Научная статья на тему 'Принципы тренировки спортсменов на основе теории хаоса и самоорганизации'

Принципы тренировки спортсменов на основе теории хаоса и самоорганизации Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / PITERBASKET / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETICS / ТЕОРИЯ ХАОСА И САМООРГАНИЗАЦИИ / CHAOS THEORY AND SELF-ORGANIZATION / КВАЗИАТТРАКТОРЫ / QUASIATTRACTORS / ПИТЕРБАСКЕТ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Хадарцев А.А., Несмеянов А.А., Еськов В.М., Кожемов А.А., Фудин Н.А.

In any sport elementary training of an athlete is associated with a specific algorythm of phased learning of the theory: history of sport, principal achievements in it, physiological characteristics of different systems (blood circulation, respiratory, locomotor etc.), technique inherent in selected kind of sport. The purpose of the study was to give a scientific substantiation of the use of the sports game piterbasket as a rehabilitation technology in terms of the chaos theory and self-organization. The new method of identification of matrices of inter-attractor distances was suggested, ensuring assessment of the influence of physical loading on the human body. The use of physical exercises in the form of game competition (piterbasket classes) and improves the athletes' sensomotor activity. Visual orientation, permanent monitoring of moving objects, selection of time and forms of performance in the playing situation activate the mechanisms of the visual-motor coordination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Хадарцев А.А., Несмеянов А.А., Еськов В.М., Кожемов А.А., Фудин Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы тренировки спортсменов на основе теории хаоса и самоорганизации»

УДК: 796.058.2

ПРИНЦИПЫ ТРЕНИРОВКИ

спортсменов на основе теории хаоса и самоорганизации

Доктор медицинских наук, профессор А.А. Хадарцев Тульский государственный университет, Тула Доктор медицинских наук, профессор А.А. Несмеянов ООО НОРДМЕД, Санкт-Петербург

Доктор биологических наук, доктор физико-математических наук, профессор В.М. Еськов Сургутский государственный университет, Сургут Доктор биологических наук, профессор Н.А. Фудин

Научно-исследовательский институт нормальной физиологии им. П.К. Анохина, Москва Кандидат педагогических наук А.А. Кожемов Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик

THE FOUNDATIONS OF ATHLETES' TRAINING BASED ON CHAOS THEORY AND SELF-ORGANIZATION A.A. Khadartsev, professor, Dr.Med. Tula state university, Tula AA. Nesmeyanov, professor, Dr.Med. Nordmed ltd., St.Petersburg V.M. Es'kov, professor, Dr.Biol., Dr.Sc. (Phys.-Math.) Surgut state university, Surgut N.A. Fudin, professor, Dr.Biol. P.K. Anokhin Research institute of normal physiology, Moscow A.A. Kozhemov, Ph.D. Kabardino-Balkarian state university, Nalchik

Key words: sport, basketball, piter-basket, synergetics, chaos theory and self-organization, quasiattractors. In any sport elementary training of an athlete is associated with a specific algorythm of phased learning of the theory: history of sport, principal achievements in it, physiological characteristics of different systems (blood circulation, respiratory, locomotor etc.), technique inherent in selected kind of sport.

The purpose of the study was to give a scientific substantiation of the use of the sports game piterbasket as a rehabilitation technology in terms of the chaos theory and self-organization.

The new method of identification of matrices of inter-at-tractor distances was suggested, ensuring assessment of the influence of physical loading on the human body. The use of physical exercises in the form of game competition (piterbasket classes) and improves the athletes' sensomotor activity. Visual orientation, permanent monitoring of moving objects, selection of time and forms of performance in the playing situation activate the mechanisms of the visual-motor coordination.

Ключевые слова: спорт, баскетбол, питербаскет, синергетика, теория хаоса и самоорганизации, квазиаттракторы.

Введение. В любом виде спорта начальное обучение спортсмена сопряжено с определенным алгоритмом поэтапного овладения им теоретическими познаниями: истории вида спорта, основными достижениями в нем, физиологических особенностей различных систем (кровообращения, дыхания, локомоторной и др.), техники, присущей избранному виду спорта. Предполагается также поэтапная система контроля за приобретаемыми теоретическими и практическими навыками.

