Научная статья на тему 'Приоритетные направления совершенствования механизма регулирования занятости населения в КБР'

Приоритетные направления совершенствования механизма регулирования занятости населения в КБР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / МАРКЕТИНГ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMICS / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / MARKET SYSTEM / EMPLOYMENT / INFRASTRUCTURE / UNEMPLOYMENT / HUMAN RESOURCES / MARKETING / COMMERCIAL BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоева Фатима Мухтаровна, Бачиев Расул Асхатович, Гонгапшев Ратмир Маймирович

В данной статье проводится анализ наиболее приоритетных направлений регулирования занятости населения в период становления и развития рыночной экономики в Кабардино-Балкарии: проблемы и перспективы дальнейшего развития рынка занятости в республике. Характеризуется роль малого и среднего бизнеса в решении проблемы безработицы в традиционно трудоизбыточных сельских населенных пунктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирзоева Фатима Мухтаровна, Бачиев Расул Асхатович, Гонгапшев Ратмир Маймирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS FOR THE IMPROVEMENT OF POPULATION EMPLOYMENT REGULATION MECHANISM IN Kabardino-B

The paper analyzes the top priority areas of employment regulation in the period of formation and development of market economy in Kabardino-Balkaria: the author outlines the problems and prospects for further development of the employment market in the Republic. The role of small and medium businesses for solving the problem of unemployment in traditionally labour-surplus rural settlements is characterized.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления совершенствования механизма регулирования занятости населения в КБР»

УДК 331.56

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КБР

Ф. М. Мирзоева, Р. А. Бачиев, Р. М. Гонгапшев

PRIORITY AREAS FOR THE IMPROVEMENT OF POPULATION EMPLOYMENT REGULATION

MECHANISM IN Kabardino-Balkaria

F. M. Mirzoeva, R. A. Bachiev, R. M. Gongapshev

В данной статье проводится анализ наиболее приоритетных направлений регулирования занятости населения в период становления и развития рыночной экономики в Кабардино-Балкарии: проблемы и перспективы дальнейшего развития рынка занятости в республике. Характеризуется роль малого и среднего бизнеса в решении проблемы безработицы в традиционно трудоизбыточных сельских населенных пунктах.

The paper analyzes the top priority areas of employment regulation in the period of formation and development of market economy in Kabardino-Balkaria: the author outlines the problems and prospects for further development of the employment market in the Republic. The role of small and medium businesses for solving the problem of unemployment in traditionally labour-surplus rural settlements is characterized.

Ключевые слова: предпринимательство, экономика, малый бизнес, средний бизнес, рыночная система, занятость населения, инфраструктура, безработица, трудовые ресурсы, маркетинг, коммерческие банки.

Keywords: entrepreneurship, economics, small and medium businesses, market system, employment, infrastructure, unemployment, human resources, marketing, commercial banks.

Формирование многоукладной экономики и развитие рыночной инфраструктуры в РФ за последнее десятилетие создали благоприятные условия для становления и развития предпринимательской деятельности. К настоящему моменту сложился новый уклад экономической жизни, где одновременно действуют крупные, средние и малые предприятия, осуществляется индивидуальная трудовая деятельность, основанная на личном и семейном труде. Подобные тенденции несомненно носят позитивный характер для экономики страны в целом, и сферы занятости в частности.

Как показывает практика стран с развитой системой рыночных отношений, малое предпринимательство или малый бизнес является наиболее эффективным и простым способом увеличения занятости населения, решения многих социальных и экономических задач. К преимуществам малого бизнеса, как правило, относят: привлечение к производственной, коммерческой деятельности финансовых и материальных ресурсов предпринимателей; высокую мобильность малых предприятий в переориентации на меняющийся спрос потребителя; быстрое создание рабочих мест и низкая их капиталоемкость; эффективное использование местных ресурсов и др. Значение и роль малого предпринимательства в современной хозяйственной системе заключается в оптимизации структуры экономики, обеспечении условий для создания среднего класса, повышения уровня занятости населения, увеличения доходов бюджетов стран за счет расширения налогооблагаемой базы; создание конкурентной среды и повышение активности населения [1].

