Научная статья на тему 'Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе'

Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2160
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ТВОРЧЕСКИЙ ТУР / УСТНЫЙ ТУР / РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА / ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / СТИЛЕВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ALL-RUSSIA SCHOOLCHILDREN OLYMPIAD / CREATIVE TOUR / ORAL TOUR / TEXT RECONSTRUCTION / LYRICAL PLOT / STYLE INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кучина Татьяна Геннадьевна

В статье дается обзор заданий творческого и устного туров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе (использованы задания 2016 и 2017 гг.) и объясняется алгоритм их составления и выполнения. Первый тип заданий для творческого тура олимпиады предполагает реконструкцию вероятного поэтического текста по отдельным его значимым компонентам (название задания «Я на твоем пишу черновике…») и восстановление возможного лирического сюжета произведения. Второй тип заданий для устного тура заключительного этапа нацелен на атрибуцию неизвестного ученику текста (установление примерного времени его создания, литературного направления или течения, к которому он мог бы принадлежать, возможного круга авторов). Дается подробное разъяснение последовательности логических операций, необходимых для выполнения каждого типа заданий, показываются принципы выделения стилевых маркеров и закономерности анализа композиционной структуры текста, которые позволят верно определить его авторство. Приводится краткая характеристика особенностей выполнения заданий участниками заключительного этапа, рассматривается обоснованность выдвинутых гипотез и вероятность их приближения к возможному ответу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кучина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Making Up Schoolchildren Olympiad Assignments And Ways Of Performing Them

The paper offers an overview of assignments for the creative and oral rounds of the final stage of the All-Russia schoolchildren Russian literature Olympiad (2016 and 2017 assignments were used as examples). There is also an algorithm for composition and performance. The first type of assignments for the creative round involves a reconstruction of a poetic text whose author is unknown to the student, some of the significant components of the text being supplied. For instance, there is offered the line «I’m writing on your draft paper». The student is also asked to restore the possible lyrical plot of the poem. The second type of the job is meant for the oral round of the final stage and is aimed at attributing the text unknown to the student who is expected to point out the approximate time of the text being written, the literary trend it might belong to, or a circle of possible authors. There is also offered a detailed description of a sequence of logical operations which are necessary to perform each type of tasks, as well as principles of revealing style markers. Patterns of analysis of the text structure are suggested that will allow the student to determine the authorship. The paper also includes some specific features characteristic of the participants’ performance, the validity of the hypotheses advanced and the likelihood of arriving at a correct result.

Текст научной работы на тему «Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе»

УДК 37

Т. Г. Кучина

Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе

В статье дается обзор заданий творческого и устного туров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе (использованы задания 2016 и 2017 гг.) и объясняется алгоритм их составления и выполнения. Первый тип заданий - для творческого тура олимпиады - предполагает реконструкцию вероятного поэтического текста по отдельным его значимым компонентам (название задания - «Я на твоем пишу черновике...») и восстановление возможного лирического сюжета произведения. Второй тип заданий - для устного тура заключительного этапа - нацелен на атрибуцию неизвестного ученику текста (установление примерного времени его создания, литературного направления или течения, к которому он мог бы принадлежать, возможного круга авторов). Дается подробное разъяснение последовательности логических операций, необходимых для выполнения каждого типа заданий, показываются принципы выделения стилевых маркеров и закономерности анализа композиционной структуры текста, которые позволят верно определить его авторство. Приводится краткая характеристика особенностей выполнения заданий участниками заключительного этапа, рассматривается обоснованность выдвинутых гипотез и вероятность их приближения к возможному ответу.

Ключевые слова: всероссийская олимпиада школьников, творческий тур, устный тур, реконструкция текста, лирический сюжет, стилевая индивидуальность.

