Научная статья на тему 'Принятие управленческих решений как основа менеджмента'

Принятие управленческих решений как основа менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1731
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ / ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ / РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ / MAKING ADMINISTRATIVE DECISIONS AS THE BASIS OF MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE DECISION / STRUCTURE OF ADMINISTRATIVE DECISION / INTUITIVE DECISIONS / DECISIONS BASED ON JUDGMENTS / RATIONAL DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хавроничев Владимир Иванович

В статье освещается проблема разработки и принятия управленческих решений в образовательном учреждении. Показывается, что принятие большинства решений обусловлено необходимостью решения текущих вопросов. Делается вывод о целесообразности подготовки руководителей к принятию рациональных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие управленческих решений как основа менеджмента»

УДК 338.22.021.1

В. И. Хавроничев

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА

V.I. Khavronichev

MAKING ADMINISTRATIVE DECISIONS AS THE BASIS OF MANAGEMENT

В статье освещается проблема разработки и принятия управленческих решений в образовательном учреждении. Показывается, что принятие большинства решений обусловлено необходимостью решения текущих вопросов. Делается вывод о целесообразности подготовки руководителей к принятию рациональных управленческих решений.

Управленческое решение, структура управленческих решений, интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения.

The paper describes the problem of developing and making administrative decisions in an educational institution. Most of the decisions is conditioned by the necessity of solving current problems. The conclusion is drawn on the necessity of training managers in making rational administrative decisions.

Administrative decision, structure of administrative decision, intuitive decisions, decisions based on judgments, rational decisions.

Одна из реальных возможностей повышения эффективности и качества образовательного процесса заложена в сфере управления системой образования. Возрастание роли стратегического управления образовательным учреждением требует научного подхода к решению организационных проблем работы управленческого персонала.

В рамках образовательного учреждения решаются управленческие задачи, связанные с состоянием учебно-воспитательной и методической работы, организацией обучения учащихся, организацией работы по повышению квалификации педагогов. Управленческие задачи в образовательном учреждении решаются в соответствии с функциональными уровнями управления: директор, заместитель директора, педагог, ученик.

Основным продуктом управленческой деятельности является управленческое решение, качество которого позволяет оценить организацию процесса управления образовательным учреждением.

Анализ управленческой литературы показывает, что термин «решение» рассматривается

как процесс (Н.Л. Карданская, Й. Кхол, М.Х. Мескон, Б.М. Рапопорт), как объект (В.А. Карташов, Ю.А. Авдеев, Э.А. Смирнов), как процесс и как объект (Э.А. Смирнов, Т.К. Кравченко, Г.В. Атаманчук). При первом подходе акцент делается на выбор наилучшей альтернативы из множества альтернатив, при втором - решение представляет некоторую цель и программу достижения ее, при третьем: решение - это «процесс и результат выбора цели и способа действий» [3, с. 134].

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится анализ ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, отбор критериев, выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и дове-

дения его до участников образовательного процесса. На заключительной стадии осуществляется контроль выполнения решения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата.

Этапы процесса принятия рационального решения выглядят так: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернативы, выбор альтернативы, реализация альтернативы, получение обратной связи и коррекция решения [2].

Практика управления свидетельствует, что далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (по некоторым данным, их удельный вес в общем числе принятых составляет около 30 %). Кроме того, часть реализованных решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной. Экспертные оценки свидетельствуют, что таких решений не менее 25 %.

В связи с тем, что проблема принятия управленческих решений приобрела неотложный характер, возникает объективная необходимость в принятии рациональных управленческих решений.

В нашем исследовании под управленческим решением мы будем понимать выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью [1]. Объектом нашего исследования является управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения, предметом исследования - управленческое решение как основной продукт управленческой деятельности.

Ключевая роль в принятии управленческого решения принадлежит руководителю образовательного учреждения, так как чаще всего он выступает в роли лица, принимающего решение. Основной формой управленческого решения в образовательном учреждении является приказ. При исследовании был проанализирован 371 приказ, они составили годичный цикл по образовательному учреждению.

По содержанию управленческие решения, принимаемые в образовательном учреждении, следует отнести к группам: организационно-

распорядительные, административно-хозяйственные, решения по работе с кадрами, решения по основной деятельности, решения во исполнение вышестоящих органов управления образования.

К управленческим решениям по основной деятельности относятся: приказы и распоряжения о проведении внеклассных и внешкольных занятий, массовых мероприятий, приказы и распоряжения о проведении олимпиад и конкурсов, приказы об обучении детей на дому, приказы о создании различных ученических сообществ.

Организационно-распорядительные решения: приказы об установлении педагогической нагрузки, о штатном расписании, об окончании учебных периодов, о планировании работы подразделений, об утверждении графика работы, приказы по итоговой аттестации.

Административно-хозяйственные решения: приказы по охране труда, приказы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса.

Решения по кадрам: расстановка педагогических кадров, установление компенсационных выплат, распределение дополнительных обязанностей, отпуска, командировки, поощрения.

Направленность управленческой деятельности образовательного учреждения в нашем исследовании оценивалась по следующим классификационным признакам: значимость принимаемых решений, степень повторяемости проблемы, длительность реализации, характер использованной информации, место и функции в процессе управления, форма принятия решения. Структура приказов в соответствии с данными классификационными признаками представлена в табл. 1.

Результаты исследования показали, что руководители образовательного учреждения в практике своей работы используют детерминированные управленческие решения, результат которых заранее известен. Это в основном текущие решения, направленные на организационные вопросы, поэтому они являются краткосрочными. Следует отметить, что удельный вес групповых решений также не велик (10,8 %), большинство из них принимается единолично руководителем образовательного учреждения. Как следствие, нетипичных

управленческих решений всего 4 %. Таким образом, принимаемые решения направлены на функционирование, а не на развитие образовательного учреждения.

