Научная статья на тему 'Приоритетные сферы внешнеполитической деятельности России в СНГ'

Приоритетные сферы внешнеполитической деятельности России в СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
799
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна

Автор обращает внимание на новые подходы России к деятельности в составе организации Содружества Независимых государств (СНГ). Совместными усилиями в сотрудничестве в различных сферах жизни в рамках созданных в СНГ интеграционных объединений с участием России страны СНГ смогли бы противостоять современным вызовам и угрозам глобальной и региональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные сферы внешнеполитической деятельности России в СНГ»

УДК 327(470+57)

ОГНЕВА В.В. Приоритетные сферы

внешнеполитической деятельности России в СНГ

Автор обращает внимание на новые подходы России к деятельности в составе организации Содружества Независимых Государств (СНГ). Совместными усилиями в сотрудничестве в различных сферах жизни в рамках созданных в СНГ интеграционных объединений с участием России страны СНГ смогли бы противостоять современным вызовам и угрозам глобальной и региональной безопасности.

Ключевые слова: СНГ, внешняя политика России.

Утверждённая 12 июля 2008 года Президентом России Д.А. Медведевым "Концепция внешней политики Российской Федерации" содержит новые акценты в отношении политики России на постсоветском геополитическом пространстве.

Приоритетным направлением внешней политики России остается развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Концепция окончательно трансформирует свою философию СНГ как неполитической организации, как "форума для политического диалога" в "механизм сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, военно-политического, гуманитарного взаимодействия и т.п.".

Концепция переводит отношения со странами СНГ на рыночные основы: "Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами - участниками СНГ... придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений..." При этом Россия теперь уже и концептуально рассматривает СНГ как своеобразное лоно для новой, избирательной интеграции с теми, кто "проявляет готовность к стратегическому партнерству и союзничеству", а именно с Белоруссией и Казахста-

ном в рамках ЕврАзЭС и другими государствами в ОДКБ.

Здесь стоить обратить особое внимание на то, что теперь задачи строительства Союзного государства с Белоруссией также переводятся на рыночные основания, хотя и в достаточно либеральной степени - "продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства" - "через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства". При этом остаётся непрояснённой перспектива такой неоднократно декларированной задачи ЕврАзЭС, как "механизма содействия реализации крупных водноэнергетических и инфраструктурных проектов". Если в случае с инфраструктурными проектами в контексте активной энергетической политики России в Евразии вопросов не возникает, то в части "водноэнергетических", то есть клубка проблем вокруг энергобаланса и потребления воды между Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией и, главное, коммерческим смыслом участия в них России, вопросов гораздо больше, чем ответов.

Концепция обращает внимание на то, что Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами - участниками СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм

№ 1 2009 г.

интеграции. Она предполагает, что Россия активно способствует развитию взаимодействия государств - участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности.

Особое внимание уделяется поддержке соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ, согласованию на основе взаимности договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод.

Россия намерена наращивать сотрудничество с государствами - участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности в формате ОДКБ, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции. Первостепенными задачами являются нейтрализация террористической угрозы и наркоугрозы, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье.

В целом перед Российской Федерацией определены следующие задачи участия в СНГ как региональной международной организации:

- работать над дальнейшей реализацией потенциала СНГ как региональной организации, форума для многостороннего политического диалога и механизма многопланового сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами;

- продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства;

- активно работать в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном над созданием Таможенного союза и единого экономического пространства, содействовать подключению к этой работе других государств - членов ЕврАзЭС;

- принимать меры по дальнейшему укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции, механизма содействия реализации крупных водноэнерге-тических, инфраструктурных, промышленных и иных совместных проектов;

- всемерно развивать Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, делая акцент на адаптации ОДКБ как многофункциональной интеграционной структуры к меняющейся обстановке, на надежном обеспечении способности государств - членов ОДКБ к своевременным и эффективным совместным действиям, на превращении ОДКБ в стержневой институт обеспечения безопасности в зоне ее ответственности1.

Россия заявляет о своем стремлении активно содействовать мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения достигнутых ранее договоренностей и поиска согласия между вовлеченными в них сторонами, ответственно реализуя свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве.

