Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ С СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ С СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / СИСТЕМА ТРИПАРТИЗМА / ИНДЕКСАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Ю.И., Дорошина И.П., Москвитина Е.И.

В статье раскрыто понятие социального государства. Выявлены особенности социально-трудовых отношений в развитых странах и Российской Федерации. Рассмотрена классификация стран по степени охвата граждан индексацией. Определены направления использования опыта развитых стран в регулировании социально-трудовых отношений в Российской Федерации. На основе изученных теоретических и практических материалов определены направления использования опыта зарубежных стран с социально ориентированной экономикой в регулировании социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы органами власти для совершенствования социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL MIGRATION AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT, CONTENT, CAUSES, WAYS OF COUNTERACTION

The article reveals the concept of the welfare state. The features of social and labor relations in the developed countries and the Russian Federationare covered. The classification of countries according to the degree of indexation coverage of citizens is considered. The directions to use the experience of developed countries in the regulation of social and labor relations in the Russian Federation are identified. On the basis of the reviewed theoretical and practical materials the directions of use of the experience of foreign countries with socially oriented economy in the regulation of social and labor relations in the Russian Federation are revealed. The results can be used by authorities to improve social and labor relations in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ С СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ С СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКОЙ

IK-ipona Ю.И., k. j.h,, профессор, заместитель декана факультета «Международные экономические отношения», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дорошнна И.П.. студентка 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» Финансового Университета при

Правительстве РФ

Москвигина К.И.. студентка 2 курса факультета «I осударственное и муниципальное >-правлеиие». Финансового Университета при

Правительстве РФ

В статье раскрыто понятие Социального государства. Вычтены оаюеннос ти социагьно-труОовых отношений вразвитых странах и Российской Федерации. Рассмотрена классификация стран по степени охвата граж дан индексацией Определены направ ления использования опыта развитых стран в регулировании социшьно-трудовых отношений в Российской Федерации.

На основе iпученных теоретических и практических материалов определены направления использования опыта зарубежных стран с социально ориентированной экономикой в регулировании социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

Результаты исследования могут Оыть использованы органами власти для совершенствования социазьно-трудовых отношений « Российской Федерации.

Ключевые слова: социальное государство, система грипарггизма, система оплаты труда, тарифная сетка, индексация.

ILLEGAL MIGRATION AS A THREAT ТО NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT, CONTENT, CAUSES, WAYS OF COUNTERACTION

Petrova V.. Candidate of Economic Sciences, Professor, Deputy Dean of the International Economic Relations chair. Financial University iiiilL

the Government of the Russian Federation

Doroshina I.. 2nd year student of the State and municipal management faculty. Finance University under the Government of the Russian

Federation

Moskvltfaia E., 2nd year student of the State and municipal management faculty Finance University under the Government oj the Russian

Federation

The article reveals the concept of the welfare state. The features of social and lahor relations in the developed countries and the Russum Federationare covered. The classification of countries according to the degree of indexation coverage of citizens is considered. The directions te use the experience of developed countries in the regulation of social and lahor relations in the Russian Federation ate identified.

On the hasis of the reviewed theoretical and practical materials the directions о/ use of the experience of foreign countries with socially orii economy in the regulation о/ social and lahor relations in the Russian Federation are revealed.

The results can he used by authorities to improve social and lahor relations in the Russian Federation.

Keywords: welfare state, the system of tripartism, the wage system, wage scale, indexing.

Социальное государство - это правовое, демократическое государство с высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономикой, в котором обеспечивается достойный уровень жизни, высокий уровень социальной защищенности всех граждан при помощи активной деятельности государства по управлению социально-экономической сферой общества и установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

К важнейшим признакам социального государства можно отнести:

1) доступность социальной поддержки для всех членов общества;

2) наличие системы социальных выплат;

3) сглаживание социального неравенства;

4) наличие государственных структур социальной защиты:

5) доступность здравоохранения и образования:

6) ответственность государства за поддержание высокого уровня жизни населения1.

Социальная политика входит в число важнейших сфер государственного управления^ Экономической базой такого государства является социально ориентированная экономика, представляющая собой слияние черт либеральной рыночной и плановой патерналистской моделей'.

