МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ «АРМИЯ-2016»
Пономарев А.И., Сулима Т.Г., Очетов С.Л.
ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ НА 2018-2025 ГОДЫ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ (итоги проведения круглого стола)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.06.2015 № 1140-р, указаниями министра обороны Российской Федерации от 1 октября 2015 года №205/2/532 и Планом по подготовке и проведению Форума в период с 6 по 11 сентября 2016 года проходил Международный военно-технический форум «Армия-2016» (далее — Форум).
В рамках Форума была предусмотрена научно-деловая программа. В соответствии с перечнем мероприятий научно-деловой программы, 8 сентября 2016 г. проведен круглый стол на тему: «Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 20182025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России».
Ответственный за подготовку: начальник научно-исследовательского отдела Академии гражданской защиты МЧС России подполковник Сулима Т. Г.
Модератор дискуссии: заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе, кандидат военных наук, доцент Полевой В.Г.
О замысле, целях и задачах проведения круглого стола на указанную тему в рамках научно-деловой программы Форума «Армия-2016» выступил заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе Полевой В.Г.
В выступлении было отмечено, что государственная программа вооружения — это долгосрочный плановый документ, предусматривающий осуществление скоординированных по целям, ресурсам и срокам мероприятий по разработке, производству и поддержанию в боегото-вом состоянии вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), обеспечивающих решение задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
К мероприятиям государственной программы вооружения относятся:
— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и модернизации вооружения, военной и специальной техники, развитию базовых и критических военных технологий, а также фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в целях создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;
— производство и поставка образцов, комплексов и систем вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий, электронной компонентной базы и материалов;
— работы по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации вооружения, военной и специальной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием.
Исходя из важности и ответственности планирования и реализации мероприятий по формированию проекта государственной программы вооружения на 2018-2025 годы, (далее — ГПВ-2025) необходимо единое понимание цели, задач, структуры и обоснованности предложений с использованием согласованного научно-методического аппарата, а также координация сроков выполнения данного документа по этапам и в целом.
Целью круглого стола ставилась выработка единых методических подходов по формированию предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.
Порядок проведения круглого стола:
— доклады по формированию предложений в проект ГПВ-2025;
— обсуждение тематики докладов.
На заседание круглого стола были вынесены следующие вопросы:
1. Перспективы развития вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года (докладчик — начальник научно-исследовательского отдела АГЗ МЧС России подполковник Сулима Т.Г.).
Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» поставлена задача довести к 2020 году долю современных образцов военной, специальной техники и технических средств, оборудования, экипировки, имущества и снаряжения, в том числе и в оснащении спасательных воинских формирований, до 70 %.
Данное требование Указа Президента определено в качестве одного из основных показателей Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы (утвержден Президентом РФ от 22.12.2015 № Пр-652).
В настоящее время номенклатура образцов ВВСТ, прописанных в табелях положен-ности СВФ, насчитывает более 9 тысяч позиций. Формируемый Перечень приоритетных образцов ВВСТ (далее — Перечень) должен удовлетворять ряду противоречивых требований. С одной стороны, размерность Перечня должна быть незначительной, чтобы обеспечить приемлемые ресурсные издержки на осуществление процессов контроля над формированием и реализацией мероприятий развития ВВСТ в рамках Плана переоснащения со стороны руководства Министерства, а с другой стороны, размер Перечня и его состав должны позволить сформировать интегральное, достаточно полное, целостное и всестороннее представление о процессе развития и состоянии ВВСТ СВФ, что предполагает включение в него как можно большей номенклатуры образцов.
В докладе отмечено:
— определенная работа по подготовке исходных данных для формирования проекта государственной программы вооружения проведена: дана оценка состояния оснащенности спасательных воинских
формирований от табельной положенно-сти, определена доля современных образцов ВВСТ технических средств, оборудования, экипировки, имущества и снаряжения на 1 июля 2016 года;
— разработана методика оценки состояния технической оснащенности спасательных центров сил гражданской обороны и ее прогнозирования с целью обоснования подхода (алгоритма разработки инструмента) и выработки предложений в области обеспечения ВВСТ спасательных центров при выполнении задач в мирное и военное время;
— проведена формализация этапов и определена последовательность достижения цели и решения задач по оценке состояния технической оснащенности спасательных центров сил гражданской обороны в мирное и военное время, а также выработке предложений по типизации комплекса ВВСТ для выполнения ими обобщенных задач в этих условиях.
