Научная статья на тему 'Приоритеты развития образования в России: исторический аспект'

Приоритеты развития образования в России: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕРМАНЕНТНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / CONCEPT OF EDUCATION / PERSONNEL POTENTIAL / CONTINUOUS SELF-TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Маргарита Викторовна, Танеева Екатерина Шамильевна

В настоящей статье исследован генезис образования в Российской Федерации с момента принятия Конституции РФ, дана оценка его современному состоянию, представлено авторское видение по совершенствованию системы образования. Проведенный контент-анализ документов стратегического характера - Посланий Президента России Федеральному Собранию РФ позволил установить, что фактически в государстве отсутствовала единая непрерывно действующая концепция развития образования, а его модель не завершена. Авторами сделан вывод о необходимости построения с учетом самобытности России надлежащей системы образования, ориентированной на раскрытие кадрового потенциала и государственную поддержку непрерывного самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Маргарита Викторовна, Танеева Екатерина Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF RUSSIAN EDUCATION: A HISTORICAL PERSPECTIVE

The article studies the genesis of Russian education post the adoption of the Constitution of the Russian federation. The authors provide an evaluation of the current state of Russian education and present their personal view of the educational system improvement. The content analysis of strategic documentation namely, the State of the Nation reveals that the Russian Federation lacks a consistent and routinely functioning education development concept, moreover, its model is seen by the authors as incomplete. The authors conclude that it is necessary to Russian-identity-focused system of education aimed at an identification of personnel potential and the state support of continuous education.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития образования в России: исторический аспект»

стр. 168 из 195

УДК 342

DOI: 10.12737/5373

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Романова Маргарита Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры технологий в сервисе и туризме, margarit2007@rambler.ru,

Танеева Екатерина Шамильевна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой технологий в сервисе и туризме, kate_t81@ mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В настоящей статье исследован генезис образования в Российской Федерации с момента принятия Конституции РФ, дана оценка его современному состоянию, представлено авторское видение по совершенствованию системы образования. Проведенный контент-анализ документов стратегического характера - Посланий Президента России Федеральному Собранию РФ позволил установить, что фактически в государстве отсутствовала единая непрерывно действующая концепция развития образования, а его модель не завершена. Авторами сделан вывод о необходимости построения с учетом самобытности России надлежащей системы образования, ориентированной на раскрытие кадрового потенциала и государственную поддержку непрерывного самообразования.

Ключевые слова: система высшего образования, концепция образования, кадровый потенциал, перманентное самообразование

Модернизация системы российского образования в последние двадцать лет с момента принятия Конституции 1993 года [1] показала, что вектор развития образовательного измерения направлен на формирование интеллектуально сильной, духовно богатой и предприимчивой личности как залога высокоразвитого, ответственного перед своими гражданами и конкурентоспособного в международном сообществе государства. Вместе с тем образование справедливо признается самой реформируемой областью общественного бытия [2], и от того, как скоро будет определена и реализована единая, подходящая для российской действительности, концепция образования, зависят его качество, доступность и непрерывность, вытекающие из этого возможности роста статусов, доходов населения, формирование цивилизованного, процветающего

государства и общества.

Направления реформирования образования в целом и современной системы высшего образования в частности обусловлены, как правило, государственной позицией, которая зачастую находит свое отражение в документах стратегического значения.

стр. 169 из 195

Показательным примером в этом смысле, на наш взгляд, является серия ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, публикуемых с 1993 г. и содержащих наряду с иными государственные ориентиры в области образования. Исследование данных документов, имеющих постановочно-стратегический формат, позволило сформировать представление о динамике, непрерывности и результативности развития образования в России. Итак, обратимся к указанным и некоторым иным документам, имеющим непосредственное отношение к реформе образования.

