Научная статья на тему 'Приоритеты развития Иркутской области и систематизация региональных особенностей закупок инновационной строительной продукции'

Приоритеты развития Иркутской области и систематизация региональных особенностей закупок инновационной строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАКУПКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / PUBLIC PROCUREMENTS / FEDERAL CONTRACT SYSTEM / FISCAL POLICY OPTIMIZATION / INNOVATION CLUSTER / CONSTRUCTION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешков Виталий Владимирович, Токарева Кристина Александровна

Рассмотрены особенности закупок строительной продукции, исходя из приоритетов развития региона. Исследованы ключевые проблемы развития Иркутской области. Показано, что инновационное развитие предполагает разработку и внедрение передовых технологий в сфере альтернативной энергетики, жилищного строительства, коммунального хозяйства. Противоречивость процедур и декларативность контроля при закупках инновационной строительной продукции требуют разработки инструментария, адекватного масштабу современных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK REGION DEVELOPMENT PRIORITIES AND SYSTEMATIZATION OF REGIONAL FEATURES OF INNOVATION CONSTRUCTION PRODUCT PURCHASES

The article deals with the features of construction product procurement based on the development priorities of the region. The key problems of Irkutsk region development have been studied. It is shown that innovative development involves the development and implementation of the advanced technologies in the field of alternative power engineering, housing and communal services. Contradictory procedures and declarative control when purchasing innovative construction products require the development of tools that agree with the scale of modern problems.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития Иркутской области и систематизация региональных особенностей закупок инновационной строительной продукции»

(критический фактор успеха), рассчитываем денежный поток по формуле (24).

Далее рассчитываем дисконтированный денежный поток по формуле (25). На его основании получаем чистую приведенную стоимость (NPV) по формуле (26).

Для более полного представления о косвенном экономической эффекте от внедрения проекта рассчитываем индекс рентабельности инвестиций (ROI) с помощью формулы (27) и внутреннюю норму доходности (IRR) с помощью формулы (28).

Библиографический список

1. Пешков В.В. Методологические основы управления экономическим потенциалом развития инвестиционно-строительной сферы: дис. ... д-ра эконом. наук. М., Московский государственный строительный университет, 2006. 315 с.

2. Матвеева М.В. Опыт реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С. 35-41.

3. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях

развития национальной экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1. С. 44-55.

4. Чупин В.Р., Токарева К.А. Обеспечение конкурентоспособности строительной продукции на основе внедрения энергоэффективных материалов при строительстве жилых зданий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 3. С. 275-280.

5. Матвеев И.Д. Анализ опыта комплексного развития строительства за рубежом // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 8. С. 199-205.

УДК 328

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАКУПОК ИННОВАЦИОННОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

1 9

© В.В. Пешков1, К.А. Токарева2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены особенности закупок строительной продукции, исходя из приоритетов развития региона. Исследованы ключевые проблемы развития Иркутской области. Показано, что инновационное развитие предполагает разработку и внедрение передовых технологий в сфере альтернативной энергетики, жилищного строительства, коммунального хозяйства. Противоречивость процедур и декларативность контроля при закупках инновационной строительной продукции требуют разработки инструментария, адекватного масштабу современных задач. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: государственная закупка; федеральная контрактная система; оптимизация бюджетной политики; инновационный кластер; строительная сфера.

IRKUTSK REGION DEVELOPMENT PRIORITIES AND SYSTEMATIZATION OF REGIONAL FEATURES OF INNOVATION CONSTRUCTION PRODUCT PURCHASES V.V. Peshkov, K.A. Tokareva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the features of construction product procurement based on the development priorities of the region. The key problems of Irkutsk region development have been studied. It is shown that innovative development involves the development and implementation of the advanced technologies in the field of alternative power engineering, housing and communal services. Contradictory procedures and declarative control when purchasing innovative construction products require the development of tools that agree with the scale of modern problems. 5 sources.

Key words: public procurements; federal contract system; fiscal policy optimization; innovation cluster; construction sector.

Проблема повышения экономической эффективности мер государственного регулирования носит всеобщий характер и одинаково актуальна для развитых

и развивающихся стран, отраслей, регионов и сфер национальных экономик [1, 2]. В то же время на различных фазах жизненного цикла развития масштаб

1Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления недвижимостью.

Peshkov Vitaly, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics and Real Estate Management.

