Научная статья на тему 'Приоритеты и вызовы государственной политики Российской Федерации в сфере Арктической науки'

Приоритеты и вызовы государственной политики Российской Федерации в сфере Арктической науки Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF DEVELOPMENT / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ARCTIC ZONE / ЭКОЛОГИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ENVIRONMENTAL SECURITY / LIVING STANDARDS / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гогоберидзе Георгий Гививич, Заболотников Геннадий Валентинович, Владимирова Галина Сергеевна, Румянцева Екатерина Александровна, Родин Никита Станиславович

В статье анализируются основные тезисы Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации, особое внимание уделяется основным вызовам устойчивому освоению Арктических регионов, выделяя вопросы обеспечения экологической безопасности, повышения уровня жизни населения, развития инфраструктуры, информационных технологий и связи в арктическом регионе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гогоберидзе Георгий Гививич, Заболотников Геннадий Валентинович, Владимирова Галина Сергеевна, Румянцева Екатерина Александровна, Родин Никита Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и вызовы государственной политики Российской Федерации в сфере Арктической науки»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Приоритеты и вызовы государственной политики Российской Федерации в сфере арктической науки Гогоберидзе Г. Г.1, Заболотников Г. В.2, Владимирова Г. С.3, Румянцева Е. А.4, Родин Н. С.5

1Гогоберидзе Георгий Гививич / Gogoberidze Georgy Givivich - доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, директор;

2Заболотников Геннадий Валентинович / Zabolotnikov Gennady Valentinovich - кандидат географических наук, начальник управления, Управление научных инновационных исследований;

3Владимирова Галина Сергеевна / Vladimirova Galina Sergeevna - младший научный сотрудник;

4Румянцева Екатерина Александровна /Rumiantceva Ekaterina Aleksandrovna - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник;

5Родин Никита Станиславович /Rodin Nikita Stanislavovich - специалист, Управление научных инновационных исследований, Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются основные тезисы Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации, особое внимание уделяется основным вызовам устойчивому освоению Арктических регионов, выделяя вопросы обеспечения экологической безопасности, повышения уровня жизни населения, развития инфраструктуры, информационных технологий и связи в арктическом регионе Российской Федерации.

Abstract: the article analyzes the main points of the Strategy of development of the Arctic zone of the Russian Federation and the national security, approved by the President of Russian Federation, a special influence is given to the major challenges of sustainable development of the Arctic regions, highlighting the issues of environmental security, raising living standards, infrastructure, information technology and communication the Arctic region of the Russian Federation.

Ключевые слова: стратегия развития, Арктическая зона, экология, инфраструктура, социально-экономическое развитие, государственная политика, анализ. Keywords: strategy of development, Arctic zone, environmental security, living standards, national security, analysis.

Приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике определены, в первую очередь, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г. [1].

Приоритетными направлениями развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности России являются [1]:

- комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны России;

- развитие науки и технологий;

- создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности;

- международное сотрудничество в Арктике;

- обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.

В рамках деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики сформирована рабочая группа «Развитие образования и науки», под

руководством Минобрнауки России. Эта группа, проанализировав текущую ситуацию и вызовы сегодняшнего дня по устойчивому освоению Арктических регионов, выделила такие основные вызовы, как:

• Обеспечение высокого качества жизни в Арктических регионах.

• Смягчение последствий изменения климата и снижение уровня экологических рисков.

• Повышение уровня информационной инфраструктуры Арктических регионов.

• Создание современной транспортно-логистический инфраструктуры и ее обеспечивающих компонент.

Учет и восприятие этих вызовов позволяет предотвратить те негативные последствия, которые в настоящее время являются угрозами для устойчивого освоения арктических регионов. С учетом этих вызовов и угроз современности в Минобрнауки России разработана аналитическая координационная программа (АКП) «Комплексные научные исследования Арктики и Антарктики», совместно с заинтересованными федеральными ФОИВ и органами государственной власти субъектов АЗРФ. Необходимость АКП связана не только с важностью координации федеральных и региональных органов исполнительной власти, но и необходимостью взаимного координирования деятельности с научными фондами, образовательными и научными организациями, ведущими активную научно-технологическую деятельность в АЗРФ.

Механизм АКП позволит обеспечить межведомственную координацию комплексных научных исследований Арктики в интересах экономического и научного развития Арктики и формирование соответствующего научно-технического и технологического задела. Необходимо отметить то, что в программе в полной мере учтены арктические региональные потребности и ожидания.

