Научная статья на тему 'Приоритеты развития налоговой системы в Российской Федерации: взгляд из региона'

Приоритеты развития налоговой системы в Российской Федерации: взгляд из региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ / АНАЛИЗ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / НДФЛ / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллин М.А.

В статье проанализированы характерные особенности налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и зарубежных государствах. Выявлены и обоснованы необходимые принципы в подготовке и реализации различных вариантов снижения налогового бремени на примере Республики Татарстан. На основе исследования автором предлагается модель развития налоговой системы, при которой возможно и необходимо введение прогрессивной шкалы НДФЛ и освобождение от уплаты НДФЛ социально значимых категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития налоговой системы в Российской Федерации: взгляд из региона»

УДК 336.717

приоритеты развития налоговой системы в российской федерации: взгляд из региона

м. а. сафиуллин,

доктор экономических наук, государственный советник III ранга E-mail: smanetsll@gmail. ru

В статье проанализированы характерные особенности налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и зарубежных государствах. Выявлены и обоснованы необходимые принципы в подготовке и реализации различных вариантов снижения налогового бремени на примере Республики Татарстан. На основе исследования автором предлагается модель развития налоговой системы, при которой возможно и необходимо введение прогрессивной шкалы НДФЛ и освобождение от уплаты НДФЛ социально значимых категорий населения.

Ключевые слова: налоговая политика, развитие, анализ, налоговое бремя, НДФЛ, прогрессивная шкала.

Среди достаточно большого разнообразия экономических инструментов государственного регулирования в экономике общественного сектора справедливо детерминантные позиции занимают налоговые инструменты. Их применение являет собой стратегический метод управления и обеспечения корреспонденции интересов государства с интересами общества.

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в трехлетней перспективе 2013-2015 годов [5] приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - развитие эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями

налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Президент России В. В. Путин в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013-2015 годы отметил, что проблемы, вызовы современного экономического развития России заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители.

Ранее Д. А. Медведев в Бюджетном послании Федеральному Собранию в 2011 г. отнес к бюджетным приоритетам на ближайшие три года снижение налогового бремени на инновационный бизнес и социальные расходы [6]. Компенсировать потери бюджета можно, в частности, за счет нефтегазовых доходов.

В свою очередь, министр финансов РФ А. Г. Силуанов на Петербургском международном экономическом форуме 21 июня 2012 г. заявил, что изменения в налоговой политике, которые произойдут в ближайшие 5 лет, могут коснуться снижения налогового бремени. Однако министр указал, что такие предложения должны увязываться с сокращением расходов бюджета. В частности, А. Г. Силуанов подчеркнул: «Любое государство заинтересовано в том, чтобы снижать уровень налогов, с другой стороны у нас есть обязательства, которые мы должны финансировать, обязательства социального и инфраструктурного характера, которые необходимо реализовывать» [8].

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является ее технологическое обновление, модернизация производства. Одним из таких важнейших факторов модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе, услуги социального характера.

Таким образом, целью статьи является выделение, обобщение и анализ приоритетных на современном этапе развития общества направлений развития налоговой системы, выделенных на основе экспертного опыта автора.

Снижение налогового бремени в целях

развития малого и среднего бизнеса

Со времен А. Лаффера, установившего зависимость между ставкой налогообложения и налоговыми поступлениями, исследованиям воздействия налогового бремени (или налоговой нагрузки) на экономическую активность хозяйствующих субъектов отводится значительное место в нало-говедении. Очевидно, что один из приоритетов развития налоговой системы на современном этапе экономического развития может быть обозначен как снижение налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

По данным Росстата, в Российской Федерации [2] малых предприятий на 1 июля 2012 г. насчитывается порядка 238 тыс., а индивидуальных предпринимателей - более 3 000 тыс. В Республике Татарстан по состоянию на 1 апреля 2012 г. состоит на учете более 64,5 тыс. предприятий малого бизне-

са и 114,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это один из наиболее высоких показателей после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. При этом за 2011 г. количество организаций - субъектов малого предпринимательства увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,0 %.