В силу вышеназванных особенностей малое предпринимательство в мировой экономической практике получило широкое распространение и дает для общества значительный эффект. Так, в большинстве экономически развитых стран около 35 - 50 % валового внутреннего продукта производится в сфере малого бизнеса. Число малых предприятий на тысячу жителей в странах Европейского Сообщества и Японии

составляет 45 - 50, а в США - более 70. Малые предприятия в этих странах ежегодно обеспечивают от 60 до 70 % прироста новых рабочих мест, что позволяет активно воздействовать на уровень безработицы. Такое активное развитие сферы малого бизнеса в развитых странах объясняется тем, что в них проводится государственная политика стимулирования и поддержки предпринимательства. Она заключается в создании максимально благоприятных экономических и правовых условий для граждан, желающих заниматься собственным бизнесом в самых разных сферах деятельности. Это, прежде всего, финансовая поддержка, которая реально осуществляется через прямое бюджетное финансирование, предоставление льготных займов в специальных банках на длительные сроки (от 6 до 20 лет в зависимости от вида деятельности) под минимальные процентные ставки. Государственная поддержка выражается также в предоставлении предпринимателям в аренду на льготных условиях производственных помещений, офисов, техники и т. д. Предприниматели получают информационную и консультативную помощь, содействие в подготовке начинающих предпринимателей.

Подобная позиция государственных органов создает предпосылки к тому, что малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран.

В настоящее время можно сказать, что и в России заложены основы для становления и развития малого частного предпринимательства. Так, в основном решены вопросы создания нормативно-правовой базы, федеральных, региональных и общественных структур поддержки развития предпринимательства.

К 2014 г. в России было зарегистрировано 889,9 тыс. малых предприятий, доля которых в валовом внутреннем продукте страны составила 11 %, а количество занятых на постоянной основе работников превысило 6,5 млн человек.

Ф. М. Мирзоева, Р. А. Бачиев, Р. М. Гонгапшев 223

Так, в 2014 г. большинство малых предприятий в РФ функционировало в сфере торговли и общественного питания - 44,5 %, тогда как в строительстве и промышленности их количество составляло 15,7 % и 15,8 % соответственно.

Анализ статистических материалов показывает, что в России, в том числе и в КБР, уровень развития малых предприятий остается крайне низким. В сравнении с западными странами, очень слабо влияние малого бизнеса на формирование рациональной структуры рыночной экономики. По одному из важнейших оценочных показателей развития малого биз-

неса количеству малых предприятий на тысячу жителей, Россия на несколько порядков отстает от развитых стран. В целом по России этот показатель составляет 6, а по КБР - 3 предприятия сферы малого бизнеса на одну тысячу жителей. В 2014 г. по КБР доля малых предприятий в общем объеме валового регионального продукта составила не более 4 % (646,9 млн руб.) Соответственно низким оставался и вклад малого бизнеса в формирование доходной части бюджета.

К началу 2014 г. число малых предприятий по данным органов статистики составило 2152 единицы [2].

Таблица 1

Динамика количества малых предприятий в КБР и численности занятых в них (составлено по [3])

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Всего малых 353 1066 2196 2056 2341 2352 2211 2251 2198 2152

предприятий

В % к предыду- - 302 206 93,6 113,9 100,7 93,8 101,8 97,6 97,9

щему году

Занято на малых 2449 14141 18017 1469 15128 16202 16330 15989 15904 158,78

предприятиях (тыс. чел.) 7

В % к предыду- - 565,9 127,4 81,6 102,9 107,1 100,8 97,9 99,5 99,8

щему году

В распределении малых предприятий по видам деятельности в 2014 г. по КБР сложилась следующая картина: из общего количества предприятий малого бизнеса наибольшую долю занимает торговля и общественное питание - 40,8 %; на долю промышленности приходится 26,3 %; строительства - 14,8 %; сельского хозяйства - 4,3 %. В остальных сферах численность малых предприятий в процентном отношении к их общему числу колеблется в пределах 2 %.

Вместе с тем вклад малых предприятий различных отраслей в общий объем производства продукции и услуг малого бизнеса несколько другой. При 646,9 млн

руб. производства продукции всеми предприятиями малого бизнеса на долю малых предприятий промышленности приходится 45,3 %, строительства - 27,6 %, торговли и общественного питания - 17,8 %. Доля остальных сфер экономики не превышает 3 %.

Выручка, полученная в 2014 г. малыми предприятиями республики в расчете на одного постоянного работника, в 1,5 раза меньше, чем в целом по Российской Федерации. Размещение предприятий малого бизнеса на территории республики складывается в зависимости от центров коммуникации и финансовых ресурсов.

Таблица 2

Численность занятых на малых предприятиях республики (составлено по [3])

2007 г. 2008 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Численность занятых в 314,6 295,6 264,6 258,0 256,2 248,9 243,8 233,3 245,6

экономике (тыс. чел., без

учета личного сектора)

Численность занятых на 14,1 18,0 14,7 15,1 16,2 16,3 16,0 15,9 15,9

малых предприятиях (тыс. чел.)

