Научная статья на тему 'Приоритетные задачи повышения конкурентоспособности аграрной сферы регионов Украины'

Приоритетные задачи повышения конкурентоспособности аграрной сферы регионов Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / КОРМОВАЯ БАЗА / КОРМОВОЙ ПЛАН / ПЛЕМЕННЫЕ ЗАВОДЫ / ВЕТЕРИНАРНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скабаль Валентина Ивановна, Бугаенко

В статье рассмотрены условия улучшения экономической ситуации в животноводстве в регионах Украины, повышения конкурентоспособности продукции отрасли; перечислены конкретные приоритетные задачи для сельского хозяйства Украины в нынешней экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные задачи повышения конкурентоспособности аграрной сферы регионов Украины»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

• сравнительно низкая капитализация страховых компаний, недостаточная активность отдельных страховых организаций на рынке;

• невостребованность страховых услуг со стороны потенциальных страхователей, обусловленная относительной дороговизной страховых продуктов (за исключением обязательных видов страхования, где стоимостные условия определены законодательством);

• дефицит специалистов, как в самой страховой индустрии, так и в регулирующих ее органах.

На наш взгляд, для обеспечения полноценного развития страхового рынка Республики Казахстан, необходимо принятие следующих мер:

1. Для повышения доверия населения к страховым компаниям государству необходимо разработать гарантии, обеспечивающие защиту интересов страхователей по всем видам страхования. Такая система гарантий существует лишь по обязательным видам страхования. Так, с 2003 года в Казахстане функционирует фонд гарантирования страховых выплат, гарантирующий выплату страховых возмещений в случае банкротства страховых компаний.

2. Для обеспечения развития рынка страховых услуг страховщикам необходимо проводить маркетинговые исследования, внедрять положительный зарубежный опыт, расширять ассортимент предлагаемых услуг, активизировать информационную работу по разъяснению прав потребителей страховых услуг и повышению страховой культуры населения, тем самым, повысив качество предоставляемых страховых услуг.

3. Для подготовки кадрового потенциала необходимо проведение семинаров и конференций по вопросам страхования и страховой деятельности для страховых организаций и других профессиональных участников страхового рынка на постоянной основе; определение квалификационных требований к отдельным категориям специалистов страховых организаций; повышение квалификации и улучшение практических навыков работников надзорного органа; создание центров по подготовке специалистов страхового дела.

Список использованной литературы

1. Сембеков А.К., Будешов Е.Финансовые потоки страхового рынка Республики Казахстан: состояние и перспективы развития/Караганда. Вестник КЭУ, №2 (37), 2015г.

2. Состояние страхового рынка Республики Казахстан на 1 января 2015г.// www.nbrk.kz

© Г.С.Серикова, А.А.Ахметова, 2015

УДК: 631.164.23

Скабаль Валентина Ивановна,

ассистент кафедры экономической теории и финансово-экономической безопасности Одесской национальной академии пищевых технологий

sabugaenko@mail.ru Бугаенко Станислав Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики Одесской национальной академии пищевых технологий

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОЙ

СФЕРЫ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ

Аннотация

В статье рассмотрены условия улучшения экономической ситуации в животноводстве в регионах Украины, повышения конкурентоспособности продукции отрасли; перечислены конкретные приоритетные задачи для сельского хозяйства Украины в нынешней экономической ситуации.

149

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

аграрная политика, экономическая ситуация, кормовая база, кормовой план, племенные заводы,

ветеринарное благополучие.

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию требует создания новой модели развития отечественной экономики, которая должна базироваться на основных факторах инновационного развития. Животноводческая отрасль как одна из ведущих в сельском хозяйстве особенно нуждается инновационных преобразований для повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Вопрос дальнейшего структурно-инновационного развития с учетом научно обоснованных балансов развития аграрного сектора следует решать на уровне регионов, где и формировать эффективные производственные структуры, обеспечивающие инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом требований регионального, национального и мирового рынков. Однако формирование и развитие региональной аграрной политики должно осуществляться на основе общегосударственных концептуальных основ с определением приоритетных направлений производства и реализации животноводческой продукции, реформирования системы хозяйствования производителей аграрной сферы в рамках инновационно-инвестиционной политики.