По мнению Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова [4], развитие малого и среднего бизнеса без государственной поддержки, как административной, так и финансовой - сегодня невозможно. В Республике Татарстан накоплен успешный опыт по развитию малого и среднего бизнеса, включая внедрение инновационных форм (технопарков, бизнес-инкубаторов) при создании необходимой инфраструктуры. Важным аспектом развития малого и среднего бизнеса, по мнению руководителя республики, может быть снижение налогового бремени. Отметим, что для поддержки малого и среднего бизнеса в Государственной Думе РФ создан специальный Совет, уже приступивший вплотную к работе, причем главный прорабатываемый им вопрос - налогообложение.

На взгляд автора, снижение налогового бремени для части малого бизнеса - мера, безусловно, важная, и выпадающие доходы не столь велики, чтобы ими нельзя было поступиться. При этом, по мнению автора, при подготовке и реализации различных вариантов снижения налогового бремени необходимо придерживаться следующих принципов.

Крайне важно не отступать от принципа разумности, ведь резкое и необдуманное снижение налогового бремени может привести к огромным потерям бюджетов разных уровней, как следствие - произойдет сокращение финансирования со стороны государства важных оборонных, социальных программ. Следовательно, также необходимо придерживаться принципа комплексного расчета экономии и потерь, что созвучно в классической интерпретации (по А. Смиту) принципу эффективности.

В свою очередь одним из оптимальных вариантов снижения налогового бремени для малого и среднего бизнеса, социально незащищенных слоев населения может стать применение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ).

Применение прогрессивной шкалы НДФЛ

Налогообложение физических лиц является одним из ключевых каналов пополнения доходной

части бюджета многих экономически развитых государств. В российской налоговой системе налогообложение физических лиц не занимает подобных позиций, а в контексте установленного элемента налога на доходы физических лиц - ставки носит дискуссионный характер.

Налог на доходы физических лиц представляет собой основной вид прямого федерального налога, который исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц, получаемого в виде денежной, натуральной или материальной выгоды. Объектом налогообложения НДФЛ является широчайший круг доходов - дивиденды, страховые выплаты, доходы от реализации и использования имущества, вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей, выполнения работ, оказания услуг, пенсии, пособия, стипендии и ряд других. Фактически налоговое бремя возлагается на все экономически активное население страны, стандартная ставка устанавливается в размере 13 %. Но это не вполне адекватно по отношению к различным слоям населения, ведь изначально возможности у активно-задействованного населения не равны между собой. Соответственно, трудно ожидать одинакового развития процесса и, как следствие, адекватного реагирования на наполнение бюджета налоговыми поступлениями.

В связи с этим неоднократно поднимался вопрос о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Формально прогрессивная шкала в законодательстве Российской Федерации уже существует, поскольку Налоговый кодекс РФ определяет виды доходов, облагающихся как повышенной ставкой в 30-35 %, так и пониженной ставкой - в виде 9 %. Однако исключения из общего правила носят сугубо частный характер, применимый или в узкопрофильных областях (таких как получение выигрышей и призов), или распространяемый на относительно небольшой круг субъектов (нерезидентов, осуществляющих трудовую деятельность, ряд держателей облигаций).

Законопроекты о введении прогрессивной ставки налога поступают в Государственную Думу регулярно - в 2007 г. (предлагалось до 60 тыс. руб. месячного дохода налог не взимать; от 3,6 млн - установить 30 %-ную ставку), в 2009 г. (нижний 2 %-ный предел для доходов до 10 тыс. руб. и верхний уровень свыше 5 млн - 40 %-ный), в феврале 2010 г. (до 60 тыс. -5 %-ный; от 12 млн и 1 рубля - 3 млн 834 тыс. + 45 % от суммы, превышающей 12 млн), в августе 2010 г.,

в июле 2011 г. (до 120 тыс. дохода - 10 %; свыше 2,9 млн - 849 тыс. + 45 % от суммы, превышающей 2,9 млн). Но ни один из предложенных вариантов законопроектов до сих пор по тем или иным причинам так и не был принят.

В Налоговом кодексе РФ оговаривается, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Вместе с тем возникает вопрос о справедливости существующей системы и системы с прогрессивным налогообложением. Проследить, каковы пути решения данного вопроса, вполне возможно, опираясь на пример зарубежных государств.

