Научная статья на тему 'Принципы устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка в условиях изменения финансовой среды'

Принципы устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка в условиях изменения финансовой среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ СТРАХОВОГО РЫНКА / РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СРЕДА / PRINCIPLES / RETAIL SEGMENT OF THE INSURANCE MARKET / INSURANCE MARKET / STABILITY / FINANCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрумина С. В.

В статье дается авторское определение финансовой среды страхового рынка, рассматриваются ключевые аспекты устойчивости его развития. Основное внимание уделяется обоснованию принципов устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка в сложившихся экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the author's definition of the financial environment of the insurance market, discusses key aspects of the sustainability of its development. It focuses on the justification of the principles of sustainable development of the retail segment of the insurance market in the current economic environment.

Текст научной работы на тему «Принципы устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка в условиях изменения финансовой среды»

Фрумина С.В.

к.э.н., доцент кафедры

«Финансы, денежное обращение и кредит» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Эл. почта: p [email protected]

ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА СТРАХОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СРЕДЫ

В статье дается авторское опре- деление финансовой среды страхового рынка, рассматриваются ключевые ас- пекты устойчивости его развития. Ос- новное внимание уделяется обоснова- нию принципов устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка в сложившихся экономических условиях.

Ключевые слова: принципы, розничный сегмент страхового рынка, рынок страховых услуг, устойчивость, финансовая среда.

Наиболее значимыми результата- ми экономических преобразований на российском рынке страховых услуг в настоящее время стали изменения тре- бований к страховым организациям, ко- торые предопределило вступление Рос- сии в ВТО. К таким изменениям отно- сятся требования к величине уставного капитала, ужесточение контроля, изме- нение процедуры банкротства. В на- стоящее время активно обсуждаются меры по применению штрафных санк- ций. Планируется перевод страховщи- ков на механизм ежедневной отчетности и введение системы внутреннего контроля. Рассматривается возможность применения принудительного перевода активов в доверительное управление в случае неплатежеспособности страхо- вой организации. В ближайшем буду- щем на российский страховой рынок планируется распространение требова- ний Евросоюза Solvency II к платеже- способности. Все проводимые и плани- руемые мероприятия направлены на повышение конкурентоспособности рос- сийских страховых организаций, непосредственными конкурентами которых с 2020 года станут мировые страховые гиганты. Вместе с тем вопросы сохранения национальных позиций страхового рын- ка во многом зависят от состояния фи- нансовой среды, в которой функциони- руют страховые организации. Однако устоявшееся определение понятия «фи- нансовая среда» и обоснование принци- пов устойчивого развития страхового рынка отсутствуют как в нормативно- правовых источниках, так и учебной литературе, посвященной теории финансов и страхового дела. В сложив- шихся условиях исследование, посвя- щенное поискам вопросов, еще не ос- вещенных предшественниками, а пото- му способных дать новый импульс при- росту знаний, является, безусловно, ак- туальным.

В современной научной школе оп- ределение «финансовая среда» весьма противоречиво и применяется только в контексте среды предпринимательской. Сложности в его толковании в целом связаны с отсутствием данной катего- рии в концептуальных документах, от- ражающих развитие национальной эко- номики.

Исследование большого числа публикаций, освещающих данный во- прос, свидетельствует, что те определе- ния, которые даны понятию «финансо- вая среда», рассматриваются с разных сторон. Понятие среда (environment -

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

окружение) представляет собой окру- жающие условия, обстановку, связан- ную с общностью этих условий [8]. В Большой советской энциклопедии поня- тие «среда» в широком смысле (макро- среда) охватывает общественно- экономическую систему в целом - про- изводительные силы, совокупность об- щественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру дан- ного общества. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредствен- ное социальное окружение человека, фирмы, коллектива и группы [12].

Существует большое количество работ, посвященных внешней и внут- ренней среде, институциональной сре- де, которые включены в спектр научно- го поиска в целях выявления специфики финансовой среды страхового рынка, и с которыми впоследствии установлена функциональная взаимосвязь, однако, в различных современных экономических источниках финансовая среда имеет, по крайней мере, три значения. Так в оте- чественных публикациях, посвященных финансовой среде, последняя отождествляется со средой предприниматель- ской.

