождения сильной и независимой России, что полностью соответствует и интересам регионального развития.

Способность России к проведению собственной политики и защите национальных интересов будет прямо зависеть от ее готовности восстановить собственную духовную сущность.

Безо всякого сомнения, ясно — целост-

1 Ванюрихин Г. И. Национальная идея России и проблемы государственного управления // Современный политический анализ и политические технологии : коллективная монография / под общ. ред. д.ф.н., проф. Л.Н. Панковой, д.ф.н. М.М. Зязикова. - М. : Профиздат, 2005, с. 86.

ность духовно-идеологического богатства российского общества может и должна укрепляться, прежде всего, в собственном доме и с условием создания для этого благоприятных внешних факторов, вплоть до сильной и мощной духовно-идеологической защиты. Государственная региональная политика России в этом смысле призвана воплощать интегративные, объединительные ценности и интересы российских народов и регионов.

Сегодня духовная жизнь российского общества содержит, совмещает и сопрягает в себе противоречивые тенденции и процессы, которые явно депатриотизи-руют все общество и отдельные его регионы. С одной стороны, наш традиционный патриотизм по-прежнему требует определенной и развитой духовности, а с другой - духовность российского общества ценностно размыта и неопределенна, фрагментарна и расплывчата.

Рассмотрение некоторых актуальных проблем и направлений российской региональной политики показывает, что с точки зрения несостоятельности бывшей национальной политики, учета интересов регионов и их органичного соотношения с интересами государства политической альтернативы в России ей не существует. Национальная же политика в России в том виде, как она проводилась и осуществлялась до сих пор, порождала и возбуждала антиинтеграционные тенденции и откровенный сепаратизм, какими бы благими целями и идеями он не прикрывался. Мы нуждаемся не только в качественно новой региональной политике, мы закладываем качественно новый фундамент целостности и единства страны, гражданско-демократические скрепы ее государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.