Научная статья на тему 'Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 2018-2025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России (итоги проведения круглого стола)'

Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 2018-2025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России (итоги проведения круглого стола) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
764
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пономарев Анатолий Иванович, Сулима Тимофей Геннадьевич, Очетов Серафим Леонтьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 2018-2025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России (итоги проведения круглого стола)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ «АРМИЯ-2016»

Пономарев А.И., Сулима Т.Г., Очетов С.Л.

ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ НА 2018-2025 ГОДЫ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ (итоги проведения круглого стола)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.06.2015 № 1140-р, указаниями министра обороны Российской Федерации от 1 октября 2015 года №205/2/532 и Планом по подготовке и проведению Форума в период с 6 по 11 сентября 2016 года проходил Международный военно-технический форум «Армия-2016» (далее — Форум).

В рамках Форума была предусмотрена научно-деловая программа. В соответствии с перечнем мероприятий научно-деловой программы, 8 сентября 2016 г. проведен круглый стол на тему: «Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 20182025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России».

Ответственный за подготовку: начальник научно-исследовательского отдела Академии гражданской защиты МЧС России подполковник Сулима Т. Г.

Модератор дискуссии: заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе, кандидат военных наук, доцент Полевой В.Г.

О замысле, целях и задачах проведения круглого стола на указанную тему в рамках научно-деловой программы Форума «Армия-2016» выступил заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе Полевой В.Г.

В выступлении было отмечено, что государственная программа вооружения — это долгосрочный плановый документ, предусматривающий осуществление скоординированных по целям, ресурсам и срокам мероприятий по разработке, производству и поддержанию в боегото-вом состоянии вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), обеспечивающих решение задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

К мероприятиям государственной программы вооружения относятся:

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и модернизации вооружения, военной и специальной техники, развитию базовых и критических военных технологий, а также фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в целях создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

— производство и поставка образцов, комплексов и систем вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий, электронной компонентной базы и материалов;

— работы по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации вооружения, военной и специальной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием.

Исходя из важности и ответственности планирования и реализации мероприятий по формированию проекта государственной программы вооружения на 2018-2025 годы, (далее — ГПВ-2025) необходимо единое понимание цели, задач, структуры и обоснованности предложений с использованием согласованного научно-методического аппарата, а также координация сроков выполнения данного документа по этапам и в целом.

Целью круглого стола ставилась выработка единых методических подходов по формированию предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.

Порядок проведения круглого стола:

— доклады по формированию предложений в проект ГПВ-2025;

— обсуждение тематики докладов.

На заседание круглого стола были вынесены следующие вопросы:

1. Перспективы развития вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года (докладчик — начальник научно-исследовательского отдела АГЗ МЧС России подполковник Сулима Т.Г.).

Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» поставлена задача довести к 2020 году долю современных образцов военной, специальной техники и технических средств, оборудования, экипировки, имущества и снаряжения, в том числе и в оснащении спасательных воинских формирований, до 70 %.

Данное требование Указа Президента определено в качестве одного из основных показателей Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы (утвержден Президентом РФ от 22.12.2015 № Пр-652).

В настоящее время номенклатура образцов ВВСТ, прописанных в табелях положен-ности СВФ, насчитывает более 9 тысяч позиций. Формируемый Перечень приоритетных образцов ВВСТ (далее — Перечень) должен удовлетворять ряду противоречивых требований. С одной стороны, размерность Перечня должна быть незначительной, чтобы обеспечить приемлемые ресурсные издержки на осуществление процессов контроля над формированием и реализацией мероприятий развития ВВСТ в рамках Плана переоснащения со стороны руководства Министерства, а с другой стороны, размер Перечня и его состав должны позволить сформировать интегральное, достаточно полное, целостное и всестороннее представление о процессе развития и состоянии ВВСТ СВФ, что предполагает включение в него как можно большей номенклатуры образцов.

В докладе отмечено:

— определенная работа по подготовке исходных данных для формирования проекта государственной программы вооружения проведена: дана оценка состояния оснащенности спасательных воинских

формирований от табельной положенно-сти, определена доля современных образцов ВВСТ технических средств, оборудования, экипировки, имущества и снаряжения на 1 июля 2016 года;

— разработана методика оценки состояния технической оснащенности спасательных центров сил гражданской обороны и ее прогнозирования с целью обоснования подхода (алгоритма разработки инструмента) и выработки предложений в области обеспечения ВВСТ спасательных центров при выполнении задач в мирное и военное время;

— проведена формализация этапов и определена последовательность достижения цели и решения задач по оценке состояния технической оснащенности спасательных центров сил гражданской обороны в мирное и военное время, а также выработке предложений по типизации комплекса ВВСТ для выполнения ими обобщенных задач в этих условиях.