Данная точка зрения считается ошибочной, поскольку финансовую среду можно рассматривать только как составной элемент предприниматель- ской среды, более того, определение финансовой среды исходит из сущности финансов и финансовых отношений, которые не обязательно должны быть основаны на предпринимательской дея- тельности. Другой, наиболее распространен- ный подход основан на отождествлении финансовой среды с финансовым рын- ком, идентичным рынку денег. При этом собственно денежный рынок, по мнению представителей этого подхода, представ- ляет собой рынок краткосрочных креди- тов, предоставляемых на срок менее од- ного года. А содержание и структура фи- нансового рынка характеризуются наличием развитой системы рынков, субъек- тов и объектов, институционально представленных кредитной системой и рын- ком ценных бумаг.

Однако, анализируя данное опре- деление, несложно заметить, что фи- нансовый рынок может содержать эле- менты только внешней финансовой сре- ды. Так, придерживаясь определения финансового рынка, данного в Совре- менном экономическом словаре, последний представляет собой совокуп- ность рыночных форм торговли финан- совыми активами: иностранной валю- той, ценными бумагами, кредитами, де- позитами, производными финансовыми инструментами и включает в себя фон- довый рынок, кредитный рынок, рынки капитала и мировой финансовый рынок [12].

Одной из немногочисленных ра- бот, посвященных финансовой среде, является исследование Татариновой Л.Ю., которая предлагает рассматривать последнюю через механизмы действия финансового посредничества (рис. 1) (см. ниже) и утверждает, что для ус- пешного развития экономики государ- ство должно активно вмешиваться в создание и развитие финансовой среды.

Однако из приведенного рисунка следует, что финансовые ресурсы мо- гут поступать к экономическим субъ- ектам только через финансовые рынки и через финансовых посредников. При этом возникает вопрос о необходимо- сти определения финансовых посред- ников.

Так, надо полагать, что коммер- ческие банки, осуществляющие при- влечение и размещение финансовых ресурсов можно отнести к одному из их видов. Однако в то же время ком- мерческие банки являются непосредст- венными участниками финансового рынка. Поэтому приведенный рисунок требует уточнений, хотя и вызывает несомненный научный интерес.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 44 Финансовые рынки

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Экономические субъек- ты с профицитом фи- нансовых ресурсов Экономические субъек- ты с дефицитом финан- совых ресурсов Требования: низкий риск; высокая лик- видность Финансовые посредники

Требования: низкая ликвид- ность; дли- тельные сроки привлечения Рис. 1. Финансовая среда [9]

Поэтому можно отдать предпоч- тение другой точке зрения, предлагае- мой Шукловым Л.В., где не уделяется внимание непосредственно финансовой среде, однако, рассматривается денеж- ный поток через описание его финансо- вого окружения, то есть среду обраще- ния финансовых ресурсов [11]. Следо- вательно, выдвигается предположение о том, что финансовые ресурсы обраща- ются в некой финансовой среде, то есть, определив сферу обращения финансо- вых ресурсов страховых организаций, можно определить элементы их финан- совой среды.

Таким образом, финансовые ре- сурсы обращаются между непосредст- венным участниками страхового рынка в виде страховых и перестраховочных премий, тантьем, комиссий, выкупных сумм, страховых возмещений и обеспе- чений, другими институтами, участ- вующими в перераспределении финан- совых ресурсов, посредством получения кредитов, уплаты налогов, арендных платежей.

Следовательно, можно предполо- жить, что финансовая среда страхового рынка состоит из совокупности условий

и факторов, внешних по отношению к рынку страховых услуг, которые оказы- вают влияние на перераспределение финансовых ресурсов между участни- ками страховых отношений.

При этом следует, прежде всего, остановиться на самой дефиниции по- нятий «факторы» и «условия», посколь- ку лингвистическое различие между ними предполагает и разный экономи- ческий смысл каждого из них. Так, со- гласно определению, данному в Толковом словаре русского языка, условие - это обстоятельство, от которого что-то зависит, а также данные требования, из которых необходимо исходить [8]. Фак- тор же, согласно Словарю современных понятий и терминов (factor - буквально делающий) определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, либо его отдельные черты [12]. При этом необходимо учитывать, что финансовая среда складывается из микросреды и макросреды.

