Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ЕС В ЭНЕРГЕТИКЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРИОРИТЕТЫ ЕС В ЭНЕРГЕТИКЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / УКРАИНА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются отношения России и Европейского союза в контексте политической ситуации на Украине. Автор анализирует внешнеполитическую деятельность Европейского союза в энергетической сфере на современном этапе международных отношений с Россией, пытаясь обобщить точки соприкосновения интересов Евросоюза с Украиной как одной из стран - транзитёров российских энергоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EU PRIORITIES IN THE ENERGY SECTOR IN THE POST-SOVIET SPACE

The author analyzes the foreign policy of the European Union in the energy sector taking into account the political situation in Ukraine and tries to find common points of interests of the European Union and Ukraine as jne of the transit countries of Russian energy resoyrces.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ЕС В ЭНЕРГЕТИКЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Приоритеты ЕС в энергетике на постсоветском пространстве

Анастасия Дубровина

Энергетическая политика Европейского союза: становление, развитие, приоритетные направления

Во второй половине ХХ в. проблемы в сфере энергетики стали оказывать существенное влияние на экономику и политику западноевропейских стран, так как из-за нехватки собственных топливно-энергетических ресурсов и высокой зависимости от импорта энергоносителей ЕС не мог гарантировать энергетическую безопасность каждому члену Союза и всему сообществу. Поэтому решено было приступить к формированию энергетической политики.

Институтами ЕС принимались отдельные документы по конкретным аспектам функционирования

энергетической системы (внутренний энергетический рынок, энергетическая инфраструктура, импорт углеводородов и т.п.), и только в 2007 г. Европейской комиссией была разработана энергетическая политика для Европы [1]. Следует отметить, что в основу энергетической политики закладывался экологический компонент - сокращение к 2020 г. выбросов углекислого газа в атмосферу на 20% от уровня 1990 г.

Необходимо помнить, что согласно Лиссабонскому договору энергетическая политика ЕС призвана обеспечить достижение целей в обла-

ДУБРОВИНА Анастасия Сергеевна - аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: neldi@mail.ru, SPIN-код: 4564-1682.

Ключевые слова: Россия, Европейский союз, Украина, энергетическая политика ЕС.

1 An Energy Policy for Europe: Communication from the Commission to the European Council and the European Parliament: Doc. COM (2007) 1 final, Brussels // URL: http://eur-lex.europa

сти изменения климата и защиты окружающей среды.

В то же время, выступая на энергетическом форуме 2007 г. в Лиссабоне, комиссар по энергетике Евросоюза А.Пибалгс сделал следующее заявление: «Даже принимая во внимание нашу политику по увеличению использования возобновляемых источников энергии в экономике, сокращению выбросов углеводорода и сбережению существенной доли потребления энергоресурсов, весьма вероятно, что в будущем нам потребуется импортировать ещё больше нефти и природного газа» [2].

В договоре совершенно обоснованно отмечалось, что «...Европейский союз не в состоянии самостоятельно достичь поставленных целей, поэтому требуется наладить активное сотрудничество с зарубежными партнёрами. ЕС следует взаимодействовать с развитыми и развивающимися странами, потребителями и производителями энергоресурсов для обеспечения конкурентоспособной, устойчивой и надёжной энергетики. Энергетика должна стать центральным компонентом всех внешних отношений ЕС» [1].

Согласно энергетической политике для Европы принцип диверсификации является одним из ключевых для укрепления энергетической безопасности региона, при этом подчёркивается важность сохранения и углубления отношений с традиционными поставщиками нефти и природного газа - Россией, Норвегией, Алжиром, Саудовской Аравией. Необходимо также отметить, что внешняя энергетическая политика, как

следует из документа, должна реали-зовываться и в рамках Европейской политики соседства, а также способствовать интенсификации связей с международными институтами в области энергетики, а именно: Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК), Международным энергетическим агентством (МЭА), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и т.д.

