Научная статья на тему 'Принципы судебной власти в Республике Беларусь'

Принципы судебной власти в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6450
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРАВОСУДИЕ / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / JUDICIAL POWER / CONSTITUTIONAL PRINCIPLES / JUSTICE / INDEPENDENCE OF JUDGES / SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азимова Закия Самидага Кызы

В данной статье выдвигаются проблемы, решение которых позволит добиться независимой и объективной судебной власти, рассматриваются положения, указывающие на то, что для определения основополагающих принципов судебной власти необходимо изучить систему принципов, на которых она основана. В качестве наиболее общих положений, выражающих суть и содержание изучаемого явления, принципы судебной системы отражают характер судебной власти и уровень правового развития общества. Статус судебной власти раскрывается, прежде всего, путем формулирования принципов его осуществления. В ходе исследования были раскрыты организационные и функциональные принципы судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE JUDICIARY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

This article raises problems, the solution of which will allow to achieve an independent and objective judicial power, considers provisions indicating that to determine the fundamental principles of the judiciary, it is necessary to study the system of principles on which it is based. As the most general provisions expressing the essence and content of the phenomenon under study, the principles of the judicial system reflect the nature of the judiciary and the level of legal development of society. The status of the judiciary is revealed primarily through the formulation of principles for its implementation. In the course of the study, the organizational and functional principles of the judiciary were disclosed

Текст научной работы на тему «Принципы судебной власти в Республике Беларусь»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Азимова З.С. Email: [email protected]

Азимова Закия Самидага кызы - магистрант, кафедра теории и истории государства и права, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: в данной статье выдвигаются проблемы, решение которых позволит добиться независимой и объективной судебной власти, рассматриваются положения, указывающие на то, что для определения основополагающих принципов судебной власти необходимо изучить систему принципов, на которых она основана. В качестве наиболее общих положений, выражающих суть и содержание изучаемого явления, принципы судебной системы отражают характер судебной власти и уровень правового развития общества. Статус судебной власти раскрывается, прежде всего, путем формулирования принципов его осуществления. В ходе исследования были раскрыты организационные и функциональные принципы судебной власти. Ключевые слова: судебная власть, конституционные принципы, правосудие, независимость судей, специализация.

PRINCIPLES OF THE JUDICIARY IN THE REPUBLIC OF

BELARUS Azimova Z.S.

Azimova Zakiya Samidaga Kyzy - Master Student, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW, FRANCIS SmRYNA GOMEL STATE UNIVERSITY, GOMEL, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: this article raises problems, the solution of which will allow to achieve an independent and objective judicial power, considers provisions indicating that to determine the fundamental principles of the judiciary, it is necessary to study the system ofprinciples on which it is based. As the most general provisions expressing the essence and content of the phenomenon under study, the principles of the judicial system reflect the nature of the judiciary and the level of legal development of society. The status of the judiciary is revealed primarily through the formulation of principles for its implementation. In the course of the study, the organizational andfunctional principles of the judiciary were disclosed.

Keywords: judicial power, constitutional principles, justice, independence of judges, specialization.

УДК 347.342

Принципами судебной власти являются те правовые требования, которые отражают сущность судебной власти, определяют порядок ее организации и функционирования. Содержание принципов организации и функционирования судебной системы (в юридической литературе существуют разные классификации), их правовое закрепление и практическая реализация неоднократно становились предметом обсуждения ученых и практиков права. Функциональные принципы (принципы судопроизводства) определяют как общие, универсальные правила осуществления судебной власти (право граждан на судебную защиту, язык судопроизводства, коллективное и индивидуальное рассмотрение дел в судах, состязательность и равенство сторон в процессе и т.д.), а также особенности, присущие определенным видам судопроизводства. Организационные принципы

относятся к организации судебной системы (независимость судей, единство судебной системы, территориальность и специализация и т.д.).

Важнейшим условием реализации указанных принципов является их закрепление в нормах конституционного права. Конституционные принципы судебной власти являются основополагающими для решения всех вопросов организации и проведения судебной деятельности, определения роли и места судов в государственном механизме и политической системе общества. Правовая природа конституционных принципов характеризуется универсальностью, общей значимостью и объективностью, поскольку они отражают самые общие законы регулируемых правоотношений, выражают результат развития социальной практики. Это означает, что принципы судебной власти служат ориентирами в законотворческой и правоохранительной деятельности, рассматриваются как неотъемлемая часть судебной практики [1].

Принцип специализации как один из принципов построения судебной системы закреплен в Конституции Республики Беларусь и Кодексе о судоустройстве и статусе судей. Кроме того, Кодекс о судоустройстве и статусе судей предусматривает возможность создания специализированных судов и судебных коллегий.

Важность специализации в области правоохранительной деятельности и в сфере отправления правосудия обусловлена необходимостью применения углубленных (специализированных) знаний в конкретной области правосудия и повышения ее эффективности [2, с. 8].

В юридической литературе обращает на себя внимание тот факт, что «классический» судебный принцип специализации судов имеет конкретное процессуальное содержание, которое заключается в дифференциации судебных разбирательств с учетом специфики предмета спора, а также в выделении порядка, установленного законом, отдельных судей, которые рассматривают дела определенной категории [3, с. 80]. Реализация принципа специализации дает возможность правового регулирования конкретных общественных отношений и создает основу для создания определенных специализированных судов, уполномоченных решать дела определенных категорий [4, с. 19]. Как правило, специализированные суды и судебные структуры являются неотъемлемой частью национальной судебной системы. Еще в Концепции судебно-правовой реформы 1992 года было создано положение о создании специализированных коллегий в вышестоящих судах общей юрисдикции, а затем, когда появились соответствующие условия, преобразовали их в специализированные суды.

