Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
УДК 34.343.3
Маршакова Наталья Николаевна Marshakova Nataliya Nikolaevna
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовыхдисциплин Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ) (603062, Нижний Новгород, ул. Горная, 13)
candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the department of criminal law disciplines
Nizhny Novgorod institute of management and business (13 Gornaya st., Nizhniy Novgorod, 603062) E-mail: [email protected]
Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям
террористической направленности
The principles of criminal policy in the field of counteraction to crimes
of a terrorist orientation
В представленной статье рассматриваются принципы уголовной политики противодействия преступлениям террористической направленности, определяются их значение, сущностные характеристики, эффективность применения.
Ключевые слова: принципы, принцип законности, принцип социальной справедливости, принцип равноправия, принцип гуманизма, противодействие, терроризм, уголовная политика.
In this article principles of counter-terrorism criminal policy are considered, their definition, core characteristics, application effectiveness is stated.
Keywords: principles, principle of legitimacy, principle of social justice, principle of equality, principle of humanism, counter-terrorism, criminal policy.
Эффективность и результативность реализации уголовной политики противодействия преступлениям террористической направленности во многом зависит от того, как будет функционировать государственный механизм противодействия.
В этих условиях особое значение приобретает новое сущностное понимание принципов права, которые положены в основу большинства действующих государственных институтов, нормативных правовых актов. Являясь базой для реализации уголовной политики противодействия преступлениям террористической направленности, принципы права, в свою очередь, представляют научный интерес в плане повышения роли всей правовой системы, совершенствования внутригосударственных механизмов реализации политики противодействия данным видам преступлений.
Отметим, что главная линия, стратегические и тактические направления уголовной политики противодействия преступлениям террористической направленности определяются в конечном
счете принципами данного противодействия. Не случайно ряд ученых при определении уголовной политики на первое место ставят принципы противодействия преступности [1, с. 59]. А.С. Шляпочников полагал, что «принципы уголовной политики определяют направления противодействия преступности» [2, с. 91]. Уголовная политика, по мнению Л.Д. Гаухмана и Ю.И. Ляпунова, — это основные принципы, направления и перспективы охраны общественных отношений от преступных посягательств (противодействие преступности), базирующиеся на познании объективных закономерностей развития общества в исторически определенный период времени [3, с. 4]. Применительно к рассматриваемой теме необходимо провести исследование общеправовых и уголовно-правовых принципов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Такой подход позволяет сформулировать определенные выводы как теоретической, так и практической направленности.
Вопрос о принципах права всегда привлекал внимание ученых-юристов. В связи с этим суще-
па
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
ствует обширная литература — и общетеоретическая, и отраслевая. В монографиях, статьях, учебниках проводится основная мысль о том, что принципы права — это его ключевые идеи, органически присущие праву качества. Сказанное подтверждает то, что ученые единодушны в общей характеристике правовых принципов. Принципы права — объективные свойства права, которые коренятся в его содержании. Они отражают закономерности общественного развития, потребности общества в правовом регулировании. Принципы, являясь научной абстракцией высокой степени, оказывают не только прямое воздействие на общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, но и опосредованное, когда определяют применение конкретных норм, дополняя содержание их гипотез [4, с. 35—44]. В этой связи принципы права не следует трактовать в качестве субъективного усмотрения законодателей или ученых. Как видно, наука выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует принципы в силу особой их значимости. По верному замечанию О.И. Цыбулевской, «наука не придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование» [5, с. 149—150].
Принципы права — это основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. В концентрированном виде принципы права можно назвать правовыми ориентирами, влияющими на развитие права, действующими в сфере права и претворяющимися в жизнь в нормах права и соответствующих им отношениях.
Принципы права, получившие прямое закрепление в нормах права, становятся нормами-принципами. Так, законодатель в статьях 3, 4, 5, 6, 7 УК РФ закрепил принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма [6, с. 54—59; 7, с. 98—102].
Следует иметь в виду, что принципы-нормы, закрепленные в уголовном законе, во-первых, становятся информационным источником, способствуют пониманию правовых предписаний, ориентируют физических лиц в сфере уголовно-правовых предписаний, оказывают непосредственное воздействие на них; во-вторых, призваны обеспечить правильное практическое применение уголовного закона, соблюдение прав и интересов всех членов общества, стабильности уголовной политики государства;
в-третьих, оказывают определенное влияние на законотворческий процесс, заставляют законодателя руководствоваться не только объективными потребностями общественного бытия, но морально-нравственными, правовыми представлениями, отраженными в принципах уголовного права [8, с. 16—17; 9, с. 38—39].
