Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИЯХ С ГЕРМАНИЕЙ'

ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИЯХ С ГЕРМАНИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
403
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ГЕРМАНИЯ / АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА / СЕВЕРНЫЙ ПОТОК - 2 / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шариков Павел Александрович

Победа Джозефа Байдена и Демократической партии на выборах в США в 2020 г. изменила внешнеполитический курс Вашингтона. Лозунг «Америка вернулась», с которым Демократическая партия заняла Белый дом и конгресс, среди прочего означал восстановление трансатлантического взаимодействия, нарушенного решениями предыдущей администрации. Особую роль в этом процессе играет Германия. Осенью 2021 г. там прошли выборы, победителем которых стала Социал-демократическая партия. На американской внутриполитической сцене наметились противоречия между представителями Демократической и Республиканской партий относительно некоторых приоритетных пунктов двусторонней повестки дня с Германией. В частности, основные различия касались проекта «Северный поток - 2». Актуальной для обеих сторон проблемой остаётся ситуация в Афганистане. Примечательно, что по итогам последних выборов в США, в конгрессе вновь активизировался Германский кокус, включающий как демократических, так и республиканских политиков. Очевидно, что приоритетом администрации Байдена становится укрепление экономических связей с Германией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN FOREIGN POLICY PRIORITIES TOWARDS GERMANY

The article addresses the priorities of US relations with Germany. The victory of Joseph Biden and Democratic Party on the elections of 2020 signified quite radical twist in US foreign policy. The election slogan «America is back» which won the White House for the Democratic Party and Congress, means restoration of transatlantic relationship, damaged by the previous administration. Germany has a special place in this process. Elections in Germany in 2021 resulted in a victory of a Social Democratic Party. Decision making in Washington on Relations with Germany are influenced by many factors, including those related to domestic policies and international relations. Domestically there have appeared contradictions between Democratic and Republican parties on a number of priority issues on the bilateral agenda. In particular, the main differences were related to the Nord Stream 2 project. The situation in Afghanistan remains an urgent problem for both sides. It is noteworthy that following the results of the last elections in the United States, the German Caucus again became active in Congress, including both democratic and republican politicians. It is clear that Biden’s administration pursues the developing of economic ties with Germany.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИЯХ С ГЕРМАНИЕЙ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №6

УДК 327.7

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620214149

ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИЯХ С ГЕРМАНИЕЙ

Павел Александрович Шариков

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: pasha.sharikov@gmail.com, ORCID: 0000-0003-0714-9978

Ссылка для цитирования: Шариков П.А. Приоритеты США в отношениях с Германией // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №6. С. 41-49. DOI: 10.15211/vestnikieran620214149

Аннотация. Победа Джозефа Байдена и Демократической партии на выборах в США в 2020 г. изменила внешнеполитический курс Вашингтона. Лозунг «Америка вернулась», с которым Демократическая партия заняла Белый дом и конгресс, среди прочего означал восстановление трансатлантического взаимодействия, нарушенного решениями предыдущей администрации. Особую роль в этом процессе играет Германия. Осенью 2021 г. там прошли выборы, победителем которых стала Социал-демократическая партия. На американской внутриполитической сцене наметились противоречия между представителями Демократической и Республиканской партий относительно некоторых приоритетных пунктов двусторонней повестки дня с Германией. В частности, основные различия касались проекта «Северный поток - 2». Актуальной для обеих сторон проблемой остаётся ситуация в Афганистане. Примечательно, что по итогам последних выборов в США, в конгрессе вновь активизировался Германский кокус, включающий как демократических, так и республиканских политиков. Очевидно, что приоритетом администрации Байдена становится укрепление экономических связей с Германией.

Ключевые слова: США, Германия, администрация Байдена, Северный поток - 2, двусторонние отношения.

Статья поступила в редакцию: 22.11.2021.

