Научная статья на тему 'Принципы управления инновационными процессами'

Принципы управления инновационными процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АГРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавель В. Ф.

Процесс создания новации начинается с научной и научно-технической деятельности. Ее основу составляют фундаментальные, прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Таким образом, к инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую, экологическую или социальную пользу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы управления инновационными процессами»

- Экотуристская деятельность предотвращает негативное воздействие на природу и культуру и побуждает туроператоров и туристов содействовать охране природы и социально-экономическому развитию территорий;

- Экотуризм это туризм, сочетающий отдых, развлечение и экологическое образование для путешественников и подразумевающий наличие определенных, довольно жестких правил поведения, соблюдение которых является принципиальным условием успешного развития самой отрасли;

- Развитие экотуризма должно быть выгодным местному населению и не должно противоречить его интересам и социально-экономическому развитию; следовательно, предполагает, что местные сообщества не только работают в качестве обслуживающего персонала, но и продолжают жить на охраняемой территории, вести прежний уклад жизни, заниматься традиционными видами хозяйствования, которые обеспечивают щадящий режим природопользования;

- Экотуризм понимается как составная часть индустрии туризма, производящая и продающая свой турпро-дукт и получающая от этого прибыль, или как туристская деятельность на природе, приносящая прибыль для сохранения природной среды, а также для улучшения жизненного уровня местного населения.

Основными целями экотуризма являются: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений человека с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановление духовных и физических сил человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной среды.

С нашей точки зрения, соблюдение перечисленных выше принципов будет служить залогом успешного развития перспективного направления туристской деятельности. Приведенный перечень признаков экоту-ризма не противоречит мнению большинства специалистов. В одной из своих работ известный тверской спе-^ циалист А. А. Дорофеев добавляет еще один не менее важный признак, указывая что «экотуризму отводится Ь «пионерная роль» в освоении новых территорий, большое значение также придается и научно-исследова-^ тельским возможностям экотуров» [3].

J Таким образом, несмотря на значительную разработанность данных вопросов, не имеет смысла ограни-^ чивать экотуристскую деятельность конкретными понятиями. По мнению А. А. Дорофеева формулируемое □ определение должно содержать ссылки на главные признаки, отличающие его от традиционных или вновь Z возникающих видов или форм туризма. Следовательно, при определении экотуризма должны фигурировать ^ три важнейших признака, определяющих его границы - основной используемый рекреационный ресурс; ^ цель путешествия/рекреационного занятия; способ и характер путешествия [3]. Ь

00 ЛИТЕРАТУРА

0 1. Арсеньева Е.И., Кусков А.С., Феоктистова Н.В. Основные концепции и направления современного экоту-(=у ризма: компаративный анализ.//Туризм и культурное наследие: Сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов: СГУ, 2005 ф 2. Бочкарева Т.В. Экотуризм: анализ существующего международного опыта. Доклад. М., 2003.

ö 3. Дорофеев А.А. К вопросу об определении понятия «экологический туризм».//Туризм и региональное ф развитие: Сб. науч. тр. Вып. 2. Смоленск, 2002.

s 4. Дроздов А.В. Современный экотуризм. Концепции и практика.//Теория и практика международного ту-о. ризма: Сб. науч. тр. под ред. А.Ю. Александровой. М.: КноРус, 2003

iE 5. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма. Учебно-практическое пособие. М.: КноРус,

1 2005.

Q 6. Храбовченко В.В. Экологический туризм. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 5 7. The Encyclopedia of Ecotourism, David B. Weaver, ed. Oxon OX, United Kingdom: CABI Publishing, 2006. 105. 8. http://www.ecotourism.org

<D m

I—

Ö ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

g ЖУРАВЕЛЬ В.Ф.

I_

о _

■_

О Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Сев Кав ГТИ), доцент кафедры «Экономика и управление на

О предприятии», к.т.н., 355029, Ставрополь, пр-т Кулакова, 2

0

I—

cl Процесс создания новации начинается с научной и научно-технической деятельности. Ее основу со-

|= ставляют фундаментальные, прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо-

1 ты. Таким образом, к инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на О предприятии и приносят ему конкретную экономическую, экологическую или социальную пользу.

Ф

Т

Ключевые слова: инновационная система управления; агроэкономическая система; моделирование процессов

Коды классификатора JEL: О 31, О 32

о Последние десятилетия двадцатого века окончательно утвердили научно-технический прогресс в ка-

I

о честве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, на-0) циональных экономик. Более того, отчетливо сформировалось понимание, что будущее процветание и даже

выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и отдачу вложенного капитала [1].

На наш взгляд, определение инноваций представлено в постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 гожа № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.». Оно сформулировано в следующем виде: «инновация (нововведение) - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте». Аналогично трактуется и понятие «инновационная деятельность» - как процесс реализации законченных результатов НИОКР в новом или усовершенствованном проекте или технологии, а также связанные с ним дополнительные исследования и разработки. Более того, инновационная деятельность рассматриваются как универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического процесса путем планируемого воздействия на хозяйственную структуру предприятия.