Следует отметить, что законодатель при формулировании принципов уголовного права в тексте уголовного закона использует слово «принцип» в различной интерпретации. Примером может служить название главы 1 УК РФ «Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации (выд. авт. — Н.М.)». В свою очередь, в части 2 статьи 2 УК РФ указано, что «для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основания и принципыуго-ловной ответственности (выд. авт. — Н.М.)». Как видно, примененная терминология не равнозначна по своему содержанию, поскольку в ней присутствуют различные однопорядковые понятия.
Кроме того, есть принципы, которые не получили прямого закрепления в конкретных правовых предписаниях. Их формулирование осуществляется абстрактно, на основании содержания множества норм, то есть речь идет о принципах, выводимых из норм права. К таким принципам относятся, например, принцип экономии репрессии, целесообразности, неотвратимости ответственности, дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания, личной ответственности [10, с. 88].
К принципам уголовной политики, таким образом, необходимо относить только те положения, в которых раскрываются основные, главные идеи, отражающие ее сущностное содержание. К значимым положениям, отражающим суть уголовной политики, следует отнести вопросы криминализации-декриминализации, пенализации-депенализации общественно опасных деяний, то есть определение основных направлений, перспектив развития уголовного законодательства, оснований, характера, объемов и пределов применения мер уголовноправового воздействия [10, с. 88].
Учитывая изложенное, можно сформулировать дефиницию принципов уголовной политики: это обязательные для законодательных и правоохранительных органов основные положения, исходные руководящие начала, обусловленные потребностями и закономерностями общественного развития, определяющие генеральные направления деятельности по реализации уголовного законодательства.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
115
Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности
Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
Дальнейшее рассмотрение принципов уголовной политики будет неполным без исследования их классификации, которое следует начать, исходя из классификаций, предложенных в доктринальных источниках.
В теории права считается общепринятым деление принципов права на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, а также свойственные правовым институтам. Однако относительно перечня, наименования, формулирования и содержания единого мнения нет.
Под общеправовыми принципами понимаются руководящие положения права, исходные направления, основные начала, определяющие сущность всей системы права, наиболее важные его особенности и черты [11, с. 298]. Общеправовые принципы в силу правового закрепления приобретают общеобязательное значение, выступают своего рода ориентиром при становлении и развитии права [12, с. 128—132]. Особенно велико общетеоретическое значение принципов при формировании правоприменительной практики.
Межотраслевые принципы охватывают собой ряд отраслей права. Преимущественно это — смежные, весьма близко соприкасающиеся между собой отрасли права. На межотраслевые принципы полностью распространяются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику, получают собственное наполнение.
Отраслевые принципы характерны для конкретной отрасли права. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится также на основе своих собственных, присущих только ей правовых принципов. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отдельные отрасли, но и вся система права [11, с. 299].
Ученые практически единодушны в выводе о том, что общие принципы распространяются на всю систему права, существенно влияют на ее характер. Вместе с тем, относительно установления конкретного перечня общеправовых принципов их мнения расходятся. Так, например, В.К. Бабаев видел в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в принципах: демократизма, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности [12, с. 128—132]. В свою очередь,
М.Н. Марченко выделяет общеправовые принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, демократизма [13, с. 25]. По мнению А.Ф. Черданцева, российскому праву свойственны принципы закрепления правовой охраны разнообразных форм собственности (государственной, муниципальной, частной), демократизма, юридического равенства, верховенства закона над другими нормативными правовыми актами [14, с. 186—187]. По этому поводу в юридической литературе высказаны и иные суждения [15, с. 195—200; 16, с. 111—112].
Применительно к рассматриваемой теме статьи в качестве общеправовых принципов уголовной политики противодействия преступлениям террористической направленности следует рассмотреть принципы: законности, равноправия, справедливости, гуманизма,в которых заложена основа деятельности органов, реализующих уголовную политику в указанной сфере.