AMERICAN FOREIGN POLICY PRIORITIES TOWARDS GERMANY

Pavel A. Sharikov

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: pasha.sharikov@gmail.com, ORCID: 0000-0003-0714-9978

For citing: Sharikov, P.A. (2021). American foreign policy priorities towards Germany. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 24(6): 41-49. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620214149

© Шариков П.А. - к.полит.н., в.н.с. Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН.

Abstract. The article addresses the priorities of US relations with Germany. The victory of Joseph Biden and Democratic Party on the elections of2020 signified quite radical twist in US foreign policy. The election slogan «America is back» which won the White House for the Democratic Party and Congress, means restoration of transatlantic relationship, damaged by the previous administration. Germany has a special place in this process. Elections in Germany in 2021 resulted in a victory of a Social Democratic Party. Decision making in Washington on Relations with Germany are influenced by many factors, including those related to domestic policies and international relations. Domestically there have appeared contradictions between Democratic and Republican parties on a number of priority issues on the bilateral agenda. In particular, the main differences were related to the Nord Stream 2 project. The situation in Afghanistan remains an urgent problem for both sides. It is noteworthy that following the results of the last elections in the United States, the German Caucus again became active in Congress, including both democratic and republican politicians. It is clear that Biden's administration pursues the developing of economic ties with Germany. Key words: USA, Germany, Biden administration, North Stream 2, bilateral relations.

Article received: 22.11.2021.

Германия - один из важнейших союзников США в Европе. Любое внешнеполитическое решение Вашингтона является результатом компромисса между внутриполитическими акторами в США, и отношения с Берлином - не исключение. Так, в 2016 г., когда к власти пришёл президент Дональд Трамп, стало очевидно, что в американской внешней политике произойдут серьёзные изменения. Академик РАН С.М. Рогов отмечал, что «внешнеполитическая программа Трампа представляла собой смесь нападок на политику администрации Обамы и эпатажных лозунгов, вызвавших оторопь у неоконсерваторов, определявших подход Республиканской партии к международным делам. В результате большинство неоконсерваторов отказались поддерживать будущего президента» (Рогов 2017). Внешнеполитический курс администрации Трампа можно охарактеризовать как изоляционистский. Фактически он оказался единственным за долгие годы американским президентом, не ввязавшим Америку в очередную военную кампанию. Вместе с тем ревизии подверглись многие направления экономического, военно-политического сотрудничества, что привело к охлаждению трансатлантических отношений, в том числе и с Германией.

Отечественный исследователь А.К. Иванова отмечает, что торгово-экономические и инвестиционные отношения ФРГ и США заметно ухудшились по вине Д. Трампа. Он «подверг критике действующие принципы ВТО, проект ТТИП [Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство] и обвинил немецкий бизнес в попытке "выторговать" себе наилучшие условия для поставок. Не согласовав свои решения с ФРГ и другими экономическими партнёрами, президент объявил о проекте новой налоговой" реформы, что вызвало волну негодования немецкого истеблишмента» (Иванова 2018), поскольку она затрагивала интересы германского бизнеса.

На интенсивность международных связей оказала влияние и пандемия коронавируса, из-за которой были внесены изменения в график международных мероприятий. Правительства всех стран были вынуждены сконцентрироваться на решении острых внутренних социальных проблем, уделяя меньше внимания внешней политике.

Администрация Джозефа Байдена выиграла президентские выборы с лозунгом «Америка вернулась». Предвыборная риторика во многом была сигналом, что Вашингтон намерен

возродить трансатлантические связи. Об этом, в частности, было заявлено в «Руководстве по стратегии национальной безопасности» (Interim National Security Strategie Guidance... 2021), опубликованной в марте 2021 г., - документе, предваряющем официальную стратегию. О том, что восстановление трансатлантического взаимодействия - приоритет внешней политики Байдена свидетельствует и то, что за год нахождения у власти, президент совершил всего два официальных иностранных визита, и оба в Европу. Байден неоднократно встречался с Ан-гелой Меркель в Европе и в США, а в ходе его последнего визита (в конце октября) на встрече присутствовал Олаф Шольц, на тот момент - министр финансов, а также лидер победившей на недавних выборах Социал-Демократической партии Германии (СД111 ). Многие факторы, о которых речь пойдёт ниже, указывают на то, что отношения с Германией имеют особое значение для США на европейском направлении. Интенсивность встреч американских и германских политиков на разных уровнях свидетельствует о насыщенной повестке двусторонних отношений.

