УДК 336.6 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-10-41-50
ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ
МНАЦАКАНЯН АЛЬБЕРТ ГУРГЕНОВИЧ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, Российская Федерация, e-mail: rektor64@mail.ru
ХАРИН АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, Российская Федерация, e-mail: agkharin@yandex.ru
В статье рассмотрены положения концепции устойчивого развития с точки зрения их возможного использования в практике управления компаниями, определены общие подходы и принципы, позволяющие расширить границы понятия устойчивого бизнеса. Целью работы является формулировка теоретических основ для разработки универсальной методики формирования сбалансированной с точки зрения обеспечения экономических показателей и общественной значимости, компании. Такая работа является актуальной и востребованной со стороны бизнеса, осознающего необходимость в новых подходах к обеспечению своей конкурентоспособности. Внедрение принципов устойчивого развития на уровне фирмы означает переход от традиционных способов ведения бизнеса, когда в фокусе стратегии компании находятся только интересы акционеров, к общественно ориентированным деловым практикам, оптимальным образом сочетающим интересы широкого круга лиц, заинтересованных в результатах деятельности компании. В работе излагаются теоретические принципы и подходы к расширенно трактуемой устойчивости компании, которая постепенно занимает все более значимое место не только в философии, но и в практике современного бизнеса. Результатом исследования стала разработка концептуальных предложений, на основе которых в дальнейшем возможно создание комплексной методики оценки и управления стоимостью компании, придерживающей в планировании и осуществлении своей деятельности принципов устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, управление на основе стоимости, корпоративное развитие, оценка стоимости, стоимостные и нестоимостные формы капитала
Введение
Устойчивое развитие - приобретающая популярность модель организации общественных отношений, призванная решать задачу сбалансированности текущего и перспективного развития, устраняющая проблему несправедливого распределения ресурсов внутри и между поколениями. Концепция устойчивого развития стала закономерным результатом технического прогресса, роста экономики и изменений в общественном сознании, в результате которых во второй половине XX в. человечество достигло понимания взаимосвязанности всех аспектов экономического развития. Первоначально идеи устойчивого развития получили оформление в рамках деятельности глобальных научных организаций, в частности, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований и Римский клуб. Под эгидой последней организации был опубликован документ концептуального характера - доклад «Пределы роста» [1], послуживший началом широкого общественного обсуждения проблем
развития человечества и ставший одним из базисов новой концепции. В начале XXI в. идеи концепции устойчивого развития не только не потеряли свою актуальность, а, напротив, приобрели важное прикладное значение, в том числе, они все чаще применяются в стратегии и практике управления компаниями, позволяя им повышать свою конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Целью данной работы является систематизация известных положений теории устойчивого развития с точки зрения их возможного применения в практике управления компаниями и формулирование общих методологических принципов, позволяющих расширить границы понятия устойчивого бизнеса. Конечным результатом этой работы (за рамками данной статьи) должна стать разработка единой методики формирования устойчивого в широком смысле, т. е. оптимальным образом сбалансированного в экономическом и общественном отношении, бизнеса. Исследование базируется на идеях, подходах и методологических разработ-
ках, содержащихся в работах разных авторов, причем в силу слабой теоретической изученности проблем устойчивого развития в отечественной литературе, в основном используются труды и публикации иностранных ученых. Вместе с тем, имеется ряд работ российских авторов, посвященных частным аспектам устойчивости бизнеса (например, финансовой и социальной), которые, безусловно, будут полезными для достижения нашей конечной исследовательской цели.
Теория и методология, послужившие основой исследования
Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН (комиссия Брундтланд), в котором была дана одна из наиболее часто цитируемых его трактовок - это «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [2]. С момента появления концепция устойчивого развития рассматривалась как основополагающий подход к разрешению одной из важнейших проблем современной цивилизации -устранения противоречия между быстро растущими материальными потребностями человечества и ограниченными возможностями планеты для их удовлетворения. Новые идеи довольно быстро получили широкое признание, поскольку они органично сочетали в себе традиционные ценности большинства мировых культур, основываясь на таких понятиях, как справедливость, уважение прав человека, ответственность перед будущими поколениями и, в тоже время, опирались на достижения научно-технического прогресса.
Согласно каноническому определению, понятие устойчивого развития базируется на двух ключевых предположениях о наличии:
- во-первых, «потребностей», в частности, насущных потребностей неимущих слоев населения планеты, которым следует придавать первоочередное значение;
- во-вторых, «ограничений», обусловленных состоянием технологий и социальной организации, лимитирующих способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.
Указанные составляющие являются важнейшими элементами концепции, определяющими ее гуманитарную направленность и, одновременно, придающими экономический смысл социальным и другим неэкономическим явлениям.