Результативность обучения требует наличия природных качеств и характеристик организма: силовых, скоростных, выносливости, имеющих генетическую предопределенность. Эти наследственные свойства - хаотичны, и их дальнейшее развитие или неразвитие зависит от внешних управляющих воздействий процессов обучения и тренировки. Они обусловлены степенью взаимодействия и взаимосодействия тренера и спортсмена, основаны на научном подходе к интенсивности и длительности физических тренировочных нагрузок, к развитию координации, локо-моторики, сопряжены с регуляцией метаболизма, зависящего от характера нагрузок. Не менее важна психологическая составляющая тренировок в пред-соревновательном и соревновательном периодах, которая базируется на регулярной базовой психологической подготовке, формирующей устойчивую мотивацию, ориентированную на достижение победы, на преодоление неуверенности, на умение сконцентрировать психические усилия в нужный момент,

на преодоление опасения или боязни именитых спортсменов на соревнованиях.

В работе В. Ф. Горбатюка [5] представлена модель обучения физико-математическим и естественным наукам на основе синергетики. В ней определяются возможности конструктивной роли хаоса в самоорганизующихся системах, предлагается модель обучения и самообучения педагогов на основе циклической модели с определенной очередностью получения и применения знаний. Создается искусственный хаос в учебных группах, способствующий появлению групп самообразования, взаимообучения. Но это хорошо при изучении определенного теоретического предмета.

При подготовке спортсменов уже исходно существует хаос (неопределенность физических и психологических кондиций, физиологических статусов). Вносить дополнительные элементы хаоса при этом представляется нецелесообразным. Требуется внешними управляющими воздействиями (динамикой физических нагрузок, психологических тренингов, методиками тренировок и др.) вносить коррективы в ориентировку вектора состояния организма спортсмена, определение параметров порядка которого возможно при помощи разработанных и патентоза-щищенных программ. Эти программы представляют собой практическое воплощение основных положений теории хаоса и самоорганизации (ТХС) [8, 10, 11 и др.].

В 80-х гг. прошлого века возникла наука синергетика, изучающая совместные кооперативные действия в системах, объединившая общими законами разные области наук: физику, химию, биологию, психологию, философию и т. д. В частности, синергетика впервые сформулировала универсальные законы эволюции, справедливые как для физического (косного), так и для биологического (живого) мира и социума. На смену ей приходит ТХС.

Синергетическая педагогика спорта, как система взаимодействия тренера и спортсмена, обеспечивает эффект нового качественного повышения творческого потенциала коллектива, направленного на реализацию новой цели - обучения коллектива с получением побочного творческого продукта силами учащихся. Новые средства компьютерной среды оптимизируют коммуникацию и разработку информационного продукта. Такая педагогика пользуется новыми методами обработки информации для реализации обучения [4], а также аккумулирует знания, отражающие особенности деятельности функциональных систем человеческого организма. Деятельность тренера и спортсмена - это формы творчества. Тренер имеет дело с материальным «предметом» -биологическим объектом, который надо трансформировать в соответствии с поставленной целью (достижением определенного результата). Но обязательно - во взаимодействии с обучающимися, функциональные системы которых имеют хаотическую вариантность и могут обеспечивать непредсказуемый результат.

Имеется достаточно доказательств того, что синергетика является третьей глобальной парадигмой (исторически: первая -детерминистская, вторая - стохастическая). Недооценка этого факта учеными, всем интеллектуальным сообществом тормозит динамичное развитие спорта и человечества в целом. В науке существует полная определенность (в рамках детерминистской парадигмы), частичная неопределенность (в рамках стохастической парадигмы) и полная неопределенность (в рамках синергетической парадигмы). С позиции синергетического анализа физиологические основы визуального восприятия при тренировках спортсменов подтверждают один из основных принципов существования сложных человекомерных систем. Это - самоорганизация - self-organization. Это явление присуще спортсменам, показывающим высшие достижения, рекорды. Человеческий организм обладает самоорганизующимися физиологическими системами разных уровней, в том числе на уровне головного мозга, обеспечивающими зрительное восприятие гармонических движений в тренировочном и соревновательном периодах и представляющими плацдарм для реализации педагогических идей, получающих мощный инструмент достижения своих целей. Сопряженность функций человеческого организма с функциональной деятельностью мозга, обуславливающая особенности локомоторного (мышечно-двигательного) аппарата человека, характер эстетического восприятия зрительным аппаратом окружающего мира, должны учитываться при обучении различным видам спорта, когда малозначимые для окружающих детали способны, как джокер, резко изменить характер подготовки спортсмена.

Каждый великий спортсмен индивидуален, а его техника порой резко отличается от общепризнанной и детерминистски обусловленной. Именно эта индивидуальность является примером организованного хаоса, инициируемого физиологическими особенностями (а не константами) организма спортсмена.

