Научная статья на тему 'Принципы установления непенитенциарного режима'

Принципы установления непенитенциарного режима Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
345
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / НЕПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ РЕЖИМ / ПРИНЦИПЫ НЕПЕНИТЕНЦИАРНОГО РЕЖИМА И МЕХАНИЗМА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / PENALTY ENFORCEMENT LAW / ALTERNATIVES TO IMPRISONMENT / PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / NON-PENAL REGIME / PRINCIPLES OF NON-PENAL REGIME AND MECHANISM OF ITS PROVIDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

Обосновывается необходимость определения принципов непенитенциарного режима и механизма его обеспечения как подсистемы принципов уголовно-исполнительного права, представляющих собой комплекс органически связанных требований к определению содержания непенитенциарного режима и механизма его обеспечения. Автором предлагаются названия принципов непенитенциарного режима и механизма его обеспечения, определяется их содержание, а также формулируются предложения по повышению эффективности исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Non-penal Regime and Mechanism of its Providing

In this article the author proves the necessity of determination of non-penal regime' principles and mechanism of its providing as subsystem of penalty enforcement law principles, which represent a complex of associated requirements to the definition of non-penal regime content and mechanism of its providing. The author offers some principles of non-penal regime and mechanism of its providing, defines its content, formulates some proposals to raise the effectiveness of punishment without isolation from society.

Текст научной работы на тему «Принципы установления непенитенциарного режима»

УДК 343.8

ПРИНЦИПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ НЕПЕНИТЕНЦИАРНОГО РЕЖИМА И МЕХАНИЗМА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

© Ольховик Н. В., 2013

Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск

Обосновывается необходимость определения принципов непенитенциарного режима и механизма его обеспечения как подсистемы принципов уголовно-исполнительного права, представляющих собой комплекс органически связанных требований к определению содержания непенитенциарного режима и механизма его обеспечения. Автором предлагаются названия принципов непенитенциарного режима и механизма его обеспечения, определяется их содержание, а также формулируются предложения по повышению эффективности исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право; альтернативы лишению свободы; наказания

без изоляции от общества; непенитенциарный механизма его обеспечения.

В общей теории права понятие принципов права определяется практически однозначно [1] как «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни» [2].

В науке уголовно-исполнительного права существуют различные точки зрения ученых на систему принципов уголовно-исполнительного права, их структуру, а также на содержание каждого из них в отдельности [3].

Еще более спорным вопросом является определение принципов институтов уголовно-исполнительного права, которые либо вообще не выделяются, поскольку не входят в классификацию принципов права [4], либо, следуя теоретическому положению о том, что «у каждого института должны быть собственные принципы, предопределяемые особенностями предмета правового регулирования» [5], достаточно разнообразно формулируются по собственному усмотрению авторов.

К настоящему времени разработанные в отечественной пенитенциарной науке принципы институтов уголовно-исполнительного права имеют сугубо пенитенциарное значение, поскольку в большей своей части касаются института исполнения лишения свободы [6], организации труда осужденных в местах лишения свободы [7], воспитательной работы с осужденными [8], медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу [9].

Принципы непенитенциарного режима как отдельного института уголовно-исполнитель-

режим; принципы непенитенциарного режима и

ного права еще не подвергались комплексному исследованию. При рассмотрении принт ци-пов институтов уголовно-исполнительного права вообще и непенитенциарного режима в частности, следует согласиться с позицией Е. А. Сизой по следующим принципиальным положениям: «Принципы институтов представляют собой комплекс органически связанных требований к тому или иному институту», «принципы институтов не следует рассматривать как отдельные элементы исправительного или воспитательного воздействия», «не допускается смешение доктринальных принципов права и принципов институтов» [10]. Исходя из этого, принципы непенитенциарного режима представляют собой комплекс органически связанных требований к институту непенитенциарного режима.

Как представляется, принципы непенитенциарного режима должны определять единые требования к установлению его содержания и обеспечению исполнения осужденными его требований.

Что касается непенитенциарного режима, то мы понимаем под ним правопорядок исполнения наказаний без изоляции от общества, заключающийся в соблюдении осужденным общих и специфических обязанностей (требований), которые, с одной стороны, призваны нейтрализовать воздействие факторов, способных создать условия для совершения осужденным нового преступления, и, с другой, — обеспечить благоприятные условия его исправления [11].