Таким образом, к инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую, экологическую или социальную пользу. Причем, под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

- новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);

- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

- новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические новации);

- измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

- новые или улучшенные экологические условия (экологические инновации);

- новые или улучшенные производственные системы. ^

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой и в производственных процес- ^

сах вообще неотделимы друг от друга. Ь

Для лучшего понимания инноваций разграничим понятия «новшество» и «инновация». щ

Новшеством является оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшес- ^Г тва могут быть оформлены в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских ^ предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий щ или производственный процесс, результатов маркетинговых исследований и т.д. [2, с. 119]. В понятие «инновация» следует включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию, т.е. рассматривать о инновацию как процесс с этими этапами. Причем, если открытие не преследует цель получения выгоды, то ^ инновация же всегда ставит своей целью получить больший приток денег, большую сумму прибыли, повы- ® сить производительность труда и снизить себестоимость производства за счет применения какого-либо но- □ вовведения в технике и технологии. Ш

В общем плане «инновация» - это обновление основного капитала или производимой продукции на ос- О нове внедрения достижений науки, техники, технологии. Это закономерный и объективный процесс совер- о шенствования общественного производства. ш

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использо- ^ вания требуют их классификации. По технологическим параметрам инновации подразделяют на: о.

- продуктовые: использование новых материалов, полуфабрикатов, а также комплектующих, получение т принципиально новых функций; х

- процессные: новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы 0 организации производства. о

Отсюда можно выделить и два вида инноваций: х

1) инновация-продукт - это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально ново- $ го или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия. Такой тип о инноваций может потребовать значительных или небольших инвестиций в зависимости от радикальности новизны; ^

2) инновация-процесс - это техническое, технологическое, производственное и управленческое усо- о вершенствование или создание принципиально нового бизнес-процесса, снижающее стоимость, повышаю- о щее эффективность и качество нового или существующего продукта.

Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Так, для производства радикально нового продукта может возникнуть необходимость в разработке новой технологии ^ и, наоборот, для новой пионерной технологии производства может потребоваться разработка сразу несколь ких новых продуктов. о

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации, ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл 1 инноваций рассматривается уже как инновационный процесс.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от научной идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при практическом использовании [2, с. 158]. Для инновационного процесса характерны следующие признаки: системность; цикличность; ве- ® роятность; социальная значимость.

Системный характер инновационного процесса является следствием его целенаправленности. Поэтому о все организационные единицы инновационного процесса строятся на принципе баланса интересов, определяющего общий вектор развития.

ш

о

Инновационный процесс характеризуется цикличностью, что проявляется в многократной обратной связи. Инновация - это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические, организационные и экономические изменения, что оказывает обратное воздействие на деятельность этой сферы. Обратная связь имеет другой характер, если инновация внедряется, но не дает нужного экономического эффекта. В этом случае экономическая ситуация ухудшается, объем ресурсов, за счет которых развивается инновационный процесс, сокращается, и в результате процесс останавливается.

Вероятностный характер инновационного процесса проявляется в том, что не всякая начатая программа исследований и разработок имеет шансы на успех, не гарантирован и успех на рынке, не определены перспективы распространения.

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и П потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

^ Диффузия инноваций - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным О каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, тех-

X

^ нологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

2 В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии определяется различными факто-щ рами:

2 • формой принятия решения;

0 • способом передачи информации; • свойствами социальной системы;

д • свойствами самого нововведения.

□ В политэкономическом смысле рассматриваемый процесс является социальным способом мультиплици-

01 рующего освоения социально-экономического эффекта инновации. Раскрывая рыночный аспект инновации, О ее можно определить как экономическую форму сегментированного присвоения дохода от реализации инно-о вационной продукции. Таким образом, лишь в инновационном процессе реализуется экономический потен-^ циал отдельной инновации.

о Инновационный процесс выступает системообразующим фактором развития новых экономических отношений, характерных для этапа научно-технического прогресса. Формирование избыточной прибыли в ре-ц зультате реализации инновационной продукции, характер такой прибыли и ее неопределенность в рамках

единичной инновации составляют суть специфического отличия последней. о Процесс создания новации начинается с научной и научно-технической деятельности. Ее основу состав-о ляют фундаментальные, прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

I Цель фундаментальных научно-исследовательских работ - раскрыть новые связи между явлениями, поз-

т нать закономерности развития природы и общества, возможности их конкретного использования. о Прикладные научно-исследовательские работы направлены на определение количественных характе-

о ристик новых методов, подходов, нестандартных конструкторско-технологических решений. Они чаще всего

^ проводятся для исследования возможностей новых продуктов и технологий в конкретных условиях. о

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с конкретной разработкой нового продукта. Он включает эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание новых образцов техники, материалов, технологий.