Динамика американо-германских отношений: взгляд из Вашингтона

За последние десять лет отношения США и ФРГ развивались весьма динамично. В 112 созыве конгресса (2011-2012 гг.) членами палаты представителей и сенаторами был учреждён Германский кокус (Join the German-American Caucus... 2011) - неформальная двухпартийная структура, призванная координировать экономические, политические и культурные отношения двух стран. По оценкам различных экспертов, до 50 млн американцев имеют германские корни (Kirschbaum 2015). Вместе с тем, в отличие от большинства других этнических групп, американцы с немецкими предками практически полностью интегрированы в американское общество и не представляют собой отдельной группы политических интересов. Это обстоятельство не позволяет сформироваться институту германского лобби, так как этнические лоббистские группы опираются в первую очередь на поддержку диаспор. Отсутствие подобной поддержки двусторонних отношений, в свою очередь, является принципиальным отличием от деятельности, например, израильского лобби (Haglund, McNeil-Hay 2011), которое считается самым влиятельным в Вашингтоне. Этим обусловлена определённая хрупкость в отношениях, которые, в частности, оказались заложниками персональных противоречий между А. Меркель и Д. Трампом (Klaus Larres 2018). По той же причине Германский кокус не обеспечил заметных прорывов в экономических или дипломатических отношениях.

Определённую роль в слабой эффективности кокуса сыграло то, что американские политики, принимавшие в нём наиболее активное участие, в основном представляют Средний Запад и Северо-Запад Соединённых Штатов - в первую очередь штаты Пенсильвания, Массачусетс. Последние десятилетия штаты этого региона были наиболее «колеблющимися» - меняли свой выбор то в пользу Республиканской, то Демократической партии. Соответственно, их представители сменяются чаще, чем в штатах, стабильно сохраняющих свою традиционную приверженность, и потому имеют меньшее влияние на партийный истеблишмент. Основатель Германского кокуса - Джим Герлач, член палаты представителей от штата Пенсильвания от Республиканской партии, оставил свой пост в 2015 г. Его место занял Гленн Томпсон, также из штата Пенсильвания. Но это не оказало существенного влияния на деятельность этой структуры.

В ноябре 2021 г. Гленн Томпсон, сопредседатель Германского кокуса от Демократической Партии, Уильям Китинг, а также 8 других конгрессменов от Демократической и Республиканской партий предложили резолюцию палаты представителей № 773, вновь подтверждающую американо-германскую дружбу (H.Res.773... 2021). Резолюция апеллирует в

основном к накопленному историческому опыту тесного взаимодействия и общим ценностям. В частности: роль США в объединении Германии, в реконструкции ФРГ после Второй мировой войны, приводятся впечатляющие цифры торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. При этом не упоминаются причины, по которым возникла потребность восстанавливать двустороннее сотрудничество: изоляционистская внешняя политика администрации Д. Трампа, протекционизм во внешней торговле. Определённые сложности наметились и в сфере безопасности.

Актуальные проблемы двусторонних отношений

Источником наиболее острых противоречий в двусторонних отношениях оказалась позиция США по проекту «Северный поток - 2». Энергетическое лобби в США, в основном через политиков республиканцев, и, соответственно, президента Трампа, добивалось расширения экспорта американских энергоресурсов в Европу. При этом Германия остаётся ключевым партнёром США. Она является лидером по потреблению энергии, а её географическое положение обеспечивает доступ ко всему европейскому рынку сбыта энергоносителей.