Впервые о развитии образования зашла речь уже в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1994 году [3]. Развитию образования совместно с культурой и наукой в тексте отведен самостоятельный подраздел, что подчеркнуло значимость указанных областей для российского государства и общества этого периода. Впервые официально Президентом страны предприняты попытки оценить состояние образования, контурно представить искомую систему образования в результате его реформирования. Идеи, подходы и видение будущей системы образования отличаются своей концептуальностью и глубиной. Реформа образования включила постановку целей образования, совершенствование управления системами образования и переподготовки кадров, содержания и технологии обучения. На высоком уровне заявлено о необходимости совершенствования законодательной базы в области образования посредством принятия федеральных законов о среднем, высшем, дополнительном профессиональном образовании. В целом из содержания документа можно сделать вывод, что для новой России качественная система образования - это залог духовного и интеллектуального прогресса.

Второе Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, состоявшееся в 1995 году [4], стало логическим продолжением первого. На государственном уровне достаточно широко и близко к концепции освещены вопросы возрождения российского образования и поддержки науки. Заданы экономические, правовые, организационные параметры их развития. В частности, в экономическом плане предложено обеспечить надлежащее финансирование фундаментальных научных исследований, своевременно финансировать образовательные учреждения. В правовом плане предложено создать адекватную времени правовую базу, внеся необходимые изменения в нормативные правовые акты, устранив противоречия и пробелы, законодательно зафиксировать статус научных сотрудников, организаций, объединений, Российской академии наук. В организационном смысле - учредить государственные

стр. 170 из 195

премии в этой области, внедрять новые формы организации учебного процесса, обеспечивающего развивающее обучение, осваивать инновационные проекты.

В целом образованию дана низкая оценка: устаревшая структура системы образования, «моральный износ» учебных программ, в результате - воспроизводство не востребованных на рынке труда кадров. В связи с такой критикой отмечены очень важные условия успешной трансформации образования - направленность на нравственные ориентиры, воспитание в личности гражданственности, патриотизма и правовой культуры. Сформулированы краткосрочные задачи, решение которых позволит сущностно реформировать систему образования. Во-первых, всестороннее обновление содержания образования. Во-вторых, создание эффективной системы учебного книгоиздания, основанной на активной протекционистской политике государства. В-третьих, динамичная переподготовка работников образования.

В 1996 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [5] глава государства косвенно касается образования. Вопросы развития образовательной системы в ранее заданном русле как будто бы уходят на другой план. Фрагментарно сделаны выводы о росте образовательного уровня населения, уходе в прошлое идеологического догматизма в сфере образования, появления разнообразия форм среднего образования - колледжей, лицеев, школ с эстетическим, гуманитарным, математическим уклонами.

В 1997 году в речи Президента России [6] об образовании и вовсе лишь вскользь упоминается о различных областях социальной сферы, ударение делается на тяжелейшее состояние экономики страны и кризисе власти.

В 1998 году в очередном Послании Президента Российской Федерации [7] названы главные цели российской политики, в числе которых - идеалистическая для драматических лет того времени - приведение России к расцвету образования. При том что отмечено жесткое деление образования на для богатых и всех остальных, остро звучит угроза падения интеллектуального потенциала страны, откровенно заявляется о критической массе нерешенных проблем в области образования. Между тем уже в 1998 году зазвучала задача создания системы непрерывного образования, к которой и в последующие годы государство будет возвращаться.

В 1999 году [8] главой государства подведены итоги о достижениях и проблемах образования. В качестве примера достижений приведены рост престижа знаний, расширение самостоятельности учебных заведений, появление новых видов образовательных учреждений - государственных и частных. Образование наделяют

стр. 171 из 195

такими характеристиками, как высокий уровень, фундаментальность, широта. В тексте послания звучат предпосылки к будущей модернизации: важность и необходимость безотлагательного принятия федеральной программы развития образования. В связи с чем поставлены общие задачи - совершенствование организационно-экономических механизмов жизнеобеспечения системы образования, формирование его доступности, качества и мобильности и специальные задачи - возврат уважения учителям, обеспечение им достойной жизни, введение системы независимой диагностики качества полученных знаний, экспертизы детских игр и игрушек, недопущение «жестоких» компьютерных игр, формирование посредством образования кодекса «экологического поведения». Наряду с достоинствами приведены примеры недостатков образования, в их числе хронический недостаток финансирования отрасли, систематические задержки выплаты заработной платы преподавательскому составу.