Безусловно, составляющие стра- хового рынка охватывают самый широ- кий спектр внешних и внутренних фи- нансовых отношений. Однако примени- тельно к рынку страховых услуг поня-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 45 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

тие финансовой среды, ее макро- и мик- ро- составляющие требуют дополни- тельного исследования.

Таким образом, можно утвер- ждать, что в научной литературе был сделан ряд принципиальных выводов о содержании финансовой среды, полу- чивших широкое признание и отра- жающих тот или иной аспект обосно- вания характера ее основных элемен- тов. Наличие различий в трактовках и характеристике базовых понятий вызывает необходимость их уточнения, что позволит более адекватно опередить их содержание.

В процессе анализа многочислен- ных определений финансовой среды, сформулированных отечественными и зарубежными исследователями, предла- гается рассмотреть ее авторскую трак- товку, которая дополняет и конкретизи- рует предлагаемое содержание дефини- ции. Таким образом, под финансовой средой страхового рынка предлагается понимать совокупность активных усло- вий и факторов, действующих на стра- ховой рынок и влияющих на финансовые взаимоотношения между его участни- ками.

Однако в рамках настоящей статьи рассматривается розничный сегмент страхового рынка. В связи с этим надо уточнить, что по отраслевому признаку выделяют рынки личного страхования и имущественного. Каждый из этих рын- ков можно разделить на обособленные сегменты, среди которых выделяют ры- нок розничного страхования и рынок корпоративного страхования. Выделе- ние данных сегментов не является авторским новшеством и представлено в многочисленных аналитических отчетах страхового надзора и экспертных ком- паний. Связано рассмотрение вышепри- веденных сегментов страхового рынка с тем, что в рамках настоящей работы, рассматривая устойчивость страхового рынка, необходимо оценить спрос на страховые услуги и те финансовые потоки, которые могут быть направлены на страховой рынок в процессе приоб- ретения страховых услуг. При этом рас- считать долю средств населения, на- правляемых на страховую защиту, из общих располагаемых доходов не пред- ставляет особых затруднений. Вместе с тем статистика доходов организаций различных форм собственности и доля средств их них, направляемых на стра- хование, отсутствуют.

Выбор розничного сегмента стра- хового рынка в качестве базового связан и со следующими факторами:

- во-первых, средства населения составляют значительную часть собран- ных на рынке

страховых услуг страхо- вых премий. Так, проведенный анализ динамики итоговых показателей разви- тия рискового страхования показал, что в 2010 г. страхование граждан заняло 43%;

- во-вторых, средства населения являются прямым подтверждением из- менения спроса на страховые услуги. Если до кризиса, в 2007 году, россияне тратили на страхование в среднем более

1% своих доходов, то в конце 2009 года доля расходов на страхование упала до

0,9% доходов. В конце 2009 - начале

2010 года наступил перелом, и доля расходов на страхование в расходах на- селения снова стала расти.

Страховые премии, собранные за счет средств юридических лиц, также, безусловно, занимают существенную долю совокупных страховых премий. Однако сложности с определением ве- личины доходов юридических лиц раз- ных организационно-правовых форм, форм собственности, сферы деятельно- сти, масштаба бизнеса не позволяют получить достоверную информацию о до- ле средств юридических лиц, расходуе- мых на страховые услуги. Поэтому весь страховой рынок Российской Федера- ции в целях решения ключевых задач, поставленных в настоящей работе, предлагается рассматривать через приз-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 46 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

му розничного и корпоративного сег- ментов. При этом под розничным сег- ментом российского рынка страховых услуг предлагается понимать часть страхового рынка, на котором осущест- вляется купля-продажа страховых услуг физическим лицам, то есть в качестве покупателей страховых услуг выступа- ют исключительно физические лица. Следует особо подчеркнуть, что типичные участники договора страхо- вания: застрахованные и выгодоприоб- ретатели, на розничном сегменте могут быть представлены и юридическими лицами, но при условии того, что стра- хователь и застрахованный (выгодопри- обретатель) в договоре страхования различны.

В настоящее время розничный сегмент российского рынка страховых услуг представлен страхованием жизни, страхованием от несчастных случаев и болезней, страхованием выезжающих за рубеж, ДМС, КАСКО, ОСАГО, страхо- ванием добровольной ответственности владельцев автотранспортных средств, страхованием ответственности физиче- ских лиц и другими видами страхова- ния.

