Научная статья на тему 'Приоритетные направления совершенствования информационной поддержки агропромышленного производства'

Приоритетные направления совершенствования информационной поддержки агропромышленного производства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Маирова М. Р., Озбек Б. -й, Абазова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления совершенствования информационной поддержки агропромышленного производства»

ветствии с которым в знаменателе приведенного ниже отношения, отражающего способ исчисления показателя экологической эффективности деятельности строительного предприятия должны быть учтены все затраты за вычетом затрат на предотвращение экологических нарушений, т.е.:

р

ЭА -

3 -3

пол эк

где: Рпол - полный результат производства, достигнутый на уровне анализируемого структурного производственного звена; Зпол - полные затраты предприятия, осуществленные на достижение Рпол; Зэк - затраты, связанные с предупреждением экологических нарушений.

Такой подход к учету экологического фактора при определении экологической эффективности обусловлен тем, что невозможно количественно оценить результат снижения последствий экологических нарушений в числителе отношения, отражающего способ исчисления показателя эффективности деятельности строительного предприятия.

Непосредственно величину экологического эффекта можно определить, как разницу между значениями экономической эффективности, определяемой с учетом затрат, связанных с предупреждением экологических нарушений и экономической эффективности, исчисляемой по показателю полных затрат:

р р

ДОЭк О О пол пол

Ф _ Ф _ _ о о

пол эк пол

8. Показатель косвенной экономической эффективности деятельности строительных предприятий, проявляющийся как в освоении природных богатств страны, так и в развитии сопутствующих отраслей народнохозяйственного комплекса.

Принципиально важное значение здесь приобретает вопрос, связанный с социальным эффектом, который связан, с одной стороны, с возможностью привлечения дополнительного количества трудовых ресурсов на период строительства различных объектов и сооружений, что особо важно в условиях трудоизбыточного региона, с другой - в освоении природных ресурсов, в развитии отраслей социальной и транспортной инфраструктуры.

Экономическая наука и практика пока не располагает общепризнанной методикой количественной оценки величины этого эффекта. Вместе с тем, некоторые частные характеристики косвенного социального эффекта могут быть представлены, например, через показатель снижения уровня безработицы в регионе; через рост показателя объемов производства по всем смежным отраслям региона и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

1. МагомедовА.Г. Экономика, планирование и управление научно-техническим прогрессом производства в строительстве. Махачкала: ДГУ, 1986.

2. Чистов Л.М. Измерение и анализ результата и эффективности строительного производства. М.: Стройиздат, 1984.

3. Чистов Л.М. Эффективность программно-целевого управления народнохозяйственного комплекса. Л.: Знание, 1988.

МАИРОВА М.Р., ОЗБЕКБ.-й., АБАЗОВА М.В.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Функционирование информационных систем в регионе оценивается с точки зрения ее эффективности по различным критериям. Оценка эффектов на микроуровне хозяйствования связана с деятельностью крупного производства, фермы, компании. На макроуровне эффек-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

ты связаны с возможностью реализации крупномасштабных мероприятий. Оценка эффектов хозяйствования может быть связана с оценкой доходности предприятия, с достижением и реализацией общественных интересов (например, уровень и качество жизни). Информационные системы могут оцениваться с позиций возможности осуществлять: 1) долгосрочные прогнозы; 2) цели; 3) разработка программ; 4) ресурсы; 5) целевые программы; 6) потребность в ресурсах; 7) оценка программы с точки зрения целей и ресурсов; 8) принятие программ; 9) разработка ресурсных программ; 10) ресурсные программы; 11) комплексный план; 12) модели отраслевой и региональной субоптимизации; 13) народнохозяйственные оптимизационные макромодели; 14) комплекс межотраслевых и межрегиональных моделей, в том числе межотраслевой и межрегиональный баланс; 15) социальная сбалансированность планов; 16) неэкономические ресурсы; 17) функционирование системы.