«Непенитенциарный режим» базируется на соблюдении осужденными определенных

правил поведения и установленных для них ограничений. В непенитенциарном режиме, как и в режиме наказания, конкретно выражается то, что, согласно закону, свойственно соответствующему наказанию без изоляции от общества и отражает само его содержание (кару). Другую сторону непенитенциарного режима составляют правовые ограничения осужденных и иные предписания, не обладающие свойствами кары, а также правила, выражающие порядок деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.

В этой связи принципом непенитенциарного режима, определяющим его содержание, является принцип отраслевой дифференциации законодательного определения содержания непенитенциарного режима, который предполагает, что содержание непенитенциарного режима регламентируется нормами как уголовного, так и уголовно-исполнительного права.

Поскольку содержание непенитенциарного режима нельзя определить без выявления содержания соответствующих наказаний без изоляции осужденного от общества, то первым исходным положением, определяющим содержание непенитенциарного режима, является соответствие непенитенциарного режима качественному и количественному содержанию того или иного наказания без изоляции осужденного от общества. Так, к числу карательных требований непенитенциарного режима при обязательных работах следует отнести обязанность осужденных выполнять в свободное от основной работы или учебы время бесплатные общественно полезные работы в размере от 60 до 480 часов для взрослых и от 40 до 160 часов для несовершеннолетних. Аналогичным требованием непенитенциарного режима при исправительных работах является обязанность осужденных работать либо по месту работы, либо в иных местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, в период от 2 месяцев до 2 лет, при условии, что из его заработной платы будут производиться удержания в доход государства в размере от 5 до 20 %. Эти требования непенитенциарного режима обусловлены основным элементом содержания уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ, которое заключается в ограничении личной свободы осужденного, лишении его свободного времени, а

при исправительных работах — еще и в ограничении права на полное возмещение за труд. Непенитенциарный режим при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также при ограничении свободы должен содержать требование исполнения осужденным возложенных на него обязанностей и запретов, предусмотренных законом и приговором суда, поскольку основным элементом содержания этих наказаний должны являться обязанности и запреты, ограничивающие личную свободу осужденного, а при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — его право на самоопределение, на выбор вида общественно-полезной деятельности, которой он хочет заниматься. Непенитенциарный режим при штрафе предусматривает обязанность осужденного уплатить штраф в форме и размере, установленными приговором суда, ибо основное содержание этого наказания заключается в ограничении права личной собственности осужденного. Вышеперечисленные требования отражают карательное содержание непенитенциарного режима, являются обязательными, предъявляются ко всем осужденным к тому или иному наказанию без изоляции от общества, устанавливаются только уголовным законом и конкретизируются в приговоре суда в виде определения их вида, меры, срока действия.

Вторым элементом принципа отраслевой дифференциации определения содержания непенитенциарного режима является обязательное обеспечение карательного содержания непенитенциарного режима предписаниями, понуждающими осужденного его выполнять. Наряду с карательными требованиями непенитенциарный режим составляют правовые ограничения осужденных и иные предписания, не обладающие свойствами кары, они устанавливаются для привлечения осужденных к «претерпеванию» лишений и правоограниче-ний, относящихся к содержанию соответствующего наказания [12]. Эти требования непенитенциарного режима предусмотрены и должны предусматриваться Уголовно-исполнительным кодексом РФ для всех осужденных к тому или иному наказанию без изоляции от общества.

Так, осужденные к обязательным работам обязаны работать на определяемых для них объектах, соблюдать правила внутреннего

распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову (ч. 1 ст. 26 УИК РФ). Осужденные к штрафу без рассрочки выплаты обязаны уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Осужденные к штрафу без рассрочки выплаты, а также осужденные, в отношении которых суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа (ч. 1, 3 ст. 31 УИК РФ). Осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны представлять по требованию уголовноисполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства (ст. 37 УИК РФ). Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову (ст. 40 УИК РФ). Осужденные к ограничению свободы обязаны соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием ими наказания (ст. 50 УИК РФ).

