Научная статья на тему 'Приоритетные подходы исследования проблемы формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников'

Приоритетные подходы исследования проблемы формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПОДХОДЫ / БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / READINESS / MORAL QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN / PREFERRED APPROACHES / BACHELOR OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадочников Дмитрий Геннадьевич, Кузьмин Андрей Михайлович, Макаренко Виктор Григорьевич

В статье дается анализ приоритетных подходов исследования проблемы формирования готовности к воспитанию нравственных качеств школьников у будущих бакалавров физической культуры в образовательном процессе педагогического вуза. Раскрываются возможности реализации каждого подхода: компетентностного, аксиологического, этико-педагогического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадочников Дмитрий Геннадьевич, Кузьмин Андрей Михайлович, Макаренко Виктор Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studies of preferred approaches in developing of readiness with future bachelors of physical training to inculcate morals to schoolchildren

The preferred approaches in developing of readiness in educational process in pedagogical institutions of higher learning with intended Bachelors of Physical Training to inculcate morals to schoolchildren are analyzed. Also the article expounds a possibility of implementing of each approach competence-based, axiological and ethical-pedagogical.

Текст научной работы на тему «Приоритетные подходы исследования проблемы формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников»

УДК 378:371.011 ББК 74.480:74.200.51

Д.Г. Кадочников, А.М. Кузьмин, В.Г. Макаренко

приоритетные подходы исследования проблемы формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств

школьников

В статье дается анализ приоритетных подходов исследования проблемы формирования готовности к воспитанию нравственных качеств школьников у будущих бакалавров физической культуры в образовательном процессе педагогического вуза. Раскрываются возможности реализации каждого подхода: компетентностного, аксиологического, этико-педагогического.

Ключевые слова: готовность, нравственные качества школьников, приоритетные подходы, бакалавр физической культуры.

D.G. Kadochnikov, A.M. Kuzmin, V.G. Makarenko

studies of preferred approaches in developing of readiness with future bachelors of physical training to inculcate morals to schoolchildren

The preferred approaches in developing of readiness in educational process in pedagogical institutions of higher learning with intended Bachelors of Physical Training to inculcate morals to schoolchildren are analyzed. Also the article expounds a possibility of implementing of each approach - competence-based, axiological and ethical-pedagogical.

Key words: readiness, moral qualities of schoolchildren, preferred approaches, Bachelor of Physical Training.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4] в качестве ведущих приоритетов в сфере современного образования выделяет необходимость усиления воспитательных функций. Согласно этому документу, воспитание должно быть направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [4, с. 4].

На сегодняшний день, и данный факт не нуждается в доказательстве, наше общество переживает духовно-нравственный кризис. Причины этого многообразны и во многом очевидны.

Однако самое тревожное в том, что данный кризис буквально захлестнул значительную часть молодёжи, в том числе и подростков-школьников. Проявления бездуховности и безнравственности многообразны: эгоизм и жестокость; алчность, цинизм, жестокий прагматизм; духовная «глухота», равнодушие к чужому горю; философия потребительства; иждивенчество; гедонизм (жизнь для удовольствий) и т.д. Последствиями таких жизненных принципов и установок являются:

• асоциальные и девиантные проявления, криминальное поведение и поступки;

• социальное одиночество (зачастую при наличии вполне благополучной семьи, близких);

• внутренняя опустошенность, апатия;

• целый ряд порочных зависимостей: наркотическая, алкогольная, никотиновая, игровая, сексуальная, компьютерная и т.п.;

• уход в деструктивные секты и оккультные группы и др.;

• суицидальные проявления и др.

Причинами всего вышеперечисленного является не только сложившаяся социальная ситуация, негативное влияние телевидения, рекламы, сети Internet, но и во многом (если не в основном), весьма слабая система нравственного воспитания в учебных заведениях (как общего, так и профессионального образования).

В современных условиях задача гуманно-нравственного становления личности учащейся молодежи является одной из самых приоритетных задач деятельности педагогов-практиков. Соответственно, высокую актуальность приобретает также проблема готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников в образовательном процессе педагогического вуза.

Остановимся на рассмотрении ведущих подходов в решении заявленной проблемы. Подход предполагает комплексную характеристику объекта, способов, методов, средств, приемов, аргументации языка описания, объяснения и понимания стратегии и программы научного исследования.