Цель исследования - дать научное обоснование использования спортивной игры «питербаскет» как восстановительно-реабилитационной технологии с позиций теории хаоса и самоорганизации.

Методика и организация исследования. Нами предложен новый метод идентификации матриц межат-тракторных расстояний, который позволяет оценить степень влияния физической нагрузки на организм человека [10 и др.]. Метод используется для групповых сравнений (разных групп людей, разных видов воздействий, разных видов лечебно-оздоровительных мероприятий, физических нагрузок или видов спорта), когда имеются несколько кластеров данных (для каждой группы обследуемых или для каждого типа воздействий на группы обследуемых) и эти кластеры описываются своим вектором состояния организма человека (ВСОЧ). Интегративной мерой оценки эффективности лечебного или физкультурно-спортивного воздействия является степень близости (или, наоборот, удаленности) этих двух сравниваемых квазиаттракторов в фазовом пространстве состояний (ФПС).

При этом каждый человек со своим набором признаков (компонентов ВСОЧ) задаётся точкой в этом ФПС так, что группа испытуемых образует некоторое «облако» (квазиаттрактор) в ФПС, а разные группы (из-за разных воздействий на них) образуют разные «облака» - квазиаттракторы в ФПС. Расстояния Т(здесь I и } - номера групп обследуемых) между хаотическими центрами этих разных квазиаттракторов формируют матрицы Т, которые задают все возможные расстояния между их хаотическими центрами, описывающие состояние разных групп обследуемых до начала воздействия физической нагрузки и после воздействия. Причем максимальные различия в расстояниях между хаотическими центрами квазиаттракторов Т' движения ВСОЧ разных групп испытуемых (до и после определенного воздействия) соответствуют максимальной эффективности физкультурно-спортивного мероприятия, а их уменьшение требует дополнительной корректировки воздействия нагрузки [7, 10].

В рамках настоящей работы выполнены исследования групп студентов Сургутского и Самарского университетов (юноши и девушки) с разным уровнем физической подготовленности. 1-я группа - студенты, занимающиеся игровыми видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол); 2-я группа - студенты, занимающиеся индивидуальными видами спорта (тяжелая атлетика, пауэрлифтинг); 3-я группа сравнения - студенты, занимающиеся физической культурой (ФК) не регулярно, а лишь 2 раза в неделю в рамках государственной программы по ФК. Обследуемых девушек условно разделили на две группы: 4-я группа - студентки, занимающиеся игровыми видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол); 5-я группа сравнения - студентки, занимающиеся ФК нерегулярно (2 раза в неделю в рамках государственной программы по ФК). Аналогичное разделение было выполнено и для самарских студентов. Показатели вегетативной нервной системы (ВНС) (табл. 1-4) являются координатами ВСОЧ (х0=СИМ - симпатической, х1=ПАР - парасимпатической, х2 - ИНБ (индекса Баевского), х3 - БР02 (содержания оксигемоглобина в крови испытуемых, %), х4 -пульса).

Кроме того, с помощью запатентованных устройств регистрировались непроизвольные движения конечностей (треморограмма) испытуемых и по полученным амплитудно-частотным характеристикам (АЧХ) треморограмм в координатах х1 - смещение конечности, хг=Сх/Л - скорость смещения был выполнен расчёт квазиаттракторов движения ВСС в двумерном фазовом пространстве вектора х= (х1, х2). Произведён расчёт величины энтропии Шеннона для тремора и величины дивергенции Кулбака-Лейблера [3].

Разработка методов теории хаоса - самоорганизации - ТХС в изучении поведения любых физиологических функций организма человека стала основой для создания новых программных продуктов, устройств и моделей в области ТХС [6 и др.]. Данные обрабатывали по специальной запатентованной программе и методу, которые обеспечивали по полученным частотным

характеристикам, кинематограммам и полученным из них значениям скоростей (после дифференцирования сигнала) построение фазовых плоскостей (координаты x1 и x2 = dx/dt), а также определение границы движения вектора состояния руки (во время тремора) в этом ФПС и оценку размерности квазиаттрактора ФПС, в пределах которого движется вектор.

