Научная статья на тему 'Приобретение независимости Российской Федерации. Проблема «Суверенизации»'

Приобретение независимости Российской Федерации. Проблема «Суверенизации» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3090
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ДЕКЛАРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЫЧАИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / DECLARATION / STATE SOVEREIGNTY / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL CULTURE / CUSTOMS / STATE GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степанченко Валерий Иванович

Рассмотрены процесс обретения независимости России и ее суверенитета, роль Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и деклараций других национальных субъектов Российской Федерации, вызвавших «парад суверенитетов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of acquisition of independence and sovereignty of Russia is considered. The role of Declaration about state sovereignty of the Russian Soviet Federated Socialist Republic d/d 12 th of June 1990 and the declarations of the other national subjects of the Russian Federation that caused the Parade of Sovereignties.

Текст научной работы на тему «Приобретение независимости Российской Федерации. Проблема «Суверенизации»»

ПРИОБРЕТЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПРОБЛЕМА «СУВЕРЕНИЗАЦИИ»

СТЕПАНЧЕНКО Валерий Иванович

Аннотация: рассмотрены процесс обретения независимости России и ее суверенитета, роль Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и деклараций других национальных субъектов Российской Федерации, вызвавших «парад суверенитетов».

Annotation: the process of acquisition of independence and sovereignty of Russia is considered. The role of Declaration about state sovereignty of the Russian Soviet Federated Socialist Republic d/d 12th of June 1990 and the declarations of the other national subjects of the Russian Federation that caused the Parade of Sovereignties.

Ключевые слова: декларация, государственный суверенитет, Конституция Российской Федерации, национальная культура, обычаи, органы государственной власти.

Key words: declaration, state sovereignty, Constitution of the Russian Federation, national culture, customs, State government bodies.

В конце прошлого века, с фактическим распадом Советского Союза начался процесс обретения независимости России. Началом юридического и фактического обретения суверенных прав Россией явилось принятие 12 июня 1990 года I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР1. Нормы Декларации, в своей значительной части, затем вошли в Конституцию Российской Федерации 1993 года. В ней провозглашалось, что Российская Федерация «есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами» и что суверенитет - «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции». Декларация указывала, что целями установления государственного суверенитета России являются «обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах». Декларация, таким образом, была ориентирована на признание прав личности и народа, что создавало предпосылки для развития России как демократического государства.

Особо следует подчеркнуть, что в Декларации были заложены основные принципы

развития федерации в России. В ней подтверждалась необходимость существенного расширения образующих ее национально-государственных и административно-территориальных образований - автономных республик, автономной области, автономных округов, равно как краев и областей. Однако при этом недвусмысленно утверждалось, что носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является только ее многонациональный народ, осуществляющий государственную власть непосредственно и через представительные органы. Это безоговорочно означало, что Россия перестала рассматривать себя неотъемлемой четью союзного государства, суверенитет которого распространялся на нее. Таким образом, Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 года провозгласила создание нового суверенного государства. Дальнейшие события свидетельствовали о решимости отстоять суверенитет России даже путем распада Советского Союза. Это была не только политическая, а социально-экономическая акция, означавшая отказ от социалистических принципов в экономике и переход к рыночной системе2.

Результатом распада СССР явилось то, что с этого момента времени Россия перестала быть связанной полномочиями Союза ССР. Однако усилиями противников создания сильного суве-

1 Степанченко В.И. Реформирование и становление органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного 2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Вер-

округа (1993-1995 гг.). Салехард, 1996. С. 5. ховного Совета РСФС. 1990. № 2. С. 22.

ренного государства возникла проблема соотношения суверенитета России с суверенитетом тех входящих в состав России государственных образований, которые в период советской власти были образованы для обеспечения ускоренного развития некоторых национальностей, население которых в царской России ограничивались в своих правах. Суть выдвигаемых республиками требований состояла, прежде всего, в стремлении расширить полномочия, которые они имели как автономные республики в составе союзной республики, и, кроме того, создать по существу национальные государства. Это очевидно следует из содержания ряда деклараций (кроме, например, Декларации о суверенитете Карельской АССР и некоторых других). Почти сразу за принятием Декларации о государственном суверенитете России декларации о своем государственном суверенитете стали принимать республики, входящие в состав Российской Федерации. В июле 1990 года декларацию о своем государственном суверенитете приняла Северо-Осетин-ская АССР, а в августе - Карельская АССР и Татарская республика. В сентябре того же года декларации приняли Башкирская Республика, Бурятская Республика, Калмыцкая Республика, Якутская (Саха) Республика и Удмуртская Республика, а в октябре - Чувашская Республика и Марийская Республика. В 1990 году провозгласили себя суверенными государствами Башкирская автономная республика, а также Бурятская, Карельская, Коми, Марийская, Северо-Осе-тинская, Татарская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская и Якутская-Саха автономные республики.