В нашем исследовании в качестве приоритетных выдвинуты ностный, аксиологический педагогический подходы. к их обоснованию.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт в области образования определяют конкретные компетенции выпускника вузов (бакалавров и магистров), учебные планы, содержание учебных дисциплин, изучаемых в конкретном учреждении высшего образования, их распределение по годам и семестрам в течение всего периода обучения. В то же время, нормативные документы

компетент-и этико-Обратимся

не предполагают изложение конкретного содержания той или иной учебной дисциплины. Ее содержание должен определять преподаватель в соответствии со своим видением построения процесса обучения студентов.

Обязательным условием реализации положений, заложенных в образовательных стандартах третьего поколения, являются разработка и формирование компетенций будущего выпускника вуза. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предписывается необходимость выявления и описания компетенций для учреждений образования, формируемых в ходе освоения студентами комплекса изучаемых дисциплин [3, с. 116]. Исходя из этого, в процессе разработки содержания конкретной учебной дисциплины педагог, помимо всего прочего, должен самостоятельно определять формулируемые в процессе освоения учебного предмета ключевые, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. В этом случае преподаватель получает возможность для реализации творческого подхода в обучении, на основе собственного видения особенностей преподавания своей дисциплины, в результате чего у студента будет успешно сформирован перечень заданных компетенций.

Поскольку исследуемый нами процесс формирования готовности к воспитанию нравственных качеств школьников у будущих бакалавров ФК также зависит от содержания конкретных образовательных курсов и дисциплин и определяется степенью сформированно-сти конкретных компетенций студента, компетентностный подход играет определяющую роль.

В современных реалиях компетент-ностный подход является ключевым в отношении других традиционных в педагогической науке подходов (нормативного, личностного, деятельностного, системно-интегрированного и др.).

При этом компетентность является так называемой «ситуативной категорией», ибо предполагает готовность субъекта действовать в нестандартных,

г?*

ю 5 ? §

о ^

! 3 ш ш

0 <и 1- т

1 *

ГО _0

Я 1 S 1

Q. ф S ей

и

_Q_ ГО

I 2

ф s с, I

v3 го

° £

о К О S ей

£ * го _

ей

О Q.

о о

X ф Ч Т

0 S

С со

ф л.

х ш н о

ф а

!= rn

1 ^ Сю

ш

£

ш О

X

т о ч го

проблемных (нетипичных) ситуациях, возможно, при ограниченном выборе необходимых средств, ограничении временного интервала, в состоянии неопределенности и т.д. Понятно, что даже при самом совершенном построении образовательного процесса в педагогическом вузе нельзя предусмотреть все варианты, с которыми в будущей профессиональной деятельности выпускник вуза может столкнуться на практике. Поэтому особенность компетентности такова, что она является результатом процесса обучения, не прямо пропорциональна полученным знаниям и умениям, а определяется также личностным потенциалом субъекта образования, его системой жизненных и профессиональных ценностей, взглядов, убеждений, сформулированно-стью мировоззренческих установок и т.д. Поэтому можно сказать, что компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Таким образом, в рамках заявленной проблемы, компетентностный подход является востребованным, поскольку задает ориентацию изучения структуры, содержания, сущностных характеристик и свойств исследуемого феномена - готовности к воспитанию нравственных качеств школьников у будущих бакалавров.

При этом в рамках целей и задач нашего исследования компетентностный подход позволяет:

• осуществлять конструктивную переоценку нормативных, содержательных, технолого-методических аспектов планирования и организации образовательного процесса в части формирования готовности к воспитанию нравственных качеств школьников у будущих бакалавров физической культуры;

• уточнить и конкретизировать направление дидактических, воспитатель-

ных и развивающих усилий преподавателя в формировании основных компонентов исследуемого качества в соответствии с формируемыми у студента компетенциями, предусмотренными ФГОС ВПО;

• определить конкретный педагогический инструментарий работы со студентами (на основе утвержденных вузом основных образовательных программ) в аудиторной и внеаудиторной деятельности;

• разработать структурную и критериально-диагностическую основу для оценки уровня готовности к воспитанию нравственных качеств школьников у будущих бакалавров физической культуры.

Перейдем к рассмотрению роли аксиологического подхода в решении поставленной проблемы нашего исследования.

Аксиологический подход предполагает исследование педагогических явлений и фактов с точки зрения их ценности для личного, интеллектуального или физического становления субъектов образования. Особое значение категория «ценность» имеет для исследования процессов, связанных с воспитанием личности. Ценностная сфера человека определяет как процесс, так и результат воспитания.

Система ценностей современного педагога, вообще, и будущего учителя ФК, в частности, определяет его жизненные и профессиональные устремления и взгляды, установки и идеалы, а поэтому является обязательным условием его готовности к воспитательной деятельности.

