Научная статья на тему 'Приоритетные направления формирования культуры учебной деятельности студентов'

Приоритетные направления формирования культуры учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайник Виктор Леонидович

В статье обосновывается актуальность задачи интеграции образования и культуры. Проводится критический анализ существующих подходов к трактовке понятия «культура учебной деятельности». Предпринимается попытка сформулировать определение, учитывающее результаты научных изысканий и дающее выход в сферу их практической реализации. Авторская позиция базируется на понимании учебной деятельности как неотъемлемой части общей культуры человека, что обусловливает необходимость такой организации педагогического процесса, при которой обеспечивалось бы раскрытие культурологического потенциала учебной деятельности. Дается описание основных направлений практической разработки поставленной проблемы, определяющих спектр содержательных доминат и технологических решений в профессиональной подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления формирования культуры учебной деятельности студентов»

В. Л. Крайник

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье обосновывается актуальность задачи интеграции образования и культуры. Проводится критический анализ существующих подходов к трактовке понятия «культура учебной деятельности». Предпринимается попытка сформулировать определение, учитывающее результаты научных изысканий и дающее выход в сферу их практической реализации. Авторская позиция базируется на понимании учебной деятельности как неотъемлемой части общей культуры человека, что обусловливает необходимость такой организации педагогического процесса, при которой обеспечивалось бы раскрытие культурологического потенциала учебной деятельности. Дается описание основных направлений практической разработки поставленной проблемы, определяющих спектр содержательных доминат и технологических решений в профессиональной подготовке студентов.

Динамизм и противоречивость развития социокультурной ситуации в современном обществе влечет за собой переосмысление эволюции образовательных процессов с позиции интеграции образования и культуры. Для института образования усиление культурных функций становится условием его дальнейшего продуктивного функционирования как сферы гуманитарной культуротворческой практики, обеспечивающей качество общественного и личностного самосознания. В этой связи актуальность обращения к проблеме формирования культуры учебной деятельности студентов заключается в объективно назревшей необходимости выведения инновационной стратегии развития образования из «межстрочного» состояния и установления конструктивной культуросообразной парадигмы.

Анализ научной литературы гуманистической направленности показывает, что взаимосвязь культуры и учебной деятельности является наиболее тесной. Это не просто взаимообусловливание, это существенная взаимозависимость, проявляющаяся, в частности, в том, что одним из ключевых принципов учебной деятельности выступает культуросообразность. Этот принцип, императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию учебной деятельно-

сти на ценности культуры, на принятие социокультурных норм и включение личности в их дальнейшее развитие.

Необходимо отметить, что, несмотря на неизменную популярность у исследователей категорий «культура» и «учебная деятельность» и доказанность их взаимосвязи, они крайне редко рассматриваются как интегрирующиеся понятия. Проводя ретроспективный анализ, нам удалось найти только несколько кандидатских диссертаций, в формулировке тем которых есть словосочетание «культура учебной деятельности». При этом локализация научных интересов авторов различна и каждый из них, разумеется, имеет собственное видение относительно способа разработки поставленной проблемы. Однако изучение исследовательских подходов позволяет отметить ряд принципиальных моментов, препятствующих созданию единой концепции решения задачи формирования культуры учебной деятельности студентов:

• в настоящее время не выработано общепринятого, взаимоприемлемого мнения

о сущности культуры учебной деятельности. Попытки интегрировать понятия «культура» и «учебная деятельность» нельзя признать полностью успешными, поскольку они, на наш взгляд, носят характер простого механистического альянса. Необходимо более надежное основание, позволяющее

говорить о культуре учебной деятельности как о целостном и уникальном педагогическом феномене;

• в существующих определениях культуры учебной деятельности чаще всего акцент делается на деятельностном аспекте этого понятия. Обычно речь ведется о развитии различных компонентов учебной деятельности, а культурологический аспект проблемы, латентно в ней содержащийся, в значительной мере остается за рамками научных изысканий. Между тем именно реализация взаимосвязи с культурой позволяет решать актуальную задачу формирования у студентов «умения учиться» с максимальной эффективностью и придает исследованию характер научной новизны;

• среди наиболее значимых компонентов, составляющих сущность культуры учебной деятельности, исследователями выделяются такие, как личностное развитие и творчество. Целесообразность включения данных понятий в рассматриваемый план не вызывает возражений, однако, по нашему мнению, такая необходимость обусловлена тем, что в качестве ведущего методологического основания авторами выбрана не культурологическая концепция, которая уже по своему происхождению наполнена личностно-творческой проблематикой.

Таким образом, проведенный критический анализ выявил, что основным недостатком существующих подходов является невнятная, расплывчатая трактовка сущности культуры учебной деятельности студентов. Это, в свою очередь, влечет за собой выбор не самых адекватных технологических решений в реальной образовательной практике. Результаты аналитической работы дают возможность сформулировать определение, на наш взгляд, учитывающее итоги выполненных изысканий. Культура учебной деятельности — это интегративная характеристика личности студента, отражающая его способность осуществлять профессиональную подготовку в контексте культуры, определяющая ценност-

но-смысловые ориентиры данного процесса, а также предполагающая высокий уровень развития и взаимодействия структурных компонентов учебной деятельности. Согласно такому подходу, учебная деятельность, не теряя своей рациональной, прикладной направленности, наполняется культурными смыслами, способствующими культурному саморазвитию личности студента.

