УДК 78.07 ББК 85.310.7
Е.Б. Пономарева
приобщение младших дошкольников к самостоятельной музыкальной деятельности в процессе игрового взаимодействия со старшими детьми
Самостоятельная музыкальная деятельность - важная составляющая музыкального образования дошкольников, итог и показатель музыкального развития ребенка на каждом возрастном этапе. Недооценка значения этой формы организации музыкальной деятельности педагогами и авторами образовательных программ обусловили современное ее состояние - дети редко музицируют самостоятельно. В статье раскрываются факторы, препятствующие развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, рассматриваются возможности обновления ее содержания и способов руководства. Автор полагает, что одним из методов косвенного воздействия и побуждения младших дошкольников к самостоятельной музыкальной деятельности может быть организация игрового взаимодействия со старшими детьми. Апробация показала результативность этого метода и возможность его использования в практике дошкольных учреждений. Эффект характеризуется желанием детей музицировать в группе, наличием самостоятельных действий.
Ключевые слова:
дошкольники, музыка, самостоятельная деятельность, факторы, методы, эксперимент.
Пономарева Е.В. Приобщение младших дошкольников к самостоятельной музыкальной деятельности в процессе игрового взаимодействия со старшими детьми // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 2. - С. 128-132.
© Пономарева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: evprgpu@gmail,com
О
Современный детский сад наполнен музыкой. Музыка звучит на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках детей, в повседневной жизни дошкольного учреждения. И в то же время музицирующие в группе дети - явление достаточно редкое.
В чем причина? Полагаем, причин несколько:
1. Самостоятельная музыкальная деятельность в ряду других форм организации музыкальной деятельности дошкольников занимает особое место. Ее существенное отличие заключается в том, что дети по своей инициативе поют, играют на детских музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски и танцы, могут сами организовать музыкальные игры.
Еще 30 лет назад, осознавая значение самостоятельной деятельности для целостного музыкального развития дошкольников, авторы Программы воспитания и обучения в детском саду [4] выделили самостоятельную художественную деятельность в специальный подраздел. Здесь в соответствии с возрастной группой ставились конкретные задачи развития у детей навыков самостоятельной музыкальной деятельности и раскрывалось ее содержание:
- вторая младшая группа: «Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками; учить детей разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки»;
- средняя группа: «Поддерживать инициативу детей в игре на металлофоне, желание водить хороводы, петь знакомые песенки, потешки, использовать музыкальные считалки»;
- старшая группа: «Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам; вызывать желание играть с музыкальными игрушками, музицировать индивидуально и небольшими группами; организовывать «концерты», играть в музыкально-дидактические игры <...> Привлекать детей к изготовлению атрибутов к играм, инсценировкам»;
- подготовительная к школе группа: «Развивать стремление детей самостоятельно петь песни, водить хороводы, играть простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, маршировать, танцевать под музыку, слушать любимые произведения в грамзаписи, играть в музыкально-дидактические игры <...> Привлекать детей к изготовлению кос-
тюмов для утренников и развлечении, оформлению помещения» [1, с. 62, с. 87, с. 116, с. 147].
Четко обозначенные в программе задачи и пути их реализации давали музыкальным руководителям и воспитателям конкретные ориентиры и в определении содержания, и в определении способов руководства самостоятельнои музыкальнои деятельностью детеи на каждом возрастном этапе.
Формулировке программных задач предшествовало всестороннее изучение проблемы развития самостоятельнои ху-дожественнои деятельности дошкольников [8]. Материалы экспериментального исследования, организованного на базе Института дошкольного воспитания АПН СССР, анализ опыта работы десятков дошкольных учреждении послужили основанием для разработки теоретических основ самостоятельнои музыкальнои деятельности дошкольников. В процессе эк-спериментальнои работы были выявлены своеобразие доступных ребенку форм са-мостоятельнои музыкальнои деятельности, объективные и субъективные условия, детерминирующие ее развитие, способы руководства.
Уникальные материалы коллективной монографии научных сотрудников института (Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Л.Н. Комиссаровой, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой и др.) впоследствии были использованы при составлении учебников и учебных пособий, включая современные издания [2, 6].