Лидерами розничного страхования по итогам 2011 года стали страховые компании Росгосстрах, РЕСО-Гарантия и Ингосстрах. В аналитических работах по страховому рынку рассчитывается

«индекс розничности», который пред- ставляет собой долю розничного стра- хования в совокупной премии лидеров страхового рынка. Так, индекс рознич- ности перечисленных лидеров в 2011 году равнялся 69,7; 60,4 и 44,0 соответ- ственно.

При таком подходе, учитывая не- обходимость выделения розничного сегмента страхового рынка, его устой- чивость может рассматриваться как способность сохранять постоянство при неблагоприятных изменениях фи- нансовой среды.

Вместе с тем необходимо отме- тить, что устойчивое развитие страхово- го рынка предполагает способность поддержания параметров его функцио- нирования в определенных границах, несмотря на воздействие различных дестабилизирующих факторов, к тому же отмеченная способность может быть обеспечена при соблюдении

ряда прин- ципов.

Так, в Концепции устойчивого развития в качестве системообразую- щих рассматриваются три базовых принципа:

• обеспечение сбалансированности экономики и экологии, то есть достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания;

• обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, взятых в её человеческом измерении, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие;

• решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.

Анализ приведенных принципов позволяет утверждать, что каждый из них так или иначе связан с составляю- щими элементами социально- экономической системы государства. Однако для конкретных рынков прин- ципы устойчивости будут видоизме- няться. Учитывая, что «принцип» в соот- ветствии с философским энциклопеди- ческим словарем представляет собой (от лат. рппаршт - начало, основа) основ- ное исходное положение, первопричи- ну, исходный пункт объяснения или ру- ководства к действиям [10], можно по- пытаться выделить основные принципы

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 47 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

устойчивого развития страхового рынка.

Основываясь на вышеприведен- ных принципах устойчивого развития, учитывая специфику объекта исследо- вания, целесообразно в качестве базо- вых принципов

выделить следующие (рис. 2.):

Принцип гарантированности предполагает обеспечение защиты имущественных интересов потребите- лей розничного сегмента страхового рынка, которая должна сопровождаться безусловными обязательствами страхо- вых организаций по страховым выпла- там путем введения дополнительной ответственности страховщиков, своевременной передачи страхового порт- феля и формирования гарантийного фонда страховых выплат.

То есть в целях достижения по- ступательного развития страхового рынка необходимо обеспечить его ус- тойчивость благодаря гарантированию финансовой безопасности граждан, за- ключивших договоры страхования, от угроз неспособности страховых органи- заций осуществлять страховые выплаты по причине несостоятельности (банкротства). Данный принцип представля- ется ведущим при решении вопроса устойчивого развития розничного сегмен- та страхового рынка.

Базовые принципы устойчивого развития социально-экономических систем

Принцип обеспечения сбалансированности экономической и соци- альных сфер

Принцип обеспечения сбалансированности экономики и экологии

Решение задач, связан- ных с развитием, в инте- ресах будущих поколе- ний

Принципы устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка

Принцип гарантированности страховой защиты

Принцип пропорциональности привлечения финансирования и объемов резервирования

Принцип формирования со- циально ориентированной тарифной политики страхо- вых организаций

Принцип управления рисками

Рис. 2. Принципы устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка (Составлен автором)

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 48 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Принцип пропорциональности привлечения финансирования призван обеспечить достаточность страховых резервов, формируемых за счет привле- ченных финансовых ресурсов в виде страховых премий по договорам лично- го и имущественного страхования, пу- тем установления обязательных норма- тивов резервирования.

На рынке страховых услуг рост объемов привлечения средств в качест- ве страховых премий означает рост рис- ковых вложений страховых организа- ций в различные финансовые инстру- менты и, следовательно, возможных по- терь в будущем, покрывать которые призван собственный капитал. Одно- временно с этим рост объема страховых премий сопровождается ростом страхо- вых выплат по произошедшим страхо- вым случаям, величина которых не яв- ляется фиксированной и зависит от раз- мера убытков. Расходы, вызванные ис- полнением страховыми организациями обязательств по страховым выплатам в сумме, не обеспеченной страховыми резервами, также покрываются собст- венным капиталом, уменьшая сумму накопленной ранее прибыли. Кроме то- го, эффект кумуляции рисков приводит к недостатку у страховых организаций средств для исполнения страховых обя- зательств, который, в отсутствии лик- видных резервов, приходится покрывать за счет новых заимствований. Эти об- стоятельства обусловливают рассмотре- ние проблемы структуры финансирова- ния страховых организаций с позиции достаточности формирования страхо- вых резервов.