Сравнивая результаты прошлых лет, признанные достижениями в области образования, с теми, которые наблюдаются сегодня, спустя более чем десятилетие, можно наблюдать обратную картину: переизбыток вузов, их закрытие ввиду несоответствия по ряду критериев образовательных стандартов, в ряде случаев формальный подход к обучению и получению образования.

В 2000 году об образовании в речи Президента России [9] упоминается поверхностно, в ключе приоритетности различных сфер социальной политики. На государственном уровне заявлено о проблемах утвердившейся «государственной лжи», распространившейся и на сферу образования, принятии «формальных», необеспеченных должным финансированием законов.

В 2001 году [10] вновь отмечены ключевые ориентиры будущего реформирования российского образования, актуальные по настоящее время. Квинтэссенцией стратегических задач стала необходимость перехода к непрерывному образованию, действующему на основе обязательных государственных стандартов, обеспеченному независимой системой аттестации и контроля его качества. Инвестиции в образование признаны вложением средств в будущее страны.

В следующем году в Послании Президента России подчеркивается необходимость интеграции бюджетных и внебюджетных средств финансирования образования, совместном участии в образовательном процессе государства, юридических лиц, граждан и иных сторон. К такому эффективному подходу государство будет обращаться и в последующие годы, обозначая его категорией «кластерный».

стр. 172 из 195

В 2002 году в ежегодном Послании [11] дважды прозвучала категория «образование». В первом случае сделан вывод об актуализации образования, роста числа лиц, желающих его получить. Во втором - аргументированно предложено привлекать студентов из числа стран СНГ в целях покрытия расходов государства на студентов-бюджетников.

В 2003 году [12] специально отрасли образования не уделялось внимание. На фоне необходимости развития социального сектора подчеркивалась важность «хорошего» и, в частности для военнослужащих, отслуживших 3 года по контракту, бесплатного (за счет государства) образования.

В 2004 году в ежегодном документе [13] образование включается в обязательное условие экономического выживания страны, сформулирован тезис о необходимости качественного и доступного образования. Уже в этот период времени главой государства отмечено низкое качество образования при массовом его получении и, как следствие, сделан вывод о дефиците квалифицированных кадров. В качестве специальных предложений по совершенствованию отрасли образования предложено: ввести

прозрачную и объективную оценку знаний, создать условия трудоустройства выпускников по специальности, обеспечивая последних рабочими местами после окончания вуза, популяризировать образовательные кредиты, внедрить образовательные стандарты, соответствующие самым высоким мировым стандартам, интегрировать образование и науку.

В 2005 году в Послании Президента Российской Федерации [14] звучит предостережение о необходимости аккуратного решения ранее поставленных задач модернизации образования.

В 2006 году Президент Российской Федерации, адресуя свое Послание Федеральному Собранию [15], отметил об угрозе отрыва качества образования от современных требований и необходимости поддержания вузов с инновационными программами. Сделал вывод о причинно-следственной связи между ростом рождаемости и возможностью обеспечения детей будущим, в том числе качественным образованием.

В 2007 году в Послании Федеральному Собранию [16] Президент Российской Федерации на общем фоне иных проблем об образовании упоминается фрагментарно, постановка конкретных целей и задач отсутствует.

В 2008 году в своей речи Президент Российской Федерации [17] признал, что состояние российское образование оставляет желать лучшего и требует возрождения. В связи с чем были определены основные приоритеты - это производство знаний и

стр. 173 из 195

достижение лидирующих позиций в науке и образовании, необходимость в скором будущем утвердить стратегию развития российского образования и национальную образовательную стратегию - инициативу «Наша новая школа». Предложено выявлять и поддерживать талантливых детей, разработать систему моральных и материальных стимулов учителям, создать новые образовательные стандарты.