Доля занятых на малых 4,5 6,08 5,96 5,85 6,3 6,55 6.56 6,8 6,5

предприятиях в общей

численности занятых в

экономике (%)

И только в 2014 г. с улучшением ситуации на крупных и средних предприятиях произошло некоторое снижение доли малых предприятий в общей численности занятых.

Из постоянно работающих на малых предприятиях более 53 % заняты в промышленности и строительстве, около 26 % - в торговле и общественном пита-

нии. В среднем на одном малом предприятии в республике работает от 6 до 8 человек.

Важным показателем развития малого предпринимательства в стране, и в регионе в частности, является количество жителей в расчете на одно малое предприятие. В странах с развитой рыночной экономикой это соотношение составляет одно малое предприятие на 50 - 60 жителей. По состоянию дел на сегодняшний день

во всей России только в г. Москве это соотношение достигло такого уровня. В среднем же по РФ это соотношение составляет 150 - 160 человек на одно малое предприятие. В КБР при расчетной численности населения в 2014 г. в 783,9 тыс. человек число малых предприятий составляет (по данным статистики) 2152 единицы. Это значит, что в республике одно предприятие малого бизнеса приходится более чем на 360 человек. Исходя из этого видно, что в республике имеется значительный потенциал роста количества малых предприятий. Этот рост позволит не только расширить масштабы производственной деятельности, но и в значительной степени повлиять на занятость населения. Увеличение малых предприятий до количества позволяющего снизить соотношение численности жителей на одно малое предприятие хотя бы до среднероссийских значений (150 - 160 человек на одно малое предприятие) будет означать для КБР создание дополнительных 35 - 40 тысяч рабочих мест [4].

Давая оценку возможностям малого бизнеса в рассматриваемом вопросе, следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Безусловно, развитие малого бизнеса положительно сказывается на состоянии спроса на рабочую силу и уменьшает безработицу. Однако малые предприятия в большинстве стран нормально развиваются не вместо, а в дополнение к крупным и средним предприятиям, выполняя их заказы, предоставляя разнообразные товары и услуги работникам крупных предприятий и т. д. Поэтому потенциал малого предпринимательства, несмотря ни на какие формальные льготы и программы поддержки не будет использован в полной мере, пока не выйдут из кризиса крупные и средние предприятия. Говоря о возможностях малого предпринимательства в решении различных социально-экономических проблем не следует забывать о том, что данный сектор включает в себя не только малые предприятия, но и деятельность физических лиц, осуществляемую на условиях индивидуального трудового предпринимательства. По данным налоговых органов КБР численность данной категории граждан в 2013 - 2014 гг. колебалась в районе 13,5 - 14 тыс. человек.

Как видно из всего вышеизложенного, малый бизнес привлекателен тем, что позволяет ослабить проблемы связанные с обеспечением занятости за счет внутренних резервов общества через развитие частной предпринимательской инициативы граждан.

Из особенностей малого предпринимательства благоприятствующих росту занятости можно отметить:

- способность данного сектора к созданию новых рабочих мест низкой капиталоемкости, что объясняется меньшими затратами капитала в расчете на одно рабочее место в малых предприятиях в сравнении с крупными;

- отсутствие усложненных управленческих структур, что облегчает образование и функционирование предприятий в этом секторе;

- широкое использование гибких условий труда и найма (неполный рабочий день или неделя, скользящий график труда, совместительство и т. д.), что весьма привлекательно для многих работников.

В последние годы исполнительными и законодательными органами КБР были предприняты ряд мер,

направленных на снятие острот вышеуказанных проблем. Предпринятые меры касались как упорядочения работы контролирующих органов, так и установления более приемлемых юридических процедур организации предпринимательской деятельности и экономически обоснованных ставок налоговых нагрузок. Однако ряд проблем продолжает оказывать серьезное внимание на развитие малого предпринимательства.

Неизменной, а иногда и неразрешимой, проблемой для малых предприятий остается финансирование их деятельности, что серьезно сдерживает и ограничивает возможности малого бизнеса. Особенно это важно в начальный период деятельности малых предприятий. Для большинства предпринимателей, начинающих свою деятельность, единственным внешним источником финансовых ресурсов являются коммерческие банки. Однако существующие проценты предоставления кредитов и сроки их погашения сделали банковские кредитные услуги для многих предпринимателей недоступными.

