Научная статья на тему 'Принятие управленческих решений по ремонту газопроводов'

Принятие управленческих решений по ремонту газопроводов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остроухова Н.Г.

Эксплуатация объектов транспортировки природного газа связана с угрозой жизни людей, окружающей среде. Вероятность возникновения аварий на созданных инженерами объектах будет существовать всегда, ни одна стратегия управления не позволит свести эту вероятность до нуля. Однако в силах руководства контролировать существующие рис­ки и тем самым снизить до минимально возможного уровня вероят­ность возникновения аварии, принимая рациональные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Остроухова Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие управленческих решений по ремонту газопроводов»

Список литературы:

1. Colb D.A., Frohman A.L. An organisation development approach to consulting // Sloan Management Review. - 1970. - Vol. 12, № 1.

2. Управленческое консультирование: в 2 т. Т. 1 / Под ред. М. Кубра. -М.: Интерэксперт, 1992. - 319 с.

3. Макхэм К. Управленческий консалтинг. - М.: Дело и сервис, 1999. -288 с.

4. Посадский А.П. Основы консалтинга. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 240 с.

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО РЕМОНТУ ГАЗОПРОВОДОВ

© Остроухова Н.Г.*

Сызранский филиал Самарского государственного технического университета, г. Сызрань

Эксплуатация объектов транспортировки природного газа связана с угрозой жизни людей, окружающей среде. Вероятность возникновения аварий на созданных инженерами объектах будет существовать всегда, ни одна стратегия управления не позволит свести эту вероятность до нуля. Однако в силах руководства контролировать существующие риски и тем самым снизить до минимально возможного уровня вероятность возникновения аварии, принимая рациональные управленческие решения.

Большую часть магистральных газопроводов представляют трубопроводы большого диаметра 1200-1400 миллиметров. На многих участках трасс трубопроводы проложены параллельно до 10 газопроводов. Имеется несколько пересечений трасс трубопроводов на которых концентрируется до 18 трубопроводов проложенных в различных направлениях. В арктических и субарктических зонах, где суровые климатические условия, проложены сети магистральных газопроводов. Система магистральных газопроводов включает более 6000 пересечений крупных и средних рек. Эти пересечения являются наиболее ответственной частью трубопроводной сети.

Данные цифры показывают важность обеспечения безопасности и надежности транспортировки природного газа. Возможные утечки и разливы опасных жидкостей могут создавать долгосрочные угрозы для здоровья и жизни людей и окружающей природной среды.

Изучая динамику аварий на объектах газораспределения, можно сделать вывод о не нелинейном характере аварийности (рис. 1).

* Преподаватель кафедры Экономики.

48

38 ,, 35 36 ,,

19 31)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Количество аварий на газопроводах России в 2000-2009 гг.

Все аварии, происходящие иа газопроводах можно поделить на три группы:

- разрыв газопровода;

- частичная или полная закупорка газопровода, приводящая к сокращению или прекращению транспорта газа;

- выход из строя оборудования и арматуры, установленных на газопроводе.

Большинство аварий, происходящих на магистральных газопроводах, - это разрывы.

Существует множество причин аварий на газопроводах. Их основные категории и процентное соотношение представлены на рис. 2.

И наружная коррозия н стресс-кор розно иное растр ескивание

□ брак строительсгва

□ повреждение внешними воздействиями (автомобилями, с'х и землеройной ттаннкой, а также преднамеренное воздействие с целью хищения газа и случаи терроризма)

□ дефекты изготовления

@ ошибочные действия персонала

Рис. 2. Процентное соотношение причин аварий на газопроводах

На сегодняшний день для ОАО «Газпром» основной причиной аварийности на магистральных газопроводах большого диаметра является развитие разрушительных процессов коррозионного растрескивания стенок труб под напряжением.

Для повышения уровня промышленной безопасности на объектах Единой системы газоснабжения необходимо кратно увеличить объемы реконструкции сети газораспределительных и компрессорных станций, а также газопроводов, эксплуатируемых с 1960-1970-х гг.

