Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития Воронежского института Государственной противопожарной службы МЧС России'

Приоритетные направления развития Воронежского института Государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Интервью с начальником Воронежского института ГПС МЧС России, генерал-майором внутренней службы А.М. Гавриловым.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT VORONEZH INSTITUTE OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSI

nterview with the head of the Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia A.M. Gavrilov.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития Воронежского института Государственной противопожарной службы МЧС России»

Вестник Воронежского института ГПС МЧС России

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Интервью с начальником Воронежского института ГПС МЧС России, генерал-майором внутренней службы А.М. Гавриловым.

- Александр Михайлович, какие, на Ваш взгляд, ближайшие перспективы развития института?

- Для дальнейшего успешного развития института, повышения качества образования и нашей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг нам необходимо было сформулировать (прежде всего для самих себя) - куда именно, в какую сторону необходимо развиваться и какие конкретные шаги нужно для этого сделать. Коллективом была проведена большая работа, итогами которой стало определение приоритетных направлений развития института по всем сферам деятельности на 2016 г. Остановлюсь отдельно на наиболее важных из них.

Во-первых, это образовательная деятельность. В этой сфере для нас остается важным выполнение показателей качества подготовки обучающихся (государственного задания), а также аккредитационных требований Минобрнауки РФ по организации и качеству учебного процесса. Кроме того, планируется непосредственное участие института в работе по утверждению Федерального образовательного стандарта 4-го поколения по специальности «Пожарная безопасность», разработка и внедрение системы оценки качества образования, а также создание единого информационного пространства учебного процесса при помощи информационного портала об учебных достижениях, иными словами, своеобразного портфолио института.

Среди наших курсантов и студентов - немало талантливых ребят, которые имеют существенные достижения в общественной жизни, творчестве, науке, спорте и т.д. Работе с ними мы предполагаем уделить отдельное внимание, в том числе при помощи определения особого графика самостоятельного освоения ими образовательной программы.

Во-вторых, для развития научной и инновационной деятельности мы планируем создание и развитие научных школ института и долгосрочных авторских коллективов. В этой сфере основное внимание будет уделено таким важным научным направлениям, как математическое моделирование и совершенствование подготовки сотрудников ФПС МЧС России.

Одно из важнейших требований к научной деятельности института - это ее практическая направленность и органичная связь тематики научных исследований с задачами МЧС России, что будет обеспечиваться, в том числе, формулированием темы выпускной квалификационной работы с учетом практической направленности.

Кроме того, для развития научной деятельности нам необходимо создать современную сис-

7

Выпуск 1(18), 2016

тему непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, шире использовать в образовательном процессе дистанционные технологии обучения, развивать научное сотрудничество, в том числе и международное, а также работать над увеличением количества научных публикаций профессорско-преподавательского и объектов интеллектуальной собственности, обладателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является институт.

В-третьих, это совершенствование материально-технической базы, которое включается в себя развитие и техническое обеспечение аэромобильной группировки института для повышения ее готовности к реагированию на ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

В-четвертых, необходимо развивать внебюджетную деятельность института, в том числе путем привлечения обучающихся на договорной основе; определения приоритетных направлений научно-исследовательской работы, приносящих доход; использования имеющегося оборудования специальных лабораторий для предоставления широкого спектра различных услуг и работ, проведения экспертиз в области пожарной безопасности и расчетов по независимой оценке пожарного риска; разработки специальных технических условий, содержащих требования для проектирования и строительства и т.д.

- В декабре 2015 г. в Воронежском институте ГПС МЧС России проводилась конференция по проблемам ликвидации ЧС, приуроченная к 25-летию Министерства. Что нового почерпнули для себя и чем поделились сотрудники института в ходе этой встречи?

- Это уже не первая конференция. Мы традиционно проводим 3 раза в год такие мероприятия. Причем участниками этих конференций становятся не только наши коллеги и партнеры, которые работают в высших учебных заведениях города Воронежа. Мы практически постоянно встречаемся с ними в нашей повседневной деятельности, обмениваемся опытом в работе, связанной со студентами, предоставляем учебно-материальную базу.

Нам важно и интересно видеть на конференции представителей наших научноисследовательских учреждений. Очень приятно, что к нам приходят интересные доклады из Центра стратегических исследований Гражданской защиты МЧС России, где рассказывается о тех направлениях, которые на сегодняшний день выглядят как наиболее концептуальные. Приятно, что большой интерес к нашим конференциям проявляют исследователи из ВНИИПО и ВНИИ ГОЧС.

