йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-78-83 УДК 159.9
Сизикова Татьяна Эдуардовна
кандидат психологических наук, доцент
Дураченко Оксана Алексеевна
Новосибирский государственный педагогический университет
tat@ccru.ru, reflexia@mail.ru
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА В РЕФЛЕКСИВНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Постнеклассическая парадигма позволяет по-новому исследовать психологические проблемы клиента. В статье раскрываются два основных принципа, лежащих в основе разработки типологии проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании. Психологическая проблема является сложным плохо структурируемым в формально-логических рамках образованием. В связи с этим, целостный подход является наиболее адекватным. Целостное рассмотрение проблемы строится на двух основных принципах. Принцип динамического равновесия позволяет выделить три состояния психологической проблемы и степень выраженности ее крайностей в отношении друг к другу. Принцип «матрешки» позволяет анализировать взаимосвязанность разных психологических проблем между собой. На основании этого принципа выделено три основных и два дополнительных уровня развития проблем. Переход проблемы с одного уровня на другой наполняет ее новым содержанием и придает новое значение.
Ключевые слова: рефлексия, принцип динамического равновесия, типология психологических проблем, принцип «матрешки», рефлексивное психологическое консультирование.
В настоящее время осуществляется пересмотр ранее исследованных психологических феноменов, в связи с утвердившимися в виде парадигмы постнеклассическими правилами и принципами рассмотрения объектов объективной и субъективной реальностей. К данным принципам относится принцип целостности, в который трансформировался ранее применяемый принцип системности. На основе этого принципа каждая система является целостностью. Другие принципы соподчинены и уточняют, глубже раскрывают данный принцип. На дополняющих принципах, таких как принцип единства исторического и логического и принцип развития, формируются и исследуются новые формы представлений об объекте: нелинейная, матрешечная, фрактальная. В связи с выделенными изменениями мы определились в основаниях для рассмотрения психологических проблем клиента. Среди обозначаемых в науке и практике психологии психологических проблем субъекта мы выделили только те, что формируются и развиваются на основе регрессивной рефлексии, ведущей к «застреванию» в проблемно-сти. Рефлексия отвечает за обнаружение противоречий, их выделение, фиксирование, выстраивание взаимоотношений между ними и выбор решения из возможного. Неправильная работа рефлексии вносит затруднения в жизнь человека, в его способность правильным образом разрешать противоречия. Результаты неправильной работы рефлексии нами были упакованы в типологию, построенную на двух научных принципах: принцип «матрешки» и принцип динамического равновесия.
Цель статьи - раскрыть применение принципа «матрешки» и принципа динамического равновесия в новой типологии психологических проблем, подлежащих рефлексивному психологическому консультированию. Мы структурируем известные
в психологии проблемы клиента, что позволяет исследовать глубинные связи между ними.
Методология. Принцип целостности в постне-классической парадигме является основополагающим для нашего исследования. «Современную онтологию можно назвать философско-научной картиной мира, которая представляет собой целостное видение мира на основе достижений науки» [8]. Вопросы, поднятые в данной статье, имеют логически обоснованные непротиворечивые ответы, ожидающие подтверждения экспериментальными данными.
Метод. Мы применили метод анализа, в основе которого генетическая логика и метод моделирования.
Результаты. Выделены психологические проблемы, подлежащие рефлексивному психологическому консультированию [16]. Каждая проблема рассматривается на основе принципа динамического равновесия. Связь между проблемами раскрывается на основе квантового принципа «матрешки». Данный подход является новым для практической и теоретической психологии.
В психологии разработаны разные типологии проблем клиента (В .В. Макаров [10], А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен [2], Р.С. Немов [11], Р. Кочунас [7], Г.С. Абрамова [1]. В каждой из типологий проблема рассматривается как самостоятельное и фактически независимое образование. Выделяются личностные, мотивационные, целевые, эмоциональные, когнитивные, возрастные детерминанты проблемы, но взаимосвязанность и то как из одной проблемы рождается другая проблема при определенных условиях, исследуется в редких случаях. В анамнезе проблемы указывается время ее существования, динамика развития, но не обозначается, что изначально была одна проблема и из нее выросла другая. Такое выделение
78
Вестник КГУ 2019
© Сизикова Т.Э., Дураченко О.А., 2019
является важным, так как конкретизирует работу психолога в определенном направлении, которое в силу своей структурированности оптимизирует взаимодействие психолога и клиента. Психологические проблемы рассматриваются нами целостно, как единое поле, имеющее свою структуру, в основе которой два принципа: принцип «матрешки» и принцип динамического равновесия.
