Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гербер Ю.Б., Нагорный С.В.

Предметом рассмотрения в данной статье выступают процессы цифрового развития промышленности в условиях экономики совместного потребления. В ходе проведения научно-методологического анализа трудов ученых по проблематике экономики совместного потребления выявлены три основные направления трансформации экономических подходов к ведению деятельности: изменение отношения к культуре потребления ресурсов вследствие их ограниченности; трансформация базовых экономических и социальных институтов под влиянием Индустрии 4.0 и процессов формирования Общества 5.0; платформизация экономических моделей развития сферы материального производства, прежде всего, промышленности. Сделан вывод о том, что в условиях развития экономики совместного потребления и увеличения доли сектора услуг в объеме ВВП особую значимость представляют процессы цифровой трансформации технологического развития промышленности на основе внедрения высоких сквозных технологий с клиенто-ориентированной спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY IN THE SHARING ECONOMY

The subject of this article is the processes of digital development of the industry in the conditions of the sharing economy. In the course of the scientific and methodological analysis of the works of scientists on the problems of the sharing economy, three main directions for the transformation of economic approaches to doing business were identified: changing attitudes towards the culture of resource consumption due to their limited nature; transformation of basic economic and social institutions under the influence of Industry 4.0 and the formation of Society 5.0; platformization of economic models for the development of the sphere of material production, primarily industry. It is concluded that in the context of the development of the sharing economy and an increase in the share of the service sector in the volume of GDP, the processes of digital transformation of the technological development of industry based on the introduction of high end-to-end technologies with customer-oriented specifics are of particular importance.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

7. Kadyrov A. R. Influence of risks on the effectiveness of the use of current assets of an agricultural organization / Kadyrov A. R., O. A. Gerasimenko // Actual issues of modern economics. - 2019. - No. 3. - P. 162-168.

8. Kumpilov N. T., N. T. Kumpilov, K. A. Nazaretyan, O. A. Gerasimenko, Strengthening the financial sustainability of agricultural organizations as an element in the formation of a financial strategy. - 2020. - No. 28 (2). - S. 139-146.

9. Lapygin Yu. N. Strategic management: textbook. allowance / Yu. N. Lapygin. - 2nd ed. - M. : INFRA-M, 2018. - 208 p.

10. Nazarova O. V. Problems of financing as a deterrent to the development of digitalization of agribusiness / O. V. Nazarova, E. A. Samsonova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 1 (36). - S. 308-311.

EDN: POIADC

Ю.Б. Гербер - д.т.н., профессор, заместитель директора по учебной работе Института «Агротехнологическая академия», ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», solnce.hp@gmail.com,

Yu.B. Gerber - Doctor of Technical Sciences, Professor, Deputy Director for Academic Affairs of the Institute "Agrotechnological Academy", V.I. Vernadsky Crimean Federal University;

С.В. Нагорный - аспирант, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», solnce.hp@gmail.com,

S.V. Nagornyi - post-graduate student, V.I. Vernadsky Crimean Federal University.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY IN THE SHARING ECONOMY

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступают процессы цифрового развития промышленности в условиях экономики совместного потребления. В ходе проведения научно-методологического анализа трудов ученых по проблематике экономики совместного потребления выявлены три основные направления трансформации экономических подходов к ведению деятельности: изменение отношения к культуре потребления ресурсов вследствие их ограниченности; трансформация базовых экономических и социальных институтов под влиянием Индустрии 4.0 и процессов формирования Общества 5.0; платформизация экономических моделей развития сферы материального производства, прежде всего, промышленности. Сделан вывод о том, что в условиях развития экономики совместного потребления и увеличения доли сектора услуг в объеме ВВП особую значимость представляют процессы цифровой трансформации технологического развития промышленности на основе внедрения высоких сквозных технологий с клиенто-ориентированной спецификой.