Предполагаемые результаты в рамках подготовки документов:
— проект перечня приоритетных образцов ВВСТ, имущества, снаряжения и экипировки для формирования предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России;
— рекомендации структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам, научным и образовательным организациям, организациям центрального подчинения МЧС России по организации работы по формированию предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий ГПВ-2025 в 2018-2020 (2018-2025) годы: планируется обеспечить спасательные воинские подразделения МЧС России ВВСТ до 90 (95) %, исправными ВВСТ — до 95 (97) %, при этом доля современных ВВСТ должна составить не менее 70 %.
2. Пути совершенствования работы органов управления МЧС России по участию в формировании государственной программы вооружения в части спасательных воинских формирований МЧС России (докладчик — Милентьев О.В., Департамент развития МЧС России).
Основной целью разработки ГПВ-2025 в части МЧС России является обеспечение оснащения сил МЧС России современными системами вооружения и специальной техникой, поддержание в готовности к применению существующих систем, а также наращивание научно-технологического задела для последующего переоснащения сил МЧС России техникой нового поколения.
Основные положения доклада:
A. Доведена информация об итогах выполнения государственной программы вооружения на 2011-2020 годы в части МЧС России.
Б. Обобщены основные характеристики внешних и внутренних угроз безопасности Российской Федерации, а также причины возникновения чрезвычайных ситуаций (количественный и качественный рост экономики, усугубление природных, экологических, экономических, социальных, политических, биологических и глобальных проблем).
К увеличению угрозы (риска) возникновения чрезвычайных ситуаций ведет быстрый рост народонаселения, неуправляемый рост и концентрация производства, урбанизация территорий, вовлечение в производственные процессы огромных масс опасных для человека и природы веществ и материалов, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, заселение и освоение потенциально опасных регионов и др.
Приведены количественные показатели по-жаровзрывоопасных, радиационных и химических опасных объектов. Наибольшую опасность в России представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), смерчи (500), ураганы и смерчи (по 14 %), а также опасные гидрологические явления.
B. Доведены требования законодательных актов Российской Федерации и руководящих документов МЧС России для обеспечения сбалансированности функционального и организационно-технического единства систе-
мы вооружения (технического оснащения) сил МЧС России, обеспечения соответствия мероприятий по поддержанию и развитию системы вооружения (технического оснащения) уровню угроз безопасности государства при формировании предложений в проект ГПВ-2025.
Г. Дана оценка современного состояния системы вооружения сил МЧС России.
Из всей техники специализированных пожарно-спасательных частей (далее — СПСЧ) (1233 ед.) подлежит списанию 114 единиц. В эксплуатации находится 660 единиц техники (50,38 %) со сроком эксплуатации до 10 лет, 174 единиц (13 %) со сроком эксплуатации до 20 лет. 362 единицы техники (около 30 %) со сроком эксплуатации более 20 лет. Некомплект составляет 1090 единиц техники — более 48 %. Самая низкая укомплектованность СПСЧ инженерной техникой 41 %.
Д. Сформулированы требования, предъявляемые к развитию системы вооружения, военной и специальной техники спасательных воинских формирований и пожарно-спасательных подразделений МЧС России:
— обеспечение возможности проведения аварийно-спасательных работ в условиях загрязненных территорий и атмосферы радиоактивными, химическими и биологически опасными веществами;
— необходимость тушения пожаров в высотных зданиях (выше 100 м), тушения площадных пожаров природного и техногенного характера, проведения гуманитарных операций в труднодоступных местах;
— необходимость снижения риска для жизни спасателей и повышения эффективности аварийно-спасательных, противопожарных, неотложно-восстановительных и других специальных работ путем освоения и более широкого применения современных робототехнических средств;
— повышение уровня транспортабельности техники, позволяющее сократить время ее доставки в районы чрезвычайных ситуаций и время проведения аварийно-спасательных работ;
— сокращение типов и марок средств за счет унификации, применения сменного оборудования и инструмента с учетом первоочередного использования образцов ВВСТ, разработанных в интересах МЧС России;
— разработка мобильных многофункциональных комплексов, включающих в себя машины разграждения и обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, комплексы машин для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, жизнеобеспечения спасателей и пострадавших, ремонта и технического обслуживания;
— широкое применение робототизации и модульных (контейнерных) систем транспортировки;
— автономность, способность к длительным самостоятельным действиям.
