Научная статья на тему 'Приоритетные стратегии развития предприятий Сибири'

Приоритетные стратегии развития предприятий Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИКА СИБИРИ / ПЛАН РАЗВИТИЯ / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING / DEVELOPMENT STRATEGY / COMPETITIVE STRATEGY / SIBERIAN ECONOMICS / DEVELOPMENT PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Оксана Николаевна

В статье рассмотрены особенности стратегического планирования предприятий Сибири и предложены приоритетные мероприятия по их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY STRATEGIES OF SIBERIAN ENTERPRISES DEVELOPMENT

Features of Siberian enterprises strategic planning are considered, priority measures on their development are offered.

Текст научной работы на тему «Приоритетные стратегии развития предприятий Сибири»

ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРИ

Оксана Николаевна Мороз

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел. 361-01-24, e-mail: ksenijasib@mail.ru

В статье рассмотрены особенности стратегического планирования предприятий Сибири и предложены приоритетные мероприятия по их развитию.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегическое планирование, стратегия развития, конкурентная стратегия, экономика Сибири, план развития.

PRIORITY STRATEGIES OF SIBERIAN ENTERPRISES DEVELOPMENT

Oksana N. Moroz

Ph.D., Assoc. Prof., department of applied informatics, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, phone: 361-01-24, e-mail: ksenijasib@mail.ru

Features of Siberian enterprises strategic planning are considered, priority measures on their development are offered.

Key words: strategic management, strategic planning, development strategy, competitive strategy, Siberian economics, development plan.

Стратегическое управление и стратегическое планирование стали зарождаться в США в 50-х годах ХХ столетия. В начале эти два понятия были во многом не ясны для ученых и бизнесменов. Термин «стратегия» имеет военное происхождение и означает «науку и искусство ведения боя для победы над противником». В гражданской терминологии под стратегией стали понимать подготовку планов на несколько лет вперед, в которых разрабатываются мероприятия по предотвращению банкротства в условиях жесткой конкуренции. В работах ученых понятие «стратегическое планирование» ассоциируется с понятием «стратегия», также и стратегический менеджмент часто понимается как «стратегия» и «разработка стратегий».

Одним из основоположников стратегического менеджмента является американский экономист И. Ансофф. Его книга «Стратегическое управление» вышла в СССР в 1989 г. Позднее другая книга «Новая корпоративная стратегия» вышла в России в 2000 г. Этот факт говорит о том, что вопросам стратегического менеджмента уделяется внимание в любой экономической системе [1, с. 154].

В стратегическом управлении при разработке стратегии, принимаются стратегические решения.

Стратегические решения - это такие решения, при реализации которых предприятие достигает нового состояния, а возврат к прежнему состоянию уже невозможен.

При разработке стратегии подлежит оценке потенциал предприятия.

В первом приближении потенциал предприятия можно определить как его возможность по дальнейшему развитию. Это значит, что при разработке стратегии развития необходимо учитывать все ресурсы предприятия, в том числе финансовые, материальные и людские [3, с. 263].

Процесс разработки стратегии состоит из нескольких этапов.

1. Анализ современного состояния предприятия, при анализе применяются различные методы.

2. Разработка экономической стратегии предприятия. В эту стратегию в качестве ее отдельных элементов могут входить различные виды стратегий: продуктово-рыночная, ресурсно-рыночная, технологическая, финансовая, интеграционная, социальная и другие. На этом же этапе проводится анализ конкурентов и разрабатывается конкурентная стратегия.

3. После того, как разработана стратегия, подлежит изменению организационная структура предприятия. Это вызвано тем, что при создании новых функциональных подразделений они должны быть обязательно включены в организационную структуру.

4. Постановка стратегических и текущих задач подразделениям. Это означает, что стратегический план должен быть разработан в понятных для сотрудников терминах и приемлемых к выполнению показателях. На основе стратегических планов разрабатывают текущие планы, т.е. на один год.

Американский ученый И. Ансофф определил характеристику стратегии [1, с. 290].

1. Разработка стратегии происходит на основе метода поиска, т.е. она формируется по имеющейся информации.

2. В связи появлением новой информации стратегия может уточняться или даже разрабатываться новая стратегия.

3. Стратегия составляется на 3, 5, 10 и даже более лет вперед, поэтому необходимость в стратегии отпадает, как только она будет реализована в соответствии с намеченным временным горизонтом.