Abstract. The subject of this article is the processes of digital development of the industry in the conditions of the sharing economy. In the course of the scientific and methodological analysis of the works of scientists on the problems of the sharing economy, three main directions for the transformation of economic approaches to doing business were identified: changing attitudes towards the culture of resource consumption due to their limited nature; transformation of basic economic and social institutions under the influence of Industry 4.0 and the formation of Society 5.0; platformization of economic models for the development of the sphere of material production, primarily industry. It is concluded that in the context of the development of the sharing economy and an increase in the share of the service sector in the volume of GDP, the processes of digital transformation of the technological development of industry based on the introduction of high end-to-end technologies with customer-oriented specifics are of particular importance.

Ключевые слова: промышленность, экономика промышленности, цифровизация, экономика совместного потребления. Keywords: industry, economy of industry, digitalization, sharing economy.

В современных научных публикациях рассмотрение феномена экономики совместного потребления (или sharing economy) осуществляется в различных направлениях. Во-первых, выделим социо-культурологический подход к изучению влияния развития экономики совместного потребления на трансформацию моделей потребительского поведения [13, 14, 15]. Ученые A. Аквауэр, T. Долиджес [2], Д. Аркидиаконо, A. Гандини [3], Т. Лин [12], K. Ронг, Х. Сан [17], A. Стефани [18], Б. Тагаров [19], Й. Ху [21] - в своих работах подчеркивают противоречивость смысловых характеристик экономики совместного потребления. По мнению A. Аквауэр и T. Долиджеса [2], экономика совместного потребления основывается на трех постулатах: 1) экономика доступа; 2) платформенная экономика; 3) экономика сообщества. Приводя указанные три составляющие данного типа экономики, авторы указывают, с одной стороны, на их неразрывность и единство, а с другой стороны - на противоречивость. Культурологическая составляющая здесь определяется важностью изучения трансформации моделей поведения потребителей, изложенных в трудах Р. Белка [4]; С. Бредбаха и Р. Броди [5]; О. Панфиловой, В. Окрепилова, С. Кузьминой [15].

Совместное потребление рассматривается как новая культура и основа новой модели экономики, в рамках которой признается преимущество модели временного пользования объектом, находящимся в общем доступе или принадлежащим другом улицу, и бывшего в

употреблении ранее, над приобретением нового объекта в собственность. По оценкам В. Куприяновского, Д. Намиота, С. Сянигова, данная модель способна изменить бизнес, потребительское поведение и стиль нашей жизни в целом [10].

Ограниченность ресурсов меняет отношение к культуре их потребления, что обусловило переход от потребительского общества к экономике совместного потребления, характеризующейся совместным (коллективным) использованием товаров и услуг. Эти тенденции в наши дни проявляются в различных сферах (например, в сфере транспортной инфраструктуры развивается каршеринга в различных проявлениях; в сфере пользования недвижимым имуществом, движимыми вещами также набирает популярность совместное их использование и др.). Как отмечается в работе Б. Никитиной, М. Корсун, И. Сарбаевой, идеи экономики совместного потребления тесно связаны с реализацией ценностей человека в будущем, что связано с развитием социальной солидарности, эффективностью использования промышленных и человеческих ресурсов [14].

Во-вторых, трансформация моделей поведения потребителей в экономике совместного потребления обусловливает изменение базовых экономических и социальных институтов под влиянием Индустрии 4.0 и процессов формирования Общества 5.0. В связи с этим выделим важность использования институционального подхода к изучению процессов развития экономики совместного потребления. Значение институциональной среды для развития ше-ринга трудно переоценить. Традиционно институциональная среда рассматривается как совокупность институтов, влияющих на структуризацию социальных отношений между экономическими агентами. Институциональная среда представляет собой сложную упорядоченную систему базисных и инфраструктурных экономических институтов, создающих условия для общественного воспроизводства через формирование общеобязательных правил и механизмов их поддержания, с другой стороны - систему отношений между экономическими субъектами и институтами по поводу удовлетворения потребностей экономических субъектов в институтах и институциональных механизмах.

