Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ'

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПРИБЫЛЬ / ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хромова И.Н., Фельде Е.М., Жадовская М.А.

В настоящее время ключевая роль при принятии управленческих решений принадлежит учету и анализу затрат на производство. В данной статье рассмотрен процесс формирования себестоимости плодовых многолетних насаждений при применении системы «директ-костинг». На основании учетных данных была проанализирована структура себестоимости плодовых культур, рассмотрены основные статьи затрат. Также был проведен маржинальный анализ, на основе которого был рассчитан маржинальный доход, определена точка безубыточности в денежном и натуральном выражении, выявлен запас финансовой и производственной прочности. На основании полученной информации были предложены мероприятия по снижению себестоимости продукции плодовых многолетних насаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DECISION-MAKING BASED ON COST INFORMATION

At present time the main role, when you adopt management decisions, belongs to accounting and analysis of expenses production manufacture. In this article, the process of formation cost price of fruit perennial plantations is considered while using the system of «direct-costing». Using the credentials, the cost structure of fruit crops was analyzed and main articles of expenses were also considered. Margin analysis was conducted and on the base of it was counted, the marginal income break-even point in monetary and natural value was defined. Margin of financial and manufacturing strength was revealed. Events to reduce the cost price of fruit perennial plantation were suggested on the base of credentials information. The relevance of conducting research was conditioned by increasing the significance margin analysis while adopting management decisions in organizations of the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ»

Организационные риски трудно поддаются регулированию, но если их уменьшить, то это поможет улучшить качество планирования, которое применяется при принятии различных решений на предприятии. Убрать их можно с помощью советников, которые не связаны с компанией.

В то же время предприниматель подвергается не только производственным рискам, но и так же важную роль играют финансовые риски, которые если не брать в расчет, они могут повлечь за собой большую потерю активов, поэтому их также нужно брать во внимание и уметь их избегать.

Источники:

1. Адаменко А.А. Классификация факторов риска предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, В.В. Маркелов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28 (2). - С. 10-15.

2. Инюкин, А. Ф. Сущность и причины экономических рисков на предприятиях агропромышленного комплекса / А. Ф. Инюкин, Т. Е. Хорольская, В. А. Савельева // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 5(46). - С. 156-160.

3. Мусаев, М. М. Основные аспекты риск-менеджмента в управлении компанией в условиях высокой неопределенности / М. М. Мусаев, А. М. Иманбекова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 2(43). - С. 159-162.

4. Плотникова, Е. В. У правление рисками в сельскохозяйственной организации / Е. В. Плотникова, Е. И. Артемова // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 5(3). - С. 114-120.

5. Цысов, А. С. Риски бизнес-процессов предприятий металлургической промышленности / А. С. Цысов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 33(1). - С. 212-218.

References:

1. Adamenko A.A. Classification of risk factors for entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, V.V. Markelov // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 28 (2). - S. 10-15.

2. Inyukin, A. F. Essence and causes of economic risks at the enterprises of the agro-industrial complex / A. F. Inyukin, T. E. Khorolskaya, V. A. Savelyeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 5(46). - S. 156-160.

3. Musaev, M. M., Imanbekova, A. M. The main aspects of risk management in managing a company under conditions of high uncertainty. Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 2(43). - S. 159-162.

4. Plotnikova, E. V. Risk management in an agricultural organization / E. V. Plotnikova, E. I. Artemova // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 5(3). - S. 114-120.

5. Tsysov, A.S. Risks of business processes of enterprises of the metallurgical industry / A.S. Tsysov // Natural-humanitarian research. - 2021. - No. 33(1). - S. 212-218.

EDN: GIBOFE

И.Н. Хромова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, ikhrommm@gmail.com,

I.N. Khromova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Kuban State Agrarian University;

Е.М. Фельде - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, elizavetaharcenko6@gmail.com,

E.M. Felde - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University;

М.А. Жадовская - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, jadovskai@gmail.com,

M.A. Zhadovskaya - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University.