Предполагаемые результаты в рамках подготовки документов:

— проект перечня приоритетных образцов ВВСТ, имущества, снаряжения и экипировки для формирования предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России;

— рекомендации структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам, научным и образовательным организациям, организациям центрального подчинения МЧС России по организации работы по формированию предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий ГПВ-2025 в 2018-2020 (2018-2025) годы: планируется обеспечить спасательные воинские подразделения МЧС России ВВСТ до 90 (95) %, исправными ВВСТ — до 95 (97) %, при этом доля современных ВВСТ должна составить не менее 70 %.

2. Пути совершенствования работы органов управления МЧС России по участию в формировании государственной программы вооружения в части спасательных воинских формирований МЧС России (докладчик — Милентьев О.В., Департамент развития МЧС России).

Основной целью разработки ГПВ-2025 в части МЧС России является обеспечение оснащения сил МЧС России современными системами вооружения и специальной техникой, поддержание в готовности к применению существующих систем, а также наращивание научно-технологического задела для последующего переоснащения сил МЧС России техникой нового поколения.

Основные положения доклада:

A. Доведена информация об итогах выполнения государственной программы вооружения на 2011-2020 годы в части МЧС России.

Б. Обобщены основные характеристики внешних и внутренних угроз безопасности Российской Федерации, а также причины возникновения чрезвычайных ситуаций (количественный и качественный рост экономики, усугубление природных, экологических, экономических, социальных, политических, биологических и глобальных проблем).

К увеличению угрозы (риска) возникновения чрезвычайных ситуаций ведет быстрый рост народонаселения, неуправляемый рост и концентрация производства, урбанизация территорий, вовлечение в производственные процессы огромных масс опасных для человека и природы веществ и материалов, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, заселение и освоение потенциально опасных регионов и др.

Приведены количественные показатели по-жаровзрывоопасных, радиационных и химических опасных объектов. Наибольшую опасность в России представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), смерчи (500), ураганы и смерчи (по 14 %), а также опасные гидрологические явления.

B. Доведены требования законодательных актов Российской Федерации и руководящих документов МЧС России для обеспечения сбалансированности функционального и организационно-технического единства систе-

мы вооружения (технического оснащения) сил МЧС России, обеспечения соответствия мероприятий по поддержанию и развитию системы вооружения (технического оснащения) уровню угроз безопасности государства при формировании предложений в проект ГПВ-2025.

Г. Дана оценка современного состояния системы вооружения сил МЧС России.

Из всей техники специализированных пожарно-спасательных частей (далее — СПСЧ) (1233 ед.) подлежит списанию 114 единиц. В эксплуатации находится 660 единиц техники (50,38 %) со сроком эксплуатации до 10 лет, 174 единиц (13 %) со сроком эксплуатации до 20 лет. 362 единицы техники (около 30 %) со сроком эксплуатации более 20 лет. Некомплект составляет 1090 единиц техники — более 48 %. Самая низкая укомплектованность СПСЧ инженерной техникой 41 %.

Д. Сформулированы требования, предъявляемые к развитию системы вооружения, военной и специальной техники спасательных воинских формирований и пожарно-спасательных подразделений МЧС России:

— обеспечение возможности проведения аварийно-спасательных работ в условиях загрязненных территорий и атмосферы радиоактивными, химическими и биологически опасными веществами;

— необходимость тушения пожаров в высотных зданиях (выше 100 м), тушения площадных пожаров природного и техногенного характера, проведения гуманитарных операций в труднодоступных местах;

— необходимость снижения риска для жизни спасателей и повышения эффективности аварийно-спасательных, противопожарных, неотложно-восстановительных и других специальных работ путем освоения и более широкого применения современных робототехнических средств;

— повышение уровня транспортабельности техники, позволяющее сократить время ее доставки в районы чрезвычайных ситуаций и время проведения аварийно-спасательных работ;

— сокращение типов и марок средств за счет унификации, применения сменного оборудования и инструмента с учетом первоочередного использования образцов ВВСТ, разработанных в интересах МЧС России;

— разработка мобильных многофункциональных комплексов, включающих в себя машины разграждения и обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, комплексы машин для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, жизнеобеспечения спасателей и пострадавших, ремонта и технического обслуживания;

— широкое применение робототизации и модульных (контейнерных) систем транспортировки;

— автономность, способность к длительным самостоятельным действиям.

