Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития инфраструктуры экологоэкономических систем региона'

Приоритетные направления развития инфраструктуры экологоэкономических систем региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Новосёлов С. Н.

Санаторно-курортный комплекс, являющийся одной из крупнейших эколого-экономических систем, в рекреационно-туристической отрасли Ставропольского края занимает лидирующее место, генерируя более 55% общего ежегодного туристического потока и основную долю туристов, находящихся в крае сроком от 14 дней. До настоящего времени туристической отрасли в крае уделялось незначительное внимание со стороны федерального центра, за исключением некоторых объектов и была оказана незначительная финансовая поддержка в виде маркетинговых и имиджевых мероприятий. Восстановление и дальнейшее развитие SPA-отелей в крае одна из первоочередных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития инфраструктуры экологоэкономических систем региона»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

В целом, анализируя данные федеральной и краевой статистики, состояние транспортной отрасли в Ставропольском крае можно охарактеризовать как кризисное, а на пассажирском транспорте - как критическое, которое не только не улучшилось по сравнению с 1995 г., но и даже в сравнении с предыдущими годами, когда в других регионах и в целом по РФ ситуация значительно лучше. В крае практически не осуществляются воздушные перевозки.

Итак, на протяжении последних 300 лет транспортная система России неизменно находилась в фокусе экономической политики государства, что объяснялось в основном его геополитическими целями в условиях огромной территории. Неизменным оставался патерналистский подход в деле развития транспортной системы. В силу сложившейся традиции сегодня общественное мнение рассматривает деятельность по развитию транспортной системы как функцию государства, а не частной экономической деятельности в рамках рыночной экономики.

В настоящее время накоплена целая совокупность общих и частных проблем, препятствующих дальнейшему нормальному развитию региональной транспортной системы. К ним относятся, в частности, следующие: экономические диспропорции, связанные с изменением структуры спроса; межотраслевые диспропорции долгосрочного характера; отсутствие экономических критериев эффективности развития транспортных систем; ценовое регулирование; сильная зависимость транспортной системы от государственного бюджетного финансирования; снижение уровня безопасности на транспорте; отсутствие единства в государственном регулирования транспорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги работы транспорта России в 2006 году // Автомобильный транспорт. 2007. № 4. с. 4-8.

2. Максименко Л. С., Падалка О.В. Стратегическое планирование на предприятии. Монография. - Ставрополь: ООО «Ставропольбланкиздат», 2005.

3. Транспортный комплекс Ставропольского края (Аналитический материал) / Территориальный орган РОССТАТА по Ставропольскому краю. - Ставрополь, 2006.

НОВОСЁЛОВ С.Н.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГИОНА

Санаторно-курортный комплекс, являющийся одной из крупнейших эколого-экономи-ческих систем, в рекреационно-туристической отрасли Ставропольского края занимает лидирующее место, генерируя более 55% общего ежегодного туристического потока и основную долю туристов, находящихся в крае сроком от 14 дней. До настоящего времени туристической отрасли в крае уделялось незначительное внимание со стороны федерального центра, за исключением некоторых объектов и была оказана незначительная финансовая поддержка в виде маркетинговых и имиджевых мероприятий. Восстановление и дальнейшее развитие SPA-отелей в крае - одна из первоочередных мер. Значительная часть данного сектора находиться в зоне «теневой экономики». К основным проблемам рекреационной сферы мы относим: износ основных фондов, неэффективность управления в целом ряде SPA-отелей и неэффективность собственников (например, Федерация Независимых Профсоюзов), слабое продвижение турпродукта.

К сильным сторонам санаторно-курортного комплекса КМВ можно отнести: историческая ретроспективность рекреационной деятельности, поэтому марка края как SPA-курорта уже утвердилась в России и странах СНГ, а также известна за рубежом; регион обладает уникальными природными рекреационно-лечебными ресурсами для дальнейшего эффективного развития санаторно-курортного дела; большинство SPA-отелей за годы работы приобрело

определенное количество постоянных клиентов, ежегодно пользующихся услугами; КМВ уже обладает сложившейся крупной базой санаторно-курортных учреждений, опытом и знаниями по приему туристов на санаторно-курортное лечение по целому спектру различных заболеваний в течение длительного исторического периода времени; предполагается поддержка SPA-курортов края со стороны федерального центра.

Перспективы укрепления санаторно-курортного комплекса края предполагают следующее: развитие, модернизацию и восстановление санаторно-курортных учреждений; привлечение крупных инвестиций, в том числе иностранных; осуществление вложений и стимулирование развития сопутствующей инфраструктуры для отдыха туристов, приезжающих на лечение (развлекательная индустрия, экскурсионное дело); усиление тенденций общего оживления и экономического подъема в санаторно-курортном комплексе; стимулирование и разработка механизмов привлечения местного населения в развитие санаторно-курортного комплекса (размещение туристов, участие в снабжении продуктами питания, сувенирной продукцией и т.д.); создание крупных вертикальных структур, охватывающих комплекс организаций от санаториев до предприятий, осуществляющих поставку продуктов питания, продажу сувениров, экскурсионных услуг и т.д.