Однако внешняя сторона проблемы на данный момент остается невыясненной. Каким образом необходимо действовать в практике педагогического процесса, преследуя цель формирования не просто знаний, умений и навыков, а именно культуры учебной деятельности? Анализ научноисследовательской литературы и передового педагогического опыта позволяет выделить ряд приоритетных направлений в решении актуальной задачи.

Прежде всего — значительное увеличение времени, отводимого вузовским учебным планом как на традиционные, так и на относительно новые для высшей школы дисциплины гуманитарного цикла. Эта часть решения проблемы достаточно разработана и уже повсеместно реализуется на практике. Однако довольствоваться лишь этим экстенсивным способом — значит заранее обрести себя на заведомо ограниченный результат. Необходимо использование в данном случае интенсивного способа, заключающегося в развертывании гуманитаризации образования не только в логике учебного предмета, но и в логике самой учебной деятельности. Речь идет о все чаще подчеркиваемой мысли о гума-нитарности, культурологичности всех наук в том смысле, что они коренятся в человеческой практике и применяются в ней. В этой связи представляется чрезвычайно важным вскрывать и приводить в движение духовно-нравственный потенциал науки, который содержится в ней имплицитно, в виде возможности, реализуемой при соответствующем способе преподавания.

Очень важно, чтобы материал всех учебных дисциплин был наполнен культурологическим содержанием. Необходимо не только донести до слушателей некую совокупность научных фактов и закономерностей, но и показать свое личностно-эмоциональное отношение к излагаемому материалу, к конкретным научно-историческим лицам, вскрыть неразрывную взаимосвязь событий, приведших к рождению осваиваемых знаний, с культурно-историческим контекстом той эпохи. Речь идет о том, что в основу формирования культуры учебной деятельности должна быть положена идея фундаментализации профессиональной подготовки будущего педагога — глубины и широты философских, общекультурных, общенаучных и специальных знаний. Фун-даментализация освобождает студентов от перегрузки учебной информацией. Погоня за большим объемом знаний приводит к такой интенсификации учебной деятельности, что обучаемый не успевает эмоционально пережить содержание учебного материала как достояние собственной культуры. Преподавание должно быть построено таким образом, чтобы даже самая узкоспециальная учебная информация воспринималась бы как неотъемлемый компонент культурной жизни, имеющий в ней свои законные время и место, чтобы освоенный фрагмент научных знаний вплетался в культурную ткань жизнедеятельности обучаемого и создавал бы условия для выявления и реализации им личных смыслов.

Важнейшую роль в обсуждаемом плане играет изучение философии, и особенно философской антропологии как феномена и квинтэссенции человеческой культуры, как реального фактора духовного развития личности учителя, как особой области человекоцентристских знаний. В этой связи М. С. Каган пишет: «Все другие разделы философского знания подходят к человеку в соответствии со своими специфическими задачами и возможностями. Но в том-то и дело, что в этой раздробленности направлений познания человека исчезает

его целостность... Именно философская антропология способна и призвана рассмотреть человека в единстве различных видов и форм его деятельности»1. Большой вклад в формирование культуры учебной деятельности вносит овладение такими фундаментальными пластами профессиональной подготовки, как историко-философское наследие в его важнейших источниках; наиболее значимые идеи и проблемы современной философии; философско-мировоззренческие проблемы литературы, науки, религии, изобразительного искусства, публицистики и т.п. Обращение студента к богатому философскому наследию, содержащему широкий спектр собственно человеческой проблематики, открывает для него действительно свободный и вариативный выбор новых знаний и новых ценностей.

Не менее важным, чем изучение обществоведческих и философских дисциплин, условием реализации культурологической составляющей учебной деятельности студентов выступает их духовно-нравственное развитие. Духовный потенциал специалиста определяется степенью его приобщенности не только к мировой культуре, но и национально-культурным традициям. До недавнего времени действие этнических традиций считалось чуть ли не запретной зоной. Личность трактовалась в рамках социума, за пределами этноса. Сегодня, когда вступают в диалог различные национальные культурные традиции, происходит их взаимодействие и обогащение, возникают благоприятные возможности для понимания студентами процессов интернационализации общественной жизни, формирования и функционирования общечеловеческой культуры.

Одним из ключевых моментов в процессе формирования культуры учебной деятельности является необходимость обеспечения культурной идентификации личности студента. Культурная идентификация рассматривается как осознание своей принадлежности к определенной культуре,

интериоризация ее ценностей (принятие их как своих), выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения. Это воспитательный процесс, сущность которого состоит в установлении подобия между собой и своим народом, ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении осуществлять учебную деятельность в формах культурного бытия родного народа и диалогическом общении с другими народами и культурами. Культурная идентификация не может быть навязана извне. Она обусловлена внутренне, имеет субъектную природу, является продуктом развития национального самосознания личности. Студент приобретает свойство культурной идентичности по мере вхождения в национальную культуру и становления его личности как гражданина, человека культуры и субъекта культурных видов деятельности.