Принцип законности можно определить как руководящие идеи, основополагающие идеалы, базисные положения, которые необходимо рассматривать в качестве критериев, поступков в сфере отношений, урегулированных правом. Данный принцип служит юридическим гарантом реализации прав и свобод личности, закрепленных в законе, объединяющим правовыми нормами деятельности всех субъектов общества и его институтов: должностных лиц и государственных органов и поэтому рассматривается в правовой литературе как всеобъемлющий, пронизывающий все сферы общественного бытия. Не случайно законодатель в статье 15 Основного закона обязывает все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения строго и неукоснительно соблюдать положения Конституции Российской Федерации. Сформулированные предписания обязывают не только соблюдать конституционные нормы, но и надлежащим образом их реализовывать в своей повседневной жизни.
Таким образом, реализацию принципа законности следует рассматривать как императив, то есть обязательное, строгое, неуклонное исполнение требований,закрепленных в законе и основанных на них подзаконных актов всеми органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. В этой связи не случайно принцип законности получил
ПО
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
свое юридическое закрепление в уголовном законодательстве.
Положения принципа законности, сформулированного в статье 3 УК РФ, следует рассматривать в различных аспектах, в частности: во-первых, никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Во-вторых, преступность деяния определяется только Уголовным кодексом (уголовное законодательство Российской Федерации состоит только из УК РФ, и новые законы, предусматривающие ответственность, подлежат включению в него (ч. 1 ст. 1 УК РФ)). В-третьих, наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только в уголовном законе (ч. 1 ст. 3 УК РФ). В-четвертых, только действующий уголовный закон определяет, какие деяния (действия или бездействия) признаются преступлениями и какие наказания подлежат применению за их совершение. В-пятых, наказуемость (пенализация) деяния, отнесение деяния к разряду преступления (криминализация) определяются исключительно только в уголовном законе [17, с. 35].
Принцип законности, являясь основополагающим, находит свое закрепление в различных уголовно-правовых нормах и институтах, как в Общей, так и в Особенной частях УК РФ. Так, в статье 8 УК РФ определяется, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. В статье 14 законодатель сформулировал понятие преступления и определил его как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
В части 2 статьи 3 УК РФ закреплено и другое важное положение: «применение уголовного закона по аналогии не допускается». Установление запрета на применение аналогии обусловлено тем, что уголовный закон обладает повышенным карательным потенциалом и его применение может привести к негативным последствиям. Восполнение образовавшихся пробелов в уголовном законе возможно только законодательным путем. Таким образом, реализация данного положения является прерогативой законодателя.
Вместе с тем, надо видеть следующие проблемы. Думается, не способствует реализации рассматриваемого принципа наличие в действующем уголовном законе большого количества норм с бланкетными диспозициями. Такие нор-
мы содержат ссылки на различные законы, подзаконные нормативные акты, инструкции, положения, правила, исходящие от исполнительных органов, что противоречит принципу законности. Последние, как известно, в большинстве случаев несовершенны, противоречивы, извращают основные положения, закрепленные в законах. Примером могут служить нормы об ответственности за преступления террористической направленности, в частности, статья 205 УК РФ требует обращения не только к законам «Об оружии» [18] и «О пожарной безопасности» [19], а также подзаконным актам — к постановлению Правительства «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» [20], приказу Мин-здравсоцразвития «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» [21]; часть 2 статьи 2052 УК РФ — к закону «О средствах массовой информации» [22], статья 2053 УК РФ — обращения к Закону «Об оружии».
Принцип справедливости. В филологических и философских источниках справедливость относится к категории морально-правового, социально-политического сознания: понятие
о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах, абстрактное выражение того, что должно делаться в соответствии с правовыми предписаниями.
Принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а каждому свое, в зависимости от личного вклада в решение того или иного вопроса [23, с. 665]. С этой точки зрения справедливость означает требование соответствия между правами и обязанностями индивидов, социальных групп: равенство прав моего и других; справедливое наказание за преступление. Несоответствие в этих соотношениях или отклонение от них оценивается как несправедливость. Принцип справедливости, закрепленный в уголовном законе, имеет формально-определенный характер, приобретает основополагающее значение, выступает мерилом правильного его применения, заставляет правоприменителя ориентироваться на сложившиеся в обществе правовые начала, рассматривать справедливость как нормативно-оценочную категорию, принятую и одобряемую обществом, как одну из социальных ценностей общественного бытия.
Как видно, понятиям права и справедливости свойствен один этимологический корень: «правовое», «праведное». Особенности справедливости в правовой сфере состоят в том,
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
117
Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности
Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
что она носит формально-определенный характер. Принцип справедливости в рассматриваемой области отношений отличается нормативно-оценочным характером, заложен в самом содержании права. Право любой страны должно ориентироваться на представления о справедливости, утверждать справедливость в обществе. Справедливость требует соответствия между действиями, их социальными последствиями, соответствующей их оценкой [24, с. 104—113].
