Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое предпринимательство / стратегия / приоритеты развития / рыночная экономика / регион / малый бизнес / экономическое развитие / small business / strategy / development priorities / market economy / region / small business / economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В А. Муренцева, В В. Сыроижко

В статье рассматривается малое предпринимательство, которое является одним из наиболее важных секторов экономики. Это обусловлено тем, что малое предпринимательство создает условия для ускоренного экономического роста и способствует насыщению местных рынков, а также компенсирует такие издержки рыночной экономики, как безработица и кризисы. Для обеспечения устойчивого социальноэкономического развития регионов органы местного самоуправления направляют усилия на формирование собственной производственной и финансовой базы территорий. Это позволяет увеличить уровень их экономической самостоятельности. Одной из важнейших задач в этом направлении является создание условий для активизации деятельности малого бизнеса. В статье рассмотрены тенденции развития малого предпринимательства в РФ за последние несколько лет и выявлены существующие проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне. Рассматриваются основные приоритеты развития малого предпринимательства в ближайшем будущем. Также освещены мероприятия, которые проводятся на сегодняшний день для реализации выявленных приоритетов. Рассматриваемая информация в большинстве своем взята из Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030г. В заключение статьи предложены мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AND DEVELOPMENT OF MEASURES FOR THEIR IMPLEMENTATION AT THE REGIONAL LEVEL

The article deals with small business, which is one of the most important sectors of the economy. This is due to the fact that small business creates conditions for accelerated economic growth and contributes to the saturation of local markets, as well as compensates for such costs of the market economy as unemployment and crises. To ensure sustainable socio-economic development of the regions, local governments direct their efforts to form their own production and financial base of the territories. This allows them to increase their level of economic independence. One of the most important tasks in this direction is to create conditions for the activation of small businesses. The article examines the trends in the development of small business in the Russian Federation over the past few years and identifies existing problems of small business development at the regional level. The main priorities of small business development in the near future are considered. The events that are currently being held to implement the identified priorities are also highlighted. This information is mostly taken from the strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation until 2030. In conclusion, the article suggests measures for the development and support of small businesses at the regional level.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ

УРОВНЕ

В.А. Муренцева, студент

В.В. Сыроижко, д-р экон. наук, профессор

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Воронеж)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1100

Аннотация. В статье рассматривается малое предпринимательство, которое является одним из наиболее важных секторов экономики. Это обусловлено тем, что малое предпринимательство создает условия для ускоренного экономического роста и способствует насыщению местных рынков, а также компенсирует такие издержки рыночной экономики, как безработица и кризисы. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов органы местного самоуправления направляют усилия на формирование собственной производственной и финансовой базы территорий. Это позволяет увеличить уровень их экономической самостоятельности. Одной из важнейших задач в этом направлении является создание условий для активизации деятельности малого бизнеса. В статье рассмотрены тенденции развития малого предпринимательства в РФ за последние несколько лет и выявлены существующие проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне. Рассматриваются основные приоритеты развития малого предпринимательства в ближайшем будущем. Также освещены мероприятия, которые проводятся на сегодняшний день для реализации выявленных приоритетов. Рассматриваемая информация в большинстве своем взята из Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030г. В заключение статьи предложены мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса на региональном уровне.

Ключевые слова: малое предпринимательство, стратегия, приоритеты развития, рыночная экономика, регион, малый бизнес, экономическое развитие.

Согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП) признаются организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям, и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов [1]. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности,

строительстве, сельском хозяйстве [2]. Именно малое предпринимательство способно наиболее эффективно формировать и насыщать рынок потребительских това-

ров в условиях ограниченности ресурсов [3]. Для эффективного управления данным сектором экономики необходимы проведение адекватной оценки и определение приоритетов долгосрочного развития малого предпринимательства [4].

Результаты проводимых исследований свидетельствуют о наличии системных проблем в развитии малого бизнеса на региональном уровне [4]. Эти факторы вызвали необходимость создания, и реализации комплекса мер и инструментов развития малого предпринимательства [5]. Решением вопроса явилось Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства [2].

В данном документе рассмотрены основные приоритеты развития малого предпринимательства на уровне регионов. К таковым относятся: выделение региональных отраслевых точек роста малых и средних предприятий; регулярная разработка и реализация программ, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства; создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д. [2].

Стоит отметить, что с целью обеспечения комплексного подхода, на федеральном уровне осуществляется методическое сопровождение разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства на уровне регионов [2].