- Вы пришли с должности первого заместителя начальника управления города Москвы, то есть вы работали напрямую с пожарными частям, знаете проблемы «изнутри». Сейчас, будучи руководителем института, планируете Вы вносить какие-то свои предложения по изменению учебных

программ в сторону практической направленности обучения?

- Если говорить об увеличении объема часов практики и стажировки, то они четко определены ФГОСом, поэтому здесь никаких изменений быть не может. Находясь в постоянном взаимодействии с комплектующими органами, мы провели аналитическое исследование запросов будущих работодателей и обратили внимание на то, что 57 процентов (а это больше чем каждый второй!) комплектующих органов и руководителей подразделений считают, что у выпускников недостаточно практического опыта. Мы сделали вывод, что нам в большей степени необходимо уделить внимание практическим занятиям - причём практическим, скажем так, в прямом смысле слова - не в аудиториях, а на полигоне в виде учебно-тактических занятий.

На мой взгляд, в учебном процессе института есть три ключевые кафедры: пожарной тактики и службы, пожарной и аварийно-спасательной техники и кафедра пожарно-спасательной и газодымозащитной подготовки. Это те кафедры, которые должны давать на первом этапе становления пожарного базовые понятия, связанные с нормативными документами, определяющими деятельность и технические характеристики и возможности техники. На мой взгляд, эти кафедры в большинстве своем должны строить занятия на полигоне, на учебно-спасательных стендах, на пожарной башне.

Сейчас мы разрабатываем концепцию развития нашего полигона, который находится в Шило-во. Буквально в марте 2016 года мы выходим на восстановление его учебно-материальной базы, чтобы в апреле-мае курсанты 5-го курса, смогли эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации, закрепить в ходе тактикоспециальных учений свои умения и навыки. Мы планируем провести 3 -дневные сборы, что подразумевает развертывание полевого лагеря аэромобильной группировки в районе проведения учений. Профессорско-преподавательский состав с курсантами должен заниматься все время: от подъема до отбоя. Это необходимо, чтобы каждый курсант был оценен и прошел все нормативы, которые ему определены по норме обучения.

В ходе этих учений курсант должен отработать в качестве пожарного, командира отделения, руководя первичной тактической ячейкой, а также как начальник караула, организуя руководство тушением пожара.

Мы постарались поставить свою работу так, чтобы курсанты имели не только достойную практическую подготовку, а также хорошо ориентировались в нормативно-правовой базе. Мы стараемся уделять особое внимание изучению законодательных норм, правил, относящихся, в первую очередь, к деятельности МЧС России. Курсант должен быть полностью подготовлен в этих вопросах. К сожалению, у нас получается, что нормы и правила федерального и регионального уровня курсанты начи-

8

Вестник Воронежского института ГПС МЧС России

нают изучать на местах несения службы. На наш взгляд, общие вопросы высшей школы - это вопросы, связанные с высшей математикой, информатикой, надзорно-профилактической работой, стандартами в области строительства. Вот ответы на эти вопросы на уровне нормативных единых требований мы закладываем здесь курсантам.

Также особое внимание при обучении обращается на определенный тип техники, на специфику условий их будущей работы, на географию действий по спасению. Пожарное подразделение должно уметь спасать не только на пожаре, но и в том числе - на воде. Поэтому, смотрите, какая у нас обширная и разнообразная география - мы комплектуем Крым, Краснодарский край, весь Северный Кавказ. Наши курсанты в будущем будут работать в достаточно сложных условиях. Мы обращаем особое внимание на это в ходе процесса обучения.

- Что Вы планируете сделать в рамках межвузовского сотрудничества и взаимодействия в будущем году?

- Основное наше направление - это создание диссертационного совета совместно с Уральским институтом ГПС МЧС России. На сегодняшний день у нас находятся в работе 18 диссертаций. В этом году сотрудники института защитили 4 кандидатских и 2 докторские диссертации. Причём в большинстве своем - это наши молодые учёные и преподаватели, те, кому еще нет 30 лет. Это довольно хороший показатель.

- Какие у Вас планы по развитию учебноматериальной базы института?

