Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования детей'

Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10312
810
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / QUALITY OF ADDITIONAL EDUCATION / PHELIXOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казымов Валерий Борисович

В статье актуализируется необходимость обращения к выявлению приоритетных направлений развития современной системы дополнительного образования детей; выделяются и аргументируются приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей; представлены перспективные направления содержания дополнительного образования; делаются выводы о перспективах развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казымов Валерий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority Directions of Children's Modern Additional Education System Development

The article makes actual the necessity to find out priority directions of children's modern additional education system development; stands out and reasons priority directions in children's additional education system development; presents perspective trends of additional education content; makes conclusions on the prospects of the children's additional education system development in modern socio-cultural conditions.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования детей»

УДК 374 ББК 74.202.5

Казымов Валерий Борисович

соискатель кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств

г. Челябинск Kazymov Valery Borisovich Applicant for a Degree Chair of Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk

Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования детей Priority Directions of Childrens Modern Additional Education System

Development

В статье актуализируется необходимость обращения к выявлению приоритетных направлений развития современной системы дополнительного образования детей; выделяются и аргументируются приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей; представлены перспективные направления содержания дополнительного образования; делаются выводы о перспективах развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях.

The article makes actual the necessity to find out priority directions of childrens modern additional education system development; stands out and reasons priority directions in children S additional education system development; presents perspective trends of additional education content; makes conclusions on the prospects of the children S additional education system development in modern socio-cultural conditions.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, компетентностный подход, качество дополнительного образования, феликсологический подход.

Key words: childrens additional education, competence approach, quality of additional education, phelixological approach.

В современный период модернизационных процессов всех сфер человеческой деятельности особое внимание уделяется развитию социальной сферы. Так, на мировом политическом форуме «Современное государство в эпоху социального многообразия^ (7-8 сентября, 2011 г.) было отмечено, что одна из приоритетных задач государства, в том числе и в решении проблем социального многообразии совершенствовании системы образования и науки, в поддержке творчества в различных сферах человеческой деятельности. Образовательные структуры становятся центром мировых инноваций, при

этом образование выступает катализатором разрешения множества проблем от мультикультурализма до сокращения разрыва между богатыми и бедными.

Процессы трансформации общего и высшего профессионального образования отражаются и на системе дополнительного образования детей, которая органично сочетает в себе обучение, воспитание и развитие личности детей и подростков.

На основе анализа научных статей, диссертационных исследований и собственной практической деятельности, выделим приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования детей.

Одним из таких направлений выступает внедрение компетентностного подхода в образование, поскольку в образовательной среде осуществляется изменение цели образования при переходе от объема и качества знаний, умений и навыков к освоению предметных и социальных компетенций.

При этом следует создать педагогическую среду учреждения дополнительного образования, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, а именно условия для появления у детей и подростков мотива к самоизменению, личностному росту; условия для приобретения средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.); условия для возможности реализации СИ □ концепции^ («Я □ могуППСя □ хочуППСя □ нравлюсь») [1].

Следующим приоритет в развитии системы дополнительного образования детей выступает рассмотрение и соотношение интеграционных процессов в данной сфере, данная позиция связывается с необходимостью развития единого образовательного пространства региона, что способствует развитию управляемой социокультурной среды.

Одной из сущностных характеристик системы дополнительного образования детей является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных сообществ детей и взрослых. Развивая дополнительное образование, образовательные учреждения разных типов взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер, становясь, таким образом, открытой системой и субъектом образовательной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях [4].

Качество дополнительного образования детей становиться также приоритетным в общей концепции развития данной сферы. Так, сфера образования в целом, и дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг. Качество образования - это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих обучающихся, общества, заказчиков на дополнительное образование. Каждое учреждение дополнительного образования детей с набором черт, делающих его непохожим на все другие учреждения, гарантирует бесконечное многообразие содержания дополнительных образовательных программ. Они имеют на это законное право, но для управления развитием системы дополнительного образования детей, качеством ее деятельности, а не только стабилизации достигнутого состояния, должен быть создан механизм обеспечения целостности, единства в многообразии. Основой для этого могут стать принятые конкретные критерии эффективности реализации дополнительных образовательных программ как результат согласия всех субъектов и, тем самым, признаваемая социальная норма в контексте идеи непрерывного образования [3].

Новые перспективы и тенденции развития образования, основанные на важнейших принципах методологии современного научного мышления, находят свое отражение и в системе дополнительного образования. Методологическое осмысление проблем дополнительного образования играет важную роль в становлении личности ребенка, в определении цели, задач, программы развития учреждения дополнительного образования. Пересмотр цели, содержания и технологий образования в направлении признания права человека на счастье позволяет, на наш взгляд, вернуть ему подлинную целостность, придать личностный смысл и вновь обрести философские корни.

Феликсология воспитания □ это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога, разрабатывающая содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребенка быть счастливым в социокультурном пространстве.

Речь идет о стремлении научить воспринимать мир во всем его удивительном многообразии, и, взаимодействуя с объектами мира, он обретает возможность обнаружить за каждым мигом такого взаимодействия ценностное содержание. При этом условиями феликсологического воспитания выступают: формирование ценностей; развитие ценностного содержания восприятия; становление ребенка как субъекта; развитие у ребенка в деятельности максимума умений по взаимодействию с миром.