Е. Приоритетными направлениями развития и оснащения СВФ и подразделений ФПС в ГПВ-2025 являются:

1) применение вертолетной техники для оперативной доставки СВФ в районы крупных ЧС и для тушения пожаров;

2) создание палаточных городков для жизнеобеспечения СВФ при ликвидации ЧС мирного и военного времени;

3) создание помехозащитной, устойчивой системы управления и связи;

4) разработка и внедрение систем (комплексов) технических средств оснащения СПСЧ и спасательных воинских формирований, способных осуществлять комплекс аварийно-спасательных работ и пожаротушения при ликвидации крупных пожаров, в том числе в особо сложных условиях;

5) снижение дефицита пожарных автоцистерн среднего и тяжелого класса и пожарных автолестниц с высотой подъема не менее 30 метров;

6) оснащение специальных подразделений ФПС ГПС перспективными образцами

пожарно-спасательной техники и специальными робототехническими средствами (комплексами) для защиты закрытых административно-территориальных образований и режимных объектов.

Ж. В ходе выполнения мероприятий ГПВ-2025 в части МЧС России основные усилия будут направлены на:

— разработку многофункционального аварийно-спасательного комплекса в двух вариантах исполнения (среднего и тяжёлого класса) для разборки сложных завалов и пожаротушения;

— создание комплексов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также жизнеобеспечения в арктической зоне;

— разработку многофункционального робо-тотехнического комплекса для ведения инженерных и специальных работ в условиях радиоактивного и химического загрязнения и обезвреживания взрывоопасных предметов;

— создание перспективной пожарной техники и оборудования для пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в многоэтажных зданиях, на промышленных объектах и в метрополитене;

— разработку усовершенствованной экипировки и снаряжения пожарных и спасателей для работы в различных климатических условиях.

3. Отмечено, что одним из важнейших условий эффективной реализации ГПВ-2025 является контроль и анализ хода их выполнения в целях своевременной корректировки мероприятий при формировании ежегодных государственных оборонных заказов с учетом изменяющихся условий (появление на рынке более эффективных образцов ВВСТ, изменение потребности в ВВСТ, несоответствие уровня индексации планируемых бюджетных ассигнований уровню инфляции и росту цен на выпускаемую продукцию, необходимость реализации принятых решений Президента Российской Федерации и др.).

Контроль выполнения ГПВ с использованием целевых индикаторов введен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 года № 549 «Об утверждении Правил разработки и выполнения государственных программ вооружения».

3. Основные положения методологии формирования государственной программы вооружения на 2018-2025 годы в части МЧС России (докладчик — Онищенко Ю.А, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий).

В выступлении был дан перечень нормативной правовой базы формирования предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.

Докладчик указал, что при разработке предложений в проект ГПВ-2025 целесообразно использовать следующие основные принципы:

1) безусловное поддержание в боеготовом состоянии ВВСТ;

2) приоритетное обеспечение техническими средствами сил постоянной готовности;

3) стандартизация и унификация ВВСТ;

4) роботизация аварийно-спасательных и других работ, выполняемых в условиях (средах) опасных для жизни;

5) разработка приоритетных образцов ВВСТ двойного назначения для решения задач мирного и военного времени;

6) обеспечение независимости технической политики от иностранных государств и фирм.

В докладе представлена структура Единых стратегических исходных данных (ЕСИД-2025):

— военно-стратегические и оперативные исходные данные на период до 2025 года;

— комплексный прогноз развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2025 года;

— прогноз развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;

— анализ ведущих мировых тенденций развития ВВСТ на период до 2030 года;

— исходные данные по объектам (целям) иностранных государств и специализированные исходные данные по видам ВВСТ на период до 2025 года;

— военно-технические исходные данные на период до 2025 года;

— технико-экономические исходные данные на период до 2025 года;

— перечень базовых и критических военных технологий на период до 2025 года;

— перечень базовых и критических промышленных технологий на период до 2025 года;

— приоритетные направления фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

Целевые индикаторы, которые отражают достигнутые результаты в реализации ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России, содержат:

1) финансово-экономические показатели выполнения ГПВ-2025, например, уровень расхождений между годовыми срезами ГПВ-2025 и соответствующими ежегодными государственными оборонными заказами в суммарных затратах финансовых средств на реализацию мероприятий;

2) количественно-качественные показатели, характеризующие оснащённость образцами ВВСТ формирований (подразделений) МЧС России за счёт ГПВ-2025.

