СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 2 (11). С. 61-67.
© О.М. Гвоздева, 2007 УДК 67.400.1
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.М. ГВОЗДЕВА
В статье проанализированы принципы социально-экономических прав граждан РФ, показаны особенности их закрепления в специальных отраслях российского законодательства.
Principles of social-economic rights of citizen of Russian Federation were analysed in this article. These principles are fixed in special branches of Russian laws.
В Конституции РФ и международных правовых актах закреплены основные права и свободы человека и гражданина. По сферам жизнедеятельности их принято делить на три группы: 1) личные (гражданские), 2) политические, 3) социально-экономические.
Понятие «социально-экономические
права» охватывают комплекс прав: экономических, социальных, экологических, культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как: предпринимательская и иная, не запрещенная законом экономическая деятельность; собственность; труд и отдых; здоровье; образование; окружающая природная среда; культурная деятельность. Эти права призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально-значимые потребности личности.
Социально-экономические права граждан закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность; право частной собственности, в том числе на землю; свобода труда, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на защиту от безработицы; право на отдых; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.
В основе всякой области общественной жизни имеются руководящие начала, ведущие идеи и установки [1], то есть принципы. Pmcipium est potissima pars cujusque rei (начало (принципы) есть важнейшая часть всякого дела) [2].
Принципы права, - определяет С. С. Алексеев, - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни [3].
В принципах содержание права, всей правовой системы раскрывается углубленно: в них непосредственно выявляются сущность права, его основы, закономерности общественной жизни, ее тенденции и потребности [4].
Принципы права оказывают огромное влияние на процесс подготовки нормативных актов, их издания, установление гарантий соблюдения правовых требований [5].
На основе принципов права формируются те или иные системы, отрасли или институты права. Вместе с предметом и мето-
дом правового регулирования принципы права играют, таким образом, важную систе-маобразующую роль в системе права и правовой системе общества [6].
В научной и учебной литературе используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы. Наиболее распространенным является их подразделение на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или на одну отрасль права [7] (по сфере действия). В соответствии с этим критерием профессор М.Н. Марченко [8] выделяет общие принципы [9], которые распространяются на всю систему права и определяют ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты (принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм, единства демократических прав и обязанностей); межотраслевые правовые принципы, охватывающие между собой две или более отрасли права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.); отраслевые принципы, распространяющиеся на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское и др. К.Н. Гусов выделяет и внутриотраслевые
[10] принципы, касающиеся отдельных институтов отрасли. Например, один из принципов гражданства гласит, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства. Это внутриотраслевой принцип, так как гражданство является одним из институтов конституционного права.
Принципы - это основополагающие общие начала. Поэтому вряд ли удачным назовешь, - рассуждает А.И. Коваленко, - используемое в научной и учебной литературе словосочетание «основные принципы». При такой постановке вопроса уже неизбежно предполагается существование неосновных принципов, что само по себе является абсурдным
[11]. Думается, ученые, которые употребляют названное словосочетание, подразумевают под ним принципы общие (общеправовые).
А.В. Васильев выделяет два вида принципов права: общие и отраслевые. К общим относятся принципы социальной свободы, демократизма, гуманизма, равноправия, законности, равенства перед законом, правосудия, взаимной ответственности личности и государства, деление права на частное и публичное. К отраслевым принципам относятся, например, принципы юридической самостоятельности и независимости сторон в гражданском праве, принцип подчинения и независимости в административном праве [12].
В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей, - считает М.Н. Марченко, (а, по нашему мнению, и в институтах отраслей права) - каждый из принципов приобретает свою специфику.
А.В. Малько выделяет следующие принципы основных прав, а значит, и социально-экономических: всеобщность и неотчуждаемость; равенство; непосредственное действие; гарантированность, защищенность государством.
Всеобщность ученый не характеризует, но, надо думать, что этот термин в Конституции РФ непосредственно связан с тем, что права принадлежат либо всем людям и одинаковые, общие для всех, либо права принадлежат всем гражданам и одинаковые, общие для них.