Принцип «матрешки» отражает «возможность свертывания и развертывания виртуальных и константных реальностей друг в друга» [12]. В некоторых случаях этот принцип имеет другое название - принцип вложенности и иерархии, подразумевающий, что «сложные системы включают в себя элементы-системы и управляют ими. Иерархическая связь осуществляется по принципу матрешек - один уровень входит в другой как его составная часть, и это возможно, так как элементы изоморфны по строению, что позволяет им взаимодействовать с минимальными затратами энергии. Из этого принципа следует закономерность существования критических уровней систем, что ведет к принципу квантования (квант - мельчайшая порция)» [8].
Мельчайшими частицами в целостном представлении о проблемах клиента являются три взаимосвязанные между собой проблемы: исключительности; категоричности; нормы, принципа, правила. Путем квантования разных проблем клиентов мы приходим к этим проблемам, как основополагающим. Но они являются результатом выбора, следовательно, выбор есть проблема и, именно, проблема выбора является той частицей, которая обнаруживает себя во всех проблемах. Данное понимание и структурирование относятся к субстратному подходу, в последние годы поддерживаемому в психологии. Истоки выбора как проблемы лежат в духовном слое человека, его личностной мифологеме. И, в то же самое время, личностная мифологема раскрывается и развивается на основе выбора. В данном случае мы встречаемся с вопросом о первичности: выбор или мифологема. Ответ на этот вопрос нами не сформирован, что не мешает рассматривать проблему выбора как «квант», «субстрат» психологического поля проблем. Истоки исследования проблемы выбора в философии и экзистенциальной психологии и психотерапии [19].
Принцип «матрешки» предполагает наличие уровней. В психологическом поле проблем мы выделили три базовых уровня и два вторичных, сопутствующих, окрашивающих и усиливающих проблемы базовых уровней. К первому базовому уровню мы относим проблемы категоричности; исключительности; правила, принципа и нормы. На втором уровне эти проблемы выступают уже как проблемы жизни и смерти; свободы и ответственности. На третьем уровне данные проблемы трансформируются в проблемы приобретения опыта и проблемы власти.
Все три базовых уровня «окутаны» проблемами двух вторичных уровней: проблемы любви и страдания на одном уровне и проблемы смысла и значения на другом уровне. Вторичные уровни - это, с одной стороны, основа для проявления проблем базовых уровней, с другой стороны, производные базовых уровней, поддерживающих силу, длительность, глубину и психологическую экспансию проблем базовых уровней. Проблемы вторичных уровней - это проблемы актуального конфликта в межличностных отношениях любви, дружбы, вражды и подобного. Они проявляются в виде нарушения ролевого поведения и сопровождаются переживанием разрушающих благополучие эмоций - обидой, гневом, местью и другими. Эти проблемы более поддаются изменению под воздействием воли и намерения клиента по сравнению с проблемами базовых уровней. В консультировании проблемы третьего базового уровня, как и проблемы вторичных уровней, лежат как бы на поверхности. До проблем первого базового уровня необходимо проделать путь исследования и самоисследования, постепенно счищая слой за слоем. В таком действии принцип «матрешки» является направляющим.
Структура, выстроенная по принципу «матрешки», дает ориентиры в поиске истоков проблемы и путях ее разрешения. Зарождение и развитие проблемы идет от первого уровня к третьему, а ее разрешение, наоборот, от третьего к первому.