T. G. Kuchma

On Making Up Schoolchildren Olympiad Assignments And Ways Of Performing Them

The paper offers an overview of assignments for the creative and oral rounds of the final stage of the All-Russia schoolchildren Russian literature Olympiad (2016 and 2017 assignments were used as examples). There is also an algorithm for composition and performance. The first type of assignments for the creative round involves a reconstruction of a poetic text whose author is unknown to the student, some of the significant components of the text being supplied. For instance, there is offered the line «I'm writing on your draft paper». The student is also asked to restore the possible lyrical plot of the poem. The second type of the job is meant for the oral round of the final stage and is aimed at attributing the text unknown to the student who is expected to point out the approximate time of the text being written, the literary trend it might belong to, or a circle of possible authors. There is also offered a detailed description of a sequence of logical operations which are necessary to perform each type of tasks, as well as principles of revealing style markers. Patterns of analysis of the text structure are suggested that will allow the student to determine the authorship. The paper also includes some specific features characteristic of the participants' performance, the validity of the hypotheses advanced and the likelihood of arriving at a correct result.

Keywords: All-Russia schoolchildren Olympiad, creative tour, oral tour, text reconstruction, lyrical plot, style individuality.

Заключительный этап всероссийской олимпиады по литературе предъявляет к участникам самые высокие требования. Задания, разработанные для финала олимпиады в 2016-м и 2017-м гг. членами центральной предметно-методической комиссии по литературе (и автором данной статьи в их числе), требовали как обширной литературной эрудиции, так и сформированных аналитических умений, творческих способностей, литературоведческой интуиции и развитого стилевого чутья. На примере двух типов заданий - для творческого тура (2016 г.) и устного тура (2017 г.) - мы постараемся показать подходы к составлению олимпиадных задач и прокомментировать возможные пути их решения.

Творческий тур не предполагает единой типологии заданий: каждый год они меняются, на протяжении последних четырех лет в них не было ни одного повторяющегося алгоритма. В 2016 г. во

втором туре заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников мы предложили участникам реконструировать целое по предъявленным фрагментам: нужно было восстановить примерное содержание несуществующего (но возможного) литературного произведения по опорным словам и определить, кем это произведение могло быть написано. Формулировка задания для 10 класса была такой (полностью все задания и критерии их оценивания выложены на сайте Гильдии словесников [1]):

«Яна твоем пишу черновике...»

Представьте, что перед вами поврежденный поэтический черновик, набросок лирического стихотворения. Какому русскому поэту он мог бы принадлежать?

.........тоскливую песню.....................

....................................Ванюха............

............горемычнойую..............................

© Кучина Т. Г., 2017

Безобразная................................................

Урожай....................................детинушка

..................нена [нрзб]ый унылый........................

.....................................................в солдаты

Тяжелый крест......................................земля.

Попробуйте на основании фрагмента

- догадаться о содержании стихотворения,

- воспроизвести его возможный лирический сюжет,

- восстановить одну-две строки стихотворения (максимум - одно из четверостиший).

Запишите восстановленные строки и содержательную/сюжетную канву произведения.

Напишите статью/эссе/очерк о своеобразии художественного мира и поэтической индивидуальности автора (стилевой портрет поэта) с опорой на известные Вам тексты и с использованием слов/мотивов черновика. Придумайте короткое и оригинальное заглавие вашей публикации. Примерный объем статьи/эссе/очерка - 450500 слов.

Примечание: [нрзб] - сокращение от «неразборчиво»; так отмечают нечитаемые, не поддающиеся расшифровке места черновика.

Не будем сейчас касаться второй части задания: статья, эссе или очерк о поэте - это уже развернутый комментарий к «разгадке», а вот первый шаг - это как раз установление личности поэта и понимание общего смысла его лирического высказывания. Каковы возможные шаги к правильному ответу?

Конечно же, предложенный школьникам «черновик» был составлен из наиболее частотных, «маркированных» слов, характеризующих творческую манеру загаданного поэта. Поэтический словарь у каждого большого автора индивидуален. Одно-два слова нам мало что дадут, но вот набор из десятка лексем позволяет провести вполне внятные тематические и стилистические линии, которые становятся ориентирами на пути к ответу. Разумеется, зачеркнутые слова следует обязательно учитывать: пусть автор (по «легенде» задания) от них и отказался - они все равно входят в его персональный словарь.