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ MANAGEMENT DECISION-MAKING BASED ON COST INFORMATION

Аннотация. В настоящее время ключевая роль при принятии управленческих решений принадлежит учету и анализу затрат на производство. В данной статье рассмотрен процесс формирования себестоимости плодовых многолетних насаждений при применении системы «директ-костинг». На основании учетных данных была проанализирована структура себестоимости плодовых культур, рассмотрены основные статьи затрат. Также был проведен маржинальный анализ, на основе которого был рассчитан маржинальный доход, определена точка безубыточности в денежном и натуральном выражении, выявлен запас финансовой и производственной прочности. На основании полученной информации были предложены мероприятия по снижению себестоимости продукции плодовых многолетних насаждений.

Abstract. At present time the main role, when you adopt management decisions, belongs to accounting and analysis of expenses production manufacture. In this article, the process of formation cost price of fruit perennial plantations is considered while using the system of «direct-costing». Using the credentials, the cost structure of fruit crops was analyzed and main articles of expenses were also considered. Margin analysis was conducted and on the base of it was counted, the marginal income break-even point in monetary and natural value was defined. Margin of financial and manufacturing strength was revealed. Events to reduce the cost price of fruit perennial plantation were suggested on the base of credentials information. The relevance of conducting research was conditioned by increasing the significance margin analysis while adopting management decisions in organizations of the agricultural sector.

Ключевые слова: затраты, себестоимость, управленческие решения, информация, маржинальный анализ, прибыль, продукция.

Keywords: costs, cost, management decisions, information, margin analysis, profit, products.

В настоящее время в условиях непрерывного информационного потока эффективность процесса принятия управленческих решений во многом обусловлена достоверным прогнозом ожидаемых результатов. Стоит отметить, что процесс прогнозирования в первую очередь должен основываться на релевантной информации. Если управленческие решения будут приниматься на основе информации, которая не является полной и достоверной, их эффективность будет поставлена под сомнение. Ошибочно принятые управленческие решения могут привести к потере конкурентных позиций на рынке, спаду доверия покупателей и ухудшению финансового положения организации.

Стоит отметить, что на данном этапе развития учета затрат существует множество способов исчисления себестоимости продукции, поэтому организациям следует подходить к данному вопросу не только исходя из специфики производственной деятельности, но и учитывая качественные и количественные характеристики производимой продукции. Так, менеджеры должны опираться на достоверную информационную базу, проводить сравнительный анализ имеющихся данных, рассматривать альтернативные варианты внедрения нововведений.

Всё это позволит оценить финансовые последствия принимаемых управленческих решений.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в процессе принятия управленческих решений необходимо более детально подходить к изучению состава и структуры затрат на производство продукции, в том числе необходимо оценить удельный вес статей затрат в себестоимости того или иного продукта.

Также организации необходимо выбрать метод учета затрат, который в свою очередь будет наиболее эффективен в отрасли, в которой функционирует данная организация. Стоит отметить, что на данном этапе развития учета затрат существует множество способов исчисления себестоимости продукции, поэтому организациям следует подходить к данному вопросу не только исходя из специфики производственной деятельности, но и учитывая качественные и количественные характеристики производимой продукции.

Исследуемая организация ООО «Агро-Центр» ведет учет затрат на основе деления их на прямые и косвенные. Однако применение данного метода учета затрат может способствовать получению недостоверных данных о фактическом объеме затрат, который находит отражение в себестоимости производимой продукции.

Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования в управленческом учете маржинального метода - системы учета «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление переменной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Суть данного метода заключается в учете и планировании себестоимости в разрезе переменных затрат. Для этого необходимо дифференцировать общепроизводственные расходы на постоянные и переменные.

Для этого в учетной практике к счету 25 «Общепроизводственные расходы» открывают субсчета:

- 25 - 1 «Переменные общепроизводственные расходы»;

- 25 - 2 «Постоянные общепроизводственные расходы».

Постоянные общепроизводственные расходы - это расходы, которые остаются неизменными или незначительно изменяются при изменении объема производства продукции, например, расходы на обслуживание и управление производством. Переменные общепроизводственные расходы могут изменятся в зависимости от изменения объема производства.