Е. Приоритетными направлениями развития и оснащения СВФ и подразделений ФПС в ГПВ-2025 являются:
1) применение вертолетной техники для оперативной доставки СВФ в районы крупных ЧС и для тушения пожаров;
2) создание палаточных городков для жизнеобеспечения СВФ при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
3) создание помехозащитной, устойчивой системы управления и связи;
4) разработка и внедрение систем (комплексов) технических средств оснащения СПСЧ и спасательных воинских формирований, способных осуществлять комплекс аварийно-спасательных работ и пожаротушения при ликвидации крупных пожаров, в том числе в особо сложных условиях;
5) снижение дефицита пожарных автоцистерн среднего и тяжелого класса и пожарных автолестниц с высотой подъема не менее 30 метров;
6) оснащение специальных подразделений ФПС ГПС перспективными образцами
пожарно-спасательной техники и специальными робототехническими средствами (комплексами) для защиты закрытых административно-территориальных образований и режимных объектов.
Ж. В ходе выполнения мероприятий ГПВ-2025 в части МЧС России основные усилия будут направлены на:
— разработку многофункционального аварийно-спасательного комплекса в двух вариантах исполнения (среднего и тяжёлого класса) для разборки сложных завалов и пожаротушения;
— создание комплексов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также жизнеобеспечения в арктической зоне;
— разработку многофункционального робо-тотехнического комплекса для ведения инженерных и специальных работ в условиях радиоактивного и химического загрязнения и обезвреживания взрывоопасных предметов;
— создание перспективной пожарной техники и оборудования для пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в многоэтажных зданиях, на промышленных объектах и в метрополитене;
— разработку усовершенствованной экипировки и снаряжения пожарных и спасателей для работы в различных климатических условиях.
3. Отмечено, что одним из важнейших условий эффективной реализации ГПВ-2025 является контроль и анализ хода их выполнения в целях своевременной корректировки мероприятий при формировании ежегодных государственных оборонных заказов с учетом изменяющихся условий (появление на рынке более эффективных образцов ВВСТ, изменение потребности в ВВСТ, несоответствие уровня индексации планируемых бюджетных ассигнований уровню инфляции и росту цен на выпускаемую продукцию, необходимость реализации принятых решений Президента Российской Федерации и др.).
Контроль выполнения ГПВ с использованием целевых индикаторов введен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 года № 549 «Об утверждении Правил разработки и выполнения государственных программ вооружения».
3. Основные положения методологии формирования государственной программы вооружения на 2018-2025 годы в части МЧС России (докладчик — Онищенко Ю.А, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий).
В выступлении был дан перечень нормативной правовой базы формирования предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.
Докладчик указал, что при разработке предложений в проект ГПВ-2025 целесообразно использовать следующие основные принципы:
1) безусловное поддержание в боеготовом состоянии ВВСТ;
2) приоритетное обеспечение техническими средствами сил постоянной готовности;
3) стандартизация и унификация ВВСТ;
4) роботизация аварийно-спасательных и других работ, выполняемых в условиях (средах) опасных для жизни;
5) разработка приоритетных образцов ВВСТ двойного назначения для решения задач мирного и военного времени;
6) обеспечение независимости технической политики от иностранных государств и фирм.
В докладе представлена структура Единых стратегических исходных данных (ЕСИД-2025):
— военно-стратегические и оперативные исходные данные на период до 2025 года;
— комплексный прогноз развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2025 года;
— прогноз развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;
— анализ ведущих мировых тенденций развития ВВСТ на период до 2030 года;
— исходные данные по объектам (целям) иностранных государств и специализированные исходные данные по видам ВВСТ на период до 2025 года;
— военно-технические исходные данные на период до 2025 года;
— технико-экономические исходные данные на период до 2025 года;
— перечень базовых и критических военных технологий на период до 2025 года;
— перечень базовых и критических промышленных технологий на период до 2025 года;
— приоритетные направления фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
Целевые индикаторы, которые отражают достигнутые результаты в реализации ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России, содержат:
1) финансово-экономические показатели выполнения ГПВ-2025, например, уровень расхождений между годовыми срезами ГПВ-2025 и соответствующими ежегодными государственными оборонными заказами в суммарных затратах финансовых средств на реализацию мероприятий;
2) количественно-качественные показатели, характеризующие оснащённость образцами ВВСТ формирований (подразделений) МЧС России за счёт ГПВ-2025.