Воспитательный потенциал вуза, в котором осуществляется обучение и воспитание будущих бакалавров физической культуры, оказывает влияние на формирование системы ценностных ориентаций студентов в широком пространстве как социальных, так и профессиональных ценностей. Реализация ценностного подхода предполагает помощь в выборе ценностных предпочтений нуждающимся в ней молодым людям.

Профессионально важные качества личности будущего бакалавра физической культуры напрямую зависят от уровня сформированности ценностей и ценностных ориентаций. Аксиологический подход в формировании готовности к вос-

питанию нравственных качеств школьников у будущих бакалавров физической культуры, за счет присвоения последними системы ценностей, обеспечивает как реализацию адаптивной и гуманистической функций профессионально-педагогической деятельности в их единстве, так и качественное преумножение этих функций. Смысл этого процесса в контексте аксиологического подхода заключается в том, что на первый план в работе вузовского педагога выходит стремление приобщить будущего бакалавра к конкретным ценностям, вместо традиционной задачи подготовки к выполнению профессиональных обязанностей. В рамках рассматриваемой проблемы приобщение к системе нравственных ценностей студента и составляет важнейший этап формирование у него готовности к воспитанию нравственных качеств учащихся.

Приобщение студента к системе нравственных ценностей осуществляется в организуемом преподавателем взаимодействии, в режиме «субъект - субъект», как на занятиях так и в процессе внеаудиторной деятельности. Присвоение студентами необходимых нравственных ценностей зависит, во-первых, от предъявления преподавателем этих ценностей, а во-вторых, от обмена ценностями, который осуществляется в межличностном общении. Разумеется, эффективность такого общения определяется доверительным, уважительным стилем отношения преподавателя к студенту, исключением навязывания своей позиции, морального давления, манипулирования и др. В результате обмена ценностями достигается возможность для студента осуществлять выбор тех ценностей, которые имеют для него значение как для субъекта нравственного воспитания.

Весьма существенным моментом реализации аксиологического подхода является нравственный характер деятельности педагога физической культуры. Его нравственные качества (порядочность, гуманность, забота об ученике, милосердие, сострадание, искренность, доброта и др.) имеют важнейшее значение в содержании такой деятельности, посколь-

ку (напрямую или косвенно) затрагивают нравственную сферу своих воспитанников. Отсюда вытекает проблема, смысл которой состоит в том, чтобы будущий педагог физической культуры был способен принять каждого ученика таким, какой он есть в реалиях, а не таким, какой, по мнению воспитателя, он должен быть в его понимании, или таким, каким он должен стать в результате воспитательных влияний. Задача трансляции ценностей нравственного характера состоит, на наш взгляд, не в том, чтобы навязать их ученику, а в том, чтобы выдвинуть их в качестве ориентиров педагогического общения, которое позволило бы ребенку почувствовать себя полноправным, активным участником совместного взаимодействия со своим воспитателем. Это будет являться начальным этапом в приобщении школьника к истинным ценностям нравственного характера, а значит и в воспитании у него нравственных личностных качеств.

Еще одним подходом, который применяется нами в решении заявленной в исследовании проблемы, является этико-педагогический подход. Сущность данного подхода достаточно емко представлена в работе В.П. Бездухова и О.К. Поздняковой [1]. Данный подход авторы обосновывают в контексте уровней методологии педагогики, опираясь на идеи В.В. Краевского: «Этико-педагогический подход заключает в себе возможность реализации научных положений методологического обеспечения, в состав которого наряду с общефилософскими положениями, со знаниями, разработанными на уровне общенаучной и частнонаучной методологии, входят специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям» [2, с. 16].

Этико-педагогический подход тесно связан с обоснованным выше аксиологическим подходом, поскольку последний опирается на идею воспитания ценностных отношений субъекта к некому объекту, а также к императивному характеру нравственных ценностей. В свою очередь известно, что «одной из функций этики является обоснование должного поведе-

г?*

ю 5 ? §

о ^

! 3 ш ш

0 <и 1- т

1 * ^ *

го .а

Я 1

2 1 О. ф

^ ей

и

-О.

I 2

ф ^ с; I го

° £

о К О ^ ей

го _

ей _о -.

О о X ф Ч Т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 ^

С со

ф л.

х ш

н о ф ^

1 § Сю

m

£

ей о

S X T

о го

ния» [1, с. 19]. «Как методологическая основа педагогического исследования, эта функция находит свое выражение в конструктивно-технической функции педагогики, которая охватывает педагогическую действительность такой, какой она должна быть» [2, с. 16], т.е. в форме императива.