Следует отметить, что в отличие от программы воспитания и обучения в детском саду 1987 года в современных программах специального внимания вопросам содержания и организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников не уделяется или уделяется крайне мало.
Так, например, в 4-м издании Программы воспитания и обучения в детском саду самостоятельная художественная деятельность дошкольников выделена в специальный подраздел лишь в отношении второй младшей группы [5, с. 62], в Программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» [1] задачи и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей не обозначены. Аналогичная ситуация наблюдается и в парциальных программах [7,9].
Пожалуй, редкое исключение из правил - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возрас-
та «Камертон» Э.П. Костиной [4]. Здесь нет специального подраздела «Самостоятельная музыкальная деятельность», но в содержании ступеней музыкального развития ребенка в разделе «Виды музыкальной деятельности» ее задачи определены: «побуждать детей самостоятельно подбирать инструменты для знакомой песни, для обогащения образов сказки»; «побуждать детей проявлять собственное видение выразительности движений»; «побуждать к самостоятельному поиску певческой интонации»; «побуждать к самостоятельному исполнению знакомых песен в детском саду и дома» и др. [4, с. 79, с. 92, с. 106].
Существенно, что в разделе «Рекомендации родителям по использованию программы в условиях семьи» автор подробно излагает особенности музыкального воспитания ребенка в семье, в том числе развития самостоятельности в совместной с родителями музыкальной деятельности.
Например: «танцуя с ребенком, подождите, когда он сам начнет танцевать»; «предлагайте ребенку несложные задания-игры, которые он может выполнить самостоятельно <...> имитируя под музыку движения петушка, напомните малышу, что его петушок должен быть другой, отличный от вашего»; «поощряйте любые проявления самостоятельности ребенка в музыкальной деятельности» [4, с. 39, с. 46, с. 47].
2. Процесс развития у дошкольников активности, инициативы, а также осознанного восприятия и исполнения музыкальных произведений, необходимых для возникновения и развития самостоятельной музыкальной деятельности, требует от музыкального руководителя значительных усилий. Это целый комплекс педагогических действий, направленных на обеспечение условий для проявления и развития у детей вышеназванных качеств и способностей. Далеко не все музыкальные руководители осознают значимость формирования у детей навыков самостоятельной музыкальной деятельности и потому, как показывает практика, не предусматривают включение в содержание занятий репертуара заданий, побуждающих детей действовать самостоятельно. Имеет место и несогласованность взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей. Функция музыкального руководителя заключается в подготовке детей к самостоятельной музыкальной деятельности, функция воспитателей - в осуществлении косвенного руководства деятельностью дошкольников в группе.
о
3. Полагаем, что импульсом к привлечению внимания музыкальных руководителей к самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников может послужить обновление ее содержания и форм организации. Одной из таких форм может быть организация музыкально-игрового взаимодействия старших дошкольников с малышами в группах. Апробированная нами на практике, эта форма организации самостоятельной деятельности детей показала себя весьма эффективной. Основанием для экспериментального исследования послужили наблюдения за дошкольниками в ситуациях общения (совместные мероприятия, развлечения и др.). Малыши с удовольствием общаются со старшими детьми, прислушиваются к ним, подражают их действиям. В младшем возрасте навыки самостоятельной музыкальной деятельности только начинают формироваться, перенос уже усвоенных на музыкальных занятиях самостоятельных действий в иные условия представляет для детей наибольшую трудность. В силу еще недостаточного музыкального опыта и неустойчивости навыков представляется необходимым формировать некоторые способы самостоятельных действий в условиях группы. Полагаем, что привлечение старших дошкольников к музыкально-игровому общению с малышами можно рассматривать как метод косвенного воздействия, основная функция которого - облегчить младшим дошкольникам переход от организованных форм деятельности к самостоятельным действиям.
Изложим кратко ключевые моменты педагогического эксперимента.