В докладе отмечается, что предложения в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России, планируются включить следующие положения:
— Перечень и объёмы финансирования НИОКР по созданию перспективной аварийно-спасательной, пожарной техники и оборудования на период до 2025 года;
— объемы поставок современных образцов, комплексов и систем ВВСТ для оснащения СВФ и подразделений ФПС МЧС России в 2018-2025 годах;
— объемы ремонта ВВСТ СВФ и подразделений ФПС МЧС России в 2018-2025 годах.
4. Проблемные вопросы формирования проекта государственной программы вооружения на 2018-2025 годы в части МЧС России (докладчик — Баранник А.Ю. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий).
Участники круглого стола были ознакомлены с Планом-графиком работы по формированию предложений в проект ГПВ-2025 МЧС России.
Основными мероприятиями формирования государственной программы вооружения являются:
1) уточнение военно-стратегических, оперативных, технико-экономических и военно-технических исходных данных на 10-летний период;
2) прогнозирование развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на 15-летний период;
3) проведение комплексного прогноза развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на 10-летний период;
4) обобщение исходных данных по объектам (целям) иностранных государств и специализированных исходных данных по видам ВВСТ на 10-летний период;
5) анализ ведущих мировых тенденций развития ВВСТ на 15-летний период;
6) результаты обоснования приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на 10-летний период;
7) разработка предложений по перечню целевых индикаторов контроля хода выполнения ГПВ-2025 и порядка их определения и другие.
В докладе были представлены материалы по формированию требований к образцам ВВСТ и единые формы документов, а также поставлены сроки исполнения Плана-графика формирования ГПВ-2025.
5. Методическое обеспечение формирования предложений в проект государственной программы вооружения на 2018-2025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России (докладчик — ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций) ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» Пономарев А.П.).
В докладе была обоснована актуальность тематики проводимого круглого стола.
Общее понимание цели функционирования всех компонентов военной организации государства, которые определяют приоритеты развития и потребности единого планирования строительства военной организации государства, свидетельствует о том, что планирование и реализация ГПВ-2025 должны «проводиться» в общей системе этих мероприятий на фоне поэтапного комплексного преобразования (реставрация, совершенствование, создание новой системы или другие направления) всех ее компонентов, в том числе создание перспективного облика сил гражданской обороны и решения приоритетных задач по планированию и реализации ГПВ-2025 в части спасательных воинских формирований МЧС России.
Формирование предложений в проект ГПВ-2025 по оснащению современными, приоритетными, перспективными и другими образцами ВВСТ предлагается по следующим направлениям:
— проведение научно-исследовательской работы по обобщению (разработке) понятий-
ного аппарата в системе планирования и реализации ГПВ-2025;
— проведение фундаментальных исследований по развитию теоретических положений системы планирования и реализации ГПВ-2025 с целью обеспечения динамичного развития прорывных высокорискованных исследований и разработок, фундаментальной науки и реализации прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Инновационное развитие военной организации государства, в том числе обоснование структуры и содержания ГПВ-2025, должно быть управляемым, научно обоснованным процессом, исключающим ошибки и нерациональное расходование финансовых и материальных ресурсов. Для этого нужны определенные организационные изменения и уточнение нормативной правовой базы в области национальной безопасности, формирования и исполнения программ и планов развития военной организации государства и ее системы ВВСТ;
— повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования и реализации ГПВ-2025, в том числе в системе планирования и технического оснащения ВВСТ для сил гражданской обороны.
Создание качественно новой системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам национальной безопасности на период от 30 до 50 лет в интересах формирования государственных программ вооружения;
— «Вооружение, военная и специальная техника сама не движется, не эксплуатируется и не выполняет задачи в области гражданской обороны». Необходима подготовка (переподготовка, повышение квалификации, подготовка кадров высшей квалификации и т.д.) специалистов не только по эксплуатации техники, но и по управлению их «группами» в области решения
задач гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера;
— взаимодействие планирования и реализации государственной программы вооружения с оборонно-промышленным комплексом государства.