В основе построения социальной политики лежат определённые принципы. Принцип социального равенства членов данного общества подразумевает равенство перед законом, а также равенство в национальных и религиозных вопросах. Принцип социальной солидарности означает объединенную поддержку всем гражданам страны, опирающуюся на общность основных жизненных интересов и целей населения4.

При осуществлении социальной политики государство должно ориентироваться на принцип социальной справедливости, который предполагает обеспечение работой каждого трудоспособного члена общества, получение достойной заработной платы работниками, предоставление социального обеспечения инвалидам, детям без родителей, доступность образования, здравоохранения, спорта.

культуры для всего населения страны. Поскольку возм реализации данного принципа на практике определяется скнм состоянием экономики страны, в каждой стране на ра 1 этапах ее развития она неодинакова. Достижение социально! ведливостн может быть обеспечено лить при достаточно ■ и стабильных темпах эффективного экономического роста государство имеет дополнительные финансовые возможно.-?* решения социальных проблем.

Управление социальной сферой предполагает обесп иятостн. регулирование доходов населения, предоставлен ; альных гарантий, обеспечение социальной защиты, охраны населения, а также экологической безопасности населен •

Важнейшей задачей государства является перерас" доходов и богатства среди населения и поддержка социальных слоев. Государство может выполнить её. -средствснно вмешиваясь в первичное распределение доходов, либо принимая косвенные меры по снижению циации доходов.

13 качестве количественных критериев реализации государства часто используются такие показатели, бедности, относительный эффект социальных прогг-*м вень бедности, доля ВВП на расходы, связанные с программами.

Модель социального государства имеет нескодьи ностей:

1) неолиберальная (США, Великобритания):

2) консервативно-корпоративнстская (Франци« Италия и другие европейские страны);

3) социально-демократическая, или «шведская Швеция. Дания, Норвегия).

Различия состоят в степени государственного социально-трудовых отношений, в уровне госчд ходов на социальную сферу, в объеме предоставляе гарантий и льгот.

Социальные государства проводят политика

рализма форм собственности - частной, государственной, коллективной. - состязательность между которыми благотворно влияет на экономику. Ото влияние выражается в создании новых рабочих мест и повышении защищенности трудящихся. Государства данного типа характеризуются активным государственным участием в развитии сониально-трудовых отношений. В них действует система трнпартизма. подразумевающая трехстороннее социальное партнерство, сторонами которой выступают наемные работники (в лице профсоюзов), работодатели (в лице их организаций) и органы центральной и местной власти1'.

Таким образом, управление социальной сферой в странах с социально ориентированной экономикой подразумевает ответственность государства за уровень благосостояния населения и социальную политику'. Государство социального типа выступает как субъект, удовлетворяющий социальные потребности человека, непосредственкообеспечивая реализацию расширяющегося перечня социальных услуг.

Важной характеристикой страны с социально ориентированной экономикой является активное государственное участие в развитии социально-трудовых отношений.

Одним из приоритетов социального государства является частичное перераспределение доходов в обществе. Оно осуществляется в основном за счет прогрессивной системы налогообложения". Кроме того, действуют налоговые льготы для определенных категорий граждан: для работников предпенсионного возраста, родителей несовершеннолетних детей, осуществляющих трудовую деятельность. Прогрессивная система позволяет государству решить такие социальные проблемы, как регулирование неравенства доходов и оказание социальной помощи наиболее незащищённым слоям населения'.

Важной характеристикой страны с социально ориентированной экономикой является активное государственное участие в развитии еоциалыю-грудовых отношений. Социальное партнерство представляет собой социально-политическую технологию, которая обеспечивает обществу более высокое качество жизни и конкурентоспособность'". Согласование интересов труда и капитала, в котором нередко принимает участие государство, с целью достижения максимальной общественной полезности основная задача социального партнёрства.

Существуют различные модели социального партнёрства, которые сложились к развитых государствах. Модель, именуемая трнпартнэмом. получила распространение в России, Дании. I оллан-дии. Норвегии. Финляндии. Швеции. Особенность данной модели заключается в том, что государство в этой системе принимает на себя роль субъекта социального партнерства при подписании соглашений по вопросам регулирования оплаты и условий труда, занятости населения. социальной защиты либо регулярно проводит консультации с союзами работников и работодателей по данным вопросам".