Российский германист В.Б. Белов отмечает, что представители Республиканской партии всегда выступали за санкции против «Северного потока - 2», причём наиболее успешно при администрации Д. Трампа «с августа 2017 по декабрь 2020, несмотря на протесты Брюсселя и Берлина» (Белов 2021). Изоляционистская внешняя политика Вашингтона подразумевала приоритет экономических интересов над политическими, чем обусловлена столь резкая позиция представителей Республиканской партии в отношении данного газопровода. Однако в этом конфликте интересов есть и политическая составляющая. Официальные представители России уверены, что «на деле санкции против "Северного потока - 2", укладывающиеся в русло проводимой Вашингтоном политики "сдерживания России", преследуют цель продвижения на европейский рынок американского сжиженного газа, добываемого из сланцевых пород» (Лебедев 2020). Примечательно, что некоторые европейские исследователи вообще не рассматривают американский сланцевый газ в какой-либо связи с преимуществами или недостатками российского проекта (Sziklai, Koczy, Csercsik 2020).

Основным оппонентом «Северному потоку - 2» в американском конгрессе стал сенатор республиканец Тед Круз из Техаса - штата, где сконцентрировано большинство крупнейших энергетических компаний. После ухода Д. Трампа он остался едва ли не единственным, во всяком случае, наиболее влиятельным республиканцем, продолжавшим поддерживать бывшего президента. Ещё во времена правления Трампа Т. Круз называл «Северный поток - 2» «критической угрозой национальной безопасности США» (Final NDAA 2020... 2019) и добился поддержки этой позиции другими конгрессменами, среди которых оказались не только республиканцы, но и демократы.

Более того, Т. Круз совместно с другими конгрессменами фактически продолжает саботировать некоторые назначения на должности во внешнеполитических ведомствах из опасения, что они займут мягкую позицию относительно «Северного потока - 2». В частности, в ноябре 2021 г. он вместе с сенаторами Марко Рубио и Роном Джонсоном написал письмо руководству Комитета по международным делам Сената: все трое выразили сомнения, что прелагаемая Байденом на пост посла США в ФРГ Эми Гутманн, президент университета штата Пенсильвания, достаточно квалифицирована для этого (Letter expressing concerns. 2021)1.

Представители Демократической партии, однако, придерживаются другого подхода к «Северному потоку - 2». Они считают, что этот проект - элемент сложной системы энергетической безопасности Европы, кроме того, крайне политизированный. Они не уверены, что та

прибыль, которую американские компании могут получить в случае введения санкций против «Северного потока - 2», не скажется негативно на отношениях с Германией и другими странами Европы. Комплекс проблем энергетической безопасности выходит далеко за пределы американо-германских отношений, включает в себя все страны европейского региона, а также имеет непосредственное отношение к России, её конфликту с Украиной и другим вопросам. В европейской исследовательской среде отношения США, Германии и России называют «стратегическим треугольником» (Szabo 2018).

При новой демократической администрации проблема энергетической безопасности увязывается и с проблемами изменения климата. Президент Байден уже дал понять, что в этом вопросе он также намерен придерживаться противоположного подхода по сравнению с администрацией Д. Трампа. Одним из первых указов Байден вернул страну в Парижское соглашение по климату. Важность климатической повестки подтверждается и тем, что специальным представителем президента по вопросам климата был назначен Джон Керри, «политический тяжеловес» от Демократической партии. Он занимал должность государственного секретаря во второй администрации Обамы и баллотировался на должность президента США в 2004 г., одержав уверенную победу на праймериз Демократической партии.

