УДК 628.49
Канд. техн. наук В. В. Разнощик
ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ВЫСОКОНАГРУЖАЕМЫХ ПОЛИГОНОВ ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, Москва
Наиболее прогрессивными методами обезвреживания и переработки бытовых отходов признаны механизированное компостирование и сжигание. В США, ФРГ, Англии и Франции этими промышленными методами обрабатывается до 15% твердых бытовых отходов. Тем не менее большое внимание уделяется внедрению совершенных в санитарном отношении и обеспеченных механизацией полигонов по складированию и обезвреживанию мусора. Полигоны представляют собой благодаря внедрению элементов техники дальнейшее развитие усовершенствованных свалок. Затраты на строительство полигонов в 10—15 раз ниже, чем на создание промышленных установок, сроки строительства короче в 5—10 раз. В связи с этим большинство городов с учетом бюджетных ассигнований и свободных земельных участков в пригородах обезвреживают твердые бытовые отходы на полигонах.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» предложено организовать строительство мусорообезвреживающих заводов в крупных городах, в курортных зонах, а также обеспечить необходимые мероприятия по приведению свалок в состояние, отвечающее санитарным правилам.
Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова ранее разработала технологическую схему первого в СССР мусороперерабатываклцего завода в Ленинграде. В то же время она ведет изыскания, связанные с созданием высоконагружаемых, надежных в санитарном отношении полигонов по складированию и обезвреживанию твердых -бытовых отходов с соблюдением «санитарных правил устройства и эксплуатации усовершенствованных свалок для твердых отбросов» (№ 425-63).
Действующие в ряде стран положения об ограничении высоты складирования отходов 4—10 м (это предусмотрено и санитарными правилами № 425-63) привели к ■большому рассредоточению потенциальных очагов загрязнения окружающей среды. Исследования показали, что при соблюдении правил устройства внешних откосов и послойного уплотнения можно увеличить высоту складирования до 25—35 м. Первичное уплотнение достигается, если выгруженные из мусоровозов отходы распределить «тонкими» слоями высотой 0,2—0,3 м и уплотнить их бульдозерами до насыпного веса 0,4—0,5 т/м3. На этот уплотненный тонкий слой укладывают следующий слой и операции повторяют. До начала засыпки на карте устанавливают мерный столб (репер) для контроля высоты отсыпаемого слоя отходов. Общая высота уложенного в таком порядке рабочего слоя твердых бытовых отходов должна составлять 2 м. Заложение откосов с целью обеспечения устойчивости сооружения и безопасности работы механизмов должно быть близко к 1 : 4. Уплотненный слой отходов высотой 2 м следует укрывать промежуточным изолирующим слоем грунта толщиной не менее 0,25 м.
Соблюсти гигиенические принципы можно лишь при организации картовой системы складирования. Выгруженные из мусоровозов отходы распределяют бульдозерами только в пределах карты, отведенной на данные сутки. Площадь карты определяют условием окончания за сутки полного цикла укладки уплотненного слоя высотой 2 м и укрытия его изолирующим слоем. Таким образом, вся площадь полигона, за исключением 1 карты, должна быть всегда укрыта изолирующим слоем. Не допускается совместное складирование бытовых и промышленных отходов. Для последних создаются специальные сооружения. Укладку отходов следующего яруса рабочего слоя следует начинать лишь после того, как на подготовленной под складирование территории полигона материал выравнен под единую отметку. При общей высоте полигона более 10 м за 5—6 лет происходит уплотнение отходов до 0,75—0,85 т/м3. Следовательно, при общей высоте полигона 25 м за счет постоянного уплотнения количество рабочих слоев по вертикали может превышать 20. Такое конструктивное решение полигона позволяет в 2—3 раза эффективнее использовать земельный участок, отведенный под полигон.
Из складируемых бытовых отходов выделяется фильтрат, характеризующийся БПК5 До 4 300 мг/л и ХПК до 51 000 мг/л. Исследования, проведенные Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, позволили предложить надежные мероприятия по сбору и сушке этого фильтрата. При отводе под полигон земельного участка должно выдаваться задание по последующему использованию его. Наиболее целесообразно на этом участке после закрытия полигона создавать лесопарковый комплекс, пригородное хозяйство, горки для лыжного спорта и обзорные пункты. Толщина верхнего, последнего изолирующего слоя должна составлять не менее 1 м, из них 0,2 м должен занимать растительный грунт. Для защиты от эрозии на верхнем изолирующем слое необходимо высаживать деревья и кустарники, хорошо приживающиеся в подобных условиях, такие, как береза, ольха, тополь, ива, клен, дикая вишня.
