Научная статья на тему 'Приоритетные цели и основные тенденции развития взаимодействия промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли'

Приоритетные цели и основные тенденции развития взаимодействия промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
взаимодействие промышленной и торговой политики / импортозависимость / импортозамещение / ключевые факторы успеха развития / основные тенденции / потребительское удовлетворение / приоритетные цели развития / фармацевтическая отрасль / фармацевтическая промышленность / экспортоориентированность / consumer satisfaction / export orientation / interaction of industrial and trade policy / import dependence / import substitution / key factors of development success / main trends / pharmaceutical branch / pharmaceutical industry / priority objectives of development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рослякова Елена Алексеевна

Введение. Развитие фармацевтической отрасли в настоящих условиях является стратегически важным направлением государственной политики социально-экономического развития. Симбиоз социальной принадлежности фармацевтической отрасли и экономического эффекта развития промышленности в ней делают тему исследования актуальной. Проблематика поднимаемого вопроса заключается в том, что тот уровень промышленного развития, который наблюдается сегодня в фармацевтической отрасли, на треть соответствует потребительскому ожиданию. Неэластичность спроса в отрасли вынуждает потребителей в лице государства, физических и юридических лиц обращаться к зарубежным производителям лекарственных средств (далее – ЛС) для удовлетворения собственных нужд. Целью исследования является формирование во взаимодействии промышленной и торговой политики (далее – ВПТП) приоритетных целей, согласующихся с государственными стратегическими задачами развития фармацевтической промышленности, а также тенденций, характеризующих степень достижения этих целей. Материалы и методы. Информационными ресурсами в теории вопроса послужил перечень научных работ, раскрывающих суть и сущность заявленной темы статьи. Практика вопроса реализована благодаря базам данных бухгалтерской и статистической отчетности. Основные методы исследования: синтетический, аналитический, графический и т. д. Результаты. Развитие ВПТП лежит в плоскости государственного развития фармацевтической промышленности. Между сформулированными приоритетными целями и тенденциями развития ВПТП выявлена причинно-следственная связь и соответствие развития ВПТП в виде тенденций на уровне промышленности приоритетным целям на уровне отрасли. Обсуждение. Выявленные тенденции ВПТП как положительно, так и отрицательно сказываются на достижении целей развития взаимодействия, среди которых: удовлетворить потребителя, импортозаместить, экспортоориентировать отечественную промышленность. В связи с этим предложен перечень ключевых факторов успеха (далее – КФУ) развития взаимодействия политик, а также описаны последствия от реализаций целей. Заключение. Представлено подведение итогов в виде четырех пунктов, отражающих основную суть и результат проведенного исследования ВПТП в фармотрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority objectives and main trends in the development of interaction between the industrial and trade policies of the pharmaceutical branch

Introduction. The development of the pharmaceutical industry in the present conditions is a strategically important direction of the state policy of socio-economic development. The symbiosis of the social belonging of the pharmaceutical industry and the economic effect of the development of industry in it make the topic of research relevant. The problem of the issue raised is that the level of industrial development that is observed today in the pharmaceutical industry is one-third in line with consumer expectations. The inelasticity of demand in the industry forces consumers, represented by the state, individuals and legal entities, to turn to foreign manufacturers of medicines to meet their own needs. The aim of the study is to form, in the interaction of industrial and trade policy (hereinafter referred to as the IITP), priority objectives that are consistent with the state strategic objectives for the development of the pharmaceutical industry, as well as trends that characterize the degree to which these objectives are achieved. Materials and methods. Information resources in the theory of the question served as a list of scientific papers that reveal the essence and essence of the stated topic of the article. The practice of the question is implemented thanks to the databases of accounting and statistical reports. The main research methods: synthetic, analytical, abstract-logical, graphic. Results. The development of the IITP lies in the plane of the state development of the pharmaceutical industry. A causal relationship between the formulated priority objectives and the trends in the development of the IITP was revealed and the correspondence of the development of the IITP in the form of trends at the industry level to the priority goals at the industry level. Discussions. The identified trends of the IITP both positively and negatively affect the achievement of the objectives of the development of cooperation, including: to satisfy the consumer, to replace imports, to orient the domestic industry. In this regard, a list of key success factors (hereinafter referred to as CFCs) for the development of policy interaction is proposed, as well as the consequences of the implementation of the objectives are described. Conclusion. A summary of the results is presented in the form of four points, reflecting the main essence and results of the conducted study of the IITP in the pharmaceutical industry.

Текст научной работы на тему «Приоритетные цели и основные тенденции развития взаимодействия промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли»

08.00.05 УДК 338.49

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-93-110

Приоритетные цели и основные тенденции развития взаимодействия промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли

Е. А. Рослякова

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, Омск, Россия

* e_kukushkina@mail.ru

Аннотация

Введение. Развитие фармацевтической отрасли в настоящих условиях является стратегически важным направлением государственной политики социально-экономического развития. Симбиоз социальной принадлежности фармацевтической отрасли и экономического эффекта развития промышленности в ней делают тему исследования актуальной. Проблематика поднимаемого вопроса заключается в том, что тот уровень промышленного развития, который наблюдается сегодня в фармацевтической отрасли, на треть соответствует потребительскому ожиданию. Неэластичность спроса в отрасли вынуждает потребителей в лице государства, физических и юридических лиц обращаться к зарубежным производителям лекарственных средств (далее - ЛС) для удовлетворения собственных нужд. Целью исследования является формирование во взаимодействии промышленной и торговой политики (далее - ВПТП) приоритетных целей, согласующихся с государственными стратегическими задачами развития фармацевтической промышленности, а также тенденций, характеризующих степень достижения этих целей.

Материалы и методы. Информационными ресурсами в теории вопроса послужил перечень научных работ, раскрывающих суть и сущность заявленной темы статьи. Практика вопроса реализована благодаря базам данных бухгалтерской и статистической отчетности. Основные методы исследования: синтетический, аналитический, графический и т. д.

Результаты. Развитие ВПТП лежит в плоскости государственного развития фармацевтической промышленности. Между сформулированными приоритетными целями и тенденциями развития ВПТП выявлена причинно-следственная связь и соответствие развития ВПТП в виде тенденций на уровне промышленности приоритетным целям на уровне отрасли.

Обсуждение. Выявленные тенденции ВПТП как положительно, так и отрицательно сказываются на достижении целей развития взаимодействия, среди которых: удовлетворить потребителя, импортозаместить, экс-портоориентировать отечественную промышленность. В связи с этим предложен перечень ключевых факторов успеха (далее - КФУ) развития взаимодействия политик, а также описаны последствия от реализаций целей.

Заключение. Представлено подведение итогов в виде четырех пунктов, отражающих основную суть и результат проведенного исследования ВПТП в фармотрасли.

Ключевые слова: взаимодействие промышленной и торговой политики, импортозависимость, импортозаме-щение, ключевые факторы успеха развития, основные тенденции, потребительское удовлетворение, приоритетные цели развития, фармацевтическая отрасль, фармацевтическая промышленность, экспортоориентиро-ванность.

Для цитирования: Рослякова Е. А. Приоритетные цели и основные тенденции развития взаимодействия промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли // Вестник НГИЭИ. 2021. № 7 (122). С. 93-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-93-110

© Рослякова Е. А., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Priority objectives and main trends in the development of interaction between the industrial and trade policies of the pharmaceutical branch

E. A. Roslyakova

Omsk State University n. a. F. M. Dostoyevsky, Omsk, Russia * e_kukushkina@mail.ru

Abstract

Introduction. The development of the pharmaceutical industry in the present conditions is a strategically important direction of the state policy of socio-economic development. The symbiosis of the social belonging of the pharmaceutical industry and the economic effect of the development of industry in it make the topic of research relevant. The problem of the issue raised is that the level of industrial development that is observed today in the pharmaceutical industry is one-third in line with consumer expectations. The inelasticity of demand in the industry forces consumers, represented by the state, individuals and legal entities, to turn to foreign manufacturers of medicines to meet their own needs. The aim of the study is to form, in the interaction of industrial and trade policy (hereinafter referred to as the IITP), priority objectives that are consistent with the state strategic objectives for the development of the pharmaceutical industry, as well as trends that characterize the degree to which these objectives are achieved.