В частности в статье 6 УК РФ установлено положение, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
В данном случае справедливость как основополагающий принцип российского уголовного законодательства необходимо понимать как: 1) справедливую криминализацию деяния; 2) определение справедливого наказания в законе; 3) назначение справедливого наказания конкретному лицу за преступление [25, с. 10].
С позиции справедливости принципиально значимо следующее положение статьи 6 УК РФ: «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Приведенное положение воспроизводит норму Конституции РФ, содержащуюся в статье 50: «никто не может быть, — говорится здесь, — повторно осужден за одно и то же преступление». Это свидетельствует о конституционном содержании рассматриваемого принципа, его конкретизации в положениях уголовного закона [26, с. 52].
Справедливость — сложное явление и может выражаться в различных формах. Применительно к реализации уголовной политики противодействия преступлениям террористической направленности оно означает соответствие воздаяния каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий, предопределенных характером и тяжестью содеянного. К содержанию этого принципа можно отнести следующее: ответственность должна соответствовать общественной опасности преступления; за преступление лицо подлежит ответственности один раз; нельзя предавать закону обратную силу, закрепляющую или усиливающую ответственность; нельзя применять наказание, унижающее человеческое достоинство; при назначении наказания необходимо учитывать как отягчающие,
так и смягчающие вину обстоятельства; ответственность должен нести только тот, кто совершил преступление [27, с. 82—86].
Реализация данного принципа находит свое законодательное отражение в конструировании квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков в составах преступлений террористической направленности и установлении различных санкций в зависимости от степени тяжести этих признаков. Вместе с тем, этот принцип соблюдается не всегда. Например, согласно примечанию к статье 205 УК РФ от уголовной ответственности освобождается только лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, то есть организатор или пособник. Таким образом, исполнитель, не принимавший участия в подготовке, воспользоваться указанным положением не сможет, тогда как на исполнителя, принимавшего участие в подготовке, оно распространяется. Еще одним примером выступает санкция части 3 статьи 205 УК РФ, устанавливающая ответственность, в частности за умышленное причинение смерти человеку в результате террористического акта. Как правило, террористический акт сопровождается смертью многих людей, однако за это деяние максимальным наказанием выступает пожизненное лишение свободы. В то же время по пунктам «а» и «е» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство двух и более лиц общеопасным способом) лицо может быть осуждено к смертной казни. Подобный подход к оценке одинаковых по степени общественной опасности последствий противоречит принципу справедливости.
Принцип равноправия. В части 2 статьи 19 Конституции РФ говорится: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данное конституционное положение нашло свое отражение в статье 4 УК РФ. Применительно к уголовной политике противодействия преступлениям террористической направленности особенность реализации принципа равноправия заключается в том, что закрепленные в законе основные требования должны исключить всякую возможность уклониться от уголовной ответственности или существенно смягчить ее лицам, занимаю-
118
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
щим высокое положение. В связи с этим весьма положительным фактором, превращающим данный принцип в реальный, было бы законодательное решение об отмене всех привилегий должностным лицам разных уровней. Известно, что в настоящее время для привлечения их к ответственности требуется согласие соответствующего вышестоящего органа власти, получение которого сопряжено с определенными трудностями.
Примером нарушения принципа равноправия может служить статья 2861 УК РФ «Неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа», введенная в УК РФ Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 155-ФЗ [28], предусматривающая ответственность за умышленное неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемых законом интересам общества или государства, а также пункт «о» части 1 статьи 63 УК РФ, дополнивший перечень обстоятельств, отягчающих наказание за «совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел». В связи с этим непонятно, почему законодатель криминализировал указанное деяние, совершенное сотрудником органов внутренних дел, и не предусмотрел ответственность сотрудника Следственного комитета, таможенного органа, работника прокуратуры и др. [29, с. 58]. Данное законодательное решение противоречит принципу равенства и свидетельствует лишь о конъюнктурном подходе к деятельности органов внутреннихдел [30, с. 133—135].
Другим примером, свидетельствующим о нарушении принципа равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), служат уголовно-правовые нормы об ответственности за посягательство на обычного человека и должностное лицо. Так, за убийство лица в связи с исполнением служебной деятельности или общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ) предусматривается наказание в виде лишения свободы от восьми до двадцати лет, а за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) ответственность наступает в виде лишения свободы от двенадцати до двадцати лет.