Сначала посмотрим на существительные -именно они определяют спектр объектов и явлений, попадающих в поле зрения автора: «земля», «урожай» - явные маркеры крестьянской жизни; «Ванюха» - стилистически выделенная «деревенская» форма имени, демонстративно простонародная. Весьма информативна специально подобранная при составлении задания грамматическая

форма «детинушки» - уменьшительно-ласкательные суффиксы отчетливо обозначают ориентацию автора на фольклорные мотивы. Более того, это слово в задании было поставлено в конец строки - и, как следствие, должно было рифмоваться с каким-то другим созвучным словом (типа «дубинушки»). Частое использование дактилических рифм (их составляют длинные слова, в которых созвучны должны быть ударный слог и идущие за ним еще два безударных: свеченька - реченька, детинушка - дубинушка) -это уже фирменная черта поэтического стиля. Каков может быть хотя бы приблизительный круг авторов, творчество которых отмечено вниманием к крестьянской жизни, быту и ориентацией на демократическую, народную речь? Участники олимпиады 2016 г., как правило, выбирали из следующих имен: Некрасов, Есенин, Твардовский (слово «солдаты», видимо, соотносилось с военной тематикой «Василия Теркина»); в нескольких работах был назван Высоцкий (вероятно, тексты песен Высоцкого о войне также вспоминались благодаря «солдатам»).

Следующий шаг: анализируем принципы выбора прилагательных (то есть обозначения значимых признаков, описательных характеристик явлений). Заметно, что загаданный автор нарочито мрачен: «тоскливый», «горемычный», «унылый», «тяжелый» - все это слова одной эмоциональной окраски; и даже недописанное прилагательное «нена...» вряд ли будет прочитываться как «ненаглядный» - скорее как «ненавистный» или «ненастный». Можно попробовать действовать методом исключения: такая эмоциональная атмосфера явно не свойственна ни Высоцкому, ни Твардовскому, да и в лирике Есенина встречается не часто, лишь в поздних, предсмертных произведениях («Черный человек»), а в ранней лирике у него и вовсе доминируют золотые, розовые, голубые тона. Зато в поэзии Некрасова драматический социальный фон, пронизанный настроениями уныния, печали, почти отчаяния, - стилистическая «норма» (можно вспомнить хрестоматийные тексты - и «Несжатую полосу», и «Размышления у парадного подъезда», и «Железную дорогу»).

Каков тогда примерный поэтический сюжет «черновика»? Упоминание о «солдатах» применительно к эпохе Некрасова вполне может быть соотнесено с историей рекрутчины: крестьянина (например, молодого Ванюху) отрывают от родного дома (отсюда прилагательные, характеризующие его будущую судьбу: «унылый», «горемычный»), провожают его тоскливой песней; урожай, разумеется, теперь собирать некому - крестьянская семья остается без рабочих рук. «Тяжелый

крест» предопределяет и финал истории - поляжет солдат Ванюха в сырую землю, не станет в семье кормильца.

Как могло бы выглядеть начало стихотворения? В лирике Некрасова частотны трехсложные размеры, например, анапест, - им и воспользуемся:

То ли стон, то ли песня слышна: За порог уж Ванюха выходит.

Таким образом, для решения этой олимпиад-ной задачи требуется умение по опорным словам точно определить то контекстуальное поле, в котором эти слова «свои», и установить возможные динамические связи между статическими объектами (урожай, земля, крест и т. д.; стоит обратить внимание на то, что глаголов в задании не было, все вероятные события можно было придумывать самостоятельно).

Аналогичное задание было предложено и 11-классникам - не будем воспроизводить его полностью, остановимся лишь на той части, которая требовала реконструкции «черновика»:

Представьте, что перед вами поврежденный поэтический черновик, набросок лирического стихотворения. Какому русскому поэту он мог бы принадлежать?