Отметим, что развитие экономики совместного потребления приводит к трансформации базовых экономических институтов собственности, конкуренции, которые могут как ускорять, так и препятствовать развитию экономической системы. Исследования в данной предметной области представлены в работах А. Дина [7]; Е. Попова, К. Герцегова, К. Семяч-кова [16], Л. Звольской, П. Войтенко, О. Монт [23]. В экономике совместного потребления происходит трансформация традиционных свойств институциональной среды, таких как: целостность, устойчивость, иерархичность; неоднородность [11]. Трансформация социальных и экономических институтов приводит к снижению трансакционных издержек, что, несомненно, является значительным эффектом развития цифровой экономики.

В-третьих, критический анализ публикаций по указанной проблематике позволяет выделить стремительно развивающийся платформенный подход к анализу моделей экономики совместного потребления. В данном аспекте обратим внимание на работы с позиции развития цифровых платформ и цифровых сервисов таких ученых, как: Д. Давлембаева, С. Па-пагиннидис, Е. Аламанос [6], И. Гелишанов, Т. Юдина, А. Бабкин [8], Р. Гупта, С. Мейа, Й. Каякава [9] и других. В ряде работ электронная платформа рассматривается как важнейший агрегатор приращения эффекта масштаба агрегированных данных [1, 3]. Цифровизация увеличила агрегацию предложений товаров и услуг и расширила возможности их использования. Рассмотрение цифровых сервисов как предтечи формирования и развития экосистем представлено в работах К. Ронга, Х. Сана, Д. Ли, Д. Жоу [17], Ф. Йе, Д. Ни, К. Ли [22], У. Ху, С. Хазе [21] и других ученых. Вместе с тем, отметим, что в настоящее время явно недостаточно уделяется внимание исследованиям, посвященным системному изучению проблематики платформенного регулирования процессов развития промышленности в экономике совместного потребления.

В рамках вышеуказанного третьего направления развития исследований экономики совместного потребления обратим внимание на особую значимость трансформации приори-

тетов развития промышленности.

В таблице 1 представлены результаты исследований ученых Высшей школы экономики, которые демонстрируют ранжирование ведущих технологий развития промышленности на мировом рынке.

Таблица 1 - Топ-15 технологий в развитии промышленности, 2020 г.

Ранг Технологии Направления Индекс значимости

1 Промышленные роботы Компоненты робототехники и сенсорика 1,00

2 Искусственный интеллект Искусственный интеллект 0,86

3 Машинное обучение Искусственный интеллект 0,68

4 Цифровое прототипирование Новые производственные технологии 0,56

5 Сенсорика Компоненты робототехники и сенсорика 0,42

6 Беспроводная связь Искусственный интеллект 0,30

7 Блокчейн Искусственный интеллект 0,21

8 Большие данные Искусственный интеллект 0,20

9 Виртуальная и дополненная реаль- Технологии виртуальной и дополненной реаль-

ность ности 0,12

10 Товар как услуга Бизнес-модели 0,09

11 Компьютерное зрение Искусственный интеллект 0,03

12 Смарт-контракты Технологии распределенного реестра 0,03

13 Промышленный Интернет вещей Искусственный интеллект 0,03

14 Цифровой двойник Искусственный интеллект 0,02

15 Умные фабрики Искусственный интеллект, Компоненты робото- 0,01

техники и сенсорика

Источник: составлено авторами на основе [24]

Отметим, что приведенные в таблице 1 данные несколько противоречат тенденциям внедрения цифровых технологий в практическую плоскость на российских предприятиях. Обратим внимание на то, что цифровые двойники являются одной из самых перспективных технологий, успешно применяемой на практике. На наш взгляд, представленный срез характеризует скорее степень упоминаемости таких технологий, как промышленные роботы, искусственный интеллект, машинное обучение в научных и научно-популярных публикациях, нежели эффекты использования на производстве. Так, технология искусственного интеллекта наименее развита в таких видах деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.