2Токарева Кристина Александровна, аспирант, е-mail: eunexpert@istu.edu Tokareva Kristina, Postgraduate, e-mail: eunexpert@istu.edu

государственного регулирования не идентичен как по целям и структуре мер, так и по их капиталоёмкости. В современных условиях государство выполняет весь спектр задач в сфере регулирования экономики: от поддержки отечественных производителей до выявления и развития новых лидеров роста. В этой связи обеспечение экономически эффективного режима государственного регулирования является центральной задачей оптимизации бюджетной политики.

Иркутская область обладает большим интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение, собственный научно-образовательный комплекс. Регион имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают: крупные запасы доступных полезных ископаемых; богатые лесные и водные ресурсы; уникальные рекреационные ресурсы; наличие на территории области крупных транспортных узлов; мощный промышленный потенциал; относительно низкая стоимость энергоресурсов, а также развитый научно-образовательный комплекс и концентрация квалифицированного кадрового потенциала. Но вместе с тем существуют следующие ключевые проблемы развития Иркутской области: низкий уровень производительности труда; доминирующее положение крупных, экспортоориентированных предприятий; кризис моногородов; высокая энергоемкость экономики и социальной сферы, низкая энергоэффективность, наличие энергоизолированных районов; низкая налоговая эффективность организаций по ряду отраслей; низкий уровень развития предпринимательства; низкая инновационная составляющая в производимой организациями области продукции (оказываемых услугах); высокий уровень износа инфраструктуры и жилищного фонда; отсутствие единой транспортной системы, нехватка современных логистических комплексов; неблагоприятная демографическая ситуация, отток квалифицированных кадров; низкое качество жизни (особенно в сельских территориях); неблагоприятная экологическая обстановка в индустриальных районах региона; высокий уровень преступности.

Стратегической целью развития Иркутской области является создание комфортной среды проживания и приближение качества жизни населения к уровню развитых стран (государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)). Иркутская область должна войти в число пяти регионов-лидеров по уровню и качеству жизни населения в Российской Федерации.

Для достижения стратегической цели интегральный показатель уровня жизни населения - валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, должен будет вырасти к 2020 г. не менее чем в 1,7 раза по отношению к 2008 г. с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса. При этом темпы роста валового регионального продукта Иркутской области будут соответствовать среднероссийским темпам роста, а сам показатель ВРП на душу населения достигнет 70% от уровня государств - членов ОЭСР.

Для обеспечения указанных темпов роста ВРП

необходимо будет не меньшими темпами увеличивать производительность труда, так как возможности для экстенсивного роста исчерпаны, и Иркутская область входит в период демографического сжатия. Рост производительности труда потребует существенной модернизации технологического и производственного аппарата, а объем инвестиций в основной капитал при этом должен быть увеличен не менее чем в 3 раза к 2020 г. по отношению к 2008 г.

Рост ВРП и производительности труда позволит увеличить реальные денежные доходы населения к 2020 г. по отношению к 2008 г. также не менее чем в 1,7 раза.

С целью закрепления квалифицированных кадров на территории области необходимо будет увеличить обеспеченность жильем с 20,3 м2 в 2008 г. до 22 м2 в 2020 г. с учетом своевременной замены ветхого жилья и модернизации коммунальной инфраструктуры. Основным направлением решения этой проблемы должно стать развитие массового строительства с использование инновационных проектов на основе ресурсосберегающих технологий.

Иркутская область позиционирует себя к 2020 г. в качестве одного из регионов-лидеров по темпам разработки и внедрения инноваций. Инновационное развитие региона будет направлено на решение следующих основных задач:

1. Повышение энергоэффективности экономики, обеспечение бесперебойного, безопасного и экономичного энергоснабжения экономики и населения области. Решение поставленной задачи предполагает разработку и внедрение передовых технологий в сфере альтернативной энергетики, жилищного строительства, коммунального хозяйства. Повышение энергоэффективности экономики должно привести, с одной стороны, к повышению производительности труда и капитала, с другой - к повышению качества жизни населения.

2. Комплексная переработка природных ресурсов. Основной приоритет - лесной комплекс. Внедрение передовых технологий деревообработки даст толчок, помимо развития собственно лесного комплекса, к развитию промышленности строительных материалов и строительной деятельности. Это, в свою очередь, позволит решить проблему обеспечения жильем жителей сельских территорий. Инновационное развитие лесного комплекса позволит также решить проблему отходов лесопереработки и обеспечить эффективное лесовосстановление.