Идеи и принципы устойчивого развития в современном понимании этой концепции наиболее
полно изложены в программном документе - плане действий по устойчивому развитию, получившем название «Повестка дня в XXI веке», принятом на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. [3]. В этом документе в качестве одной из основных задач человечества провозглашается повышение качества жизни людей без увеличения масштаба использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы. К числу приоритетных направлений устойчивого развития, с которыми согласились все страны - участники конференции, относятся:
- долгосрочный экономический рост и справедливость, основанные на пересмотре модели ресурсопотребления и производства жизненно важных для человечества благ и обеспечении справедливого и равного доступа к природным ресурсам всех жителей планеты;
- бережное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды как результат принятия экономически приемлемых решений, ведущих к сокращению потребления природных ресурсов, снижению загрязнения окружающей среды и сохранения биоразнообразия;
- социальное развитие, приоритетами которого являются: обеспечение занятости, удовлетворение потребностей людей в образовании, медицинской помощи и других жизненно важных благах; сохранение национально-культурных и религиозных традиций, соблюдение прав и свобод человека, доступ всех членов общества к участию в принятии решений, затрагивающих их коренные интересы и др.
Согласно принципам «Повестки дня ...», понятие устойчивого развития наряду с решением проблем рационального природопользования в качестве базового элемента также включает понятие сбалансированного социально-экономического развития и устойчивости. Данный подход - единство экономического, социального и экологического измерений устойчивости был зафиксирован в ряде последующих документов ООН, в частности, в итоговом документе саммита ООН, состоявшегося в сентябре 2005 г. [4]. В этом документе экономическое развитие, социальное развитие и защита окружающей среды были определены как взаимозависимые и взаимодополняющие факторы устойчивого развития. На основе этого подхода в последующие несколько лет были разработаны многочисленные прикладные стандарты и системы сертификации устойчивости, призванные оказать поддержку развитию устойчивого предпринимательства [5; 6]. В настоящее время принципов триединого подхода
к устойчивости придерживаются многие финансовые институты (например, главным показателем устойчивости, используемым Всемирным банком, для принятия решений об инвестициях в ту или иную страну являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» [7], под которыми понимаются рассчитываемые специальными методами корректированные темпы сбережений, с учетом потерь природного капитала и инвестиций в человеческий капитал).
Сторонники идей устойчивого развития не только ставят под сомнение ранее широко используемые понятия экономического роста, но и предлагают принципиально изменить характер производства и потребления, в соответствии с истинными потребностями человечества. К настоящему времени в рамках этой концепции сформулированы теоретические подходы к проблеме обеспечения экономического роста в пределах приемлемых социальных и экологических последствий. Предложен ряд моделей, развивающих и расширяющих традиционные подходы [8]. Большинство этих моделей основывается на введенном еще в работах Г. Дейли понятии «экономика устойчивого состояния», интегрировавшим положения ранней концепции «пределов роста», теории экономики благосостояния, принципы экологически ориентированного хозяйствования и философию устойчивого развития. Предложенная этим автором интегральная модель описывает любого размера экономику с относительно стабильными главными показателями, поддерживаемыми на «некотором желательном уровне достаточности за счет минимально возможного уровня вспомогательной активности, то есть при наименьших возможных перемещениях материи и энергии от первой стадии производства до конечной стадии потребления» [9]. Она предназначена для поиска оптимально устойчивого состояния экономики, при котором ее масштабы не превышают экологических ограничений, а благосостояние ее членов, как минимум, не уменьшается. Полагается, что в рамках этого идеального состояния любые нематериальные блага (например, социальный и интеллектуальный капитал) могут расти бесконечно, но при этом все компоненты физического капитала (например, запасы природных ресурсов, земля и произведенные на их основе другие реальные активы) ограничены, их объем и структура определяются внутренними свойствами системы.
Поскольку в фокусе концепции устойчивого развития находится рост общественного благосостояния, т. е. качества жизни всех членов общества, свой вклад в достижение устойчивого развития должны вносить как государство, так и различного
рода негосударственные структуры - неправительственные организации, компании и люди. Это достигается путем взаимного сочетания интересов, целей и политик, выбора оптимальных средств их реализации и обеспечения требуемых результатов деятельности для каждого из участников процесса развития. Реализация стратегии устойчивого развития предполагает формирование единой самоорганизующейся системы, охватывающей все аспекты деятельности людей, относящиеся к экономической, экологической и социальной сферам. Таким образом, концепция устойчивого развития представляет собой логически завершенную конструкцию, в которой интегрированы три основных направления деятельности людей - экономическое, социальное и экологическое. Эта концепция описывает целостный процесс создания универсальной ценности -общественного благосостояния.
Коротко охарактеризуем основные положения, составляющие содержательную часть трех перечисленных выше взаимосвязанных компонентов концепции устойчивого развития.