В новой стратегии Европейского союза «Энергетика-2020», принятой в 2010 г., указывается на тот факт, что данная стратегия установила ряд приоритетных направлений энергетической политики, которые охватывают обеспечение энергоэффективности, создание интегрированного панъевропейского энергетического рынка, поддержку потребителей энергоресурсов, безопасность, внедрение инноваций и развитие современных технологий в области энергетики, а также укрепление внешнего измерения энергетического рынка [3].

Ключевые положения этой стратегии были закреплены решениями Европейского совета (4 февраля 2011 г.), где впервые отдельным пунктом вынесены на рассмотрение проблемы энергетической безопасности ЕС [4].

Участники саммита сделали акцент на необходимость углублять со-

2 Piebalgs A. Oil and Gas Geopolitics // European Union Press Releases Database // URL: http: europa. eu/rapid / press-release

3 Energy 2020: A strategy for competitive, sustainable and secure energy: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European and Social Committee and the Committee of the Regions: Doc. COM (2010) 639 final, Brussels // URL: http:// www.eur- lex.europa.eu

4 Conclusions of the European Council: Doc. EUCO 2/1/11 REV 1, Brussels // URL: http://www.consilium. europa.eu

трудничество с Российской Федерацией (РФ) в рамках существующего между ЕС и Россией энергетического диалога. Кроме того, была поставлена цель обеспечить к 2015 г. включённость всех государств-членов в газовые и электроэнергетические сети, а также достичь к 2020 г. 20% показателя энергоэффективности.

Такие стратегические задачи свидетельствуют о том, что Европа понимает необходимость развития энергоконтактов с Россией и отмечает их важность в официальных документах на своей энергетической политике. В то же время в европейской стратегии безопасности записано: «... наша задача заключается в содей-

ствии тому, чтобы к востоку от Европейского союза... существовало кольцо хорошо управляемых стран, с которыми мы могли бы поддерживать отношения тесного сотрудничества» [5]. К этим странам в первую очередь относятся Украина, Грузия, Молдавия и Армения, а в сфере энергоинтересов ЕС ещё Азербайджан и Белоруссия. Важно отметить, что Армения в октябре 2014 г. вошла в Таможенный союз, а Азербайджан и Белоруссия проводят самостоятельную политику, отдавая приоритет выполнению договорных обязательств, и, в отличие от Украины, предпочитают «не дружить» против третьей страны.

Стратегические интересы Евросоюза в энергетической сфере на постсоветском пространстве

Украина вызывает особый интерес Европейского союза из-за своего географического положения, которое делает её, с точки зрения ЕС, одним из ключевых стратегических игроков, оказывающих значительное влияние на безопасность и стабильность региона. Кроме того, внешнеполитическим приоритетам Евросоюза в отношении Украины отвечает необходимость противостояния российскому центру силы, усиление которого потенциально может пошатнуть геополитические позиции ЕС.

Окончательно сформировав в 2007 г. свою внешнюю энергетичес-

кую политику, Евросоюз поставил целью внешней энергетической политики в отношении новых независимых государств, в том числе и Украины, присоединение энергетических рынков этих стран к европейскому внутреннему рынку. Что касается метода достижения этой цели, то предлагается постепенно распространить европейский внутренний рынок за пределы Евросоюза посредством внедрения норм энергетического права Евросоюза [6]. Важно отметить, что в 2009 г. Совет министров Энергетического сообщества принял решение о присоединении Украины к данной организации.

5 Безопасная Европа в мире, который должен стать лучше // Европейская стратегия безопасности // URL: http://consilium.europa.eu/uedocs/ cmsUpload

6 Пашковская И.Г. Европейский союз: энергетическая политика в отношении новых независимых государств // Аналитические доклады ИМИ. М.: МГИМО(У). 2009. Вып. 1. С. 83.

Главным условием подписания Протокола о присоединении Киева к Энергетическому сообществу явилась гармонизация национального энергетического и экологического законодательства в соответствии с требованиями Евросоюза. Украина подписала протокол о присоединении к Энергетическому сообществу (24 сентября 2010 г.) и стала полноправным членом этой организации (февраль 2011 г.).

