- отрабатываются коммуникативные навыки - точно выражать свои мысли;
- уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.;
- развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;
- вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
- формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
- приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала;
- осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения;
Библиографический список
- осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т. д. [5 - 7]
К технологиям, активизирующим учебный процесс, построенным на анализе ситуаций, относятся и другие методы: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций (ситуационные задачи, ситуационные упражнения); моделирование; метод (ы) «инцидента», проблемный метод, мысленный эксперимент и др.
Таким образом, в сочетании с другими видами занятий, проводимых в рамках учебных курсов, кейс-метод занимает ведущие позиции в подготовке специалистов в вузах и является одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных профессиональных задач.
1. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. Таганрог: Издательство тИУиЭ, 2009.
2. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. Под редакцией М.А. Пуйловой. Ростов-на-Дону. Феникс, 2015.
3. Ефимов П.П., Ефимова И.О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий. Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции. Казань: Бук, 2014: 286 - 290.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебноре пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Прошина А.Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса. Труды СПбГУКИ. 2013; Том 200.
6. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие. Автор-составитель А.К. Быков. Москва: ТЦ Сфера, 2006.
7. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах: учебное пособие. Москва: Дрофа, 2009.
References
1. Aleksandrov E.P. Intencional'nyj dialog kak faktor adaptacii pervokursnikov k obrazovatel'noj srede vuza i professii. Taganrog: Izdatel'stvo TIUi'E, 2009.
2. Vinevskaya A.V. Metod kejsov v pedagogike: praktikum dlya uchitelej i studentov. Pod redakciej M.A. Pujlovoj. Rostov-na-Donu. Feniks, 2015.
3. Efimov P.P., Efimova I.O. Interaktivnye metody obucheniya - osnova innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Buk, 2014: 286 - 290.
4. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Aktivnoe obuchenie: uchebnore posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2009.
5. Proshina A.N. Ispol'zovanie interaktivnyh tehnologij v vysshej shkole kak uslovie intensifikacii obrazovatel'nogo processa. Trudy SPbGUKI. 2013; Tom 200.
6. Psihologo-pedagogicheskijpraktikum: uchebnoe posobie. Avtor-sostavitel' A.K. Bykov. Moskva: TC Sfera, 2006.
7. Sen'ko Yu.V. Stil'pedagogicheskogo myshleniya v voprosah: uchebnoe posobie. Moskva: Drofa, 2009.
Статья поступила в редакцию 01.04.17
УДК 377.30
Inusova H.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General, Experimental Physics and Methods of Teaching Physics, Dagestan State Pedagogical University; Department of Science Disciplines, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov Sh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Customer Service and Support, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF STRUCTURING OF THE CONTENTS OF PROFILE TEACHING OF COMPUTER SCIENCE. The article describes general principles of forming the contents of profile training in computer science, including component-parts of the subject area of computer studies and generalized information activities. The analysis allows us to conclude that in teaching computer studies the emphasis is made on the development of information systems, ensuring on the one hand, integration in itself knowledge and activity components, and on the other hand, the mastery of the basis of modern professional activity, which is largely the system information. The work identifies and describes characteristic features of the principles at the profile level, the specifics of using information technologies and information systems in professional and pedagogical activity, making decisions on the management of information systems.
Key words: computer science, specialized training, structuring of contents, activity-based approach.
Х.М. Инусова, канд. пед. наук, доц. каф. общей экспериментальной физики и методики её преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет; преп. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, E-mail: [email protected] Ш.А. Магомедов, канд. пед. наук, доц., нач. отдела технического обслуживания и поддержки пользователя, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
В статье раскрываются общие принципы формирования содержания профильной подготовки по информатике, включающей компоненты предметной области информатики и обобщенные виды информационной деятельности. Проведённый анализ позволяет констатировать, что в подготовке по информатике акцент делается на освоение информационных систем, обеспечивающей с одной стороны, интегрирование в себе знаниевого и деятельностного компонентов, а с другой - овладение основой современной профессиональной деятельности, которая во многом носит системно-информационный характер.
Выделяются и описываются характерные особенности принципов на профильной ступени, особенность использования информационных технологий и информационных систем в профессионально-педагогической деятельности, принятия решений по управлению информационными системами.
Ключевые слова: информатика, профильная подготовка, структурирование содержания, деятельностный подход.