Одновременно выполнялось компартментно-кластерное моделирование этих процессов [2, 8]. Исходно возможны два подхода в моделях: модели на однокластерном (эффекторном) уровне, например в виде трехкомпартментных систем, и модели иерархические. Существенно, что такая иерархическая система не носит характера прямого (direct control) управления [2]. В исследованиях представлены результаты моделирования в рамках однокластерных, трехкомпартментных моделей. Модели В. А. Антонца для описания работы нейромоторных композиций, состоящих из трех блоков (компартментов) [1], использовались в рамках стохастического подхода.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ матриц межаттракторных расстояний Z между хаотическими центрами квазиаттракторов ВСОЧ тренированных и нетренированных девушек и юношей г. Сургута до и после предъявления нагрузки в 5-мерном фазовом пространстве в сравнении с представителями Самары показал, что наименьшее межаттракторное расстояние Z32=3,23 у. е. получается при сравнении 3-й и 5-й групп юношей и девушек соответственно, а наибольшее - при сравнении девушек-спортсменок 4-й группы и юношей 2-й группы и составляет Z21=41,10 у. е. В данном сравнении диф-ференцировка по полу менее значима, чем предъявляемая нагрузка, что отражает табл. 1.

Анализ матриц межаттракторных расстояний при дифференцировке по полу после предъявления нагрузки показывает наибольшее межаттракторное расстояние Z12=444,05 у. е. при сравнении девушек 5-й группы с юношами 1-й группы наблюдения и наименьшее расстояние Z31=22,07 у. е. при сравнении 4-й группы девушек с юношами 3-й группы. В качестве x выступали: x0 - СИМ, x1 - ПАР, x2 - ИНБ - все в у. е., x3 -SPO2 - содержание оксигемоглобина в крови испытуемых ( %), x4- ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/мин).

Установлены большие межаттракторные расстояния при сравнении всех групп юношей с 4-й группой девушек. После полученной нагрузки ситуация меняется: большие межаттракторные расстояния отмечаются при сравнении всех групп юношей с 5-й группой девушек. Это свидетельствует о стабилизирующем влиянии физической нагрузки на параметры ФСО тренированных студентов, а также об определенной однотипности реакции функциональных систем тренированных на нагрузки (см. табл. 2).

Анализируя матрицы расстояний Z между хаотическими центрами квазиаттракторов ВСОЧ тренированных и нетренированных девушек и юношей г. Самары до предъявления нагрузки в 5-мерном фазовом пространстве, получили наименьшее Z32=2,56 у. е.

Таблица 1. Матрицы идентификации расстояний I между хаотическими центрами квазиаттракторов вектора состояния организма тренированных (1-я и 2-я группы юношей и 4-я группа девушек) и нетренированных (3-я группа юношей и 5-я группа девушек) студентов г. Сургута до предъявления нагрузки в 5-мерном фазовом пространстве

Юноши до нагрузки Девушки до нагрузки

4-я группа наблюдения 5-я группа сравнения

1-я группа наблюдения Z11=36,79 Z 12=26,78

2-я группа наблюдения Z 21=41,10 Z 22=31,00

3-я группа сравнения Z 31=12,83 Z 32=3,23

при сравнении 3-й и 5-й групп юношей и девушек соответственно (что также отмечено при аналогичном сравнении в г. Сургуте). При сравнении 1-й и 4-й групп ^=2,33, а наибольшее - при сравнении девушек-спортсменок 5-й группы и юношей 2-й группы, что составляет 722=39,03 у. е. (см. табл. 3).

Табл. 4 описывает матрицы межаттракторных расстояний при дифференцировке по полу после предъявления нагрузки. Легко видеть, что наибольшее межаттракторное расстояние Ц2=444,05 у. е.) наблюдается при сравнении девушек 5-й группы с юношами 1 =й группы наблюдения (аналогичная ситуация отмечена в г. Сургуте) и наименьшее расстояние (732=29,21 у. е.) - при сравнении 5-й группы девушек с юношами 3-й группы. Анализ показал схожие результаты при сравнении юношей и девушек двух городов. Однако в Самаре расстояния в 2 раза меньше, чем в Сургуте, что говорит о существенном влиянии условий проживания на параметры их функциональных систем.