В целом для Европы Украина важна и как страна - транзитёр российских энергоресурсов. Её роль в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза значительна, поскольку большая часть поставляемых в ЕС российских углеводородов транспортируется через Украину (примерно 75% из объёма природного газа, потребляемого Европой). Евросоюз заинтересован в обеспечении стабильных, бесперебойных поставок энергоносителей.

Пропускная способность украинской газотранспортной системы (ГТС) на входе составляет 288 млрд куб. м, на выходе - 178 млрд куб. м в год; 142 млрд куб. м - в европейские страны.

Стратегическое значение ГТС обусловлено и тем, что она имеет уникальную систему газохранилищ (мощностью в 30 млрд куб. м), которые играют ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности государств - членов Евросоюза [7].

Тем не менее в Европейском союзе забывают, что Украина является все-

го лишь страной - транзитёром российских энергоресурсов. И именно из-за «заигравшихся» украинских политиков неоднократно возникали ситуации, связанные с перебоями транзита газа через территорию Украины, когда европейские страны недополучали в полном объёме российские энергоносители. Таким образом, российско-украинские «газовые войны» неоднократно демонстрировали зависимость поставщика и стран - потребителей энергоресурсов от Украины. Поэтому в последние годы Правительство России целенаправленно реализует планы диверсификации экспортных поставок углеводородов, в том числе и за счёт осуществления трубопроводных проектов, исключающих транспортировку нефти и газа по территориям сопредельных государств.

Основная цель данных проектов заключается в обеспечении энергетической безопасности России, но ЕС интерпретирует эти действия как политические.

На Западе в последние годы сложился стереотип России как страны, которая пытается противодействовать развитию демократии на постсоветском пространстве. Также европейские политики считают, что Россия с помощью экономических рычагов пытается оказать политическое давление на Украину [8]. Сам ЕС неоднократно пользовался таким механизмом в отношении отдельных стран, в том числе и Украины. Украину же в Европе рассматривают в

7 OilCapital // URL: http://www. oilcapital.ru/transport

8 Носов М.Г. Россия в Европе. Как нас воспринимают в Европе и евроатлантическом сообществе // Россия и Европа: стереотипы и реальность / под ред. В.В.Журкина. М.: ДИЕ РАН. № 184. С. 7-13.

соответствии со своей стратегией безопасности как некую буферную зону, способную блокировать выход России к границам Евросоюза.

Важно отметить, что Евросоюз в период президентства В.Януковича неоднократно предпринимал попытки не допустить реального сближения Украины с Россией в рамках различных организационных структур, в том числе и Таможенном союзе. Россия же предлагала Украине войти в ТС, который мог бы обеспечить льготные цены на энергоносители, отмену экспортных пошлин и т.п.

Стремление ЕС не допустить сближения Украины с интеграционными объединениями на постсоветском пространстве прежде всего нацелены на ограничение укрепления конкурента (т.е. России). Вовлекая Украину в свои интеграционные

формирования, Евросоюз укрепляет свои позиции, не заботясь о социально-экономическом состоянии самой Украины.

Анализ событий в юго-восточных областях 2014-2015 гг., которые поставили вопрос о путях развития украинского государства, показывает, что одна из ключевых проблем современной Украины - это проблема государственного устройства[9].

Можно согласиться с мнением профессора В.В.Штоля, что реализация независимого внешнеполитического курса, невзирая на все санкции против России, зависит только от политической воли Киева. Важно понимать, что Запад стремится стравить Россию и Украину, но нельзя доводить дело до открытой конфронтации. Это будет во вред и нам, и самой Украине [10].

Роль Украины в «санкционной войне» Запада с Россией

Украинский кризис нарушил российско-западное сотрудничество. «Санкционная война» против России ставит под сомнение возможность дальнейшего плодотворного энергетического взаимодействия и может представлять угрозу технологическому и инновационному развитию российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Первые санкции, введённые в марте 2014 г., носили политический

характер и негативно сказались в том числе и на энергетике [11]. Это автоматически повлекло за собой снижение интенсивности как политических, так и бизнес-контактов, отток капитала из России, снижение инвестиционной активности.