В крайне неудовлетворительном состоянии находятся газораспределительные станции, принадлежащие потребителям газа (всего таких объектов более 270). В случае аварии на подобных объектах, построенных 20-30 лет тому назад, газоснабжение населенных пунктов может быть прервано на длительный срок.

Аварийность на газопроводах ОАО «Газпром» удалось в последние годы несколько снизить (рис. 1), во многом за счет наращивания темпов проведения внутритрубной диагностики и последующего «адресного» ремонта, а также за счет реализации ряда целевых программ. Однако, опасения у руководства предприятия вызывает существенный рост аварий по причине коррозионного растрескивания под напряжением (КРН или стресс-коррозия).

Решение проблем безопасности газопроводов заключается в расширении объемов применения труб с антикоррозионным покрытием, изготовленных из коррозионно-стойких сталей, а также в широком использовании ингибиторов коррозии.

Как уже было сказано ранее, в российской газотранспортной системе около 70 % основных фондов исчерпали свой ресурс и требуют реконструкции или полной замены. Рассмотрим, как происходит ремонт и замена магистральных газопроводов в ОАО «Газпром».

Ремонт линейной части магистральных газопроводов (ЛЧМГ) подразделяется на следующие основные виды: аварийный, текущий и капитальный.

Аварийный ремонт связан с ликвидацией аварий и повреждений на трубопроводах.

Текущий ремонт представляет собой комплекс работ по систематическому и своевременному проведению профилактических мероприятий:

- ремонт изоляционных покрытий трубопроводов протяженностью до 500 м;

- подсыпка площадок;

- ремонт ограждений крановых площадок;

- восстановление вдольтрассовых дорог;

- восстановление проектной глубины заложения трубопроводов;

- устранение утечек газа и др.

Под капитальным ремонтом магистрального газопровода понимается комплекс технических мероприятий, направленных на полное или частичное восстановление линейной части эксплуатируемого газопровода до проектных характеристик.

Капитальный ремонт разрешается производить только при наличии утвержденного проекта производства работ на отключенном и освобожденном от газа участке газопровода.

По характеру выполняемых работ капитальный ремонт ЛЧМГ подразделяется на следующие виды:

- замена старой и дефектной изоляции;

- замена изоляции и восстановление стенки трубы или частичная замена труб;

- полная замена труб.

Комплексные обследования ЛЧМГ производятся специализированными организациями, текущие обследования (осмотры) - бригадами линейно-эксплуатационных служб (ЛЭС), лабораториями ЭХЗ, линейными обходчиками.

Программы, методики и сроки проведения обследований, их периодичность и объемы разрабатываются газотранспортными предприятиями с привлечением проектных организаций.

Обследование ЛЧМГ состоит из осмотра и обследования с применением технических средств и оборудования.

Осмотры, как правило, выполняются ЛЭС с использованием транспортных средств: вертолетов, самолетов, автотранспорта или пешим обходом. Способ осмотров и их периодичность устанавливаются газотранспортным предприятием.

По результатам обследования, оформленным актом, и предварительным рекомендациям организаций, проводивших обследование, газотранспортное предприятие проводит работу по выполнению исполнительных чертежей, составлению дефектных ведомостей, которые являются основой для разработки проектно-сметной документации (ПСД) и проекта производства работ (ППР), в том числе для выбора способа ремонта.

Планы ремонтных работ единой системы газоснабжения разрабатывают на основе предложений газотранспортных предприятий, представляемых в ОАО «Газпром» не позднее чем за один квартал до начала планируемого периода.

План ремонтных работ должен включать:

- объемы ремонтных работ на ЛЧМГ по газотранспортному предприятию в физическом измерении с указанием применяемых технологий ремонта и непосредственного исполнителя работ;

- потребности газотранспортного предприятия в материально-технических ресурсах (трубы, изоляционное покрытие, материалы и оборудование) для проведения ремонтных работ;

- ориентировочные объемы финансирования ремонтных работ в целом по ОАО «Газпром» и по каждому газотранспортному предприятию в отдельности.