К работе с малышами мы привлекали детей подготовительной к школе группы, которые проявили интерес и желание поиграть и попеть с малышами в группе; инициативны, активны, общительны, ответственно относятся к поручениям. Значение имели уровень владения музыкально-исполнительскими навыками, навыками самостоятельной музыкальной деятельности.
На подготовительном этапе за старшими детьми (3-4 ребенка) «закреплялась» определенная группа детей младшего дошкольного возраста. Дети знакомились с малышами и одновременно осваивали их репертуар - игры, песенки, попевки, затем пляски. Детям разъяснялись возможности малышей в пении, в движениях под музыку, объяснялось, чего следует избегать в совместной музыкальной деятельности.
Например, не петь с малышами громко, не петь долго. Всего в эксперименте, который проводился на базе детского сада № 29 Санкт-Петербурга, участвовали 8 детей подготовительной группы и 29 детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа). Совместная музыкально-игровая деятельность детей осуществлялось под контролем воспитателя. Продолжительность «Музыкальных минуток» (так мы назвали игры с малышами) составляла 5-10 минут.
Перед проведением эксперимента было определено содержание «Музыкальных минуток» и последовательность действий старших детей:
- игры с музыкальными игрушками;
- пение песенок и музыкальные игры;
- звукоподражание на детских шумовых инструментах (маракасы, бубны, колокольчики и др.);
- аккомпанирование песенкам на детских шумовых и мелодических инструментах (отражение метрической пульсации);
- пляски и двигательные разминки.
На этапе реализации идеи репертуар
и действия старших детей с малышами постепенно усложнялись. Сначала они вместе играли с музыкальными игрушками. Затем старшие дети пели песенки из репертуара малышей, а они подпевали; играли с малышами в музыкальные игры («Кот и мыши», «Зайчики и лисичка», прятки с газовыми платочками и др.). Позже стали исполнять свои песенки, аккомпанируя на детских музыкальных инструментах; озвучивали с помощью инструментов короткие стихотворения, используя звукоподражания: капли дождя, ручеек, шуршание мышки, пение кукушки и др.
Происходило это примерно так:
Старшие дети: - Дети, где у вас музыкальные игрушки? Как много игрушек! Покажите, как вы с ними играете? Давайте вместе играть!
Или:
Старшие дети (с игрушкой): - Мы знаем песенку про зайчика (поют).
Отдельные дети младшей группы начинают подпевать, говорят, что знают песенку.
Старшие дети: - Вы тоже знаете эту песенку? Тогда будем петь вместе (поют, скачут, как зайчики).
Старшие дети: - А игру про зайчиков и лисичку вы тоже знаете? (Играют в игру, песенку поет старший ребенок, малыши подпевают.)
Или (включение детских музыкальных инструментов):
Старшие дети: - Помните песенку про зайчика? Вы будете петь, а мы на бубне играть.
А теперь мы будем петь, а вы на бубнах играть.
Или (загадки или стихи со звукоподражаниями на детских музыкальных инструментах):
Старшие дети (загадывают загадку или рассказывают стихотворение): - Кто это?
Малыши: - Зайчик.
Старшие дети: - Правильно, зайчик. Зайчик скачет (имитируют на металлофоне прыжки зайчика). Предлагают детям показать, как скачет зайчик.
Старшие дети (загадывают загадку или рассказывают стихотворение): - Кто это?
Малыши: - Птичка.
Старшие дети: - Правильно, птичка. Птичка зернышки клюет (постукивают согнутым пальчиком по барабану или бубну). Предлагают детям «поклевать зернышки», как птички. И т.д.
По мере вовлечения младших дошкольников в совместную музыкально-игровую деятельность мы разъясняли старшим детям, что, чтобы научить малышей действовать самостоятельно, нужно дать им возможность проявлять инициативу в выборе игры, песенки, музыкальных инструментов.