Анализ динамики роста затрат на цифровые активы за последнее десятилетие позволил выявить проблему снижения валовой добавленной стоимости сектора информационных (цифровых) технологий, что связано, очевидно, с преимущественным спросом на инновационные цифровые технологии в сфере финансовых услуг, а не в промышленности (рисунок 1).

3%

у\

/

1 4В% у \

В 1 л7

14%

и ■ Здравоохранение _—■—

□ Образование

□ Промышленность

□ Строительство

■ Транспортая инфраструктура

□ Энергетическая инфраструктура

■ Финансовые услуги

Рисунок 1 - Структура спроса в секторах экономики на использование технологии искусственного интеллекта в 2020 году, % (Источник: составлено авторами на основе [25])

Отметим, что, невзирая на явное доминирование цифрового развития сектора услуг в экономике совместного потребления, выделим такие приоритеты развития промышленности в экономике совместного потребления:

- системная цифровая трансформация отраслей промышленности на основе ускоренного внедрения цифровых технологий, создание в отраслях промышленности высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий;

- обеспечение стратегически значимых отраслей промышленности высококвалифицированными кадрами;

- полная автоматизация всех процессов проектирования и инжиниринга в промышленном секторе, развитие цифрового производства;

- клиенто-ориентированные цифровые трансформации промышленных предприятий;

- проектирование экосистем цифрового взаимодействия промышленных предприятий с поставщиками цифровых услуг (субпоставщиками);

- внедрение платформенных сервисов в процессы цепочки создания стоимости продукции отрасли;

- проектирование сетевого производства как технологической основы для приемлемого по затратам производства все более индивидуальных продуктов;

- широкомасштабное внедрение технологий искусственного интеллекта в процессы создания стоимости продукции в промышленности и т.д.

Таким образом, в ходе проведения научно-методологического анализа трудов ученых по проблематике экономики совместного потребления выявлены три основные направления трансформации экономических подходов к ведению деятельности:

- изменение отношения к культуре потребления ресурсов вследствие их ограниченности;

- трансформация базовых экономических и социальных институтов под влиянием Индустрии 4.0 и процессов формирования Общества 5.0;

- платформизация экономических моделей развития сферы материального производства, прежде всего, промышленности.

Подводя итоги, отметим, что в условиях развития экономики совместного потребления и увеличения доли сектора услуг в объеме ВВП особую значимость представляют процессы цифровой трансформации технологического развития промышленности на основе внедрения высоких сквозных технологий с клиенто-ориентированной спецификой.

Источники:

1. Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г. Экономика совместного потребления: сущность и некоторые тенденции развития // Экономический журнал. - 2019. - № 2 (54). - С. 6-19.

2. Acquier, A., Daudigeos, T., Pinkse, J. Promises and paradoxes of the sharing economy: An organizing framework. Technological Forecasting and Social Change. - 2017. - Vol. 125, pp. 1-10. doi: 10.1016/j.techfore.2017.07.006.

3. Arcidiacono, D., Gandini, A., Pais, I. Sharing what? The 'sharing economy' in the sociological debate // Sociological Review. -2018. - Vol. 66 (2), pp. 275-288. doi: 10.13169/workorgalaboglob.11.2.0039.

4. Belk, R. Sharing. Journal of Consumer Research, (2010).36 (5), pp. 715-734. doi: 10.1086/612649.

5. Breidbach, C.F., Brodie, R.J. Engagement platforms in the sharing economy: Conceptual foundations and research directions // Journal of Service Theory and Practice. - 2017. - 27 (4), pp. 761-777.

6. Davlembayeva, D., Papagiannidis, S., Alamanos, E. Sharing economy platforms: An equity theory perspective on reciprocity and commitment // Journal of Business Research. - 2021. - Vol. 127, pp. 151-166.

7. Dean, A. From conflict to coalition: Profit-sharing institutions and the political economy of trade: Book. - 2016. - 228 p.