Улучшение экономической ситуации в животноводстве, повышения конкурентоспособности продукции отрасли возможно лишь при условии интенсификации ведения животноводства, рост продуктивности скота и птицы, удешевление производства продукции. В современной экономической ситуации трудно рассчитывать на новое строительство животноводческих помещений и развитие производственной инфраструктуры ферм. [1]. Надо максимально использовать созданную материальную базу отрасли (производственные и вспомогательные помещения, оборудования и т.д.) для производства молока, мяса, шерсти, яиц и др. Поэтому в каждом регионе нужно определить список животноводческих ферм и комплексов, которые способны быстро восстановить проектные объемы производства продукции, для предоставления им реальной государственной поддержки через выделение концкорма и льготных кредитов.

Такую поддержку целесообразно предоставлять тем хозяйствам, которые в нынешних сложных условиях меньше сократили производство продукции, сумели найти эффективные каналы реализации, доказали способность и умение хозяйничать в рыночных условиях. Приоритетным направлением использования финансовых и материальных ресурсов государства и самих сельскохозяйственных предприятий должны быть их вложения в конкретные объекты, подлежащие подновления, на ремонт и модернизацию ферм, приобретение кормов промышленного производства и техники для организации интенсивного собственного кормопроизводства.

При реформировании государственных и коллективных предприятий в другие хозяйственные структуры государство должно законодательно обеспечить сохранение существующих животноводческих ферм и комплексов и их производственных мощностей. В системе организационных мероприятий по стабилизации и развития отрасли первоочередной задачей является необходимость определенности направления реструктуризации животноводства общественного сектора в пределах осуществляемого реформирования отношений собственности и форм хозяйствования, а также ожидаемых пропорций в объемах производства сельскохозяйственной продукции коллективными и подсобными хозяйствами населения, фермерскими хозяйствами и т.п., чтобы не допустить переоценки на перспективу роли одной формы хозяйствования и недооценки другой.

При решении проблемы реструктуризации животноводства надо ориентироваться на развитие высокоинтенсивного и продуктивного животноводства в частном секторе, который будет формироваться прежде всего на базе хозяйств общественного сектора с использованием материально-технической базы существующих и действующих ферм и комплексов. Целесообразно создание на фермах арендных коллективов и кооперативов, которые в будущем трансформируются в частные предприятия и хозяйства и будут представлены мелкими, средними и крупными хозяйственными структурами.

Для организации кормовой базы, кроме земельных паев работников ферм, нужно привлекать земельные паи членов их семей и других жителей села. Вариант организации кормовой базы таких ферм на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

покупаемых кормах в наших условиях в экономическом и организационном отношении весьма проблематичен: дорого и ненадежно. В последние годы основная причина свертывания животноводства заключается в убыточности производства продукции. Поэтому в системе экономических мер важнейшей задачей является государственная поддержка производства продукции животноводства.

Рационально организованная кормовая база должна соответствовать следующим основным требованиям: полное и бесперебойное обеспечение животных полноценными кормами в течение года, получения высококачественных и дешевых кормов, опережающий производство кормов по сравнению с ростом поголовья животных, создание страховых запасов кормов на случай неурожая. В каждом хозяйстве кормовую базу организуют на основе кормового плана[2].

Сейчас Украина отмечается низким уровнем конкурентоспособности, находясь на первой ее стадии -факторной. Об этом свидетельствуют место (82 из 133) Украина по индексу глобальной конкурентоспособности экономики (World Economic Forum), который учитывает качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, образование, развитие финансового рынка, технологический уровень и инновационный потенциал, а также место (54 из 56) по рейтингу конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook), в котором учтены состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры.