3. Обеспечение продовольственной безопасности региона в основном за счет производства собственного сырья и сельскохозяйственной продукции, развития местной пищевой промышленности с одновременным развитием сельских территорий как единого производственного, социально-экономического, территориального и природного комплекса. За счет внедрения инновационных технологий будет повышена производительность труда в агропромышленном комплексе, снижены риски, связанные с климатическими условиями. Благодаря этому можно достичь опережающего роста уровня жизни сельского населения, создать ра-

бочие места в сфере производства товаров народного потребления, торговли и обслуживания.

4. Восстановление статуса Иркутской области как делового научно-образовательного и культурного центра Восточной Сибири, превращение региона в один из форпостов России во взаимодействии со странами Азии. Иркутская область занимает выгодное геополитическое положение на пересечении транспортных путей Европа - Азия. Исторически это обуславливало развитие здесь деловых и культурных отношений со странами Азии. Область должна использовать это преимущество для увеличения транзитных транспортных потоков, развития международных научных, образовательных и культурных программ.

Инновации должны существенно изменить не только материально-производственную сферу, но и общественно-культурную. Необходимо преобразовать культурно-исторический облик Иркутской области, развивать культурные проекты, имеющие общесибирское значение и привлекательные для стран АТР, сделать область комфортным местом для проживания и отдыха.

В зависимости от внешних и внутренних условий развитие Иркутской области может пойти по одному из трёх сценариев (либо по сочетанию):

Инерционный - продолжает сложившиеся тенденции социально-экономического развития Российской Федерации, включая Иркутскую область.

Энерго-сырьевой (сценарий «новой индустриализации»), при котором акцент развития территории делается на реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, а также добыче и первичной переработке природных ресурсов при умеренных темпах развития перерабатывающих отраслей, инновационного сектора и инвестиционных возможностей.

Инновационный (сценарий сбалансированного развития), опирающийся на наиболее полное использование конкурентных преимуществ экономики области, природно-ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции региона, модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие человеческого потенциала, повышение уровня производства, направленного на удовлетворение внутреннего спроса и импортозаме-щение.

Инновационный сценарий выбран целевым при определении направлений государственной социально-экономической политики.

Территория Иркутской области крайне неоднородна, поэтому реализация инновационного сценария предполагает формирование ряда зон опережающего развития с различной специализацией. Географическая привязка зон опережающего развития не является строгой.

Первая зона опережающего развития расположена вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали с центром в городе Иркутске. Зона будет специализироваться на разработке и внедрении инноваций, размещении высокотехнологичных производств, развитии человеческого капитала.

В Иркутской области накоплен достаточно мощ-

ный научно-образовательный потенциал, в основном он сосредоточен в областном центре, и наша задача максимально задействовать этот ресурс в развитии региона. Основные усилия необходимо будет направить на формирование инновационной инфраструктуры - институтов, которые будут способствовать привлечению финансовых ресурсов, а также обеспечивать связь между наукой и производством.

Некоторые элементы этой инфраструктуры уже созданы за счёт привлечения различных ресурсов, это Байкальский центр нанотехнологий и Технопарк при ИрГТУ, Областной технопарк, Областной инновационный бизнес-инкубатор, Восточно-Сибирский агротех-нопарк. Имеется целый ряд перспективных разработок в сфере нанотехнологий, альтернативной энергетики, биотехнологий, которые планируется реализовать в ближайшее время. В перспективе эта работа должна привести к созданию на этой территории инновационного кластера, включающего полноценный многофункциональный нанотехнологический центр, входящий в Российскую нанотехнологическую сеть Государственной корпорации «Роснанотех».

Кроме разработки новых технологических решений данная зона опережающего развития будет форсировать удовлетворение существующих потребностей в модернизации традиционных производств на всей территории региона.

Таким образом, через создание инновационного кластера на базе местных вузов и научных организаций будет осуществляться модернизация действующих промышленных мощностей и организация новых инновационных производств.

В соответствии с поставленными задачами развития Иркутской области на период до 2020 г. можно выделить следующие комплексные приоритеты:

- разработка и внедрение инновационных технологий для модернизации экономики и социальной сферы, стимулирование создания новых производств в области альтернативной энергетики, биотехнологий, в видах деятельности, основанных на применении нанотехнологий, а также в сфере экологоориентиро-ванной экономики и других перспективных секторах, способных обеспечить «прорыв» в экономике;

- газификация Иркутской области, развитие газоэнергетики, создание газоперерабатывающих и газохимических комплексов в гг. Саянске, Ангарске, Усть-Куте, ориентированных на полную переработку природного газа в химическую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Иркутская область должна стать одним из центров гелиевой промышленности;