Итак, принципы судебной власти также включают в себя следующие: приоритет прав человека и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, принцип независимости судебной ветви власти, принцип единства судебной власти, принцип законности, принцип гласности.

Первым и основным принципом организации и функционирования любой ветви государственной власти, в том числе судебной, является приоритет прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В то же время права всех граждан и организаций должны быть в равной степени защищены судебной властью.

Следующим является принцип разделения властей.

В соответствии с этим принципом предусматривается независимое функционирование судебной власти в рамках закона, недопустимость его осуществления другими ветвями власти, а именно законодательной и исполнительной властью. В то же время судебная власть не может взять на себя полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти. Стоит также отметить, что судебная власть является частью единой государственной власти [5].

Принцип независимости судебной власти связан с прежним принципом разделения властей. Однако, как упоминалось выше, судебная власть занимает особое

место в системе разделения властей, в механизме государства, осуществляющем, в частности, контрольные полномочия в отношении законодательной и исполнительной ветвей власти. Ввиду важности выполняемых функций судебная система практически полностью исключает возможность вмешательства извне в ее деятельность [6]. И это касается не только правосудия, которое осуществляется исключительно судом и не допускает внешнего воздействия. Независимость судебной власти определяется особым порядком формирования ее органов, особенностями правового статуса судей, а также созданием системы надзора [7].

Еще одним принципом является принцип единства судебной власти. Судебная власть в современной Беларуси осуществляется системой судебных органов, состоящей из конституционного суда, судов общей юрисдикции и экономических судов, осуществляющих процессуальную деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, а также организаций в Республике Беларусь. Соответственно, судебная защита прав и свобод осуществляется во всех формах судопроизводства, предусмотренных нормами судебного права.

Принцип законности свидетельствует о необходимости судебной деятельности в строгом соответствии с законом. В своей деятельности судебные органы, судьи должны руководствоваться положениями Конституции и законов Республики Беларусь. Законотворческая деятельность судебных органов не должна противоречить закону.

Принцип гласности является одним из главных начал деятельности органов государственной власти в демократическом государстве, что позволяет обществу получать информацию о деятельности органов государственной власти. В Республике Беларусь судебная деятельность максимально открыта [8]. Все судебные акты, в том числе акты судебного правотворчества, публикуются в официальных источниках, выложенных в Интернете. Судебные заседания, за исключением случаев, предусмотренных законом, проводятся открыто. Любой может присутствовать на судебном заседании, в зале суда разрешено вести запись аудио и видео [9].

Вышеуказанные принципы, по нашему мнению, отражают организацию и функционирование судебной системы в целом во всех ее проявлениях.

Одной из важных характеристик правового государства, связанного с его отношениями с гражданами, является наличие обширных правовых процедур, которые граждане могут использовать без особых трудностей для защиты своих прав [10].

Среди таких правовых форм средства правовой защиты имеют приоритет. Их отсутствие или ненадежность механизма судебной защиты лишают граждан реальных возможностей защищать права, предоставленные им законом.

Наиболее важным нарушением этого принципа являются попытки давления со стороны отдельных лиц, использующих свою официальную позицию в отношении судебных органов и судей, для обеспечения принятия решений, которые им удобны. Многие государственные служащие, особенно высокопоставленные, все еще не могут привыкнуть к тому факту, что закон запрещает не только действия, затрагивающие правосудие и суды, но и органы власти.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает ряд положений, предусматривающих специальную процедуру привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокуроров, следователей и некоторых других категорий лиц. Создание специальной процедуры привлечения к уголовной ответственности направлено на то, чтобы не устанавливать привилегии в отношении этих категорий лиц, но создавая гарантии для успешной реализации их деятельности, защитить их от искусственного создания препятствий для выполнения своих служебных обязанностей.

В случае привлечения этих лиц к ответственности они наделены обычными процессуальными правами соответствующего участника уголовного процесса. Создание специальной процедуры для возбуждения дела и привлечения к

ответственности некоторых категорий должностных лиц стало объектом критики в обществе, в том числе в средствах массовой информации.

Список литературы /References

1. Козырев В.С. Принципы организации судебной власти / В.С. Козырев // Правосудие и судебная практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economy.law-books.ru/1-11/1-11-9.doc/ (дата обращения: 08.12.2018).

2. Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. / редкол.: А.В. Барков (гл. ред.) [и др.]. Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. 288 с.

3. Городовенко В.В. Принципи судово! влади: монографiя / В.В. Городовенко. Х.: Право, 2012. 448 с.

4. Глущенко С. Организационные и функциональные принципы деятельности высшего специализированного суда / С. Глущенко // Закон и жизнь, 2013. № 6. С. 17-21.

5. Бибило В.Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве / В.Н. Бибило. Минск: Издательство «Право и экономика», 2001. 210 с.

6. Сахнова Т.В. Достижимо ли единство цивилистического процесса? (В контексте концепции единого ГПК РФ и Кодекса административного судопроизводства) // Арбитражный и гражданский процесс, 2015. № 4. С. 3—10.

7. Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. Гражданский процесс: учебное пособие. М., 2007. 320 с.

8. Талянина И.А., Румянцева В.Г. К вопросу о судебной практике как источнике права // Юридический мир, 2007. № 3. С. 23—28.

9. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2008. 697 с.

10. Шерстюк В.М. Объединение высших судов // Закон, 2013. № 10. С. 26—38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.