Об особом значении данной темы говорит и учреждение американо-германского партнёрства по климату и энергетике (U.S.-Germany Climate and Energy Partnership... 2021) во время визита А. Меркель в Вашингтон в июле 2021 г. Байден и Меркель заявили, что разделяют общие цели в области развития зелёной энергетики и противодействия вредным выбросам. В совместной декларации отмечена приверженность общим усилиям по трансформации энергетических технологий. Эта же тематика определяет основные направления работы Совета по торговле и технологиям (The United States-European Union Trade and Technology Council... 2021), учреждённого США и Европейским союзом. Европейские экономисты предполагают, что основной мотив участия в Совете стран ЕС - интенсификация сотрудничества с США для обеспечения технологического лидерства Европейского союза (Oxford Analytica... 2021). Создание параллельной структуры в двусторонних отношениях свидетельствует об особых отношениях США и Германии.

Подобная позиция характерна для Демократической партии, аналогичных приоритетов придерживался и Барак Обама. Более того, «новые энергетические технологии» - предмет политической конкуренции со сторонниками «традиционных источников энергии», большинство которых поддерживает республиканских политиков.

В целом сотрудничество в области энергетики и климата отражает приоритеты Вашингтона в двусторонних отношениях, свидетельствуют о восприятии Соединёнными Штатами Германии как ключевого европейского партнёра в решении глобальных проблем и вызовов международной безопасности. Среди важнейших направлений взаимодействия - участие в многосторонних форматах решения международных проблем.

Одним из первых шагов администрации Байдена стала отмена плана Трампа по выводу американских войск из Германии (Press Briefing by Press Secretary Jen Psaki... 2021). Позднее сообщалось, что США даже направят дополнительный контингент в 500 человек. Столь незначительное увеличение больше похоже на политический жест, и вряд ли обусловлено насущной необходимостью. Ф.О. Трунов обращает внимание, что, несмотря на декларации Трампа, «в реальности Белый дом не готов уменьшать своё военное присутствие в ФРГ», тем более что «даже частичное свёртывание военного присутствия США в Германии будет свидетельствовать о достижении ФРГ стратегической" автономии от Белого дома в военно-политической области» (Трунов 2020). Другие исследователи полагают, что «масштабы амери-

канского военного присутствия в ФРГ будут оставаться на исторически низком уровне», оно обусловлено «долгосрочными стратегическими соображениями» (Истомин, Соколов 2021).

После событий в Кабуле в августе 2021 г. актуальным вопросом двусторонней повестки дня стал уход США из Афганистана. Во время своего визита в Германию в сентябре 2021 г. государственный секретарь Блинкен выразил особую благодарность ФРГ за сотрудничество при выводе американских войск из этой страны (Secretary Blinken Travels to Germany... 2021). Теме Афганистана было уделено особое внимание на встрече президента Д. Байдена, А. Меркель и О. Шольца в ходе визита в Рим на саммит большой двадцатки (Readout of President Biden's Meeting with Chancellor Angela Merkel. 2021). Судя по всему, дальнейшая политика в отношении режима талибов также будет координироваться и обсуждаться Вашингтоном и Берлином. Участие О. Шольца во встрече с президентом Байденом свидетельствует о том, что Вашингтон намерен обеспечить преемственность в отношениях с Берлином при новом правительстве Германии.

Соединённые Штаты неоднократно заявляли, что Германия является важнейшим партнёром в геополитическом противостоянии Китаю и России. Позиция США обусловлена как экономическими и политическими интересами, так и внутриполитическими противоречиями. Администрация Байдена подвергается постоянной критике республиканцев за недостаточно твёрдую, по их мнению, позицию по санкциям и поддержке Украины. Представители Республиканской партии признают приоритетность развития отношений с Германией, но расставляют собственные акценты. Так, в частности, они предлагают максимально жёстко противодействовать проекту «Северный поток - 2» (Kochis 2021). Кроме того, республиканцы критиковали Ангелу Меркель за малое внимание к военным аспектам безопасности. Они стремятся убедить президента Байдена в том, что именно военно-политическая составляющая должна стать ключевой в выстраивании отношений с ФРГ. Стоит отметить, что в Республиканской партии преобладают правоконсервативные взгляды, а в Демократической - леволиберальные, которые намного ближе к позициям СДПГ. Можно предположить, что администрации Бай-дена, тем более при поддержке Демократической партии в обеих палатах конгресса, удастся эффективно восстановить трансатлантическое взаимодействие. Вместе с тем отечественный исследователь А. М. Кокеев отмечает, что немецкая политическая элита скептически оценивает такую перспективу. По его мнению, «в Берлине нет ни одного ответственного политика, считающего возможным возврат трансатлантических отношений к "дотрамповским" временам» (Кокеев 2021). С другой стороны, за прошедшие пять лет международная обстановка сильно изменилась, появились новые вызовы, требующие совместных усилий.