Экономический подход в концепции устойчивости развития основывается, прежде всего, на постулатах неоклассической теории, в частности, на предположении Дж. Хикса, согласно которому возможности общества по производству дохода ограничены условием сохранения совокупного капитала, необходимого для производства этого дохода [10]. Это означает необходимость рационального использования, имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов и применения природосберегающих способов производства и технологий. Однако условие сохранения совокупного капитала не означает неизменность его структуры, поскольку может иметь место взаимозамещаемость видов капитала. В связи с этим в рамках концепции устойчивого развития рассматриваются два вида устойчивости - слабая, основанная на гипотезе о неубывающем во времени общем количестве произведенного и непроиз-веденного капиталов, и сильная, предполагающая неубывание непроизведенного, главным образом, природного капитала. Оба типа развития являются допустимыми. Следует понимать, что модель развития, основанная на слабой устойчивости, является более гибкой и предоставляет больше возможностей для экономического роста, однако ее оборотная сторона - повышенный риск конфликтов между интересами экономического развития, с одной стороны, и обеспечением социального благополучия и экологической безопасности, с другой. Модель развития, предполагающая сильную устойчивость, напротив, характеризуется низкими неэкономическими рисками, ее преимуществом является приоритет общест-
венных интересов и глобальной устойчивости процесса общественного развития. Однако возможности экономических субъектов в случае выбора такой модели сильно ограничены - они ставятся в жесткую прямую зависимость от природного потенциала, используемого или неиспользуемого в хозяйственной деятельности.
Выбор в пользу той или иной экономической модели развития является предметом дискуссий между учеными, политиками, бизнесменами и обществом. Он обусловлен задачами, стоящими перед государством в конкретных условиях на данном историческом этапе, приоритетами общества, национальными традициями и многими другими факторами. Очевидно, что такой выбор - довольно сложная задача, поскольку ее решение во многом противоречит ортодоксальным взглядам на истоки общественного благополучия, доминантой которых является неустойчивая по своей сути модель эконо-моцентрического развития, долгие годы служившая основой развития человечества.
Социальная компонента устойчивого развития имеет в своем фокусе, прежде всего, неэкономические интересы индивида. Она охватывает весь спектр прав человека, как индивидуальных, так и коллективных, включая вопросы корпоративного управления, а также более широкий круг проблем поддержания стабильности социальных и культурных систем, приумножения гуманитарных ценностей современного общества. Согласно базовой идее устойчивого развития, социальная устойчивость исходит из принципа «межпоколенческой справедливости» - признания того, что будущие поколения должны иметь, как минимум, равный с нынешним поколением доступ к социальным ресурсам. Кроме того, полагается, что внутри нынешнего поколения также должен быть обеспечен равный доступ к социальным ресурсам. Поэтому важным аспектом социальной устойчивости является справедливое распределение благ.
Достижение устойчивости развития немыслимо без создания эффективной системы принятия решений, учитывающей опыт общественного развития, основанной на плюрализме и общечеловеческих ценностях. В рамках концепции устойчивого развития человек выступает субъектом и активной силой развития. Исходя из этого, подразумевается, что человек должен принимать непосредственное участие в процессах, формирующих сферу его жизнедеятельности, участвовать в принятии и реализации решений, контролировать их исполнение.
Свойством некоторых элементов социального капитала является необратимый характер их изменения. Это характерно, например, для культурного
разнообразия (языки, национальные культурные традиции и т. п.), которое имеет тенденцию к деградации сокращению или невосполнимой утрате качества под влиянием процесса глобализации культуры. Некоторые элементы социального капитала уникальны и незаменимы другими видами капитала.
Социально-устойчивое развитие, несмотря на антагонизм большинства его ценностей принципам экономического развития, тем не менее, является неотъемлемой частью многих экономических решений. В частности, различные аспекты социальной устойчивости часто рассматриваются в рамках т. н. «социально ответственного инвестирования» (Social Responsible Investment - SRI). К числу наиболее часто используемых инвесторами социальных критериев устойчивости относятся: характеристики общественных и трудовых отношений, права человека, безопасность продукции, прозрачность и структура управления бизнесом [11].
Экологическая составляющая изначально выступала основополагающей идеей концепции устойчивого развития (это вполне справедливо, поскольку природный капитал был и, по крайней мере, в обозримом будущем будет базисом развития цивилизации). Она призвана обеспечивать целостность физических и биологических природных систем в процессе их взаимодействия с экономическими и социальными системами. Понятие природных систем в данном случае имеет широкую трактовку и, помимо естественных природных комплексов, также включает искусственно созданную, антропогенную среду. При этом основное внимание в процессе изучения таких широких природных систем уделяется не их возможности сохраняться в некотором «идеальном» статическом состоянии, а способностям этих систем к саморазвитию и адаптации, как реакции на дестабилизирующие воздействия со стороны других систем. Следует, однако, учитывать, что в отличие от экономических и социальных систем, экологические имеют более жесткие ограничения по нагрузке и, часто, меньшую устойчивость. Так, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и сокращение биологического разнообразия ведут к неустранимой потере способности экологических систем к самовосстановлению, т. е. к их разрушению или нежелательной трансформации.