В целях улучшения качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне Российской Федерации, включая коренные малочисленные народы, повышения уровня их социального и культурного обслуживания, а также обеспечения положительных демографических процессов и необходимых социальных условий хозяйственной деятельности происходит реализация проектов, направлены на модернизацию объектов социальной инфраструктуры, обновление и модернизация жилищного фонда, основных фондов жилищно-коммунального хозяйства на основе современных энергосберегающих технологий, обеспечение доступа населения на всей территории Арктической зоны Российской Федерации к современным информационным и телекоммуникационным услугам. Важнейшим направлением является обеспечение доступности и повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе путем использования транспортных средств повышенной проходимости и воздушных судов для осуществления санитарно-авиационной эвакуации больных, развития технологий для осуществления дистанционных консилиумов врачей [1].

Кроме того, много проектов направлено на развитие образования, обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях с учетом существующих и прогнозируемых потребностей в специалистах в области морской геологии, добычи и переработки углеводородов, морских биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий и иных специальностей, включая совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны Российской Федерации. В целях обеспечения этнокультурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни идет работа над обеспечением рационального природопользования и развития экологически безопасных видов туризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, комплексом мер по развитию традиционных отраслей

хозяйствования, обеспечивающих укрепление занятости и самозанятости коренных малочисленных народов.

С точки зрения экологии важным представляется создание и развитие эффективной системы обращения с отходами производства и потребления в Арктической зоне Российской Федерации, и в целом - создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе при разработке и реализации проектов в области изучения и освоения арктического континентального шельфа и прибрежной зоны, иных крупных инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации [1].

Важное место в вопросах охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации занимают проекты, направленные на обеспечение сохранения биологического разнообразия арктической флоры и фауны в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата, включая развитие и расширение сети арктических особо охраняемых природных территорий и акваторий федерального значения; развитие и расширение сети арктических особо охраняемых природных территорий регионального значения. Проекты также предусматривают совершенствование системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне Российской Федерации, формирование системы наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды, использующей современные средства наблюдения наземного, авиационного и космического базирования, интегрированной с существующими и создаваемыми международными системами наблюдения окружающей среды и обеспечивающей обнаружение и прогноз опасных и экстремальных природных явлений в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе негативных климатических изменений, а также своевременное обнаружение и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях развития информационных технологий и связи и формирования единого информационного пространства в Арктической зоне Российской Федерации предусматривается разработка и внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий и систем (в том числе подвижных) связи, телерадиовещания, управления движением судов и полетами авиации, дистанционного зондирования Земли, проведения площадных съемок ледового покрова, а также системы гидрометеорологического и гидрографического обеспечения и обеспечения научных экспедиционных исследований. Это подразумевает применение глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и создание многоцелевой космической системы «Арктика», модернизацию радионавигационной системы дальнего действия «РСДН-20» («Маршрут») [1].

Модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы в первую очередь связаны с обеспечением устойчивого функционирования Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть. В этой связи развиваются ряд проектов, связанных с развитием российского ледокольного флота на основе современных технологий в рамках реализации государственных программ строительства ледоколов, в том числе с ядерными энергетическими установками, идет модернизация арктических портов и создание новых портовопроизводственных комплексов в Арктической зоне Российской Федерации, осуществление дноуглубительных работ на основных арктических речных магистралях и в целом

разработка и внедрение современных транспортных средств, адаптированных к использованию в арктических условиях.

Несомненно, что расширение международного научного сотрудничества в Арктике также является для России одним из приоритетов. Это предусматривает в первую очередь обеспечение взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, в том числе касающихся вопросов разведки и разработки ресурсов континентального шельфа и установления его внешних границ, в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов, сохранения природной среды в Арктике. Важное место в этой связи занимает обеспечение взаимовыгодного российского присутствия, хозяйственной и научной деятельности на норвежском архипелаге Шпицберген. Кроме того, одним из приоритетов международного сотрудничества является содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кросс-полярных воздушных маршрутов в Арктике, использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации, осуществление регулярного обмена информацией о состоянии окружающей среды, а также данными о климате Арктики и его динамике, развитие международного сотрудничества в области совершенствования систем гидрометеорологических наблюдений за климатом Арктики, в том числе из космоса. Естественно в данном аспекте также организация комплексных международных научно-исследовательских экспедиций для изучения окружающей среды (ледовой обстановки, уровня загрязнения морских вод, морских экосистем) и влияния на нее наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений.

Литература

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 08.02.2013 г. Пр. № 232. [Электронный ресурс]: Сайт Правительства Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf/ (дата обращения: 09.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.