Стоит также отметить активизацию экономического и культурного сотрудничества. В частности, после прихода администрации президента Байдена к власти германские деловые круги выражали большой оптимизм относительно развития двусторонних торгово-экономических связей (2021 German American Business Outlook. 2021). Обращает на себя внимание поддержка в конгрессе различных культурных инициатив (U.S. Congress Considers H. Res. 446. 2021).

* * *

Незначительное охлаждение американо-германских отношений в последние годы было обусловлено рядом факторов: изоляционистской политикой Трампа, потерей политического веса прогерманскими группами влияния во внутриполитической конкуренции в США. Дополнительной причиной стала в 2020 г. пандемия коронавируса.

Необходимо отметить, что ряд проблем в двусторонних отношениях так или иначе увя-

зываются с Россией, в первую очередь - «Северный поток - 2», поддержка территориальной целостности Украины, Афганистан, миграционный кризис на белорусской границе. Учитывая, что некоторые политические круги в США выступают за усиление давления на Россию, Берлин играет важную роль буфера между Москвой и Вашингтоном. Нельзя исключать, что на промежуточных выборах в 2022 г. Республиканская партия усилит свои позиции в Конгрессе и получит больше возможностей влияния, в том числе и на политику в отношении России. Это вряд ли будет означать немедленное изменение внешнеполитического курса, однако может сильно затруднить продвижение инициатив демократов.

Победа Д. Байдена и большинство у Демократической партии в обеих палатах конгресса означали весьма резкий разворот в американской внешней политике. В частности, политическое взаимодействие с европейскими партнёрами стало важнее несовпадения экономических интересов. Администрация Байдена продекларировала «перезагрузку» отношений с европейскими странами, а Германия стала ключевым партнёром. Так, представители Демократической партии придерживаются иных взглядов, чем предшественники из Республиканской партии на проект «Северный поток - 2», и отказываются от государственного протекционизма американских энергетических компаний.

В целом у Вашингтона и Берлина много общих интересов и целей. Во-первых, их позиции вновь сблизились по вопросам изменения климата. США вернулись в Парижское соглашение, а после многочисленных визитов американских официальных лиц в Европу - учредили новые институты сотрудничества в области защиты окружающей среды. Во-вторых, актуальной проблемой остаётся ситуация в Афганистане. В-третьих, США и Германия демонстрируют солидарность с Украиной, связывая её с «необходимостью противодействовать российской угрозе». Примечательно, что Вашингтон, декларируя поддержку нормандской группе, официально не участвует в важнейших форматах урегулирования данного кризиса.

США рассматривают Германию как главного европейского партнёра в условиях наметившегося долгосрочного соперничества с Китаем и Россией. В этом контексте ФРГ может стать важнейшим посредником между Россией и США. В последние месяцы в Вашингтоне активизировалось германское лобби, весьма успешно взаимодействующее как с демократическими, так и республиканскими политиками. Допустимо предположить, что оно способно сыграть полезную роль и в отношениях между российскими и американскими государственными структурами.