- формирование в северных районах промышленного освоения региональных полюсов роста на основе реализации промышленно-инфраструктурных проектов освоения крупных концентраций углеродов и ме-таллорудного сырья, а также лесосырьевых баз, параллельное развитие крупных региональных (макро-региональных) центров с промышленными, транс-портно-логистическими и научно-образовательными функциями;

- опережающее формирование энергетической инфраструктуры со строительством генерирующих

мощностей на газе и альтернативных видах энергии и организация необходимой транспортной инфраструктуры;

- создание условий для перевода области на энергосберегающий путь развития и организации системы рационального природопользования в энергетике;

- развитие строительного комплекса с созданием баз стройиндустрии и стройматериалов, создание реального рынка жилья с решением проблемы капитального жилого фонда, в том числе путём развития среднего и малого бизнеса в этой сфере;

- реализация ряда проектов по организации производств глубокой переработки лесного сырья;

- модернизация и развитие традиционных отраслей: черной и цветной металлургии, золотодобычи (в Бодайбинском районе), нефтедобычи и нефтепереработки (на базе Верхнечонского месторождения нефти), с учетом потребностей жителей области;

- увеличение объёмов использования биологических не древесных ресурсов и обеспечение при этом большого экспортного выхода данного сектора экономики;

- развитие городских агломераций, формирование качественной городской среды, создание комфортных условий проживания для населения области.

Особенностью современного периода развития российской экономики является не только противостояние внешним вызовам, связанным с необходимостью оперативной ликвидации накопившихся диспропорций развития, но и решение назревших проблем модернизации национальной экономики, непосильных для частных инвесторов и пока ещё достаточно разобщенной бизнес-среды. Реструктуризация национальной экономики в условиях мирового кризиса ужесточает требования бюджетной экономии и повышает экономический предел целесообразности использования государственных мер. Это самым непосредственным образом касается инвестиционно-строительной сферы. Будучи капиталоёмкой, высокорисковой и имея долгосрочный циклический характер, именно инвестиционно-строительная сфера создаёт условия преобразования всех систем жизнеобеспечения граждан и общества в целом.

Реализация и инвестиционное обеспечение инновационных проектов являются одной из проблем инвестиционно-строительной деятельности [3-5]. Сбои инвестиционного цикла строительства в сложившихся условиях не могут быть ликвидированы без участия

государства. А это требует выработки обоснованных форм и методов государственного регулирования в области строительства. На практике сложился механизм государственного строительного заказа, но его анализ позволяет констатировать: государственные закупки строительной продукции не отвечают требованиям эффективности. В этой связи необходим многоаспектный анализ федеральной контрактной системы в строительстве как с точки зрения содержания и структуры решаемых задач, оценки выгод регулирования государственных закупок строительной продукции и издержек сопровождения и администрирования государственного строительного заказа, рисков его реализации и возможных альтернатив, так и с точки зрения их сравнения и выбора наиболее эффективных механизмов удовлетворения государственных нужд в строительной продукции.

Анализ степени разработки проблемы государственных закупок строительной продукции как основной функции федеральной контрактной системы в строительстве показал, с одной стороны, фрагментарность представлений об эффективности федеральной контрактной системы, эффективность которой либо сводится к экономии бюджетных ресурсов, либо рассматривается с позиций эффективности инвестиционно-строительного проекта как объекта государственного строительного заказа. Ни тот, ни другой подход не могут быть приняты за основу, так как не отражают экономической природы государственного предпринимательства и сводят оценку к адаптации производственных подходов к сфере государственного регулирования, что требует создания принципиально нового подхода к оценке экономической эффективности государственного строительного заказа.

С другой стороны, методическая и процедурная непроработанность механизмов государственного строительного заказа с учётом региональных особенностей и приоритетов развития, то есть, по сути, неполнота методического обеспечения, противоречивость процедур и декларативность контроля требуют разработки адекватного масштабу современных задач инструментария.

С третьей стороны, обоснованность принимаемых решений, равно как создание режима ответственности за результаты реализации государственного строительного заказа объективно нуждаются в обеспечении измеримости как с точки зрения критериев отбора и сравнения вариантов, так и с позиции оценки достигаемых результатов.

Библиографический список

1. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1. С. 44-55.

2. Пешков В.В., Токарева К.А. Управление развитием недвижимости: инновационный подход // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С. 28-35.

3. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и прак-

тика. 2013. № 41. С. 15-20.

4. Матвеев И.Д. Анализ опыта комплексного развития строительства за рубежом // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 8. С. 199-243.

5. Пешков А.В. Инновационные подходы к своевременному обеспечению строительных объектов новыми энергоэффективными материалами // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 12. С. 237-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.