................................................ встреча

.........страст [неразб]..............................

Улыб [нрзб]......уста ...насмешливыйрот......

.........платье.вуаль... перчатка....................

.........непрощенная ложь.................жутко

В сердце .............................................

.................................................шутка

...................................................рука.

Попробуйте на основании фрагмента

- догадаться о содержании стихотворения,

- воспроизвести его возможный лирический сюжет,

- восстановить одну-две строки стихотворения (максимум - одно из четверостиший).

Для решения задачи можно предложить следующие шаги: первое слово в отрывке - «встреча», поэтому для восстановления сюжетной ситуации сначала нужно представить, кто и с кем мог бы встретиться. «Особые приметы» участников встречи - это детали одежды (не важно, что из элементов гардероба осталось в стихотворении, а что вычеркнуто; активность предметного мира стихотворения - это и повод вспомнить, для какого поэтического течения характерно столь пристальное внимание к материальным деталям). Дальше стоит обратить внимание на то, как пред-

ставлена сфера эмоций (на их «смешанный» характер указывает рифма «жутко-шутка»). Чем может закончиться встреча, если улыбка продолжается насмешкой, а в центре отрывка - в пятой строке из восьми - оказывается словосочетание «непрощенная ложь»? Какие поэты любили разрабатывать подобные сюжеты? Поставив перед собой эти вопросы, школьник сможет очертить наиболее вероятный круг тех литературных явлений, которые «загаданы» в задании.

Типологически сходное задание было предложено и в 2017 г. на устном туре заключительного этапа олимпиады по литературе. Приведем его формулировку для 9 класса в несколько сокращенном виде (полностью все задания доступны на сайте организатора заключительного этапа олимпиады 2017 г. - Ярославского государственного педагогического университета им.

К. Д. Ушинского:

https://conf.yspu.org/olymp2017/tasks/).

Подготовьтесь к устному выступлению по предложенной проблеме. Вам необходимо атрибутировать поэтический текст (см. ниже). Для этого определите, какой литературной эпохе он может принадлежать, в рамках какого литературного направления или течения он мог быть создан, каков круг возможных авторов текста. Объясните, какие черты, элементы, особенности текста вы учитывали, принимая свое решение.

Будьте готовы к диалогу с членами жюри, они зададут вопросы. Время выступления - не более 2-3 минут, ответы на вопросы - 2 минуты.

Пиши, поэт! Слагай для милой девы Симфонии сердечные свои! Переливай в гремучие напевы Несчастный жар страдальческой любви! Чтоб выразить отчаянные муки, Чтоб весь твой огнь в словах твоих изник, -Изобретай неслыханные звуки, Выдумывай неведомый язык!

Какие логические операции нужно совершить для решения поставленной задачи? По сути, требуется ввести предложенный текст в соответствующий ему литературный контекст - создававшийся совершенно разными авторами, но с некоторыми общими эстетическими установками.

Словарь приведенного текста очевидно несовременен: «огнь», «изник» - это понятия, конечно же, из лексикона позапрошлого века. Более того, заметно использование клишированных поэтических форм: «милая дева», «жар любви», «отчаянные муки» - так мог бы написать свою элегию Ленский у Пушкина (а он, как известно, был пев-

цом романтических грез и туманных далей). Заметна и выраженная преувеличенность эмоций: сердечное движение влюбленного названо «симфонией», мелодия любви превращается в «гремучие напевы», «жар любви» сопровожден двумя усиливающими друг друга эпитетами - «несчастный» и «страдальческий». Сам контраст объекта любви - «милой девы» - и непереносимых мук, которые она вызывает у поэта, вполне типичен для романтической эстетики, где система конфликтов и противоречий развита чрезвычайно сильно. В конце отрывка появляется еще одна значимая для романтической поэзии тема - невы-говариваемости, невыразимости чувства (вспомним Жуковского: «Невыразимое подвластно ль выраженью?», «И лишь молчание понятно говорит»; продолжение легко найти в знаменитом тютчевском стихотворении «Silentium»: «Мысль изреченная есть ложь»).

