Научная статья на тему 'Принципы судебной власти в зарубежных странах'

Принципы судебной власти в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4669
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азимова Закия Самидага Кызы

В данной статье рассматриваются положения, указывающие на то, что для определения основополагающих принципов судебной власти необходимо изучить систему принципов, на которых она основана. В качестве наиболее общих положений, выражающих суть и содержание изучаемого явления, принципы судебной системы отражают характер судебной власти и уровень правового развития общества. Статус судебной власти раскрывается прежде всего путем формулирования принципов его осуществления. Также в статье были рассмотрены признаки судебной власти в зарубежных странах и выделены некоторые общие черты и тенденции развития при всем многообразии судебных систем развитых европейских государств, причем независимо от системы права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы судебной власти в зарубежных странах»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Азимова З.С.

Азимова Закия Самидага кызы - магистрант, кафедра теории и истории государства и права, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: в данной статье рассматриваются положения, указывающие на то, что для определения основополагающих принципов судебной власти необходимо изучить систему принципов, на которых она основана. В качестве наиболее общих положений, выражающих суть и содержание изучаемого явления, принципы судебной системы отражают характер судебной власти и уровень правового развития общества. Статус судебной власти раскрывается прежде всего путем формулирования принципов его осуществления. Также в статье были рассмотрены признаки судебной власти в зарубежных странах и выделены некоторые общие черты и тенденции развития при всем многообразии судебных систем развитых европейских государств, причем независимо от системы права.

УДК 342.34

Судебная власть, функции судебной власти, конституционные принципы, правосудие, независимость судей, специализация , презумпция невиновности, зарубежные страны

В каждой стране по-своему понимается судебная власть, по-разному обеспечиваются ее авторитет и сила. Судебная власть, функционируя наряду с законодательной и исполнительной властями, должна уметь при необходимости противостоять им. Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. В зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Положение же судебной власти остается неизменным. Хотя в европейских странах суды существовали издавна и повсеместно, для того чтобы судебная власть предстала как относительно самостоятельная и независимая, получила конституционный статус «третьей власти», потребовался немалый исторический период - переход от абсолютной монархии к демократическим режимам и далее к правовой государственности. Независимая судебная власть по определению несовместима с самодержавным правлением и с тоталитарными режимами.

Вторая половина XX в. наглядно продемонстрировала, что чем дальше продвигались демократические страны по пути правовой государственности, тем сильнее проявлялась тенденция к возрастанию роли судебной власти как гаранта «верховенства Права» и законности в жизни общества и государства, прав и законных интересов его граждан. И, наоборот, даже частичная утрата судебной властью ее самостоятельности и независимости является опасным симптомом авторитаризма в государственном управлении [1, с. 5-7].

Судебная власть - одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме. Понятие судебной власти - одно из ключевых конституционных понятий. В тех странах, где государственная власть организована на основе принципа разделения властей,

судебная власть является важной составляющей триединства (наряду с законодательной и исполнительной властями), в котором каждая ветвь власти выполняет свою функцию [1, с. 17-21].

Характерные черты судебной власти:

- осуществляется в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);

- реализуется в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.

Судебная власть в зарубежных странах обладает следующими признаками:

1) суды, составляющие в совокупности судебную систему; эта жестко структурированная система создается и изменяется только в законодательном порядке, а ее деятельность происходит в рамках столь же строгого и детально регламентированной законом процедуры («Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом». Разд. I ст. III Конституции США) [2]. Ее кадровый состав - судьи - образует особый профессиональный слой, так называемый судейский корпус, который как таковой, равно как и составляющие его судьи, имеет особый правовой статус («Судебная власть вверяется судьям» (ст. 92 Основного закона Федеративной Республики Германия) [3].

2) правосудие как особая форма деятельности, имеющая целью разрешение на основе действующего права экономических, политических и иных конфликтов и споров, участниками которых становятся граждане, их объединения, юридические лица, муниципальные государственные органы и даже само государство. Никто, кроме судебной системы в лице образующих ее судов, не может вершить правосудие от имени государства. Никто, в том числе и государство в лице любых его органов, не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы по осуществлению правосудия. Граждане, их организации и объединения, все государственные и муниципальные органы, само государство, представленное высшими органами власти и управления, обязаны неукоснительно выполнять решения судов.

Решение суда - властный акт, который не может отменить ни законодательный, ни какой-либо исполнительный орган и даже глава государства. В этой связи положение ст. 64 Конституции Франции гласит, что «Президент Республики является гарантом независимости судебной власти». Президент призван охранять правосудие от каких бы то ни было посягательств на его независимость: сам же от так же, как и все другие государственные органы, не вправе вмешиваться в деятельность органов правосудия [4].

В Основных принципах независимости судебных органов, принятых седьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и одобренных Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., подчеркивается, что судьи принимают «окончательное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязанностей и собственности граждан». «Только судья может решить вопрос допустимости и продолжительности лишения свободы».