- В рамках целевой субсидии, которая была выделена в 2015 году, нам удалось приобрести хорошее универсальное оборудование для семи кафедр. Оно позволяет нам работать не только над заданиями высшей школы по выполнению лабораторных работ, но - и над научными разработками. В учебный процесс института внедрены такие объекты, как: аудитория анализа рисков при пожарах и ЧС, центр по оценке и управлению пожарными рисками, кабинет мониторинга психологических и психофизиологического свойств и функций организма, специальный класс программного имитационного 3Д моделирования пожаров в зданиях, сооружениях и помещениях, аудитории подготовки специалистов РХБЗ, лаборатория инновационных методов исследования химических и пожароопасных свойств веществ и материалов, центр по исследованию поведения строительных материалов при пожаре.

Поэтому говорить о том, что из-за сложной ситуации у нас приостановилось развитие, ни в коем случае мы не можем. В 2016 г. мы хотим часть субсидии направить на развитие нашей спортивной базы. У нас замечательные спортивные достижения, связанные с выступлением команды ин-статута по пожарно-прикладному спорту. Летом 2015 г. наша сборная завоевала три медали, две из которых - золотые, на Всероссийских соревнова-

ний по пожарно-прикладному спорту среди образовательных организаций высшего образования МЧС России, проходивших в г. Нововоронеже. Отдельно следует отметить лидера женской сборной, доцента Машошину Ирину Викторовну, которая осенью 2015 г. завоевала титул чемпионки мира на XI Чемпионате мира по пожарно-спасательному спорту в Санкт-Петербурге. Поэтому вопросы, связанные со строительством городка, стадиона здесь на территории, находятся в приоритете и включены в список субсидирования.

- Участвовал ли личный состав института в сдаче норм ГТО?

- Обязательно, причем при сдаче норм ГТО наши курсанты заняли первое место в регионе. По результатам, несмотря на наличие в Воронеже большого количества других учебных заведений, нам предложили выступить командой от региона в Одинцово. Но мы не поехали (от области поехала сборная), ведь с нашей стороны это была бы не совсем честная борьба - курсанты при поступлении проходят специальный отбор, они по долгу службы должны иметь крепкое здоровье и отличную физическую форму. Наша задача - быть лучшими среди равных, среди людей в погонах.

- Как институт поддерживает курсантов и сотрудников в научной работе, у вас есть стипендиаты, получающие премии?

- Курсанты, имеющие успехи в научной, учебной и общественной деятельности получают стипендии РОССОЮЗСПАСа, а также именные стипендии губернаторов региона, откуда они к нам прибыли на обучение. Также у нас есть возможность поощрения отличившихся в том числе за счёт средств от приходящей доход деятельности. За счет этих средств у нас есть возможность оказать и социальную поддержку работникам. Те работники, которые не имеют возможность заниматься совместительством в преподавании, которые не получают дорожную карту, получают дополнительные выплаты за счет приносящей доход деятельности.

- То есть на уровне вузов города ваш вуз выигрывает?

- На сегодняшний день у нас складывается следующая ситуация по учебным заведениям, в частности по зарплате профессорскопреподавательского состава: в 2015 г. средняя заработная плата 1111С института составила 133% от среднемесячной заработной платы в регионе по отрасли.

- Ведется ли какая-то работа по предварительному трудоустройству студентов - выпускников института?

- Студентов-бакалавров мы выпускаем только в этом году, это наш первый выпуск. И основное направление, которым руководство будет заниматься в течение оставшегося до выпуска времени, это их трудоустройство. Специалисты в области пожарной безопасности нужны везде и всегда, любое уважающее себя крупное предприятие заботится о своей безопасности, берет на работу соответ-

9

Выпуск 1(18), 2016

ствующего специалиста в области пожарной безопасности и оценки рисков.

Мы связываемся с потенциальными работодателями, рассылаем письма о том, что у нас выпускаются студенты с такой квалификацией, которые могли бы работать на таких-то предприятиях и должностях. Налаживаем контакт с этими предприятиями и даем возможность им связываться с нашими студентами. Что касается тех, кто приехал из других регионов: мы связываемся непосредственно с руководителями Главных управлений, с руководством региональных центров, выходим также точечно на конкретные предприятия. Считаю нашей задачей, чтобы к выпуску у студента было не менее двух предложений о трудоустройстве, чтобы он мог выбирать.

- Небольшой вопрос, касающийся заочной подготовки специалистов: много ли к вам обратилось в этом году аттестованных сотрудников, желающих получить высшее профессиональное образование?