Трнпартнзм определяется как институционализированное взаимодействие представителей трудящихся, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам регулирования общественно-трудовых отношений, ориентированное на согласование индивидуальных интересов с целью достижения максимальной социальной полезности и эффективности трудовой

деятельности13. Таким образом, система трнпартизма предполагает трехстороннее социальноепартнерство - работники (в лице профсоюзов). работодатели (в лине их организаций) и органы федеральной, региональной и местной власти.

С учётом специфики правовой регламентации и практической деятельности современного государства в сфере регулирования социально-трудовых отношений государство является гарантом эффективности системы трнпартизма.

Система установления заработной платы зависит от специфики гражданского устройства и трудового законодательства страны.

В развитых странах оплаты трудовой деятелыюстноснована на регулировании трудовых отношений. При формировании системы оплаты трудаобеспечиваются равные права работодателя и работника. Важную роль играет повышение заинтересованности каждого работника в выявлении гг использовании резервов эффективности своего труда, а также в совершенствовании нормирования труда.

В формировании заработной платы в развитых странах прослеживаются две основные тенденции. 11ервая характеризуется тем. что методы и показатели установления заработной платы основываются на широкой самостоятельности работодателей, вторая - системы оплаты труда имеют свои национальные особенности.

Почти во всех развитых странах величина заработной платы базируется на тарифном заработке. Тарифный заработок образуется на основе тарифной сетки и надбавок к ней и совместно со сверхурочными выплатами формирует месячный заработок, который дополняют различные премии и другие выплаты, вручаемые работнику с определенной периодичностью в течение года". Размер тарифных ставок не должен быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальная заработная плата определяется в виде часовой тарифной ставки.

Crpiuin Оплата м час работы

Линия 15.5

Норвегия 14.1

Швейцария 12.8

Германия 12,6

США 1

В Российской Федерации тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов". Системы устанавливаются коллективными договорами, соглашениями или локальными нормативными актами.

В области регулирования оплаты сверхурочных работ роль государства заключается в установлении норм и границ. Сверхурочную работу можно определить на двух уровнях. 11а первом уровне утверждается минимальная ставка доплаты за сверхурочные часы либо предоставляется дополнительное нерабочее время. На втором уровне устанавливается граница максимально допустимой сверхурочной работы.

В большинстве стран Европейского Союза, за исключением Великобритании. Германии и Дании, государство само устанавли-

' Каргалова М.В. Социальное государство - неотъемлемая часть современной цивилизации Социальное государство: концепция и сущность. ДИН РАН N 138. - М.: ПН РАН «ОГНИ», 2004.

: Олейникова С.С. Социальная функция государства: история и современность. // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4.

'Олейникова Е.Г.. Родин A.B. Проблемы гармонизации общественных интересов в условиях социально ориентированной экономики: теория и практика. Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. № 4.

4 Бурджалов Ф.Э. Экономическая роль социальной деятельности государства. - М.: ИМЭМО РАН. 2009.

Ьутова Т.В.. Щукин H.A. Современные методы повышения эффективности государственного управления. // Сборники Конференции НИЦСоциосфера. 2013. № 45.

1 Мнлосердов В. Российская Федерання сегодня. 11аш странный капитализм. 2004. № 2.

"Калашников С В. Очерки теории социального государства. - М.: «Экономика». 2006.

" Там же.

" Симонова С.С.. Олейникова Н.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России. // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4.

'"СухаревМ.В.. Эволюционное управление социально - экономическими системами. - Петрозаводск:КарНЦ РАН. 2008.

" Великанов А.И. Принципы государственного участия в системе трнпартизма. // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10.

'■'Перегудов C.II. Трипартистские институты на Западе и в России: проблемы обновления // ПОЛИС. 2007. № 3.

"Жулина Е.Г.. Иванова H.A. Европейские системы оплаты груда. Журнал «Управление персоналом», 2008.