Materials and methods. Information resources in the theory of the question served as a list of scientific papers that reveal the essence and essence of the stated topic of the article. The practice of the question is implemented thanks to the databases of accounting and statistical reports. The main research methods: synthetic, analytical, abstract-logical, graphic.

Results. The development of the IITP lies in the plane of the state development of the pharmaceutical industry. A causal relationship between the formulated priority objectives and the trends in the development of the IITP was revealed and the correspondence of the development of the IITP in the form of trends at the industry level to the priority goals at the industry level.

Discussions. The identified trends of the IITP both positively and negatively affect the achievement of the objectives of the development of cooperation, including: to satisfy the consumer, to replace imports, to orient the domestic industry. In this regard, a list of key success factors (hereinafter referred to as CFCs) for the development of policy interaction is proposed, as well as the consequences of the implementation of the objectives are described. Conclusion. A summary of the results is presented in the form of four points, reflecting the main essence and results of the conducted study of the IITP in the pharmaceutical industry.

Keywords: consumer satisfaction, export orientation, interaction of industrial and trade policy, import dependence, import substitution, key factors of development success, main trends, pharmaceutical branch, pharmaceutical industry, priority objectives of development.

For citation: Roslyakova E. A. Priority objectives and main trends in the development of interaction between the industrial and trade policies of the pharmaceutical branch // Bulletin NGIEI. 2021. № 7 (122). P. 93-110. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-93-110

Введение

Эффективность и результативность ВПТП в любой отрасли народного хозяйства несет в себе предпосылки к экономическому и социальному благополучию. Принадлежность фармацевтической отрасли одновременно к сферам материального и нематериального производства, с одной стороны, усложняет ее функциональную задачу, т. к. вектор социального и экономического развития выстраивается в разных плоскостях, с другой стороны, социально востребованная отрасль и промышленность в ней всегда находится под протекцией государства,

которое, в свою очередь, ставит цели развития и расставляет приоритеты в их достижении в ответ на формируемые социально-экономические тенденции. Цели, которые на сегодняшний день выстроены перед развивающейся в недостаточно интенсивной форме фармацевтической промышленностью, автоматически становятся приоритетными и для ВПТП в ней, ведь ВПТП - это основополагающий механизм, от эффективности реализации которого зависит формируемый климат для каждого промышленного предприятия на уровне его промышленного и отраслевого развития.

Российская фармацевтическая отрасль и промышленность как предметная область исследования нашла свое отражение в научных трудах: Балашова А. И. [1], Бережной Е. С. [2], Болла С. В. [3], Те-решина Д. В. [4], Штёра У. [5], Яркаевой Ф. Ф. [6] и т. д. Высоко оценивая научный вклад исследователей-соотечественников, автор пришел к выводу, что исследование ВПТП фармацевтической отрасли в качестве социально-экономического явления заслуживает отдельного внимания. Акцент на формулировке целей ВПТП и результатах их достижения позволяет придерживаться или корректировать вектор дальнейшего развития промышленности в отрасли.

Исследование взаимодействия промышленной и торговой политики в ключе гармонизации ведется сравнительно недавно, но, несмотря на это, уже существует ряд аргументированных утверждений, устанавливающих прямую зависимость между гармонизацией промышленной и торговой политики и экономическим благополучием на микро-, мезо-, макроуровне. Так, по мнению Смольяновой Е. Л. [7], Шпак А. С. [8], Барсегяна А. С. [9], гармонизация промышленной и торговой политики способствует: социально-экономической стабильности, экономической безопасности, модернизации экономики, развитию инновационной деятельности. Работы таких исследователей, как Межецкая Т. А. [10] и Оносо-ва И. А. [11], затрагивают актуальные экономические аспекты: реализацию гармонизации в условиях им-портозамещения и глобализационных формирований. Самыми популярными отраслями промышленности, анализируемыми с позиции гармонизированного внутриотраслевого взаимодействия политик, являются: пищевая [12], нефтеперерабатывающая [13], также агропромышленный [14], машиностроительный [15] и строительный [16] комплексы.

На основании исследованной совокупности определений сущности и содержания гармонизации промышленной и торговой политики сформулированы три основные точки зрения:

1. Самое распространенное утверждение заключается в том, что гармонизация представляется в виде взаимного согласования, баланса принципов формирования, постановке приоритетных целей, выполнения задач и функций промышленной и торговой политики хозяйствующих субъектов различной отраслевой принадлежности [17; 18].

2. Вторая точка зрения представляет собой определение гармонизации как формы взаимозависимости, участниками которой являются хозяйствующие субъекты, выполняющие субъектно-объект-ную роль относительно друг друга, при этом государство занимает активную позицию [14; 19; 20].

3. Сторонники третьей точки зрения подчеркивают значимость современной рыночной среды в реализации гармонизации, утверждая, что реализация маркетинговой концепции предопределяет движение гармонизации промышленной и торговой политики [21; 22].

Из заявленных результатов авторов вышеприведенных научных трудов прояснятся, что гармонизация как процесс неуклонно ведет к устойчивому развитию ВПТП, поэтому в основе далее проведенных исследований лежит теория изученного вопроса в ключе экономически безопасного и эффективного развития взаимодействия политик.

Материалы и методы

В ходе исследования автором использовались следующие научные методы: мониторинг, диагностика, логика, анализ, синтез, а также эвристический, факторный, таблично-графический, индексный метод. В качестве основной информационной базы использовались сведения о хозяйственной деятельности отечественных предприятий фармацевтической промышленности базы данных ГМЦ Росста-та (бухгалтерская форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»), Федеральной службы государственной статистики (статистическая форма П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» и Федеральной таможенной службы. Также материалы, размещенные на сайте Министерства промышленности и торговли РФ, также сайтах информационных и аналитических агентств.

В ходе выявления тенденций ВПТП автор сформулировал несколько нюансов, повлиявших на течение исследования, среди них основные:

1. Самой развивающейся промышленностью по стоимостному показателю продаж в 2020 г. среди остальных отраслей промышленности стала фармацевтическая промышленность, основная причина - это массовое производство и реализация вакцин, в т. ч. их экспорт. Для получения объективных результатов исследования развития ВПТП фармацевтической отрасли отграничим временной период 2019 г., общие временные рамки исследования 2009-2019 г.

2. Поскольку большая часть статьи построена на анализе и оценке статистических данных, то основными используемыми классификаторами с их расшифровками являются:

- ОКВЭД2 (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 16.10.2018) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам эко-

номической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»)1: код 21 - Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; код 21.2 - Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях;

- ТН ВЭД (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 13.04.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»)1: код 29 - органические химические соединения; код 30 - фармацевтическая продукция; код 3001 - железы и прочие органы, предназначенные для органотерапии и т. д.; код 3002 -кровь человеческая; кровь животных и т. д.; код 3003 - лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи; код 3004 - лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме транс-дермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи; код 3005 - вата, марля, бинты и т. д.; код 3006 - фармацевтическая продукция др.; код 33 - эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства; код 39 - пластмассы и изделия из них; код 76 - алюминий и изделия из него; код 84 - реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части; код 90 - инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные и т. д.;

- АТХ-классификация (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 № 50 «Об анатомо-терапевтическом химическом классификаторе лекарственных средств» (вместе с «Паспортом анатомо-терапевтического химического классификатора лекарственных средств»))1: B: кроветворение и кровь; D: кожи; J: противомикробные препараты для системного использования; L: противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы; М: костно-мышечной системы; Р: противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты; S: органов чувств.