К числу требований непенитенциарного режима можно отнести и некоторые из основных обязанностей осужденных, указанные в ст. 11 УИК РФ. Так, обязанности осужденных, предусмотренные в ч. 2—5 ст. 11 УИК РФ, на наш взгляд, носят специфический характер и всецело распространяются на осужденных без изоляции от общества, как на лиц, совершивших преступления. Более того, как отмечается А. И. Зубковым [13], обязанность «являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора» в большей мере «относится к осужденным, в отношении которых исполняются наказания без

изоляции от общества. Требование ч. 1 ст. 11 УИК РФ исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения является общегражданской обязанностью осужденных. В то же время применение положения ч. 1 ст. 11 УИК РФ «соблюдать требования санитарии и гигиены» к осужденным без изоляции от общества вызывает сомнения, поскольку оно рассчитано только на осужденных к наказаниям, связанным с концентрацией и совместным проживанием людей, а «в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов выполнения требований санитарии и гигиены собственного тела и жилища» [14], главное, чтобы не произошло ущемление прав и интересов других граждан.

Помимо карательных требований непенитенциарного режима и обязанностей, понуждающих осужденных к их выполнению (обязательные), требования непенитенциарного режима могут устанавливаться не каждому осужденному к тому или иному наказанию без изоляции от общества, а дифференцированно, с целью нейтрализовать воздействие факторов, способных создать условия для совершения осужденным нового преступления, и, с другой, — обеспечить благоприятные условия его исправления (факультативные). Эти требования также образуют некарательное содержание непенитенциарного режима, поскольку не включаются в содержание того или иного наказания без изоляции осужденного от общества. Указанное положение позволяет выделить

принцип диспозитивности установления и последующей корректировки судом и уголовно-исполнительной инспекцией некарательного содержания непенитенциарного режима в зависимости от категории осужденных и их поведения в период отбывания наказания. Реализация этого принципа предполагает возможность суда и (или) уголовноисполнительной инспекции в целях предупреждения совершения осужденным нового преступления и обеспечения благоприятных условий его исправления устанавливать осужденному дополнительные обязанности и запреты или отменять ранее установленные полностью или частично. Такая возможность предоставлялась уголовно-исполнительным инспекциям статьей 41 УИК РФ в отношении осужденных к исправительным работам. Однако Федеральным законом от 8 декабря

2003 г. № 161-ФЗ этого права инспекции были лишены. В теории уголовно-исполнительного права отношение ученых к этому законодательному изменению различное [15], но проведенный нами анализ рецидивной преступности осужденных к исправительным работам свидетельствует о необходимости не только восстановления этого права уголовно-исполнительных инспекций в отношении осужденных к исправительным работам, но и в отношении всех осужденных, состоящих на учете в инспекции [16]. В настоящее время этот принцип реализован только при исполнении ограничения свободы (ст. 54 УИК РФ), а также при определении осужденному к обязательным и исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью периодичности явки в уголовно-исполнительную инспекцию.

Анализ практики установления судом и уголовно-исполнительной инспекцией некарательных требований непенитенциарного режима позволяет говорить о принципе необходимой достаточности некарательных требований непенитенциарного режима. Установление осужденным этих требований предполагает не только привлечение осужденных к выполнению карательных требований, но и непосредственно направлено на предупреждение совершения осужденными новых преступлений и обеспечивает благоприятные условия его исправления. Так, определение уголовно-исполнительной инспекцией осужденному к обязательным работам вида работ и объекта, на котором они будут отбываться, должно обеспечить не только карательное содержание этого наказания, но и благоприятные условия его исправления и предупреждение совершения осужденным нового преступления. Невыполнение этого требования может привести к тому, что наказание не будет отбываться либо его отбывание будет проходить формально (только с точки зрения учета «отработанного» осужденным времени). Аналогичный принцип должен действовать и при определении мест отбывания исправительных работ неработающим осужденным, а также при установлении дополнительных обязанностей осужденным к ограничению свободы (ст. 54 УИК РФ).

Проведенное исследование личности осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным

