Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СПОРОВ В РОССИИ'

ПРИНЦИПЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СПОРОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОБЛЕМА / РОССИЯ / ИЗУЧЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тишкевич Э.В.

Статья посвящена урегулированию социальных конфликтов в России, на основе роли гражданского общества. Урегулирование данных конфликтов должно устранять объективные причины ущемления потребностей. Социальные конфликты измеряются своей многогранностью и многокомпонентностью. Каждый социальный конфликт является достаточно уникальным, что требует его доскональное изучение. Для успешного управления социальным конфликтом, в первую очередь, необходим тщательный и детальный анализ потребностей, мотивов, интересов субъектов конфликта. Ущемление потребностей социального субъекта выступает основной причиной социальных конфликтов, урегулирование подобных конфликтов должно ставить своей целью устранение объективных причин ущемления потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF SOCIAL DISPUTE SETTLEMENT IN RUSSIA

The article is devoted to the settlement of social conflicts in Russia, based on the role of civil society. The settlement of these conflicts should eliminate the objective reasons for the infringement of needs. Social conflicts are measured by their versatility and multi-component nature. Each social conflict is unique enough that it requires a thorough study. For the successful management of social conflict, first of all, a thorough and detailed analysis of the needs, motives, interests of the subjects of the conflict is required. The infringement of the needs of a social subject is the main cause of social conflicts; the settlement of such conflicts should aim to eliminate the objective reasons for the infringement of needs.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СПОРОВ В РОССИИ»

УДК 34.096 ББК 67.9

Принципы урегулирования социальных споров в России

Э. В. Тишкевич

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Статья посвящена урегулированию социальных конфликтов в России, на основе роли гражданского общества. Урегулирование данных конфликтов должно устранять объективные причины ущемления потребностей. Социальные конфликты измеряются своей многогранностью и многокомпонентностью. Каждый социальный конфликт является достаточно уникальным, что требует его доскональное изучение. Для успешного управления социальным конфликтом, в первую очередь, необходим тщательный и детальный анализ потребностей, мотивов, интересов субъектов конфликта. Ущемление потребностей социального субъекта выступает основной причиной социальных конфликтов, урегулирование подобных конфликтов должно ставить своей целью устранение объективных причин ущемления потребностей.

Ключевые слова: социальный конфликт, урегулирование, гражданское общество, проблема, Россия, изучение, противоречие.

Ущемление потребностей социального субъекта выступает основной причиной социальных конфликтов, урегулирование подобных конфликтов должно ст авить своей целью устранение объективных причин ущлмления потребностей. В широком смысле целью выступает смягчение социального неравенства, построение сильной демократии [2, с. 47].

Управляющее воздействие на любой конфликт бывает нескольких видов:

• разрешение конфликта — одна из (форм завершения конфлркта, совокупность положительных действий участников конфликта, пре-крпщающих противоборство мирными или силовыми средснвами и решающих проблему и противоречие, которые привели к конфликту;

• уренулирокание конфникта — частичное рал-решение конфликта , прекр ащение острой борьбы сторон. При этом могут сохраняться внутренние причины, побуждающие к конфликту;

• преодоление конфликта — это управляющее воздействие на конфликт, в котором центр

тяжести усилий смещен в сторону склрейше-го прекрещения конфликта, а не на разрешение противоречия- лежащего в егл основе; • предотвращеник конфликта —деятельность, направленноя на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия [11, с. 187]. Для успешного управления социальным конфликтом, в первую очередь, необходим тщательный и детальный анализ потребностей, мотивов, интересов субъектов конфликта [10, с. 58].

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов отмечают, что эффективно воздействовать нн социальный конфликт4 можно лишь в ном случае, если мы достаточно глубоко видим его истинные причины. Неумение специалистами и руководителями раз -ных уровней конструктивно разрешать социальные конфликты также является фактором рост а социальной напряженности [1, с. 9 1].

1С . И. Тимошенко и Т. В. Тимошенко указывают, что право на альтернативную процедуру урегули-роврния споров нашло примкноние только на со -временном этнпе становления российского граж-даннкого общества. Иннпвационное для судеНной

системы нововведение — примирительная процедура как механизм решения правовых споров и защиты нарушенных субъективных прав — не только позволяет разгрузить суды, но также имеет большие возможности в решении споров, которые сложны для решения юридическими средствами (религиозные, этнические и т. д.). В силу своей гибкости и диспозитивности альтернативные способы урегулирования споров позволяют выработать наиболее правильное решение проблемы, что способствует укреплению партнерских отношений, формированию правовой культуры мирного и самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций участниками гражданского оборота. К. И. Тимошенко и Т. В. Тимошенко одним из институтов правовой защиты называют медиацию — процесс урегулирования конфликтов с участием нейтральной третьей стороны (медиатора) [12, с. 78].

