Научная статья на тему 'Принятие личностью учащегося целей образовательного процесса'

Принятие личностью учащегося целей образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
10
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / SOCIAL SYSTEM / COORDINATION OF INTERESTS / SOCIAL BEHAVIOUR / SOCIAL VALUES / EDUCATIONAL OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караваева Юлия Викторовна, Литвинова Светлана Викторовна

В статье рассматривается социальное поведение личности, вовлеченной в образовательный процесс. Выделяются основные элементы процесса принятия личностью учащегося целей образовательной системы. Анализируется механизм согласования поведения личности с акцентом на ее социально-культурные и психологические характеристики, вовлеченные в формирование социальных действий. Особое внимание уделяется социальным установкам как основе социального поведения и важности коррекции образовательных технологий за счет раскрытия потенциала информационно-перерабатывающей модели формирования установок.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Караваева Юлия Викторовна, Литвинова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Acceptance of educational objectives by students

The article deals with the social behaviour of a personality involved in educational process. The main elements of the process of acceptance of educational objectives by students are considered. The authors analyse the mechanism of coordination of individual behaviour with the focus on the socio-cultural and psychological characteristics involved in the formation of social actions. Special attention is given to social values as the basis of social behaviour and the importance of correction of educational technology by employment of resources of information processing model of values formation.

Текст научной работы на тему «Принятие личностью учащегося целей образовательного процесса»

УДК 37.01:371.212 Караваева Юлия Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и теологии

Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Литвинова Светлана Викторовна

ведущий инженер

ООО «Интеллектуальные системы»

ПРИНЯТИЕ ЛИЧНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация:

В статье рассматривается социальное поведение личности, вовлеченной в образовательный процесс. Выделяются основные элементы процесса принятия личностью учащегося целей образовательной системы. Анализируется механизм согласования поведения личности с акцентом на ее социально-культурные и психологические характеристики, вовлеченные в формирование социальных действий. Особое внимание уделяется социальным установкам как основе социального поведения и важности коррекции образовательных технологий за счет раскрытия потенциала информационно-перерабатывающей модели формирования установок.

Ключевые слова:

образовательный процесс, образовательная технология, социальные системы, согласование интересов, социальные установки, цели образовательного процесса, социальное поведение.

Karavaeva Yulia Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Philosophy, Social Science and Theology Department, Lipetsk State Pedagogical University

Litvinova Svetlana Viktorovna

Leading Engineer, LLC "Intellectual Systems"

ACCEPTANCE OF EDUCATIONAL OBJECTIVES BY STUDENTS

Summary:

The article deals with the social behaviour of a personality involved in educational process. The main elements of the process of acceptance of educational objectives by students are considered. The authors analyse the mechanism of coordination of individual behaviour with the focus on the socio-cultural and psychological characteristics involved in the formation of social actions. Special attention is given to social values as the basis of social behaviour and the importance of correction of educational technology by employment of resources of information processing model of values formation.

Keywords:

educational process, educational technology, social system, coordination of interests, social behaviour, social values, educational objectives, social behaviour.

Образовательный процесс включает в себя взаимодействие разных субъектов деятельности (педагогов, учащихся, родителей, руководителей), являющихся носителями целей образовательной системы, выполняющих непреднамеренные педагогические действия и одновременно выступающих субъектами саморазвития. Образовательные цели представляются системообразующими в этих взаимодействиях, поэтому так важен вопрос их принятия личностью учащегося (как и другими участниками образовательной системы). Сложность такого принятия связана с многими факторами: социальными установками и ценностными ориентациями личности, имиджем образовательной системы, ситуационными факторами и др.

Исходя из того что принятие - это «согласование с чем-нибудь» [1, с. 585-586], под принятием личностью целей образовательного процесса можно рассматривать согласование личностью собственного сознательного целесообразного поведения с целями образовательного процесса, в который он включен, выражающееся в положительном отношении личности к результатам образовательного процесса и разделении личностью мировоззренческих позиций, принятых в образовательной системе. В понятии акцентируется внимание на поведении личности, поэтому обращение к анализу поведенческих механизмов позволит выявить первооснову возникновения согласованности поведения участников взаимодействия как между собой, так и с целями образовательного процесса.