Планы ремонтных работ на ЛЧМГ ЕСГ утверждает руководство ОАО «Газпром». Капитальный ремонт линейной части магистрального газопровода производится на основании проектно-сметной документации.

Проектно-сметную документацию на производство капитального ремонта ЛЧМГ разрабатывает заказчик, т.е. эксплуатирующая газопровод организация, или - по его заказу - проектная организация и согласовывает ее с подрядной организацией не позднее чем за два месяца до начала ос-новныхработ [1].

В силу высокого процента износа газопроводов и ограниченного финансирования предприятие проводит выборочный ремонт участков газопроводов с опасными дефектами, обнаруженными путем внутритрубной диагностики. Если в момент обнаружения дефект считается неопасным по прочности, то он не устраняется, а заносится в базу данных. Затем, когда возникает угроза аварии из-за данного дефекта, трубопровод ремонтируют. Причина в том, что подход к ремонту как средству ликвидации дефектов, ставших опасными по критерию прочности, неэффективен и не позволяет решить проблему аварийности. Такая техническая политика приведет к ежегодному увеличению количества дефектов до критического уровня, когда не будет достаточно средств для своевременной ликвидации опасных коррозионных дефектов.

Основными причинами такого подхода к ремонту газопроводов являются высокая стоимость материалов и ремонтных работ, ограниченность денежных средств, направляемых на данные цели, большое количество трубопроводов, требующих ремонта. На сегодняшний день возможности оптимизации затрат на ремонт газопроводов в условиях ограниченных денежных средств и высокого показателя износа оборудования для российской газовой промышленности остаются, в основном, неизученными.

Для решения существующей проблемы замены и ремонта газопроводов в условиях ограниченных ресурсов предлагается создать комплекс имитационного моделирования, который станет основой принятия рациональных управленческих решений по данной проблеме.

Благодаря имитационному моделированию есть возможность наблюдать, как будет изменяться техническое состояние различных газопроводов во времени, где велика вероятность аварии и как будет развиваться ситуация в случае направления средств на реконструкцию одного из участков ГТС.

При выполнении имитационного эксперимента у лица, принимающего решения, есть возможность вмешиваться в ход эксперимента, прекращать его, когда текущие значения параметров и переменных уверенно указывают на неудовлетворительность рассматриваемого варианта управленческого решения [2]. Что позволяет сэкономить время и деньги.

Список литературы:

1. Правила производства работ при капитальном ремонте магистральных газопроводов ВСН 51-1-97.

2. Остроухова Н.Г. Имитационное моделирование как метод поиска и обоснования рациональных управленческих решений // Социально-экономическое и инновационное развитие региона: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. - С. 147-154.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

© Пучкина Ю.В.*, Кубанов A.M.4

ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол», г. Черкесск Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, г. Черкесск

В статье освещаются вопросы экономического регулирования деятельности предприятий в агропромышленном комплексе. Статья содержит перечень государственных программ направленных на разви-тие АПК Карачаево-черкесской республики.

С конца 90-х годов прошлого века в нашей стране значительно усилилась социальная направленность государственной экономической политики, что привело к росту денежных доходов населения, повышения уровня его платежеспособности. Однако реализованные мероприятия оказались недостаточными для создания стойкого спроса на продовольственные товары. Между потреблением и производством продовольственных товаров во все времена существовали определенные пропорции. Однако степень взаимозависимости ме^ду величиной денежных доходов населения и развитием агропродовольчеи сферы изучена недостаточно. Нет ответа на вопрос о приоритетах в финансировании социальной и производственной сфер, о взаимосогласованности государственной социальной, экономической и аграрной политики.

Важным теоретико-методологическим вопросом исследуемой проблемы является обоснование исходных научных принципов и выбор методов государственного регулирования аграрного сектора экономики. Исследования российских и зарубежных учёных и обобщение имеющего опыта позволило сформулировать исходные принципы регулирующего воздействия государства на аграрную сферу экономики.

* Коммерческий директор ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол», аспирант Карачаево-Черкесской государственной технологической академии.

* Профессор, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.