Кроме того, некоторые компоненты природного капитала являются незаменимыми, а их потребление - необратимым [12]. В частности, природный капитал далеко не всегда может быть заменен экономическим (например, объекты биоразнообра-
зия, потеря которых невосполнима). Еще одной причиной ограниченной замещаемости природного капитала является многофункциональность многих видов природных ресурсов. Например, леса не только обеспечивают экономику сырьем для производства бумаги (замещаемый ресурс), но и также выполняют множество разнообразных неэкономических функций (сохранение биоразнообразия, регулирование водного баланса, очистка воздуха от пыли, поглощение углекислого газа и пр.).
Важной особенностью социальной и экологической составляющих устойчивого развития является нелинейный характер определяющих их факторов, механизмов их действия и последствий. Так, например, потребление природного и социального капитала может не иметь видимых последствий до определенного порогового значения, однако после пересечения некоего уровня, развитие приобретает «лавинообразный», непредсказуемый характер, ведущий к полному изменению всех свойств системы [13].
Нетрудно заметить, что хотя каждый из перечисленных компонентов устойчивого развития характеризует отдельный аспект человеческой деятельности, по сути, они отражают единый процесс создания ценностей. Поэтому, когда речь идет о разработке стратегии устойчивого развития и конкретных мероприятий по ее реализации, все три элемента, выступающие средствами достижения целей развития, должны рассматриваться сбалансировано, во взаимной увязке.
Важным является ясное понимание механизмов взаимодействия этих трех составляющих концепции. Так, процесс взаимодействия в рамках устойчивого развития экономического и социального элементов, позволяет по-новому подойти к решению столь сложной и противоречивой задачи, как достижение справедливости в распределении общественного богатства внутри одного поколения (задача, не имеющая однозначных решений в рамках традиционной экономической теории). Взаимодействие между экономической и экологической составляющими стало идейной основой для формулировки принципиального нового подхода, объединившего в себе концепцию интернализации внешних эффектов, связанных с хозяйственным использованием природных благ и теорию стоимостной оценки. И, наконец, сфера пересечения социального и экологического компонентов развития обусловила постановку такой важной проблемы как обеспечение доступа к ограниченным ресурсам планеты, в том числе учет интересов будущих поколений, а также участия всех членов общества в процессе выработки и
принятия решений, затрагивающих их благосостояние.
Важным вопросом, возникающим в процессе практической реализации концепции устойчивого развития, является выбор методов и инструментов измерения устойчивости. Такие прикладные методики должны связывать воедино все три компонента устойчивости и содержать не только наборы индикаторов (критериев) экологической, экономической и социальной устойчивости, но и набор комплексных показателей, характеризующих общее состояние исследуемой системы с точки зрения ее влияния на общественное благосостояние. Причем эти методики должны охватывать все уровни - от планетарного, характеризующего влияние компании на устойчивость развития всего человечества в целом, до локального - оценивающего устойчивость развития отдельно взятой компании (бизнеса). Последняя задача, несмотря на ее кажущуюся ограниченность, в действительности оказывается довольно сложной, требующей нетривиальных подходов к своему решению.
Описание модели
Проекцию концепции устойчивого развития на уровень компании следует рассматривать с позиций системного подхода, поскольку компания является, по сути, системой - комплексом взаимодействующих разнородных элементов. Согласно этому, устойчивость в широком понимании определяется как способность системы (т. е. компании) сохранять свое равновесное состояние в условиях действия различных сил.
Применение системного подхода в исследовании проблем управления компанией как комплексной социально-экономической системой требует особого внимания к свойству устойчивости - ключевой характеристики, отражающей то, насколько компания способна функционировать и развиваться в условиях динамичных изменений во внутренней и внешней средах. С этих позиций, устойчивое развитие означает, прежде всего, понимание и учет в своей стратегии долгосрочных проблем человечества, поскольку в современном мире глобальные факторы приобретают определяющее влияние на рыночную стоимость и на другие экономические и неэкономические показатели компании. Исходя из этого, бизнес, устойчивый в долгосрочной перспективе, помимо экономической выгоды должен учитывать также другие, неэкономические составляющие ценности создаваемых или потребляемых им благ. Согласно такому подходу, компании несут ответственность за результаты своей деятельности не только перед своими собственниками (акционерами), но и перед другими стейкхолдера-
ми. Это позволит избежать ситуации, когда решения, принимаемые менеджерами компании, направленные на получение краткосрочного экономического эффекта, но не учитывающие социальные и экологические последствия, делают бизнес неустойчивым [14].
Придерживаясь такой логики, проблема устойчивости отдельно взятой компании должна охватывать одновременно три измерения ее бизнес-среды: экономическое, социальное и экологическое. Следует отметить, что идея подобного триединого подхода не нова. Она, в частности, содержится в концепции «TripleBottomLme» [15], связывающей ценность бизнеса с интересами общества.