Эксперимент продолжался в течение года. Следует отметить, что наибольшие затруднения у старших дошкольников вызвал начальный этап, когда нужно было и осваивать дополнительный репертуар, и приспосабливаться к непривычным для них условиям. Двое детей практически сразу отказались от участия в «Музыкальных минутках». Мальчик сказал, что ему неинтересно играть с малышами, девочка почувствовала неуверенность в своих силах. Остальные шестеро в течение года с удовольствием занимались с малышами в группах. По мере того как старшие дети втягивались в совместное музицирование, они начали чувствовать себя увереннее, оценивали свои действия и действия малышей, планировали (сначала с помощью воспитателя), чем будут заниматься в следующий раз.
Результаты эксперимента по приобщению к самостоятельной музыкальной деятельности малышей с помощью старших дошкольников мы оценили как положительные, а сам подход - как перспективный. Воспитатели младших групп отмечали:
- малыши с удовольствием играли со старшими детьми;
- со временем в действиях малышей начали проявляться признаки самостоятельности. Как только старшие дети приходили в группу, малыши сами предлагали попеть, поиграть, приносили музыкальные инструменты, игрушки;
- после ухода старших детей малыши какое-то время продолжали музицировать самостоятельно;
- дети стали чаще брать в руки музыкальные инструменты, карточки с рисунками песенок, напевать, извлекать звуки на музыкальных инструментах, просить воспитателя поиграть с ними в игры.
Положительный эффект наблюдался и в подготовительных к школе группах. Подражая сверстникам, которые осуществляли «шефство» над малышами, некоторые дети подготовительных групп начали проявлять интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, их действия стали более осмысленными и организованными.
В процентном соотношении активизацию самостоятельной музыкальной деятельности мы наблюдали у большинства малышей (70%). Остальные дети лишь на какое-то время включались в музыкально-игровое общение, затем возвращались к игрушкам, другим занятиям. В основной массе это дети, которые часто пропускают детский сад, дети, у которых есть проблемы в общении со сверстниками или имеются отклонения в поведении. Также индифферентно они проявляли себя на музыкальных занятиях. В подготовительных группах изменили свое отношение к самостоятельной музыкальной деятельности, начали проявлять к ней интерес 20% дошкольников.
Следует отметить, что одновременно с привлечением старших детей к пению и играм с малышами мы постарались обогатить музыкальные уголки самодельными шумовыми инструментами и атрибутами. Для младших групп изготовили султанчики, газовые платочки для игр в прятки, шапочки, домик для игр, маракасики, «шуршалочки» и др.
Дети старших групп могут сами изготавливать инструменты и атрибуты. Привнесение в их изготовление игровых моментов, создание игровых ситуаций будет способствовать тому, что дети будут трудиться увлеченно. Например, можно предложить изготовить муляжи мороженого на палочке. «Мороженое» положить в коробку с надписью «Танец с мороженым» и предложить детям составить композицию танца. Музыку танца
подобрать из предложенных музыкальным руководителем или воспитателем вариантов фонограмм. Танец показать на празднике «8 Марта», а мороженое подарить мамам и т.д.
В качестве рекомендаций можно добавить следующее: совместная музыкальная деятельность малышей и старших детей требует предварительной подготовки и контроля со стороны музыкального руководителя и воспитателей; эффект достигается только в случае систематического игрового взаимодействия. Обогащение музыкальных уголков самодельными шумовыми инструментами и атрибутами будет способствовать поддержанию у детей мотивации к самостоятельным действиям в группе.
Полагаем, что самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников в скором времени будет уделяться должное внимание, поскольку активность, инициатива, самостоятельность, необходимые для ее осуществления, являются и факторами развития детского творчества. А это направление образования детей сегодня является приоритетным. Обновление содержания и форм организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, привнесение новых технологий, внимание к этой значимой форме организации музыкальной деятельности педагогов и авторов образовательных программ, безусловно, даст положительный эффект, и в детском саду мы увидим увлеченно музицирующих детей.
Список литературы:
[1] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. 3-е изд., перераб. -СПб.: Детство-пресс, 2006. - 243 с.
[2] Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
[3] Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
[4] Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М.А. Васильева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
[5] Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 240 с.
[6] Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 240 с.
[7] Радынова О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 45 с.
[8] Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.
[9] Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Уч. пос. для студ. высш. и средн. пед. учебных заведений; Под ред.Т.А. Ерофеевой - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 344 с.
О