По мере становления общества формулируются принципы его организации, под которыми понимается определенная система исходных, основных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решение задач. При этом в принципах раскрываются теоретические подходы к построению социального процесса и управлению им, определяются позиции и установки, по которым организуется процесс взаимодействия и поиск возможностей его оптимизации.
С этих позиций обучение предполагает организацию учебного процесса в соответствии с его принципами и закономерностями, обоснованностью определения цели и структурирования содержания учебного материала, выбора адекватным целям форм и методов обучения, позволяя обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществляя сотрудничество и взаимодействие. Наиболее полно принципы обучения можно сформулировать в следующих положениях: своевременность и постепенность, природосообразность в соответствии с психологическими особенностями учащихся, порядок и систематичность, развитие самодеятельности, активности и инициативности.
Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые конкретизируют его, определяя характер отдельных методических приемов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, и ведут к реализации данного принципа, т. е. принципы отражают сущность процесса обучения, а правила -его отдельные стороны [1].
Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны со структурированием содержания образования и его совершенствованием, к которым относятся: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).
Последовательное развитие принципов целостного педагогического процесса в современных условиях практики помогает закрепить возрастающую роль человеческого фактора в познании и общественной деятельности. Это требует показывать действительность такой, какова она есть на самом деле, со всеми её противоречиями и трудностями развития. Требования связи обучения и воспитания с жизнью, развития активности, творческого подхода к делу, инициативы и самостоятельности, ответственности при принятии решений становятся доминирующими в общей системе принципов обучения и воспитания на современном этапе.
И поскольку принципы обучения выступают в качестве основополагающих для осуществления учебного процесса во всех типах образовательных организациях, то реализация ФГОС требует соблюдения определенных требований к структурированию содержания обучения, среди которых:
- учёт состояния социокультурной среды, потребность и возможность заинтересованных сторон;
- ориентация на достижение конечного результата;
- обеспечение согласованности и преемственности на всех ступенях обучения;
- функциональная полнота развития личности, в соответствии с её спецификой;
- оптимизированность дидактических единиц, позволяющая сохранить целостность, системность и полноту цели образования;
- отражение компетенции в структуре содержания;
- технологичность, рассчитанная на возможность инструментальной проверки;
- включенность в содержание норм, прошедших достаточную проверку практикой в образовательных организациях.
Так же следует учитывать, что к одной и той же цели и ожидаемому результату можно прийти разным путём, в чём и состоит идея альтернативности и дифференциации образования, а содержание подготовки и образовательные стандарты должны способствовать творческому поиску наиболее эффективных и в принципе разнообразных методов организации учебной деятельности.
Проблема структурирования содержания в подготовке по информатике одна из ключевых, поскольку существует устойчивое представление, о том, что учебные элементы дисциплины являются результатом, отражающий некий социальный заказ.
Следовательно, более адекватным представляется учет содержания подготовки, включающей компоненты предметной области информатики и обобщенные виды информационной деятельности [2].
Следует отметить, что касательно любого образовательного курса действует принцип своеобразного дуализма, так как он одновременно и предметный и деятельностный. При этом формируется основной понятийный аппарат соответствующей науки, и основные умения, характерные для деятельности в изучаемой области действительности.
В методологическом плане содержание подготовки по информатике целесообразно строить на принципах:
- единства, когда содержание выступает сквозным направлением, присутствующим на всех ступенях обучения, в свою очередь, подразделяемая на содержательные линии, которые выступают организующими идеями образовательной области или устойчивыми единицами, в совокупности формируя модель содержания курса информатики;
- совмещения подходов, когда за основу содержания берется выделение основных объектов изучения и методов базовой науки, при котором вычленение производится таким образом, чтобы в сквозном курсе информатики достаточно полно отражалась система знаний соответствующей научной области, а одним из важнейших критериев отбора методов деятельности, должно быть их использование в различных видах практик.
С этих позиций, в качестве критериев отбора основных содержательных линий курса информатики, выступает степень отражения:
- основополагающих постулатов науки;
- важнейших понятий, обоснованность их распределения по группам, логичность выбора ведущей категории группы, отраженной в его названии;
- основных методов познания, присущих базовой области научного знания;
- методов, включенных в содержательную линию, основных изучаемых понятий;
- основных методов и способов практической деятельности, присущих базовой области;
- совокупности задач, разрешимых с помощью данных методов, и их отражения в типовых учебных задачах и требованиях к уровню подготовки выпускников [3].