Принцип управления рисками. Оп- ределение видов рисков является необ- ходимым при построении системы риск-менеджмента в страховании, так как от выбора перечня рисков, наиболее релевантных бизнесу, будет зависеть устойчивость развития страхового рын- ка. В настоящее время не существует нормативно-правового источника, определяющего состав рисков, которые яв- ляются объектом управления, ни в стра- ховых компаниях, ни иных субъектах страхового дела. Данный перечень так- же не закреплен ни в одном специаль- ном регламенте саморегулируемых ор- ганизаций страховщиков, таких, как: Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков.

Основными рисками, с которыми столкнулись страховые организации в период кризиса, стали риски обесцене- ния инвестиционного портфеля и кре- дитные риски объектов инвестиций. Расширение спектра финансовых инст- рументов, которые используются при размещении страховых резервов, рост финансовых инноваций, меняющаяся институциональная структура финансо- вой системы, а также воздействие государственного регулирования страховой деятельности способствуют изменению и модификации структуры и механиз- мов финансирования в направлении обеспечения их

большего разнообразия и рискованности.

Несмотря на то, что современная система управления рисками имеет в своем арсенале достаточно разнообраз- ный набор способов и методов управле- ния, все они так или иначе связаны с ограничением риска, выходом из риска путем продажи актива, сокращением риска путем отказа от части доходов или полным отказом от проведения рисковой операции. Однако в настоя- щих условиях приоритетным методом управления рисками для страховых ор- ганизаций становится покрытие прини- маемого риска резервами ликвидности. Создание таких резервов предполагает, что часть страховых премий сохранит денежную форму или примет форму высоколиквидных активов, обладающих способностью к абсолютной конверта- ции в деньги. В целом усиление риск-менеджмента страховых компаний по- зволит сделать рынок более сбаланси-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 49 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

рованным и обеспечит его поступательное и устойчивое развитие.

Принцип формирования социально ориентированной тарифной политики. Данный принцип заключается в разра- ботке методик расчета тарифных ставок по видам страхования с учетом плате- жеспособного спроса страхователей и предложением страховых продуктов, удовлетворяющих спрос населения в страховой защите.

Формирование базовых принци- пов было проведено с использованием исходных положений Концепции пере- хода Российской Федерации к устойчи- вому развитию, которая рассматривает их в ракурсе экономической, экологиче- ской и социальной составляющей. Предложенные же принципы опосре- дуют экономическую эффективность и социальную ориентированность разви- тия рынка страховых услуг, позволяя сохранить социальную ответственность страхования, минимизировать угрозы финансовой безопасности страховате- лей и поддержать активность населения в приобретении страховых продуктов.

Таким образом, соблюдение рас- смотренных принципов в предложен- ном содержательном контексте является одним из важнейших условий устойчи- вого развития розничного сегмента страхового рынка, нацеленного на ус- пешное развитие российской экономики в соответствии с требованиями времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахвледиани Ю.Т. Роль страховой науки в реализации приоритетов социальноэкономического развития // Страховое дело. - №9, 2010.

2.Батадаев В.А. Институционализация страхования в экономической парадигме устойчивого развития // Путеводитель предпринимателя. - №1,

2011.

3.Батадаев В.А. Роль страхования в реализации стратегии социально- экономического развития России

// Финансы - №3, 2011.

4.Годин А.М., Фрумина С.В.

Страхование. - М.: Дашков и К, 2010.

5.Гомелля В.Б. Проблемы современного государственного регулирования страхового

рынка России // Финансы -№8, 2011.

б.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

- http://www.classes.ru/all-russian/russian- dictionary-Vasmer-term 12628.ИШ#02ке§0У.

7.Татаринова Л.Ю. Влияние финансовой среды на развитие розничного банкинга в России // Финансы и кредит. - 2011. - №22 (454).

8.Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблевой, В.А. Лутченко. - М.: СТАТУТ, 2006.

9.Шуклов Л.В. Финансовый менедж- мент в условиях кризиса. Опыт компа- ний малого и среднего бизнеса. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

10. http://slovary.yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.