В 2009 году в Послании Президента Российской Федерации [18] в продолжение поставленных задач прозвучала инициатива «Наша новая школа», согласно которой школа должна стать центром творчества и информации, насыщенным интеллектуальной и спортивной жизнью, предложено законодательно уравнять государственные и частные школы, создать условия к получению дистанционного и дополнительного образования школьниками. Еще одна задача, обозначенная Президентом России, - принятие мер по подготовке и повышению квалификации преподавателей вузов и школ, организация их стажировки и участие в президентских программах повышения квалификации кадров.

В 2010 году в Послании Президента Российской Федерации [19] предложено поддержать вариативные формы дошкольного образования, в частности,

негосударственные детские учреждения, семейные детские сады, путем снижения арендных ставок, установления налоговых льгот. Для детей, не посещающих детские сады, создавать дошкольные группы в общеобразовательных школах, выпускникам детских домов оплачивать из средств местного бюджета подготовительные курсы в системе высшего и среднего профессионального образования. Кроме того, в Постановлении жестко обозначено требование о запрете доступа в образовательные учреждения осужденных за любые насильственные преступления, а также преступления, связанные с вовлечением детей и подростков. Отмечено, что обязательным условием квалификации педагога должна быть аттестация и профессиональная переподготовка, предоставление возможности стажироваться в лучших школах и вузах страны. Особо уделено внимание поиску и поддержке талантливых детей и финансирование их педагогического сопровождения, включению в обязательные стандарты обучения современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов.

В 2011 году в ежегодном документе Президента Российской Федерации [20] акцентируется внимание на реализации проекта глобального масштаба - строительстве современного технологического университета в Сколково, подчеркнута необходимость получения «нормального» образования детьми из отдаленных сел и исправления сложившейся ситуации с вузами, где предпочтение отдается не классическим исследовательским университетам, а третьесортным институтам. Вещается о

стр. 174 из 195

целесообразности создания сети современных вузов, отвечающим мировым стандартам по качеству образования и уровню проводимых исследований.

В 2012 году в Послании Президента Российской Федерации [21] в общем виде изложены планы на ближайшую перспективу. Сформулирован тезис, что от образования талантливого, увлеченного своей работой педагога зависят формирование личности и судьба человека. Категория «образование» неоднократно употребляется в сочетании с определяющим прилагательным «качественное». В итоге Правительству России поручено разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования.

Таким образом, итоги реформирования образования с момента принятия Конституции РФ неоднозначны. Анализ Посланий Президента России Федеральному Собранию показал, что образовательному сектору государства не систематически уделялось должное внимание. Так, наибольшее внимание вопросам образования в фокусе его состояния, проблем и перспектив построения модели образования адекватной современным требованиям уделялось в первых двух и серии последних посланиях, что свидетельствует о выборочном отношении к проблемам образования и отсутствии единой непрерывно действующей концепции. Последняя, по нашему мнению, должна представлять собой сложную органическую систему, развивающуюся всесторонне, планомерно с учетом социокультурных, экономических, национальных и иных особенностей.

Квинтэссенцией реформирования образования России последнего двадцатилетия можно признать непрерывную модернизацию высшего образования, цели и задачи которой представлены в программных документах.

Цель модернизации образования в среднесрочной перспективе на 2006-2010 гг., согласно Постановлению Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.» [22], состояла в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне, задачи включали в себя формирование непрерывного, качественного, доступного и инвестиционно привлекательного образования,

эффективного рынка образовательных услуг. Новеллой модернизации российского образования можно, по праву, считать переход от традиционной системы образования к Болонской, на основании подписанной Россией в 2003 г. Болонской декларации 1999 г. [23].

Новая программа 2013-2020 гг., в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской

стр. 175 из 195

Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [24], рассчитана на продолжение интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. Нацелена на включение России в Болонский процесс, повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Концепция данной системы предполагает введение новой структуры высшего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [25], в Российской Федерации действует многоуровневая система высшего профессионального образования: 1) высшее

образование - бакалавриат; 2) специалитет, магистратура; 3) подготовка кадров высшей квалификации. Каждому из уровней соответствует образовательная программа: программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-

педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.