Предложенная структура целостности проблемного поля соответствует возрастным особенностям формирования индивидуальности, нравственности и социализации [13]. Первый базовый уровень охватывает возраст до 5 лет, второй - до 7 лет и третий - до 10 лет. Например, при деструктивном решении вопроса исключительности в 3-5 лет, когда в рефлексии ребенок принял разные решения: о своей бесполезности, неумении выполнять требования и соответствовать социальным ожиданиям, исключительность становится проблемой, поддерживаемой категоричностью в отношениях, нарушением норм и правил в поведении. Впоследствии, категоричность из категории средств переходит в категорию проблемы. Тоже самое происходит с усвоением норм и правил, формирования принципов. От 5 до 7 лет решаются вопросы жизни и смерти, свободы и ответственности. При проблемности исключительности, категоричности и усвоения норм, правил, вопросы этого возраста приобретут проблемную окраску, и ребенок не сможет правильно, в соответствии с культурными нормами, и конструктивно разрешить эти вопросы. К 10 годам это приведет к закреплению в его «картине мира» и поведении борьбы за свободу и независимость во вне, либо подавление этой борьбы внутри. Данное проявит себя в обученной беспомощности, что является оборотной стороной власти, либо в открытой борьбе за власть.
Приведенный пример показывает логические связи между уровнями проблем. Уровни соответствуют психологическим вопросам, решаемым в определенные возрастные периоды. Проблематичное разрешение ведет к тому или иному уровню проблем. В приведенном примере, мы описали путь от первого уровня до третьего.
Принцип динамического равновесия в вертикальной структуре означает неоднородность по определенным критериям степени проблемности разных уровней. Проблемность имеет характеристики глубины, широты (экспансии), силы и времени. В связи в социальностью личности, каждый уровень проблем может быть глубоким, охватывать большинство сторон жизни человека, иметь внутреннюю силу, создавая напряженность и быть длительным во времени (вплоть до протяженности в течение всей жизни). Также может быть не глу -боким, локальным, легким и коротким. В общей картине уровней могут быть выделены разные варианты их проявления по этим характеристикам. Например, под влиянием социальных условий каждый уровень проблем по силе, глубине, широте и времени может быть противоположен другим уровням. Например, ребенок вопросы исключительности в соответствующий возрастной период решил со слабой степенью проблемности, а вопросы жизни и смерти, в другой возрастной период, с высокой степенью и, как следствие, вопросы власти и обретения опыта, могут быть скрытыми по своей высокой проблемности, в соответствующий возрастной период и далее. В зависимости от того, на каком уровне проблем наивысшая глубина, сила, широта и длительность проблемности, распределяются виды профессиональной помощи: консультирование, психокоррекция, психотерапия и поддержка развивающейся личности. В целом, для проблем психологического консультирования характерен гомеостаз проблемного поля. Под полем мы понимаем распределенную динамическую систему, обладающую бесконечным числом степеней свободы и обозримую в границах точек колебаний психических состояний. Нарушение работы принципа динамического равновесия разрушает систему проблем, работу ее элементарных единиц [17], образуется новая система, подлежащая не консультативным видам психологической помощи.
На основе принципа динамического равновесия, в горизонтальной плоскости проблем, выделяются крайние проявления проблемы. Крайними точками в проблеме выбора являются невозможность совершить выбор и проскальзывание выбора. Для человека выбор - это момент максимальной степени неопределенности, в котором ничего нельзя знать заранее и в котором все дано. Состояние выбора проживается не как собственно выбор между двумя или несколькими предметами, образами действия и т.д. (в этой ситуации выбор
предопределен предложенными / заданными образами, установками, нормами), а как выбор экзистенциальный - выбор самого себя по отношению к самому себе. Такой выбор как срединная точка требует расщепления самого себя и собирания вновь, но уже иного, движущегося в ином направлении. Человек в состоянии выбора сталкивается с колоссальным напряжением собственных сил деяния - не деяния и объективной необходимостью завершения процесса изменения самого себя.