При этом вводится коэффициент относительной важности, коэффициент состояния и сроков осуществления прогнозов, коэффициент взаимной полезности. Эти данные используются для сравнения 1) и 2) критериев с 3) - в результате вырабатывается оценка на данный момент.

Это осуществимо лишь при системном подходе к описанию социально-экономического объекта, когда формализация по характеру конструкции представляет собой систему моделей, то есть такую их совокупность, в которой каждая модель непосредственно (через целевую функцию) или опосредовано (позволяя прогнозировать поведение соответствующего объекта) отображает либо имманентные интересы какой-либо ячейки институциональной структуры экономики или социальной структуры информационного общества, либо эмерд-жентные интересы социально-экономической системы, а отдельные модели сопряжены друг с другом прямым и обратным каналами связи [2, 3].

Такая система оценки способна характеризовать эффективность хозяйственной деятельности и экономической системы региона в целом, и ее взаимодействие со средой, что может быть использовано для активного управления развитием социально-экономической системы.

Оценка эффективности информационных систем тесно связана с оценкой информационных ресурсов и оценкой качества информации [4].

В целом шкала оценок информационных ресурсов и информационных систем - неразработанная проблема, хотя занимаются ею с 60-х годов. По данным специализированной литературы, можно выделить более 20 показателей, которые различные авторы используют при оценке эффективности [1]: полнота охвата первичных изданий; уровень аналитико-синте-тической переработки; вид вторичных документов, с помощью которых информация доводится до потребителя; длительность сроков переработки первичных изданий и доведение до потребителя вторичных документов; полнота охвата мирового информационного потока; степень использования сигнальной информации; показатель экономии времени потребителей информации; степень релевантности и пертинентности информации; своевременность поступления информации; точность и достоверность информации; новизна информации; доступность информации для каждого потребителя; затраты на информационное обслуживание и др.

Одни из этих показателей ориентированы на определение эффекта, достигнутого внутри системы, другие оценивают эффективность по внешнему воздействию на научно-исследовательский процесс и сферу общественного производства. В первом случае критерием эффективности является удовлетворение запросов; во втором - уровень внедренных новшеств, заимствованных из информационных источников.

Однако, ни один из этих показателей не дает обобщенной оценки информационным ресурсам, а лишь отражает некоторые аспекты функционирования информационных систем [1].

Для этой информации особенно актуально понятие её качества -качественна та информация, которая заставила её потребителя изменить свою позицию. Определены некоторые общие требования к данной информации.

1. Выходной материал не должен быть объёмным. Задача инициатора не собрать много разных сведений, а сделать материал неуязвимым для аргументов потребителя. Необходимо, прежде всего, хорошо представлять себе его позицию в разных аспектах, а этого можно добиться только на базе серьезного информационного анализа.

2. Информация должна быть достоверной. Необходимо уметь выделять из массы источников только авторитетные - будь то люди или документы. Иначе говоря, необходимо хорошо ориентироваться в системе коммуникаций.

Подготовка качественной в указанном понимании информации требует больших затрат. До начала работы следует просчитать соотношение «затраты - прибыль» с учетом того эффекта, который будет получен, если потребитель изменит свою позицию.

Специфика оценки информационных систем заключается в том, что оценка в данном случае означает отбор имеющих отношение к событию, конкретной задаче факторов, оценку ситуации перед применением технологии, ее применение и затем оценку ситуации после начала применения технологии [3].

С учетом выявленных особенностей для диагностики и анализа качества работы информационных систем в региональной экономике вводится понятие качество информации, которое оценивается по различным параметрам: корректность, непротиворечивость и т.д. (табл. 1). Оценка осуществляется по 10-балльной шкале, при этом, если суммарная оценка качества информации (СОКИ) менее 50% (30 баллов), то ее качество определяется как неудовлетворительное, а при значении СОКИ-80% и более, как высокое.