Период принятия республиками в составе России деклараций о своем государственном суверенитете затем получил название «парада суверенитетов». Этот «парад» был далеко не безобидным. Он создал угрозу распада России как целостного государства на мелкие «княжества». Республиками захотели стать некоторые области, а также другие российские регионы. Так, Совет народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа (Республики) на своей первой сессии XXI созыва в июне 1990 года принял Декларацию о суверенитете Ямало-Ненецкой Республики. Кроме отмеченного выше, лавина суверенитетов была явной реакцией регионов страны на жестко централизованную политику, проводившуюся не столько РСФСР (она сама была во многих отношениях бесправна), сколько Союзом ССР. Участие в этой «лавине» областей и других образований в составе России объяснялся их опасением стать образованиями как бы

второго сорта по сравнению с республиками. В декларациях о своем государственном суверенитете, принятых большинством республик, в частности, - Калмыкией, Карелией, Марий Эл и Бурятией было заявлено, что они, не разрывая связи с Россией, объявляют себя суверенными государствами в составе РСФСР, то есть они оставались в союзной республике, в состав которой входили уже в течение десятилетий.

Иной характер носили декларации о государственном суверенитете Башкирии и Татарстана. Так, в Декларации «О государственном суверенитете Татарии» правомерность декларируемых преобразований обосновывалась правом «татарской нации, всего народа республики на самоопределение» и по существу, заявлялось о разрыве Татарстана с Россией и его самостоятельности как независимого государства. В декларации не нашлось ни одного слова, чтобы отметить существование многолетних плодотворных связей Татарстана (на территории которого уже несколько столетий проживают не только татары, но и представители других народов) с соседями и нахождения и развития Татарстана в составе сначала Российской империи, а затем и РСФСР. В Декларации о государственном суверенитете Башкирии утверждалось, что она принимается, «реализуя неотъемлемое право башкирской нации на самоопределение». Это же выражение использовано и в Декларации республики Коми3. Надо иметь в виду, что на их основе были приняты конституции этих республик, превратившие идеи, заложенные в декларациях в четкие правовые нормы. Они послужили, хотя и не в столь радикальной форме, примером для конституционных актов некоторых других республик.

Представляется, но только на первый взгляд, что провозглашение в декларациях, а затем и конституциях ряда республик, их государственного суверенитета было реакцией на явно чрезмерную централизацию власти в бывшем Советском Союзе, вследствие которой местные органы государственной власти были лишены возможности без согласия центра отражать в своих правовых актах местные особенности, не имевшие существенного значения для страны в целом, но необходимые

3 Бердяев Н.А. в одной из работ, посвященных нацио-

нальным проблемам, писал: «в известные моменты судьба народов определяется безумием и фанатизмом. Нет ничего зловреднее идеи суверенности национальных государств, которой дорожат народы на собственную гибель. Федерация народов предполагает отрицание идеи суверенности национальных государств. Можно предложить замену слова ”нация” словом ”на-род”» (Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 318).

для создания населению более комфортных условий жизни. Более существенным фактором движения к «суверенизации» республик явилось нередко вполне обоснованное стремление всех территориальных подразделений (образований) в России и, прежде всего, таких, в которых проживают не только русские, преодолеть явно негативное отношение к местным, в том числе и национальным особенностям населения страны и создать предпосылки для рационального учета локальных особенностей, развития национальных культур и сохранения национальных обычаев.

Но, как представляется, национальный фактор, хотя он и имел немаловажное значение, все же нельзя считать единственным в том смысле, что он всегда тесно увязывался со стремлением национальных элит в государственных образованиях с нерусским эт-нонациональным элементом получить большую долю при распределении собственности и доходов. При этом следует учитывать особенности положения представителей титульной национальности в различных республиках4. Вместе с тем, гарантии суверенитета (государственного суверенитета) Российской Федерации установлены в федеральной Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В Конституции, прежде всего, определено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», который «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3). В преамбуле Конституции констатируется, что многонациональный народ Российской Федерации принимает Конституцию, сохраняя исторически сложившееся государственное единство и возрождая суверенную государственность России, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Следовательно, государственный суверенитет РФ не может быть реальностью без наделения федеральной госу-

4 Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001. С. 151155 ; Дробишева Л. в статье «Межэтнические отношения в Российской Федерации: пример республик с ’’особыми правами”» отмечала, что «якутская элита, создав свои национальные организации, вела этническую мобилизацию вокруг идеи за особое право доступа к ресурсам, за приоритет в культурноинформационном пространстве», а также, что якутяне имеют некоторые льготы, полученные в результате расширения суверенитета (Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия : сб. ст. М. С. 245-246, 249).

дарственной власти верховенством по отношению ко всем другим органам в государстве, а также независимостью в отношениях вовне. Федеральная государственная власть в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Президентом, Правительством и судами Российской Федерации.