Принцип гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В сфере уголовной политики противодействия пре-
ступлениям террористической направленности этот принцип преломляется в статье 7 УК РФ. Весьма важно, что законодательное закрепление в уголовном законе регламентации по обеспечению безопасности человека является одним из элементов принципа гуманизма.
При формулировании принципа гуманизма в процессе реализации уголовной политики противодействия преступлениям террористической направленности законодатель, на наш взгляд, исходит из двух самостоятельных положений. Во-первых, гуманизм уголовного законодательства должен проявляться в обеспечении уголовно-правовыми средствами неприкосновенности личности, человека, собственности, прав и свобод гражданина от преступных террористических посягательств. Примером этому может служить примечание к статье 205 УК РФ, в котором закреплено важное уголовно-правовое положение, согласно которому лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. В данном случае поощрительная норма способствует в конечном счете защите граждан от террористического акта.
Во-вторых, гуманизм распространяется и на лиц, признанных виновными в совершении преступления террористического характера. В данном случае гуманизм проявляется в запрещении жестоких, мучительных, позорящих и унижающих человеческое достоинство наказаний. Примером может служить отсутствие смертной казни в перечне наказаний за совершение террористического акта и ряда других преступлений террористической направленности (ст. 205, 206, 211 УК РФ).
Исследование принципов уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности показало, что закрепленные в уголовном законе правовые запреты не в полной мере соответствуют принципам и социальным потребностям общества. Подтверждением этому могут служить имеющиеся противоречия в формулировании уголовноправовых норм, неполнота, декларативность, казуистичность нормативных определений, недостаточная сбалансированность интересов личности, общества, государства. Как результат — содержание уголовного законодательства неадекватно отражает складывающиеся
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
119
Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности
Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
социально-экономические реалии современного общества, его общественного правосознания вообще и закрепленных в принципах основных положений в частности.
Примечания
1. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. Томск, 1998.
2. Шляпочников А.С. Ленин В.И. О принципах советской уголовной политики // О законности и правосудии. Вопросы борьбы с преступностью. М., 1970. Вып. 2.
3. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980.
4. Матюхин А.А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.
5. Цыбулевская О.И. Принципы права // Общая теория права: курс лекций. М., 1997.
6. Кленова Т.В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве // Государство и право. 1997. № 1.
7. Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 1997. № 2.
8. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. М., 1987.
9. Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб., 2001.
10. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. СПб., 2008. Т. 1: Преступление и наказание.
11. Марченко М.Н. Понятие и основные признаки права // Теория государства и права: курс лекций. М., 1996.
12. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
13. Общая теория государства и права. Академический курс: учебник. М., 1998. Т. 2.
14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2000.
15. Лившиц РЗ. Теория права: учебник. М., 1994.
16. Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000.
17. Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям: проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления: монография / под ред. П.Н. Панченко. Н. Новгород, 2003.
18. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, от. 5681.
19. О пожарной безопасности: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35, от. 3649.
20. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522 (ред. от 17 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 35, от. 4308.
21. Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: приказ Минздравсоцразвития от 24 апреля 2008 г. № 194н (ред. от 18 января 2012 г.) // Российская газета. 2008. 5 сентября.
22. О средствах массовой информации: закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 24 ноября 2014 г.) // Российская газета. 1992. 8 февраля.
23. Спиркин А.Т. Философия: учебник. М., 1998.
24. Кузнецов А.П. Принцип справедливости — нравственная основа уголовного законодательства: теоретический аспект // Нравственные основы уголовного права: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 28 января 2009 г.) / отв. ред. Н.Г. Иванов. М., 2009.
25. Кудрявцев В.Н., Келина С.Г. О принципах советского уголовного права // Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1985.
26. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. М., 1996.
27. Кожевников С.Н., Кузнецов А.П. Принципы юридической ответственности // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 4.
28. Собрание законодательства РФ. 2010. № 30, от. 3986.
29. Чучаев А.А. Сотрудник органов внутренних дел — особый субъект уголовно-правовых отношений? // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы Восьмой Международной научно-практической конференции 27—28 января 2011. М., 2011.
30. Актуальные проблемы уголовного права: монография / А.П. Кузнецов, М.П. Пронина, В.В. Сизова, М.В. Степанов. Н. Новгород, 2014.