Примечательно, что при формулировке тенденции № 1 - Импортозависимость: социальный аспект и № 4 - Осваивание рынка стран СНГ сопоставлялись ОКВЭД2 код 21.2 и ТН ВЭД код 30, потому что, во-первых, идентичный товарный состав кодов, во-вторых, в указанных кодах исключен вариант оборота фармацевтических субстанций, что позволяет акцентировать внимание при оценке формирования тенденции именно на готовых лекарственных препаратах (далее - ГЛП).

3. Для описания тенденции № 3 потребовалось угол наблюдения взять с позиции промышленного предприятия. В качестве объектов исследования отобрано 20 предприятий фармацевтической промышленности. Основными критериями формирования выборки послужили: а) юридические лица, зарегистрированные на территории РФ с различной формой собственности: преимущественно частной, также: смешанная российская собственность с долей федеральной собственности (Фармстандарт-Томскхимфарм ОАО), с долей собственности субъектов РФ (Валента Фармацевтика АО), собственность иностранных юридических лиц (Нижегородский химико-фармацевтический завод АО (сокр. -Нижфарм, АО)) и иная смешанная российская собственность (Синтез - акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий ОАО); б) основной вид хозяйственной деятельности ведется по коду ОКВЭД - 21.20 «Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»; в) занимаемые лидерские позиции по показателю объема вырученных средств по федеральному округу размещения (ТОП-3 / ТОП-2). Следует отметить, что большинство предприятий, представляющих выборку, являются экономически системообразующими и способными оказать влияние на состояние развития промыш-

2, 3

ленности и торговли в стране .

4. Все исследуемые показатели представлены в стоимостном измерении, кроме показателей, использованных при формулировании тенденции № 2. За основу взят именно натуральный показатель, чтобы нивелировать фактор стоимости всех обращаемых на рынке ЛП, включая дорогостоящие инновационные ЛП.

Результаты

Целеформирование взаимодействия политик, прежде всего, предопределено целями, задачами и приоритетными направлениями стратегического развития фармацевтической промышленности принятой в 2009 г. стратегии Фарма-2020 и в проекте 2018 г. Фарма-2030. Цели обеих стратегий представлены в таблице 1.

Таблица 1. Цели государственных стратегий развития фармацевтической промышленности Table 1. Objectives of government strategies for the development of the pharmaceutical industry

Наименование государственной стратегии развития / Name of the state development strategy

Краткое содержание цели / Summary of the objective

Переход на инновационную модель развития / Transition to an innovative development model

Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Приказом Минпромторга России от 23.10.2009 г. № 965) / The strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia dated 23.10.2009 No. 965)

Гарантирование безопасности в сфере лекарственного обеспечения населения и лекарственной доступности во всех сегментах, обеспечение передового уровня научно-технического и технологического развития, создание экспортоориентированного потенциала, наличие компетенций в исследованиях и разработках, производстве полного цикла, внедрении в клиническую практику и экспорте инновационных лекарственных средств / Guaranteeing safety in the field of drug supply to the population and drug availability in all segments, ensuring an advanced level of scientific, technical and technological development, creating an export-oriented potential, having competencies in research and development, full-cycle production, introduction into clinical practice and export of innovative drugs

Источник: составлено автором на основе данных СПС «Консультант-Плюс»

Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 (проект) / Strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030 (draft)

Рис. 1. Соответствие формируемых тенденций поставленным целям ВПТП Fig. 1. Compliance of the formed trends with the objectives of the IITP Источник: составлено автором

С учетом всех расставленных акцентов в стратегиях, сходств в видении создания конкурентоспособной отечественной Фармы и различий в виде вносимых корректировок в предлагаемой стратегии Фарма-2030 набор целей ВПТП в отрасли остается неизменным, не теряя своей актуальности. В укрупненном виде сформулируем их следующим образом: удовлетворить потребителя лекарственными средствами отечественного производства, импортозаместить, экспортоориентиро-вать.

Постановке отраслевых стратегических целей предшествует формирование тенденций. Именно характер и динамика тенденции после постановки целей и являются главными индикаторами интенсивности ее достижения. Рассмотрим, какие тенденции спровоцировали и в настоящее время характеризуют обозначенные цели ВПТП (рисунок 1).

Дальнейшее направление исследования будет основано на представленной схеме.

Фармацевтическая отрасль, будучи социально ориентированной, ставит цели, в т. ч. и для ее промышленного развития. Все, что происходит на пути к достижению целей, обрамляется в тенденции. Рассмотрим основные тенденции ВПТП.

Тенденция № 1. Импортозависимость: социальный аспект.

Лекарственное обеспечение населения - одна из основных государственных социальных функций. Прогресс собственной фармацевтической промышленности способствует решению вопроса национальной лекарственной безопасности. На рисунке 2 представлена динамика структуры лекарственных препаратов и материалов, используемых в медицинских целях (далее - ЛП и ММ) относительно зарубежного и отечественного производителя.

2018-2019 гг.

Тпр о = 9 Тпр П = 30 %

+5. . 10 %

Тпр О - темп прироста общего объема российского рынка / GrB - the growth rate of the industry and the volume of the Russian market;

Тпрп - темп прироста объема рынка российского производителя / Gri - the growth rate of the Russian manufacturer's market volume;

- объем импорта на российском рынке / import volume on the Russian market;

0- объем рынка российского производителя / market size of a Russian manufacturer;

- объем импорта из стан Зарубежной Европы / the volume of imports from the countries of Foreign Europe; Ш - объем импорта из стран Америки / import volume from America;

E - объем импорта из стан СНГ / import volume from CIS countries;

- объем импорта из стран Зарубежной Азии / the volume of imports from the countries of Overseas Asia;

- объем импорта из др. стран / import volume from other countries

Рис. 2. Структура и динамика российского фармацевтического рынка в стоимостном выражении, 2009-2019 гг. Fig. 2. Structure and dynamics of the Russian pharmaceutical market in value terms, 2009-2019 Источник: составлено автором на основе данных ЕМИСС4, DSM GROUP5, Федеральной таможенной службы6, БД ВЭД РФ7, Банка России8

Несмотря на предпринимаемые государственные меры и прирост фармацевтического производства, за последние 10 лет (с 2009 по 2019 гг.) более, чем в 6 раз, структура в пользу отечественного производителя меняется не интенсивно. В 2019 г. соотношение импортных и отечественных ЛП составило

68 и 32 % в денежном эквиваленте соответственно. В структуре крупных сегментов рынка, коммерческом и государственном (государственные закупки и льготное лекарственное обеспечение), соотношение отечественных и импортных ЛП остается примерно на том же уровне - в пользу иностранного

производителя: 70 % - в коммерческом и 67 % - в государственном сегментах от общего объема реализованных ЛП. Наибольший удельный вес в объеме импорта фармацевтической продукции в России среди стран-импортеров приходится на страны Зарубежной Европы, ТОП-3 из которых: абсолютный лидер - Германия (22 %), а также Италия, Франция (по 7 %). США импортирует 8,3 % от общего объема, занимая вторую строчку рейтинга стран-импортеров в Россию фармпродукции.

Тенденция № 2. Вариативность соответствия потребительскому ожиданию отечественного производителя.

Под соответствием потребительскому ожиданию будем понимать структурную долю производителя в общем объеме рынка по принадлежности производственной номенклатуры АТХ-классификации. Изменение величины абсолютного отклонения доли за период указывает преимущественность положения одного из участников, в данном случае: отечественного или зарубежного производителя.