После второго пакета санкций (14 мая 2014 г.) западные партнёры отказались участвовать в конференции «Энергетический диалог Россия - ЕС: газовый аспект», проходив-

9 Жильцов С. Государственное устройство Украины: проблемы современного развития // Обозреватель-Observer. 2015. № 5. С. 5-14.

10 Штоль В.В. Украина: реформы или крах? // Обозреватель-Observer. 2014. № 5. С. 6-33.

11 European Council Conclusions on Ukraine / / Foreign Affairs Council Meeting. Brussels / / URL: http://www.consilium.europa.eu

шей в Брюсселе, продемонстрировав тем самым, что прерывают процесс построения общего энергетического пространства.

Третий раунд санкций ЕС уже имел секторальный характер и был направлен на блокирование поставок нефтегазовых технологий для новых проектов, т.е. преследовал цель лишить «Газпром» и «Роснефть» самых современных технологий и экспертизы [12].

Санкции в отношении России, принятые в 2014 г. и продлённые в 2015 г., привели к срыву сотрудничества по совместным проектам как в сфере традиционной энергетики, так и в области возобновляемой энергии в рамках энергодиалога Россия - ЕС. Пересмотр энергетических отношений с Российской Федерацией может повлечь за собой изменение структуры поставок нефти и природного газа в ЕС с точки зрения страны происхождения.

На повестке дня вновь окажется вопрос о надёжных и бесперебойных поставках углеводородного топлива и диверсификации этих поставок, в то время как цели в области альтернативной энергетики и устойчивого развития могут быть отложены на более долгий срок.

По мнению руководителя «Газпрома» А.Миллера, главный фактор, влияющий на европейский газовый рынок, - фактор падающей добычи газа в самой Европе [13]. Без сомнения, надежды ЕС на развитие газо-

вого рынка Европы за счёт сжиженного природного газа (СПГ) не оправдались. Анализируя долю потребления Евросоюзом СПГ за последние пять лет, можно отметить, что этот фактор не будет играть существенной роли в развитии газового рынка ЕС в ближайшие десять лет.

Также важно отметить, что сворачивание сотрудничества с западными партнёрами для российских производителей при грамотной поддержке со стороны Правительства РФ может стимулировать развитие российских разработок и производства. Тем не менее на длительный период сохранение «санкционной войны», атмосферы изоляции, конфронтации, моратория на инвестиции в российскую энергетику со стороны западного бизнеса могут повлечь за собой финансовые затруднения, которые не позволят адекватно развивать инновационную и технологическую деятельность российского ТЭК. Есть мнение, что разрыв связей с западным бизнесом и наукой будет способствовать росту отставания в технологическом развитии энергетической отрасли России и негативно влиять на российскую экономику в целом.

В случае длительного продолжения «санкционной войны» технологическому развитию энергетической отрасли может грозить деградация. А серьёзные сложности в энергетике могут спровоцировать острый кризис в российской экономике в целом

12 Sectoral Sanctions Identification List. Office of Foreign Assets Control // URL: http:// www.treasury.gov

13 Миллер А. Выступление на конференции «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности» // URL: http://www.gazprom.ru/press/miller-journal/029076/

[14]. Но высказываются и другие мнения.

В частности, западные санкции могут оказать положительное воздействие на инновационно-технологическое развитие российского ТЭК, а именно послужить стимулом к развитию импортозамещения.

Для преодоления финансовых трудностей и поиска альтернативы ЕС в вопросах экспорта нефти и газа, получения новых источников инвестиций и приобретения технологий всё более очевидным становится поворот России в сторону Азии, в первую очередь Китая. Расширение числа участников Шанхайской организации сотрудничества за счёт Индии и Пакистана, предоставление особых условий для сотрудничества Ирану может создать перспективу строительства нефте- и газопроводов из России через Каспий и Иран к терминалам на берегу Индийского океана и, следовательно, приобретению новых потребителей.

