Научная статья на тему 'Приоритетные направления модернизации регионального туристского комплекса'

Приоритетные направления модернизации регионального туристского комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
388
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNISATION / РЕГИОН / REGION / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / TOURIST SERVICES MARKET / ТУРИСТСКАЯ ФИРМА / TOURIST COMPANY / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лашманкина Ксения Юрьевна

Исследование рынка туристских услуг в Республике Мордовия выявило ряд существенных барьеров, стоящих на пути его развития и модернизации. В соответствии с ними обозначены приоритетные направления модернизации рынка туристских услуг в регионе, рассматривается модель формирования регионального туристского продукта, проводится анализ существующих туристских фирм в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority Trends in Regional Tourist Complex Modernisation

The research of tourist services market of the Republic of Mordovia has brought to light a number of considerable barriers hampering its development and modernisation. In accordance with them priority trends in modernisation of the tourist services market in the region are determined. The model for the regional tourist product formation is considered. The analysis of tourist companies existing in the region is carried out.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления модернизации регионального туристского комплекса»

К. Ю. ЛАШМАНКИНА

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: экономика, модернизация, регион, рынок туристских услуг, туристская фирма, конкуренция

Key words: economics, modernisation, region, tourist services market, tourist company, competition

В соответствии с избранным государством инновационным путем развития1 модернизация является движущей силой на средне- и долгосрочную перспективу. Это касается всех сфер деятельности, в том числе развития сферы услуг. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на долю туристских услуг приходится около 10 % мирового валового продукта2. В Республике Мордовия эта доля существенно ниже: она составляет лишь 1,6 % ВРП3.

Проведенное исследование рынка туристских услуг в Мордовии выявило ряд существенных барьеров для развития рынка туристских услуг в регионе, тормозящих его модернизацию (таблица).

В соответствии с выявленными барьерами приоритетные направления модернизации рынка туристских услуг в регионе включают:

— модернизацию инфраструктуры туристской сферы (гостиничный и ресторанный бизнес, торговля и общественное питание, транспорт и т. д.). Для этого необходима полная инвентаризация всех туристских объектов, а также достоверная информация о современном состоянии туристской инфраструктуры. Это предполагает разработку и содержание электронного кадастра туристских территорий, этнокультурных и спортивно-массовых объектов, а также других объектов туристской инфраструктуры;

ЛАШМАНКИНА Ксения Юрьевна, аспирант кафедры экономики и логистики Мордовского государственного университета.

— внедрение инноваций в сфере туристских услуг. Важным элементом модернизации рынка туристских услуг в регионе является его инновационный потенциал, определяющий уровень значимости для социально-экономического развития регионального туризма.

Таблица

Барьеры для развития рынка туристских услуг, тормозящие его модернизацию

Наименование Содержание

Инфраструктурные Отсутствие гостиниц международного уровня; недостаточное развитие ресторанно-го-стиничного бизнеса, современных форматов торговли и общественного питания, индустрии «свободного времени»; проблемы транспортной инфраструктуры

Информационные Отсутствие необходимой информации о туристских и экскурсионных маршрутах, достопримечательностях, объектах туристско-экс-курсионного показа и развлечениях, средствах размещения и др.

Инвестиционные Проблемы, связанные с землеотведением и покупкой объектов недвижимости

Инновационные Отсутствие мотивации для внедрения новых технологий в туристско-экскурсионную деятельность

Маркетинговые Отсутствие официального интернет-сайта по туризму, страницы РМ в расширенном интернет-портале Федерального агентства по туризму

Кадровые Недостаток квалифицированных кадров, особенно в сфере туристско-экскурсионного обслуживания и ресторанно-гостиничного бизнеса

Сервисные (экскурсионный и туристский сервис) Отсутствие системы контроля за качеством проведения экскурсий; ликвидация системы аттестации и аккредитации экскурсоводов; недостаточное количество мест для прогулок туристов и экскурсантов, отвечающих требованиям качества и комфортности

Критериями оценки инновационного потенциала программно-целевого управления туризмом могут быть создание и ввод в действие новых объектов, производств индустрии туризма на базе прогрессивных технологий; проведение комплексных исследований по повышению эффективности деятельности туристских предприятий на основе современных информационных технологий, автоматизированных систем управления различного назначения; разработка и внедрение в производство технологических процессов, обеспечивающих

развитие малоотходных способов производства; комплексное использование сырья, материалов и улучшение качества продукции; снижение энергопотребления на основе использования нетрадиционных источников; создание и внедрение методов и средств, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды от загрязнений; выпуск ранее созданных прогрессивных туристских продуктов; разработка маршрутов и внедрение технологических процессов в масштабах, необходимых для достижения целей программы; опытно-промышленная отработка принципиально новых видов техники и технологических процессов, не имеющих аналогов.

В развитии туристской сферы региона существенное место начинает занимать предпринимательская инициатива. Под предпринимательством в сфере туризма понимается деятельность, направленная на развитие инициативы по созданию объектов и мероприятий туристской привлекательности. Формы осуществления предпринимательской деятельности могут быть различными, в том числе индивидуальное частное предпринимательство, создание обществ, привлечение финансово-промышленных групп, холдингов и компаний, в соответствии с масштабом, направлением и сферой реализации программных мероприятий. Предпринимательство в туристской сфере включает множество направлений, среди которых можно выделить создание туристских предприятий (турагентства и туроператоры), экскурсионное обслуживание, гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, сферу досуга и развлечений, транспортное обеспечение туристских потоков, изготовление и продажа сувениров, организацию спортивных мероприятий, оказание лечебно-оздоровительных услуг и т. д.