Таблица 1

Оценка качества информации

Параметр оценки качества информации Оценка по 10-бальной шкале

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Корректность

Непротиворечивость

Точность

Оперативность

Релевантность

Пертинентность

Суммарная оценка качества

Внешние эффекты негативного свойства вызывает также неконтролируемое хаотичное возникновение новых источников информации и возможность опубликования работы в день ее написания. Это приводит к снижению оперативности обработки информации, усложнению поиска, затруднению систематизации и классификации, возникновению «информационного шума» и, в конечном счёте, к ухудшению качества информации и информационного обслуживания на ее основе [4].

В тоже время можно отметить, что количество числа пользователей, числа источников информации в печатном и электронном виде непрерывно растет (например, по тематике “экономика сельского хозяйства" существует свыше 100 наименований периодических изданий только на русском языке). Одновременно изменяются и интересы пользователей. Проведенное исследование изменений интересов пользователей позволяют сделать вывод об устойчивом спросе на эту информационную продукцию по тематике: методы управления экономикой и экономические аспекты организации и техники систем управления.

Анализ информационного обслуживания на основе Базы Данных и Реферативного Журнала «Организация управления» ВИНИТИ РАН отражает общую тенденцию роста числа источников информации не только в печатном, но и в электронном виде. За период с 1996-2006 год существенно изменились требования к информационным услугам. В 1,5 раза сократилось количество пользователей, которые работают с бумажными носителями, причем потребность в электронном виде (дискеты и т.д.) осталась на прежнем уровне, хотя на момент начала исследования готовность использовать электронные носители высказали 60% , в то же время использование CD-ROM выросло с 12% до 18%, Основная часть пользователей (более половины) высказывалась за применение и печатной, и электронной продукции. В качестве новых информационных продуктов пользователи имеют возможность получать электронные реферативный журнал - аналог печатной версии.

Согласно ряду исследований, многие проблемы, связанные с использованием компьютерной техники, возникают, в основном, по вине персонала.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Взаимодействие человека с информационной средой имеет ряд особенностей, усугубляющих вредные влияния на человека. Воздействия информационной среды на человека характеризуются перманентностью и персональностью. В этой связи становится очевидной необходимость выработки новой социальной технологии, направленной на адаптацию человека, способного жить и действовать в современной информационной среде [4].

Имеют место неправомерные виды использования системы ИНТЕРНЕТ, например, системы электронной почты: массовая рассылка нежелательных почтовых сообщений, рекламы; рассылка сообщений через сервер-посредник; фальсификация информации об отправителе электронной почты [2], что приводит к превращению ИНТЕРНЕТ в мировую «информационную свалку», на которой, как и на мусорной свалке можно найти ценные предметы, но с большим трудом.

Поэтому вопросы защиты информации, борьба с “пиратством" является одной из основных задач по созданию цивилизованных информационных сетей. Это крайне важно и для коммерческих и для политических структур. Основой национальной информационной политики стран мира должно стать определение степени ответственности информационных институтов за распространение информации (знаний). Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации, - все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности и достоверности информации.

Информационная инфраструктура общества превращается в мишень оружия будущего, которое определяется как оружие информационное. В настоящее время мировое сообщество озабочено состоянием защиты национальных информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые информационные сети. Именно эти сети являются каналом будущих информационных агрессий. К информационному оружию следует отнести широкий класс приемов и способов информационного воздействия на противника - от дезинформации и пропаганды до средств радиоэлектронной борьбы. Однако, более точно информационным оружием можно назвать средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов; средства преодоления систем защиты; средства ограничения допуска законных пользователей; средства дезориентации работы технических средств и компьютерных систем.

В условиях создания и использования глобальной информационной сети национальные информационные ресурсы стран, обеспечивающих своим пользователям работу в мировых сетях, становятся взаимно уязвимы. В современных условиях возникают все новые и новые виды и способы угроз информационной безопасности, в том числе и информационные способы угроз. К последним относятся: нарушения адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации; несанкционированный доступ к информационным ресурсам; незаконное копирование данных в информационных системах; использование средств массовой информации с позиций, противоречащих интересам граждан, организаций и государства; хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных; нарушение технологии обработки данных.