Активизация развития российского Дальневосточного региона, согласно планам Президента России В.В.Путина, ведёт к реализации планов по строительству российского танкерного флота, необходимого для поставок энергоносителей, в том числе и в Европу. С учётом положительной оценки истории поставок российского газа в Европу и анализа

текущей ситуации на европейском газовом рынке в условиях политического кризиса на Украине строительство новых международных газопроводов (включая «Турецкий поток» и другие проекты, которые обеспечивают диверсификацию поставок, а также меры по выходу на полную загрузку всех газопроводов) позволит повысить энергетическую безопасность ЕС в целом и Восточной Европы в частности.

Министр энергетики России А.Но-вак считает, что до последнего времени все проекты в энергетической сфере продолжают работать и можно говорить «лишь о рисках, но не об ущербе от санкций» [15]. Глава «Газпрома» А.Миллер также полагает, что доля российского газа на европейском рынке будет расти и потребность в новых газотранспортных мощностях для поставки российского газа есть. С точки зрения реализации проектов переговоры по этим вопросам необходимо продолжать [13].

Россия и другие поставщики энергоресурсов в ЕС (государства Ближнего и Среднего Востока), а также транзитные государства (например, Турция) заинтересованы в совершенствовании правил формирования инфраструктуры ЕС, которая должна иметь финансирование, быть предсказуемой и экономически рациональной.

Украинский газовый транзит: перспектива?

В прессе достаточно активно комментируются слова В.В.Путина о создании, если это будет признано

целесообразным, хаба на турецко-греческой границе. Можно согласиться с мнением, что «. сегодня

14 Энергетика и инновации на перекрёстках мировой политики // Мировое развитие. М.: ИМЭМО РАН. 2014. Вып. 13.

15 Новак А. Интервью телеканалу «Вести 24» // URL: http://www.minenergo.gov.ru

экономические предпосылки создания такого хаба отсутствуют, поскольку на турецко-греческой границе нет рынка (спроса), достаточной инфраструктуры, мощностей по хранению газа» [16]. В то же время Россия не может допустить, чтобы газ, который поступает на турецко-греческую границу, не будет в полной мере востребован. А следовательно, необходимо искать взаимовыгодные решения.

Учитывая ситуацию в Греции, можно рассмотреть следующие предложения подробнее.

Во-первых, правительство Греции уже проявило заинтересованность в использовании российского газа и подписало 19 июня 2015 г. в рамках Петербургского международного экономического форума с Россией межправительственный меморандум о сотрудничестве в строительстве продолжения газопровода «Турецкий поток» на греческой территории [17]. На этом основании возможен план взаимодействия между Россией и Грецией по транспортировке газа в ЕС, включающий строительство двух-трёх танкеров и завода по сжижению газа на греческом участке трубы (от турецкого хаба), что позволит транспортировать газ на танкерах по всей Европе независимо от существующих газотранспортных систем. Газопровод по территории Греции также позволит обойти стороной «взрывоопасный»

участок Македонии и Косово с выходом напрямую в Италию через Адриатику.

Во-вторых, на протяжении 45 лет Турция проводит весьма самостоятельную политику, дистанцируясь от Брюсселя и ориентируясь в отношении России только на свои национальные интересы. Согласно межправительственным договорённостям Турция, которая является нашим партнёром в сфере газоснабжения по уже существующему подводному газопроводу в Чёрном море -«Голубой поток», теперь фактически становится для России и важным транзитёром. Это связано с тем, что на территории Турции планируется построить заводы по сжижению российского газа, а дальнейшая его транспортировка может осуществляться танкерами по Средиземноморью и Атлантике. В этом случае из планируемого для строительства хаба ЕС уже за свои деньги будет качать газ в Европу. Опыт показывает, что в качестве транзитёра Турция для России гораздо выгодней и надёжней, чем Украина. Таким образом, в настоящее время становится реальной переориентация нашего выбора транзитёра. Вместо Украины через несколько лет им может стать Турция. И это способно серьёзно изменить геоэкономический расклад в регионе.