А. Р. Швандерова называет медиацию самостоятельным социально-ориентированным институтом гражданского общества. Как институт гражданского общества медиация обладает набором характерных для социальных институтов признаков:

• деятельность, направленная на снижение конфликтности и обучение членов общества конфликтологической культуре, создание условий справедливости;

• формирование культурно-ценностной среды и подготовка высококвалифицированных специалистов медиаторов;

• наличие нормативно-правовой базы — системных законов, регулирующих и организующих деятельность данного социального института. Речь идет о Федеральном законе РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 19Э-ФЗ от 27 июля 2010 г. и о Федеральном законе РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 194- ФЗ от 27 июля 2010 г. [14].

В законе указаны четыре основных принципа медиации:

• добровольность;

• конфиденциальность;

• сотрудничество и равноправие сторон;

• беспристрастность и независимость.

Также необходимо отметить, что медиация может использоваться как альтернатива юрисдикци-онным механизмам, либо одновременно с ними .

Задача медиатора судебных или административных разбирательств — в процессе переговорного процесса привести противоборствующие стороны к соглашению, приемлемому для каждого субъекта социального конфликта. Медиатор не является судьей, он не принимает решение по спору, не выносит вердикт, он лишь содействует участникам в мирном разрешении социального конфликта.

А. Р. Швандерова считает, что институт медиации, который в современном гражданском обществе пользуется все большей популярностью, должен совершенствоваться не только как самостоятельная процедура для эффективного разрешения спора, но и как целенаправленная социальная программа подготовки нового поколения профессиональных медиаторов, поскольку процедура медиации требует определенных навыков, умения, мастерства, межличностного общения, знаний в сфере конкретного конфликта, системы российского судоустройства. Однако важной предпосылкой дальнейшего развития взаимодействия государства и гражданского общества является постоянное правовое обеспечение их инновационного развития [13, с. 174].

Организации, которые занимаются обеспечением проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов для координации собственной деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также регламентов проведения данной процедуры. В России существует Национальная организация медиаторов. В миссию данной организации входит интеграция института медиации в правовую систему и общественную жизнь России, подготовка квалифицированных кадров, использование процедуры медиации в разных сферах, интеграция медиации в правовую культуру и другое. Существует также Федеральный институт медиации, который активно развивает свою деятельность не только в центре, но и в регионах страны.

К. И. Тимошенко и Т. В. Тимошенко считают, что для стабильности правовой системы государства важно бороться с нравственным и правовым нигилизмом, и развитие медиации как внесудебной процедуры разрешения разного рода споров и конфликтов также является способом такой борьбы. Однако пока медиация не получила должного распространения, в том числе, в сфере бизнеса, хотя, как утверждают авторы, именно здесь процедура должна быть востребована. Причины этого они видят в отсутствии специалистов (как минимум, необходимого количества специалистов), а также в непопулярности медиации, замечая, что, исходя из опросов, люди путают слова «медиа-

ция» и «медитация». Авторы подчеркивают: медиация должна быть встроена в функционирующее гражданское общество [12, с. 201—202].

Для повышения доверия в обществе ко всем структурам власти и бизнеса важной задачей вы-ступаетсоздание системы прозрачности и ответственности этих структур. Для этогороссийская элита должна выстраивать политико-правовые отношения социального партнёрства между тремя названными элементами. В этом случае только и возможна реакция на потребности общества. Однако и гражданам не стоит забывать о том, что для того, чтобы быть услышанными, интересы и потребности должны высказываться, а деятельность государства — контролироваться. Это станет решающим шагом на пути развития в России реальной демократии. В результате, отмечает А. П. Кочетков, вероятность возникновения социальных конфликтов в значительной степени снизится [6, с. 210—211].

Как нет двух одинаковых конфликтов, идущих по идентичному сценарию развития, так и не существует универсальной модели урегулирования социального конфликта. Для урегулирования социальных конфликтов предусмотрены такие методы, как: достижение консенсуса между социальными субъектами; работа с интересами сторон(подчинение неглавных интересов главным, временных —постоянным, текущих — перспективным); подавление отдельных элементов тех или иных узкогрупповых интересов; разведение противоречивых интересов и другие. Существует две основные стратегии для урегулирования и разрешения социального конфликта «выигрыш — проигрыш» и «выигрыш — выигрыш».