Обращаясь к международному опыту, можно увидеть, что шкала прогрессивного налога успешно применяется в ряде стран, причем дифференциация колебаний от низшего к высшему уровню отличается в 6-8 раз. Максимальный подоходный налог в Бразилии составляет 27,5 %, в Финляндии - 35 %, во Франции и Китае - 45 %, в Японии - 50 %, в Германии - 53 %. Наиболее характерная и показательная ситуация с решением этого вопроса наблюдается в США: 80 % федерального бюджета США обеспечивается налогами, взимаемыми с 20 % наиболее высокодоходных граждан. А если у гражданина зарплата меньше 13 тыс. долл. в год, то все изъятые налоги ему возвращаются. Аналогичная практика существует и в ФРГ - 4 % жителей обеспечивают 40 % поступлений в бюджет страны [7].

В то же время средняя заработная плата в Республике Татарстан составляет на II квартал 2012 г. 21 433,2 руб., при этом заработную плату свыше 30 000 руб. получают всего 20 % населения республики, однако их совокупный доход составляет 46,8 % от общего дохода населения субъекта (табл. 1, 2).

Подобные тенденции получают верификацию при оценке децильного коэффициента (табл. 3). Как известно, децильный коэффициент используется для оценки дифференциации доходов населения, показывает соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного.

Анализ фактографии, приведенной в табл. 1, 2 и 3, дает очевидные основания для следующего вывода: на сегодняшний день 20 % населения республики оплачивает 50 % доходов бюджета по налогу на доходы физических лиц. При этом после введения прогрессивной шкалы налогообложения эта цифра может дойти до 80 %.

Именно прогрессивная шкала, возможно, позволит перераспределить доходы наиболее оптимальным

Таблица 1

«Сведения о физических лицах» за 2008-2010 гг. в части сведений о доходах физических лиц, проживающих в Республике Татарстан и получивших заработную плату от двух и более работодателей

Наименование вида дохода 2008 2009 2010

Количество справок Сумма, млн руб. Количество справок Сумма, млн руб. Количество справок Сумма, млн руб.

Заработная плата и другие выплаты по трудовым договорам 1 223 753 82 564,32 1 013 938 68 777,52 1 089 224 101 594,34

Суммы отпускных выплат 385 603 5 462,61 340 118 5 255,50 397 644 6 614,39

Пособия по временной нетрудоспособности 156 741 1 128,02 137 428 1 067,49 159 743 1 541,59

Итого доходов... - 89 154,95 - 75 100,51 - 109 750,32

Таблица 2

Сведения о доходах физических лиц в Республике Татарстан за 2008-2010 гг.

Показатели информации о полученном доходе 2008 2009 2010

Количество справок Сумма, млн руб. Количество справок Сумма, млн руб. Количество справок Сумма, млн руб.

По 2 справки 355 927,0 46 494,52 306 938 40 026,04 69 095 6 503,50

По 3 справки 78 056,0 12 003,92 60 595 9 696,81 180 793 30 598,19

По 4 справки 16 841,0 3 421,02 12 890 2 564,49 170 333 34 612,45

По 5 справок 4 427,0 1 183,54 3 286 758,04 94 938 22 012,96

По 6 справок 1 481,0 373,02 980 286,18 33 543 8 360,85

По 7 справок 552,0 176,52 435 132,9 13 328 4 488,78

По 8 справок 260,0 81,5 169 69,53 4 184 1 406,72

По 9 справок 129,0 45,35 85 29,47 1 787 682,47

По 10 справок 93,0 33,17 45 19,46 825 359,21

По 11 справок 37,0 14,39 36 10,88 437 214,15

По 12 справок 36,0 9,01 22 4,35 212 80,57

По 13 справок 26,0 6,47 18 5,43 210 104,09

По 14 справок 25,0 4,48 10 1,46 123 48,91

По 15 справок 18,0 3,65 6 1,54 96 45,17

По 16 справок 13,0 3,28 9 4,4 78 35,27

По 17 справок 15,0 3,85 9 3,04 64 25,03

По 18 справок 6,0 1,67 7 1,16 71 32,32

По 19 справок 9,0 2,29 5 1,03 83 26,6

По 20 справок 7,0 1,25 5 0,78 51 15,71

Более 20 справок 19,0 11,92 8 1,33 281 78,98

Итого... 457 977 63 874,82 385 558 53 618,32 570 532 109 731,93

образом, причем за счет собранных налогов можно обеспечивать достойные зарплаты бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др. Например, в США подоходный доход составляет половину бюджета, в России - пока около 10 %.

По мнению экспертов [1], введение прогрессивной шкалы может дать государству до 600 млрд руб. дополнительных доходов, что позволит ввести налоговые льготы для малого бизнеса и инновационных предприятий.