Устойчивость бизнеса в экономическом смысле означает его способность удовлетворять экономические потребности. В общем виде эта составляющая устойчивости выражается в способности бизнеса обеспечивать стабильный рост его рыночной (акционерной) стоимости, например, за счет роста прибыли, сокращения затрат, снижения рисков. Существует также множество других трактовок экономической устойчивости, в основном носящих утилитарно-прикладной характер, например, сводящих это понятие только к стабильности финансово-экономического состояния и т. п. С нашей точки зрения, экономическую устойчивость бизнеса следует рассматривать с точки зрения его способности поддерживать определенный уровень финансово-экономических показателей, в случае некоторых изменений во внешней и внутренней средах.
Устойчивость бизнеса в социальном отношении следует трактовать как степень его вовлеченности в решение задач борьбы с бедностью, обеспечения здоровья людей, повышения уровня образования, обеспечения занятости, соблюдения прав человека и прочих проблем социального характера [14]. С этой позиции, социально устойчивый бизнес является источником создания различного рода социальных благ, что косвенно увеличивает и его экономическую ценность.
Экологически устойчивый бизнес подразумевает такой способ ведения предпринимательской деятельности, при котором она наносит минимальный ущерб окружающей природной среде. На уровне отдельно взятого предприятия подобный подход означает отказ от экологически опасных производств и внедрение природосберегающих технологий. Его прямым результатом является сохранение различного рода природных полезностей, а в долгосрочной перспективе - уменьшение издержек фирмы.
Перечисленные выше аспекты позволяют определить корпоративную устойчивость как биз-
нес-подход, направленный на создание долгосрочных ценностей для стейкхолдеров, обеспечивающий учет в стратегии компании всех аспектов ее деятельности: экономических, социальных и экологических. Столь расширенная трактовка устойчивости означает, что каждая компания оказывает прямое или опосредованное влияние на благосостояние общества. С точки зрения компании, важным является обратный эффект, т. е. то, как тенденции общественного развития влияют на бизнес компании. Вовлеченность компании в решение проблем глобальной устойчивости создает для нее дополнительные возможности и конкурентные преимущества, поэтому такой бизнес имеет для собственников большую ценность. Даже в том случае, когда компания формально не относит обеспечение устойчивости к числу своих стратегических целей, воздействие общих тенденций общественного развития во многом определяет то, как компания ведет свой бизнес.
Сегодня практически нет сомнений в том, что расширенно трактуемая устойчивость определяет многие стороны деятельности компании. Однако проблемой остается количественная оценка ценности устойчивой в широком смысле компании. Поэтому следует рассмотреть возможные подходы к тому, каким образом можно измерить и оценить устойчивый бизнес.
Прежде всего, отметим, что предлагаемая нами широкая трактовка устойчивого бизнеса опирается на довольно развитую как в теоретическом, так и в практическом планах методологию финансового менеджмента. Финансовый подход к устойчивому развитию (росту) компании (Sustainable Growth Rate - SGR) довольно подробно изложен в работах разных авторов, например: Е. Penrose, W. Baumol, R. Marris, J. Williamson, R. Higgins, М. Leibowitz и S. Kogelman [16-22] и др. В рамках этого подхода создана весьма популярная методология, применяемая в разных целях - от решения текущих управленческих задач и разработки корпоративной финансовой политики до обоснования стратегии управления фирмой на основе ее ценности. Комплексный показатель устойчивости SGR, в который интегрированы ключевые финансовые факторы, влияющие на стоимость, позволяет определить экономические границы роста фирмы. Он указывает допустимые темпы роста, которые фирма может поддерживать без снижения доходности и изменения финансовой политики. Обычно при использовании показателя SGR для управления с позиций прироста ценности компании акцент делается на увеличении объема продаж, на
контроле затрат на привлечение капитала, на повышении эффективности использования активов и росте отдачи от инвестиций. Однако узко финансовый взгляд на бизнес, характерный для показателя SGR, равно как и для большинства других канонических показателей используемых для управления фирмой на основе ее ценности (например, таких как: экономическая добавленная стоимость - Economic Value Added, рыночная добавленная стоимость - Market Value Added и др.), игнорирует неэкономические составляющие ценности. Таким образом, несмотря на методологическую развитость и практическое удобство финансовый подход позволяет учитывать только одну - экономическую составляющую ценности (причем, как правило, учитываются только те компоненты этой составляющей, которые в явном виде отражены в финансовых документах фирмы).
Важным преимуществом показателей финансовых методов является простота их количественной оценки. Однако, как нами показано выше, для эффективного управления современным бизнесом необходимы выявление и оценка взаимосвязей между величинами финансово-экономических показателей фирмы и степенью ее приверженности принципам расширенной устойчивости. Решение задачи затруднено из-за отсутствия общепризнанных инструментов, позволяющих однозначно измерять нематериальные аспекты взаимодействия бизнеса обществом и с окружающей средой. Неэкономический характер многих эффектов такого взаимодействия остается главным препятствием для массового внедрения принципов устойчивого развития в деятельности компаний. Пожалуй, наиболее слабым местом в теории и методологии управления бизнесом является отсутствие стандартных методов количественного измерения неэкономических эффектов, влияющих на ценность компании в глазах стейк-холдеров и, таким образом, формирующих вокруг нее лояльное внешнее окружение.