работам, исправительным работам, совершивших новое преступление в период отбывания соответствующего наказания, убедительно доказывает, что совершению этого преступления предшествовали паразитический образ жизни осужденных, отсутствие у них средств к существованию, систематическое совершение административных правонарушений, которые были однородны с тем преступлением, за совершение которого они были осуждены [17]. На наш взгляд, этого могло не произойти, если бы данная категория осужденных работала, училась, занималась иной общественно-полезной деятельностью, и суд по представлению уголовноисполнительной инспекции либо сама инспекция могли скорректировать содержание непенитенциарного режима. Действующее законодательство предусматривает такую возможность только при исполнении исправительных работ (ч. 2 ст. 46 УИК РФ) и ограничения свободы (ч. 3 ст. 53 УК РФ). В связи с этим считаем необходимым и своевременным предоставить суду возможность возложения на осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным работам, исправительным работам обязанностей как при вынесении приговора, так и в период отбывания наказания по представлению уголовно-исполнительной инспекции, а также уголовно-исполнительной инспекции, если эти обязанности направлены на обеспечение осуществления контроля за исполнением осужденным требований непенитенциарного режима (например, являться для регистрации в уголовноисполнительную инспекцию с указанием периодичности, отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией о своем поведении). При этом перечень обязанностей, которые могут быть возложены судом, должен быть открытый, так как это позволит суду индивидуализировать требования непенитенциарного режима каждому осужденному. Кроме этого, в уголовно-исполнительном законодательстве следует предусмотреть возможность уголовно-исполнительной инспекции возлагать на осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным работам, исправительным работам обязанностей, направленных на обеспечение осуществления контроля за исполнением осужденным требований непенитенциарного режима, не только после нарушения осужден-

ным требований этого режима, как это сейчас предусмотрено в ч. 2 ст. 46 УИК РФ, но и при постановке на учет.

Исполнение осужденными требований непенитенциарного режима должно быть обеспечено средствами организационного и правового характера. Такие средства предусмотрены уголовным, уголовно-исполнительным и административным законодательством и рассматриваются нами в качестве уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, уголовно-процессуальных и административно-правовых средств обеспечения порядка исполнения наказаний без изоляции от общества. Это свидетельствует о необходимости выделения принципа организационно-правового обеспечения содержания непенитенциарного режима. К числу общих уголовно-правовых средств обеспечения непенитенциарного режима относится угроза замены наказания без изоляции от общества на более строгое. Такая угроза предусмотрена применительно к штрафу (ч. 5 ст. 46 УК РФ), обязательным (ч. 3 ст. 49 УК РФ), исправительным работам (ч. 4 ст. 50 УК РФ), ограничению свободы (ч. 5 ст. 53 УК РФ). Исключение в этом плане составляет уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, механизм обеспечения непенитенциарного режима которого должен быть обеспечен такой общей угрозой. Действующее уголовно-исполнительное законодательство в качестве специального средства, от которого зависит эффективность действия общих уголовно-правовых средств обеспечения непенитенциарного режима, предусматривает вынесение осужденным предупреждений о замене соответствующего наказания без изоляции от общества более строгим и предостережения осужденному к ограничению свободы о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

Очевидно то, что угроза вынесения предупреждения осужденному за нарушение порядка и условий отбывания наказания сама по себе является специальным средством обеспечения непенитенциарного режима, поскольку действует по принципу «угроза — наказание», а уже вынесенное предупреждение обеспечивает действие угрозы замены этого наказания более строгим как общего средства обеспечения непенитенциарного режима. В то же время «предупреждение», в отличие от возложения дополнитель-

ных обязанностей и замены наказания более строгим, не меняет правовое положение осужденного.

Действенность уголовно-правовых средств обеспечения непенитенциарного режима зависит от уголовно-процессуальных средств. К их числу следует отнести уголовно-процессуальные средства обеспечения явки осужденного, скрывшегося с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания, в судебное заседание для решения вопросов, связанных с заменой наказания на более строгое. На основании ч. 3 ст. 399 УПК РФ решение об участии осужденного в судебном заседании принимает суд, который может рассмотреть представленные уголовно-исполнительной инспекцией материалы и без осужденного. Однако судебная практика сложилась таким образом, что эти материалы в отсутствии осужденного не рассматриваются либо в удовлетворении представления инспекции отказывается, если инспекция в результате проведения первоначальных разыскных мероприятий не доказала факт злостного уклонения осужденного от отбывания наказания. Такая практика суда обусловлена тем, что вынести решение о розыске такого осужденного суд не правомочен, так как это не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Осужденный, скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания в виде обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, объявляется в розыск на основании соответствующего постановления уголовно-исполнительной инспекции и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов. Согласно п. 18 ст. 397 УПК РФ суд рассматривает вопросы, связанные с исполнением вступившего в законную силу приговора суда о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы (осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного наказания либо избрано при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы) на срок не более чем 30 суток, по представлению органа внутренних дел по месту задержания осужденного (п. 3 ч. 1 ст. 399 УПК РФ). Такое решение принима-

ется судом в соответствии с п. 18 ст. 397 УПК РФ для рассмотрения вопроса о замене наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы на лишение свободы в соответствии с представлением уголовно-исполнительной инспекции. Вместе с тем вопрос замены неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы осужденному, которому ограничение свободы назначено в качестве основного наказания либо избрано при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, являющемуся скрывшимся с места жительства, может быть рассмотрен судом в связи со злостностью уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы при условии представления уголовно-исполнительной инспекцией соответствующих доказательств злостности и без задержания осужденного органами внутренних дел. В противном случае лица, скрывшиеся с места жительства, продолжают безнаказанно уклоняться от отбывания наказаний.