Отношение России к субрегиональным образованиям и иным структурам без российского участия на пространстве СНГ определяется исходя из оценки их реального вклада в обеспечение добрососедства и стабильности, их готовности на деле учитывать законные российские интересы и уважать уже существующие механизмы сотрудничества, такие как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, а также Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В этом русле будут, как представляется, выстраиваться подходы России к развитию всестороннего практического взаимодействия в Черноморском и Каспийском регионах на основе сохранения индивидуальности Организации Черноморского экономического сотрудничества и укрепления механизма сотрудничества Прикаспийских государств. Как считает один из ведущих специалистов в области внешней политики и национальной безопасности С. Кортунов, в отношении Содружества Независимых Государств политика России не увенчалась успехом. Здесь не только не удалось достичь ни одного прорыва (хотя именно такую задачу ставил В.Путин), но пришлось отступить по многим вопросам. Поте-

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

ряна перспектива интеграции не с какими-то отдельными странами - будь то Грузия, Украина или Белоруссия, - потеряна перспектива интеграции на этом пространстве вообще2.

В связи с кризисом интеграционного проекта на постсоветском пространстве особенно настораживает стремление России вместо того, чтобы провести глубокий анализ сложившейся ситуации, "списать" развал СНГ на действия неких внешних сил. Спору нет, эти силы действовали. Однако "оранжевые революции" носили во многом объективный характер, поскольку явились протестом против обанкротившихся и коррумпированных постсоветских режимов.

России не удалось за все эти годы снять военно-политические угрозы вблизи своих государственных границ, что убедительно продемонстрировал грузино-югоосетинс-кий военный конфликт в августе 2008 г., в который она была втянута. Какими бы справедливыми и правомочными ни были действия России в этой ситуации (что не может отрицать ни один объективный эксперт), военный конфликт - это всегда поражение дипломатии. Приходится констатировать, что вокруг России, не без поддержки извне, формируется недружественное военно-политическое окружение3.

В новой Концепции внешней политики РФ от 12 июля 2008 года политика России на постсоветском пространстве, и в частности укрепление Содружества Независимых Государств (СНГ), вновь заявлена как внешнеполитический приоритет России. Концепция нацеливает на расширение связей со странами постсоветского пространства, с которыми, по словам Президента России, "надо наращивать потенциал сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах", так как "последовательная работа на этих направлениях определенные плоды дает, причем очевидно, что интеграционный ресурс еще не исчерпан"4.

Однако реальная экономическая интеграция, не говоря уже о политической, на постсоветском пространстве пока невозможна. Еще летом 2006 года известный российский политолог А.И. Суздаль-цев в главе "Постсоветское пространство: уходящая реальность" книги "Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего" отмечал, что "реальные, опирающиеся на внутренние ресурсы и объективные обстоятельства интеграци-

онные процессы на постсоветском пространстве отсутствуют и в обозримый период доминировать будут двусторонние связи... Экономическая интеграция оказалась невозможна, так как модели экономического развития стран стимулировали экономический национализм"5.

Ровно через год, летом 2007 года, в главе "Постсоветское пространство: единство и многообразие"книги "Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить" тому же автору пришлось констатировать, что "предпосылки для общего рынка и экономического, а также валютного союза (следующие этапы экономической интеграции) на постсоветском пространстве не созданы, и в обозримый период исчезнут даже начальные условия для старта данных процессов"6.

Возможность для полноценной экономической и тем более политической интеграции со странами СНГ, по мнению А.И. Суз-дальцева, практически утеряна по объективным причинам. Политические классы молодых независимых государств постсоветского пространства оказались не готовы к передаче части суверенитета наднациональным органам интеграционных объединений. Экономическая интеграция на просторах СНГ имеет шанс только после последовательного перевода межгосударственных экономических отношений в формат рыночных отношений, что делает структурное реформирование экономики стран СНГ неотвратимым.

Создание привлекательной для партнеров по СНГ модели перехода к полноценному рынку и демократии выступает залогом лидерства России в Содружестве. Путь достижения этой цели надо показывать собственным примером.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. 2008. № 8-9. С. 210-239.

2 Кортунов С. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации // Вестник аналитики. 2008. № 4 (34). С. 14-15.

3 Там же.

4 Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. 2008.№. 8-9. С. 210-239.

5 Медведев Д. Выступление в Берлине 5 июня 2008 г. // Официальный сайт Президента РФ. http://www.kremlin.ru

6 Суздальцев А. Постсоветское пространство: единство и многообразие// Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить. М., 2008.

№ 1 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.