Мировая и отечественная практика строительства перспективного облика сил гражданской обороны свидетельствует не только о важности планируемых и реализуемых мероприятий, но и исключительно дорогостоящим инструментом, требующим значительного временного интервала, исчисляемого годами, а иногда и десятками лет.
Для «создания» и реализации ГПВ-2025 необходимо исследовать возможности экономики государства с определением рационального уровня загруженности оборонными заказами оборонно-промышленного комплекса государства, а также предприятий по выпуску продукции гражданского и двойного предназначения;
— жизненный цикл образца вооружения, военной и специальной техники.
Проблемные вопросы при исследовании жизненного цикла образца ВВСТ: прогноз периода «жизни» ВВСТ; обоснование длительности существования «приоритетных» и перспективных ВВСТ; определение жизненного цикла образцов ВВСТ, исходя из их классификации (средства разведки, средства инженерного обеспечения, средства аварийно-спасательных работ, средства транспортирования (доставки) спасателей и эвакуации пострадавших, средства жизнеобеспечения, защиты здоровья спасателей и пострадавших, средства связи);
— прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций различного характера.
Одно из возможных направлений прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций — это возможные климатические изменения в период, например, до 2025 года;
— разработка методического обеспечения развития вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года.
Для того, чтобы предложения по развитию вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года являлись обоснованными и реалистичными, требуется:
1) с одной стороны, их теоретическое обоснование со значительным упреждением по времени, требующего планирования и решения программ на ближнюю (3-5 лет), среднесрочную (до 10 лет) и долгосрочную (15-20 лет) перспективы, в том числе «создания» и реализации государственной программы вооружения в интересах сил гражданской обороны;
2) с другой стороны, теория строительства перспективного облика сил гражданской обороны должна постоянно сверяться с реальной действительностью, в том числе проведение экспериментов, первоначально на существующих и перспективных математических моделях, адекватных рискам чрезвычайных ситуаций.
Замысел разработки основных положений научно-методического аппарата развития вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России заключается в следующем:
— в едином понимании его цели, исследовательский аппарат которой позволит выявить рациональный вариант планирования и реализации государственного плана вооружения;
— в согласованности, взаимодействии и взаимообусловленности иерархии исследовательского аппарата по вертикали (решение проблемы строительства военной организации государства и по горизонтали (техническое оснащение сил гражданской обороны);
- разработка исследовательского аппарата по развитию вооружения, военной и специальной техники, снаряжения, экипировки и имущества для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России до 2025 года должен обеспечить проведение сравнительного анализа образцов ВВСТ и осуществлять их выбор в качестве приоритетных (новых, перспективных);
— обеспечить принципиальный подход экономии сил и средств с достижением максимальной эффективности функционирования спасательных воинских формирований МЧС России при выполнении различного рода задач, в том числе прогнозных рисков чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, постановка научной проблемы (научной задачи) в исследуемой области и обоснование рекомендаций (разработка концепции, утверждение программных документов) возможно только совместными усилиями всех компонентов военной организации государства на основе обобщенного (разработанного) научно-методического аппарата для оснащения спасательных воинских формирований МЧС России современными (приоритетными) системами вооружения, военной и специальной техники, например, до 2025 года.
В ходе проведения круглого стола было проведено обсуждение проекта перечня приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, имущества, снаряжения и экипировки для формирования предложений в проект ГПВ-2025, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России, по следующим темам:
1. «Разработка способов и технических средств тушения пожаров в труднодоступных районах» (докладчик Логачев В.Г., профессор кафедры кибернетических систем Тюменского индустриального университета).
В 2016 году в РФ возникла сложная пожарная обстановка, вызванная аномальной жарой, отсутствием осадков и сухими грозами. Из-за пожаров пострадали леса в ряде областей: Амурской, Магаданской, Сахалинской, на Камчатке и др. Анализ пятилетних данных показал рост числа пожаров и площадей, пройденных огнем. Например, в Ханты-Мансийском ав-
тономном округе роет .лесных пожаров в 3,5 раза, а площадь пройденной огнем возросла в 5 раз. В Ямало-Ненецком автономном округе число пожаров возросло в 4,5 раза, а площадь пройденная огнем в 11 раз.
В Сибирском ФО пожарами было охвачено свыше 23 тысяч га. Суммарная площадь лесных пожаров за сезон составила более 1 млн. гектаров по оценкам Роееельхоза и 10-12 млн. гектаров по оценке Гринпис. Несмотря на то, что было задействовано 113 тысяч человек, 17 тысяч единиц техники, 37 самолетов и вертолетов, произошел рост количества лесных пожаров более чем в 3,5 раза (нарушение режима работы аэропортов).