Однако реформа должна иметь не только экономическую составляющую, которая проявляется в возможности собрать дополнительные денежные средства в бюджет, но и являться способом испол-

_ 13

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Таблица 3

Распределение общего объема денежных доходов населения Республики Татарстан в 2010-2011 гг., %

Показатель 2010 2011

Денежные доходы 100 100

В том числе по 20 %-ным группам населения:

- первая (с наименьшими доходами) 5,2 5,4

- вторая 9,9 10,1

- третья 15,0 15,1

- четвертая 22,6 22,6

- пятая (с наивысшими доходами) 47,3 46,8

Соотношение доходов 10 %-ных групп наиболее и наименее обеспеченного 15,9 15,3

населения, во сколько раз

нения социальных обязательств государства перед малообеспеченным населением.

Освобождение от уплаты НДФЛ социально значимых слоев населения

Одной из целей введения прогрессивной ставки НДФЛ является именно перераспределение доходов населения. За счет увеличения поступлений в бюджет от налогообложения богатых людей будет происходить финансирование социальных программ.

Кроме того, следует учитывать, что большое количество российских граждан имеют заработок, едва обеспечивающий выживание, и ни в одной развивающейся стране такие суммы подоходным налогом не облагаются. Величина необлагаемого подоходным налогом дохода в переводе на рубли, например, в Бразилии - 24 648 руб. в мес., в Китае -15 144 руб., в Индии - 8 277 руб. [3]. В передовых государствах необлагаемый подоходным налогом доход еще выше. Богатые люди в процентном отношении платят больше, чем средний класс, а граждане с низкими доходами полностью освобождены от НДФЛ. В США, например, нулевая ставка подоходного налога применяется при заработке до 8 450 долл. в год, в Австрии - до 10 000 евро, в Ирландии - до 5 210 евро, в Испании - до 2 400 евро в год. При этом увеличиваются максимальные ставки для состоятельных налогоплательщиков. В 2010 г. на фоне экономического кризиса в США их подняли до 42 %, а в Англии - до 50 %.

В то же время, переходя к России, необходимо обозначить как высшие, так и низшие уровни доходов населения. Согласно официальным данным Росстата, в 2011 г. почти половина занятых россиян имела зарплату менее 15,4 тыс. руб., а 10 % - менее 6 тыс. руб. При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2011 г. составляла 30 856 руб. Однако доходы 1 % населения равнялись доходам остальной его части. Децильный коэффициент (отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых бедных) в нашей стране достигает, по разным данным, от 16,7 (Росстат) до 25-40 (по расчетам экспертов). Избыточное неравенство -тормоз экономического развития. Расчеты ученых РАН показывают, что при децильном коэффициенте, равном хотя бы 10, ВВП России был бы на 30-50 % выше того, который имеется сегодня.

Исходя из вышесказанного, видится необходимость введения мер поддержки плательщиков

налога на доходы физических лиц. Предполагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат (доходов) в виде:

- грантов Президента Российской Федерации, выделяемых молодым российским ученым - кандидатам и докторам наук - для проведения научных исследований;

- единовременных выплат безработным гражданам в виде финансовой помощи, оказываемой в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан;

- материальной помощи, выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

- субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- сумм денежных средств, выплачиваемых органами службы занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения безработным гражданам и членам их семей в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность, а также безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах и временного трудоустройства;

- земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сумм оплаты стоимости медицинских услуг, производимой за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, предусматривающие определение налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при условии, что расходы по оплате таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы, а также сумм оплаты медицинских услуг при применении единого налога на вмененный доход, производимой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам в связи со смертью близкого родственника, с возмещением ущерба в результате чрезвычайного обстоятельства, лечением, рождением ребенка, а также материальной помощи в виде оплаты стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом, выплачиваемой из стипендиального фонда указанным лицам.

Также необходимо исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, а также иными социально незащищенными категориями граждан.

При этом необходима конкретная систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также полное устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

Дихотомия «выпадающие доходы -формирование бюджета»: за и против

Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную функцию, но также регулирующую и стимулирующую.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что государство как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

Эффективность функционирования экономики и экономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов напрямую зависит от эффективности налоговой системы и, в частности, системы налоговых льгот и освобождений.

