Научная статья на тему 'Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: теоретические предпосылки и практическая реализация'

Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: теоретические предпосылки и практическая реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРИОБЩЕНИЕ / МОДЕЛЬ / РОЛЕВОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VALUE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL VALUES / A FUTURE SPECIALIST / A SOCIAL WORK / INVOLVEMENT / MODEL / ROLE EXPERIMENTATION / VOLUNTEERING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирная Анастасия Андреевна, Игнатова Валентина Владимировна

В статье описаны теоретические предпосылки и практическая реализация организационно-педагогических условий приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям. Раскрываются понятия «ценность», «социально-педагогические ценности», «приобщение» и описаны этапы приобщения будущего специалиста к социально-педагогическим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирная Анастасия Андреевна, Игнатова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involving a future specialist of social work into social and pedagogical values: theoretical preconditions and practical realization

The paper is concerned with theoretical preconditions and practical realization of organizational and pedagogical conditions of involving the future specialist of social work in social and pedagogical values. The paper reveals the concepts "value," "social and pedagogical values," "involvement". Some stages of involving the future specialist in social and pedagogical values are also shown there.

Текст научной работы на тему «Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: теоретические предпосылки и практическая реализация»

УДК 301

ББК С 55. 473

А.А. Смирная, В.В. игнатова

г. Красноярск

Приобщение будущего специалиста социальной работы к социальнопедагогическим ценностям: теоретические предпосылки и практическая реализация

В статье описаны теоретические предпосылки и практическая реализация организационнопедагогических условий приобщения будущего специалиста социальной работы к социальнопедагогическим ценностям. Раскрываются понятия «ценность», «социально-педагогические ценности», «приобщение» и описаны этапы приобщения будущего специалиста к социальнопедагогическим ценностям.

Ключевые слова: ценность, социально-

педагогические ценности, будущий специалист, социальная работа, приобщение, модель, ролевое экспериментирование, волонтерская деятельность.

A.A. Smirnaya, V.V. Ignatova

Krasnoyarsk

Involving a future specialist of social work into social and pedagogical values: theoretical preconditions and practical realization

The paper is concerned with theoretical preconditions and practical realization of organizational and pedagogical conditions of involving the future specialist of social work in social and pedagogical values. The paper reveals the concepts "value,” "social and pedagogical values,” "involvement”. Some stages of involving the future specialist in social and pedagogical values are also shown there.

Key words: value, social and pedagogical values, a future specialist, a social work, involvement, model, role experimentation, volunteering activities.

В период экономических кризисов обостряются социальные проблемы общества: возрастает детская беспризорность и преступность, увеличивается количество безработных, инвалидов, сирот и других категорий граждан,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи. В этой связи возрастает востребованность в специалистах социальной работы, способных качественно выполнять свои профессиональные функции, аналогичные или близкие функциям смежных профессий. Цели и задачи подготовки таких специалистов в силу интегративного характера профессии вытекают из ценностных систем, определяющих основы их полифунк-циональной профессиональной деятельности. В этом прослеживается профессиональноценностный аспект подготовки современного специалиста социальной работы.

В психолого-педагогической литературе заложены теоретические предпосылки решения указанной проблемы. Особую роль в профессиональной подготовке играют профессиональные ценности, как специфические цели, обеспечивающие профессиональное становление личности будущего специалиста, в том числе социальной работы (А.А. Бодалёв, А.М. Булынин, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, И.Ф. Исаев, Л.С. Малик, А.К. Маркова, Г.Д. Медведева, В.Л. Оссовский, Ш. Рамон, С.Д. Смирнов, Н.Б. Шмелева и другие). Содержательные характеристики профессионально-ценностных ориентаций специалиста, определяющие основу социально-педагогических ценностей, рассматривают А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, И.С. Якиманская и другие ученые.

На основе изучения научных трудов, посвященных ценностной тематике, выявлены различные сущностные характеристики понятия «ценность» — значимое, должное, полезное, целесообразное, идеальное, предметное, оценочное, духовное, материальное, общественное, личное, абстрактное, моральное, необходимое, нормативное, желаемое. Это порождает контекстуальную разнородность содержания понятия «ценность», но не препятствует дальнейшему развитию теоретических представлений о социально-педагогических ценностях.

