ПРИОРИТЕТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Ольга Михайловна Капленко
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108. Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, (383-2)210-75-88, e-mail: [email protected]
В современной системе обучения остро встал вопрос о постановке на первое место задач воспитательного характера. Не смотря на то, что здоровье было и остается главной ценностью для каждого человека, в том числе и молодого человека, студента, однако при достижении главной цели педагогики воспитание вышло на первое место и в системе физической культуры.
Ключевые слова: здоровье, воспитание на уроках физкультуры в вузе.
PRIORITY EDUCATIONAL GOALS OF PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT IN CURRENT EDUCATION SYSTEM
Olga A. Kaplenko
Senior lecturer, Physical Education Department, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., phone: (383)2107588, e-mail: [email protected]
Educational goals are the priority ones in higher school of out time. Though the health has always been of great value for everybody, education is a major aim in the system of physical training as well.
Key words: health, educational process at physical training classes.
Цель любой педагогической системы всегда было и остается формирование личности. Физическая культура не исключение и ее целью в высшем учебном заведении является формирование физической культуры личности, содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. Под физической культурой личности мы понимаем уровень ее (личности) образования в сфере физической культуры, оптимальной физической подготовки, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности.
Чаще всего физическая культура воспринимается как чисто практический предмет, направленный на решение, в том числе, и оздоровительных задач. Это подтверждает и проведенный среди студентов опрос, где им предлагалось расставить в приоритетном порядке задачи - оздоровительную, воспитательную, образовательную. 95% респондентов на первое место поставили оздоровительную задачу. В таком случае работа преподавателя сводится к тренировке и воспитании физических качеств: силы, быстроты, гибкости т.е. качеств, лежащих в основе физического здоровья. Но, к сожалению, за 2 раза в неделю, а именно столько уроков проходит на 1-2 курсах, ни одно из этих качеств не сформируется, такова физиология. Если же мы заговорили о здоровье, то важно учесть, что здоровье - это не только состояние физического тела. Говоря о здоровье,
необходимо говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном или социальном.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то весь организм человека, т.к. это саморегулирующаяся система правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости. Развитию волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному, а значит здоровому стилю жизни.
Все эти три вида здоровья взаимодействуют друг с другом, находятся во взаимозависимости и не должны существовать отдельно друг от друга. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому, не принижая роли физического и психического, социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Безусловно, все эти аспекты здоровья не возникают сами по себе. Что-то передалось по наследству и заложено генетически, а что-то и зависти от самого человека. По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) здоровье на 20% зависит от генетики, на 20% - от экологии и окружающей среды, всего на 10% от медицины и на 50% - от самого человека, его образа жизни.
И вот тут, на наш взгляд, и вступает в силу воспитательный компонент педагогики.
Процесс воспитания - сложный педагогический процесс, связанный с деятельностью субъектов этого процесса, с их активностью. Он предполагает изменения в интеллектуальный, эмоциональной, физической сферах личности, ее обогащение и совершенствование.
Существуют общие концептуальные положения, ориентация на которые способствует повышению продуктивности воспитательного процесса. Но вопрос заключается в другом. Насколько преподаватель физической культуры готов применить методологические идеи на своем предмете. Преподаватели учебных заведений делятся на три категории. Одни вообще отрицают необходимость специально организованной воспитательной работы. Другие полагают, что она должна осуществляться в процессе обучения. Третьи считают, что в условиях учебного заведения есть необходимость в такой работе, т.к. учебный процесс не дает возможности решить многие задачи воспитания. Подобные подходы существовали еще со времен создания университетов в России, но первоначально преобладала первая и вторая точки зрения. Выделение с в середине XIX в. в педагогической науке категории «воспитание» постепенно привело к переосмыслению ее в образовательной практике.
Известно, что формирование характера и поведения человека, особенности его личности во многом определяются теми социальными условиями, окружением, в котором он жил и живет.
Молодые люди, поступающие в вуз, могут уже иметь как осознанное положительное отношение к физической культуре, так индифферентное и даже негативное. Поэтому одной из основных и трудных задач учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе является задача формирования у всех студентов, достаточно взрослых молодых людей, осмысленно положительной жизненной установки на физическую культуру и спорт. Данная дисциплина должна иметь не сиюминутную направленность, а быть нацеленной на всю последующую жизнь выпускников вуза.
Задача преподавателя физической культуры в вузе, на наш взгляд, в том, чтобы добавить, а возможно и изменить что-то в уже имеющейся у студента парадигме здоровья. Помочь молодому человеку разработать на основе уже имеющегося жизненного опыта, привычек, сформировавшегося отношения, к предмету составить свою личную «концептуальную модель здоровья», которую выпускник вуза, не зависимо от того, в какой сфере деятельности он будет реализовывать свои знания и свой потенциал, мог бы применить самостоятельно, без помощи, в нашем случае, преподавателя. При этом необходимо учитывать и его анатомо- морфологические особенность, уровень физической подготовленности, уровень здоровья, психологические особенности каждого индивидуума. И, безусловно, преподаватель должен постоянно быть для студента мотиватором. Не тащить или толкать каждого студента или группу, а быть фа-силитатором (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») - человеком, обеспечивающим успешную групповую коммуникацию, превращающим процесс коммуникации на уроке в удобный и легкий для всех ее участников.
Еще Василий Александрович Сухомлинский писал: «Чтобы стать настоящим человеком, ученик должен, прежде всего, уважать самого себя, без этого уважения, без любви к красоте в самом себе немыслима человеческая культура, немыслима и нетерпимость ко всему, что унижает человека. Да, не надо бояться слов «любовь к самому себе» - это не самолюбование, а гордость, чистая вера в доброе начало в самом себе. Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства - это камень, на котором оттачивается тонкость чувств... Но чтобы воспитать в формирующемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце».
Именно воспитание, как компонент педагогики, вышедший на первое место в современной системе образования, и представляется нам наиболее приоритетным в такой дисциплине, как физическая культура.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. И.Н. Кузнецов. Настольная книга практикующего педагога. - М., 2GG8.
2. В.И. Ильинич. Физическая культура студента: учебное пособие. - М., 2GG7.
© О.М. Капленко, 2013