Объем рынка фармацевтических средств в натуральном выражении структурирован в пользу отечественного производителя, так в 2009 г. его доля в общем объеме рынка составляла 66 %, в 2019 -61 %. Преобладание рыночной доли отечественного производителя в натуральном выражении объясняется львиной долей в товарообороте дженериков сравнительно низкого ценового сегмента фармрын-ка. На рисунке 3 представлена динамика доли реализации ЛП отечественного производства в натуральном измерении за 2017-2019 гг.

Вариативность предпочтений потребителя по АТХ-классификации за период 2017-2019 гг. в большей мере коснулась ЛП, предназначенных для органов чувств, противоопухолевых, а также ЛП,

назначаемых для костно-мышечной ткани. Потеря позиций отечественным производителем в структуре рынка составила: 20 п.п., 17,3 п.п. и 8 п.п. соответственно. В то же время для ЛП из группы: M, J, D, P - рост доли рынка составил 9,5 п.п., 29,2 п.п., 29,3 п.п., 33,2 п.п. соответственно. При высоком показателе импортозависимости фармацевтической отрасли в совокупности с отрицательной динамикой структуры потребления ЛП по АТХ-классификации невозможно говорить о потребительском удовлетворении препаратами собственного производства. Факт того, что структурная доля рынка отечественного производителя в стоимостном выражении растет, а в натуральном - сокращается указывает на то, что отечественный производитель взял курс на производство ЛС более дорогого сегмента дженериков, также пополнение портфеля референтными и инновационными ЛС. Но об этом можно утверждать, когда речь идет о продолжительном периоде наблюдения, 10 лет и более. Когда сокращение доли происходит, например, за 2 года, тогда вероятен факт того, что рынок стал более емким, при этом производитель не успел отреагировать на потребность покупателя. В результате маломаневренности производителя потребитель «переключается» на иностранного производителя. Для предотвращения сокращения позиций на фармацевтическом рынке отечественного производителя на краткосрочную перспективу необходимо, прежде всего, принимать во внимание факторообразование фармацевтического рынка, исходя из определенных экономических, социальных, демографических, медицинских и других показателей [23], что позволяет отечественному производителю прогнозировать, брать под контроль ситуацию на рынке и соответствовать потребительскому ожиданию.

к

Ё? D

3 к н к

D Я

О

£

40,0 30,0 20,0 10,0 0,0 -10,0 -20,0 -30,0

20,0

- 17,3

■ 8,1

+ 29,2

+ 29,3

+ 33,2

+ 9,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АТХ классификация / ATC- group

¿Г

\V

/

V

4Y*

sr

#

Я'

/

Рис. 3. Динамика удельного веса российского производителя в общем объеме реализации по АТХ-классификации, 2017-2019 гг. Fig. 3. Dynamics of the share of the Russian manufacturer in the total sales volume by ATC-groups, 2017-2019 Источник: составлено автором на основе данных ЕМИСС4, DSM-GROUP5

Тенденция № 3. Импортозависимость: промышленный аспект.

В среде многопрофильного международного сотрудничества наряду с постановкой цели импорто-замещения ВПТП в фармацевтической отрасли резонно встает вопрос о присутствии факта зависимости от зарубежных производителей в части приобретаемых основных и вспомогательных материалов, сырья, оборудования для упаковочного производства и т. д. Если в двух предыдущих тенденциях торговая политика расценивается с позиции социальной значимости, то при формировании данной тенденции приоритетное значение отводится именно промышленной политике, ее устройству, развитию, самостоятельности. По сведениям руководителя одного из промышленных предприятий, не вошедшего в выборку исследования, но описывающего ситуацию, характерную для всей фармацевтической промышленности, «около 80 процентов сырья идет из-за рубежа. Вот, например, наша новая мазь «Офтоципро».

Рисунок и саму упаковку из финского картона изготовляет российско-германское предприятие, инструкцию мы напечатали сами. Туба стоимостью 1 доллар поставлялась из Украины, сейчас ничего оттуда не приходит, мы вынуждены покупать ее в Швейцарии или Китае. Все, что находится внутри, тоже завезенное, начиная от немецкого вазелина и заканчивая самим действующим веществом антибиотика, привезенного из Китая»9.

На рисунке 4 представлены импортозамеще-ние и импортозависимость отечественных фармацевтических промышленных предприятий. Под им-портозамещением следует понимать удельный вес выручки предприятия в общем объеме вырученных средств отрасли. Импортозависимость в рамках исследования означает расходование денежных средств предприятием на импортную продукцию (по всем кодам ТН ВЭД) в соотношении с формируемой производственной себестоимостью (себестоимость продаж) готовой продукции и товаров.

1,60

1,40

1,20

1,00

D Я К D

* П

а 0.

g 0,60 л о и

J 0,40

0,20

0,00

140,00

120,00

100,00 п

о р

т о

80,00

60,00

40,00

20,00

0,00

■ Импортозамещение, %

Импортозависимость, %

Рис. 4. Импортозамещение предприятиями отечественной фармацевтической

промышленности с учетом их импортозасимости, 2019 г. Fig. 4. Import substitution by enterprises of the domestic pharmaceutical industry, taking into account their import-sensitivity, 2019 Источник: составлено автором на основе данных DSM-GROUP5, БД ВЭД РФ7, Банка России8, ГМЦ Росстата10

Из представленных данных видим, что уровень импортозависимости и импортозамещения в разрезе промышленных предприятий разнообразен. Причем отметим, что величина корреляционной зависимости

между анализируемыми показателями средняя Я = 0,6, т. е. в 60 % случаях можно говорить о том, что рост показателя импортозамещения продиктован ростом показателя импортозависимости. Качество им-

портозамещения по предприятию как раз заключается в его наименьшей импортозависимости. Из заявленных предприятий этим качеством обладают: По-лисан НТФФ, Валента Фармацевтика, Синтез АКОМПИ. Фармстандарт-УфаВита (сокр. - Фармст.-Уфа), на первый взгляд, интенсивно импортозаме-щая, минимально импортозависим, но в то же время Фармстандарт-Томскхимфарм (сокр. - Фарм.-Томск.), входящий в состав промышленной группы АО Фармстандарт, отражает абсолютно противоположную картину, в связи с этим утверждать, что

промышленная группа Фармстандарт, импортозаме-щая в меньшей степени импортозависима, не приходится. В подобной ситуации оказываются: Биоком, ПроМед, Герофарм, Материа Медика Холдинг НПФ. Производитель Нижфарм демонстрирует высокий показатель импортозамещения, хотя в структуре себестоимости импорт составляет 96,29 %. Рассмотрим, какая номенклатурная категория товаров импортируется на отечественные промышленные предприятий в большей степени. На рисунке 5 представлен основной спектр импортируемых товаров.

Остальное / Others Код /The code 90 2,7 %

Рис. 5. Структура импортозависимости фармацевтической промышленности по группе предприятий в разрезе кодов ТН ВЭД Fig. 5. Structure of import dependence of the pharmaceutical industry by group of enterprises in the context of codes commodity nomenclature of foreign economic activity Источник: составлено автором на основе БД ВЭД РФ , Банка России

По всей совокупности предприятий самыми импортируемыми товарами являются органические химические соединения - субстанции (код 29) -24,1 % в общем объеме импорта и фармацевтическая продукция (код 30) - 58 %, это, преимущественно, ЛС, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи (код 3004) - 90 %. Столь высокий показатель импорта по коду 3004 указывает на активное применение промышленными предприятиями помимо основного кода ОКВЭД2 - 21 «Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, кодов 46 «Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» и 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», что искажает кар-

тину достижения цели импортозамещения, т. к. выручка представляет собой общий итог по основному и дополнительному виду деятельности по ОКВЭД2, отражаемый в отчете ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах» и ф. № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».