Базой планирования НИР являются научно обоснованные прогнозы, которые определяют пути создания качественно новых продуктов на основе достигнутого уровня науки и техники, потребности продукта в планируемом периоде. Основной формой планирования НИР и ОКР являются перспективный тематический план, £ который содержит перечень проблем и тем, подлежащих разработке и реализации.

^ Однако простое накопление научных результатов не означает автоматическую активизацию иннова-I ционной деятельности. Должны быть созданы условия, обеспечивающие широкое распространение новых о знаний или коммерциализации новации. При организации производства и реализации любой новый продукт со проходит стадии внедрения на рынок, роста продаж, замедление роста и стабилизации объема продаж, сни-

о ф

т

жения темпов продаж и ухода продукта с рынка.

Обычно материальное производство включает пять этапов создания нового продукта:

- научно-исследовательский этап или разработка концепции продукта;

- экологическое обоснование;

о - планирование создания продукта;

о - проектирование продукта или опытно-конструкторские работы; О - экспериментальное и серийное производство новации.

При организации материального производства большое значение имеют меры, непосредственно направленные на снижение себестоимости и повышения качества инновационной продукции: функционально-стоимостной анализ, механизация и автоматизация производства, переход на новые более дешевые и доступные виды ресурсов и оборудования. При этом приоритетное значение имеет автоматизация производственных процессов на основе информационных технологий, которая ведет не только к прямому сокращению себестоимости продукции, но и позволяет проводить гибкую производственную политику, повышает инновационный потенциал предприятия. Комплексная автоматизация, включающая компьютерную технику, программный продукт, промышленные роботы, обрабатывающие центры и позволяет добиться высокой эффективности производства, приемлемого уровня затрат при высоком качестве работ. Широко информационные технологии используют и при выборе варианта технологического процесса. Технолог проводит сравнительный анализ расчетных вариантов технологического процесса и выбирает из них наиболее эффективный, обеспечивающий выполнение технического задания. Для определения наиболее экономичного варианта просчитываются затраты на производство нового продукта. При этом нет необходимости выполнять расчет всех статей себестоимости, достаточно сравнить сумму затрат, меняющихся при изменении технологического процесса или технологическую себестоимость. Информационные технологии и автоматизированное производство позволяют легко перегруппировать и перепрограммировать производство, в соответствии с меняющейся конъектурой рыночного спроса, а также осваивать производство принципиально новой продукции, выпуск которых был технически невозможен при использовании обычных способов производства.

Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Отношение результат/затраты может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. П Метод исчисления эффектаинноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, ^ позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок. О

Следует различать по содержанию два понятия: экономический эффект и экономическая эффективность. Первое означает достижение положительного результата (эффекта) от нововведения в целом. Второе по- ^ нятие, как правило, включает удельные (на единицу продукции, услуг или вложенный рубль) показатели, которые характеризуют нововведение с качественной стороны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под экономическим эффектом инновации на всех стадиях ее реализации понимается превышение стои- ^ мостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок ^ осуществления инновационного проекта. I-

Величина экономического эффекта, определяемая по условиям использования продукции, должна рас- □ считываться до установления цен на научно-техническую и производственно-техническую продукцию. Она □ служит основой для установления цен на эту продукцию. Если при использовании продукции предусматри- ^ вается повышение ее качества, то расчеты производятся по ценам, учитывающим изменение эффективности использования этой продукции у последующих потребителей.

Рыночный успех нового продукта существенно зависит не только от его потребительских параметров и их восприятия, но и от инновационного потенциала потребителя. Значительное число прогрессивных технологий и перспективных продуктов, а это принципиально новые и технически сложные новации, не находят своего сбыта из-за общего технического и технологического отставания сельскохозяйственного производс- ® тва. В этом случае, существенной составляющей обеспечения коммерческого успеха нового продукта является предварительное размещение его на рынке и проведение рекламной компании, подготовка и переподготовка кадров [3].

К инновационным мероприятиям предприятия, облегчающим процесс вхождения нового продукта на рынок и завоевания его сегмента, относятся и действия, направленные на организацию и совершенствование ф

I—

о

системы сбыта продукции.

Z

О

Ö

I— ф

I

>

0

1 I

Организация адекватной системы сбыта инноваций предполагает выбор из следующих альтернатив:

сбыт непосредственно потребителям нового товара по прямым договорам с ними или через собствен- ^

ную розничную торговлю; о

■ продажи оптово-торговым предприятиям; 2

2 о

сбыт в независимую рознично-торговую сеть;

- приобретение франшизой лицензии на сбыт под зарекомендовавшим себя товарным знаком с получением от франшизодателя освоенных и закрепленных им сбытовых и закупочных линий, клиентуры, а также технологий;

- любой из перечисленных выше вариантов, но с привлечением посредников (брокеров, торговых аген- о тов, дилеров, комиссионеров).

ЛИТЕРАТУРА о

ф

1. Инновация: теория, механизм, государственное регулирование / под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2000. С. 46.

2. ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2000.

3. Савина О.А. Управление промышленными предприятиями с использованием систем поддержки решений.

о ф

Т

М.: Изд-во МАИ, 2000. С.89. о

о 0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.