«сильное устойчивое развитие» и «слабое устойчивое развитие» при формировании нового мирового (глобализационного по характеру) порядка в условиях, когда существующий порядок практически мало кто принимает (рост численности населения, сокращение площади лесов, вымирание биологических видов, эрозия пахотных земель, истощение запасов пресной воды, катастрофическое уменьшение мест рыболовного промысла, сужение рек, аккумулирование парниковых газов, загрязнение воздуха,загрязнение организма человека тяжелыми металлами и т. д).
Изменения в ходе событий при «слабом устойчивом развитии» обусловлены тем, что произведенный, человеческий, природный и институциональный капиталы в процессе своего взаимодействия рассматриваются в качестве взаимозаменяемых, при этом компенсация всех изменений происходит в рамках этого взаимодействия.
Изменения в ходе событий при «сильном устойчивом (глобализационном по характеру) развитии» обусловлены тем, что произведенный, человеческий, природный и институциональный капиталы работают в качестве взаимодополняемых, результатом это появляется проблема необходимых изменений в функциональных характеристиках этих капиталов. Законченную форму изменений капиталов к концу XX - начала XXI века, как показывает Н. А. Косолапов, отражает техносфера, представляющая собой искусственную среду жизнедеятельности человека
Специфичность техносферы заключается не в просто чрезвычайно высоком уровне развития технологии и техники, материального производства, науки, но в форме проявления для отдельных народов проблемы выбора и возврата на доиндустриальный или индустриальный уровень жизни, на доиндустриальный или индустриальный уровень глобальной экологии.
Вероятность подобной ситуации не исключена. Она теоретически допустима, как одно из следствий «сильного устойчивого развития» в том случае, если деградацию, обесценение, к примеру, произведенного капитала, невозможно будет восполнить в результате простого увеличения экологического капитала. И наоборот.
Взаимодействующий характер капиталов позволил Н. А. Косолапову сгруппировать все страны мира в соответствии с концентрическими кругами в структуре техносферы.
Учитывая функциональную важность термина «капитал» в рыночной экономике, необходимость его уточнения применительно к взаимодействию с точки зрения устойчивого развития (в том числе для ТОСЭР) вполне очевидна [1].
Капитал устойчивого развития - это совокупность природных ресурсов в роли предмета экономического интереса (выгоды), способного стать объектом социально-экономико-эколого-институциональных отношений между людьми, когда экономические процессы детерминируются изменениями в социальной, экологической и институциональной сферах. Для проявления сущности капитала устойчивого развития в структуре взаимодействия ТОСЭР как элементарной части устойчивого развития современной экономики требуются определенные факторы. Для того чтобы понять, какие факторы являются наиболее важными, необходимо рассматривать взаимодействие субъектов ТОСЭР в виде агрегированного явления [2].
Литература
1. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005.
2. Бобылев С. Н., ХоджаевА. Ш. Экономика природопользования. М.: ТЕИС, 1997.
Принципы законодательства о градостроительной политике Маланичева Е. О.
Маланичева Евгения Олеговна /Ма1атсНеуа Еу^епгуа 01е^оупа — студент, кафедра строительства и управления недвижимостью, факультет экономики и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются основные принципы законодательства о градостроительной
деятельности. Рассматриваются градостроительные зоны.
Ключевые слова: законодательство, градостроительство, политика, развитие.
Первый из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности -обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. В градостроительном кодексе РФ дано определение понятия устойчивого развития. То есть, при территориальном планировании и градостроительном зонированиии в рамках субъекта РФ на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) обязательно:
1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
ТОСЭР как территории федеральной, региональной и муниципальной принадлежности (в той или иной части) при их проектировании, функционировании и прекращении деятельности попадают в сферу территориального планирования, поскольку «документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений» (ст. 9, п. 3 ГрадК РФ).Само территориальное планирование связано с определением в документах территориального планирования назначения территорий с учетом комплекса социальных, экономических, экологических, институциональных и иных факторов, предполагающего устойчивое развитие территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учет совокупности интересов граждан и их объединений, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 9, п. 1 ГрадК РФ). Стратегическое управление ТОСЭР в этом случае непосредственно увязывается с территориальным планированием согласно ст. 9, п. 5 ГрадК РФ.
Подготовку документов территориального планирования осуществляют с обязательным учетом стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке.
Теоретические аспекты устойчивого развития раскрываются в работах отечественных и зарубежных исследователей. В контексте данного исследования интерес представляет определение устойчивого развития, предложенное Е. Л. Очировой. устойчивое развитие - это комплексное системное развитие в течение долгого времени, основанное на взаимодействии экономического, экологического и социального элементов в ходе одновременного использования различными субъектами трех форм капитала (произведенного,природного, человеческого).
Такой подход подчеркивает в глобальном смысле концепции устойчивого развития на переплетение в ней сложнейших социальных, экономических, экологических и институциональных проблем в течение значительно долгого времени.
Использование субъектами устойчивого развития (подразумеваем субъекты ТОСЭР) различных форм капитала в процессе своей деятельности предполагает и несколько иное определение термина «устойчивое развитие», в котором ведущую роль играет экономический элемент, а ведомую -социальный, экологический и институциональный элементы. Устойчивое развитие - это процесс воздействия той части объектов экономики друг на друга, динамика которых обусловлена их социальной, экологической и институциональной природой. Данному процессу свойствена универсальная форма движения, ей определяются как существование, так и характер структурной организации социально-экономических систем в целом.
Литература
1. Асаул В. В. Научные основы инновационного развития территории на примере создания особых
экономических зон. СПб.: Наука, 2006.
2. Балановская А. В. Эффективность информационного обеспечения стратегического управления //
Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 5.
С. 28-31.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Местное самоуправление в Российской Федерации Ашинов Р. Н.
Ашинов Руслан Нальбиевич /Аяктоу Иывкт Ма1Ыву1ск - преподаватель общественных дисциплин, Отдел социально-экономических дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарский краевой базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Краснодарского края (ККБМК), г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируется организация местного самоуправления, которая входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность. Ключевые слова: самоуправление, администрация, власть, выборы.
В настоящее время в России еще происходят процессы реформирования местного самоуправления. Для современной России необходима система органов местного самоуправления самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции1. Основу современной модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используется в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма.
Важным показателем в определении значения местных органов власти служит тот фактор, что на этом уровне управления занята значительная часть работников муниципальных служб. Органы местного самоуправления делятся на органы общей компетенции, то есть местные органы власти, наделенные полномочиями осуществлять множество функций и решать различные вопросы местного значения, и органы специальной компетенции (функциональные, отраслевые), создаваемые для выполнения какой-либо одной или более функции. Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.
Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить:
1. Эффективность обеспечения местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований;
2. Учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления;
3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Основанием для наступления ответственности, в соответствии с Законом, является утрата доверия населения. Прядок и условия ответственности перед населением определяется Уставами муниципальных образований. Свое недоверие органам, должностным лицам местного самоуправления население может выразить с помощью форм прямого волеизъявления граждан, например референдум или отзыв должностного лица.
Местного самоуправления осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления2. Именно этими формами и реализуется самостоятельность в решении местных проблем.
В Уставах муниципальных образований специально оговаривается, что эффективное управление муниципальной собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать
1 Аяиков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века.
2 Юркова С., Широков А. Местное самоуправление. Рыночный облик. М. 1997. С.89.
57