Таким образом, с точки зрения оценки финансово-хозяйственной деятельности организации переменные расходы имеет смысл рассматривать как расходы, которые характеризуют ее деловую активность. Переменные затраты возникают с началом производственного процесса и при его прекращении сводятся к нулю, в отличие от постоянных затрат, существующих с момента создания предприятия, независимо от ведения производства и реализации продукции.

Деление затрат на постоянные и переменные важно при выборе системы учета и калькулирования, анализе и прогнозировании, расчете критической точки объема производства, анализе порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции и при выборе экономической политики предприятия [1].

Формирование себестоимости произведенной продукции при применении системы «директ-костинг» происходит на основе расходов, которые непосредственно связаны с производством. Оставшиеся затраты при расчете себестоимости не учитываются, а отражаются на отдельных счетах, уменьшая финансовый результат деятельности организации.

Более того, ключевым показателем данного метода выступает маржинальный доход, с помощью которого организация может рассчитать не только порог рентабельности производства и сформировать ассортиментную политику, но и цену безубыточной реализации продукции.

Применив систему «директ-костинг», проведем маржинальный анализ в ООО «Агро-Центр», который позволит принять управленческое решения для максимизации прибыли. Представим данные о структуре себестоимости плодовых многолетних насаждений ООО «Агро-Центр» за 2021 год в таблице 1.

Таблица 1 - Структура затрат на производство продукции плодовых многолетних насаждений (яблоки) ООО «Агро-Центр», 2021 г.

Статьи калькуляции Затраты, тыс. руб.

Переменные Постоянные

Оплата труда 24 286

Отчисления на социальные нужды 10 408

Минеральные удобрения 4 200

Бактериальные удобрения 2 801

Средства защиты растений, в том числе: -гербициды -фунгициды -инсектициды 11 100 12 350 9 572

Электроэнергия 1 776

Нефтепродукты 2 355

Амортизация 27 040

Прочие затраты 32 214

Общепроизводственные расходы 2 119 1 115

Общехозяйственные расходы 6 100

Итого 114 181 34 255

Анализ структуры затрат на производство позволил проклассифицировать затраты исследуемой организации на постоянную и переменную часть для целей применения системы «директ-костинг», соответственно затраты, отнесенные к переменным, будут включены в себестоимость продукции, а постоянные - списаны на финансовый результат.

На основе представленной классификации затрат рассчитаем показатели, на которые будет опираться ООО «Агро-центр» при принятии управленческих решений (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели, характеризующие эффективность производства плодовых многолетних насаждений ООО «Агро-центр»

Показатель Расчет 2021 год

Объем производства, ц - 46 490

Объем реализации, ц - 46 292

Выручка, тыс. руб. В = ОР х ц 225 970

Маржинальный доход, тыс. руб. МД = В — Пер.З 111 789

Коэффициент маржинального дохода НМД = МД -н В 0,494

Точка безубыточности, тыс. руб. Тбезуб д. = ПЗ -н НМД 69 202

Точка безубыточности, ц Тбезуб н. = Тбезуб д -н Ц 21 163

Сила воздействия операционного рычага СВОР = МД -н п 1,4

Запас финансовой прочности, руб. ЗФП = В -н Т безуб д 203 705

Запас производственной прочности, ц ЗПП = ОРфакт. -ОРкрит. 25 129

За анализируемый период при производстве яблок маржинальный доход организации составляет 111 449 тыс. руб., что характеризует долю выручки от реализации, которая будет направлена на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Данный показатель выступает базой для определения безубыточного объема продаж.

Также стоит отметить, что расчет маржинального дохода может быть использован для обоснования принятия управленческих решений. Норма маржинального дохода в сумме выручки в 2021 году составила 0,494, что говорит о том, что доля маржинального дохода в сумме выручки составляет 49,4 %.

На основе полученных данных, определим точку безубыточности производства плодовых многолетних насаждений в ООО «Агро-центр» на 2021 год.