Ещё одно важное событие в энергетической сфере состоялось в феврале 2015 г. На заседании министров

16 Конопляник А.А. Компромисс на конце трубы. Является ли отказ от «Южного потока» «эмоциональной реакцией» на санкции или частью долгосрочной стратегии развития российского НГК? // Нефть России. 2015. № 3. С. 4-8.

17 Петербургский международный экономический форум // URL: http:// www. forumspb .com/ru/2015/

энергетики стран Юго-Восточной Европы (София, Болгария) обсуждались возможные сценарии развития реализации проекта «Турецкий поток». Участники заседания приняли решение проработать возможность создания так называемого вертикального газового коридора, т.е. вариантов продолжения «Турецкого потока» в ЕС, а также его сочетание с «Южным газовым коридором ЕС». Проект «Набукко», который, казалось бы, давно закрыт после решения акционеров «Шах-Дениз» о выборе

Трансадриатического газопровода (ТАР) в качестве экспортного маршрута, вновь часто упоминается в прессе. И думается, не случайно, ведь снабжение газом стран по его предполагаемому маршруту - вопрос всё ещё актуальный. Прежде всего Болгария, а также Румыния и Венгрия стремятся диверсифицировать получение энергоносителей, источник которых большей частью один - Россия. А неопределённость в украинском транзите делает эти поиски ещё более активными [18].

На фоне российско-украинского газового конфликта газовый аргумент используется в политическом и экономическом противостоянии между Западом и Востоком. Судьбоносные решения этого спора, выбивающие газовый аргумент из рук ЕС и Украины, были приняты в июне этого года.

Так, Россия расторгла соглашение с Украиной о так называемой компенсации суточных колебаний, которое действовало с 2010 г. Расторжение договора о компенсации суточных колебаний означает отказ России от использования украинских подземных газовых хранилищ (ПГХ) в пользу европейских, которые уже, по сути, принадлежат России: «Газпром» на протяжении последних лет их строил, скупал и приобретал при активном взаимодействии с немецкими партнёрами.

Что это означает на практике?

Во-первых, окончательное разрушение экономического мифа о том, что Россия, даже если и построит газовую трубу в обход Украины, обойтись без украинских ПГХ всё равно не сможет.

Во-вторых, возможность отслеживать газовый поток через Украину в режиме реального времени, мешая, таким образом, украинской стороне осуществлять несанкционированный отбор газа.

В-третьих, имея запас газа на европейской стороне, Россия может использовать «газовый вентиль» по отношению к Украине, не прекращая снабжение газом стран Евросоюза.

Вместе с тем в интересах Европейского союза продолжает оставаться важным создание трёхстороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой в рамках энергодиалога Россия - ЕС - Украина, а также поддержка предлагаемых Россией альтернативных поставок энергоносителей.

18 Юго-Восточная Европа и Южный газовый коридор - новый энергетический план // URL: http://www.casfactor.com/ru/eninf/170.html

Без сомнения, для Евросоюза энергетический диалог - это возможность доступа к российским энергоресурсам, прежде всего к нефти и газу. Диалог создаст условия для диверсификации импорта энергоресурсов и повышения надёжности энергоснабжения ЕС. Россия же всегда готова к диалогу.

Библиография

Безопасная Европа в мире, который должен стать лучше / / Европейская стратегия безопасности // URL: http://consilium.europa.eu/uedocs/ cmsUpload [Bezopasnaja Evropa v mire, kotoriy dolzen stat' luchshe // Evropejskaya strategiya

bezopasnosti // URL: http://consilium.europa.eu/uedocs/ cmsUpload] Жильцов С.В. Государственное устройство Украины: проблемы современного развития //

Обозреватель-Observer. 2015. № 5. С. 5-14. [Jil'tsov S.V. Gosydarstvennoe ystrojstvo Ukraini: problemi sovremennogo razvitiya //