Попытка учесть некоторые (преимущественно социальные) эффекты предпринимается в рамках т.н. «стейкхолдерского подхода» к управлению бизнесом, который в том числе, получил развитие в работах отечественных авторов [23; 24]. Однако общим недостатком этих работ также является отсутствие ясности в измерении нестоимостных форм капитала и их интеграции в стоимостную оценку фирмы. Кроме того, большинство сторонников стейкхолдерского подхода игнорируют необходимость учета экологической составляющей оцениваемого бизнеса.
Социальная и экологическая составляющие бизнеса тесно связаны с его экономической устойчивостью. Поэтому важно правильно выбрать средства инструментализации природного и социального капиталов с тем, чтобы выявить и измерить экономическую выгоду от использования неэкономических, зачастую, неосязаемых благ. С помощью этих средств ценность неэкономических благ приобретает экономический (т. е. стоимостной) характер. Коротко рассмотрим возможные направления развития методов оценки нестоимостных форм капитала с целью их интеграции в методологию управления компанией на основе ее расширенной ценности.
В настоящее время наиболее широкое распространение для измерения корпоративной устойчивости получил критерий эффективности использования компанией природного капитала. Стандартным способом оценки экологической эффективности бизнеса обычно выступает соизмерение создаваемой им экономической добавленной стоимости с агрегированными показателями экологического воздействия [11]. В основе этого подхода к измерению корпоративной устойчивости лежит определение, предложенное авторитетной международной организацией -Всемирным советом предпринимателей по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development - WBCSD): «Экологическая эффективность достигается за счет поставок по конкурентоспособным ценам товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека и улучшают качество жизни, при постоянном снижении экологического воздействия и ресурсоем-кости на протяжении всего жизненного цикла производства продукции до уровня, по крайней мере, обеспечивающего воспроизводство природного капитала».
Во многом аналогичным критерию экологической эффективности, однако, гораздо менее изученным является критерий социальной эффективности бизнеса, показывающий соотношение между создаваемой фирмой добавленной стоимостью и социальными эффектами, возникающими в процессе ее создания. Можно предположить, что в то время как большинство воздействий бизнеса на окружающую среду носят отрицательный характер (за редким исключением), социальные эффекты могут быть как положительными (например, добровольные пожертвования, создание рабочих мест), так и отрицательными (например, несчастные случаи на производстве, ущемление прав работников). Критерием социальной функции устойчивого бизнеса, таким образом, высту-
пает либо минимизация негативных социальных последствий (например, сокращение числа несчастных случаев в расчете на добавленную стоимость и т. п.), либо максимизация позитивных социальных эффектов (например, рост суммы пожертвований, соотнесенных с величиной добавленной стоимости и др.) [12].
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что концепция устойчивого развития на уровне фирмы означает эволюцию от традиционных способов ведения бизнеса, в фокусе которых находятся только интересы акционеров, к общественно ориентированной деловой практике. Расширенно трактуемая устойчивость предполагает наличие в арсенале фирмы методов и инструментов количественных измерений социальной и экологической ценности. И хотя формирование необходимого инструментария пока не завершено, данный подход постепенно занимает все более значимое место не только в философии, но и в практике современного бизнеса.
Имеются подтверждения того, что использование компаниями практик устойчивого развития дает им ощутимые преимущества перед конкурентами. Так, согласно одному из исследований (Emst&Young и GreenBizGvoup, 2013), 55 % представителей бизнеса считают, что внедрение принципов устойчивого развития обеспечит компании финансовые выгоды в будущем; 51 % ожидают, что нехватка природных ресурсов может негативно отразится на развитии бизнеса в последующие 3-5 лет; 50 % отмечают ощутимое увеличение заинтересованности вопросами устойчивого развития со стороны инвесторов и акционеров компании [25]. Есть и другие исследования, выводы которых свидетельствуют о росте популярности идей концепции устойчивого развития в деятельности компаний.
Таким образом, устойчивое в широком смысле развитие постепенно становится насущной задачей бизнеса. Для того чтобы поддерживать свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, бизнес должен уметь оценивать результаты внедрения принципов устойчивости и осуществлять эти действия на практике. Очевидно, что для решения этой задачи необходима не только адекватная методологическая база, но и новое мышление, отличное от традиционного стоимостного подхода к управлению компанией.
