Научная статья на тему 'Принципы систематизации психологических проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании'

Принципы систематизации психологических проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПРИНЦИП ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ / ТИПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / ПРИНЦИП "МАТРЕШКИ" / РЕФЛЕКСИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / REFLECTION / DYNAMIC EQUILIBRIUM PRINCIPLE / TYPOLOGY OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / "NESTING DOLL" PRINCIPLE / REFLEXIVE PSYCHOLOGICAL COUNSELLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизикова Татьяна Эдуардовна, Дураченко Оксана Алексеевна

Постнеклассическая парадигма позволяет по-новому исследовать психологические проблемы клиента. В статье раскрываются два основных принципа, лежащих в основе разработки типологии проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании. Психологическая проблема является сложным плохо структурируемым в формально-логических рамках образованием. В связи с этим, целостный подход является наиболее адекватным. Целостное рассмотрение проблемы строится на двух основных принципах. Принцип динамического равновесия позволяет выделить три состояния психологической проблемы и степень выраженности ее крайностей в отношении друг к другу. Принцип «матрешки» позволяет анализировать взаимосвязанность разных психологических проблем между собой. На основании этого принципа выделено три основных и два дополнительных уровня развития проблем. Переход проблемы с одного уровня на другой наполняет ее новым содержанием и придает новое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сизикова Татьяна Эдуардовна, Дураченко Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of systematisation of customer's psychological issues in reflexive psychological advice

The post-non-classical paradigm allows exploring the client's psychological problems in a new way. The article reveals two basic principles underlying the development of a typology of client problems in reflexive psychological counselling. The psychological problem is a complex formation that is poorly structured in a formal-logical framework. In this regard, a holistic approach is the most adequate. Holistic consideration of the problem is based on two basic principles. The principle of dynamic equilibrium allows distinguishing three states of a psychological problem and the degree of its extremes in relation to each other. The "nesting doll" principle allows analysing the interrelatedness of various psychological problems among themselves. Based on this principle, there are three main and two additional levels of development of problems. Transition of one problem from one level to another fills it with new content and gives new meaning.

Текст научной работы на тему «Принципы систематизации психологических проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-78-83 УДК 159.9

Сизикова Татьяна Эдуардовна

кандидат психологических наук, доцент

Дураченко Оксана Алексеевна

Новосибирский государственный педагогический университет

tat@ccru.ru, reflexia@mail.ru

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА В РЕФЛЕКСИВНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Постнеклассическая парадигма позволяет по-новому исследовать психологические проблемы клиента. В статье раскрываются два основных принципа, лежащих в основе разработки типологии проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании. Психологическая проблема является сложным плохо структурируемым в формально-логических рамках образованием. В связи с этим, целостный подход является наиболее адекватным. Целостное рассмотрение проблемы строится на двух основных принципах. Принцип динамического равновесия позволяет выделить три состояния психологической проблемы и степень выраженности ее крайностей в отношении друг к другу. Принцип «матрешки» позволяет анализировать взаимосвязанность разных психологических проблем между собой. На основании этого принципа выделено три основных и два дополнительных уровня развития проблем. Переход проблемы с одного уровня на другой наполняет ее новым содержанием и придает новое значение.

Ключевые слова: рефлексия, принцип динамического равновесия, типология психологических проблем, принцип «матрешки», рефлексивное психологическое консультирование.

В настоящее время осуществляется пересмотр ранее исследованных психологических феноменов, в связи с утвердившимися в виде парадигмы постнеклассическими правилами и принципами рассмотрения объектов объективной и субъективной реальностей. К данным принципам относится принцип целостности, в который трансформировался ранее применяемый принцип системности. На основе этого принципа каждая система является целостностью. Другие принципы соподчинены и уточняют, глубже раскрывают данный принцип. На дополняющих принципах, таких как принцип единства исторического и логического и принцип развития, формируются и исследуются новые формы представлений об объекте: нелинейная, матрешечная, фрактальная. В связи с выделенными изменениями мы определились в основаниях для рассмотрения психологических проблем клиента. Среди обозначаемых в науке и практике психологии психологических проблем субъекта мы выделили только те, что формируются и развиваются на основе регрессивной рефлексии, ведущей к «застреванию» в проблемно-сти. Рефлексия отвечает за обнаружение противоречий, их выделение, фиксирование, выстраивание взаимоотношений между ними и выбор решения из возможного. Неправильная работа рефлексии вносит затруднения в жизнь человека, в его способность правильным образом разрешать противоречия. Результаты неправильной работы рефлексии нами были упакованы в типологию, построенную на двух научных принципах: принцип «матрешки» и принцип динамического равновесия.