Так как нам известна величина маржинального дохода равная 111 789 тыс. руб., и коэффициент маржинального дохода, равный 0,494, для расчета точки безубыточности в денежном выражении необходимо рассмотреть соотношение постоянных затрат и коэффициента маржинального дохода:

Точка безубыточности в денежном выражении = 3 4 2 5 5 н 0,494 = 69 2 0 2 ты с . руб .

Также целесообразно рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении, исходя из соотношения точки безубыточности в денежном выражении и цены единицы продукции:

Точка безубыточности в натуральном выражении =

В результате произведенных расчетов можно сделать вывод о том, что безубыточность производства и реализации яблок в ООО «Агро-центр» будет достигнута при объеме 21 163 ц. В точке безубыточности выручка, которую получает организация будет равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Именно поэтому выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем продаж в точке безубыточности называется пороговым объемом продаж. Таким образом, можно сделать вывод, что при условии реализации яблок меньше рассчитанного порогового объема продаж - 20 951 ц, исследуемая организация будет терпеть убытки, если больше данного объема - получать прибыль.

Располагая данными о фактическом и критическом объеме реализации продукции плодовых многолетних насаждений, рассчитаем запас производственной прочности. Запас производственной прочности показывает, насколько можно уменьшить объем реализации до того, как будет достигнут критический объем продаж.

Запас производственной прочности =

Запас производственной прочности =

Переходя к расчету следующего показателя, отметим, что объективность операционного рычага обусловлена наличием в структуре себестоимости постоянных и переменных затрат.

Таким образом, чем выше доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции, тем выше уровень производственного рычага, что увеличивает производственные риски. Расчет силы воздействия операционного рычага показал, на сколько процентов может измениться прибыль организации при изменении выручки на 1 %.

Таким образом, на основе данных о силе воздействия операционного рычага можно сделать вывод, что при снижении выручки на 10% прибыль снизится на 14%, а при увеличении выручки на 10 % прибыль увеличится на 14%.

Показатель запаса финансовой прочности выступает одним из основных показателей платежеспособности предприятия. Чем выше запас финансовой прочности, тем дальше компания от критического уровня выручки.

Исходя из полученных данных, определим запас финансовой прочности в рублях и процентах:

1) Запас финансовой прочности = Выручка — Точка безубыточности в денежном выражении = 272 215 - 68 510 = 203 705 руб.

2) Запас финансовой прочности = ((Выручка - Точка безубыточности в денежном

нии) н Выручка) X 100 = ((2 72 2 1 5 — 6 8 5 1 0) н 2 72 2 1 5 ) X 1 0 0 = 74, 83 %

Таким образом расчет запаса финансовой прочности позволил определить порог, до которого ООО «Агро-центр» может снизить объем продаж, прежде чем начнет работать в убыток.

В текущих рыночных условиях наибольшим преимуществом будут обладать организации, у которых себестоимость выпускаемой продукции будет ниже, чем у конкурентов. А у организаций с наиболее высокой себестоимостью производимой продукции, возможно возникновение трудностей не только со сбытом продукции, но и финансовой устойчивостью.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что главной целью снижения себестоимости продукции является поддержание конкурентоспособных позиций организации.

На основании данных о структуре себестоимости можно внести предложение по снижению затрат по статье «Средства защиты растений». Рассмотрим более детально порядок внедрения и обоснование данного предложения.

ООО «Агро-центр» приобретает импортные средства защиты растений, используемые для борьбы с вредителями и болезнями многолетних плодовых насаждений. Так за 2021 год у зарубежной фирмы было приобретено 700 литров химикатов по цене 45 $ за 1 литр. Таким образом по курсу 76 рублей за доллар исследуемая организация потратила 2 394 тыс. руб.

Однако, подобный вид химикатов имеется в продаже у отечественного поставщика, качество данного средства защиты растений не уступает импортному, но с учетом разницы в цене - 2 950 рублей за литр, в то время как при конвертации валют импортные химикаты приравниваются к 3 420 рублей за литр, считается наиболее эффективным покупать данный вид химикатов у отечественного

поставщика. Таким образом в общей сумме организация, приобретая химикаты у отечественного поставщика потратит: 7 0 0 X 2 9 5 0 = 2 0 65 ты с . руб.