Создание высоконагружаемых полигонов удлиняет срок эксплуатации участка, что оправдывает создание постоянных бытовых и санитарно-гигиенических удобств для
персонала сооружений по защите окружающей среды. Наличие одного крупного сооружения позволяет службам санэпидстанции вести более действенный контроль за своевременным устройством промежуточных изолирующих слоев, обработкой фильтрата, выполнением других мероприятий по защите окружающей среды и соблюдению условий работы персонала.
В будущем, когда окажется возможным повсеместное строительство механизированных заводов и установок по обезвреживанию твердых бытовых отходов, наличие таких фиксированных скоплений мусора позволит, если это потребуется, поставить вопрос об их переработке, как сегодня решается вопрос, связанный со многими терри-'конами в Донбассе.
Поступила ЗЛГ 1973 года
УДК 612.017.1-053.6-06:613.63
Канд. мед. наук Е. А. Маврина, В. А. Ильина
ИЗМЕНЕНИЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ В ПРОИЗВОДСТВЕ НИТРОНА
Кафедра профпатологии и гематологии Саратовского медицинского института
В нашу задачу входило изучение иммунологической реактивности организма учащихся профессионально-технических училищ, соприкасающихся с акрилатами — нитрилом акриловой кислоты (HAK) и метилакрилатом (МА)—и роданистым натрием (РН). Проведено обследование учащихся перед началом производственной практики (л=32), через 1—2 недели (л=35) и после окончания практики (л = 45). Все обследованные были в возрасте 18—19 лет. Четвертую часть их составляли юноши, остальные — девушки. Они осваивали профессии аппаратчиков и лаборантов.
Практика проводится в цехах производства нитрона в течение 3 мес при 3-смен-ной работе. Среднее содержание HAK в воздухе колеблется в пределах 0,8—1,8 мг/м3 (при ПДК 0,5 мг/м3), МА — 16—19 мг/м3 (при ПДК 20 мг/м3).
В состоянии иммунологической реактивности судили по специфическим реакциям •сыворотки крови и лейкоцитов с производственными аллергенами в сочетании с внутри-кожными пробами и активностью церулоплазмина. В качестве аллергенов использовали 0,5% растворы HAK, МА и РН. Для выявления сывороточных антител применяли реакцию микропреципитации Уанье. Клеточные антитела определяли реакцией агломерации лейкоцитов по методике Флека. Активность церулоплазмина исследовали по методу Г. А. Бабенко.
В группе обследованных до практики положительные иммунологические реакции наблюдались редко. Так, реакция Уанье была положительной у 4, а реакция агломерации лейкоцитов — лишь у 1 из 32 обследованных. Кожные пробы были у всех отрицательные. Повторные исследования показали изменение иммунологических реакций в процессе производственной практики. В начале практики иммунологические сдвиги •обнаружены у 14 из 35 обследованных, причем у 4 человек была положительной реакция Уанье, у 12 — реакция аггломерации лейкоцитов и у 9 — кожные пробы. К концу практики число лиц с измененной иммунологической реактивностью увеличилось и после ■окончания ее составляло 37 из 45 обследованных. Среди них реакция Уанье была положительной у 30, реакция агломерации лейкоцитов — у 26, кожные пробы — у 24. Различие числа лиц с измененной иммунологической реактивностью в разных группах •было достоверно (t=4,6). У большинства обследованных отмечались перекрестные реакции с HAK, МА и РН.
В иммунных реакциях организма участвует медьсодержащий фермент — церуло-плазмин, являющийся составной частью аг-глобулинов крови. Активность церулоплазмина у обследованных достоверно возрастала. До практики она составляла 25,7± ±1,04 усл. ед., в начале практики — 26,8±1,1 усл. ед., а после ее окончания — 33,7±1,6 усл. ед. (Я<0,001).
Изменение иммунологической реактивности развивалось на фоне функциональных расстройств нервной системы. До практики выявлялись лишь отдельные признаки вегетативной дисфункции у 6 из 32 учащихся. Через 1—2 нед после начала практики вегетативно-сосудистая дистония диагностирована у 1 и отдельные признаки вегетативной дисфункции — у 21 из 35 обследованных. После окончания практики отмечена большая распространенность и выраженность невротических расстройств. Учащихся с вегетативно-сосудистой дистонией было 25, с отдельными признаками вегетативной дисфункции— 7 и с неврастеническим синдромом— 1йиз 45 обследованных.
При динамическом наблюдении за периферической кровью выявлено изменение гематологических показателей, нараставшее к концу практики. Понижение числа эритроцитов зарегистрировано у 11, гемоглобина — у 12, лейкоцитов —у 6 и увеличение числа эозинофилов — у 8 из 32 человек.