Также отметим и другие признаки судебной власти, присущие в той или иной мере большинству судебных органов зарубежных стран:

- исключительность (правосудие не может осуществляться никаким другим органом кроме суда ни при каких условиях);

- особый статус должностных лиц - судей (повышенные требования к кандидатам на судейские должности, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей);

- носит конкретный характер (рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе);

- осуществляется в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом;

- большое значение придает правосознанию, внутреннему убеждению судей, сложившемуся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела;

85

- принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии (единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями судебной процедуры (коллегия может состоять из профессиональных судей (3-5 судей обычно рассматривают некоторые гражданские иски), из одного или нескольких судей и 6-912-24 присяжных заседателей);

- ее реализация - приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску -представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах;

- особая система контроля за судебной деятельностью (исключение чьего-либо вмешательства в отправление правосудия и в оценку решений суда) [5].

Функции судебной власти:

1) осуществление правосудия;

2) судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения;

3) толкование правовых норм;

4) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

5) ограничение конституционной и иной правосубъектности лиц и организаций и др.

Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из

них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

1) осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

2) независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения.

3) свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственности или неподсудности).

4) коллективное отправление правосудия. Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.

5) ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

6) гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.

7) возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом).

8) ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

Отдельно выделяются принципы уголовного процесса, в связи с особым статусом одной из сторон - обвиняемого (подозреваемого), требующего специфического набора прав и обязанностей по защите от незаконного привлечения к уголовной ответственности. К числу таких принципов относятся следующие:

1) право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности;

2) право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран - с момента задержания);

3) право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях;

4) презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

5) никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление;

6) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона;

7) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

В заключении следует отметить, что при всем многообразии судебных систем развитых европейских государств, можно выделить некоторые общие черты и тенденции развития, причем независимо от системы права. К ним можно отнести следующие:

- судебная власть ограждена от всякого вмешательства со стороны законодательной и исполнительной властей. С другой стороны, действует ограничивающая концепция судебного вмешательства, имеющая в европейских странах законодательное закрепление. В Англии - в доктринах унаследованной юрисдикции и судейского усмотрения, во Франции - двойное судейское запрещение: в отношении исполнительной власти - запрещено «каким бы то ни было образом мешать работе органов администрации» и в отношении законодательной власти -запрещено «выносить решения по делам, представленным на рассмотрение судьи путем формулирования общих правил» [6, с. 180-183]. При этом общепризнанно, что суды вносят свою важную лепту в процесс нормотворчества, и не только в англоамериканской судебной системе, причем для этого существуют различные способы;

- подчинение национальных судебных систем стран ЕС высшему органу правосудия - Европейскому суду справедливости (г. Люксембург);

- наличие специальных судов и судов ограниченной юрисдикции; наличие ювенальной юстиции; наличие дисциплинарных и судов чести (меры воздействия к государственным служащим, судьям, адвокатам, нотариусам);

- наличие особых судебных органов для высших должностных лиц государства (президента, министров и членов правительства);

- апелляционный и кассационный порядок пересмотра судебных дел, а также надзорный (на континенте);

- переход к «делегированному правосудию», упрощение традиционной судебной системы, создание огромного количества квазисудебных органов, тенденция к рассмотрению гражданских и торговых дел в этих органах или в досудебном порядке;

- институт мировых судей и применение суда присяжных (выборных непрофессиональных судей), укрепление правосудия коллегиальностью профессиональных судей (от 3 судей во Франции до 3 - 5 в Федеративной Республики Германия) [6, с. 167-170, с. 141-145];

- система прокуратуры, подчиняясь министру юстиции, обеспечивает работу судебной системы на всех ее уровнях;

- большое количество судов всех уровней в отношении на душу населения, обеспеченность судов квалифицированными судьями, судебным персоналом, программы защиты свидетелей; прозрачность и гласность правосудия, публичность заседаний, многовековые традиции судебной этики.

Список литературы

1. Безнасюк А.С. Судебная власть: учебник для вузов / А.С.Безнасюк, Х.У. Рустамов.

М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 455 с.

2. 1st Amendment to the Constitution [Электронный ресурс] / Totallyhistory. Режим

доступа: http://totallyhistory.com/1st-amendment-to-the-constitution/. Дата доступа:

07.01.2019.

3. Конституция Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. // Конституции стран мира на русском языке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalns.com/компетентные-юристы/правовая-библиотека/конституции-стран-мира/конституция-германии. Дата доступа: 05.01.2019.

4. Конституция Французской Республики от 04 октября 1958 г. // Конституции стран мира на русском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalns.com/компетентные-юристы/правовая-библиотека/конституции-стран-мира/конституция-франции. Дата доступа: 05.01.2019.

5. Основные принципы независимости судебных органов [Электронный ресурс] // Сайт Организации Объединенных Наций. 2019. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep. (дата доступа: 06.01.2019).

6. Туманов В.А. Судебные системы западных государств / В.А. Туманов. М.: Наука, 1991. 240 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.