"Трудовой Кодекс Российской Федерации. Глава 21. [Электронный ресурс): ст. 143 «Тарифные системы оплаты труда» // Гарант: справ правовая система. - М„ 2014.

вает норму занятости и методы контроля за их соблюдением. 13 ходе переговоров имеется возможность выбирать число рабочих часов, которое должно быть ниже законодательно установленной нормы

- максимального рабочего времени. Дополнительные рабочие часы, которые превышают установленную договоренность, оплачиваются как обычные рабочие часы в Австрии. Италии. Испании и Швеции. Государство устанавливает максимальный уровень суммарного числа отработанных часов, включая сверхурочные.

В некоторых странах в процессе заключения коллективных договоров границы, с которых начинается сверхурочная работа, могут быть снижены (Финляндия) илиповышены(Италия).Установленный ¡аконодателыю максимум допустимого числа сверхурочных часов работы может быть увеличен (Швеция) либо снижен (Нидерланды) в ходе процесса".

В Российской Федерации устанавливается наибольший уровень сверхурочных работ: они не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Кроме того, определяется минимальная ставка доплаты за сверхурочные часы: за первые два часа работы оплачивается не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере".

Системы оплаты груда имеют национальные особенности. В одних странах минимальная зарплата формируется законодательными органами, а в других - по отраслям экономики или профессиям. В настоящее время общегосударственный минимум заработной платысущес твуст во многих странах: Великобритании. Франции. Испании. Бельгии, 11ортугалин. В ФРГ и Норвегии общенациональный минимум заработной платы не устанавливается.В данных странах величина минимального заработка фиксируется на уровне отдельных отраслей, как правило, при заключении отраслевого коллективного соглашения между профсоюзами и работодателями.

В Германии и Норвегии решение об изменении уровня минимального оклада принимается специальными отраслевыми советами. Действует гибкая система установления размеров и условий назначения тарифных надбавок и выплат. Эти страны традиционно характеризуется равномерно распределенной среди ее населения собственностью и относительно однородным обществом (в Норвегии соотношение между наиболее высоким и минимальным уровнями оплаты труда составляет 2:1 (.Существует тенденция дифференциации минимума заработной платы на основе деления на возрастные категории. Например, в Норвегии законодательно устанавливается пониженный минимум заработной платы для молодых работников".

В России минимальный размер оплаты труда определяется для всей территории и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособного населения.Месячный оклад работника, который выполнил норму рабочего времени н трудовые обязанности. не должен быть ниже минимального размера оплаты труда. В развитых странах прожиточный минимум превышает российский показатель, что свидетельствует о преимуществах социальной политики данных государств.

Российская Федерация в рейтинге стран по размеру минимальных заработных плат занимает 23-е место. Отношение минимальной заработной платы к среднемесячной составляет 22. 4%. Согласно данным рейтинга, в странах Западной Европы минимальный размер оплаты труда составляет 53,6% от среднемесячной чистой заработной платы. В США относительная величина минимальной заработной платы по отношению к средней всегда была ниже среднеевропейского уровня Она составляет примерно 46.1% от средней зарплаты'''. Можно сделать вывод, что Российская Федерация существенно отстает от развитых стран по уровню минимальной заработной платы.

В развитых странах государство принимает участие в регулировании системы отложенных выплат работников, накапливающихся определенный период времени. Одна из главных задач государства

- ^интересовать работников в деятельности предприятия. Например. в Германии рабочие и служащие имеют возможность положить часть заработной платы на особый сберегательный счет, который блокируется на срок до 7 лет. После этого работник может воспользоваться той суммой, которая накопилась. 11роцент накоплений составляет 30%.

В случае задержки выплаты заработной платы предусмотрены следующие дополнительные выплаты: приостановка процедуры взыскания некоторых налоговых платежей или приостановка судебного решения о взыскании квартирной платы (если будет доказано, что

причиной просрочки платы за жилье является задержка выплаты заработной платы).

В условиях рыночной экономики высока роль индексации заработной платы, подразумевающая увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация проводится с той целью, чтобы обеспечить благосостояния работников и их семей; она направлена назашиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения.Вопросы, касающиеся индексации заработной платы, чаще всего определены в коллективных договорах. В тарубежнон практике продемонстрировано удачное сочетание централизованного н коллективно-договорного методов индексации заработной платы.