Аналогичным образом можно структурировать слабые стороны санаторно-курортного комплекса КМВ: преобладание лечебной и профилактической составляющей в общем пакете услуг для туристов, то есть недостаточность развлекательных мероприятий и других, способных разнообразить отдых туриста; отсутствие у менеджмента большинства санаторно-курортных учреждений опыта работы на современном рынке санаторно-курортных услуг - знание ведения современного менеджмента, управления финансами, маркетинга, рекламы и т.д.

К возможным угрозам рекреационной сфере КМВ относятся: значительный износ основных фондов в большинстве санаторно-курортных учреждений; уменьшение интереса инвесторов к объектам санаторно-курортной инфраструктуры края как следствие создания гипотетической неблагоприятной политической обстановки при росте коррупции в регионе; угрозы мирового терроризма; возможные экономические проблемы, созданные необдуманной деятельностью человека, в том числе вследствие расширения промышленного производства, нерешенность существующих экологических проблем.

Мы считаем важным выделить приоритетные направления развития курортно-рекреационного потенциала, а также поставить временные рамки развития по приоритетам.

1 этап - краткосрочная перспектива (до 5 лет) - определение первоочередных приоритетных территорий и инфраструктуры, к укреплению которых целесообразно приступать немедленно, - это базовые активы рекреации и туризма, которые генерируют в настоящее время основные туристические потоки и доходы, а также способны в короткие сроки их увеличить;

2 этап - среднесрочная перспектива (от 5 до 10 лет) - определение второй очереди приоритетных территорий края и инфраструктуры, к укреплению потенциала которых следует приступать после определенного времени развития и создания соответствующей инфраструктуры территорий 1-го этапа;

3 этап - долгосрочная перспектива (более 10 лет) - укрепление потенциала территории края и инфраструктуры, развитие которых на данный момент не приоритетно с точки зрения рекреации и туризма, но начало проработки проектов по которым возможно с учетом стратегических задач.

В регионе КМВ сформирован потенциал для значительного увеличения туристического потока, прежде всего, с точки зрения рекреационного бальнеологического туризма, в том числе и для иностранных потребителей услуг. Продолжая развивать туристическую и досуговую инфраструктуру, используя историческую известность данной курортной территории и, вполне возможно, в краткосрочной перспективе значительно увеличить туристический поток. При уже растущем интересе к Кавказским Минеральным Водам интересными на первом этапе становятся прилегающие к Кавказским Минеральным Водам территории. Они будут основным центром генерации туристических ресурсов, лечебно-бальнеологического отдыха, экстремального, познавательного туризма и т.д. В последние годы повышается значение города Пятигорска как делового центра. Пятигорск можно рассматривать с позиций дальнейшего развития массового делового туризма и конгрессно-выставочного бизнеса.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

В регионе Кавказских Минеральных Вод мы рекомендуем выделить следующие приоритеты развития инфраструктуры.

1. Улучшение транспортной сети, в том числе внутри городов, обновление парка общественного транспорта, совершенствование современного экскурсионного туристического обслуживания.

2. Реконструкция коммунальных систем в городах и населенных пунктах курортного района, модернизация очистных сооружений.

3. Создание современной специализированной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления, применительно к курортно-рекреационному району.

4. Реконструкция системы энергосбережения курортного района Кавказские Минеральные Воды, включая реконструкцию опорных подстанций и строительство новых.

5. Решение возникших технических и экологических проблем в районах добычи минеральной воды.

6. Реконструкция и модернизация лечебных парков, питьевых галерей и бювет в городах-курортах, улучшение дизайна озеленения курортных зон.

7. Реконструкция существующих SPA-отелей собственниками и инвесторами с учетом не только лечебно-профилактической, но и необходимой современной культурно-досуговой внутренней структуры.

8. Развитие сферы культуры и досуга в городах-курортах, а также совершенствование туристической инфраструктуры - кинотеатров, кафе и ресторанов, развлекательных клубов и т.д.

9. Создание единого экскурсионного центра с базой подготовки профессиональных экскурсоводов.

10. Строительство и развитие тепличных хозяйств по современным агротехнологиям для круглогодичного обеспечения SPA-отелей и населения городов-курортов свежими овощами.