Notes
1. Panchenko P.N. Sovetskaya criminal policy. General-theoretical concept of fight against crime: its formation and subject. Tomsk, 1998.
2. ShlyapochnikovA.S. Lenin V.I. About the principles of the Soviet criminal policy // About legality and justice. Questions of fight against crime. Moscow, 1970. Vyp. 2.
3. Gaukhman L.D., Lyapunov Y.I. Concept of the Soviet criminal policy and its main directions. Moscow, 1980.
4. Matiukhin A.A. Standard conditions of implementation of the right of the developed socialism: author's. abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 1983.
120
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
5. Tsybulevskaya O.I. The principles of the right//the General theory is right: course of lectures. Moscow, 1997.
6. Klenova T. V. The principles of criminal law and the principles of codification in criminal law // State and the right. 1997. № 1.
7. Maltsev V. V Principles of the criminal legislation and socially dangerous behavior // State and right. 1997. № 2.
8. Criminal law. Experience of theoretical modeling. Moscow, 1987.
9. Zvecharovsky I.E. Modern criminal law of Russia: concept, principles, policy. St. Peterburg, 2001.
10. Full course of criminal law: in 5 t. / under the edit. A.I. Corobeeva. St. Peterburg, 2008. T. 1: Crime and punishment.
11. Marchenko M.N. Concept and main signs of the right // Theory of the state and right: course of lectures. Moscow, 1996.
12. The general theory is right / under the editorship of VK. Babayev. Nizhny Novgorod, 1993.
13. General theory of the state and right. Academic course: textbook. Moscow, 1998. T. 2.
14. Cherdantsev A.F. Theory of the state and right. Moscow, 2000.
15. Livshits R. Z. The theory is right: textbook. Moscow, 1994.
16. MalkoA.V. Theory of the state and right. Moscow, 2000.
17. Kuznetsov A.P. State policy of combating tax crimes: the problems of formation, legal regulation and practical implementation: monograph / under the editorship of P. N. Panchenko. Nizhny Novgorod, 2003.
18. About the weapon: federal law of 13.12.1996 № 150-FZ (an ed. of 31.12.2014) // Collection of legislative acts of the RF. 1996. № 5, art. 5681.
19. About fire safety: federal law of 21.12.1994 № 69-FZ (an ed. of 31.12.2014) // Collection of legislative acts of the RF. 1994. № 35, art. 3649.
20. About the approval of Rules of determination of severity of the harm done to health of people: resolution of the government of the Russian Federation of 17.08.2007 № 522 (an ed. of 17.11.2011) // Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 35, art. 4308.
21. About the statement of Medical criteria of definition of degree of weight of the harm done to health of the person: order of the Ministry of Health and Social Development of 24.04.2008 № 194n (an edition of 18.01.2012) // Rossiyskaya gazeta. 2008. 5 сентября.
22. About means of mass information: law of 27.12.1991 № 2124-1 (an ed. of 24.11.2014) // Rossiyskaya gazeta. 1992. 8 февраля.
23. SpirkinA.T. Philosophi: textbook. Moscow, 1998.
24. Kuznetsov A.P. The principle of justice and moral foundations of criminal law: theoretical aspect // Moral based on criminal law: materials of the international scientifically-practical conference (Moscow, January 28, 2009) / ed. G. Ivanov. Moscow, 2009.
25. Kudryavtsev V.N., Calin S.G. About the principles of the Soviet criminal law // Problem of the Soviet criminal policy. Vladivostok, 1985.
26. Naumov A.V. Russian criminal law. General part: course of lectures. Moscow, 1996.
27. Kozhevnikov S.N., Kuznetsov A.P. Principles of legal accountability // «Black holes» in Russian legislation. Law journal. 2005. № 4.
28. Collection of legislative acts of the RF. 2010. № 30, art. 3986.
29. Chuchayev A.A. Sotrudnik of law-enforcement bodies — the special subject of ugo-lovno-legal relations? // Criminal law: strategy of development in the XXI century: materials of the Eighth international scientific and practical conference on January 27—28, 2011. Moscow, 2011.
30. Actual problems of criminal law: monograph / A.P. Kuznetsov, M.P. Pronina, V.V. Sizova, M.V. Stepanov. Nizhny Novgorod, 2014.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
121
Маршакова Н.Н. Принципы уголовной политики в области противодействия преступлениям террористической направленности