ной части головки корпуса двух твердосплавных вращающихся шариков 4, играющих роль стабилизаторов положения коронки в центре шпура при бурении, соотношение размеров к2 = =dl/d уменьшилось и составило 1,0125 приближаясь к единице (рис. 2 - линия 3), это говорит о
том, что сечение шпура приобретает круглую форму.
Полученная конструкция долотчатой буровой коронки может быть рекомендована заводам-изготовителям бурового инструмента.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Михайлов В.Г., Крапивин М.Г. Горные инструменты. - М.: Недра, 1970.
2. КантовичЛ.И., ГетопановВ.Н. Горные машины. - М.: Недра, 1989.
— Коротко об авторах ---------------------------------------------------------------
Божко В.Г. - доцент,
Божко В.В. - студент,
кафедра «Горные машины и оборудование», Московский государственный горный университет.
----------------------------------------------- © М.Г. Рахутин, 2005
УДК 622.232.83 - 043.2 М.Г. Рахутин
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСОМ ЭЛЕМЕНТОВ ГИДРОСИСТЕМ ЗАБОЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Семинар № 16
сновная задача, решаемая при управлении запасом любых элементов, является минимизация суммы ущерба от недостатка запасных частей и затрат на их приобретение и хранение (1,2) .
Однако в существующих методах расчета запчастей и управления запасом не
учитывается специфика эксплуатации гидросистем горных машин.
При разработке моделей управления запасом элементов гидросистем забойного оборудования предлагается использовать следующие основные принципы.
На наш взгляд специфика заключается в том, что у многих элементов параметры
изменяются постепенно. Постепенное изменение параметра повышает вероятность внезапного отказа и влияет на производительность горной машины. Ранее нами была обоснована целесообразность замены ряда элементов в еще работоспособном состоянии в случае достижения параметром расчетной величины, в зависимости, от горнотехнических и экономических факторов. Продолжение эксплуатации элемента после достижения расчетного предельного состояния приводит к определенному ущербу из-за снижения производительности машины и «пере-расхода» ресурса, как самой машины, так и взаимодействующего с ней оборудования. При этом ущерб весьма отличается для различных элементов гидросистемы.
Специфика, определяемая практикой эксплуатации, такова, что стоимость запасной части, приобретаемой заранее (исполнение квартальных заявок), в большинстве случаев отличается от стоимости запчасти, приобретаемой оперативно.
Также необходимо учитывать:
• различие в ущербе вследствие простоя, из-за отсутствия необходимой запасной части при различном резерве оборудования и производительности;
• ущерб из-за снижения производительности машин вследствие изменения параметра элемента;
• алгоритм принятия решения о пополнения запаса;
• стоимость и затраты времени на приобретение запасных частей.
Рассмотрим следующую стратегию управления запасом для элементов гидросистем забойных машин.
В работе находится несколько однотипных машин (например, проходческих комбайнов) или комплекс (например, угледобывающий) с большим количеством однотипных элементов. Также имеются «единичные» элементы.
При внезапном отказе элемент заменяется. В случае отсутствия запасной части оборудование простаивает до ее приобре-
тения или восстановления отказавшего элемента.
Восстановление элемента осуществляется с вероятностью Рвв.
Средняя разница продолжительности простоя оборудования при наличии и отсутствии запасной части составляет Тd.
Если при постепенном изменении параметра элемент не оказался в неработоспособном состоянии, хотя и достиг установленного предельного состояния, то при наличии запасной части производится замена, при ее отсутствии элемент эксплуатируется дальше. При этом возникает дополнительный ущерб за единицу времени его дальнейшего использования - Супс.
Элемент, замененный при достижении установленного предельного состояния, также с определенной вероятностью Рвп восстанавливается в условиях предприятия.
Элемент, замененный при достижении установленного предельного состояния и не подлежащий восстановлению, может использоваться в случае необходимости как запасная часть с определенным ущербом за единицу времени (наработки) эксплуатации.
Анализ существующих систем обеспечения запасными частями позволяет выделить следующие основные виды заявок:
• годовая заявка - обычно составляется для планирования;
• квартальная заявка;
• месячная заявка;
• оперативная заявка - обычно за день;
• «аварийная».
В зависимости от условий предприятий различаются следующие характеристики заявок:
• сроки формирования и утверждения;
• сроки и продолжительность исполнения;
• полнота выполнения (в данной модели не учитывается);
• стоимость запасной части в зависимости от вида заявки
В общем виде, с учетом требований машинной обработки, запишем характеристики заявок следующим образом.
Вид заявок - 2і. і = 1 - годовая, і = 2 -месячная и т. д.
Срок формирования и утверждения (до начала рассматриваемого периода) - Т . Например, ] в днях - ] = 15 - годовая, ] = 20
- месячная
Математическое ожидание времени выполнения заявок Ту (у - продолжительность в днях выполнения заявки).
Стоимость запасной части в зависимости от вида заявки Ст
Стоимость запасной части рассматриваем как стоимость запчасти, приобретаемой по квартальной заявке (базовую) СЬ, умноженную на повышающий коэффициент Кі в зависимости от вида заявки.
Ст = СЬ * Кі
В реальных условиях эксплуатации данные характеристики могут находиться в следующих диапазонах значений. Срок формирования и утверждения Т:
- 21 (годовая) - 1- 6 недель до начала года;
- 22 (квартальная) - 1- 5 недель до начала квартала;
- 23 (месячная) - 1- 3 недели до начала месяца;
- 24 (оперативная) - за 1- 3 дня;
- 25 (аварийная) - в день аварии или следующий.
Математическое ожидание времени выполнения заявок Тк:
- 21 (годовая) -используется для планирования;
- 22 (квартальная) - 2- 7 недель;
- 23 (месячная) - 1- 4 недели;
- 24 (оперативная) - за 1- 3 дня;
- 25 (аварийная) - в зависимости от вида запчасти и вышедшего из строя оборудования.
Стоимость запасной части в зависимости от вида заявки Ст
- 21 (годовая) -используется для планирования;
- 22 (квартальная) - Кі = 1;
- 23 (месячная) - Кі = 1-1.5;
- 24 (оперативная) - Кі = 1.2 - 1.7;
- 25 (аварийная) - Кі = 1.3 - 1.9 и выше.
Расчет запасных частей по предлагаемой модели позволяет повысить производительность оборудования и снизить затраты на его эксплуатацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Управление запасами. Рыжиков Ю.И. «Наука», М. 1969, 344с
2. Анализ систем управления запасами. Хедли Дж., Уайтин Т., «Наука», М. 1969, 512 с.
— Коротко об авторах
Рахутин М.Г. - кафедра «Горные машины и оборудование» Московский государственный горный университет.
^---------
---- © Н.А. Артемьев, Ю.Н. Артемьева,
Ю.Н. Захаров, 2005