Анализ дидактических объектов в информатике указывает на то, что в качестве таковых используются: информация, информационная модель, алгоритм, исполнитель, средства автоматизации, компьютер, информационный процесс, информационная технология, информационная система, информационный продукт и некоторые другие, где обобщающим и отражающим существенные аспекты содержания, всех остальных понятий выступает «информационный процесс».
На наш взгляд, это объясняется тем, что информация, информационная система и алгоритм выступают в качестве результата, или как описание того или иного информационного процесса. Вследствие чего компьютер становится универсальным исполнителем информационных процессов, а информационная технология способом осуществления информационного процесса или их совокупности, при этом информационные объект и продукт представляются как в виде результата, так и непосредственного «участника» информационных процессов.
Следовательно, ключевым свойством информационного процесса, протекающего в социотехнических системах, выступает их деятельностный характер, поскольку его реализация всегда сопровождается деятельностью, представляющей определенную последовательность конкретных действий. При этом хотим отметить, что информационные процессы не могут существовать сами по себе, они всегда протекают в каких-либо системах, материализация которых должна быть целенаправленна, организованна и детерминированна. Какую бы из систем мы не рассматривали, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы ни рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Второй значимой категорией информатики на наш взгляд, следует считать «информационное моделирование», потому что соприкосновение с информацией всегда сопровождается гото-
вой информационной моделью либо разработкой алгоритма и программы, представляющих собой разные виды информационных моделей.
Кроме того необходимость создания базы данных требует, прежде всего, определения модели, а формирование запроса к любой информационно-справочной системе также относится к информационному моделированию. Изучение процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели, что обеспечивает деятельностный характер процессу моделирования. Следовательно, информационное моделирование выступает не только как объект изучения в информатике, но и в качестве основополагающим способом учебно-познавательной и практической деятельности. Так же, информационное моделирование можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Третьей обобщающей категорией информатики, по нашему мнению выступит «информационное управление», которое всегда опосредовано и связано с использованием каналов связи и передачи информации. По существу, информационное управление связано с информационным (смысловым) влиянием на управляемый объект, где информационное управление носит деятельностный характер, что важно отразить в содержании и технологии обучения информатике. В связи с этим важно учесть, что в качестве объекта изучения информатики выступает управление в технических и социотехнических системах.
Обобщая вышеизложенное, основными и наиболее обобщенными категориями изучения в рамках подготовке по информатике, а также в практической области деятельности рассматриваются информационные процессы, информационные модели и информационное управление, характеризующие соответствующие виды информационной деятельности.
Вследствие чего именно данные категории и связанные с ними понятия составляют основные направления обучения информатике. Кроме того, приведенные категории обеспечивают устойчивость структуры в определенных границах, позволяя учитывать специфику образовательной организации, и соответствовать принципам отбора при содержательном наполнении подготовки по информатике выделенных компонентов.
С этих позиций, в информатике как учебной дисциплины следует выделять пропедевтическую (начальный курс), базовую и профильную ступени [4].
Основной задачей пропедевтической ступени выступает формирование базы для дальнейшего развития общеучебных навыков, а начальный курс информатики обеспечивает готовность работы с информацией, прежде всего её восприятие и адекватную интерпретацию, включая целенаправленное использование в учебной деятельности и повседневной жизни. Наряду с этим формируются первоначальные умения и навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий, как в познавательной, так и в практической деятельности, где выделяются всевозможные обучающие программы, программы-тренажеры, средства компьютерного моделирования, контролирующие программы и т. д.
В рамках базового курса ключевой задачей выступает формирование представления о современной информационной картине мира, готовность к осмыслению и использованию компьютера в учебной и другой деятельности, что требует умений выделять в окружающем мире объекты и процессы, содержащие информационный компонент; строить и оценивать информационные модели этих объектов и процессов; применять компьютер и информационные технологии для обработки построенных моделей, включая использование полученных результатов.
На профильной ступени приоритетной целью информатики выдвигается подготовка к профессиональной деятельности и продолжению образования, где она изучается как профильный курс, содержание которого «подчинено» задачам и интересам
Библиографический список
учебных предметов, определяющих профиль образования в конкретной образовательной организации.