В таблице 2 представлена структура себестоимости продаж с позиции импортируемых товаров для каждого промышленного предприятия. В выборку попали предприятия, во-первых, у которых доля импорта в себестоимости продаж более 36 %, во-вторых, исключены предприятия промышленной группы АО Фармстандарт по причине их внутренней взаимоувязки и перераспределения располагаемыми ресурсами. Уровень импортозависимости от субстанций варьируется в пределах от 0,09 % (Ма-териа Медика Холдинг НПФ) до 53,20 % (Фарма-

синтез), от ГЛП - от 0,01 (Фармасинтез) до 67,37 % (Акрихин ХФК). Импортозависимость от сывороток и вакцин зафиксирована у Материа Медика Холдинг НПФ, - 47,68 %, этот показатель максимален в структуре импорта для данного предприятия. Техническое перевооружение, дооборудование и модернизация производства характеризуются присутствием в структуре импорта промышленных предприятий кода 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства» и 90 «Инструменты и аппараты оптические, измерительные и т. д.». Данный код ТН ВЭД включен в структуру

себестоимости условно, для сопоставимости данных и результатов. По факту в производственную себестоимость включается только сумма амортизационных отчислений. Модернизация производств, новое строительство характерны для предприятий: Вертекс (18,55 % - по коду 84) и Герофарм (21,82 % -по коду 84 и 18,71 % - по коду 90). Наименее им-портозависимыми сегментами является импорт пластмассы и алюминия, включая изделия из них, (код 36 и код 76). Основная причина - низкая стоимость этих товаров относительно остальных, включенных в себестоимость продаж, компонентов.

Таблица 2. Импортозависимость отечественных производителей в разрезе кодов АТХ-классификации Table 1. Import dependence of domestic manufacturers by ATC-groups

Наименование производителя / Manufacturer's name Себестоимость продаж, млн руб. / Cost of sales, million rubles Код АТХК / ATC code,%

29 3001;3002; 3005;3006 3004; 3003 39 76 84 90

Акрихин ХФК / Akrikhin

chemical-pharmaceutical 6 834,00 10,75 3,52 67,37 1,37 1,13 1,56 0,04

plant

Вертекс / Vertex 3 192,75 29,75 0,02 3,81 4,10 1,22 18,55 4,53

2 303,00 730,53 10 054,80

10 988,

Герофарм / Geropharm Материа Медика Холдинг НПФ / Materia Medika Holding research and production company Нижфарм / Nizhpharm

Фармасинтез / Pharmasynthesis

Источник: составлено автором на основе БД ВЭД РФ7, Банка России8, ГМЦ Росстата

2,97 0,09 3,00

6,28 0,42 0,03 21,82 18,71

47,68 4,01

23,35 53,20

0,58 0,36

72,63 2,20 36,02 0,06

0,01

2,67

1,72 7,16

1,43 1,57

11,14

1,95 9,83

0,01

1,81

1,85

10

0,07 0,11

4,98 8,16

0,24 0,12

Тенденция № 4. Осваивание рынка стран СНГ.

В мировом экспорте из сегмента высокотехнологичной продукции удельный вес российского товара не превышает 0,6 %, при этом 0,3 % приходится на долю телекоммуникационного оборудования, 0,2 % -фармацевтической продукции, 0,05 % -офисной техники6. На рисунке 6 отображена структура и динамика объема экспорта отечественной фармацевтической промышленности. На долю экспорта в 2019 г. приходится 12 % от общего объема производимой лекарственной продукции. Более 90 % экспортируемой продукции, преимущественно в страны СНГ (78 %), составляют товары по коду ТН ВЭД - 3004, т. е. расфасованные ГЛП. За период с 2014 по 2018 гг. зафиксирована отрицательная динамика прироста - сокращение на 10 п.п. Нестабильность осваивания рынка стран СНГ отече-

ственным производителем объясняется тремя основными причинами: 1 - валютный кризис в России 2014-2015 гг., что привело к резкому ослаблению рубля по отношению к иностранной валюте, вследствие стремительного снижения цен на нефть; 2 -введение в этот же период экономических антироссийских санкций; 3 - приоритет в реализации конкурентоспособных дорогостоящих ЛП, в т. ч. инновационных, о чем свидетельствует прирост натурального показателя за 10 лет на 38 % на фоне 89 % прироста экспорта в стоимостном выражении. Разработка инновационных ЛП нестабильна для отечественной фармпромышленности, а значит непредсказуемым образом влияет на темп прироста в целом экспорта. Несмотря на нестабильность показателя прироста экспорта, с 2016 наблюдается стабильное наращивание его объемов.

2009-2013 гг. Темп прироста (2013 /2009) = 39 %

2014-2018 гг. Темп прироста (2018 /2014) = 29 %

2019 г. Темп прироста (2019 /2009) = 89 %

- объем рынка российского производителя в РФ / market size of a Russian manufacturer;

- объем экспорта ЛП и ММ, всего / MD export volume;

- объем экспорта в страны СНГ / export volume to CIS countries;

- объем экспорта в страны Зарубежной Азии / export volume to the countries of Overseas Asia;

- объем экспорта в страны Африки / export volume to African countries;

- объем экспорта в страны Европы / export volume to European countries;

- объем экспорта в др. страны / export volume to other countries

Рис. 6. Структура и динамика объема экспорта в общем объеме произведенных ЛП и ММ в стоимостном выражении, 2009-2019 гг. Fig. 6. Structure and dynamics of export volume in the total volume of manufactured drugs and MM in value terms, 2009-2019 Источник: составлено автором на основании ЕМИСС , Федеральной таможенной службы ,

БД ВЭД РФ7, Банка России8

Обсуждение

Формулировка вышеописанных тенденций является одновременно и причиной и следствием формирования и корректировки целей устойчивого развития ВПТП. В таблице 3 отражены основные ключевые факторы успеха, способствующие развитию и достижению целей. Особенностями целефор-мирования, на базе формируемых тенденций ВПТП, обозначены:

1. Формирование целей ВПТП в фармацевтической отрасли, как и ключевых факторов их успеха, соответствует формированию двух основных тенденций, принадлежащих экономической сфере и коммерческой среде реализации: импортозамеще-ние и экспортоориентированность, учитывающее и в то же время характеризующее промышленное отраслевое развитие, и одной тенденции, относящейся к социальной сфере и социально-экономической среде реализации - предполагающее удовлетворение потребительских нужд населения. В совокупности тенденции выступают в качестве параметров, участвующих в разработке отраслевых стратегий государственного экономического развития, способствующих формированию экономической без-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опасности, росту благосостояния населения, устойчивости социально-экономического развития в стране.

2. Потребительское удовлетворение выделено отдельной целью социального стратегического значения, несмотря на логику «удовлетворить - значит импортозаместить», т. к. достигаемый эффект удовлетворения в фармацевтической отрасли обладает свойством «пролонгированного» действия, т. е. наблюдается не сразу, а спустя время, порой продолжительное.

3. Цели ВПТП расположены, исходя из социальной значимости отрасли. Де-факто изначально необходимо запустить процесс импортозамещения, а потом, как результат, достигнуть потребительского удовлетворения или не достичь его.

4. Пятнадцать из двадцати рассмотренных ключевых факторов успеха, формирующих цели взаимодействия, заключаются в установлении факта присутствия взаимодействия промышленной и торговой политики на промышленных предприятиях отрасли, синергетический эффект которых приводит к формированию стратегической тенденции уже на отраслевом уровне.