Новую балльно-рейтинговую систему образования в профессиональном сообществе оценили критически. В частности, по справедливому замечанию

Э.С. Алпатовой, действующая балльно-рейтинговая система полна формализма, в конечном счете запутывает практику; доля российских студентов, обучающихся за границей крайне незначительна, как и иностранных студентов, обучающихся в России, что в свою очередь указывает на отсутствие значительного смысла в образовательных новшествах.

Примечательно, что Федеральный закон «Об образовании» не обязывает применять систему зачетных единиц, а указывает на возможность ее применения, в то время как на практике указанная система стала обязательной.

Таким образом, кардинальная смена модели образования обернулась положительными и негативными последствиями. К числу положительных результатов можно отнести появление формальных оснований для признания Российской Федерации частью европейского образовательного пространства, дополнительных возможностей у граждан России применять свою квалификацию за рубежом. К числу недостатков системы, на наш взгляд, следует причислить затяжной характер приспособления России к новой системе образования, к предъявляемым новым требованиям к высшей школе. Изначально процесс вхождения России в Болонский процесс рассчитывался на 2006-2010

стр. 176 из 195

годы, в то время как из программы развития образования 2012-2020 годы следует, что процесс интеграции существенно затягивается. Данный факт дестабилизирует образовательную обстановку в государстве, смена образовательных систем,

необходимость адаптации к новой системе способны затормаживать образовательный процесс.

Российскую систему образования справедливо отмечают как самую реформируемую область общественного бытия. Фрагментарное развитие системы образования, отсутствие поступательного характера в ее совершенствовании, методология отрицания - внедрение новой системы образования, не учитывающей достижений старой, на наш взгляд, привели к затягиванию процесса формирования успешной для российского государства и общества модели образования, в том числе высшего. Особый исторический путь России опосредует построение уникальной, подходящей именно для российских условий, системы образования. Наивно полагать, что заимствование инородной системы образования без учета национальных особенностей обернется положительным результатом. В этой связи мы разделяем мнение профессора С.А. Запрягаева, отметившего, что Россия тяготеет к англо-саксонской модели системы высшего образования и прямое копирование ее структуры, уровней образования, методик образовательных технологий и иных атрибутов, присущих высшей школе США, необязательно позволит повторить и, тем более, превзойти ее достижения [26].

Отмечая особый сложный исторический путь России, приобретение Российской Федерацией в наследство от советской России кризисного состояния во всех сферах жизни общества, несомненно, можно говорить об ощутимых положительных изменениях в области образования. Например, ориентирование на международные образовательные стандарты. В то же время действующую модель образовательной системы мы не можем признать успешной и завершенной. Последняя требует существенной доработки, в противном случае государство и общество рискуют оказаться в образовательном кризисе с последствиями оскудения интеллектуальных, культурных и иных социальных ценностей.

На наш взгляд, дальнейшее строительство образовательной системы не представляется возможным без выявления и всеобщего признания основополагающих принципов образовательного процесса, следования им.

В их число нужно включить следующие принципы: результативности образования посредством сочетания всестороннего и узко профильного образования, противодействия коррупции, мобильности образовательного процесса (способность к скорому восприятию

стр. 177 из 195

на международном и внутригосударственном уровнях всех позитивных образовательных и иных изменений), доступности (возможность каждой личности располагать реальной возможностью получить качественное образование по доступной цене).

Важным условием совершенствования образования является кадровый потенциал, состояние которого, по оценкам экспертов, на всех уровнях, включая высшую школу, неблагоприятно влияет на качество образования. Ключевым фактором в развитии кадрового потенциала остается развитие профессиональных компетенций преподавателя посредством обновления и повышения квалификации. Представляется, оздоровление кадровой ситуации в вузах зависит от системы стимулов, обеспечивающих заинтересованность в совершенствовании преподавательской и научной деятельности. Несомненно, стимулом может стать увеличение заработной платы научно-педагогических кадров (в развитых странах уровень заработной платы в два и более раза выше российской), повышение статуса преподавателя в системе межличностных отношений, воспитание взаимной культуры у преподавателей и студентов.