Таблица 2. Матрицы идентификации расстояний I между хаотическими центрами квазиаттракторов вектора состояния организма тренированных (1-я и 2-я группы юношей и 4-я группа девушек) и нетренированных (3-я группа юношей и 5-я группа девушек) студентов г. Самары до предъявления нагрузки в 5-мерном фазовом пространстве

Юноши до нагрузки Девушки до нагрузки

4-я группа наблюдения 5-я группа сравнения

1-я группа наблюдения Zn=2,33 Z12=10,64

2-я группа наблюдения Z21=29,60 Z22=39,03

3-я группа сравнения Z21=11,91 Z32=2,56

Таблица 3. Матрицы идентификации расстояний ^ между хаотическими центрами квазиаттракторов вектора состояния организма тренированных (1-я и 2-я группы юношей и 4-я группа девушек) и нетренированных (3-я группа юношей и 5-я группа девушек) студентов г. Сургута после предъявления нагрузки в 5-мерном фазовом пространстве

Юноши после нагрузки Девушки после нагрузки

4-я группа наблюдения 5-я группа сравнения

1-я группа наблюдения z 12=335,32 z 12=444,05

2-я группа наблюдения z 2=38,75 z 22=147,23

3-я группа сравнения z 21=22,07 z ,2=128,90

Реальные биологические динамические системы (БДС) удовлетворяют пяти основным (синергетиче-ским) свойствам, а их описание должно согласовываться с 13 основными отличиями хаотических объектов от объектов с детерминистско-стохастическими свойствами. Реальные БДС являются «мерцающими» объектами, которые при этом еще и непрерывно эволюционируют. Это означает (в рамках ТХС), что вектор состояния любой биосистемы (со свойствами complexity и синергетическими, самоорганизующимися свойствами) совершает постоянное движение в ФПС в пределах некоторых объемов (называемых квазиаттракторами), а сами эти объекты VG (квазиаттракторы) тоже дрейфуют (эволюция БДС). Простейший способ формализации - определять параметры квазиаттракторов, считать распределение ВСОЧ равномерным и научно обосновывать внешние управляющие воздействия (ВУВ) для прогноза поведения БДС в ФПС. Однако при этом придется отказаться от правила трех сигм (в стохастике значения, выходящие за три сигмы, отбрасываются), ввести аналог закона больших чисел в ТХС и учитывать 5 свойств реальных БДС, а также жестко учитывать все 13 существенных отличий ТХС от ДСП [7 и др.].

Одна из главных проблем организации и управления параметрами тремора связана с уровнем (степенью) хаотичности поведения исследуемых процессов. Иными словами, произвольные или непроизвольные движения лежат в основе постурального тремора. Однако эта проблема связана с более обширными теоретическими предположениями и касается глобальной проблемы роли хаоса в обеспечении жизнедеятельности особых животных организмов, и человека в частности.

Сведения о совершенствовании физических и психических способностей младших школьников в условиях применения модифицированной игры пи-тербаскет подробно изложены в [12]. Исследования акцентированного применения воздействующей игровой среды (питербаскета) на уроках физической культуры, продолженные в 2009 г. в начальных классах МОУ СШ № 3 г. Нальчика, с использованием метода параллельных групп, подтвердили положительное влияние занятий по авторской методике на качество интегрированного развития физических и психических способностей детей.

Таблица 4. Матрицы идентификации расстояний I между хаотическими центрами квазиаттракторов вектора состояния организма тренированных (1-я и 2-я группы юношей и 4-я группа девушек) и нетренированных (3-я группа юношей и 5-я группа девушек) студентов г. Самары после предъявления нагрузки в 5-мерном фазовом пространстве

Юноши после нагрузки Девушки после нагрузки

4-я группа наблюдения 5-я группа сравнения

1-я группа наблюдения Z12=155,66 Z12=201,47

2-я группа наблюдения Z21=58,94 Z22=104,88

3-я группа сравнения Z22=75,54 Z32=29,21

Учащиеся начальных классов были разделены на экспериментальные и контрольные группы (школьники 2, 3 и 4-х классов). В контрольных группах уроки проводились в соответствии с действующей программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для применения в работе школьных образовательных учреждений (А. П. Матвеев, Т. П. Петрова, 2002). В экспериментальных группах уроки физической культуры проводились по базовой программе с включением во вторую половину основной части урока подвижной игры питербаскет.

Особенностью предлагаемой методики является возможность использования подвижной игры питербаскет наряду с выполнением обязательного образовательного минимума без увеличения при этом количества часов, отводимых на занятия физической культурой. Улучшение показателей успеваемости по базовым предметам вв экспериментальных классах по сравнению с контрольными связано с приобретением навыков быстрого переключения с одного вида двигательной деятельности на другой, повышением концентрации внимания, мышления, сообразительности, психических новообразований, сформировавшихся у учащихся начальных классов (7-10 лет), внутренней позиции, определяющей отношение к школе, сверстникам. Разработанная и апробированная экспериментальная методика обусловила формирование у детей соответствующего типа ведущей деятельности (по классификации Л. С. Выготского, 1983).