Такая же проблема возникает и с осужденными, уклоняющимися от явки в судебное заседание без уважительных причин. Оформить привод такого осужденного суды также отказываются, поскольку в соответствии со ст. 113 УПК РФ привод, который производится судебными приставами по поручению суда, предусмотрен только в отношении подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Вместе с тем такое толкование закона не согласуется со ст. 47 УПК РФ, которая определяет осужденного как обвиняемого, в отношении которого вынесен обвинительный приговор. Тем не менее, указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости внесения дополнений и изменений в ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предусмотрев возможность принятия судом решения о приводе и розыске осужденного в случае его неявки в судебное заседание.

Реальность угрозы замены наказания в случае злостного уклонения осужденного от его отбывания зависит от сроков рассмотрения судами соответствующих представлений уголовно-исполнительных инспекций. Указанные сроки, по результатам нашего исследования, иногда достигают 6—8 месяцев. За это время вероятность совершения данными лицами повторных преступлений кратно возрастает. В целях снижения уровня повторной преступности среди лиц, состоя-

щих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, необходимо ограничить сроки рассмотрения судом представлений инспекций до одного месяца. В частности, следует дополнить Главу 47 УПК РФ статьей 3991 «Сроки разрешения вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с лишением свободы», где закрепить эту норму.

Механизм обеспечения порядка исполнения наказаний без изоляции от общества должен включать уголовно-правовые средства, которые опосредованно оказывают воздействие на обеспечение воспитательно-предупредительного процесса, поскольку они стимулируют поведение осужденных в ожидаемом со стороны государства направлении. Стимулирующий характер этих мер строится по схеме: средство стимулирования — мера поощрения. Однако Уголовный кодекс РФ в настоящее время такие средства предусматривает только применительно к ограничению свободы. Прежде всего, они выражаются в возможной отмене ранее установленных для осужденного обязанностей. Инспекция, при наличии оснований и подтверждающих официальных документов, вносит в суд мотивированное представление о частичной отмене установленных судом ограничений в следующих случаях:

• необходимости прохождения осужденным медицинского осмотра или курса лечения вне территориального образования, выезд за пределы которого ему запрещен;

• исполнения функциональных обязанностей по месту работы, учебы вне территориального образования, выезд за пределы которого ему запрещен;

• необходимости прохождения осужденным курса лечения во время суток, в которое ему запрещено выходить из дома (квартиры, иного жилища);

• исполнения функциональных обязанностей по месту работы, учебы во время суток, в которое ему запрещено выходить из дома (квартиры, иного жилища).

Кроме этого, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность применения к осужденному мер поощрения (благодарности; досрочного снятия ранее наложенного взыскания; разрешения на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней; разрешения на проведение отпуска с выездом за

пределы территории соответствующего муниципального образования. Решение о применении к осужденному мер поощрения выносится начальником инспекции либо лицом, его замещающим, в форме постановления с учетом личности и поведения осужденного в течение отбытого срока (за хорошее поведение; за добросовестное отношение к труду; за добросовестное отношение к учебе; за добросовестное отношение к труду и учебе) и объявляется ему под роспись. К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, инспекция может применить меры поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Применение данного вида поощрения возможно по истечении трех месяцев со дня вынесения предупреждения и по истечении шести месяцев со дня вынесения официального предостережения. При этом при наличии двух взысканий первым снимается взыскание, наложенное ранее и не являющееся на момент поощрения погашенным.

На наш взгляд, рассмотренные два вида поощрения можно было бы предусмотреть и для осужденных к обязательным и исправительным работам.

1. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. 1. М. : Юрид. лит, 1981. С. 98; Он же. Структура советского права. М. : Юрид. лит., 1974. С. 89—90; Теория государства и права : учебник для вузов / под ред.