Граждане могут и должны использовать все способы реализации своих прав на участие в управлении государственными делами. На сегодняшний день в России у населения есть возможности обращаться в общественные организации, участвоватьв обсуждении проектов и вносить свои предложения, выступать с критикой. Однако наблюдается низкая активность граждан в подобных вопросах, преобладает молчание или критика.

Для повышения гражданской активностинеоб-ходимо правовое просвещение, правовое воспитание и правовое информирование граждан, а также повышение правовой культуры и правосознания граждан.

Таким образом, гражданское общество выступает примирителем в социальном конфликте непосредственно (институты гражданского общества берут на себя процедуры медиации, переговоров, выступают гарантом защиты прав), а также опосредованно (включение населения в гражданские

объединения, помощь в высказывании своего мнения и отстаивании интересов и позиции, повышение конфликтологической и правовой культуры, правосознания и т. д.). С помощью институтов гражданского общества, которые ведут деятельность по альтернативному (внесудебному) решению споров и конфликтов стороны могут прийти к конструктивному сотрудничеству на основе доверия и диалога, что в итоге ведет к взаимовыгодному урегулированию и разрешению социального конфликта [8, с. 301].

Для развития гражданских институтов недостаточно инициативы государства, необходима инициатива самих граждан в виде повышения гражданской активности, популяризацииметодов и способов преодоления социальных конфликтов, которыми располагают институты гражданского общества.

Для нашей страны гражданское общество — феномен относительно новый и не всегда имеет четко определенные границы. Можно лишь отметить, что гражданскому обществу присущи институцион-ность и деятельность в рамках конкретного государства, в его правовом поле. При этом на передний план выходит низкая вовлеченность людей в структуры гражданского общества, люди не стремятся вступать в гражданские объединения, оставляя вопросы, в которых могло бы найти место общественное самовыражение, на милость государства.

Благополучное развитие общества напрямую зависит от взаимодействия государства и гражданского общества. Эти взаимоотношения сами могут выступить источником конфликта, поэтому к их формированию необходимо подходить с особым вниманием, предупреждающим развитие конфликта.

Гражданское общество выступает примирителем в социальном конфликте непосредственно (институты гражданского общества берут на себя процедуры медиации, переговоров, выступают гарантом защиты прав), а также опосредованно (включение населения в гражданские объединения, помощь в высказывании своего мнения и отстаивании интересов и позиции, повышение конфликтологической и правовой культуры, правосознания и т. д.). С помощью институтов гражданского общества, которые ведут деятельность по альтернативному (внесудебному) решению споров и конфликтов стороны могут прийти к конструктивному сотрудничеству на основе доверия и диалога, что в итоге ведет к взаимовыгодному урегулированию и разрешению социального конфликта [3, с. 276].

Для развития гражданских институтов недостаточно инициативы государства, необходима инициатива самих граждан в виде повышения

гражданской активности, популяризации методов которыми располагают институты гражданского и способов преодоления социальных конфликтов, общества.

Список литературы

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М. : Юнити, 2000. 551 с.

2. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. М., 2002. 336 с.

3. Запрудский, Ю. Г. Социальный конфликт / Ю. Г. Запрудский. Ростов н/Д., 2002. 335 с.

4. Захарова, В. И. Медиативные функции профсоюзов как института гражданского общества в разрешении трудовых конфликтов / В. И. Захарова // Труд и социальные отношения. 2015. 241 с.

5. Козер, Л. А. Функции социального конфликта / Л. А. Козер ; пер. с англ. О. Назаровой ; под общ. ред. Л. Г. Ионина. М. : Дом интеллектуальной книги : Идея-пресс, 2000. 495 с.

6. Кочетков, А. П. Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в решении социальных конфликтов / А. П. Кочетков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. 314 с.

7. Никитина, Е. С. Место и роль гражданского общества во внутриполитических конфликтах России : дис. ... канд. полит. наук / Е. С. Никитина. М. : Военный университет, 2011. 185 с.

8. Попов, М. Е. Конфликты идентичностей в посттрадиционной России: общероссийский и региональный аспекты / М. Е. Попов. Ставрополь, 2011. 311 с.

9. Спенсер, Г. Опыты, научные, политические и философские / Г. Спенсер ; пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. Минск : Современ. литератор, 1999. 1408 с.

10. Степаненкова, В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа / В. М. Степанен-кова // Социологические исследования. 1994. 378 с.

11. Сыбенова, Н. Н. Социальный конфликт как открытая самоорганизующаяся социальная система / Н. Н. Сыбенова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. 268 с.