Таблица 1

Структура управленческих решений исследуемого образовательного учреждения

Классификационные признаки Количество

Виды решений абсолютное относительное, %

Значимость принимаемых решений 1. Стратегические 2. Тактические 3. Операционные 3 23 245 8 6,2 66

Степень

повторяемости пробле- 1. Традиционные 2. Нетипичные 367 4 98,9 1,1

мы

Длительность реализации 1. Долгосрочные 2. Краткосрочные 61 310 16,4 83,6

Характер использованной информации 1. Детерминированные 2. Вероятностные 363 8 97,8 2,2

Место и функции в процессе управления 1. Информационные 2. Организационные 3. Технологические 121 236 14 32,6 63,6 3,8

Форма принятия решения 1. Единоличные 2. Коллегиальные 331 40 89,2 10,8

В современной теории управления существуют различные классификации управленческих функций. Основными функциями управления в образовательном учреждении для нашего исследования были взяты: целеполагание, содержание, руководство, планирование, организация деятельности, контроль, выработка решений, коррекция деятельности обучающихся и педагогов. Распределение управленческих решений по основным функциям управления образовательного учреждения представлено в табл. 2.

Анализ распределения принимаемых управленческих решений по функциям управления позволяет сделать вывод, что руководство уделяет достаточное внимание организационно-исполнительской функции управления (63,6 %), пренебрегая при этом мотивационно-целевой (4,8 %), контрольно-оценочной (1,9 %) и функцией планирования (2,9 %).

Таблица 2

Распределение управленческих решений по основным функциям управления

В ходе анализа управленческой деятельности выделено шесть основных причин, обусловивших принятие управленческих решений (табл. 3). Среди них только одна - источник инновационной деятельности образовательного учреждения, удельный вес которой 0,5 % в исследуемом массиве.

Таблица 3

Распределение управленческих решений по причинам, обусловившим необходимость их принятия

Из табл. 3 видно, что основной причиной принятия управленческих решений является необходимость решения текущих вопросов (71,9 %). Данной причиной можно объяснить преобладание традиционных, краткосрочных и детерминированных управленческих решений. Выполнение предшествующих решений руководством не анализируются, отклонения в функционировании образовательного учреждения не выявляются. Управленческие решения по контролю, коррекции деятельности участников образовательного процесса составляют около 6 %.

Количество

Наименование причин абсолютное относительное, %

Возникновение нового в состоянии управляемой системы 2 0,5

Необходимость коррекции ранее принятого решения 16 4,3

Контроль деятельности персонала 3 0,8

Контроль образовательного процесса 1 0,25

Организация и проведение внеклассных мероприятий 27 7,3

Необходимость решения текущих вопросов 267 71,9

Основные структуры управления Количество

абсолютное относительное, %

Целеполагание 18 4,8

Содержание 21 5,7

Планирование И 2,9

Организация деятельности 236 63,6

Контроль 7 1,9

Коррекция деятельности обучающихся 13 3,5

Коррекция деятельности педагогов 54 14,6

Анализ приказов образовательного учреждения показывает, что принятие большинства обусловлено необходимостью решения текущих вопросов. Данные решения повторяются ежегодно, имеют идентичный процесс подготовки, принятия, организации и контроля их выполнения. В настоящее время все эти решения, как правило, принимаются на уровне первого руководителя. Для оптимизации управленческой деятельности целесообразно делегировать полномочия по принятию однотипных решений заместителям руководителя образовательного учреждения. Это позволит повысить оперативность их выполнения и даст возможность руководителю осуществлять контроль качества и эффективности работы исполнителей. Роль руководителя при принятии типичных управленческих решений сведется к утверждению и официальной передаче полномочий по их подготовке, принятию и контролю ответственным лицам.

Исследование показало, что руководители образовательного учреждения в практике своей работы в основном используют интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Интуитивные решения - это выбор, сделанный на основе ощущений того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Руководитель использует свой опыт, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Рациональные решения, при принятии которых используются формализован-

ные методы, в практике работы руководителей образовательных учреждений присутствуют крайне редко. Это можно объяснить недостаточной компетентностью руководителей в области разработки и принятия управленческих решений.

Принятие рациональных решений - главная задача руководителя. Неправильное решение, а также отсроченное может иметь непоправимые последствия. Подавляющее большинство решений готовится без учета современных технологий организации управленческого цикла. Анализ деятельности руководителей показывает, что если лицо, принимающее решение, опирается на личный опыт, интуицию или на суждения, оно часто принимает ошибочные, неправильные решения. Такие способы принятия решений распространены ввиду того, что у руководителей ограничен временной ресурс.

Список литературы

\. Башкатова, Ю.И. Управленческие решения / Ю.И. Башкатова - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. -2003.-89 с.

2. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

3. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

Хавроничев Владимир Иванович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 57-27-38.

Khavronichev, Vladimir Ivanovich - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Department of Management, Institute of Engineering and Economics, Chrepovets State University. Tel.: 8 (8202) 57-27-38.

УДК 37.018.17

О.Ю. Солодянкина

ВДОВЫ ИЗ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН - ГУВЕРНАНТКИ В РОССИИ

(XVIII-XIX вв.)

О. Y. Solodyankina

WIDOWS FROM EUROPEAN COUNTRIES AS GOVERNESSES IN RUSSIA

(XVIII-XIX centuries)

Статья посвящена тому, как устраивались выживать европейские вдовы - представительницы среднего класса. Работа гувернанткой в России была самым последним вариантом из пристойных занятий в силу сложных сопутствующих обстоя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.