4. При разработке стратегии достаточно сложно определить конкретные цифры, к выполнению которых должно стремиться предприятие при реализации планов, поэтому чаще всего принимаются ориентиры, т.е. приближенные показатели.

5. Показатели могут быть выражены как количественно, так и качественно, т.е. при возможности и большом объёме информации могут быть определены конкретные цифры, однако на практике чаще всего принимаются общие направления деятельности.

Предприятия Сибири определили приоритетные стратегии развития. В 2011 году были определены основные приоритетные стратегические планы

социально-экономического развития Сибири до 2020 года. К 2016 году должны будут запустить масштабные инвестиционные программы как в конкретных секторах, так и на территориях опережающего экономического развития, согласно проекту стратегии развития Сибири. Таким образом, темпы развития за год на уровне прироста ВРП должны достигнуть 5,0-5,3%, инвестиций - 9,511%, заработной платы и душевых доходов населения - 5,1-5,5%.

Экономика Сибири в скором времени будет основываться на инновационно-технологических кластерах. В Объединенной Промышленной Корпорации, созданной по инициативе государства и государственных корпораций "Роснано", "Ростехнологии", "Росатом" и др., на базе крупных предприятий в Бийске, Железногорске, Бердске, Кольцово, Северске и других.

В Новосибирске, например, вокруг крупных научно-образовательных центров должны появиться кластеры приборостроения, биотехнологий, силовой электроники, медицинских технологий, информационных и коммуникационных разработок.

В Томске - кластер информационных, телекоммуникационных технологий, кластер нанотехнологий, биотехнологический кластер. В Красноярске - кластер солнечной энергетики, в Иркутске - кластер нанотехнологий, кластер систем связи и навигации.

Наиболее большое количество средств - почти 300 миллиардов рублей -будет выделено на развитие металлургического комплекса, причем половина этой суммы пойдет на освоение Удоканского месторождения меди. На машиностроительный комплекс предусмотрено меньше всего инвестиций -всего 4 миллиарда рублей.

Лесоперерабатывающий комплекс характерен огромным количеством проектов, которые предложили Красноярский край и Иркутская область. В крае средства инвесторов пойдут на строительство фанерного комбината в Сосновоборске, развитие деревообрабатывающего комплекса в Минусинском районе. Объем инвестиций в отрасль составит 162,7 миллиарда рублей.

По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ, Станислава Наумова, промпредприятия обязаны развивать на своих площадках если не технопарки, то «техноскверы", чтобы создавать зоны опережающего развития.

Если нужно будет использовать инфраструктуру технопарков, то будут не только поддерживать, но и поощрять перспективные исследовательские проекты, ведь для этого есть все необходимые ресурсы. На данный момент уже оказана поддержка более десяти ресурсным центрам, которые будут работать по заказам промпредприятий. Если молодые аспиранты или два-три представителя заводской науки изъявляют желание участвовать в опытных конструкторских разработках, то им тоже окажут поддержку [5, с. 261].

Также существует целевая программа для начинающих предпринимателей. Молодые предприниматели, которые хотят создавать средние и малые промышленные предприятия, могут получать поддержку от государства в виде субсидирования лизинговых платежей за оборудование, которое они будут

покупать. При сохранении такого положения предприятие через несколько лет может придти к банкротству.

И. Ансофф для исправления создавшегося положения рекомендует сделать несколько «шагов».

1. Необходимо провести тщательный анализ современного состояния предприятия.

2. С целью исправления положения необходимо разработать стратегию, направленную на выпуск модернизированной и новой продукции.

3. Необходимо провести подробный анализ продукции конкурентов, провести анализ цен на товары конкурентов, анализ рекламной кампании и формы реализации продукции с анализом методов по стимулированию сбыта.

4. Разработать перечень по номенклатуре и ассортименту продукции, которые в перспективе могут быть произведены на предприятии.

5. Разработать все сопутствующие элементы стратегии и определить задачи для всех функциональных подразделений предприятия.

Таким образом, после выполнения всех перечисленных шагов положение может быть исправлено.

При разработке стратегии развития для предприятий Сибири необходимо учитывать возможные ограничения. Менеджеры предприятия стремятся разработать такую стратегию, которая близка к идеальной, но на практике всегда существует несколько факторов, которые ограничивают возможности предприятия.