8. Gelishanov, I.Z., Judina, T.N., Babkin, A.V. Digital platforms in the economy: essence, models, development trends, St. Petersburg State Polytechnical University Journal, Economics. - 2018. - Vol. 11, no. 6, pp. 22-36. DOI: 10.18721/JE.11602.

9. Gupta, R., Mejia, C., Kajikawa, Y. Business, innovation and digital ecosystems landscape survey and knowledge cross sharing. Technological Forecasting and Social Change. - 2019. - Vol. 147, pp. 100-109.

10. Kupriyanovsky V., Namiot D., Sinyagov S. Demystifying the Digital Economy. International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Vol. 11, pp. 59-63.

11. Lehmann, J., Weber, F., Graf-Vlachy, L., König, A. Talking institutions in the sharing economy: A content analysis of actor quotes in the print media and a taxonomy of discursive strategies // 27th European Conference on Information Systems - Information Systems for a Sharing Society, ECIS 2019.

12. Lin, T.S. Conceptualizing a Sharing Economy Service Through an Information Design Approach. Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 965, pp. 329-335.

13. Mi, Z., Coffman, D.M. The sharing economy promotes sustainable societies. Nature Communications. - 2019. - Vol. 10 (1). 1214. doi: 10.1038/s41467-019-09260-4.

14. Nikitina, B., Korsun, M., Sarbaeva, I., Zvonovsky, V. Development of the practice of sharing economy in the communicative information environment of modern urban communities // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 908, pp. 376-394.

15. Panfilova O., Okrepilov V., Kuzmina S. Globalization impact on consumption and distribution in society, MATEC Web of Conferences. - 2018, p. 01032.

16. Popov, E.V., Gercegova, K., Semjachkov, K. Innovations in the institutional modelling of the sharing economy, Journal of Institutional Studies. - 2018. - Vol. 10, no. 2, pp. 26-43.

17. Rong, K., Sun, H., Li, D., Zhou, D. Matching as Service Provision of Sharing Economy Platforms: An Information Processing Perspective // Technological Forecasting and Social Change. - 2021. - Vol. 171. No. 120901.

18. Stephany, A. The Business of Sharing: Making it in the New Sharing Economy. Palgrave Macmillanpp. - 2015. doi: 10.1057/9781137376183.

19. Tagarov, B.Zh. The specification of the sharing economy and conditions of its development, ECO. - 2019. - Vol. 7 (541), pp. 140-155.

20. Travkina, E.V., Zubenko, V.V., Terekhova, T.B., Vyacheslavovich, A., Zubenko Sharing economy and transformation of network information technologies, International Journal of Engineering and Advanced Technology. - 2019. - Vol. 8(6), pp. 5180-5185.

21. Xu, Y., Hazée, S., So, K.K.F., Li, K.D., Malthouse, E.C. An evolutionary perspective on the dynamics of service platform ecosystems for the sharing economy // Journal of Business Research. - 2021. - Vol. 135, pp 127-136.

22. Ye, F., Ni, D., Li, K.W. Competition between manufacturers and sharing economy platforms: An owner base and sharing utility perspective // International Journal of Production Economics. - 2021. - Vol. 234, No. 108022.

23. Zvolska, L., Voytenko Palgan, Y., Mont, O. How do sharing organisations create and disrupt institutions? Towards a framework for institutional work in the sharing economy // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 219, pp 667-676.

24. Цифровая экономика: 2021 : краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 124 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/420475066.html (дата обращения: 14.03.2022 г.).

25. Симченко Н.А., Цёхла С.Ю. Цифровые двойники в экономическом развитии промышленности: управление и эффекты: монография. - Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2021. - 238 с. References:

1. Avdokushin E.F., Kuznetsova E.G. Sharing Economy: Essence and Some Development Trends // Economic Journal. - 2019. - No. 2 (54). - P. 6-19.