В докладе отмечается, что предложения в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России, планируются включить следующие положения:

— Перечень и объёмы финансирования НИОКР по созданию перспективной аварийно-спасательной, пожарной техники и оборудования на период до 2025 года;

— объемы поставок современных образцов, комплексов и систем ВВСТ для оснащения СВФ и подразделений ФПС МЧС России в 2018-2025 годах;

— объемы ремонта ВВСТ СВФ и подразделений ФПС МЧС России в 2018-2025 годах.

4. Проблемные вопросы формирования проекта государственной программы вооружения на 2018-2025 годы в части МЧС России (докладчик — Баранник А.Ю. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий).

Участники круглого стола были ознакомлены с Планом-графиком работы по формированию предложений в проект ГПВ-2025 МЧС России.

Основными мероприятиями формирования государственной программы вооружения являются:

1) уточнение военно-стратегических, оперативных, технико-экономических и военно-технических исходных данных на 10-летний период;

2) прогнозирование развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на 15-летний период;

3) проведение комплексного прогноза развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на 10-летний период;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) обобщение исходных данных по объектам (целям) иностранных государств и специализированных исходных данных по видам ВВСТ на 10-летний период;

5) анализ ведущих мировых тенденций развития ВВСТ на 15-летний период;

6) результаты обоснования приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на 10-летний период;

7) разработка предложений по перечню целевых индикаторов контроля хода выполнения ГПВ-2025 и порядка их определения и другие.

В докладе были представлены материалы по формированию требований к образцам ВВСТ и единые формы документов, а также поставлены сроки исполнения Плана-графика формирования ГПВ-2025.

5. Методическое обеспечение формирования предложений в проект государственной программы вооружения на 2018-2025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России (докладчик — ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций) ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» Пономарев А.П.).

В докладе была обоснована актуальность тематики проводимого круглого стола.

Общее понимание цели функционирования всех компонентов военной организации государства, которые определяют приоритеты развития и потребности единого планирования строительства военной организации государства, свидетельствует о том, что планирование и реализация ГПВ-2025 должны «проводиться» в общей системе этих мероприятий на фоне поэтапного комплексного преобразования (реставрация, совершенствование, создание новой системы или другие направления) всех ее компонентов, в том числе создание перспективного облика сил гражданской обороны и решения приоритетных задач по планированию и реализации ГПВ-2025 в части спасательных воинских формирований МЧС России.

Формирование предложений в проект ГПВ-2025 по оснащению современными, приоритетными, перспективными и другими образцами ВВСТ предлагается по следующим направлениям:

— проведение научно-исследовательской работы по обобщению (разработке) понятий-

ного аппарата в системе планирования и реализации ГПВ-2025;

— проведение фундаментальных исследований по развитию теоретических положений системы планирования и реализации ГПВ-2025 с целью обеспечения динамичного развития прорывных высокорискованных исследований и разработок, фундаментальной науки и реализации прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Инновационное развитие военной организации государства, в том числе обоснование структуры и содержания ГПВ-2025, должно быть управляемым, научно обоснованным процессом, исключающим ошибки и нерациональное расходование финансовых и материальных ресурсов. Для этого нужны определенные организационные изменения и уточнение нормативной правовой базы в области национальной безопасности, формирования и исполнения программ и планов развития военной организации государства и ее системы ВВСТ;

— повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования и реализации ГПВ-2025, в том числе в системе планирования и технического оснащения ВВСТ для сил гражданской обороны.

Создание качественно новой системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам национальной безопасности на период от 30 до 50 лет в интересах формирования государственных программ вооружения;

— «Вооружение, военная и специальная техника сама не движется, не эксплуатируется и не выполняет задачи в области гражданской обороны». Необходима подготовка (переподготовка, повышение квалификации, подготовка кадров высшей квалификации и т.д.) специалистов не только по эксплуатации техники, но и по управлению их «группами» в области решения

задач гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера;

— взаимодействие планирования и реализации государственной программы вооружения с оборонно-промышленным комплексом государства.