Анализ характеристик ценностей, представленных различными учеными, позволяет эксплицировать понятие «социально-педагогические ценности» будущего специалиста социальной работы и представить их в систематизированном виде. Данные ценности отражаются в духовных, творческих, организационных и праксиологических ориентирах будущего специалиста социальной работы. Приоритетными ценностями, отражающими сущность наиболее общих характеристик социальной работы, являются базовые профессионально значимые социально-педагогические ценности данной

профессии: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия, педагогическая культура.

Базовая ценность — Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия — связывается с духовным и творческим аспектом деятельности будущего специалиста социальной работы, где человек рассматривается как духовный и творческий субъект собственной жизнедеятельности. Данная ценность в социально-педагогическом смысле отражает ценностные ориентации на клиента и ценностные ориентации будущего специалиста социальной работы на себя как субъекта профессиональной деятельности.

Базовая ценность — Педагогическая культура — связывается с культуротворческой деятельностью будущего специалиста социальной работы, представленной культуроосвоением и культуросозиданием, и выражается в овладении культурными педагогическими практиками, требующими актуализации духовной, творческой, организационной и праксиологической аксиосфер данного специалиста.

Анализируя проблему приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям, целесообразно обратиться к понятию «приобщение» и охарактеризовать приобщение к социальнопедагогическим ценностям как педагогическую стратегию.

В психолого-педагогическом контексте приобщение — овладение способами мышления и способностями (А.Г. Асмолов), принятие основных ценностей развития общества (И.С. Якиманская), образовательная стратегия, предполагающая реализацию совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих ознакомление, ориентацию и сознательное участие личности в различных видах деятельности (В.В. Игнатова). Последний контекст приобщения отвечает педагогическому смыслу рассматриваемого нами явления. Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям — образовательная стратегия, которая предполагает реализацию в единстве и взаимосвязи организационно-педагогических условий, регламентирующих ознакомление данного специалиста с совокупностью социально-педагогических ценностей, ориентацию на них как профессионально-значимых, сознательное участие в деятельности инициативного и духовно-творческого характера.

Приобщение будущего специалиста к социально-педагогическим ценностям в процессе профессиональной подготовки в вузе

осуществляется последовательно в три этапа: на первом складывается представление о данных ценностях; на втором происходит их осознание будущим специалистом как профессионально значимых; третий характеризуется их принятием (или непринятием), что проявляется в соответствующей деятельности.

В соответствии с выделенными этапами конкретизированы организационно-педагогические условия приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: включение будущего

специалиста социальной работы в разработку информационно-познавательной моделиприоб-щения к социально-педагогическим ценностям; содействие будущему специалисту социальной работы в создании ситуаций ролевого экспериментирования; активизация волонтерской деятельности будущего специалиста социальной работы. Выделенные условия ориентированы на ознакомление будущего специалиста с совокупностью данных ценностей, ориентацию на них и сознательное участие его в деятельности инициативного, духовно-творческого характера, соответствующей гуманистической направленности его будущей профессиональной деятельности.

Содержание учебных дисциплин специальности 040101 Социальная работа, реализуемых в процессе профессиональной подготовки, выступает как система научных знаний, нашедшая свое воплощение в различных учебных предметах, где знания предстают как результат интеграции информации с социально-педагогическими ценностями и смыслами обучающегося человека. В этой связи предметной областью реализации выделенных условий являются дисциплины, обладающие достаточным аксиологическим потенциалом, к которым в полной мере относятся дисциплины общепрофессионального цикла.

Первым условием приобщения будущего специалиста социальной работы к социальнопедагогическим ценностям является включение будущего специалиста социальной работы в разработку информационно-познавательной модели социально-педагогических ценностей. Прежде чем приступать непосредственно к конструированию данной модели, проводится ознакомительное, установочное занятие (например, дисциплина «Педагогика»), в процессе которого обсуждаются особенности педагогической деятельности специалиста социальной работы. При этом будущие специалисты знакомятся с понятиями «ценности», «профессиональные ценности», «социально-педагогические ценности». Совместно с ними выделяются и характеризуются две базовые социально-педагогические

ценности специалиста социальной работы — Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия и Педагогическая культура.