Обеспечение конкурентоспособности агропромышленной продукции в целом, особенно продукции животноводства, становится важнейшим инструментом по повышению рейтинга конкурентоспособности экономики Украины.[3].В настоящее время, для сельского хозяйства Украины становятся приоритетными следующие задачи:

1. Создание справедливого рынка земли и всех институтов, связанных с ним. Необходима постоянная разъяснительная работа среди крестьян. Мысли о безвыходном положении должны трансформироваться в надежду на хорошее будущее. Возможно, стоит официально продавать землю, а право на аренду.

2. Основной организационной структурой на селе, по нашему убеждению, должны стать кооперативы. Семейные фермы на основе частной собственности на землю объединятся в кооперативы для обеспечения всех производственных, маркетинговых и снабженческих проблем. Передовой опыт лучших хозяйств Украины должен стать доступным для изучения.

3. Поддерживать конкурентоспособность отечественной аграрной продукции необходимо за счет ее высокого качества, а не только цены. С помощью качества будет формироваться положительный имидж отечественной аграрной продукции.

Низкокачественную продукцию никакой пропагандой не сделаешь высококачественной, учитывая то, что потребители отдают предпочтение качественной и безопасной продовольственной продукции. Надо остановиться на путях обеспечения конкурентоспособности продукции животноводства и увеличение ее производства:

1.Сбалансированного сочетания государственного и негосударственного регулирования экономики агропромышленного производства.

2. активной государственной поддержки развития агропромышленного комплекса (АПК).

3. Совершенствование рыночных механизмов ценового регулирования, кредитно-финансовой и налоговой политики.

4.Ускорение развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения и химической промышленности.

5.Усиление развития интеграционных процессов в производстве сельскохозяйственной продукции и ее промышленной переработки.

6.Осуществление государственной научно-технической политики, улучшения научного, информационного и кадрового обеспечения АПК.

7.Рационального использования земель, их охраны.

8.Возрождение социального развития села.

Особенности структурной перестройки в животноводстве должны предусматривать первоочередное решение следующих задач:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

1. Обеспечение заготовки кормов на условную голову не менее 37-40 ц кормовых единиц и 3,8-4,2 ц перевариваемого протеина.

2. Наращивание интенсивности молочного скотоводства.

3. Увеличение производства молока за счет повышения продуктивности коров путем улучшения маточного поголовья и формирования высокопродуктивных молочных стад, внедрение интенсивных ресурсосберегающих технологий.

4. Улучшение воспроизводства во всех отраслях животноводства и организации направленного выращивания молодняка для качественного ремонта маточного стада.

5. Качественное улучшение существующих и выведение новых пород крупного рогатого скота.

6. Внедрение в производство достижений биотехнологии с целью ускорения селекции животных с высоким генетическим потенциалом продуктивности и воспроизводства.

7. Возрождение производственного потенциала животноводческих комплексов.

8. Повышение роли племенных заводов, расширение их количества, освобождение от несвойственных им функций товарного производства, их обязательная государственная поддержка.

9. Обеспечение устойчивого ветеринарного благополучия в животноводстве.

10.Интенсивний развитие специализированного кормопроизводства.

11.Сосредоточение основного производства продукции животноводства в крупных и средних хозяйствах многоотраслевого профиля.

12.Створення экономических условий для наращивания мощностей по производству продукции животноводства в личных крестьянских и фермерских хозяйствах, а также подсобных хозяйствах предприятий и организаций.

13.Встановлення паритетных цен на продукцию животноводства, обработки и внедрения системы протекционистских мер по защите конкурентоспособности продукции отечественного производства.

14.Удосконалення материального стимулирования работников отрасли, повышение уровня оплаты их труда за конечные показатели работы.

Перспективы использования организационных регуляторов связаны с прямой и косвенной поддержкой конкурентоспособности. В частности, необходима дальнейшее развитие обслуживающих кооперативов, восстановление государственных предприятий отрасли, особенно племенных, оптимизация размеров хозяйств (рентабельными считаются такие из них, которые имеют поголовье 200 и более усл. Голов). Важным организационным регулятором является интеграция с производства и переработки животноводческой продукции на местах с целью уменьшения трансакционных издержек, повышения финансовой устойчивости производства и улучшения качества готовой продукции. [4].