Исходя из приведенных данных, остро актуальным является разработка и использование новых, эффективных методов и техниче-
ских средств тушения пожаров.
Используемые в настоящее время в РФ и в зарубежных странах наземные способы доставки огнсгасяших веществ к очаху пожара не эффективны, что сказывается на времени начала их тушения. Технические средства, используемые для тушения пожаров, такие как самолеты, вертолеты, не мшут использоваться в сложных метеоусловиях. Доставка мобильных роботов к месту очага возх'орания является сложной задачей. Использование пожарных десантников связано с опасностью попадания их в очаги пожаров и их гибелью.
Основная идея проекта заключается в разработке дистанционншх) способа тушения пожаров (рисунок 1), реализуемого на основе использования новых технических средств и АСУ тушением очах'ов возх'ораний.
Порошковое пожаротушение 1 секунда работы модуля Порошковое пожаротушение 7 секунда работы модуля
ш Уг 1 ^г Р , ^^Н ■Нк ,.'дР' «^^^НЫ^^^^^Ь 1 ^Н^ ; ■ Г 3 , С ^Н Кг * ? гж.Л /
1 Иг^Явм*' ш " И'1 1я
Рисунок 1 Тушение пожара дистанционным способом
Предложен дистанционный способ тушения пожаров в труднодоступных местностях (рисунок 2) с использованием в качестве средств доставки огнм'аеящих веществ наземных оперативно-тактических ракет, оснащен-
ных малоразмерными средствами доставки тушащих веществ, имеющих устройства определения интенсивности инфракраеншх) излучения и движитель перемещения носителя непосредственно в очаги пожара.
Реализация способа
Рисунок 2 - Дистанционный способ тушения пожара в труднодоступных местностях
Основные направления исследования:
— организация постоянного мониторинга пожарной обстановки в лесах и оперативное тушение пожаров на основе использования БПЛА (спутниковая информация может искажаться или прерываться при изменении метеоусловий в зоне пожара);
— разработка бестопливных источников электрической энергии для питания БП-
ЛА;
— разработка технических средств и оптимальных алгоритмов для тушения пожаров на различных объектах летающими роботами (трассы передвижения).
2. «Глубокая модернизация тяжелого механизированного моста ТММ-ЗМ» (рисунки 3 и 4) (докладчик Онешко С.Н., генеральный директор АО «Галичский автокрановый завод»):
Рисунок 3 - Общий вид мостоукладчика тяжелого механизированного моста ТММ-ЗМ2
Рисунок 4 Развертывание тяжелохх) механизировавших) моста ТММ-ЗМ2
3. Модельный ряд специальной техники и их 5) (Смиронов Д.М., менеджер но снецнроектам использование в системе МЧС России (риснуок ООО «ВЕЛМАШ-С»):
Рисунок 5 Модельный ряд специальной техники и их использование в системе МЧС России
Специальные машины повышенной прохо- сунок 6) (Пьянков И.В., начальник отдела про-димости для использования в арктических даж ООО «ЕЗСМ «Континент»), условиях, предлагаемые для МЧС России (ри-
Рисунок 6 - Проект специальной машины повышенной проходимости для использования в
арктических условиях
Цистерна пожарная ГЦ-6-40(ТСГ-2500-4М) на гусеничном шасси транспортера снегобо-лотоходного ТСГ-2500-4М, оснащенная пожарным насосом ПН-40УВ, предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения (рисунки 7
и 8) и запаса огнетушащих веществ с последующим тушением пожаров в сельской местности, в отдаленно отстоящих от основных дорог поселках, не имеющих постоянных дорог, в период распутицы, глубоко снега, когда использование колесной пожарной техники невозможно.
Рисунок 7 - Цистерна пожарная ГЦ-6-40(ТСГ-2500-4М) на гусеничном шасси транспортера
снегоболотоходного ТСГ-2500-4М
Результат заседания круглого стола: выработаны рекомендации структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам, научным и образовательным организациям, организациям центрального подчи-
нения МЧС России по организации работы по формированию предложений в проект государственной программы вооружения на 2018-2025 годы, в части касающейся спасательных воинских формирований МЧС России.