2. Acquier, A., Daudigeos, T., Pinkse, J. Promises and paradoxes of the sharing economy: An organizing framework. Technological Forecasting and Social Change. - 2017. - Vol. 125, pp. 1-10. doi: 10.1016/j.techfore.2017.07.006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Arcidiacono, D., Gandini, A., Pais, I. Sharing what? The 'sharing economy' in the sociological debate // Sociological Review. -2018. - Vol. 66(2), pp. 275-288. doi:10.13169/workorgalaboglob.11.2.0039.

4. Belk, R. Sharing. Journal of Consumer Research, (2010).36 (5), pp. 715-734. doi:10.1086/612649.

5. Breidbach, C.F., Brodie, R.J. Engagement platforms in the sharing economy: Conceptual foundations and research directions // Journal of Service Theory and Practice. - 2017. - 27 (4), pp. 761-777.

6. Davlembayeva, D., Papagiannidis, S., Alamanos, E. Sharing economy platforms: An equity theory perspective on reciprocity and commitment // Journal of Business Research. - 2021. - Vol. 127, pp. 151-166.

7. Dean, A. From conflict to coalition: Profit-sharing institutions and the political economy of trade: Book. - 2016. - 228 p.

8. Gelishanov, I.Z., Judina, T.N., Babkin, A.V. Digital platforms in the economy: essence, models, development trends, St. Petersburg State Polytechnical University Journal, Economics. - 2018. - Vol. 11, no. 6, pp. 22-36. DOI: 10.18721/JE.11602.

9. Gupta, R., Mejia, C., Kajikawa, Y. Business, innovation and digital ecosystems landscape survey and knowledge cross sharing. Technological Forecasting and Social Change. - 2019. - Vol. 147, pp. 100-109.

10. Kupriyanovsky V., Namiot D., Sinyagov S. Demystifying the Digital Economy. International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Vol. 11, pp. 59-63.

11. Lehmann, J., Weber, F., Graf-Vlachy, L., König, A. Talking institutions in the sharing economy: A content analysis of actor quotes in the print media and a taxonomy of discursive strategies // 27th European Conference on Information Systems - Information Systems for a Sharing Society, ECIS 2019.

12. Lin, T.S. Conceptualizing a Sharing Economy Service Through an Information Design Approach. Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 965, pp. 329-335.

13. Mi, Z., Coffman, D.M. The sharing economy promotes sustainable societies. Nature Communications. - 2019. - Vol. 10(1). 1214. doi: 10.1038/s41467-019-09260-4.

14. Nikitina, B., Korsun, M., Sarbaeva, I., Zvonovsky, V. Development of the practice of sharing economy in the communicative information environment of modern urban communities // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 908, pp. 376-394.

15. Panfilova O., Okrepilov V., Kuzmina S. Globalization impact on consumption and distribution in society, MATEC Web of Conferences. - 2018, p. 01032.

16. Popov, E.V., Gercegova, K., Semjachkov, K. Innovations in the institutional modeling of the sharing economy, Journal of Institutional Studies. - 2018. - Vol. 10, no. 2, pp. 26-43.

17. Rong, K., Sun, H., Li, D., Zhou, D. Matching as Service Provision of Sharing Economy Platforms: An Information Processing Perspective // Technological Forecasting and Social Change. - 2021. - Vol. 171. No. 120901.

18. Stephany, A. The Business of Sharing: Making it in the New Sharing Economy. Palgrave Macmillanpp. - 2015. doi: 10.1057/9781137376183.

19. Tagarov, B.Zh. The specification of the sharing economy and conditions of its development, ECO. - 2019. - Vol. 7 (541), pp. 140-155.

20. Travkina, E.V., Zubenko, V.V., Terehova, T.B., Vyacheslavovich, A., Zubenko Sharing economy and transformation of network information technologies, International Journal ofEngineering and Advanced Technology. - 2019. - Vol. 8(6), pp. 5180-5185.

21. Xu, Y., Hazée, S., So, K.K.F., Li, K.D., Malthouse, E.C. An evolutionary perspective on the dynamics of service platform ecosystems for the sharing economy // Journal of Business Research. - 2021. - Vol. 135, pp. 127-136.