К ожидаемым конечным результатам реализации мероприятий по развитию инфраструктуры может быть отнесено следующее: создание на территории региона КМВ современной конкурентоспособной рекреационно-туристической отрасли в качестве одной из ведущих отраслей воспроизводственного комплекса региона; становление КМВ в качестве одной из наиболее привлекательных рекреационно-туристических территорий Российской Федерации; существенное увеличение числа отдыхающих; увеличение продолжительности пребывания отдыхающих; увеличение числа отдыхающих, повторно посещающих регион; существенное увеличение качества обслуживания туристов, в том числе за счёт расширения номенклатуры предоставляемых услуг; значительное увеличение доходов рекреационно-туристических предприятий и бюджетов всех уровней; повышение доходов населения и его покупательной способности; повышение эффективности работы предприятий других отраслей регионального хозяйственного комплекса; значительный рост числа новых рабочих мест; привлечение значительных отечественных и иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу территорий; развитие малого предпринимательства; улучшения качества жизни и улучшение здоровья местного населения за счет обеспечения благоприятных условий для активного, разнообразного и полноценного отдыха; создание современной и эффективной системы управления рекреационно-туристической отраслью в крае.

Эффективная реализация мероприятий в направлении развития курортно-рекреационного комплекса КМВ позитивно скажется на состоянии политической и социально-экономической ситуации в Ставропольском крае. Рост сегмента рекреационно-туристической отрасли в экономике Ставропольского края значительно интенсифицирует экономический рост в других отраслях, прежде всего, в пищевой и перерабатывающей промышленности, легкой промышленности, строительстве, торговле, общественном питании, сфере услуг и т.д., так как данные отрасли прямо или косвенно взаимосвязаны с курортно-рекреационным комплексом.

ЛИТЕРАТУРА

1. АмирхановМ.М., Татаринов А.А., Трусов А.Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. М.: Экономика, 1997.

2. Берлин С.И. Прогнозирование инвестиций и оценка развития экономического потенциала рекреационного региона. Краснодар: Орфей, 1997.

3. Быков А.Т. и др. Курортно-туристский комплекс как объект управления. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2000.

5. Шнипер Р.И. Регион. Диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Знание, 1996.

6. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. М.: Финансы и статистика, 2002.

МАЛЬСАГОВА Х.С.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Проблемы социально-экономического развития российских регионов становятся все более важными с позиций усиления ведущих мировых общеэкономических тенденций - глобализации и регионализации. Эти тенденции в настоящее время представляют собой серьезные вызовы, ответы на которые должны быть сформированы в рамках региональных экономических систем.

Как известно, регион одновременно рассматривается с многих позиций. Но, прежде всего, это органический элемент территориальной организации национальной экономики страны. Не менее важны и такие его характеристики, как система расселения и социальная организация общества. Главное единство региона как социально-экономической системы обеспечивается деятельностью людей, поэтому взаимосвязь производства и расселения является наиболее существенной. Кроме того, развитие региона зависит от ряда тенденций, формирующихся в его подсистемах, которые предопределяются функционированием экономических, природных и демографических факторов.

При этом в настоящее время, в Российской Федерации наблюдаются значительные территориальные различия в уровнях производства валового регионального продукта (ВРП). Одни регионы смогли достаточно активно адаптироваться к процессам глобализации, используя имеющиеся природные возможности для поставок сырьевых ресурсов и полуфабрикатов на мировые рынки, например регионы Уральского федерального округа, у которых производство ВРП в расчете на душу населения превышает среднероссийский уровень практически в два раза. Другие регионы усилили свою конкурентоспособность за счет имеющейся концентрации на их территории финансовых ресурсов - это, прежде всего обе российские столицы. Но многие регионы оказались в положении кризисных и депрессивных - прежде всего Южный федеральный округ, производство ВРП в котором отстает от среднероссийского уровня более чем в два раза. При этом, экономика Чеченской Республики на рубеже столетий оказалась не просто в депрессивном или кризисном состоянии, она как региональная социально-экономическая подсистема перестала существовать по причинам практического разрушения.

По данным Росстата [1], за период с 2000 по 2005 годы производство ВРП в расчете на душу населения в среднем по Российской Федерации увеличилось с 39532,3 до 125773,7 руб., по Центральному федеральному округу - с 48205,0 до 164409,1, по Северо-Западному федеральному округу - с 40564,9 до 132984,8, по Южному федеральному округу - с 20041,3 до 56950,5, по Приволжскому федеральному округу - с 32791,7 до 92055,0, по Уральскому федеральному округу - с 69327,3 до 253338,0, по Сибирскому федеральному округу - с 33682,1 до 99861,1, по Дальневосточному федеральному округу - с 44932,3 до 126283,9, по г. Москва - с 115630,5 до 384595,8, по г. Санкт-Петербург - с 39811,1 до 145503,3. Как видно из этих данных, Южный федеральный округ заметно отстает от других регионов страны по рассматриваемому показателю.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.