Этика относится к категории философских наук. По мнению В.П. Бездухова и О.К. Поздняковой, «этико-педагогический подход в первой его части относится к философскому уровню методологии, поскольку этика является философской наукой» [1, с. 19]. Однако в то же время «этико-педагогический подход относится и к общенаучному уровню методологии, поскольку он, во-первых, обеспечивает сопряжение этического и педагогического знания..., во-вторых, ценностный подход, находящийся в структуре этического подхода, воздействует на достаточно большую совокупность дисциплин» [там же].

В нашем исследовании этико-педагогический подход помогает определить роль основных философских категорий «нравственность», «мораль», «этика», «ценность» и др., выступая на конкретно научном уровне, в аспекте анализа этического и морального содержания работы со студентами (будущими бакалаврами физической культуры), по формированию их готовности к воспитанию нравственных качеств школьников.

Итак, в решении заявленной проблемы мы рассматриваем аксиологический

и этико-педагогический подходы как неразрывные и взаимодополняемые. Их использование позволяет:

• анализировать рассматриваемую проблему в контексте приобщения будущих бакалавров физической культуры к системе нравственных ценностей, мотивировать их на самостоятельную выработку ценностных ориентаций, что в дальнейшем позволит создать основу для обретения устойчивых смыслов и установок в воспитании нравственных качеств личности школьников;

•выявитьвозможностифизкультурно-спортивной деятельности в той части, в которой ценность занимающихся становится для педагога основным нравственным ориентиром, а забота о нем нравственным императивом.

Таким образом, налицо наличие в теории и методике профессионального образования актуальной проблемы, заключающейся в необходимости моделирования процесса формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств у школьников; разработке педагогических условий успешной реализации в образовательном процессе вуза; приведении научно-методического обеспечения исследуемого процесса в соответствие с учётом требований учебных программ, отвечающих идеям компе-тентностной парадигмы высшего образования. Вышеизложенные подходы позволяют, на наш взгляд, успешно реализовать указанные задачи.

Библиографический список

1. Бездухов, В.П. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации [Текст] / В.П. Бездухов, О.К. Позднякова // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 15-26.

2. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] / В.В. Краевский. - Самара: СамГПИ, 1994. - 178 с.

3. Кузнецова, Е.М. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса [Текст] / Е.М. Кузнецова, Л.В. Михалева // Язык и культура. - 2001. - № 3. - С. 115-124.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ [Текст].

References

1. Bezdukhov V.P., Pozdniakova O.K. Ethical-pedagogical approach to value orientation formation with an intended teacher and its realization concepts. Pedagogika, 2010. No 6. P. 15-26. [in Russian].

2. Kraevskii V.V. Methodology of pedagogical studies. Samara: SamGPI, 1994. P. 178. [in Russian].

3. Kuznetsova E.M., Mikhaliova L.V. Passport and model of competency formation development methodology as a basis for competency-building approach of educational process. Yazyk i kultwra, 2001. No 3. P. 155-124. [in Russian].

4. Federal Law "Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012, No 273 - FA. [in Russian].

Сведения об авторах: Кадочников Дмитрий Геннадьевич,

старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Челябинский институт путей сообщения, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kadochnikovdg@mail.ru

Information about the authors: Kadochnikov Dmitrii Gennadievich,

Senior lecturer,

Department of Physical Training, Chelyabinsk Institute of Railroads, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kadochnikovdg@mail.ru

Кузьмин Андрей Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор,

профессор, кафедра управления

физической культурой,

Уральский государственный университет

физической культуры,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: kuzminaa74@mail.ru

Kuzmin Andrei Mikhailovich,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Professor, Department

of Physical Training Management,

Ural State University of Physical Education,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: kuzminaa74@mail.ru

Макаренко Виктор Григорьевич,

доктор педагогических наук, доцент, профессор,

кафедра теории и методики физической культуры и спорта, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: makarenkovg@cspu.ru

Makarenko Victor Grigoryevich,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor Professor,

Department of the Theory and Technique of Physical Culture and Sport, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: makarenkovg@cspu.ru

ю 5

É §

0 Ü

1 3 CQ CQ

0 <u

1- T

nr ГО

1 * X X ГО _û

Я 1 S 1

Q. ф S m

и

_Q_ ГО

I 2

<u s с, I v3 го

° £

о К О S CQ

S *

ro _

Cû _Q O Q.

5i

О О X <u 4 T

о s с n

Ф s z

X CQ

H о

ф a £ m

g £ s ^

Сю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.