В условиях неопределенности рыночной среды, характеризуемой нестабильной политической и экономической ситуацией резко повышается значимость принимаемых на предприятии решений в сфере маркетинга.

В связи с этим представляется актуальным рассмотреть факторы, ограничивающие или искажающие маркетинговую информацию, поступающую к высшему руководству предприятия [3]. Условно назовем эти факторы или ситуации информационными фильтрами.

На любом предприятии существует некоторое количество информационных фильтров, ограничивающих поступление информации, в том числе и маркетинговой, к высшему руководству, что негативно сказывается на качестве принимаемых им решений в сфере маркетинга продукции предприятия, особенно в условиях быстро меняющейся внешней среды.

Понимание природы ограничения информационных потоков на предприятии позволяет в определенной степени компенсировать их отрицательное воздействие на процесс принятия решений.

Рассмотрим информационные фильтры, ограничивающие поступление маркетинговой информации к руководству предприятия, вполне типичных для российских предприятий, вне зависимости от их величины и формы собственности.

1. Фильтр организационного несовершенства проявляется в отсутствии на предприятии единого центра обработки и анализа маркетинговой информации, поступающей к руководителю предприятия от ряда подразделений (различные коммерческие и экономические службы), представленной в различном исполнении (формате).

2. Фильтр низкой квалификации-1 проявляется в отсутствии на предприятиях хороших специалистов в области поиска и представления маркетинговой информации, а значит качество проведения этих работ, как правило, невысокое.

3. Фильтр низкой квалификации-2 проявляется в неумении высшего руководства работать с маркетинговой информацией. Многие высшие руководители не любят признаваться в непонимании или незнании чего-либо, опасаясь уронить свой авторитет перед подчиненными и, вследствие этого отторгают не понятую информацию.

4. Фильтр метода обработки информации проявляется во введении ограничивающих условий, характерных для того или иного математического метода применяемого при обработке маркетинговой информации. При неправильно выбранном методе обработки может быть утеряна (отсечена) важная информация.

Во избежание этого, для обработки маркетинговых данных можно рекомендовать метод экспертных оценок который наиболее мягким образом работает даже с интуитивной - самой ценной, информацией.

5. Фильтр успешных установок проявляется в стремлении менеджеров использовать стандартные методы решения возникающих проблем, уже отработанные ранее на подобных задачах (опыт управленца).

Наиболее типична такая ситуация в сфере принятия маркетинговых решений, поскольку осознание актуальности маркетинга на российских предприятиях идет «сверху вниз», и поэтому взаимное непонимание между высшим и средним менеджментом особенно сильно.

Важно, чтобы шеф помимо выдачи указаний не только «делился» маркетинговой информацией (по принадлежности) с подчиненными, но и всячески поддерживал систематическое повышение маркетинговой квалификации менеджмента на предприятии.

Тем самым уменьшается эффект «сопротивления» среднего менеджмента, при реализации маркетинговых мероприятий.

Выявление информационных фильтров на предприятии и работа по уменьшению их вредного влияния на качество маркетинговой информации заключается в создании комфортной информационной среды для процесса принятия управленческих решений относительно поведения предприятия на рынке.

литература

1. Канторович Л.В., Горстко А.В. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука, 1972.

2. Кузнецова Н.П. Информационная экономика в условиях глобализации // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия. СПб., 2003.

3. Мисаков В.С. Имитационная модель процесса формирования информационного механизма управления. Ставрополь: ИСПИ ЮР НОЦ, 2007.

4. Прохоров А. «Электронная Россия» - программа третьей индустриальной революции // Компьтер Пресс, 2002. № 4.

МАЙМУЛА Г.В., ЗАХАРОВА И.Ю.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Туризм - одна из наиболее ведущих динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В 2006 г. на туризм приходилось 12,3% мирового валового продукта, в отрасли работало - 8,7% от общего числа занятых. Основные тенденции развития туризма в мире: жесткая

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.