Для реализации запланированных мер субъектам малого предпринимательства оказывается поддержка в виде субсидий. Они предоставляются из федерального бюджета на конкурсной основе. Такие субсидии предоставляются на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации.

Наиболее значимые для малого бизнеса мероприятия Стратегии реализуются в формате системных проектов с использованием методов проектного управления и координирующей роли Министерства экономического развития Российской Федерации.

Также обеспечение реализации поставленных задач требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, предпринимательскими

объединениями, научными и образовательными организациями.

Проанализировав сложившуюся экономическую ситуацию в регионах России можно сделать вывод, что доля малых предпринимательств растет благодаря выполнению Стратегии. Так, согласно данным Росстата, на 2017 год доля малого и среднего бизнеса достигла 21,9%. В 2014 году этот показатель составлял 19%. А уже в первом полугодии 2019-го, по данным ФНС, число субъектов СМП в России выросло почти на 3,1%.

В целом в Стратегии реализовано 82% мероприятий, что следует оценить как высокий показатель. Все реализованные мероприятия относятся к четырем направлениям Стратегии: стимулирование спроса на продукцию МСП, повышение производительности труда, совершенствование налоговой политики и укрепление кадрового потенциала. Однако ряд планируемых мероприятий сформулирован недостаточно конкретно, из-за этого довольно сложно оценить степень их выполнения. Кроме того, относящиеся к направлению итоговые документы часто не публикуются в открытом доступе, что также препятствует проведению мониторинга их выполнения [6].

Экстраполировав эти данные на будущее, можно сделать вывод, что в дальнейшем будут актуальны шаги по повышению информационной открытости мер поддержки малого предпринимательства. Также актуальными будут вопросы расширения инфраструктуры поддержки субъектов СМП и создание единого реестра всех государственных и негосударственных объектов, дальнейшее изменение системы мониторинга и оценки их эффективности. Необходимо также развитие косвенных механизмов кредитования, совершенствование лизинга и рынка микрокредитования [6].

Таким образом, основные показатели деятельности предприятий малого бизнеса свидетельствуют о том, что он играет важную роль в социально-экономическом развитии страны [7]. Благодаря выполнению Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030г., в экономических показателях регионов нашей

страны прослеживается стабильный рост. экономической ситуации на региональном Все это приводит к улучшению социально- уровне.

Библиографический список

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/

2. Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской федерации на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (с изм. и доп. от 30 марта 2018 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

3. Шумал В.И. Проблемы развития малого предпринимательства в России / В.И. Шумал, А.В. Васильев // Modern science. - 2020. - № 2-2. - С. 208-214.

4. Усков В.С. Тенденции и проблемы развития малого производственного предпринимательства в России // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - 2017. - № 3 (13). - С. 163180.

5. Мазилов Е.А. Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в Российской федерации / Е.А. Мазилов, А.Е. Кремин // Вопросы территориального развития. -2016. - №5 (35). - С. 4.

6. Баринова В. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России / В. Баринова, С. Земцов, В. Коцюбенский, А. Красносельских // Экономическое развитие России. - 2018. - № 11. - С. 36-45.

7. Архангельский В.Н. Основные направления развития и мониторинг состояния малого и среднего производственного предпринимательства // Экономика региона. - 2009. -№ 3. - С. 107-113.

PRIORITIES FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AND DEVELOPMENT OF MEASURES FOR THEIR IMPLEMENTATION AT THE REGIONAL LEVEL.

V.A. Murentseva, Student

V.V. Syroizhko, Doctor of Economic sciences, Professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Voronezh)

Abstract. The article deals with small business, which is one of the most important sectors of the economy. This is due to the fact that small business creates conditions for accelerated economic growth and contributes to the saturation of local markets, as well as compensates for such costs of the market economy as unemployment and crises. To ensure sustainable socio-economic development of the regions, local governments direct their efforts to form their own production and financial base of the territories. This allows them to increase their level of economic independence. One of the most important tasks in this direction is to create conditions for the activation of small businesses. The article examines the trends in the development of small business in the Russian Federation over the past few years and identifies existing problems of small business development at the regional level. The main priorities of small business development in the near future are considered. The events that are currently being held to implement the identified priorities are also highlighted. This information is mostly taken from the strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation until 2030. In conclusion, the article suggests measures for the development and support of small businesses at the regional level.

Keywords: small business, strategy, development priorities, market economy, region, small business, economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.