Сегодня акцентуация развития образования перенесена, как представляется, на развитие личности. Поэтому удивительно, что наряду с множеством конструктивных решений, предпринятых в рамках модернизации образования, к сожалению, на государственном уровне не акцентировано внимание на очень важной и неотъемлемой составляющей образовательного процесса личности - самообразовании. В контексте приведенных посланий о самообразовании даже не упоминается. Только лишь в 2008 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию вскользь касательно среднего образования была озвучена мысль о необходимости не только обязательного образования, но и приучении к самоподготовке. Представляется, интеграция обязательного образования с самообразованием, повышение их качества позволят признать интеллект конкурентоспособным человеческим ресурсом, о котором и идет речь в Послании 2012 года.

Итак, образование во всех его ипостасях на разных этапах жизни личности является абсолютной ценностью человека и нации, которую можно признать инвестициями в настоящее и будущее человека, общества и государства. И от того, каким оно будет, зависит качество нашей жизни и жизни будущих поколений. Ежегодные стратегические задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в своих Посланиях Федеральному Собранию, а также итоги минувших лет показали, что модернизация образования в России является ответом на время от времени «всплывающие» проблемы в высшем образовании. А потому они не отличаются своей целостностью, характеризуются

стр. 178 из 195

отсутствием четкой, логичной, цельной, выверенной наукой и практикой концепцией. Высшее образование, как нам представляется, должно стать концептуально обоснованной с учетом самобытности России частью непрерывного образования с моделью, ориентированной на раскрытие кадрового потенциала, а также государственную поддержку непрерывного самообразования, отвечающей принципам результативности, доступности, мобильности и антикоррупционности образования.

Поскольку богатство образовательного достояния России - одно из главных наших преимуществ, задача государства и общества - разработать и внедрить четкую, обоснованную и непрерывную образовательную концепцию, отвечающую высоким научным и этическим стандартам.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 25.12.1993; 21.01.2009.

2. Алпатова Э.С. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. - 2013. - № 5-6.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.02.1994.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16.02.1995.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.02.1996.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 06.03.1997.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

стр. 179 из 195

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2004.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 11.05.2006.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

21. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

22. Постановления Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // СЗ РФ. - 09.01.2006. - № 2. - Ст. 186.

23. Болонская конвенция. [Электронный ресурс]: URL:

http://science.masu.ru/index.php/mdv/1061 (дата обращения: 10.04.2013).

стр. 180 из 195

24. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы» // СЗ РФ. - 27.05.2013. № 21. - Ст. 2671.

25. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL:

http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.04.2013).

26. Запрягаев С.А. Системы высшего образования России и США // Проблемы высшего образования. - 2001. - № 1.

PRIORITIES OF RUSSIAN EDUCATION: A HISTORICAL PERSPECTIVE

Romanova Margarita Viktorovna, Candidate of Law, Associate Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, margarit2007@rambler.ru.

Taneeva Ekaterina Shamil’evna, Candidate of Economics, Head of the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, kate_t81@ mail.ru

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article studies the genesis of Russian education post the adoption of the Constitution of the Russian federation. The authors provide an evaluation of the current state of Russian education and present their personal view of the educational system improvement. The content analysis of strategic documentation - namely, the State of the Nation - reveals that the Russian Federation lacks a consistent and routinely functioning education development concept, moreover, its model is seen by the authors as incomplete. The authors conclude that it is necessary to Russian-identity-focused system of education aimed at an identification of personnel potential and the state support of continuous education.

Key words: system of higher education, concept of education, personnel potential, continuous self-teaching

References

1. Constitutsiia Rossiiskoi Federatsii. Priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabria 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami Rossiiskoi federatsii o popravkakh k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabria 2008 g. No. 6-FKZ i ot 30 dekabria 2008 g. No.7-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation, adopted at National Voting on December 12, 1993 [as amended by Federal laws of December 30, 2008 No. 6-FKZ and No.7-FKZ “On Amendments to the Constitution of the Russian Federation”]. Rossiiskaia gazeta. -25.12.1993; 21.01.2009.