Полученные результаты подтверждают известный тезис: «Полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь на основе игровой и учебной, а учебную только на основе игровой, поскольку учение направлено, в частности, на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у младшего школьника воображения и символической функции, как раз формирующейся в игре» (В.В. Давыдов). Наряду с изменением вегетативного статуса обследуемых (в сторону повышения симпатикотонии) мы наблюдали и изменения показателей успеваемости.

Можно констатировать, что в игре младший школьник имеет возможность свободы выбора игрового поведения, которая обеспечивает «зону ближайшего развития», влияет на формирование не только интеллекта, но и целостного «Я» как основы развития личности.

Анализируя в целом полученные результаты, можно сделать вывод, что применение разработанной методики с использованием модифицированной игры питербаскет не только помогает совершенствованию учебного процесса по предмету «Физическая культура» в 1-4-х классах, но и стимулирует учебно-познавательную сферу детей в целом [19]. Это проявляется в изменении параметров квазиаттракторов ВСОЧ, которые имеют динамику изменений, подобных таковым в табл. 2-4. Повышение мотивации сказывается и на параметрах треморограмм, что будет представлено в нашем последующем сообщении.

Заключение. Использование физических упражнений в форме игрового соревнования (занятия пи-

тербаскетом) восстанавливает и совершенствует сен-сомоторную деятельность спортсмена. Зрительная ориентировка, постоянный контроль за перемещающимися объектами, выбор времени и способов своего участия в игровой ситуации активируют механизмы зрительно-двигательной координации. Особенно четко это влияние сказывается в системе «глаз-рука». Повороты и вращения способствуют совершенствованию механизмов вестибулярной устойчивости. Действия с мячом - его ловля, передачи и броски в кольцо - повышают тактильную и кинестетическую чувствительность и развивают более тонкие мышечные диффе-ренцировки прилагаемых усилий. Особая ценность этого вида игровой деятельности состоит в улучшении быстроты реакции и быстроты действий, предполагающих ускорение по сравнению с обычной нормой процессов анализа и синтеза, осуществляемого в высших отделах головного мозга.

Такая динамика развития организационных процессов в ходе любых тренировок (и в первую очередь по питербаскету) подтверждается методом идентификации матриц межаттракторных расстояний. Результатом участия в игровых состязаниях по питербаскету является комплексное влияние на совершенствование двигательной и психомоторной функций организма, в том числе эмоциональной и интеллектуальной сфер. Происходит расширение межличностного общения. Эта игровая форма физических упражнений с мячом обладает эффективным оздоровительным потенциалом, который можно использовать в арсенале средств психофизической реабилитации.

Литература

1. Антонец В.А. Статистическое моделирование непроизвольных колебаний конечности / В.А. Антонец, Э.Г. Ковалева // Биофизика. - Т. 41. - Вып. 3. - 1996. - С. 704-709.

2. Брагинский М.Я. К вопросу о произвольности в непроизвольном микродвижении конечности человека (треморе) / М.Я. Брагинский, В.М. Еськов, О.В. Климов // Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2002. - № 3. - С. 42-45.

3. Винарская E.H. Интегративно-синергический аспект проблемы оценки функционального состояния человека / Е.Н. Винарская, В.Н. Суслов, Г.И. Фирсов // Функциональное состояние и здоровье человека. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 228-230.

4. Гибсон Дж. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Дж. Гибсон. - М.: Прогресс, 1988.

5. Горбатюк В.Ф. Модель обучения на основе синергетики и методе мета-проектов / В.Ф. Горбатюк // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6 (часть 2). - С. 355-359.

6. Гурфинкель В.С Организация межсуставного взаимодействия на примере компенсации дыхательных возмущений ортоградной позы человека / В.С. Гурфинкель Я.М. Коц, Е.И. Пальцев и др. // В сб. «Модели структурно-функциональной организации некоторых биологических систем». - М.: Наука, 1966. - С. 277-290.

7. Еськов В.М. Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине / В.М. Еськов и др. / Ч. IX. Биоинформатика в изучении физиологических функций жителей Югры / Под ред. В.М. Еськова, А.А. Хадарцеваа - Самара: «Офорт», 2010. - 173 с.

8. Еськов В.М. Программа идентификации параметров аттракторов поведения вектора состояния биосистем в m-мерном пространстве / В.М. Еськов, М.Я. Брагинский, С.Н. Русак и др. - Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2006613212. РОСПАТЕНТ. - М., 2006.