Финансово-экономические регуляторы животноводства и повышение его конкурентоспособности включают прямые и косвенные дотации. В частности, в первых необходимо относить по крайней мере четыре их группы. Это дотации на удешевление строительства объектов отрасли, возмещение кредитной ставки, прямые дотации товаропроизводителям за сохранение молодняка животных, компенсации стоимости приобретения племенного стада. По нашему мнению, их целесообразно дополнить компенсацией за пополнение основного стада животными собственного воспроизводства. В будущем сохранится роль НДС и аккумуляции соответствующих средств, специального налогообложения в качестве косвенных финансовых регуляторов.

Список использованых источников: 1. Аграрна економша [Текст] : тдручник / Д. К. Семенда, О. I. Здоровцов, П. С. Котик, О. О. Школьний, О. Л. Бурляй, М. А. Коротеев, Л. Ф. Бурик, А. П. Бурляй, А. I. Кисшь, К. Г. Гайдай: За ред. Д. К. Семенди та О.

1. Здоровцова. - Умань. - 2005. - 318 с.

2. Агрокомбинат «Слобожанский». Направление «Свиноводство». Курс - на европейские стандарты // [Електронний ресурс]: Режим доступу / http://ait-magazine.com.Ua/news/.html.

3. Азiзов О.П. До проблеми розвитку тваринництва Украши в контекст шдвищення якосп продукцп i ефективносп виробництва / О.П. Азiзов. - [Електронний ресурс] : Режим доступу / www .nbuv.gov .ua/portal/chem_biol/nvnau/2010_154_2/ 10aop .pdf .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

ISSN 2410-700Х

№6/2015

4. Амбросов В.Я. Забезпечення державно! тдтримки сшьськогосподарського виробництва в умовах членства Украши в СОТ / В.Я. Амбросов, В.М. Онепна // Економка АПК. - 2009. - № 2. - С. 15-24.

© В.И. Скабаль, С.А. Бугаенко,2015

УДК 338.242.42

Слепцов Вадим Викторович

старший преподаватель Ачинского филиала Красноярского ГАУ

г. Ачинск, РФ Slepcovvadim@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ

Аннотация

В работе отражена методология обоснования потребностей сельского хозяйства в бюджетной поддержке производства молока. Государственные субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям выделяются для оценки эффективности использования бюджетных средств. Разработаны реально работающие механизмы государственной поддержки молочного сегмента АПК.

Ключевые слова

Государственная поддержка, молочное скотоводство, молоко, субсидирование.

Государственное регулирование рынка молока и молокопродуктов - важное условие его функционирования. Целью государственного регулирования является повышение конкурентоспособности российской молочной продукции и увеличение ее удельного веса в формировании ресурсов внутреннего рынка [1, с. 40]. Принятые в 2006 году государством меры по приоритетному развитию сельского хозяйства Российской Федерации, уже в первый год их реализации дали результаты, активизировав инвестиционную деятельность в аграрном секторе отечественной экономики. С 2006 года впервые стала стимулироваться инвестиционная деятельность малых форм хозяйствования на селе. Достижение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей планируется обеспечить через расширение доступности кредитов, развитие малых форм хозяйствования на селе, осуществление комплекса мер по технической и технологической модернизации в сельском хозяйстве, мероприятий по снижению рисков через развитие страховой деятельности и компенсацию ценовых колебаний на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Из бюджета выделяются средства на субсидирование поддержки и развития племенной базы молочного скотоводства (таблица 1).

Таблица 1

Объемы субсидий из средств федерального бюджета, млн. руб.

Показатели Годы Всего

2002 2013 2014 2015 (до полного потребления)

Поддержка племенной базы молочного скотоводства Всего 3907 4000 4200 4300 16407

Предусмотрено программой 2407 2500 2700 2800 10407

Дополнительное финансирование 1500 1500 1500 1500 6000

Поддержка региональных программ по развитию молочного скотоводства Дополнительное финансирование 3500 3500 3500 3500 14000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.