Obozrevatel'-Observer. 2015. № 5. S. 5-14] Конопляник А.А. Компромисс на конце трубы. Является ли отказ от «Южного потока» «эмоциональной реакцией» на санкции или частью долгосрочной стратегии развития российского НГК? // Нефть России. 2015. № 3. С. 4-8. [Konoplyanik A.A. Kompromiss na konce trybi. Yavlyaetsya li otkaz ot «JUjnogo potoka» «emocional'noj reakciej» na sankcii ili chast'u dolgosrochnoj strategii razvitiya rossijskogo NGK? // Neft' Rossii. 2015. № 3. S. 4-8] Миллер А. Выступление на конференции «Европа и Евразия: на пути к новой модели

энергобезопасности» // URL: http://www.gazprom.ru/press/miller-journal/029076/ [Miller A. Vystuplenie na konferencii «Evropa i Evraziya: na puti k novoj modeli

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

energobezopasnosti» // URL: http://www.gazprom.ru/press/miller-journal/029076/] Новак А. Интервью телеканалу «Вести 24» // URL: http://www.minenergo.gov.ru [Novak A. Interv'u telekanaly «Vesti 24» // URL: http://www.minenergo.gov.ru] Носов М.Г. Россия в Европе // Как нас воспринимают в Европе и евроатлантическом сообществе. Россия и Европа: стереотипы и реальность / / Под ред. В.В.Журкина. М.: ДИЕ РАН. № 184. С. 7-13. [Nosov M.G. Rossiya v Evrope // Kak nas vosprinimaut v Evrope i evroatlanticheskom soobshestve. Rossiya i Evropa: stereotypy i real'nost' // Pod red. V.V.Jurkina. M.: DIE RAN. № 184. S. 7-13]

Пашковская И.Г. Европейский союз: энергетическая политика в отношении новых независимых государств // Аналитические доклады ИМИ. М.: МГИМО(У). 2009. Вып. 1. [Pashkovskaya I.G. Evropejskij souz: energeticheskaya politika v otnoshenii novyh

nezavisimyh gosudarstv // Analiticheskie doklady IMI. М.: MGIMO(U). 2009. Vyp. 1] Петербургский международный экономический форум // URL: http://

www.forumspb.com/ru/2015/ [Peterburgskij mejdunarodnij economicheskij forum // URL: http://www.forumspb.com/ ru/2015/]

Штоль В.В. Украина: реформы или крах? // Обозреватель-Observer. 2014. № 5. С. 6-33.

[Shtol V.V. Ukraina: reform ili krah? // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 5. S. 6-33.] Энергетика и инновации на перекрестках мировой политики / / Мировое развитие. М.:

ИМЭМО РАН. 2014. Вып. 13. - 119 с. [Energetika i innovacii na perekrestkah mirovoj politiki / / Mirovoe razvitie. M.: IMEMO RAN. 2014. Vyp. 13. 119 c.]

Юго-Восточная Европа и Южный газовый коридор - новый энергетический план // URL: http://www.casfactor.com/ru/eninf/170.html

[Ugo-Vostochnaya Evropa i Uznij gazovij koridor - novij energeticheskij plan / / URL: http: / /

www.casfactor.com/ru/eninf/170.html] An Energy Policy for Europe : Communication from the Commission to the European Council and the European Parliament: Doc. COM (2007) 1 final, Brussels // URL:http://eur-lex.europa

Conclusions of the European Council: Doc. EUCO 2/1/11 REV 1, Brussels // URL: http://

www.consilium. europa.eu Energy 2020: A strategy for competitive, sustainable and secure energy: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European and Social Committee and the Committee of the Regions: Doc. COM (2010) 639 final, Brussels // URL: http://eur-lex.europa.eu European Council Conclusions on Ukraine / / Foreign Affairs Council Meeting. Brussels / /

URL: http://www.consilium.europa.eu OilCapital // URL: http://www. oilcapital.ru/transport

Piebalgs A. Oil and Gas Geopolitics // URL: http://europa.eu/rapid/press-release Sectoral Sanctions Identification List. Office of Foreign Assets Control // URL: http:// www.treasury.gov

Начата подписка на 2016 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие

36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.