9. Еськов В.М. Биомеханическая система для изучения микродвижений конечностей человека: хаотические и стохастические подходы в оценке физиологического тремора / В.М. Еськов, М.Я. Брагинский, В.В. Козлов и др. // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - № 4. - С. 44-48.

10. Еськов В.М. Способ корректировки лечебного или физкультурно-спортивного воздействия на организм чело-

века в фазовом пространстве состояний с помощью матриц расстояний / В.М. Еськов, В.В. Еськов, М.А. Филатов и др. // Патент № 2432895. - Бюл. № 31 от 10.11.2011.

11. Еськов В.М. Программа расчета коэффициента синергично-сти биологических динамических систем / В.М. Еськов, С.В. Кулаев, О.Е. Филатова и др. // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2004610656. - 2004 г.

12. Кожемов А.А. Совершенствование физических и психических способностей младших школьников в условиях применения модифицированной игры питербаскет / А.А. Кожемов, А.А. Несмеянов, Л.З. Черкесова // Адаптивная физическая культура. - 2009.- № 2 (38). - С. 9-14.

13. Кожемов А.А. Развивающая технология физического воспитания младших школьников на основе использования игры

- радиальный баскетбол (питербаскет) / А.А. Кожемов, А.А. Несмеянов, Л.З. Черкесова и др. // Адаптивная физическая культура. - 2010.- № 2(42). - С. 34-35.

References

1. Antonets, V.A. Statistical modeling of involuntary limb oscillations / V.A. Antonets, E.G. Kovaleva // Biofizika. - V. 41. - Iss. 3. - 1996.

- P. 704-709. (In Russian)

2. Braginsky, M.Ya. On voluntariness in the involuntary microaction of human limbs (tremor) / M.Ya, Braginsky, V.M. Es'kov, O.V. Klimov // Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. - Tula, 2002. - № 3.

- P. 42-45. (In Russian)

3. Vinarskaya, E.N. Integrative-synergetic aspect of the problem of assessment of human fitness shape / E.N. Vinarskaya, V.N. Suslov, G.I. Firsov // Human fitness shape and health. - Rostov-on-Don, 2006. - P. 228-230. (In Russian)

4. Gibson, J.J. The Ecological Approach to Visual Perception / J.J. Gibson. - Moscow: Progress, 1988. (In Russian)

5. Gorbatyuk, V.F. The learning model based on synergetics and the method of meta-projects / V.F. Gorbatyuk // Fundamental'nye issledovaniya. - 2012. - № 6 (Part 2). - P. 355-359. (In Russian)

6. Gurfinkeí, V.S. Organization of interarticular interaction on the example of compensation of respiratory disturbances of the orthograde pose of man / V.S. Gurfinkel', Ya.M. Kots, E.I. Pal'tsev et al. // In: Models

НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ

Уважаемые коллеги, приглашаем Вас к участию в XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ТУРИЗМА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ», которая состоится 22-23 ноября 2013 года в г. Сургут.

Научные направления конференции:

1. Совершенствование системы физического воспитания в образовательных учреждениях: реализация инновационных подходов и технологий.

2. Медико-биологические, социологические и психолого-педагогические аспекты физической активности и здорового образа (стиля) жизни различных категорий населения.

3. Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процессов в различных образовательных и спортивных учреждениях.

4. Развитие рекреационной и спортивно-туристской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Совершенствование системы подготовки специалистов в области физической культуры, оздоровительной работы и туризма.

6. Адаптивная физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы развития.

Требования к оформлению статей

Объем статьи до 6 страниц текста, набранного в текстовом редакторе Microsoft Office Word, шрифт - Tmes New Roman, размер (кегль) шрифта основного текста - 10,5 пт., межстрочный интервал - 1,0 (переносы не допускаются, страницы не нумеруются). Ориентация листа бумаги (А4) - альбомная, верхнее, нижнее и правое поля - 2 см, левое - 16,7 см. В начале, в правом углу, страницы укажите инициалы и фамилию автора (авторов), ниже через 1 интервал - полное название учреждения и город, ниже по центру заглавными буквами - НАЗВАНИЕ СТАТЬИ, далее после отступа в 2 интервала - основной текст (без списка литературы).