Таблица 3. Формирование целей взаимодействием промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли

Table 3. Formation of objectives by the interaction of industrial and trade policies of the pharmaceutical branch

о

о

и о

<D

о

Я

о

и

со

а

<D H

ä %

X

о л а ^

С <+н

о

Ключевые факторы успеха (КФУ) / Key success factors (KSF)

наименование КФУ / name KSF

е

3

н

л

е a

е

К ^ Л

сЗ

& OJ ^ .й « î:

ё CD

с

n

e

o

-a

Цели ВПТП / Objectives of I ITP

Эффект от реализации целей / The effect of achieving оbjectives

2

3

е д

е a

0

5 S

о

и

е

f

и м о н о

и

со

1

о н

л

n e em n

S

iv n

e

и я о

о

в

c o

£

S &

гр о

G Е

5 «

6 "сЗ

И и

3 s «

н ni

е i

ле t л a В Рн

л H м TI

ом II

а С

а н

П В

<D -Й

е о

Мотивом для производителя служит не только коммерциализация результатов хозяйственной деятельности, но и качественное исполнение социальной функции / The motive for the manufacturer is not only the commercialization of the results of economic activity, but also the high-quality performance of the social function Ценовая и ассортиментная структурная доступность ЛС в разрезе всех сегментов фармацевтического рынка (коммерческий, государственный) / Price and assortment structural availability of drugs in the context of all segments of the pharmaceutical market (commercial, state)

Учет социальных, демографических и т. д. факторов индивидуального развития региональных

фармацевтических рынков / Accounting for social, demographic, etc. factors of individual development of regional pharmaceutical markets

Оперативное реагирование на общественную потребность через свойство гибкости взаимодействия политик / Prompt response to a public need through the flexibility of policy interaction Качество реализуемых ЛС, выраженное в соответствии стандартам производства и в маркировки ЛС / The quality of the drugs sold, expressed in accordance with production standards and in

drug labeling Фармакоэкономическая обоснованность системности диагностики, лечения и профилактики заболеваний, в особенности социально значимых через взаимодействие с врачебным составом. Доказательность и проактивность медицины / Pharmacoeconomic validity of the systematic diagnosis, treatment and prevention of diseases, in particular, socially significant ones through interaction with the medical staff. Evidence and pro-activity of medicine

+ / -

+

+ / -

+ / -

а

аав

H о

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

u

о н

ю

е

a. а в di

e

и m

«

<D "Ö « Й

ffa

и

ю

е £

о

с

X 3

н

F

е н о

и

е я и

л

«

л е

H

и

ю

е

e s

Й

d n

e

b

d

e

ent

e s

sa

а e

& S н

о

с

л H

и а о в

H

е л в

о

д

У

f

a S

1. Интерес и доверие российского потребителя к отечественному производителю ЛС / Interest and trust of the Russian consumer to the domestic manufacturer of medicines.

2. Увеличение рождаемости и продолжительности жизни населения / Increasing the birth rate and life expectancy of the population.

3. Защищенность населения в условиях прогнозируемых (например, сезонных эпидемий) или чрезвычайных (например, пандемии) ситуаций / Protection of the population in conditions of predictable (for example, seasonal epidemics) or emergencies (for example, pandemics) situations

1

4

5

Продолжение таблицы 3 / End of table 3

1 2 3 4 5

е д

е р

с й о к с е

tr

о —

о к в

х

О —

<D

н ^

« сЗ

а • э

U и

4 <D &

5 &

Э S

в JÜ

I I

Я со

3 .3

о .53 а

с Й

я е-ч

Е =

П В

Создание собственных конкурентоспособных субстанций и их реализация производ-ственным(и) предприятиям(и) / Creation of own competitive substances and their sale to

production (s) enterprises (s) Организация полных типов производств, в т.ч. использование отечественных субстанций, с учетом эффективной маркетинговой и ценовой политики / Organization of complete types of industries, incl. the use of domestic substances, taking into account an effective marketing and pricing policy Стабильность производства ранее занимаемых товарных и ассортиментных ниш -

генерического сегмента / Stability of production of previously occupied product and assortment niches - generic segment Развитие интеграционных вертикальных и горизонтальных процессов, в т. ч. кластеризации / Development of vertical and horizontal integration processes, incl. clustering Инновационная активность отечественных производителей. Пополнение реализуемого товарного ассортимента референтными и инновационными ЛС / Innovative activity of domestic manufacturers. Replenishment of the sold product range with reference and innovative drugs

Государственный приоритет промышленного развития отрасли и наличие преференций в госзакупках у отечественных производителей / State priority of industrial development of the industry and the availability of preferences in public procurement from domestic manufacturers Разнообразие схем стратегического осваивания рынка промышленными предприятиями / A variety of schemes for the strategic development of the market by industrial enterprises Стремление к повышенной инвестиционной активности / Striving for increased investment activity Легализованность импорта в части противодействия параллельному импорту / Legalization of imports in terms of countering parallel imports

+

+

+

+

+

+

Й

-a

о

'S ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

к с е ч и г о л о н х е т

ы п апт

э

ьа

JD

"о Й -а о

£

£

t+H

О и <D

О

« ТЗ

ь

ьит

т с

е

и

3

а

з о

^ -м & t2

О &

S

1. Качество и интенсивность импортозамещения - залог потребительского удовлетворения на долгосрочную перспективу с

учетом особенностей российского здравоохранения / The quality and intensity of

import substitution is a guarantee of consumer satisfaction for the long term, taking into account the specifics of Russian healthcare.

2. Развитие инновационного и референтного сегмента рынка ЛС, получаемых путем не только химического, но и перспективного биотехнологического синтеза / Development of an innovative and

reference segment of the drug market, obtained by not

only chemical, but also promising biotechnological synthesis.

3. Высокий рейтинг позиций на отечественном рынке / High ranking of positions in the domestic

market.

4. Формирование национальной лекарственной

безопасности / Formation of national drug safety

Окончание таблицы 3 / End of table 3

2

4

5

§

г

H и

S з

S 43

я • S

5 я

6 Ph

с H

4 M

ы

н/

не

<u ч ле

и ^

я о ы

о

ок

^ (Г <U d а «

К u 'С м S &

Es гз

С о -g

m « u

Источник:

Клинические исследования, производство, хранение, логистика, торговля ГЛФ и субстанциями согласно утвержденным международным правилам, в т. ч. ЕАЭС, надлежащей практики GxP / Clinical research, production, storage, logistics, trade in pharmaceutical preparations and substances in accordance with approved international rules, incl. EAEU, Good Practice GxP

Готовность к экспорту в условиях прочного обеспечения ЛС населения с учетом эффективности действия фармакоэкономических схем лечения препаратами собственного производства / Readiness for export in conditions of strong provision of drugs to the population, taking into account the effectiveness of pharmacoeconomic treatment regimens with drugs of our own production Локализация российских производств за рубежом / Localization of Russian production facilities abroad Повышенная инвестиционная активность отечественных производителей / Increased investment activity of domestic producers Членство России в международных организациях, а производителей - в международных профессиональных объединениях / Membership of Russia in international organizations, and manufacturers -in international professional associations составлено автором

+

+ / -

+

S тз

s а

о О

ю £ ^ *

«л m

8 .за

« ¿3 H ГЯ

О О §

£9 0

§ £

Я ^

а з С тз

2 § S Л

Я t+H а of

s S

Я о Й '-Ö и S о л

SS

ч

a

о

ol

Î ТЗ

я

л й й ё

§ S

^ 2 я

н сЗ

нт tn

е en & °

2 ^ £ °

2 ^

Я Гт1

о 1-4 к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

1. Наращивание конкурентных преимуществ

на международном рынке / Building up competitive advantages in the international market.

2. Формирование взаимовыгодного международного партнерства по экономическим и политическим причинам / Formation of mutually beneficial international

partnership for economic and political reasons.