Существует следующее деление развитых стран на категории по степени охвата граждан индексацией:

1. Страны, в которых индексация охватывает практически все население (например, Бельгия. Дания. Исландия, Италия). Основные характеристики - широкое распространение индексации, существование хорошо отлаженной системы заключения коллективных договоров, постоянный контроль профсоюзных объединений.

2. Страны, в которых минимальная заработная плата полностью охвачена индексацией. 1 Сходящаяся на высоком уровне заработная плата индексируется лишь частично (например, Канада. Франция. Швейцария. США). В этих странах индексацией охватывается лишь часть рабочей силы. Основное отличие - адресная индексация.

3. Страны, где заработная плата почти не охвачена индексацией (например. Австрия. ФРГ'. Япония. Швеция). Отсутствие индексации вызвано существующим предположением, что механизм индексации в значительной степени ограничивает нрава и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.

4. Страны, в которых применяются жесткие ограничительные меры по отношению к политике индексации (например. Нидерланды. Норвегия и Финляндия). В этих странах предусмотрено установление верхнего предела роста заработной платы, а также предельного коэффициента ее индексационного прироста-". Ограниченное распространение индексации заработной платы обусловлено тем. что индексация ведет к резкому росту производственных издержек, а индексация заработной платы неминуемо приводит к гиперинфляции. а иногда - к экономическому краху.

В Российской Федерации механизм, который гарантирует выплату минимальной заработной платы в индексированном размере, законодательно закреплен. Согласно статье 134 Трудового Кодекса Российской Федерации, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услупг Индексация заработной платы производится государственными органами, органы местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями либо работодателями.

Для развитых стран характерны следующие черты:

1) свободный выбор профессиональной деятельности и перелна рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями:

2) конкуренция между работниками и работодателями.

3) устоявшаяся система социальных гарантий, включая защищенность граждан от безработицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство, являясь непосредственным участником соцналыю-трудовых отношений, не вмешивается в отношения между работником и работодателем и сохраняет конкурентную среду. Государство, осуществляя управление социальной сферой, выполняет свои обязательства по соблюдению принципов справедливости, равенства и солидарности.

В России подобная система окончательно не сформировалась В период перехода к рыночной экономике изменилась структура и роль профсоюзов, главной функцией которых является защита интересов и прав наемных работников в системе соцнально-трудовы \ отношений с работодателями. Поскольку механизм рынка тру :, далеко не всегда срабатывает, возникает расхождение между ценой 1 стоимостью рабочей силы. Однако государство стремится наладить данную систему, вмешиваясь в отношения работника н работодателе и способствуя формированию профсоюзов".

Особенностью социально-трудовых отношений в трансформируемой экономике является сочетание неустойчивой мономическоп ситуации с отставанием законодательного оформления взаимодействия сторон, участвующих в этих отношениях. Не завершен процесс оформления выразтггелей интересов работников - профсоюзов Отсутствуют достаточно эффективные механизмы реализации роли

государства в социально-трудовых отношениях, несмотря на то. что в ряде случаев она определена законодательно. В связи с чтим возникает необходимость поэтапного реформирования системы оплаты труда и социальной зашиты работников, являющихся непосредственными участниками социально-трудовых отношений.

Укреплению положения профсоюзов будет способствовать создание системы тотального контроля за деятельностью профсоюзов. Кроме того, государству необходимо решить проблему равномерного распределения рабочей силымежду отраслями, профессиональными группами, территориями. Государство должно, не вмешиваясь в отношения между работником и работодателем, сохранять конкурентную среду.

В условиях постоянно меняющейся политической и социально-экономической реальности, которая обусловлена процессами глобализации, усиливающими дифференциацию между государствами по качеству жизни, ограничивающими национальные особенности стран, от Российской Федерации требуется достижение конкурентоспособности в мировом масштабе, условиями которой являются уровень образования, демографическая структура и количество населения, здоровье, развитие науки, стимулы к труду, характер трудовой миграции, культура труда, стоимость рабочей силы, качество жизни и уровень социальной защиты. Грамотное управление социальной сферой общества и использование опыта развитых стран в решении социальных проблем позволит добиться желаемых результатов.