Сборнику материалов конференции присваивается международный индекс ISBN, шифры УДК и ББК, производится рассылка сборника в Российскую книжную палату и библиотеки ведущих вузов РФ и СНГ. Условия участия в конференции

Для участия в конференции необходимо в срок до 15 октября 2013 года направить на электронный адрес оргкомитета E-mail: surgu-

of structural-functional organization of some biological systems. -Moscow: Nauka, 1966. - P. 277-290. (In Russian)

7. Es'kov, V.M. System analysis, management and data processing in biology and medicine / V.M. Es'kov et al. / P. IX. Bioinformation science in studies of physiological functions of Yugra residents / Ed. by V.M. Es'kov, A.A. Khadartseva. - Samara: Ofort, 2010. -173 P. (In Russian)

8. Es'kov, V.M. The program of identification of parameters of behavioral attractors of the vector of states of biosystems in the multidimensional space / V.M. Es'kov, M.Ya. Braginsky, S.N. Rusak et al. - Certificate of official registration of computer program № 2006613212. ROSPATENT. - Moscow, 2006. (In Russian)

9. Es'kov, V.M. Biomechanical system to study micromovements of human limbs: chaotic and stochastic approaches in the physiological tremor assessment / V.M. Es'kov, M.Ya. Braginsky, V.V. Kozlov et al. // Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. -2011. - № 4. - P. 44-48. (In Russian)

10. Es'kov, V.M. The method of correction of the therapeutic and physical education and sport influence on the human body in the phase state space via distance matrices / V.M. Es'kov, V.V. Es'kov, M.A. Filatov et al. // Patent № 2432895. - Bul. № 31 10.11.2011. (In Russian)

11. Es'kov, V.M. The program of calculation of synergetic coefficient of biological dynamic systems / V.M. Es'kov, S.V. Kulaev, O.E. Filatova et al. // Certificate of official registration of computer program № 2004610656. - 2004. (In Russian)

12. Kozhemov, A.A. Enhancing physical and mental abilities of young schoolchildren within the use of the modified game of piterbasket / A.A. Kozhemov. A.A. Nesmeyanov, L.Z. Cherkesova // Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2009. - № 2 (38). - P. 9-14. (In Russian)

13. Kozhemov, A.A. Developing technology of physical education of young schoolchildren based on the use of the game - radial basketball (piterbasket) / A.A. Kozhemov. A.A. Nesmeyanov, L.Z. Cherkesova et al// Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2010.- № 2(42). - P. 34-35. (In Russian)

Информация для связи с автором:

apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 18.06.2013 г.

УДК: 796:061.2/.3

conf@mail.ru следующие материалы (представление документов осуществляется только на указанный адрес):

Текст статьи, оформленный в соответствии с требованиями (название файла должно содержать фамилию первого автора (например, Петров-статья)).

Отдельным файлом высылается регистрационная карта участника конференции (например, Петров-карта).

Скан-копия (или разборчивая цифровая фотография) квитанции об уплате оргвзноса.

Все документы представляются одновременно в едином архивном файле формата RAR или ZIP. В качестве имени файла-архива указывается номер направления (без точки) и фамилия первого автора кириллицей, например «1Петров.гаг». В течение трех рабочих дней после получения материалов Оргкомитет электронной почтой направляет автору уведомление с результатами их рассмотрения. К публикации не принимаются работы, не соответствующие тематике Конференции или правилам оформления, а также представленные с нарушением установленного порядка. В случае отклонения заявки автору возвращается уплаченный оргвзнос за вычетом стоимости перевода.

Оплата участия в конференции

Оплата производится посредством банковского перевода по следующим реквизитам: ООО «МИП «Движение+», ИНН 8602188812, р/с 40702810335000000006 в Филиале ОАО «УРАЛСИБ» в г. Сургут, БИК 047144706, к/с 30101810700000000706 в РКЦ г. Сургут. Наименование платежа: «За участие в научной конференции Петрова ИИ» (указать фамилию первого автора)

Контактные телефоны и адреса электронной почты членов оргкомитета конференции:

Председатель оргкомитета: к.п.н., доцент, директор Института гуманитарного образования и спорта Апокин Виталий Викторович, раб. тел. (3462) 762848

Зам. председателя оргкомитета: к.п.н., доцент Пешкова Наталья Вилли-

евна, моб. тел. 89222585912 (peshkova_ffk@mail.ru)

Отв. секретарь оргкомитета: к.п.н., доцент Бушева Жанна Ильдаровна,

моб. тел. 89058278461 (zh.i.busheva@mail.ru)

Приглашаем к участию в конференции всех заинтересованных лиц.

С уважением, оргкомитет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.