3. Осваивание глобали-зационного пространства в качестве производителя-продавца ЛС / Mastering the globalization space as a drug

manufacturer and seller

5. Наличие обширного перечня КФУ совсем не означает их реализацию в современной фармацевтической отрасли, из 20 представленных КФУ реализуются только 9, при этом 7 носят потенциальный характер, 4 представлены одновременно как реальные, так и потенциальные. Так ключевой фактор, не базирующийся на взаимодействии политик - фармакоэкономическая обоснованность системности диагностики, лечения и профилактики заболеваний - как социальная мера необходим и на сегодняшний день характеризуется как реально, так и потенциально. Реальность состояния заключается в наличии действующих стандартов оказания медицинской помощи. Потенциальность - в осваивании нового направления в медицине - те-раностика - слияния диагностики и терапии, основанного на принципах проактивности и персони-фицированности.

6. Ожидаемые последствия в укрупненном виде тождественны миссии и видению стратегического развития фармацевтической отрасли. С точки зрения реализации ВПТП в социально-экономической среде видением являются ожидае-

мые последствия при реализации цели удовлетворения потребительского ожидания в лице конечных потребителей и врачебного состава, миссией - процесс импортозамещения и экспортоориентирования. Для коммерческой среды видением послужат положительный эффект от импортозамещения и экс-портоориентирования, а миссией - ожидаемые последствия при реализации цели удовлетворения потребительского ожидания в лице конечных потребителей и врачебного состава.

Заключение

Краткими итогами проведенного исследования обозначим:

1. Развитие ВПТП полностью согласуется с государственными программами развития фармацевтической промышленности.

2. Приоритетными целями развития ВПТП являются: удовлетворить потребителя, импортоза-местить, экспортоориентировать.

3. Основные тенденции ВПТП, препятствующие или благоприятствующие развитию фармпро-мышленности в отрасли, выявлены в следующем виде: импортозависимость в социальном и про-

1

3

мышленном аспекте, вариативность соответствия потребительскому ожиданию, осваивание рынков стран СНГ в качестве экспорта.

4. Исходя из специфики формируемых тенденций ВПТП, сформулировано 20 ключевых фак-

торов успеха, 9 из которых реально действующие, 7 носят потенциальный характер, у 4 КФУ есть все перспективы к реализации, но пока они занимают промежуточную позицию между реально осуществимыми и потенциальными.

1 Справочно-поисковя система Консультант - Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.04.2021).

2 Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/e8d1fe6129f851d0a14540210a322992/283_14052020.pdf (дата обращения 21.04.2021).

3Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/docs/ #!prikaz_740_ot_7_aprelya_2015_goda (дата обращения 25.04.2021).

4 ЕМИСС. Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения 17.03.2021).

5DSM GROUP. Фармацевтический рынок 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://dsm.ru/upload/iblock/49f/ 49f7ed2a3388c9a0620137da15c1f69a.pdf (дата обращения 10.03.2021).

6Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения 17.03.2021).

7 База данных ВЭД [Электронный ресурс]. URL: http://ved.dbase.info (дата обращения 21.03.2021).

8 Официальные курсы валют на заданную дату [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru/currency_base/daily (дата обращения 21.03.2021).

9 Информационный портал Новости GxP [Электронный ресурс]. URL: https://gmpnews.ru/2014/04/80-procentov-syrya-idet-iz-za-rubezha-a-v-rossii-podxodyashhego-syrya-net-voobshhe (дата обращения 26.05.2021).

10 ГМЦ Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://www.gmcgks.ru/index.php?id=100 (дата обращения 10.04.2021).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2012. 160 с.

2. Терешин Д. В. Управление экономическим потенциалом предприятий фармацевтической промышленности : автореферат. дис. ... канд. экон. наук. Ульяновск, 2010. 26 с.

3. Штер У. Основные тенденции развития мирового фармацевтического рынка в 2015 году // Лечебное дело. 2017. № 1 (53). С. 11-19.

4. Болл С. В. О причинах появления на фармацевтическом рынке некачественных и дорогих лекарств // ГлавВрач. Приложение «Фармацевтический менеджмент». 2012. № 6. С. 2-7.

5. Яркаева Ф. Ф. Теоретические и методические подходы к формированию региональной лекарственной политики (на примере Республики Татарстан) : автореферат дис. ... д-ра фармац. наук. Пермь, 2009. 34 с.

6. Бережная Е. С. Концепция стратегического инновационного управления на региональном фармацевтическом рынке : автореферат дис. ... д-ра. фармац. наук. Пятигорск, 2014. 49 с.

7. Смольянова Е. Л. Концепция гармонизации промышленной и торговой политики предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 1 (69). С. 288-296.

8. Шпак А. С. Инструменты гармонизации промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности : автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Красноярск, 2009. 22 с.

9. Барсегян А. С. Гармонизация промышленной и торговой политики Армении с учетом экономической безопасности : автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Краснодар, 2010. 26 с.

10. Межецкая, Т. А. Понятие и сущность гармонизации промышленной и торговой политики предприятий в условиях импортозамещения // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. Тюмень. 2017. С. 272-277.

11. Оносова И. А. Экономический анализ гармонизации промышленной и торговой политики в условиях глобализации // Менеджер. Вюник Донецького державного ушверситету управлшня. 2014. № 2 (68). С. 182-190.

12. Калюжный А. Н. Методические основы гармонизации промышленной и торговой политики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2012. № 1. С. 108-111.

13. Мкртчян М. Г. К вопросу о гармонизации промышленной и торговой политики в стратегических планах развития отдельных отраслей промышленного производства // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2013. Том № 13. Выпуск 2. С. 69-83.

14. Сомов В. В. Гармонизация промышленной и торговой политики как основа сбалансированной стратегии развития перерабатывающего предприятия // Актуальные проблемы развития нефтегазохимического комплекса и альтернативных источников энергии. Санкт-Петербург. 2009. С. 75-78.

15. Баяндурян Г. Л., Клейменова Ю. А. Проблемы формирования организационно-экономических условий гармонизации промышленной и торговой политики государства в области сельскохозяйственного машиностроения // Экономика устойчивого развития. 2018. № 2 (34). С. 96-104.

16. Табекина О. А. Гармонизация промышленной и торговой политики предприятий строительного комплекса // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2006. № 5. С. 17-21.

17. Тонышева Л. Л., Межецкая Т. А. Промышленная и торговая политика: методический подход к оценке степени гармонизации и определение траекторий развития // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 39-43.

18. Батова В. Н. Гармонизация торговой и промышленной политики как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятия. Пенза : Формат, 2015. 153 с.

19. Юсипова А. Р. Организационно-методическое обеспечение формирования и развития системы гармонизации промышленной и торговой политики в интересах российских производителей : автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Москва, 2011. 34 с.

20. Клейменова Ю. А. Гармонизация промышленной и торговой политики как фактор модернизации экономики // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НИИ). Серия: Социально-экономические науки. 2012.№ 3. С. 146-149.

21. Ланцман Е. Н. Теоретические основы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 4. С. 54-58.

22. Счастливенко Е. В. Гармонизация промышленной и торговой политики предприятия на основе реализации закона результата : автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Белгород, 2002. 22 с.

23. Рослякова Е. А. Эконометрический анализ факторообразующей среды фармацевтического рынка // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2019. № 1. С. 235-241.

Дата поступления статьи в редакцию 20.04.2021, принята к публикации 24.05.2021.

Информация об авторе: РОСЛЯКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА,

соискатель ученой степени кандидата наук,

Адрес: Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, Россия, 644077, Омск, пр. Мира, 55a E-mail: e_kukushkina@mail.ru Spin-код: 4513-8088

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Balashov A. I. Formirovanie mekhanizma ustojchivogo razvitiya farmacevticheskoj otrasli: teoriya i metod-ologiya [Formation of the mechanism of sustainable development of the pharmaceutical industry: theory and methodology], St. Petersburg : St. Petersburg economic university, 2012, 160 p.