12. Тимошенко, К. И. Альтернативный способ разрешения правовых конфликтов в гражданском обществе / К. И. Тимошенко, Т. В. Тимошенко // Инженерный вестник Дона. 2014. 274 с.

13. Швандерова, А. Р. Институт медиации в современной России как правовой механизм взаимодействия государства и гражданского общества / А. Р. Швандерова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. 347 с.

14. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : Федер. закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010.

Сведения об авторе

Тишкевич Эдвард Вадимович — аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия. apoel2014@yandex.ru

Eurasian journal of region and political research. 2020. No. 1 (20). Pp. 81—85.

Principles of social dispute settlement in Russia

E. V Tishkevich

North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

The article is devoted to the settlement of social conflicts in Russia, based on the role of civil society. The settlement of these conflicts should eliminate the objective reasons for the infringement of needs. Social conflicts are measured by their versatility and multi-component nature. Each social conflict is unique enough that it requires a thorough study. For the successful management of social conflict, first of all, a thorough and detailed analysis of the needs, motives, interests of the subjects of the conflict is required. The infringement of the needs of a social subject is the main cause of social conflicts; the settlement of such conflicts should aim to eliminate the objective reasons for the infringement of needs.

Keywords: social conflict, settlement, civil society, problem, Russia, study, contradiction.

References

1. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya [Conflictology]. Moscow, Yuniti, 2000. 551 p. (In Russ.).

2. Darendorf R. Sovremennyj social'nyj konflikt. Ocherk politiki svobody [Modern social conflict. Essay on the Politics of Freedom]. Moscow, 2002. 336 p. (In Russ.).

3. Zaprudskij Yu.G. Social'nyj konflikt [Social conflict]. Rostov-na-Donu, 2002. 335 p. (In Russ.).

4. Zaharova V.I. Mediativnye funkcii profsoyuzov kak instituta grazhdanskogo obshchestva v razreshenii trudovyh konfliktov [Mediation functions of trade unions as an institution of civil society in resolving labor conflicts]. Trud i social'nye otnosheniya [Labor and social relations]. 2015. 241 p. (In Russ.).

5. Kozer L.A. Funktsii social'nogo konflikta [Functions of social conflict]. Moscow, Dom intellektual'noj knigi, Ideya-press, 2000. 495 p. (In Russ.).

6. Kochetkov A.P. Vzaimodejstvie gosudarstva, biznesa i grazhdanskogo obshchestva v reshenii social'nyh konfliktov [Interaction of the state, business and civil society in solving social conflicts]. Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie [Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and governance]. 2016. 314 p. (In Russ.).

7. Nikitina E.S. Mesto i rol' grazhdanskogo obshchestva vo vnutripoliticheskih konfliktah Rossii [Place and role of civil society in the internal political conflicts of Russia]. Thesis. Moscow, Voennyj universitet, 2011. 185 p. (In Russ.).

8. Popov M.E. Konflikty identichnostej v posttradicionnojRossii: obshcherossijskij i regional'nyj aspekty [Conflicts of Identities in Post-Traditional Russia: All-Russian and Regional Aspects]. Stavropol', 2011. 311 p. (In Russ.).

9. Spenser G. Opyty, nauchnye, politicheskie i filosofskie [Experiments, scientific, political and philosophical]. Minsk, Sovremennyj literator, 1999. 1408 p. (In Russ.).

10. Stepanenkova V.M. Ponyatie social'nogo konflikta v teorii R. Darendorfa [The concept of social conflict in the theory of R. Darendorf]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 1994. 378 p. (In Russ.).

11. Sybenova N.N. Social'nyj konflikt kak otkrytaya samoorganizuyushchayasya social'naya sistema [Social conflict as an open self-organizing social system]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 2011. 268 p. (In Russ.).

12. Timoshenko K.I., Timoshenko T.V. Al'ternativnyj sposob razresheniya pravovyh konfliktov v grazhdanskom obshchestve [An alternative way of resolving legal conflicts in civil society]. Inzhenernyj vestnik Dona [Engineering Bulletin of the Don], 2014. 274 p. (In Russ.).

13. Shvanderova A.R. Institut mediacii v sovremennoj Rossii kak pravovoj mekhanizm vzaimodejstviya gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva [Institute of mediation in modern Russia as a legal mechanism of interaction between the state and civil society]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Yuridicheskij zhurnal [Gaps in Russian legislation. Legal journal], 2017. 347 p. (In Russ.).

14. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii): Federal'nyj zakon № 193-FZ ot 27 iyulya 2010 [On the alternative procedure for resolving disputes with the participation of a mediator (mediation procedure): Federal Law No. 193-FZ of July 27, 2010]. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.