Феликсологический подход к воспитанию детей и подростков в учреждении дополнительного образования предполагает: неуклонное

расширение ценностного кругозора жизни личности; собственное счастливое проживание жизни педагогом, умеющим ярко выразить свое отношение к протекающим явлениям; организация разнообразной деятельности, успешного результата и рефлексии процесса деятельности для ребенка; приучение ребенка к преодолению трудностей и исполнению обязанностей, жизненно необходимых; раскрытие значимости происходящих событий жизни с точки зрения ценности каждого человека; предъявление прекрасных сторон многоплановой и противоречивой жизни; выявление и определение вечных проблем жизни, в том числе проблемы смысла жизни в контексте протекающих событий и конкретных фактов; поддержание благоприятного психологического климата и положительного внутреннего состояния каждого ребенка; размышления о счастье и феликсологический анализ протекающей реальной действительности; укрепление гуманистического отношения к людям и гуманистической заботы о ходе жизни на земле и в отечестве; проецирование собственного счастья и осознание собственной жизни с точки зрения желаемого счастья; признание каждого ребенка как уважаемого человека, как данности и индивидуальности, имеющей право на неповторимость и оригинальность; педагогическая поддержка ребенка в его попытке самостоятельно разрешать личные проблемы его детской жизни [6].

Значимыми приоритетами в развитии системы дополнительного образования так же является информатизация образовательного пространства; переход на новые формы взаимодействия в образовательно-воспитательной деятельности; образовательный маркетинг; профессиональная подготовка и переподготовка специалистов системы дополнительного образования детей; интеграция образовательных технологий и др.

Сегодня можно выделить наиболее перспективные направления содержания дополнительного образования, среди них:

1. Культурно-этнографическое, способствующее культурной

самоидентификации человека, возрождению забытых традиций и ремесел, декоративно-прикладного искусства, литературного и музыкального фольклора.

2. Духовное, отражающее потребность в знакомстве с религией своих предков и стремление к духовно-нравственному совершенствованию.

3. Профессионально-ориентирующее, роль которого возрастает в связи с необходимостью более раннего вхождения молодежи в сферу трудовых отношений и потребностью освоения актуальных для данного региона специальностей.

4. Социально-адаптирующее, помогающее сформировать те

качества и умения, которые помогут войти в мир, полный противоречий и проблем, где нужно обладать определенными знаниями и способностью быстро реагировать на меняющиеся социально-экономические условия [5].

Следовательно, развитие системы дополнительного образования детей, имеющей многоаспектный образовательно-воспитательный потенциал, должно логично соотноситься с общими модернизационными процессами в образовательной сфере и развиваться соотносительно с требованиями времени.

Библиографический список

1. Бородина, Е. П. К Введение элементов компетентностного подхода в школе в рамках инновационной и экспериментальной деятельности педагога [Электронный ресурс] / Е. П. Бородина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. □ № 6. □ 27 июня. □ Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2011/0627-02.htm.

2. Интеграция дополнительного и других сфер образования [Текст] : монография / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. □ Ярославль: ЯГПУ, 2005. □ 197 с.

3. Малыхина, Л. Б. Проблемы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей [Текст] /Л. Б. Малыхина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. □2009. □ Вып. 2 (13). □ С. 88-96.

4. Модернизация современного образования на основе духовно-личностной парадигмы (аспект оптимизации образовательного процесса) [Текст] : колл. моногр. / под ред. В. А. Черкасова. □ Челябинск : Образование, 2005. □ 274 с.

5. Наседкина, Г. А. Социокультурная деятельность в системе дополнительного образования [Текст] / Г. А. Наседкина // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос.ун-т культуры и искусств □ Электрон. журн. □ М. : МГУКИ, 2004. □ Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Nasedkina.pdf.

6. Трофимова, Е. В. Феликсологические основы воспитательной деятельности [Текст] / Е.В. Трофимова // Социальная педагогика: традиции и инновации: мат. Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009 г., г. Екатеринбург. □ Ч.1. □ С. 169П174.

Bibliography

1.Borodina, Е. P. К Competence Approach Elements Introduction at School Whithin a ReacherS Innovation and Experimental Activity [Electronic Resource] / E.P. Borodina // Internet Journal "Eidos". - 2011. □ № 6. □ June, 27. □ Access Mode: http://eidos.ru/journal/2011/0627-02.htm.

2. Integration of Additional and Other Educational Spheres [Text]: Monograph / Edit. by E.B. Evladova, A.V.Zolotareva, S.L. Paladiev. □ Yaroslavl: YaSPU, 2005. П197 p.

3. Malykhina, L.B. Problems of Education Quality Management at Childrens Additional Education Institutions [Text] / L.B. Malykhina // Herald of PSTSU IV: Pedagogy .Psychology. □ 2009. □ Iss. 2 (13). □ P. 88-96.

4. Nasedkina, G.A. Socio-Cultural Activity in the System of Additional Education [Текст] / G. A. Nasedkina // Culture & Society [Electronic Resource]: Internet Journal of МSUCA / Moscow State University of Culture and Arts □ Electronic Journal. □ М.: МSUCA, 2004. □ Access Mode: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Nasedkina.pdf

5. Present-Day Education Modernization on the Basis of Moral-and-Personal Paradigm (Educational Process Optimizational Aspect) [Text] : Multi-Author Book / Edit. by V. A. Cherkasov. □ Chelyabinsk: Education, 2005. □ 274 p.

6.Trofimova, E. V. Phelixological Bases of educative Activity [Text] / E.V. Trofimova // Social Pedagogy: Traditions and Innovations: Materials of All-Russia Congress of Social Teachers with International Participation, March, 18-21, 2009, Yekateinburg. □Part 1. DP. 169Q74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.