В рамках реализации данного условия необходимо помочь будущему специалисту социальной работы систематизировать знания о социально-педагогических ценностях (понять их сущность). В этой связи совместно со студентами конструируется информационнопознавательная модель «Приобщение будущего специалиста социальной работы к социальнопедагогическим ценностям», именуемая далее как «модель». Логика реализации данного условия связана с последовательной реализацией этапов включения студентов в моделирование: уяснение сущности социально-педагогических ценностей; осмысление профессиональной значимости социально-педагогических ценностей; конструирование модели.

Первый этап «уяснения» связан с постижением сущности понятий «ценность», «профессиональные ценности», «социальнопедагогические ценности»; основных характеристик базовых социально-педагогических ценностей специалиста социальной работы. С этой целью студентам предлагается: написать сочинение-рассуждение на темы «Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия» и «Педагогическая культура»; использовать эвристические методы обучения такие, как конструирование понятий, «словесные формулы», дискуссию и другие методы и приемы. В результате проводимой работы студентами характеризуются базовые ценности.

На втором этапе — «осмысление» профессиональной значимости социально-педагогических ценностей — студентам предлагаются задания, которые предполагают их самостоятельную работу с качествами, характеризующими базовые ценности. Проводимая работа позволяет осмыслить социально-педагогические ценности, выраженные в качествах, систематизировать их в четыре группы: духовные, творческие, организационные, праксиологические, осознать их место и роль в системе профессиональных ценностей.

Третий этап — «конструирование» информационно-познавательной модели— осуществляется с применением эвристических методов и организации групповой работы (метод рецензий, метод проектов, прямая коллективная «мозговая атака», «мозговой штурм» — диалог с деструктивной отнесенной оценкой, метод сравнения и другие).

В результате проводимой работы студентами конструируется информационно-познавательная

модель, представленная социально-педагогической аксиосферой специалиста социальной работы. В ней выделяются две базовые ценности: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия и Педагогическая культура, представленные ценностными ориентирами: духовным, творческим, организационным и праксиологическим, каждый из которых выражен ценностями-качествами. В центре модели — субъект усвоения социально-педагогических ценностей — специалист социальной работы. Анализируя модель, студенты понимают, что ориентиры в единстве и взаимосвязи задают вектор развертывания социально-педагогической функции их будущей профессиональной деятельности и наполняют ее смысловым значением.

Таким образом, создание первого организационнопедагогического условия — включение будущего специалиста социальной работы в разработку информационно-познавательной модели приобще-нияк социально-педагогическимценностям — характеризуется ознакомлением данного специалиста с совокупностью социально-педагогических ценностей, что способствует формированию у негопредставленийосоциально-педагогических ценностях.

Второе условие приобщения будущего специалиста социальной работы к социальнопедагогическим ценностям — содействие созданию будущим специалистом социальной работы ситуаций ролевого экспериментирования. Данный этап направлен на осознание социально-педагогических ценностей как профессионально значимых. Содействие будущему специалисту социальной работы в создании ситуаций ролевого экспериментирования рассматривается как особая осознанная педагогическая деятельность, направленная на оказание ему помощи и поддержки в процессе преодоления трудностей при проигрывании ситуаций ролевого экспериментирования.

Для упорядочения создания ситуаций студентами при поддержке преподавателя разработаны и описаны общие классификационные признаки ситуаций ролевого экспериментирования применительно к социально-педагогической функции специалиста социальной работы: проявления педагогической этики, конгруэнтности, эмоциональной отзывчивости, профессиональной креативности, генерализированных волевых качеств, исследовательской активности, вербальной доступности в общении.

Далее студентам предлагается алгоритм конструирования ситуаций ролевого эксперимен-

тирования. Данный алгоритм состоит из трех шагов. Первый шаг — «подготовка» — начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и субъектов, посвящение в игру. Второй шаг — «проведение» — развертывается по трем возможным вариантам, что предусмотрено сценарием. Первый вариант — «соблюдение логики действий», согласно которому персонажи ведут себя по заданной схеме, результат ожидаем. Второй вариант — «неожиданность действий» — нет строгих предписаний действий, возможен выход за рамки предписанной роли. Третий вариант — «соотношение действий» — развитие сюжетной линии осуществляется от завязки к попытке решения проблемы. Третий шаг — «анализ-обобщение» — подразумевает обсуждение и оценку результатов сконструированной ситуации ролевого экспериментирования (выступление экспертов, обмен мнениями, защита студентами своих решений и выводов).