В проблеме принципа, нормы, правила - сокращенно называем ее проблемой принципа -крайними выражениями являются: неадекватная защита принципа и отсутствие принципа, обозначаемая как беспринципность. В проблеме принципа всегда есть требование изменения другого, а не самого себя и разочарование, если ожидаемое не происходит. Человеческая потребность в самоактуализации, полноценном функционировании, саморазвитии реализуется в выборе и, реализуясь в определенном направлении жизненного пути самого человека, обрастает нормами, правилами, принципами, которые в свою очередь становятся основанием самореализации. Постепенно присвоенные принципы, нормы, правила подменяют исходный экзистенциальный выбор. Принцип, порожденный выбором, выступает теперь в роли условия, причины существования, и отстаивание собственных принципов есть отстаивание своего существования. Срединная точка данной проблемы раскрывается во множестве притч, где мудрец не идет против всех, он безоценочен, у него нет шкалы, от которой можно было бы оттолкнуться. Отношения мудреца - это отношения любви к обществу, а не воспитания его.
В проблеме категоричности психологическая реальность колеблется между конформизмом и ригидностью. Категоричность в виде «третьего не дано» является «неотъемлемой составляющей нашей жизни и проявляет себя как способность принимать решения - отказываться от возможностей, осознанно или неосознанно, мужественно или потакая своим прихотям, на волевом усилии или импульсивно» [3, с. 150]. Как бы ни принималось решение, само решение категорично в силу выбора одного из множества альтернатив. Любое решение содержит в себе отказ от этого множества альтернатив. В этом смысле и конформизм, и ригидность в проблеме категоричности проявляются как неспособность человека принимать решения и брать на себя ответственность. И конформизм, и ригидность - крайние точки отказа от себя трансценди-рующего, от непрерывного усилия, направленного на преодоление себя ставшего. Промежуточное состояние, приводящее в процессе развития к данным крайним проявлениям, сводится к избеганию, промедлению принятия решения или его осуществления.
80
Вестник КГУ 2019
Для проблемы исключительности крайними выражениями являются нарциссизм и нарушение идентичности. Срединная точка - формирование идентичности как внутренней тождественности самому себе [6; 9]. Сформированность идентичности наблюдается к периоду юности, однако и после этого возраста встречается возвращение некоторых форм кризиса идентичности, которое выступает как проблема исключительности. Нарцисс нуждается в частых подтверждениях своей исключительности, зрителях для демонстрации своего превосходства; он психологически глух к критическим замечаниям, склонен к обвинениям других людей, что приводит к затруднениям и конфликтам в социальных отношениях. Люди для нарциссических личностей - это средство, подтверждающее собственную исключительность. Скрытой сильной формой проявлений проблемы исключительности является аутистизм. В потребност-ной сфере такого человека сочетаются две противоположно направленные тенденции - потребность быть принятым и понятым другими и потребность быть не понимаемым и тем самым особым. Одной из особенностей аутистизма является малая выраженность осознания эмоций, желаний, интересов других людей и в целом их существования.
При проблемах жизни и смерти отношение человека к этим вопросам меняется в рамках стратегий избегания и стремления. Страх перед смертью естественное и, как не парадоксально, полезное в определенном смысле чувство. Оно предупреждает о надвигающейся опасности, служит защитой, удерживая от поступков и действий, опасных для жизни, и в целом, сохраняет человеческий род. Однако страх может действовать угнетающе и вместо того, чтобы остерегаться какой-то опасности, человек начинает бояться всего. Тревога смерти рассматривается в рамках экзистенционализма, страх смерти - в психотерапии. В проблеме жизни и смерти можно говорить о разных вариантах сочетания страха и стремления - страх жить, поэтому стремление умереть, и страх умереть, поэтому стремление жить. Срединной точкой вопросов жизни и смерти является спокойное отношение к жизни и смерти, не нарушающее ритма жизни и позитивного к ней отношения.
Проблема свободы и ответственности в консультировании занимает пространство между безграничностью свободы и ее детерминированностью, между гиперответственностью и безответственностью. Срединное положение можно выразить словами Б. Спинозы, что свобода - это познанная необходимость [18]. В жизни наблюдается повсеместное наличие ограничений и желание человека быть свободным. Часть ограничений объективно непреодолимы (физические, физиологические, социальные законы и т.д.). Для человека преодоление любых ограничений есть акт свободы, ее собственное бытие. Однако преодоление
естественных ограничений влечет деструктивные последствия. Следовательно, необходимо разграничивать ограничения, которые преодолевать нежелательно, и те, преодоление которых есть акт свободы - препятствия в достижении целей, в реализации представлений о том, какой должна быть жизнь. В этом контексте неизбежно встает вопрос об ответственности и разной степени ее проявления - от гиперответственности до безответственности, через срединное состояние - ответственность за свои мысли, действия, поступки.