B. М. Корельского и В. Д. Перевалова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издат. группа НОРМА-ИНФРА. М., 2002.

C. 242; Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Изв. вузов. Правоведение. 2000. № 3. С. 4; Карташов В. Н. Принципы права: понятие, функции // Юрид. зап. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова / под ред. В. Н. Карташова, Л. Л. Кругликова,

B. В. Бутнева. Ярославль, 2006. Вып. 10. С. 3.

2. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. С. 98.

3. Мелентьев М. П. Функции советского исправительно-трудового права и механизм их осуществления. М. : ВНИИ МВД СССР, 1980. С. 21-24; Наташев А. Е. Принципы советского исправительно-трудового права. М. : ВНИИ МВД СССР, 1972. С. 6, 7; Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. М. : Юрид. лит., 1984. С. 78; Сперанский И. А. Содержание и реализация принципов исправительнотрудового права : учеб. пособие. Волгоград : Высш. следств. шк. МВД СССР, 1969.

C. 4, 5; Уголовно-исполнительное право : учебник / под ред. И. В. Шмарова. М. : БЕК, 1996. С. 18; Уголовно-исполнительное право. Общая часть : учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань : Акад. права и управления Минюста России, 2001. С. 235; Уголовноисполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XX века : учебник / под ред. А. И. Зубкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Норма,

2002. С. 14; Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Юристь,

2003. С. 28; Уголовно-исполнительное право России /

под ред. О. В. Филимонова. М. : Ин-т актуал. образования «ЮрИнфроР-МГУ», 2004. С. 20.

4. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / под ред. В. Г. Стрекозова. М. : Интерстиль, 2002. С. 215—218.

5. Фаткуллин Ф. Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки. Т. 1. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1960. С. 160.

6. Уголовно-исполнительное право. Общая часть : учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина. С. 267; Малов А. Н. Принципы правового института исполнения лишения свободы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний : материалы науч.-практ. семинара. Рязань, 2005. С. 244—247.

7. Оспанова Ж. Б. Основные принципы организации труда осужденных в местах лишения свободы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний : материалы науч.-практ. семинара. Рязань, 2005.

С. 254—259.

8. Оспанова Ж. Б. Указ. соч. С. 160; Козлова Л. Ф. Теоретические вопросы организации воспитательной работы в ИТУ : учеб. пособие. Рязань : Рязан. высш. шк. МВД СССР, 1976. С. 27.

9. Кононец А. С. Основные принципы организации здравоохранения в России // Соответствие законодательства Российской Федерации европейским стандартам в сфере медицинского обслуживания в уголовноисполнительной системе : сб. материалов круглого стола (7—8 окт. 2004 г.). Рязань, 2005. С. 27.

10. Сизая Е. А. Принципы исполнения уголовных наказаний: теоретико-методологические основы, реализация, эффективность : монография / под ред. В. П. Малкова, М. А. Кириллова. М. : Акад. права и управления Федер. службы исполнения наказаний, 2009. С. 249—253.

11. Ольховик Н. В. Непенитенциарный режим: понятие и содержание // Вестн. Кузбас. ин-та. Новокузнецк, 2011. № 1(4). С. 24.

12. Чубраков С. В. Уголовное наказание в виде обязательных работ. Томск : НТЛ, 2005. С. 166.

13. Уголовно-исполнительное право России : учебник. М., 1999. С. 396.

14. Там же. С. 395.

15. Данелян Р. С. Исправительные работы как вид уголовного наказания в теории и практике : дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002; С. 68; Рогова Е. В. Исправительные работы и особенности их применения к несовершеннолетним : дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. С. 162—163.

16. Ольховик Н. В., Прозументов Л. М. Рецидивная преступность осужденных и ее предупреждение. Томск, 2009. С. 87—100, 105—109, 136—137.

17. Там же. С. 100—121.

Principles of Non-penal Regime and Mechanism of its Providing

© Olkhovik N., 2013

In this article the author proves the necessity of determination of non-penal regime' principles and mechanism of its providing as subsystem of penalty enforcement law principles, which represent a complex of associated requirements to the definition of non-penal regime content and mechanism of its providing. The author offers some principles of non-penal regime and mechanism of its providing, defines its content, formulates some proposals to raise the effectiveness of punishment without isolation from society.

Key words: penalty enforcement law; alternatives to imprisonment; punishment without isolation from society; non-penal regime; principles of non-penal regime and mechanism of its providing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.