- В 2015 году в институте была открыта магистратура и сделан первый набор по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Честно говоря, мы ожидали порядка 50-60 человек, желающих обучаться на договорной основе. Однако на сегодняшний день к нам поступили, пройдя квалификационные испытания и представив все необходимые документы, 211 человек из самых разных регионов России.

- То есть вы расширились?

- Конечно, мы рады, что у нас появилась возможность пойти навстречу всем, кто хочет получить профильное образование в нашем институте. В основном это представители нашей системы, которые уже имеют опыт практической работы и желают повысить свою квалификацию, уже зная, что им нужно в дальнейшей работе. Учитывая их опыт работы на местах, при выборе направления магистерской диссертации, мы предлагаем им тематику с практической направленностью.

- Будет ли учитываться характеристика, данная вузом выпускнику, допустим, при присвоении первоначального офицерского звания, дальше на местах?

- Эти вопросы регулируются не нами, а положением о службе. По окончании 4 курса все курсанты получают звания младших лейтенантов, выпускаются они уже лейтенантами. Если были замечания к службе, к дисциплине, то мы, конечно, отражаем это в характеристике. И, наоборот, если

курсант принимал активное участие в общественной жизни института, имеет спортивные, научные достижения, добился определенных успехов в учебе - это все тоже будет отражено в его характеристике. Мы это делаем, чтобы руководители подразделений на местах, работая с нашим выпускником, не начинали все с чистого листа.

По возможности мы стараемся поддерживать связь с нашими выпускниками. И в наших ближайших планах - создание Совета выпускников. Это будет общественное объединение единомышленников, которые не только могут вспомнить, но и поделиться с нами, курсантами и нашими преподавателями своим опытом.

- То есть Вы налаживаете прямую связь?

- Конечно. Более того, мы хотим наладить систематическую работу Совета выпускников, чтобы эти вопросы обсуждались не локально, а были оформлены, чтобы мы, например, могли организовывать учебный процесс с учетом того, что требуется от наших выпускников на местах, с какими трудностями они сталкиваются.

- Какую роль играют ветераны в жизни института?

- Важная часть нашей работы всегда была и в будущем тоже будет направлена на поддержку ветеранов пожарной охраны. Ежегодно мы проводим мероприятия, связанные с чествованием ветеранов. Мы приглашаем ветеранов, которые могут поделиться соответствующим опытом, на практические занятия, учения и тренировки. Для нас важно, чтобы они могли передать свой опыт, а мы, со своей стороны, рады показать им наши успехи, то, что институт не стоит на месте. Обязательно проводим экскурсии по территории и учебным корпусам, показывая нашу новейшую технику и лабораторное оборудование.

Если говорить о помощи, то мы ведем учет всех наших ветеранов. Не все они живут в Воронеже, кто-то - в области, где печное отопление, свое хозяйство. Помощь оказываем разную, как правило, адресную: у нас есть возможность, чтобы в выходные дни курсанты вместе со своим курсовым офицером выехали помочь кому дров наколоть, кому огород вскопать. Со стороны может показаться, что это несущественные мелочи, но для ветеранов это огромная помощь. И наши курсанты с радостью участвуют в этом.

10

Вестник Воронежского института ГПС МЧС России

От редакции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России) является одним из ведущих (базовых) научно-образовательных учреждений центрального региона по подготовке специалистов высшей квалификации в области пожарной безопасности.

В соответствии с лицензией в Институте осуществлялась подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования, высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура), подготовка научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); а также реализация программ дополнительного профессионального образования.

Реализацию образовательных программ осуществляют 5 факультетов (инженеров пожарной безопасности, заочного обучения, дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации и платных образовательных услуг), адъюнктура силами профессорско-преподавательского состава 16 кафедр.

Численность профессорско-преподавательского состава по штату составляет - 157 человек, из которых 21 доктор наук и 96 кандидатов наук.

Учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности обеспечено библиотекой, в структуре которой имеется книгохранилище, абонемент учебной и научной литературы, абонемент художественной литературы, зал электронных ресурсов и читальный зал. В институте создана вузовская электронная библиотека, имеется возможность доступа к Единой ведомственной электронной библиотеке МЧС России.

В институте создана Рота почетного караула, куда отбираются лучшие в строевом отношении курсанты. Рота почетного караула - неизменный участник как внутривузовских торжественных событий, так и городских праздничных мероприятий.

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT VORONEZH INSTITUTE OF STATE FIREFIGHTING SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

Interview with the head of the Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia A.M. Gavrilov.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.