Результатом нашего исследования стала систематизация взглядов на то, каким образом известные положения теории устойчивого развития могут быть применены в практике управления
компаниями, а также выработка методологических принципов, позволяющих расширить границы устойчивого бизнеса. Дальнейшими направлениями работы могут стать совершенствование методов и инструментов количественной (желательно, стоимостной) оценки влияния деятельности компании на величину социального и экологического капиталов, их интеграция с финансовыми методами с целью разработки единой методики формирования устойчивого и сбалансированного во всех отношениях бизнеса.
Литература
1. Meadows D. L. et al. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books, 1972.
2. Report of the World Commission on Environment and Development. United Nations. General Assembly Resolution 42/187. 11 Dec. 1987. URL: http://www.-un.org/documents/ga/res/42/ares42-187.htm
3. Report of the United Nations Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, 3-14 June 1992. United Nations. New York, 1993. URL: http://daccess-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/836-/55/PDF/N9283655.pdf?OpenElement
4. 2005 World Summit Outcome. United Nations General Assembly. 15 Sep. 2005. URL: http://www.who.-int/hiv/universalaccess2010/worldsummit.pdf
5. Manning S., Boons F., Von Hagen O., Reinecke J. National Contexts Matter: The Co-Evolution of Sustaina-bility Standards in Global Value Chains // Ecological Economics. 2012. Vol. 83. Р. 197-209.
6. Reinecke J., Manning S., Von Hagen O. The Emergence of a Standards Market: Multiplicity of Sustai-nability Standards in the Global Coffee Industry International Trade Centre (UN/WTO) / Organization Studies. 2012. № 33(5/6). Р. 789-812.
7. World Development Indicators. The World Bank. 2012.
8. Peter A. Managing without Growth.Slower by Design, not Disaster. Edward Elgar Publishing. 2008.
9. Daly H. Steady-State Economics. 2nd edition. Washington, DC. Island Press. 1991.
10. Hicks J.R. Value and Capital An Inquiry into some Fundamental Principles of Economic Theory. Second Edition. Oxford University Press. 1975.
11. Tebini H., M'Zali B., Lang P., Perez-Gladish B. The Economic Impact of Environmentally Responsible Practices // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2016. Vol. 23. Issue 5. Р. 333-344.
12. Dyllick Т., Hockerts K. Beyond the business case for corporate sustainability // Business Strategy and the Environment. 2002. №11(2). Р. 130-141.
13. Мнацаканян А. Г., Харин А. Г. О некоторых особенностях применения концепции управления стоимостью для компаний, деятельность которых основана на использовании природных ресурсов // Фи-
нансы и кредит: научно-практический и теоретический журнал. 2012. № 1(481), с. 12-20.
14. Харин А. Г. Расширенная концепция управления на основе стоимости: теория, методология, практика: монография. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014.
15. Bader P. Sustainability: Conceptual Approaches. From Principle to Practice, Goethe Institute. 2008. URL:http:// www.goethe.de/ges/umw/dos/nac/den/en3106-180.htm
16. Baumol W. J. Business behavior, value andgrowth. New York. Macmillan, 1959.
17. Higgins R. C. How much growth can a firm afford? // Financial Management. 1977. Vol. 6. № 3, pр. 7-16.
18. Leibowitz M. L., Kogelman S. The growth illusion: The P/E 'cost' of earnings growth. // Financial Analysis Journal. 1994. Vol. 50. Issue 2. Р. 36-48.
19. Marris R. The Economic Theory of «Managerial» Capitalism. New York: Free Press of Glencoe, 1964.
20. Penrose E. T. The Theory of the Growth of the Firm. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 1995.
21. Schaltegger S., Sturm A. Eco-Efficiency by Eco-Controlling: On the implementation of EMAS and ISO 14001. Zurich: vdf. 1998.
22. Williamson J. Profit, growth and sales maximization. // Economica. 1966. Vol. 33. №. 129. Р. 1-16.
23. Ивашковская И. В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность совета директоров. М.: ИНФРА-М, 2011.
24. Теплова Т. В. Современные модификации стоимостной модели управления компанией // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2004. № 1. С. 19-20.
25. 2013 six growing trends in corporate sustainability. Ernst&Young & GreenBizGroup. 2013. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Six_growing _trends_in_corporate_sustainability_2013/$FILE/Six_gro wing_trends_in_corporate_sustainability_2013 .pdf
References
1. Meadows D. L. et al. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books, 1972.
2. Report of the World Commission on Environment and Development. United Nations. General Assembly Resolution 42/187. 11 Dec. 1987. URL: http://www.-un.org/documents/ga/res/42/ares42-187.htm
3. Report of the United Nations Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, 3-14 June 1992. United Nations. New York, 1993. URL: http://daccess-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/836-/55/PDF/N9283655.pdf?OpenElement
4. 2005 World Summit Outcome. United Nations General Assembly. 15 Sep. 2005. URL: http://www.who.-int/hiv/universalaccess2010/worldsummit.pdf
5. Manning S., Boons F., Von Hagen O., Reinecke J. National Contexts Matter: The Co-Evolution of Sustaina-bility Standards in Global Value Chains // Ecological Economics. 2012. Vol. 83. Р. 197-209.