Формирование культуры учебной деятельности предполагает диалогизацию учебной деятельности, которая, в свою очередь, требует преобразования суперпозиции преподавателя и субординированной позиции студента в личностно равноправные позиции, в позиции сотрудничающих, совместно творящих людей. Такое преобразование связано с тем, что одна из функций профессионально-педагогической деятельности заключается не столько в обучении и воспитании, сколько в актуализации, стимулировании стремления студента к общему и специальному развитию, в создании условия для его самодвижения. Подобный подход требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействие эмоционально-ценностного опыта всех сторон педагогического процесса. Данное положение обусловливает необходимость включения опыта учебной деятельности студентов в демократически организованное учебное пространство. Демократизация предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия студента и преподавателя. Технология таких структур предусматривает

установление педагогически целесообразных взаимоотношений субъектов обучения и воспитания, отбор и применение стимулирующих самодеятельность активных демократических форм и методов профессиональной подготовки, регулирование процесса взаимодействия средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля. Такого рода взаимоотношения складываются на основе проявления самостоятельности студента и признания им стимулирующей роли педагога, которое проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему.

Необходимо отметить, что культура учебной деятельности как педагогический феномен имеет ряд нюансов, в которых выражается диалектика данного понятия. Во-первых, сама учебная деятельность является неотъемлемой частью культуры. Поэтому ее развитие может быть обеспечено только в социально-культурно-исторических рамках. Вместе с тем учебная деятельность — это не только субъект культурного саморазвития, но и процесс усвоения и принятия культурных образцов жизни и поведения. При этом очень важно, чтобы данный процесс осуществлялся именно в контексте культуры, чтобы в качестве его результатов выступали не утилитарные знания, умения и навыки, а освоенные, интериоризированные ценности культуры. Только в этом случае у обучаемых будет сформировано личностно-творческое отношение к окружающему миру, позволяющее воспроизводить усвоенные образцы культуры и создавать ее новые формы и разновидности.

Другими словами, в основу формирования культуры учебной деятельности должен быть положен принцип культуросооб-разности, согласно которому в содержание данного процесса включаются средства, формы и методы, дающие возможность не только репродуцировать культуру, но и открывать новые ее грани. То есть вузовский педагог должен главным образом ориенти-

роваться не на механическое усвоение знаний, а на раскрытие способностей студента к их рефлексивному осмыслению. Принцип культуросообразности определяет отношение между учебной деятельностью и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между учебной деятельностью и студентом как человеком культуры. Это означает, что смысловое ядро содержания культуры учебной деятельности должны составлять универсальные общекультурные ценности, а отношение к студенту определяется, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Реализация принципа культуросообраз-ности в процессе формирования культуры учебной деятельности предполагает создание культуросообразной образовательной среды, под которой понимается пространство культурного развития, обучения и жизнедеятельности студентов. Культуросообразная среда формируется культурными компонентами содержания всех учебных дисциплин; профессионально-педагогической культурой преподавателя; мульти-культурными формами учебного заведения (символы, вещи, предметы) и др. В настоящее время формирование культуросооб-

разной среды учебного заведения требует подхода, ориентированного не только на объектный мир, но и на развитие коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах. Необходима продуманная организация всех пространств вуза, так как культуросообразная среда выступает важным условием установления ценностного, личностно значимого отношения к образцам культуры и действенным фактором жизнетворчества личности.

Необходимость воплощения рассмотренных аспектов в педагогической практике актуализирует проблему разработки специализированных образовательных стандартов для высшей школы, направленных на формирование культуры учебной деятельности студентов, которые на сегодняшний момент, к сожалению, отсутствуют. Очевидно, что эта задача не может быть решена одномоментно, она требует существенной перестройки системы образования в целом и научно-теоретического обоснования данного процесса. Однако мы не сомневаемся, что ориентация реформы высшей школы на реализацию культурологического потенциала учебной деятельности в профессиональной подготовке будущего специалиста является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений дальнейшего развития педагогического образования.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. — М.: Политиздат, 1974. — С. 8-9.

V Krainik

PRIORITIES IN FORMATION OF STUDENTS’ CULTURE IN THE PROCESS OF ACADEMIC ACTIVITY

The article describes the actuality of integration between education and culture. It criticizes the already existing definitions of “the culture of academic activity ”. The author formulates his own definition, taking into consideration the results of scientific researches, and bases the ways of its practical use. The author defines academic activity as an integral part of human culture, so he states it vital to organize the process of teaching in such a way so as to provide the demonstration of cultural potential of academic activity. The article represents the main directions in the practical work on the stated problem which supposes a certain spectrum of the substantial and technological decisions in the process of teacher training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.