Такой подход обеспечивается преемственностью изучения курса информатики; систематизацией знаний в области информатики и информационных технологий; углублением их с позиции выбранного профиля обучения; использованием автоматизированных информационных систем, составляющих важную часть современной информационной среды.
В обучении информатике важно обеспечить акцентирован-ность на освоение информационных систем, что связано с одной стороны, интегрирование знаниевого и деятельностного компонентов, а с другой - овладением основами профессиональной деятельности, которая во многом носит системно-информационный характер [5].
С учётом сказанного, основной целью информатики на профильной ступени выступает формирование готовности к информационной деятельности, где обеспечивается профессиональная направленность, построением содержания по схеме «развертка модулей по элементам». При этом перевод модульных характеристик будущего специалиста на язык содержания обучения представляет собой процедуру перехода от модели специалиста к модели его подготовки.
Из приведенных на схеме компонентов специального объяснения требуют, прежде всего, принципы формирования содержания профильной подготовки по информатике, к которым нами отнесены:
- принцип соответствия содержания подготовки потребностям общественного развития, из чего, вытекает необходимость представления в содержании не только знаний, но и фрагментов, обеспечивающих отражение опыта творческой деятельности человечества, включая личностное отношение к системе выработанных человечеством ценностей;
- принцип единства содержательной и процессуальной сторон подготовки, означающий совпадение предметного содержания и способов его усвоения учащимися;
- принцип структурной целостности содержания на различных его уровнях.
С учетом приведенных принципов на профильной ступени актуальность приобретает моделирование, особенности использования информационных технологий и информационных систем в профессиональной деятельности, а так же процедуры подготовки и принятия решений по управлению информационными системами. С этих позиций приоритетными вопросами информатики выступают:
- знакомство со свойствами моделей и их оценкой, алгоритмизацией и программированием в профессиональной сфере, с компьютером как средством решения профессиональных задач («Информационное моделирование»);
- представление о видах и закономерностях информационных процессов в профессиональной сфере, средствами и технологиями решения задач, созданием и использованием АИС («Информационные процессы»);
- овладение методами системного анализа, основами АСУ, использованием систем искусственного интеллекта для принятия обоснованных решений, включая вопросы социальной информатики («Информационные основы управления»).
На завершающей стадии обоснования содержания необходимо придерживаться методики построения образовательных программ, где заранее выделены и структурированы элементы (т. е. каждое конкретное содержание «собирается» из отдельных учебных элементов и модулей).
С этих позиций для каждой ступени обучения устанавливается определенная цель и уровень ее достижения; задается содержание и глубина ее усвоения, определяемая системой требований к знаниям и умениям, уровнем понимания основных идей и их применения на практике; обеспечивается опосредованное распределение учебного материала с указанием среднего ожидаемого уровня усвоения и допустимого разброса в усвоении отдельными учащимися.
1. Рыкова Е.А., Овчинникова А.И. Организация и содержание профессиональной подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ. Москва: Школа и производство, 2007; 4: 2 - 9.
2. Магомедов Ш.А. Организация и структурирование содержания профессионального образования в условиях перехода к многоуровневой подготовке. Многоуровневая подготовка в вузе: современные проблемы, инновационные технологии обучения: материалы III Научно-методической конференции Астрахань. 2011: 178 - 180.
3. Богомолова Е.В. Педагогическая модель непрерывной подготовки учителей информатики в контексте личностно ориентированного и синергетического подходов. Российский научный журнал. 2008; 2 (3): 84 - 91.
4. Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007.
5. Шухман А.Е., Герасименко С.А. Разработка структуры и содержания профилного обучения старшеклассников по информационно-технологическому профилю на основе профессиональных стандартов ИТ-отрасли. Нижний Новгород, 2008.
References
1. Rykova E.A., Ovchinnikova A.I. Organizaciya i soderzhanie professional'noj podgotovki uchaschihsya starshih klassov obscheobrazovatel'nyh shkol. Moskva: Shkola i proizvodstvo, 2007; 4: 2 - 9.
2. Magomedov Sh.A. Organizaciya i strukturirovanie soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah perehoda k mnogourovnevoj podgotovke. Mnogourovnevaya podgotovka v vuze: sovremennye problemy, innovacionnye tehnologii obucheniya: materialy III Nauchno-metodicheskoj konferencii Astrahan'. 2011: 178 - 180.