6. Reinecke J., Manning S., Von Hagen O. The Emergence of a Standards Market: Multiplicity of Sustainability Standards in the Global Coffee Industry International Trade Centre (UN/WTO) / Organization Studies. 2012. № 33(5/6). P. 789-812.
7. World Development Indicators. The World Bank. 2012.
8. Peter A. Managing without Growth.Slower by Design, not Disaster. Edward Elgar Publishing. 2008.
9. Daly H. Steady-State Economics. 2nd edition. Washington, DC. Island Press. 1991.
10. Hicks J.R. Value and Capital An Inquiry into some Fundamental Principles of Economic Theory. Second Edition. Oxford University Press. 1975.
11. Tebini H., M'Zali B., Lang P., Perez-Gladish B. The Economic Impact of Environmentally Responsible Practices // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2016. Vol. 23. Issue 5. P. 333-344.
12. Dyllick T., Hockerts K. Beyond the business case for corporate sustainability // Business Strategy and the Environment. 2002. №11(2). P. 130-141.
13. Mnatsakanyan A. G., Kharin A. G. O nekotorykh osobennostyakh primeneniya kontseptsii upravleniya stoi-most'yu dlya kompanij, deyatel'nost' kotorykh osnovana na ispol'zovanii prirodnykh resursov [About some features of application of the concept of management of cost for the companies which activity is based on use of natural resources] // Finansy i kredit: nauchno-prakticheskij i teore-ticheskij zhurnal. 2012. № 1(481), s. 12-20.
14. Kharin A. G. Rasshirennaya kontseptsiya upravleniya na osnove stoimosti: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya [The expanded concept of management on the basis of cost: theory, methodology, practice: monograph]. Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2014.
15. Bader P. Sustainability: Conceptual Approaches. From Principle to Practice, Goethe Institute. 2008. URL:http:// www.goethe.de/ges/umw/dos/nac/den/en3106-180.htm
16. Baumol W. J. Business behavior, value andgrowth. New York. Macmillan, 1959.
17. Higgins R. C. How much growth can a firm afford? // Financial Management. 1977. Vol. 6. № 3, pp. 7-16.
18. Leibowitz M. L., Kogelman S. The growth illusion: The P/E 'cost' of earnings growth. // Financial Analysis Journal. 1994. Vol. 50. Issue 2. P. 36-48.
19. Marris R. The Economic Theory of «Managerial» Capitalism. New York: Free Press of Glencoe, 1964.
20. Penrose E. T. The Theory of the Growth of the Firm. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 1995.
21. Schaltegger S., Sturm A. Eco-Efficiency by Eco-Controlling: On the implementation of EMAS and ISO 14001. Zurich: vdf. 1998.
22. Williamson J. Profit, growth and sales maximization. // Economica. 1966. Vol. 33. №. 129. P. 1-16.
23. Ivashkovskaya I. V. Modelirovaniye stoimosti kompanii. Strategicheskaya otvetstvennost' soveta direkto-rov [Modeling of cost of the company. Strategic responsibility of the board of directors]. M.: INFRA-M, 2011.
24. Teplova T. V. Sovremennye modifikatsii stoi-mostnoj modeli upravleniya kompaniej [Modern modifications of cost model of company management] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. 2004. № 1. S. 19-20.
25. 2013 six growing trends in corporate sustainabili-ty. Ernst&Young & GreenBizGroup. 2013. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Six_growing _trends_in_corporate_sustainability_2013/$FILE/Six_gro wing_trends_in_corporate_sustainability_2013 .pdf
* * *
THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN COMPANY MANAGEMENT
MNATSAKANYAN ALBERT GURGENOVICH Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, the Russian Federation, e-mail: rektor64@mail.ru
KHARIN ALEKSANDR GENNADYEVICH Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, the Russian Federation, e-mail: agkharin@yandex.ru
In article the authors considered provisions of the concept of sustainable development from the point of view of their possible use in practice of management of the companies and defined the general approaches and the principles allowing to expand borders of a concept of steady business. The purpose of work is the formulation of theoretical bases for development of a universal technique of formation of the balanced from the point of view of providing economic indicators and public importance, the company. Such work is urgent and demanded from the business realizing need for new approaches to ensuring the competitiveness. Introduction of the principles of sustainable development at the level of firm means transition from traditional ways of business when in focus of strategy of the company there are only interests of shareholders, to socially focused business practicians, the optimum image combining interests of a wide range of the persons interested in results of activity of the company. In article the authors stated the theoretical principles and approaches to expanded treated stability of the company which gradually does not only take more and more significant place in philosophy, but also in practice of modern business. Development of conceptual offers on the basis of which creation of a complex technique of assessment and management of the cost of the company holding in planning and implementation of the activity of the principles of sustainable development is possible further became result of a research.
Key words: sustainable development, management on the basis of cost, corporate development, estimation of cost, cost and not cost forms of capital