Мировая и отечественная практика строительства перспективного облика сил гражданской обороны свидетельствует не только о важности планируемых и реализуемых мероприятий, но и исключительно дорогостоящим инструментом, требующим значительного временного интервала, исчисляемого годами, а иногда и десятками лет.

Для «создания» и реализации ГПВ-2025 необходимо исследовать возможности экономики государства с определением рационального уровня загруженности оборонными заказами оборонно-промышленного комплекса государства, а также предприятий по выпуску продукции гражданского и двойного предназначения;

— жизненный цикл образца вооружения, военной и специальной техники.

Проблемные вопросы при исследовании жизненного цикла образца ВВСТ: прогноз периода «жизни» ВВСТ; обоснование длительности существования «приоритетных» и перспективных ВВСТ; определение жизненного цикла образцов ВВСТ, исходя из их классификации (средства разведки, средства инженерного обеспечения, средства аварийно-спасательных работ, средства транспортирования (доставки) спасателей и эвакуации пострадавших, средства жизнеобеспечения, защиты здоровья спасателей и пострадавших, средства связи);

— прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций различного характера.

Одно из возможных направлений прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций — это возможные климатические изменения в период, например, до 2025 года;

— разработка методического обеспечения развития вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года.

Для того, чтобы предложения по развитию вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года являлись обоснованными и реалистичными, требуется:

1) с одной стороны, их теоретическое обоснование со значительным упреждением по времени, требующего планирования и решения программ на ближнюю (3-5 лет), среднесрочную (до 10 лет) и долгосрочную (15-20 лет) перспективы, в том числе «создания» и реализации государственной программы вооружения в интересах сил гражданской обороны;

2) с другой стороны, теория строительства перспективного облика сил гражданской обороны должна постоянно сверяться с реальной действительностью, в том числе проведение экспериментов, первоначально на существующих и перспективных математических моделях, адекватных рискам чрезвычайных ситуаций.

Замысел разработки основных положений научно-методического аппарата развития вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России заключается в следующем:

— в едином понимании его цели, исследовательский аппарат которой позволит выявить рациональный вариант планирования и реализации государственного плана вооружения;

— в согласованности, взаимодействии и взаимообусловленности иерархии исследовательского аппарата по вертикали (решение проблемы строительства военной организации государства и по горизонтали (техническое оснащение сил гражданской обороны);

- разработка исследовательского аппарата по развитию вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года должен обеспечить проведение сравнительного анализа образцов ВВСТ и осуществлять их выбор в качестве приоритетных (новых, перспективных);

— обеспечить принципиальный подход экономии сил и средств с достижением максимальной эффективности функционирования спасательных воинских формирований МЧС России при выполнении различного рода задач, в том числе прогнозных рисков чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, постановка научной проблемы (научной задачи) в исследуемой области и обоснование рекомендаций (разработка концепции, утверждение программных документов) возможно только совместными усилиями всех компонентов военной организации государства на основе обобщенного (разработанного) научно-методического аппарата для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России современными (приоритетными) системами вооружения, военной и специальной техники, например, до 2025 года.

В ходе проведения круглого стола было проведено обсуждение проекта перечня приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, имущества, снаряжения и экипировки для формирования предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России, по следующим темам:

1. «Разработка способов и технических средств тушения пожаров в труднодоступных районах» (докладчик Логачев В.Г., профессор кафедры кибернетических систем Тюменского индустриального университета).

В 2016 году в РФ возникла сложная пожарная обстановка, вызванная аномальной жарой, отсутствием осадков и сухими грозами. Из-за пожаров пострадали леса в ряде областей: Амурской, Магаданской, Сахалинской, на Камчатке и др. Анализ пятилетних данных показал рост числа пожаров и площадей, пройденных огнем. Например, в Ханты-Мансийском ав-

тономном округе роет .лесных пожаров в 3,5 раза, а площадь пройденной огнем возросла в 5 раз. В Ямало-Ненецком автономном округе число пожаров возросло в 4,5 раза, а площадь пройденная огнем в 11 раз.