Вместе с тем, если рассматривать позиционирование налоговых льгот в краткосрочном периоде,

то с позиции формирования бюджета налоговые льготы представляют собой выпадающие доходы. Так, по оценкам ФНС России, консолидированный бюджет в 2010 г. недополучил 1 трлн руб. из-за применения различного вида льгот. В частности, по налогу на имущество организаций сумма выпадающих доходов составила около 305 млрд руб., а по налогу на прибыль - около 110 млрд руб. Между тем в долгосрочной перспективе льготы по налогам на имущество и прибыль должны сыграть ключевую роль в стимулировании экономической деятельности хозяйствующих субъектов, развитии производства и инвестиционной активности предприятий.

Комплексно оценивая позиционирование выпадающих доходов в формировании налоговой системы, можно сделать следующие обобщения, выводы и рекомендации.

Во-первых, налоговые льготы и освобождения делают менее устойчивой налоговую систему с точки зрения нейтральности, справедливости, эффективности и простоты. Однако, учитывая то, что льготы представляют собой основной инструмент реализации стимулирующей функции налогов, содействующий развитию определенных секторов экономики, а также позволяющий поддерживать социальную справедливость, они являются неотъемлемым и необходимым элементом налоговой системы любого государства.

Во-вторых, влияние налоговых льгот на экономическую деятельность субъектов хозяйствования очень велико, ведь за счет применения льгот предприятиями высвобождаются значительные ресурсы, которые могут направляться на развитие и модернизацию производства, что приносит несомненную пользу, особенно в секторах экономики, имеющих национальное значение. К тому же льготы помогают заполнять так называемые «провалы рынка» и стимулировать организации, осуществляющие социально значимую деятельность.

В-третьих, качество жизни населения - показатель, который также может регулироваться посредством льгот, в первую очередь социальных. Справедливости ради отметим, что в настоящее время система социальных льгот в России работает недостаточно эффективно по ряду причин. Во-первых, предоставление социальных льгот не имеет адресной направленности на малообеспеченные слои населения и не решает задачу снижения дифференциации доходов. Во-вторых, в абсолютном выражении суммы льгот являются слишком незначительными для того, что-

бы существенно повысить материальное положение бедных домохозяйств или стимулировать принятие определенных решений получателями льгот.

В-четвертых, для оптимизации системы льгот и освобождений и приведения ее к системе, ориентированной на цели общего экономического роста и эффективной социальной защиты населения, необходимы:

• тщательная оценка эффективности применения льгот по конкретным налогам, а также установление единой методики такой оценки на федеральном уровне;

• анализ рациональности применения льгот на основе вышеуказанной оценки и принятие решений об отмене, реформировании или сохранении льгот;

• оптимизация налогового законодательства в части неточностей и противоречий, не позволяющих эффективно применять даже существующие льготы;

• снижение административных барьеров в получении социальных льгот и выплат населением. Налоговая система является одним из главных

элементов рыночной экономики. Она выступает ключевым инструментом воздействия государства на развитие народного хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям и учитывала результаты мирового опыта. Кроме того, логика перспективного развития налоговой системы предполагает необходимость выделения приоритетов ее развития, среди которых нами выделены следующие: снижение налогового бремени для развития малого и среднего бизнеса; введение прогрессивной шкалы

НДФЛ; освобождение от уплаты НДФЛ социально значимых категорий населения. Выделенные приоритеты и предложенные рекомендации развития налоговой системы указывают на направления ее рационализации.

Список литературы

1. Валинский А. Состоятельных граждан просят поделиться. По-хорошему // Парламентская газета. 2012. № 20 (2560).

2. Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в I квартале 2012 г. URL: http:// www. gks. ru/bgd/regl/b 12_01/IssWWW. exe/Stg/d05/ pred-3.htm.

3. Дополнительные источники доходов бюджета Российской Федерации. URL: http://www. modern-rf. ru/rekomendatsii/rekomendatsii_41.html.

4. Минниханов Р. Н. Развитие малого и среднего бизнеса без государственной поддержки невозможно. URL: http://www. tatcenter. ru/article/91683.

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в трехлетней перспективе 2013-2015 годов. URL: http://www. minfin. ru/common/img/uploaded/library/2012/04/2012_05_ 23_0NNP_2013-2015.pdf.

6. О бюджетной политике в 2012-2014 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2011.

7. О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: законопроект. URL: http://asozd. duma. gov. ru/main. nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=259638-5.

8. Петербургский международный экономический форум, 2012. URL: http://forum2012.vesti. ru/video/player/id/53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.