По масштабам инвестиционных и трудовых затрат, направлениям развития инвестиционной инициативы субъекты предпринимательства в туризме можно объединить в следующие группы:

— местное население и частные предприниматели, занятые при постоянном туристском потоке продажей сувениров собственного производства, блюд собственного приготовления и продуктов питания из своего огорода и приусадебного хозяйства;

— предприятия, инвестирующие средства на создание баз отдыха, предприятий питания высокого уровня (кафе,

рестораны), местных санаторно-курортных учреждений, трансфера туристов, анимационные услуги (водные, конные, велосипедные и другие маршруты, концерты, представления, спортивные соревнования и т. д.);

— крупные предприятия сферы туризма с привлечением сильных финансово-промышленных групп, созданием структур по кооперации усилий различных предприятий, органов государственной и муниципальной власти.

Экономическая эффективность в сфере туристских услуг означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма и туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. В условиях значительного сокращения занятости в реальном секторе экономики следует обратить внимание на использование местных ресурсов, которые могут обеспечить долговременные и рентабельные формы экономической деятельности.

Современный опыт создания инновационных структур показывает, что наиболее эффективной формой туристского менеджмента является проектная структура. С учетом этого в муниципальных программах развития туризма создаются проектные группы из представителей наиболее заинтересованных и компетентных в этой области физических и юридических лиц, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных органов власти на временной основе для разработки, внедрения и реализации проекта. Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план (инвестиционный проект) показывает перспективу развития туристской деятельности;

— внедрение передовых информационных технологий в сферу туристского бизнеса (организация регионального туристского информационного центра и интернет-портала, а также подготовка и издание переработанного каталога «Республика Мордовия. Туризм и отдых» на русском и английском языках);

— разработку маркетинговой стратегии по формированию регионального туристского продукта по двум направлениям: сохранение, укрепление, развитие и совершенствование существующего республиканского туристского предложения; формирование нового туристского продукта,

учитывающего мировой и внутренний туристский спрос и конкурентные преимущества туристского потенциала республики.

Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения республиканского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках планируется осуществлять путем разработки и реализации рекламно-информационных и имиджевых мероприятий по популяризации внутреннего и въездного туризма, издания каталогов, буклетов, путеводителей и иной печатной продукции, включая участие в российских специализированных изданиях.

Особое значение имеет решение вопросов применения современных информационных технологий с использованием возможностей Республиканского туристского информационного центра, его филиалов и информационных бюро. Важна государственная поддержка в участии и проведении туристских выставок, ярмарок, фестивалей, презентаций, организации ознакомительных туров по республике для представителей российских и зарубежных СМИ; во взаимодействии с представительствами Мордовии в регионах России, ближнего и дальнего зарубежья, а также загранпредставительствами и посольскими клубами Российской Федерации;

— модернизацию кадрового потенциала (подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма, особенно в сфере туристско-экскурсионного сервиса и ресторанно-гостиничного бизнеса). Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов туриндустрии обеспечиваются через создание системы непрерывного образования в республике по всем специальностям туриндустрии на базе отраслевого образовательного стандарта, основанного на взаимодействии предприятий сферы туризма и профильных учебных заведений с использованием возможностей государственного заказа на подготовку специалистов по наиболее значимым и перспективным направлениям туристской деятельности;

— модернизацию туристского и экскурсионного обслуживания (возрождение и развитие системы аттестации и аккредитации экскурсоводов и других работников туристской сферы, обучение их иностранным языкам; организация системы контроля качества в сфере туристских услуг и ресторанно-гостиничного бизнеса и др.);

— развитие конкуренции на рынке туристских услуг в регионе. Исследование деятельности туристских фирм в РМ показало отсутствие реальной конкуренции: доля ООО МЦО «Юнион» на рынке туристских услуг составляет около 65 %, на долю туристического агентства ООО «Робинзон-Тур» приходится около 25 %, общая доля для остальных 12 агентств составляет около 10 %.

Таким образом, приоритетными направлениями модернизации регионального рынка туристского комплекса являются развитие специализированной инфраструктуры (гостиничных комплексов, объектов сферы развлечений, общественного питания и т. д.), общей инфраструктуры (усиление транспортной доступности новых зон отдыха и рекреации, продвижение предложений мордовских санаториев и баз отдыха на макрорегиональном рынке туристских услуг), офисной и выставочной недвижимости, общественного питания и сферы сервиса городов (локальных центров туризма), где расположены объекты культурно-исторического наследия; создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере туристских услуг; организация современного туристского сервиса и форм его функционирования; привлечение инвесторов для строительства объектов особых туристско-рекреационных зон; распространение информации о Республике Мордовия как о привлекательном туристском регионе в Интернете; содействие повышению конкурентоспособности туристских услуг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Горина А.П., Земскова Е.С. Инновационный путь экономического развития как эндогенный фактор восстановления глобальной экономики в посткризисный период // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010. № 1. С. 364—367.

2 См.: Гаврильчак И.П. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России. СПб., 2001. 261 с.

3 См.: Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Саранск, 2008. 100 с.

Поступила 06.09.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.