Понятно, что такое стихотворение мог бы, скорее всего, написать кто-либо из современников Пушкина - Дельвиг, Батюшков, Вяземский, Жуковский [2]. Но в тексте, выбранном для задания, очевидны огрехи художественного вкуса: «переливай в гремучие напевы... жар» - довольно претенциозная, но лишенная внутренней гармоничности строчка; «чтоб весь твой огнь в словах твоих изник» - фонетически крайне тяжеловесный стих без всяких на то семантических оснований. Перед нами явно текст поэта второго ряда - не Пушкина, не Лермонтова, не Жуковского. Согласно условиям задания, точное имя поэта не требовалось - достаточно было охарактеризовать примерный круг возможных авторов. Но в завершение комментария уже можно открыть секрет - это стихотворение Владимира Бенедиктова, когда-то по своей популярности едва ли не превосходившего Пушкина, а сейчас известного лишь историкам литературы. Сегодня его стихи читаются почти как пародии - настолько нарочито, «жирным шрифтом» в них выделены характерные для романтизма композиционные ходы и языковые приемы. Но именно этой проявленностью принципов романтической поэтики его текст и был значим для предложенного финалистам олимпиады по литературе задания.

Коротко прокомментируем принципы выполнения задания и для 11 класса. Текст участникам олимпиады был предложен такой:

Упал на землю солнца красный круг. И над землей, стремительно блистая, Приподнялась зеркальность золотая И в пятнах пепла тлела. Все вокруг Вдруг стало: и - туманисто; и - серо. Стеклянно зеленеет бирюза,

И яркая заяснилась слеза -Алмазная, алмазная Венера.

Выстраивая алгоритм рассуждения, в первую очередь стоит обратить внимание на язык стихотворения: какие слова в нем необычны? какие словосочетания из понятных слов - непонятны? абстрактные или конкретные понятия преобладают? Затем стоит представить себе визуальную картину: перед нами портрет, пейзаж - или предметный ряд условен? о каком времени суток идет речь? какие пространственные объекты попадают в поле зрения? постепенные или внезапные изменения внешнего мира обрисованы в произведении? какие цветовые решения использует поэт? Ответы на эти вопросы подскажут, к какому литературному течению принадлежит стихотворение: это символизм, а автор стихотворения -А. Белый - опознается по маркированным в его тезаурусе словам - «пепел» (название поэтического сборника 1908 г.) и «золотой» (сборник «Золото в лазури» 1904 г.).

Критерии оценки обоих рассмотренных типов заданий учитывают прежде всего способность грамотно вписать предложенное произведение (реальное или вероятное) в четко очерченный литературный контекст, выявить его наиболее значимые стилевые черты, соотнести их с известными ученику стихотворениями. Элемент же «загадки» сохраняет в этой сложной работе интеллектуальную интригу и дает возможность участнику олимпиады сделать свое собственное открытие в литературе.

Библиографический список

1. Всероссийская олимпиада школьников по литературе. 2015-2016 учебный год. Заключительный этап [Электронный ресурс]. - URL: https://slovesmk.org/images/docs/zadaniaolimpliter2015-2016fin/2-tur_zadaniya.pdf

2. Поэты пушкинского круга [Текст] : сборник / сост., биогр. очерки и примеч. В. В. Кунина. - М. : Правда, 1983. - 686 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Vserossijskaja olimpiada shkol'nikov po literature. 2015-2016 uchebnyj god. Zakljuchitel'nyj jetap [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: https://slovesmk.org/images/docs/zadaniaolimpliter2015-2016fin/2-tur_zadaniya.pdf

2. Pojety pushkinskogo kruga [Tekst] : sbornik / sost., biogr. ocherki i primech. V. V. Kunina. - M. : Pravda, 1983. - 686 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.