Эффективность внедрения данного предложения обусловлена тем, что оно позволит снизить себестоимость реализуемой продукции, не снижая при этом ее качество. Экономический эффект составит 329 000 руб.

Также необходимо рассмотреть статью «Прочие расходы», наибольший удельный вес в которой занимают транспортные расходы. Это связано с ростом цен на логистические услуги в связи с увеличением цен на топливо и трудностями в международной логистике. Общая сумма транспортных расходов в отчетном году составила 10 000 тыс. руб. Так как организация имеет достаточное количество собственных транспортных средств можно отказаться от части логистических услуг и осуществлять доставку до мест реализации собственными автотранспортными средствами.

Именно поэтому целесообразно предложить исследуемой организации внедрить мероприятия по сокращению транспортных перерасходов путем модернизации данных, содержащихся в дорожных картах, среди которых: исходное состояние, конечное состояние, места необходимой заправки. Также необходимо следить за перерасходом топлива, ведь можно рассчитать его расход с учетом цены и путем сравнения этих данных со средним количеством расхода топлива, можно обнаружить его возможный перерасход. Подобные мероприятия способны сократить данную статью расходов в среднем на 30 %, таким образом экономический эффект составит 3 000 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом с учетом предложенных мероприятий исследуемая организация может сэкономить порядка 4 000 тыс. руб., что отразится на себестоимости продукции. Представим экономическую эффективность предложенных мероприятий в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агро-центр»

Показатель Отчетный год Проект Темп роста, %

Объем производства, ц 46 292 46 292 -

Выручка, тыс. руб. 225 630 225 630 -

Себестоимость, тыс. руб. 114 181 110 852 97,08

Маржинальный доход, тыс. руб. 111 789 114 778 102,67

Постоянные затраты, тыс. руб. 34 255 34 255 -

Прибыль от продаж, тыс. руб. 77 534 80 523 103,86

Рентабельность продаж, % 34,36 35,67 103,81

Для более достоверного представления внедряемых предложений объем производства и цена реализации приравниваются к показателям отчетного года. Таким образом можно отметить увеличение маржинального дохода за счет снижения себестоимости. За счет этого увеличится прибыль от продаж и повысится показатель рентабельности продаж.

Таким образом эффективность предложенных мероприятий обусловлена положительной динамикой результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агро-центр». Именно грамотно проведенная оптимизация затрат на производство продукции выступает основным преимуществом перед конкурентами.

Подводя итоги следует обратить внимание на проведенный маржинальный анализ ООО «Агро-центр», который позволит руководству предприятия достоверно подходить к оценке текущей ситуации. Именно благодаря применению маржинального анализа можно обосновать управленческие решения, например, изменение объема и ассортимента продукции, цен на производимую продукцию, технологии производства.

В заключение следует отметить, что на данный момент времени не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость с максимальной точностью. Ведь любое косвенное отнесение затрат на изделие может исказить фактическую себестоимость, что снижает точность процесса калькулирования. Поэтому при выборе метода управления затратами руководство предприятия должно тщательно проанализировать особенности деятельности организации, ведь от этого выбора зависит прибыльность предприятия и его деятельность в целом.

Однако на наш взгляд применение в организации системы «директ-костинг» является наиболее объективной, так как дает наиболее достоверную базу для принятия управленческих решений. Также важно отметить, что особенностью системы «директ-костинг» является то, что с ее помощью можно изучать и анализировать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами, то есть себестоимостью продукции и прибылью. Именно поэтому в системе управленческого учета стоит ориентироваться на систему «директ-костинг».

Источники:

1. Гаррисон, Р., Норин, Э., Брюэр, П. Управленческий учет: учебник / пер. с англ. под ред. М.А. Карлика. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 592

2. Левчаев, П. А., Осипов В. И. Финансовый механизм и управленческий учет расхода производственных ресурсов компании: монография. - М.: Инфра-М, 2021. - 231 с

3. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина. - М.: Аль-пина Паблишер, 2020. - 608 с.