В проблеме приобретения опыта обнаруживаются крайние точки как обученная беспомощность в виде неосознаваемого манипулирования и манипулирование осознанное и целенаправленное. Манипулирование направлено на использование интересов других и их ущемление с целью достижения своих интересов субъектом.
Проблема власти имеет свои крайние, предельные выражения как насилие и безропотное подчинение. Приобретение опыта взаимодействия с другими в детстве - это первый опыт власти, который разовьется в разные способы и формы поведения. Различение «власть / не власть» - очень тонкое, способное выявить свои границы только в более позднем возрасте, когда появляется первичное, фрагментарное осознавание ребенком отношений и себя в этих отношениях. В своих крайних проявлениях власть может устанавливаться любыми способами: «сверху» через самоутверждение, нахождение слабых мест в людях и манипулирование ими, одалживание и т.д., и «снизу» через хитрость, игру в беспомощность, не исполнение обещаний. Власть блокирует рефлексию, ее развитие. Освоение ребенком конструктивных способов согласования своих интересов с интересами других людей дает опыт самодостаточности [14; 15].
Вторичные уровни проблем. В проблеме любви и страдания колебания психической реальности человека лежат между привязанностью и высшей степенью привязанности - страсти [4]. Проблема смысла и значения, ее серединное состояние расположено между двумя крайностями - обессмысливанием и неадеватностью смыслов и значений [5].
Обращение клиента к психологу за помощью в решении проблем вторичных уровней как проявление неспособности решать данные проблемы самостоятельно является свидетельством того, что клиент встретился со своей проблемой на глубинном уровне и базовых уровнях.
Заключение. Таким образом, типология проблем, разработанная Т. Э. Сизиковой, строится на двух принципах: принцип «матрешки» и принцип динамического равновесия. Эти принципы в типологии проблем позволяют учитывать онто-фило-генетические особенности развития субъекта, создают условия для прогнозирования развития проблемы, на основе структуры выделять при-
чинно-следственные связи. Принцип «матрешки» лежит в основе вертикальной структуры проблемного поля. С помощью него раскрываются связи между уровнями проблем. Принцип динамического равновесия является основой горизонтальной и вертикальной структур проблемного поля. Раскрытие колебания крайностей развития проблемы и влияния на другие проблемы в системе целостности проблемного поля субъекта осуществляется на основе этих двух принципов.
Библиографический список
1. АбрамоваГ.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. - М.: Академия, 2000. - 240 с.
2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия / А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. -М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 272 с.
3. Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Категория «отношение» в психологии в свете парадигмаль-ной динамики науки // Мир психологии. - 2011. -№ 4. - С. 14-31.
4. Ильин Е.П. Психология любви. - СПб.: Питер, 2016. - 550 с.
5. Карпунькина Т.Н. Психологические векторы бессмысленности и отчуждения в жизни подростков // Сибирский психологический журнал. -2015. - № 57. - С. 133-140.
6. Клочко В.Е. Личностная идентичности и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс // Вестник Томского государственного университета. - 2009. -№ 324. - С. 333-336.
7. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Акад. проект, 1999. - 240 с.
8. Ланцев И.А. Научные основы квантовой парадигмы и философия Аристотеля // Electronic journal «Биокосмология (Biocosmology) - neo-Aristotelism». - 2011. - № 1 (2/3). - С. 293-309.
9. Лукьянов О.В. Помогающие терапевтические практики: действия клиента, действия терапевта и эффекты, способствующие терапевтическому процессу // Сибирский психологический журнал. -2015. - № 57. - С. 50-68.
10. Макаров В.В. Психотерапия нового века. -М.: Акад. проект, 2001. - 496 с.
11. Немов Р.С. Основы психологического кон -сультирования. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 528 с.
12. Носов Н. А. Принцип матрешки: Словарь виртуальных терминов. Национальная философская энциклопедия [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terme.ru/termin/princip-matreshki. html (дата обращения: 17.03.2019).
13. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2016. - 320 с.
14. Реут Д.В. О способе существования человека / человечества в свете новой онтологии // Мир психологии. - 2012. - № 3. - С. 94-103.
15. Реут Д.В. Человек как принцип самоорганизации социальной структуры // Мир психологии. - 2011. - № 2. - С. 84-91.
16. Сизикова Т.Э. Рефлексивное психологическое консультирование. Ч. 2: Теория рефлексивного психологического консультирования. - Н-ск: НГПУ, 2017. - 518 с.
17. Сизикова Т.Э. Элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - № 2. - С. 81-86.
18. Спиноза Б. Этика. - М.: Азбука, 2012. - 352 с.
19. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 579 с.
References
1. Abramova G.S. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: Teoriya i opyt. - M.: Akademiya, 2000. - 240 s.
2. Blazer A. Problemno-orientirovannaya psihoterapiya / A. Blazer, E. Hajm, H. Ringer, M. Tommen. - M.: Nezavisimaya firma «Klass», 1998. - 272 s.
3. Galazhinskij E.V., Klochko УЕ. Kategoriya «otnoshenie» v psihologii v svete paradigmal'noj dinamiki nauki // Mir psihologii. - 2011. - № 4. -S. 14-31.
4. Il'in Е.Р. Psihologiya lyubvi. - SPb.: Piter, 2016. - 550 s.
5. Karpun'kina T.N. Psihologicheskie vektory bessmyslennosti i otchuzhdeniya v zhizni podrostkov // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. - 2015. - № 57. -S. 133-140.
6. Klochko VE. Lichnostnaya identichnosti i problemaustojchivosti chelovekav menyayushchemsya mire: sistemno-antropologicheskij rakurs // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. -№ 324. - S. 333-336.
7. Kochunas R. Osnovy psihologicheskogo konsul'tirovaniya. - M.: Akad. proekt, 1999. - 240 s.
8. Lancev I.A. Nauchnye osnovy kvantovoj paradigmy i filosofiya Aristotelya // Electronic journal «Biokosmologiya (Biocosmology) - neo-Aristotelism». - 2011. - № 1 (2/3). - S. 293-309.
9.Luk'yanov O.V.Pomogayushchie terapevticheskie praktiki: dejstviya klienta, dejstviya terapevta i effekty, sposobstvuyushchie terapevticheskomu processu // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. - 2015. - № 57. -S. 50-68.
10. Makarov V.V. Psihoterapiya novogo veka. -M.: Akad. proekt, 2001. - 496 s.
11. Nemov R.S. Osnovy psihologicheskogo konsul'tirovaniya. - M.: VLADOS, 1999. - 528 s.
12. Nosov N.A. Princip matreshki: Slovar' virtual'nyh terminov. Nacional'naya filosofskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://terme.ru/termin/princip-matreshki.html (data obrashcheniya: 17.03.2019).
Вестник КГУ 2019
82
13. Regush L.A. Problemy psihicheskogo razvitiya i ih preduprezhdenie (ot rozhdeniya do pozhilogo vozrasta). - SPb.: Rech', 2016. - 320 s.
14. Reut D.V. O sposobe sushchestvovaniya cheloveka / chelovechestva v svete novoj ontologii // Mir psihologii. - 2012. - № 3. - S. 94-103.
15. Reut D.V. CHelovek kak princip samoorganizacii social'noj struktury // Mir psihologii. - 2011. - № 2. - S. 84-91.
16. Sizikova T.E. Refleksivnoe psihologicheskoe konsul'tirovanie. CH. 2: Teoriya refleksivnogo
psihologicheskogo konsul'tirovaniya. - N-sk: NGPU, 2017. - 518 s.
17. Sizikova T.E. Elementarnye edinicy refleksivnogo psihologicheskogo konsul'tirovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 2. - S. 81-86.
18. Spinoza B. Etika. - M.: Azbuka, 2012. - 352 s.
19. YAlom I.D. Ekzistencial'naya psihoterapiya. -M.: Nezavisimaya firma «Klass», 1999. - 579 s.