Список литературы / References

2021 German American Business Outlook. Annual Survey of German Firms in the US. German American Chambers of Commerce. Available at: https://www.gaccny.com/filehub/deliverFile/ be12bb70-50be-4314-bd14-8fdb2e83d5b6/1043431/GABO_Brochure_1-28-2021_interactive_1043431.pdf (accessed 03.12.2021).

Final NDAA 2020 includes Sens. Cruz, Shaheen Bill to Stop Russia's Nord Stream 2 Pipeline. Ted Cruz Senator for Texas. Press Release. 12.12.2019. Available at: https://www.cruz.senate.gov/newsroom/press-releases/final-ndaa-2020-includes-sens-cruz-shaheen-bill-to-stop-russia-and-146s-nord-stream-2-pipeline (accessed 03.12.2021).

H.Res.773 - Reaffirming German-American friendship and cooperation initiative. 117th Congress (2021-2022). U.S. Congress. 04.11.2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-resolution/773/ (accessed 03.12.2021).

Interim National Security Strategic Guidance. White House. 03.2021. Available at:

https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (accessed 3.12.2021).

Join the German-American Caucus! A letter of Jim Gerlach. Jim Gerlach representative from Pennsylvania. 27.01.2011. Available at: https://static1.squarespace.com/static/5d28ecf62626c70001 515de6/t/5d2c9b6ee43be500012b2866/1563204462903/German-AmericanCaucusDearCollea gue_001.pdf (accessed 3.12.2021).

Letter expressing their concerns with President Joe Biden's nomination of Dr. Amy Gutmann to be the U.S. Ambassador to Germany. Marco Rubio Senator for Florida. 01.11.2021. Available at: https://www.rubio.senate.gov/public/_cache/files/b6321b4f-b3ed-478b-873a-2e9a3732daf1/C8CD1 C676EC7CC3A6D4B8FAA47A53791.11.01.21-smr-letter-to-menendez-and-risch-re-amy-gutmann.pdf (accessed 03.12.2021).

Press Briefing by Press Secretary Jen Psaki and National Security Advisor Jake Sullivan. White House. 04.02.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2021/02/04/press-briefing-by-press-secretary-jen-psaki-and-national-security-advisor-jake-sullivan-february-4-2021/ (accessed 03.12.2021).

Readout of President Biden's Meeting with Chancellor Angela Merkel and Vice Chancellor Olaf Scholz of Germany. White House. 30.10.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/statements-releases/2021/10/30/readout-of-president-bidens-meeting-with-chancel lor-angela-merkel-and-vice-chancellor-olaf-scholz-of-germany/ (accessed 03.12.2021).

Secretary Blinken Travels to Germany. Department of State. 08.09.2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinken-travels-to-germany/ (accessed 03.12.2021).

The United States-European Union Trade and Technology Council. Office of the Spokesperson, Department of State. 28.11.2021. Available at: https://www.state.gov/the-united-states-european-union-trade-and-technology-council/ (accessed 03.12.2021).

U.S. Congress Considers H. Res. 446 on German-American Friendship. U.S. Congress. 30.10.2019. Available at: https://wunderbartogether.org/news/u-s-congress-considers-h-res-446-on-german-american-friendship/ (accessed 03.12.2021).

U.S.-Germany Climate and Energy Partnership. White House. 15.07.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/07/15/fact-sheet-u-s-germany-climate-and-energy-partnership/ (accessed 3.12.2021).

EU-US alignment on tech governance is rising. Oxford Analytica, Expert Briefings. 21.04.2021. Available at: https://dailybrief.oxan.com/Analysis/DB260983/EU-US-alignment-on-tech-governance-is-rising (accessed 03.12.2021).

Sziklai, B., Koczy L., Csercsik D. (2020). The impact of Nord Stream 2 on the European gas market bargaining positions. Energy Policy (144). DOI: 10.1016/j.enpol.2020.111692

Haglund D., McNeil-Hay T. (2011). The «Germany Lobby» and US Foreign Policy: What, if Anything, Does It Tell Us about the Debate over the «Israel Lobby»? Ethnopolitics 10(3-4): 321344. DOI: 10.1080/17449057.2010.543803

Kirschbaum, E. (2015). Whatever Happened to German America? New York Times. 23.09. 2015. Available at: https://www.nytimes.com/2015/09/23/opinion/whatever-happened-to-german-america.html (accessed 03.12.2021).