Все ситуации разделены на две группы. Первая группа ситуаций — «предметноориентированные» — направлена на освоение педагогических методов, приемов, средств оказания помощи клиенту в решении его проблемы. К данной группе отнесены ситуации-ритуалы, социальной несостоятельности, активизации предметной деятельности. Суть этих ситуаций состоит в том, что клиент не может разрешить возникшую проблему за счет актуализации личностных возможностей, и специалист оказывает ему помощь и поддержку. Вторая группа ситуаций — «субъектно-ориентированные» — представлена ситуациями творчества, духовных состояний, интерперсонального опыта, которые требуют от клиента развертывания личностного потенциала для успешного разрешения проблемы, с которой он обратился за помощью. Содержательно каждый из названных видов ситуаций включает несколько вариантов ситуаций, имеющих свое условное название, список которых не ограничен и определяется творческими возможностями студентов. Выбор ситуаций связывается с направленностью дисциплин на социально-педагогический аспект профессиональной деятельности — понимание клиента, взаимодействие с ним, постижение педагогической культуры.

На практических занятиях, например, дисциплины «Педагогика и психология детства» конструируются: ситуации-ритуалы («Ин-

тервью», «Письмо»), ситуации творчества («Специалисты-новаторы»), ситуации духовных состояний («Эффект присутствия»), ситуации интерперсонального опыта («Горячая линия», «В мире детства»).

На занятиях по «Педагогике» конструируются ситуации-ритуалы («Вертушка»), ситуации активизации предметной деятельности («Инициатива», «Проба пера», «Заморочки»), ситуации творчества («Хорошее впечатление»), ситуации духовных состояний («Анимация»).

На занятиях по «Психологии социальной работы» конструируются ситуации, затрагивающие вопросы взаимодействия специалиста социальной работы с клиентом, отношения к социально-педагогическим ценностям. Это ситуации социальной несостоятельности («Потерянные души», «Патронаж», «Люди-хамелеоны»); ситуации интерперсонального опыта («Безоценочное принятие»); ситуации творчества («Байки»), ситуации духовных состояний («Инсайт») и другие. Конструирование ситуаций ролевого экспериментирования организуется последовательно: от ситуаций «предметно-ориентированного» к ситуациям «субъектно-ориентированного» характера.

Таким образом, второе организационнопедагогическое условие —содействие будущему специалисту социальной работы в создании ситуаций ролевого экспериментирования — связано с педагогическими действиями, ориентирующими студента на непосредственное участие в конструировании ситуаций, стимулирующими деятельность студентов по конструированию ситуаций ролевого экспериментирования и их критический анализ, что способствует успешному проигрыванию ролевого социально-педагогического репертуара специалиста социальной работы, и как следствие — осознанию студентами социальнопедагогических ценностей как профессионально значимых.

Третьим организационно-педагогическим условием приобщения будущего специалиста социальной работы к социальнопедагогическим ценностям выступает активизация волонтерской деятельности будущего специалиста социальной работы, направленная на принятие социально-педагогических ценностей профессиональной деятельности будущим специалистом и проявление ценностного отношения к социально-педагогической деятельности.

Данное условие осуществляется в процессе внеучебной деятельности студентов, в форме добровольного их участия в деятельности на благо детей и взрослых людей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке. Данная деятельность в научно-педагогической литературе определяется как волонтерская.

Включение студентов в волонтерскую деятельность осуществляется поэтапно. На первом

этапе — ориентировочном, студенты изучают потребности социальных учреждений города в волонтерах, мировой и отечественный опыт, особенности и направления деятельности, знакомятся с ее технологиями и основными организационными формами.

На втором этапе — самоопределения, будущими специалистами осуществляется выбор места и характера волонтерской деятельности. С этой целью до студентов доводится информация о волонтерских вакансиях (презентация, раздача информационных листков, оформление стенда о волонтерских вакансиях). На этом этапе вся информация о волонтерской деятельности систематизируется в портфолио «Волонтерская деятельность будущих специалистов социальной работы». Именно на данном этапе начинается работа с портфолио.

Портфолио есть систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях. Это — одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания [см.: 1], что позволяет использовать его в процессе волонтеркой деятельности студентов.

Портфолио волонтерской деятельности будущего специалиста социальной работы можно рассматривать как отчет, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных и групповых достижений студентов по процессу волонтерской деятельности, показывающий, как студент думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с клиентами. В нашем случае данная форма оформления всей информации о волонтерской деятельности является достаточно гибкой и позволяет дополнять, конкретизировать, фиксировать факты волонтерской деятельности и объективно оценивать ее результаты.