2. Tereshin D. V. Upravlenie ehkonomicheskim potencialom farmacevticheskoj promyshlennosti [Management of the economic potential of pharmaceutical industry. Ph. D. (Economy) thesis], Ulyanovsk, 2010. 26 p.

3. Shter U. Osnovnye tendencii razvitiya mirovogo farmacevticheskogo rynka v 2015 godu [Top trends of development of the world pharmaceutical market in 2015], Lechebnoe delo [Medical business], 2017, No. 1 (53), pp. 11-19.

4. Boll S. V. O prichinah poyavleniya na farmacevticheskom rynke nekachestvennyh i dorogih lekarstv [About the emergence reasons in the pharmaceutical market of low-quality and expensive drugs], GlavVrach. Prilozhenie Farmacevticheskij menedzhment [Chief Medical officer. Application Pharmaceutical management], 2012, No. 6, pp. 2-7.

5. Yarkaeva F. F. Teoreticheskie i metodicheskie podhody k formirovaniyu regional'noj lekarstvennoj politiki (na primere Respubliki Tatarstan) [Theoretical and methodical approaches to formation of regional medicinal policy (on the example of the Republic of Tatarstan). Dr. Sci. (Medicine) thesis], Perm, 2009. 34 p.

6. Berezhnaya E. S. Koncepciya strategicheskogo innovacionnogo upravleniya na regional'nom farmacevtich-eskom rynke [The concept of strategic innovative management in the regional pharmaceutical market. Dr. Sci. (Medicine) thesis], Pyatigorsk, 2014. 49 p.

7. Smol'janova E. L. Koncepcija garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki predprijatija [The concept of harmonization of industrial and trade policy of the enterprise], Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: gumani-tarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2009, No. 1 (69), pp. 288-296.

8. Shpak A. S. Instrumenty garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki s uchetom jekonomicheskoj be-zopasnosti [Tools for the harmonization of industrial and trade policies, taking into account economic security. Ph. D. (Economy) thesis], Krasnojarsk, 2009. 22 p.

9. Barsegjan A. S. Garmonizacija promyshlennoj i torgovoj politiki Armenii s uchetom jekonomicheskoj be-zopasnosti [Harmonization of Armenia's industrial and trade policy with regard to economic security. Ph. D. (Economy) thesis], Krasnodar, 2010. 26 p.

10. Mezheckaja T. A. Ponjatie i sushhnost' garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki predprijatij v uslovi-jah importozameshhenija [The concept and essence of the harmonization of industrial and trade policies of enterprises in the context of import substitution], Innovacii v upravlenii regional'nym i otraslevym razvitiem [Innovations in the management of regional and sectoral development], Tjumen, 2017, pp. 272-277.

11. Onosova I. A. Jekonomicheskij analiz garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki v uslovijah globaliza-cii [Economic analysis of industrial and trade policy harmonization in the context of globalization], Menedzher. Visnik Doneckogo derzhavnogo universitetu upravlinnja [Manager. Bulletin of Donetsk State University of management], 2014, No. 2 (68), pp. 182-190.

12. Kaljuzhnyj A. N. Metodicheskie osnovy garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki [Methodological bases of industrial and trade policy harmonization], Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universi-teta. Serija : Jekonomika [Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economy], 2012, No. 1, pp.108-111.

13. Mkrtchjan M. G. K voprosu o garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki v strategicheskih planah razvitija otdel'nyh otraslej promyshlennogo proizvodstva [On the issue of harmonization of industrial and trade policies in the strategic plans for the development of individual branches of industrial production], Vestnik NGU. Serija : Social'no-jekonomicheskie nauki [Bulletin of the NGU. Series: Socio-economic sciences], 2013, Vol. 13, No. 2, pp.69-83.

14. Somov V.V. Garmonizacija promyshlennoj i torgovoj politiki kak osnova sbalansirovannoj strategii razvitija pererabatyvajushhego predprijatija [Harmonization of industrial and trade policies as the basis of a balanced strategy for the development of a processing enterprise], Aktual'nye problemy razvitija neftegazohimicheskogo kompleksa i al'ternativnyh istochnikov jenergii [Actual problems of the development of the petrochemical complex and alternative energy sources], Sankt-Petersburg, 2009, pp. 75-78.

15. Bajandurjan G. L., Klejmenova Ju. A. Problemy formirovanija organizacionno-jekonomicheskih uslovij garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki gosudarstva v oblasti sel'skohozjajstvennogo mashinostroenija [Problems of formation of organizational and economic conditions for the harmonization of industrial and trade policy of the state in the field of agricultural engineering], Jekonomika ustojchivogo razvitija [Sustainable development economics]I, 2018, No. 2 (34), pp. 96-104.

16. Tabekina O. A. Garmonizacija promyshlennoj i torgovoj politiki predprijatij stroitel'nogo kompleksa [Harmonization of industrial and trade policies of construction companies], Social'no-jekonomicheskie i tehnicheskie siste-my: issledovanie, proektirovanie, optimizacija [Socio-economic and technical systems: research, design, optimization], 2006, No. 5, pp. 17-22.

17. Tonysheva L. L., Mezheckaja T. A. Promyshlennaja i torgovaja politika: metodicheskij podhod k ocenke stepeni garmonizacii i opredelenie traektorij razvitija [Industrial and trade policy: a methodological approach to assessing the degree of harmonization and determining development trajectories], Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2016, No. 2, pp. 39-43.

18. Batova V. N. Garmonizacija torgovoj i promyshlennoj politiki kak instrument obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti predprijatija [Harmonization of trade and industrial policy as a tool for ensuring the economic security of the enterprise], Penza : Format, 2015, 153 p.

19. Jusipova A. R. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie formirovanija i razvitija sistemy gar-monizacii promyshlennoj i torgovoj politiki v interesah rossijskih proizvoditelej [Organizational and methodological support for

the formation and development of the system of harmonization of industrial and trade policy in the interests of Russian manufacturers. Ph. D. (Economy) thesis], Moscow, 2011. 34 p.

20. Klejmenova, Ju. A. Garmonizacija promyshlennoj i torgovoj politiki kak faktor modernizacii jekonomiki [Harmonization of industrial and trade policies as a factor of economic modernization], Vestnik Juzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (NPI). Serija : Social'no jekonomicheskie nauki [Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-economic sciences], 2012, No. 3, pp. 146-149.

21. Lancman E.N. Teoreticheskie osnovy garmonizacii promyshlennoj i torgovoj politiki predprijatija [Theoretical bases of harmonization of industrial and trade policy of the enterprise], Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Bulletin of the Astrakhan State Technical University], 2006, No. 4, pp. 54-58.

22. Schastlivenko E. V. Garmonizacija promyshlennoj i torgovoj politiki predprijatija na osnove realizacii za-kona rezul'tata [Harmonization of the industrial and trade policy of the enterprise on the basis of the implementation of the law of results. Ph. D. (Economy) thesis], Belgorod, 2002. 22 p.

23. Rosljakova E. A. Jekonometricheskij analiz faktoroobrazujushhej sredy farmacevticheskogo rynka [Econometric analysis of the factor-forming environment of the pharmaceutical market], Vestnik Omskogo universiteta. Serija Jekonomika [Bulletin of the Omsk University. Series: Economy], 2019, No. 1, pp. 235-241.

The article was submitted 20.04.2021, accept for publication 24.05.2021.

Information about the author: ROSLYAKOVA ELENA ALEKSEEVNA, applicant for the degree of Ph. D.

Address: Omsk State University n. a. F. M. Dostoyevsky, Russia, 644077, Omsk, Mira ave., 55a E-mail: e_kukushkina@mail.ru Spin-Kog: 4513-8088

Author have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.