Larres, K. (2018). Angela Merkel and Donald Trump - Values, Interests, and the Future of the West. German Politics 27(2): 193-213. DOI: 10.1080/09644008.2018.1428309

Kochis, D. (2021). Winds of Change in Berlin? A Road Map for U.S. - German Relations. Backgrounder. №3655. Heritage Foundation report. 26.09.2021. Available at: https://www.heritage.org/ europe/report/winds-change-berlin-road-map-us-german-relations (accessed 03.12.2021).

Lees, C. (2021). Life After Merkel - the 2021 Federal Elections and Germany's Changing Party

System. Political Insight 12(2): 4-7. DOI: 10.1177/20419058211022930

Szabo, S.F. (2018). Different Approaches to Russia: The German-American-Russian Strategic Triangle. German Politics 27(2): 230-243. D0I:10.1080/09644008.2018.1446081

Белов, В.Б. (2021). Перспективы газопровода «Северный поток - 2» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 4(22): 63-71. [Belov, V.B. (2021). Prospects for the Nord Stream 2 Gas Pipeline. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 4(22): 63-71. (in Russian).] DOI 10.15211/vestnikieran420216371

Иванова, А.К. (2018). Германо-американские отношения // Германия. 2017 / под ред. В.Б. Белова. М.: ИЕ РАН. С. 71-82. [Ivanova, A.K. (2018). German-US Economic Relations. In: Belov, V. (ed.) (2018). Germany. 2017. Moscow: IE RAS: 71-82. (in Russian).]

Истомин, И., Соколов, А. (2021). Американский контингент в ФРГ: символ безопасности, гарант лояльности, предмет роскоши? // Мировая экономика и международные отношения 65(3): 60-72. [Istomin, I., Sokolov, A. (2021). American Forces in Germany: Security Symbol, Loyalty Warrant or Excessive Luxury? Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya 65(3): 60-72. (in Russian). DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-3-60-72

Кокеев, А. (2021). ФРГ и трансатлантическая стратегия Байдена: нерешенные проблемы и новые вызовы // Мировая экономика и международные отношения 65(9): 56-68. [Kokeev, A. (2021). FRG and Biden's Transatlantic Strategy: Unsolved Problems and New Challenges. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya 65(9): 56-68. (in Russian).] DOI: 10.20542/01312227-2021-65-9-56-68

Лебедев, А.С. (2020). Санкции против «Северного потока - 2». Экономические последствия // Современная Европа 5(98): 173-181. [Lebedev, A. (2020). Sanctions Against «Nord Stream

- 2». Economic Consequences. Contemporary Europe 5(98): 173-181. (in Russian).] DOI: 10.15211/soveurope52020173181

Рогов, С.М., Рогова, Н.В. (2017). Выборы 2016 года в США: итоги и перспективы (часть вторая) // США и Канада: экономика, политика, культура 2(566): 20-38. [Rogov, S.M., Rogova, N.V. (2017). The U.S. presidential elections, Donald Trump, elections for U.S. Congress, the Trump Administration Policy, Russian-American Relations. USA & Canada: Economics - Politics

- Culture 2(566): 20-38. (in Russian).]

Трунов, Ф.О. (2020). Изменение роли ФРГ в Европе и мире в реалиях новой холодной войны: политико-военное измерение // Актуальные проблемы Европы 1(105): 85-109. [Trunov, Ph.O. (2020). Political and military aspects of the changing role of the FRG in Europe and the world in the context of the new Cold War. Current problems of Europe 1(105): 85-109. (in Russian).] DOI: 10.31249/ape/2020.01.05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.