Социально-экономические права принадлежат каждому человеку за исключением права на землю. Оно принадлежит только гражданам и их объединениям.
В Конституции РФ декларируется, что основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Речь идет о том, что основные права не октроированы (не дарованы) государством, а сам факт рождения человека наделяет его правами.
Принцип неотчуждаемости имеет двоякое значение. С одной стороны, государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы, с другой - сам человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права. Такой отказ от пользования своими правами является юридически не действительным [13].
Мы согласны, что отказ от личных и политических прав юридической силы не имеет. Рассмотрим отказ от некоторых социально-экономических прав. Например, каждый вправе отказаться от социальных выплат (пенсии по старости, по потери кормильца, пособия по безработице и пр.), и в этом случае, действительно, отказ от данного права юридически не действителен, нет никаких последствий, право на социальное обеспечение сохраняется.
Другой пример. Согласно Семейному кодексу РФ при определенных обстоятельствах, в том числе и по заявлению родителей, в судебном порядке они могут быть лишены родительских прав. Принцип неотчуждаемости основных прав в правах социальноэкономических приобретает свою специфику
- некоторые из прав данной группы могут отчуждаться как по решению государства (на основе причины), так и по волеизъявлению самих граждан.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что никто не может быть произвольно лишен жилища, земли и другого имущества.
Никто произвольно не может быть лишен работы. Никто не может быть лишен оказания медицинской помощи, обучения, социальных выплат и пр.
В основу правовой системы, - пишет
О.Г. Румянцев, - должна быть положена философия признания общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в процессе своего исторического развития общецивилизованный характер. Они составляют природу человеческой личности, а потому их утрата, по существу, оказывается уничтожением личности, потерей самого себя [14].
Согласно Конституции права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты
конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Но, тем не менее, не подлежат ограничению следующие социально-экономические права: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом, экономическую деятельность и право на жилище.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, но все-таки возможно, потому что jus eminens [15] (йюис эминенс) - высшая власть государства над своими гражданами и их имуществом; отсюда - право государства на изъятие частного имущества для публичных нужд.
Принцип равноправия. Одни ученые выделяют принцип равенства [1б], вторые - и принцип равенства, и принцип равноправия [17]. Есть и третья, наиболее верная позиция -принцип равноправия многогранен. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины [1S].
Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия [19].
Равенства прав и свобод человека и гражданина как такового быть не может в силу того, что гражданин обладает более широким кругом прав по сравнению с человеком. Поэтому второй аспект принципа равноправия логичнее называть полностью: гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
бЗ
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, др. обстоятельств.
Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе не осуществимо. Конституция предоставляет, прежде всего, равные права, то есть одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими, а также устанавливает равные для всех обязанности, хотя в современном социальном государстве основной закон, иные законы дают некоторые льготы (фактические преимущества) определенным категориям населения (ветеранам, молодежи и т. д.). Абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей, но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковы для всех ее членов [20].
Равенство прав мужчины и женщины. Нужно отметить, что о равенстве прав независимо от пола говорится во втором аспекте. Но, тем не менее, законодатель и многие ученые выделяют равенство по признаку пола отдельно, придавая, думается, этому равенству особое значение. Так объясняет данный аспект принципа равенства Е.И. Козлова. Эта конституционная норма нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования [21].
Непосредственное действие. В ст. 18 Конституции РФ сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы - основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов [22], а также органов местного самоуправления. Верховный Суд в своем Постановлении разъяснил значение этой статьи несколько иначе. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в
частности: когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует [23].
Признание правомерным поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В ряде случаев в гл. 2 прямо предусматривается необходимость издания конституционных и федеральных законов [24]. Применительно к социально-экономическим правам и свободам - это ст. 36, 37, 39, 40. Например, ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона -Земельного кодекса РФ.
При конкретизации в законе того или иного права, определении санкций за его нарушения смысл и содержание закона должны быть строго обусловлены содержанием этого права [25].
Принцип гарантированности, защищенности государством. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления [26].