22. Ye, F., Ni, D., Li, K.W. Competition between manufacturers and sharing economy platforms: An owner base and sharing utility perspective // International Journal of Production Economics. - 2021. - Vol. 234, no. 108022.

23. Zvolska, L., Voytenko Palgan, Y., Mont, O. How do sharing organizations create and disrupt institutions? Towards a framework for institutional work in the sharing economy // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 219, pp. 667-676.

24. Digital economy: 2021: a brief statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gohberg and others; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2021. - 124 p. [Electronic resource]. - Access mode: https://issek.hse.ru/news/420475066.html (date of access: 03/14/2022).

25. Simchenko N.A., Tsekhla S.Yu. Digital twins in the economic development of industry: management and effects: a monograph. -Simferopol: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal.

EDN: PPTJZW

СА. Горбатов - младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», Legolas.vk@yandex.ru,

S.A. Gorbatov - Junior Researcher Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МОЛОДЕЖНОГО ТУРПРОДУКТА FORMATION OF A SPECIALIZED YOUTH TOUR PRODUCT

Аннотация. В настоящее время на рынке туристских услуг слабо проработан адресный подход к предоставлению туристского продукта молодым людям в возрасте от 18 до 35 лет. Молодежь как потребитель туристских услуг обладает рядом специфических особенностей, которые должны быть учтены при разработке специализированного туристского продукта.

В статье выявляются туристские мотивы молодых людей, которые лежат в основе выбора различных туристских услуг. Сформулированы шесть особенностей молодежного турпродукта. Выделены три вида молодежного турпродукта: коммерческой направленности, культурно-образовательной направленности и духовно-нравственной направленности. Представлена структура специализированного коммерческого молодежного турпродукта, состоящая из туристских ресурсов; основных, дополнительных и сопутствующих туристских услуг. Рассмотрены технологии организации молодежного тура. Выявлено значение каждого вида молодежного турпродукта.

Abstract. Currently, the targeted approach to providing a tourist product to young people aged 18 to 35 years is poorly developed in the market of tourist services. Youth as a consumer of tourist services has a number of specific features that should be taken into account when developing a specialized tourist product.

The article reveals the tourist motives of young people that underlie the choice of various tourist services. Six features of the youth tourism product are formulated. Three types of youth tourism products are identified: commercial orientation, cultural and educational orientation and spiritual and moral orientation. The structure of a specialized commercial youth tourism product is presented, consisting of tourist resources; basic, additional and related tourist services. The technologies of organizing a youth tour are considered. The significance of each type of youth tourism product is revealed.

Ключевые слова: туризм, молодежь, турпродукт, молодежный туризм, молодежный турпродукт, сектор молодежного туризма.

Keywords: tourism, youth, tourism product, youth tourism, youth tourism product, youth tourism sector.

Введение

Молодежь, нередко именуемая стратегическим ресурсом общества, заключает в себе ценный интеллектуальный, инновационный и деятельностный потенциал, целенаправленная поддержка и развитие которого является одним из важнейших факторов постиндустриального перехода к модели «экономики знаний», которая является основой устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Понимая и признавая высокую степень значимости молодых людей в этом процессе, государство ставит задачи по преодолению существующих в Российской Федерации социально-демографических барьеров формирования и накопления человеческого капитала молодежи. Среди них можно отметить отсутствие сформированного мировоззрения, патриотизма, нравственности, снижение общего уровня здоровья, отсутствие культуры здорового образа жизни и т.д. Эти и многие другие вызовы, с которыми столкнулась молодежная политика в последние годы, могут быть решены с помощью вовлечения молодых людей в туристскую деятельность.

Одним из способов повышения заинтересованности молодежи к туризму выступает формирование специализированного молодежного туристского продукта, отвечающего тем особенностям и потребностям молодых людей, которые отличают их от других групп потребителей. Российский рынок туристских услуг слабо ориентирован на предложения для моло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.