2. Alpatova, E.S. Sovremennoe vysshee obrazovanie v Rossii i za rubezhom: problem i vyzovy vremeni [Modern Higher education in Russia and Abroad: current problems and challenges]. Sovremennaia nauka: aktual’nye problem teorii i praktiki. Seriia: Ekonomika i

стр. 181 из 195

pravo [Modern Science: theoretical and practical issues. Series: Economy and law]. - 2013. - № 5-6.

3. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 24.02.1994 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, February 24, 1994]: URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

4. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 16.02.1995 [Address by President

of the Russian Federation to the Federal Council members, February 16, 1995]. URL:

http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

5. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 23.02.1996 [Address by President

of the Russian Federation to the Federal Council members, February 23, 1996]. URL:

http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

6. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 06.03.1997 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, March 6, 1997]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

7. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 17.02.1998 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, February 17, 1998]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

8. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 30.03.1999 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, March 30, 1999]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

9. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 08.07.2000. [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, July 8, 2000]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

10. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu «Ne budet ni revolutsii, ni kontrrevolutsii» [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members “No revolutions or counterrevolutions to come”]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

11. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu «Rossii nade byt’ cil’noi i konkurentosposobnoi» [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members “Russia must be strong and competitive”]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

12. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu «Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniiu RF» [Address by President of the Russian Federation to the

стр. 182 из 195

Federal Council members “President Vladimir Putin’s address to the Federal Council of the RF]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

13. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 26.04.2004 [Address by President

of the Russian Federation to the Federal Council members, April 26, 2004]. URL:

http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

14. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 25.04.2005 [Address by President

of the Russian Federation to the Federal Council members, April 25, 2005]. URL:

http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

15. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 11.05.2006 [Address by President

of the Russian Federation to the Federal Council members, May 11, 2006]. URL:

http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

16. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 26.04.2007 [Address by President

of the Russian Federation to the Federal Council members, April 26, 2007]. URL:

http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

17. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 05.11.2008 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, November 5, 2008]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

18. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 12.11.2009 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, November 12, 2009]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

19. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 30.11.2010 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, November 30, 2010]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

20. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 22.12.2011 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, December 22, 2011]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

21. Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniiu ot 12.12.2012 [Address by President of the Russian Federation to the Federal Council members, December 12, 2012]. URL: http://www.consultant.ru (Accessed on April 10, 2013).

22. Postanovleniia Pravitel’stva RF “O Federal’noi tselevoi programme razvitiia obrazovaniia na 2006-2010 gody” SZ RF. - 09.01.2006. No.2. St. 186 [RF Government Decree “Federal target program of the development of education for the period of 2006-2010”. SZ RF. -January 9, 2006, No.2, Art.186]

стр. 183 из 195

23. Bolonskaia konventsiia [Bologna Convention]. URL:

http://science.masu.ru/index.php/mdv/1061 (Accessed on April 10, 2013).

24. Rasporiazhenie Pravitel’stva RF ot 15 maia 2013 No.792-p “Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii “Razvitie obrazovaniia” na 2013-2020 gody”. SZ RF. - 27/05/2013. No.21. St.2671 [RF Government regulation of may 15, 2013 “On approving the state programme of the Russia Federation “Development of education” for the period of 2013-2020”]. SZ RF. - 27.05.2013. № 21. - Art. 2671.

25. Federal’nyi zakon ot 29 dekabria 2012 No.273-FZ (red.ot 23.07.2013) “Ob obrazovanii v Rossiiskoi federatsii” [Federal law of December 29, 2012 No.273-FZ (adended on July 23, 2013) “On education in the Russian federation”]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (Accessed on April 10, 2013).

26. Zapriagaev, S.A. Sistemy vysshego obrazovaniie v Rossii i SShA [HE systems in Russia and the USA]. Problemy vysshego obrazovaniia [HE Issues]. - 2001. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.