Государственные гарантии социальноэкономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию. Е.И. Козлова выделяет следующие: 1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами; 2) установление гарантированности минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб; 3) осуществление контро -ля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы; 4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере; 5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах [27].
В качестве условий следует отметить следующие: провозглашение нашего государства социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; развивающуюся экономику; материальную основу, без которой реализация социально-экономических прав через созданный сколько угодно удобный и доступный каждому аппарат практически не возможна.
К сожалению, в настоящее время аппарат, через который реализуются социальноэкономические права, недостаточно эффективен. Например, муниципальная сеть здравоохранения находится сейчас, по выражению Президента РФ В.В. Путина, в плачевном состоянии. Там не было и до сих пор отсутствует правовая база, и самое главное там не было и до сих пор нет нужного количества денег [28]. Это говорит о том, что конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь нарушается.
Право на жилье в ч. 3 ст. 30, где сказано, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату, не может быть пока непосредственно действующим для всех нуждающихся из-за отсутствия достаточных финансовых средств. «Ирония судьбы, - отмечает по этому поводу Е. И. Колюшин, - состоит в том, что к категории «малоимущих» в настоящее время относится значительная часть населения» [29].
Сегодня каждый может беспрепятственно воспользоваться правом на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Но другой вопрос: как достойно жить на эти средства, если они очень малы? Государство постепенно повышает эти выплаты, но пока нет возможности увеличить их до нормального уровня.
Недостаточная гарантированность социально-экономических прав во многом связана с финансовыми трудностями нашей страны.
При нарушении социально-экономических, равно как и других прав, каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Это означает возможность каждого обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, а также в суд.
Такова специфика гарантированности социально-экономических прав.
Воздействие принципов на правовой статус личности многогранно. Они показывают, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активна ли деятельность государства по соблюдению и охране этих прав и свобод, признает ли государство в полной мере и полном объеме те права, которые соответствуют достигнутому общественному уровню материально-технического развития, существуют ли их ограничения, имеются ли у человека законные механизмы для защиты прав и свобод [30].
Социально-экономические права конкретизированы в текущем законодательстве (гражданском, трудовом и т. д.), где рассмотренные принципы преломляются, приобретая
и там свою специфику. Для примера рассмотрим принцип равноправия.
Принцип равноправия преломляется в гражданском праве и звучит у одних ученых как признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений [31], у других - как равенство прав режима субъектов гражданского права [32], у третьих - как принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права. Он означает практически одно и то же - ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права [33].
В земельном праве Е.С. Болтанова выделяет принцип сочетания частных и публичных интересов: правовое регулирование использования земель и охраны земель осуществляется в интересах всего общества, при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком [34]. Нужно отметить, что каждый гражданин, независимо от пола, расы, национальности, принадлежности к религии и др. обстоятельств имеет право на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В семейном праве принцип равноправия выглядит следующим образом: полное равноправие женщины и мужчины в личных и имущественных правах независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального, семейного и имущественного положения, образовательного уровня, места жительства, отношения к религии. Они имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи. Ущемление их прав и интересов защищается законом [35].
Принцип равноправия преломляется и в трудовом праве, где он звучит как равенство прав и возможностей работников.
Об этом принципе В.Н. Скобелкин пишет следующее. Права равны далеко не у всех (например, у взрослых и несовершеннолетних, у мужчин и женщин, у работающих в средней полосе и на Крайнем Севере), а уж о равенстве возможностей и говорить нечего [36]. Но, как уже говорилось, здесь речь должна идти не о равенстве прав определен-
ных групп, а о равенстве прав внутри каждой группы. Что касается равенства прав мужчины и женщины, то в силу материнства женщина имеет дополнительные гарантии (отпуска по беременности и родам; перерывы для кормления; отпуск по уходу за ребенком, который может оформить и мужчина; гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющих детей, при расторжении трудового договора и др.). Нужно отметить, что мало женщин в парламенте, на руководящих должностях, но государство стремится к равенству по признаку пола.