Государственная власть РФ, осуществляемая многонациональным народом России, самостоятельно определяет полномочия федеральной государственной власти. При этом многонациональный народ России в принятой им Конституции РФ определил, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется данной Конституцией, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Из этого можно сделать определенный вывод о том, что органы государственной власти в субъектах РФ обладают полнотой государственной власти исключительно в пределах, определенных Конституцией РФ и указанными выше договорами (ст. 3, 11, 73). Из данных статей Конституции РФ с очевидностью следует, что она определяет именно полномочия, но не имеет в виду проблему суверенитета, поскольку суверенной является только Российская Федерация. Это подтверждает Конституционный Суд РФ, отмечая, что Конституция РФ «не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ»5. К этому следует только добавить, что существование двух

5 Определение Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года «По запросу группы депутатов Г о-сударственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия -Алания и Республики Татарстан» // Вестн. Конституционного Суда Российской Федерации. 2000. № 5, 6.

уровней государственных властей, которые обладали бы верховенством и независимостью, недопустимо не только в силу Конституции РФ, но и потому, что подчинение одного суверенного образования другому невозможно, поскольку подчиненное образование в силу самого понятия суверенитета не может являться суверенным. Существенной гарантией суверенитета РФ является правовая норма, установленная в ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Нужно заметить, что в силу различных причин, главным образом субъективного характера, в частности с тем, что в свое время в Советском Союзе в условиях практической диктатуры правящей коммунистической партии сложилась устойчивая практика истолкования любого закона, не исходя из его содержания и смысла, а исходя либо из указаний органов правящей партии, либо подзаконных актов ею санкционированных. Именно эта антиконституционная практика, ставшая, можно без преувеличения сказать, своего рода традицией, широко использовалась почти целое десятилетие после принятия Конституции РФ многими субъектами Федерации, преимущественно республиками (но и не только ими) для ослабления власти федеральных государственных органов и реализации своекорыстных региональных интересов. Этому способствовало и то, что нередко принцип прямого действия Конституции РФ не воспринимался безоговорочно и некоторыми федеральными государственными органами. Примером этого может служить неспособность или нежелание длительный период ряда федеральных органов в лице высших должностных лиц министерства обороны и некоторых других федеральных учреждений допустить осуществление гражданами России их права на замену воинской службы альтернативной гражданской службой, что прямо предусмотрено ч. 3 ст. 59 Конституции РФ.

Естественным продолжением правовой нормы, содержащейся в приведенной выше и относящейся к основам российского конституционного строя ст. 15 Конституции РФ, являются правовые нормы, установленные в ст. 76 Конституции (особенно в ч. 1, 2, 4, 5 и 6). В данной статье подтверждено, что по предметам

ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Федеральные законы, сказано в этой статье, издаются и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные акты субъектов РФ. В случае противоречия федеральным законам иных актов, изданных в Российской Федерации, включая законы и иные акты субъектов федерации, действует федеральный закон6.

Суверенитет именно Российской Федерации определяется и тем, что согласно ст. 77 Конституции России система органов государственной власти всех субъектов РФ хотя и устанавливается ими самостоятельно, но только в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также тем, что в пределах ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. К изложенным выше гарантиям государственного суверенитета России необходимо добавить, что в этом существенная роль принадлежит федеральным органам государственной власти, а именно в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент

6 Это в 2003 году стало основой в работе законодательных органов государственной власти субъектов федерации при проведении своих законов в соответствие с нормами федеральных законов. При этом следует отметить, что в ЯмалоНенецком автономном округе эта работа велась постоянно и результативно, начиная с 1995 года, практически с момента начала законотворческой деятельности. Так, отношение законов, в которые внесены изменения в связи с изменениями федерального законодательства, к принятым законам в 1995 году составило 7,7 %, в 1996 - 22, 4 %, в 1997 - 33,6 %, в 1998 - 18, 1 %, в 1999 - 48,3 % и в 2000 - 42,8 %. В среднем это составило 28,8 %. Аналогичная тенденция сохраняется и в текущий период. Совместная аналитическая работа комитетов Государственной Думы автономного округа, специалистов, обеспечивающих деятельность депутатского корпуса как со стороны законодательного (представительного) органа и исполнительного органа государственной власти автономного округа, так и со стороны прокуратуры автономного округа позволяет при рассмотрении законопроектов наиболее полно учитывать нормы федерального законодательства, а также Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа и действующих законов автономного округа (Ведомости Государственной Думы Ямало-ненецкого автономного округа. Салехард. 2000. № 13, дек. С. 43).

РФ и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Судебная система Российской Федерации устанавливается только Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, причем суды подчиняются только Конституции РФ

и федеральному закону (ч. 3 ст. 118 и ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Полагая, что изложенные выше правовые нормы достаточны для обеспечения суверенитета Российской Федерации, следует иметь ввиду, что их реализация все же напрямую связана с государственной волей федеральной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.