4. Хромова, И.Н. Роль и значение себестоимости в условиях трансформационной экономики/ И.Н. Хромова. // В сборнике: Бухгалтерский учет: история, современность, перспективы развития. Сборник научных статей международной заочной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Краснодар. - 2013. - С. 226-231.

5. Хромова И.Н. Методическое обеспечение учета и анализа затрат на производство продукции в системе управленческого учета организаций АПК/ И.Н. Хромова, Ю.О. Свердлова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 6.

- № 3. - С. 136-142. References:

1. Garrison, R., Norin, E., Brewer, P. Managerial accounting: textbook / translated from English. edited by M.A. Dwarf. - 12th ed. -St. Petersburg: Peter, 2010. - 592

2. Levchaev, P. A., Osipov V. I. Financial mechanism and management accounting of the consumption of production resources of the company: monograph. - M.: Infra-M, 2021. - 231 p.

3. Porter, M. Competitive strategy. Methodology of the analysis of industries and competitors / translated from the English by I. Mi-nervin. - M.: Alpina Publisher, 2020. - 608 p.

4. Khromova, I.N. The role and value of cost in the conditions of a transformational economy/ I.N. Khromova. // In the collection: Accounting: history, modernity, development prospects. Collection of scientific articles of the international correspondence scientific and practical conference of the teaching staff. Krasnodar. - 2013. - pp. 226-231.

5. Khromova I.N. Methodological support of accounting and analysis of production costs in the management accounting system of agricultural organizations/ I.N. Khromova, Yu.O. Sverdlova // Economics and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 6.

- No. 3. - pp. 136-142.

EDN: FPRYAF

О.Б. Черненко - д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления и экономической безопасности, Ростовский государственный экономический университет(РИНХ), obch2911@yandex.ru,

O.B. Chernenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Administration and Economic Security, Rostov State University of Economics (RINH);

О.С. Нестерова - к.э.н., ассистент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), horuzhaya-olga@mail.ru,

O.S. Nesterova - Ph.D. in Economics, Assistant of the Department of Regional Economics, Industries and Enterprises, Rostov State Economic University (RINH).

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ CORPORATE CULTURE MANAGEMENT IN CONDITIONS OF ECONOMY DIGITALIZATION

Аннотация. Цифровизация экономики является очевидным фактором, трансформирующем современную систему менеджмента компаний. Это касается управления корпоративной культурой как механизма управления развитием персонала и успешной деятельности любой компании. Показано, как анализ корпоративной культуры позволяет целенаправленно ее совершенствовать, разработать корпоративные стандарты, правила, регламенты, повысить эффективность и качество работы персонала; сформировать систему передачи технологий в компании; снизить число конфликтов. Предложенная схема анализа документационного обеспечения процесса управления в сфере воздействия корпоративной культуры и формализации корпоративных ценностей дает возможность улучшить процесс диагностики и управления корпоративной культуры. Создание и совершенствование корпоративного портала с использованием лучших IT-технологий позволяет обеспечить эффективные коммуникации, обратную связь, наладить межфункциональное взаимодействие между подразделениями и сотрудниками, обосновать мероприятия по управлению корпоративной культурой.

Abstract. The digitalization of the economy is an obvious factor transforming the modern system of company management. This concerns the management of corporate culture as a mechanism for managing the development of personnel and the success of any company. It is shown how the analysis of corporate culture allows to purposefully improve it, develop corporate standards, rules, regulations, improve the efficiency and quality of personnel work; form a technology transfer system in the company; reduce the number of conflicts. The proposed scheme for analyzing the documentary support of the management process in the area of corporate culture impact and formalization of corporate values makes it possible to improve the process of diagnosing and managing corporate culture. The creation and improvement of a corporate portal using the best IT technologies allows for effective communication, feedback, establishing cross-functional interaction between departments and employees, and substantiating corporate culture management activities.

Ключевые слова: цифровизация экономики, корпоративная культура, документационное обеспечение, корпоративный портал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.