В качестве одной из первоочередных задач должна быть предусмотрена разработка механизма наделения субъектов малого предпринимательства государственным имуществом путем их передачи в аренду или в безвозмездное пользование на конкурсной основе.

Важным элементом финансовой поддержки малого предпринимательства является предоставление гарантий для получения кредитов [5].

Государственная поддержка развития малого предпринимательства может также заключаться в финансировании элементов инфраструктуры, обеспечивающих методическую и информационную поддержку деятельности субъектов малого предпринимательства, особенно в области бизнес-планирования, маркетинга, управления финансами. Среди них можно выделить следующие институты поддержки малого предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства; центры информационного обеспечения; учебные центры; ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.

Для КБР еще предстоит создать целостную и взаимосвязанную инфраструктурную систему, способную охватить все стороны деятельности и все потребности малых предприятий различных отраслей экономики.

При этом в качестве первоочередных мероприятий способствующих этому следует выделить:

- учет экономических, исторических и национальных особенностей развития региона;

- развитие различных элементов инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства;

- стимулирование населения к занятию собственным бизнесом;

- совершенствование правовой и налоговой базы функционирования субъектов малого предпринимательства.

Успешная реализация данных мероприятий, несомненно, будет способствовать расширению масштабов малого предпринимательства в регионе и созданию условий увеличения занятости населения.

Литература

1. Еремин Б. А. Рынок труда и занятость в современной России (критический анализ). СПб.: Изд-во СПбУ-ЭФ, 2013. 96 с.

2. Занятость и безработица в КБР (январь - декабрь 2014 г.). Нальчик: Депортамент ФГСЗН по КБР, 2014.

3. Куашева А. В. Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2004.

4. Мирзоева Ф. М. Совершенствование организационно-экономического механизма регулирования занятости населения в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2003.

5. Шакова Л. А. Развитие малого бизнеса в торговой сфере региональной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2008.

Информация об авторах:

Мирзоева Фатима Мухтаровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономической географии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (Нальчик), mirzoeva76@list.ru.

Fatima M. Mirzoeva - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Social and Economic Geography.

Бачиев Расул Асхатович - старший преподаватель кафедры социально-экономической географии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (Нальчик), Lorenso99@yandex.ru.

Rasul A. Bachiev - Senior Lecturer at the Department of Social and Economic Geography.

Гонгапшев Ратмир Май-мирович - старший преподаватель кафедры социально-экономической географии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (Нальчик), astemir120913kbr.astemir2014@yandex.ru.

Ratmir М. Gongapshev - Senior Lecturer at the Department of Social and Economic Geography.

Статья поступила в редколлегию 23.03.2015 г.

УДК 339.727.22

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

С. В. Недосекин

CURRENT TRENDS AND ISSUES OF FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIA

S. V. Nedosekin

Статья посвящена основным тенденциям и проблемам привлечения иностранных инвестиций (ИИ) в экономику России. Рассматриваются основные факторы привлечения ИИ, приводятся результаты анализа отраслевой структуры иностранных инвестиций. Предлагаются к рассмотрению рекомендации по возможному совершенствованию методов регулирования и стимулирования привлечения ИИ.

The paper addresses the main trends and issues for attracting foreign investment (FI) in the Russian economy. The author considers the main attracting factors for the FI,presents the results of the analysis of its industry structure and suggests recommendations for possible improvement of regulation and stimulation methods of FI attraction.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, факторы привлечения иностранных инвестиций, регулирование, современные тенденции.

Keywords: foreign investment, factors for attracting foreign investment, regulation, current trends.

В современных условиях рыночной экономики роль иностранных инвестиций для государства сложно переоценить, как утверждают многие исследователи-экономисты [1; 4]. Они могут быть представлены помимо денежных «вливаний» технологическими инновациями, новыми управленческими методами, квалифицированными кадрами. Залогом высокой инвестиционной привлекательности экономики выступает государственная политика, направленная на привлечение иностранных игроков, создающая необходимые предпосылки для их активизации путем поддержания политической и экономической стабильно-

сти в стране, формирования лояльного налогового режима. При этом наибольший «эффект» в экономике имеют прямые инвестиции как основной факторы глобализации и экономической интеграции, которые на сегодняшний день имеют тенденции к увеличению во всех странах. Это подтверждают данные Конференции ООН по торговле и развитию (иМСТАЭ), опубликованные в ежегодном Докладе о мировых инвестициях в 2014 г. [6]. Значение прямых иностранных инвестиций в экономике подтверждает тот факт, что именно они формируют фундамент для новых производств зарубежных игроков, пополнения

226 С. В. Недосекин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.