В Сибирском ФО пожарами было охвачено свыше 23 тысяч га. Суммарная площадь лесных пожаров за сезон составила более 1 млн. гектаров по оценкам Роееельхоза и 10-12 млн. гектаров по оценке Гринпис. Несмотря на то, что было задействовано 113 тысяч человек, 17 тысяч единиц техники, 37 самолетов и вертолетов, произошел рост количества лесных пожаров более чем в 3,5 раза (нарушение режима работы аэропортов).

Исходя из приведенных данных, остро актуальным является разработка и использование новых, эффективных методов и техниче-

ских средств тушения пожаров.

Используемые в настоящее время в РФ и в зарубежных странах наземные способы доставки огнсгасяших веществ к очаху пожара не эффективны, что сказывается на времени начала их тушения. Технические средства, используемые для тушения пожаров, такие как самолеты, вертолеты, не мшут использоваться в сложных метеоусловиях. Доставка мобильных роботов к месту очага возх'орания является сложной задачей. Использование пожарных десантников связано с опасностью попадания их в очаги пожаров и их гибелью.

Основная идея проекта заключается в разработке дистанционншх) способа тушения пожаров (рисунок 1), реализуемого на основе использования новых технических средств и АСУ тушением очах'ов возх'ораний.

Порошковое пожаротушение 1 секунда работы модуля Порошковое пожаротушение 7 секунда работы модуля

ш Уг 1 ^г Р , ^^Н ■Нк ,.'дР' «^^^НЫ^^^^^Ь 1 ^Н^ ; ■ Г 3 , С ^Н Кг * ? гж.Л /

1 Иг^Явм*' ш " И'1 1я

Рисунок 1 Тушение пожара дистанционным способом

Предложен дистанционный способ тушения пожаров в труднодоступных местностях (рисунок 2) с использованием в качестве средств доставки огнм'аеящих веществ наземных оперативно-тактических ракет, оснащен-

ных малоразмерными средствами доставки тушащих веществ, имеющих устройства определения интенсивности инфракраеншх) излучения и движитель перемещения носителя непосредственно в очаги пожара.

Реализация способа

Рисунок 2 - Дистанционный способ тушения пожара в труднодоступных местностях

Основные направления исследования:

— организация постоянного мониторинга пожарной обстановки в лесах и оперативное тушение пожаров на основе использования БПЛА (спутниковая информация может искажаться или прерываться при изменении метеоусловий в зоне пожара);

— разработка бестопливных источников электрической энергии для питания БП-

ЛА;

— разработка технических средств и оптимальных алгоритмов для тушения пожаров на различных объектах летающими роботами (трассы передвижения).

2. «Глубокая модернизация тяжелого механизированного моста ТММ-ЗМ» (рисунки 3 и 4) (докладчик Онешко С.Н., генеральный директор АО «Галичский автокрановый завод»):

Рисунок 3 - Общий вид мостоукладчика тяжелого механизированного моста ТММ-ЗМ2

Рисунок 4 Развертывание тяжелохх) механизировавших) моста ТММ-ЗМ2

3. Модельный ряд специальной техники и их 5) (Смиронов Д.М., менеджер но снецнроектам использование в системе МЧС России (риснуок ООО «ВЕЛМАШ-С»):

Рисунок 5 Модельный ряд специальной техники и их использование в системе МЧС России

Специальные машины повышенной прохо- сунок 6) (Пьянков И.В., начальник отдела про-димости для использования в арктических даж ООО «ЕЗСМ «Континент»), условиях, предлагаемые для МЧС России (ри-

Рисунок 6 - Проект специальной машины повышенной проходимости для использования в

арктических условиях

Цистерна пожарная ГЦ-6-40(ТСГ-2500-4М) на гусеничном шасси транспортера снегобо-лотоходного ТСГ-2500-4М, оснащенная пожарным насосом ПН-40УВ, предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения (рисунки 7

и 8) и запаса огнетушащих веществ с последующим тушением пожаров в сельской местности, в отдаленно отстоящих от основных дорог поселках, не имеющих постоянных дорог, в период распутицы, глубоко снега, когда использование колесной пожарной техники невозможно.

Рисунок 7 - Цистерна пожарная ГЦ-6-40(ТСГ-2500-4М) на гусеничном шасси транспортера

снегоболотоходного ТСГ-2500-4М

Результат заседания круглого стола: выработаны рекомендации структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам, научным и образовательным организациям, организациям центрального подчи-

нения МЧС России по организации работы по формированию предложений в проект государственной программы вооружения на 2018-2025 годы, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.