При использовании портфолио «Волонтерская деятельность будущих специалистов социальной работы» студенты наиболее полно привлекаются к самостоятельному осмыслению волонтерской деятельности и принятию социально-педагогических ценностей в процессе данной работы. Студенты умело компонуют информацию о волонтерской деятельности, собранную в библиотеке и в различных социальных учреждениях. Поэтому портфолио совмещает представление теоретической информации и анализ практических знаний о волонтерской деятельности.

Портфолио «Волонтерская деятельность будущих специалистов социальной работы» включает следующие разделы: «Общие сведения о разработчиках (студентах)»; «Информация о современном понимании волонтерской деятельности и ее правовых основаниях в РФ»; «Волонтерские вакансии, имеющиеся в социальных учреждениях»; «Буклет студента-волонтера»: информация о международных, всероссийских, краевых и городских мероприятиях, посвященных вопросам волонтерской деятельности; «Результаты волонтерской деятельности».

Третий этап — пробный, предполагает создание волонтерских рабочих мест в учреждениях, подготовку студентов к волонтерской деятельности. При этом студенты включаются в волонтерскую деятельность по желанию: либо группами (по 6 — 7 человек), либо индивидуально. На данном этапе организуются следующие формы подготовки волонтеров: информирование, инструктаж, обучение и консультирование.

Четвертый этап — деятельностный, ориентирован на непосредственно волонтерскую деятельность и самоконтроль за данной деятельностью.

В процессе волонтерской деятельности происходит приобщение будущего специалиста к социально-педагогическим ценностям за счет оказания помощи различным категориям граждан (клиентам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации: преодоления смыслового и эмоционального напряжения в отношениях с клиентами, актуализации личностного потенциала, профессиональной рефлексии, необходимых для осознания им собственных проблем, оказания клиенту первичной социально-педагогической и психологической поддержки.

Волонтерство осуществляется в социальных учреждениях города Красноярска, таких как МУ «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота», МУ «Городской центр социальной помощи населению «Родник», МУ «Городской реабилитационный цент для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», Красноярский геронтологический центр «Уют», МУ «Центры социального обслуживания населения», МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус», МУ «Центры социальной помощи семье и детям «Качин-ский», «Первомайский», «Эдельвейс», «Вет-лужанка», МУ «Социальный приют для детей «Надежда», МУ «Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей «Ласточка» и др.

Пятый этап — оценочный, предполагает оценку результативности волонтерской деятельности, удовлетворенности ею. На данном этапе проводится заключительная беседа с волонтерами и презентация их деятельности. Во время беседы обсуждаются характер взаимодействия волонтеров с различными категориями населения, формируются оценочные суждения по поводу работы, проделанной каждым волонтером, обсуждаются различные аспекты его работы, в частности индивидуальные особенности совместной деятельности (если была) с клиентами, степень его активности, характер отношений с клиентами, способы противостояния большим эмоциональным нагрузкам, вариативность возможных решений.

Таким образом, волонтерская деятельность будущего специалиста социальной работы как деятельность инициативного и духовнотворческого характера в социально-педагогическом контексте связана с информированием, разъяснением, активизацией возможностей клиента, умением выслушать его или обеспечить диалог с ним, с оказанием бескорыстной профессиональной помощи, что определяет необходимость проявлять во взаимосвязи цен-

ностные ориентиры: духовный, творческий, организационный, праксиологический. Это способствует принятию данным специалистом базовых социально-педагогических ценностей профессиональной деятельности: Человек как самоценность во всей полноте своего актуального бытия, Педагогическая культура.

Разработка теоретических и практических аспектов приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям с учетом специфики его будущей профессиональной деятельности способствует обогащению содержания профессиональной педагогики, а именно, в разделах «Аксиологические основы профессиональной деятельности», «Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении», «Технологии профессионального обучения», что позволяет более качественно и целенаправленно организовать профессиональное обучение в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов, бакалавров и магистров социальной работы, в системе повышения квалификации работников социальных служб и профессорско-преподавательских кадров.

Библиографический список

1. Портфолио. URL: http://www.buryatia. fio.ru/work/29/Balsanova/osnovnaya.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.