3. Bogomolova E.V. Pedagogicheskaya model' nepreryvnoj podgotovki uchitelej informatiki v kontekste lichnostno orientirovannogo i sinergeticheskogo podhodov. Rossijskijnauchnyjzhurnal. 2008; 2 (3): 84 - 91.
4. Levchenko V.V. Integrirovannyj podhod k professional'no-pedagogicheskoj podgotovke studentov. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2007.
5. Shuhman A.E., Gerasimenko S.A. Razrabotka struktury i soderzhaniya profilnogo obucheniya starsheklassnikov po informacionno-tehnologicheskomu profilyu na osnove professional'nyh standartov IT-otrasli. Nizhnij Novgorod, 2008.
Статья поступила в редакцию 27.03.17
УДК 378
Islambekova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Salmanova J.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PURPOSE IN DESIGNING THE PEDAGOGICAL PROCESS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The problem of effective diagnostic goal setting in the pedagogical process is actualized in the article. The connection between diagnostic goal setting and pedagogical design is shown. The initial principles of the design of educational processes are given. The conditions of diagnostic goal setting are revealed and the mechanism of its implementation is indicated. The author focuses on the levels of assimilation, which is one of the main parameters and sets the goal of studying the educational area: the level of learning "recognition", the level of assimilation "reproduction", the level of assimilation "heuristic", the level of assimilation "research". The authors come to the conclusion that the goal is the main foundation around, which all pedagogical means form a kind of skeleton, and each element of this skeleton has its own specific place.
Key words: goal-setting, diagnostic goal-setting, pedagogical process, pedagogical design, rate of assimilation, level of assimilation, information volume, didactic unit, pedagogical system.
И.С. Исламбекова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
В статье актуализирована проблема эффективного диагностичного целеполагания в педагогическом процессе. Показана связь между диагностичным целеполаганием и педагогическим проектированием. Приведены исходные принципы проектирования образовательных процессов. Выявлены условия диагностического целеполагания и указан механизм его осуществления. Основное внимание в работе автор акцентирует на уровни усвоения, который является одним из главных параметров и задается цель изучения образовательной области: уровень усвоения «узнавание», уровень усвоения «воспроизводство», уровень усвоения «эвристический», уровень усвоения «исследовательский». Автор приходит к выводу, что цель - это главный фундамент, вокруг которого все педагогические средства образуют своего рода скелет, и каждый элемент этого скелета имеет своё определенное место.
Ключевые слова: целеполагание, диагностичное целеполагание, педагогический процесс, педагогическое проектирование, скорость усвоения, уровень усвоения, объем информации, дидактическая единица, педагогическая система.
Проблема эффективного целеполагания в педагогическом процессе на сегодняшний день актуальна, и не достаточно освещена как в научно-теоретических исследованиях, так и в практике современных общеобразовательных учреждений. В настоящее время, все современные исследования указывают на то, что в действительности в педагогическом процессе цель - это не что иное, как главный фундамент, вокруг которого все педагогические средства образуют своего рода скелет, и каждый элемент этого скелета имеет своё определенное место.
Цель в любой области выступает своего рода идеалом. По мнению Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинского, А.Ф. Закиро-ва, достижение целей-идеалов вполне правомерны, поскольку это позволяет нам совершенствовать процесс образования. Следует отметить, что целеполагание является необходимым условием продуктивной деятельности педагога[1]; ведущим и системообразующим компонентом педагогической системы, позволяющим смоделировать субъекту деятельности траекторию развития учащегося, осуществить самодвижение и коррекцию собственного саморазвития.
Интересным для нашего исследования являются теоретические исследования авторов - педагогов Л.В. Байбородова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, в которых целеполагание рассматривалось в нескольких аспектах: в системе общего образования, дидактике, воспитании [2].
Следует отметить, что ни в одной другой области человеческой деятельности не существует такого положения, как в педагогической, где бы работник (учитель, профессор) точно представлял бы себе цель своей работы, поскольку полное прогнозирование и целеполагание деятельности позволяют оценить качество собственного труда, что является основным показателем уровня компетентности преподавателя [3].
Идея целеполагания в планировании и осуществлении обучения осмыслена как фундаментальная, поскольку она определяет структурную основу программ деятельности, определяет адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.
Кроме того, умение диагностично ставить цель в педагогическом процессе является одним из показателей профессиональ-