Социальное поведение - это «деятельность, предполагающая некоторые личностно значимые социальные результаты, социальное вознаграждение» [2, с. 8]. Оно «стимулирует других людей или само стимулируется ими» [3, с. 53] и представляет собой «проявляемые вовне образы и стереотипы действий, усвоенные индивидом либо на опыте собственной деятельности (осознанные навыки), либо в результате подражания общеизвестным или чужим образцам и стереотипам действий (неосознанные или малоосознанные навыки)» [4].

На рисунке 1 отображены основные позиции, необходимые для анализа процесса согласования целей поведения личности с целями образовательной системы. В связи с тем что «по установкам можно предсказать поведение людей» [5, с. 243], процесс формирования установок необходимо отслеживать и корректировать в соответствии с целями образовательной системы, формируемыми как социальный заказ общества. Так как основой социального взаимодействия выступает образовательный процесс, то образовательная технология представляется основным механизмом формирования социальных установок учащихся на принятие ими целей образовательной системы. Рассматривая образовательную технологию как информационно-перерабатывающую модель убеждения [6, с. 250], важно отметить значение формирования согласия учащихся к принятию ими мировоззренческих позиций, воспринимаемых в образовательной системе как значимые. «Поведение людей определяется внешней... культурной традицией» [7, с. 59], принятой в обществе и в сообществах (в том числе в границах образовательной системы), а формирование согласия между их участниками выступает условием достижения целей социальной системы и получения лучших результатов.

Рисунок 1 - Элементы процесса принятия личностью учащегося целей образовательной

системы

Однако формирование установок личности не является элементарным процессом. Многогранность проявления социальных установок обосновывается их связью с психологическим состоянием личности (эмоциями, убеждениями, качествами характера, символическими и когнитивными умениями, волей). При этом воля как «способность свободно, следуя указаниям своего интеллекта, управлять своим поведением» [8] обеспечивает реализацию «стремления человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности» [ 9, с. 185]. Социальные установки личности, так значимые для процесса согласования ее поведения с целями образовательного процесса, включены в диспозиционную структуру личности и формируются «на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств)» [10, с. 35-36]. Важен учет ситуационных условий при формировании поведения, так как «установка по отношению к поведению детерминирует поступки, т. е. вы сами даете себе "инструкцию", что делать. Однако эти инструкции фильтруются сквозь призму

реальной ситуации» [11, с. 263]. При этом значима роль социальной установки, которая состоит в «опосредовании вновь поступающей информации» из внешней среды. Однако важно учитывать, что «само поведение человека может влиять на его социальные установки, изменяя старые и формируя новые» [12, с. 247]. Так, при определении социальных установок отмечается, что они представляют собой «состояние нервно-психической готовности, организованное на основе опыта» [13, с. 237].

На рисунке 1 заштрихованными стрелками отмечается траектория влияния образовательных технологий на личность учащегося, затрагивающая его основные психологические и социально-культурные характеристики с позиции согласования ее интересов (целей) с интересами (целями) образовательного процесса. Основным в подобном согласовании является коррекция самого образовательного процесса в плане внедрения в его технологические основы принципов формирования установок учащихся, базирующихся на информационно-перерабатывающей модели убеждения.

В настоящее время в процессе проектирования образовательных технологий, ориентируясь на формирование целостной личности, учитывают особенности ее психических процессов и темперамента, опыт и направленность личности. При описании образовательных технологий отображают ориентацию на самоуправляющие механизмы личности учащегося, однако учет этих механизмов не выстраивается в логическую технологическую цепочку и это не позволяет добиваться высоких образовательных результатов. Учет особенностей формирования социальных установок личности и включение его в технологические схемы образовательного процесса приведут к оптимизации взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Ссылки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 928 с.

2. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. 200 с.

3. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб., 2010. 672 с.

4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

5. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Указ. соч. С. 243.

6. Там же. С. 250.

7. Багдасарьян Н.Г. Культурология. М., 2012. 549 с.

8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001. 416 с.

9. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2009. 368 с.

10. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М., 2013. 376 с.

11. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение / пер. с англ. В.А. Соснина. М., 2010. 384 с.

12. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Указ. соч. С. 247.

13. Там же. С. 237.