Литература:

1. Бурджалов Ф.Э. Экономическая роль социальной деятельности государства. - М.: ИМЭМО РАМ. 2009.

2. Бутова ТВ.. Щукин H.A. Современные методы повышения эффективности государственного управления. Сборники Конференции НИЦ Социосфера. 2013. № 45.

3. Великанов A.II. Принципы государственного участия в системе грипартизма. // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10.

4. Жулина В.Г.. Иванова IIA. Европейские системы оплаты труда. Журнал «Управление персоналом». 2008.

5. Калашников C.B. Очерки теории социального государства. -М.: «Экономика», 2006.

6. Каргалова М.В. Социальное государство - неотъемлемая часть

современной цивилизации Социальное государство: концепция и сущность. ДИЕ РАН N 138. - М.: НЕ РАН «ОГНИ», 2004.

7. Кокшаров А. Как считать бедность. // Журнал «Эксперт».2010.№49.

8. Милосердое В. Российская Федерация сегодня. Наш странный капитализм. 2009. № 2.

9. Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № I (18).

10. Олейникова Е.Г.. Родин А.В. Проблемы гармонизации общественных интересов в условиях социально ориентированной экономики: теория и практика. // Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. №4.

11. Олейникова С.С'. Социальная функция государства: история и современность. // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. №4.

12. Перегудов С.П. Трипартистскне институты на Западе и в России: проблемы обновления // ПОЛИС. 2007. № 3.

13. Ронк В.Д. Минимальная заработная плата - геном социально-трудовых отношений и социальной политики государства. // Вестник 111111 труда и социального страхования. // Под общ.ред. Федина В. В.-М..2010.-№1 (2).

14. Симонова С.С.. Олейникова 1-М. Социальные приоритеты в программах политических партий России. //Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4.

15. Сухарев М.В.. Эволюционное управление социально - экономическими системами. - Петрозаводск:КарПЦ РАИ. 2008

16. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Глава 21. [Электронный ресурс): ст. 134 «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы»: (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)// КонсультантПлюс : справ.правовая система. М„ 2014.

17. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Глава 21. [Электронный ресурс): ст. 143 «Тарифные системы оплаты труда» 1 арапт: справ.правовая система. М„ 2014.

18. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Глава 21. [Электронный ресурс): ст. 152 «Оплата сверхурочной работы» // Гарант: информационно-правовой портал. М.. 2014.

19. Минимальный размер оплаты труда в странах Европы-2013. [Электронный ресурс] '/Под общ.ред. Яркоева С. РИА Рейтинг: рейтинговое агентство. Режим доступа: riarating.ru.

лив ми.

.110-ни-гво. >бя-тва

"Жулина Е.Г., Иванова H.A. Европейские системы оплаты труда. Журнал «Управление персоналом». 2008.

"Трудовой Кодекс Российской Федерации. Глава 21. [Электронный ресурс): ст.152 «Оплата сверхурочной работы» Гарант: информационно-правовой портал. - VI.. 2014.

"Кокшаров А. Как считать бедность. // Журнал «Экспсрт».2010_№49.

"Ронк В.Д. Минимальная заработная плата геном социально-трудовых отношений и социальной политики государства. // Вестник II1III труда и социального страхования. // Под общ.ред. Федина В. В. М., 2010. - №1 (2).

'"Минимальный размер оплаты труда в странах Европы-2013.[Электронный ресурс]//Под общ.ред. Яркоева С. - РИА Рейтинг: рейтинговое агентство. - Режим доступа: riarating.ni.

;"Жулина Е.Г., Иванова 1 I.A. Европейские системы оплаты труда. // Журнал «Управление персоналом». 2008.

Трудовой Кодекс Российской Федерации. Глава 21. [Электронный ресурс]:ст.134 «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы»: (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ. от 02.04.2014 N 55-ФЗ)/ КонсультантПлюс : справ, правовая система. - М„ 2014.

"Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа //

Философия социальных коммуникаций. 2012. № I (18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.