В экологическом праве О.Л. Дубовик в числе других выделяет принципы: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду [37]; соблюдение права каждого на получение достоверной информации
о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды [38].
Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду основано на принципе равноправия: каждый, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, а также других обстоятельств, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В праве социального обеспечения принцип равноправия тоже приобретает свою специфику. Так, по мнению К.Н. Гусова, устанавливается равная и одинаковая для всех возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности и др. обстоятельств [39]. Ученый не выделяет этот принцип отдельно, а рассматривает его в составе принципа всеобщности, что тоже допустимо, так как нет единой классификации принципов.
Рассмотренные принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса
всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы [40].
1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности I Л. Д. Воеводин. - М., 1997. - С. 58.
2. Мананников О.В. Наследственное право России I О.В. Мананников. - М., 2004. - С. 4S.
3. Алексеев С.С. Общая теория права: В II т. I С.С. Алексеев. - М., 19S1. - Т. I . - С. 9S.
4. Там же.
З. Марченко М.Н. Теория государства и права I М.Н. Марченко. - М., 2002. - С. S4.
6. Костюков А. Н. Муниципальное право как отрасль российского права I А. Н. Костюков. -М., 2003. - С. S9.
7. Марченко М.Н. Указ. соч. - С. 85.
5. Там же.
9. В научной и учебной литературе понятия
«общие принципы» и «общеправовые принципы» используются как идентичные. См., напр.: Право социального обеспечения.
Учебник I Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2001. -С. 44.
10. Право социального обеспечения I Под ред. К.Н. Гусова. - С. 4З.
11. Коваленко А.И. Конституционное право России I А.И. Коваленко. - М.: Право и закон,
1997. - С. З0.
12. Васильев В.А. Теория государства и права I
B. А. Васильев. - М., 2003. - С. б7.
13. Малько А.В. Конституционное право России в вопросах и ответах I А.В. Малько. - М., 2002.
- С. 7б.
14. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России I О.Г. Румянцев. - М., 1994. -
C. б7.
1З. Hartmut Maurer. Allgemeines Verwaltungs-recht. - Munchen, 199З. - S. 14.
16. Малько А.В. Указ. соч. - С. 77.
17. Васильев А.В. Указ. соч. - С. б7.
15. Козлова Е.И. Конституционное право России.
I Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. -М., 2003. - С. 239.
19. Сравнительное конституционное право. - М., 2002. - С. 145.
20. Там же. - С. 144.
21. Козлова Е.И. Указ. соч. - С. 241.
22. Там же. - С. 246.
23. Постановление Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.
24. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / Под ред. Л. А. Окунькова. - М.: Изд-во БЕК, 1996.
25. Там же.
26. Малько А.В. Указ. соч. - С. 77.
27. Козлова Е.И. Указ. соч. - С. 280.
28. Российская газета. - 2005. - 8 сент.
29. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. - М., 1999. - С. 179.
30. Козлова Е.И. Указ. соч. - С. 238.
31. Мозолин В.П. Гражданское право: Учебник. Часть I / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масля-ев. - М., 2005. - С. 29.
32. Корнеева И.Л. Гражданское право РФ / И.Л. Корнеева. - М., 2005. - С. 8.
33. Егоров Н.Д. Гражданское право: Учебник. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1997. - С. 18.
34. Болтанова Е.С. Земельное право: Курс лекций / Е.С. Болтанова. - М., 2003. - С. 17.
35. Гришина И.И. Семейное право / И.И. Гришина, И.П. Гришин. - М., 2004. - С. 10.
36. Скобелкин В.Н. Принципы в трудовом кодексе РФ / Четвертый трудовой кодекс в России: Сборник научных статей / Под ред. В.Н. Ско-белкина. - С. 90.
37. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. - М., 2005. - С. 276.
38. По этой проблеме см., напр.: Казанник А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России / А. И. Казанник. - Омск,
1998. - С. 93-95.
39. Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2001. - С. 49.
40. Козлова Е.И. Указ. соч. - С. 238.