1. Уровень финансовых ресурсов: даже если разработанная стратегия близка к оптимальной стратегии, менеджерам предприятия нужно серьезно подумать об источниках необходимых финансовых средств. Это могут быть средства, полученные, например, от эмиссии акций, кредитов и т.п. В этом случае необходимо или убедить акционеров в реальности намечаемого проекта, или договориться с руководством банка о приемлемых условиях кредита.

2. Противодействие конкурентов: разрабатываемая стратегия может быть перечеркнута действием конкурентных сил. Конкуренты могут выпустить новую продукцию, и часть потребителей продукции предприятия уйдет к ним; на рынок могут быть выпущены товары-заменители (более дешевые), на рынке могут появиться новые сильные конкуренты. Например, если предприятие начинает выпускать продукцию по более низким ценам, конкуренты могут принять этот вызов и начать ценовую войну. Поэтому каждое стратегическое решение относительно конкурентов должно быть тщательно продумано.

3. Потенциальные навыки и способности менеджеров предприятия: хорошие стратегии часто требуют навыков и способностей менеджеров свыше тех, которыми уже обладают менеджеры предприятия. Это означает, что необходимо уделять внимание повышению квалификации специалистов предприятия. Как вариант может быть применено увольнение низко квалифицированных специалистов, однако вариант весьма нежелателен, поскольку могут быть нарушены правовые нормы, кроме того, могут разгореться внутрифирменные конфликты.

4. Размер приемлемого риска: руководство должно решить, как развивать стратегический план по объемам финансирования и по его времени реализации. Может сложиться такая ситуация, когда сроки разработки новой продукции могут быть затянутыми по времени и продукция перестанет пользоваться спросом.

На практике могут быть ситуации, когда список ограничений для формирования стратегий может быть дополнен новыми факторами. Такими ограничениями могут быть ограничения, возникающие после революции, переворота в стране, при смене одной экономической системы другой системой. Все это означает, что устаревает законодательная база, необходимо принятие новых законов, а на это уходит значительное время, вследствие чего новая стратегия может быть просто не реализована. Все это вместе взятое резко повышает требования к качеству решения задач стратегического планирования деятельности компаний, заставляя по новому взглянуть на основные проблемы их реализации [4, с. 370].

Все проблемы постановки и решения задач стратегического планирования деятельности компаний могут быть разбиты на следующие группы:

- Концептуальные проблемы, связанные с выбором основной методологической базы, на которой будет строится вся концепция стратегического планирования;

- Системные проблемы, связанные с необходимостью строгого соблюдения общесистемных методологических требований в алгоритмах решения задач стратегического планирования: проблемы системного описания объекта стратегического планирования, окружающей его рыночной среды, правил оценки и выбора наилучших альтернатив развития;

- Маркетинговые проблемы, связанные с повышением достоверности ключевой части задачи стратегического планирования - оценки реального положения дел на рынке товаров и услуг.

Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что сегодня наиболее приоритетными для российских менеджеров высшего звена являются задачи увеличения доли компании на рынке товаров и услуг. Последующие приоритеты в порядке их убывания расположились следующим образом: привлечение квалифицированных специалистов, сокращение затрат, повышение качества товаров и услуг.

Выдвижение в России на первый план задач рыночной экспансии во многом обусловлено уже сложившейся за прошедшие годы реформ структуры рынка товаров и услуг и стремлением ее изменения с целью получения дополнительных доходов и прибылей.

1. Основы менеджмента: учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова [и др.]; под ред. Д.Д. Вачугова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2010. -376 с.

2. Скрынник, Л. С. Экология и экономика природопользования / Л.С. Скрынник. -Кемерово: Кем и (Ф) РГТЭУ, 2006. - 52 с.

3. Баев, И. А. Экономика предприятия: учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. / И.А. Баев, З.Н. Варламова, О.Е. Васильева; под ред. В.М. Семенова. - СПб.: Питер, 2009. -384 с.

4. Кучерова, Е.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие : В 3ч. / Е.В. Кучерова, Т.Г. Королева, Н.Н. Голофастова; ГУ КузГТУ. -Кемерово, 2008. - Ч. 1: Промышленность. - 82 с.

5. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 670 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

© О.Н. Мороз, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.