Цель статьи - раскрыть применение принципа «матрешки» и принципа динамического равновесия в новой типологии психологических проблем, подлежащих рефлексивному психологическому консультированию. Мы структурируем известные

в психологии проблемы клиента, что позволяет исследовать глубинные связи между ними.

Методология. Принцип целостности в постне-классической парадигме является основополагающим для нашего исследования. «Современную онтологию можно назвать философско-научной картиной мира, которая представляет собой целостное видение мира на основе достижений науки» [8]. Вопросы, поднятые в данной статье, имеют логически обоснованные непротиворечивые ответы, ожидающие подтверждения экспериментальными данными.

Метод. Мы применили метод анализа, в основе которого генетическая логика и метод моделирования.

Результаты. Выделены психологические проблемы, подлежащие рефлексивному психологическому консультированию [16]. Каждая проблема рассматривается на основе принципа динамического равновесия. Связь между проблемами раскрывается на основе квантового принципа «матрешки». Данный подход является новым для практической и теоретической психологии.

В психологии разработаны разные типологии проблем клиента (В .В. Макаров [10], А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен [2], Р.С. Немов [11], Р. Кочунас [7], Г.С. Абрамова [1]. В каждой из типологий проблема рассматривается как самостоятельное и фактически независимое образование. Выделяются личностные, мотивационные, целевые, эмоциональные, когнитивные, возрастные детерминанты проблемы, но взаимосвязанность и то как из одной проблемы рождается другая проблема при определенных условиях, исследуется в редких случаях. В анамнезе проблемы указывается время ее существования, динамика развития, но не обозначается, что изначально была одна проблема и из нее выросла другая. Такое выделение

78

Вестник КГУ 2019

© Сизикова Т.Э., Дураченко О.А., 2019

является важным, так как конкретизирует работу психолога в определенном направлении, которое в силу своей структурированности оптимизирует взаимодействие психолога и клиента. Психологические проблемы рассматриваются нами целостно, как единое поле, имеющее свою структуру, в основе которой два принципа: принцип «матрешки» и принцип динамического равновесия.

Принцип «матрешки» отражает «возможность свертывания и развертывания виртуальных и константных реальностей друг в друга» [12]. В некоторых случаях этот принцип имеет другое название - принцип вложенности и иерархии, подразумевающий, что «сложные системы включают в себя элементы-системы и управляют ими. Иерархическая связь осуществляется по принципу матрешек - один уровень входит в другой как его составная часть, и это возможно, так как элементы изоморфны по строению, что позволяет им взаимодействовать с минимальными затратами энергии. Из этого принципа следует закономерность существования критических уровней систем, что ведет к принципу квантования (квант - мельчайшая порция)» [8].

Мельчайшими частицами в целостном представлении о проблемах клиента являются три взаимосвязанные между собой проблемы: исключительности; категоричности; нормы, принципа, правила. Путем квантования разных проблем клиентов мы приходим к этим проблемам, как основополагающим. Но они являются результатом выбора, следовательно, выбор есть проблема и, именно, проблема выбора является той частицей, которая обнаруживает себя во всех проблемах. Данное понимание и структурирование относятся к субстратному подходу, в последние годы поддерживаемому в психологии. Истоки выбора как проблемы лежат в духовном слое человека, его личностной мифологеме. И, в то же самое время, личностная мифологема раскрывается и развивается на основе выбора. В данном случае мы встречаемся с вопросом о первичности: выбор или мифологема. Ответ на этот вопрос нами не сформирован, что не мешает рассматривать проблему выбора как «квант», «субстрат» психологического поля проблем. Истоки исследования проблемы выбора в философии и экзистенциальной психологии и психотерапии [19].

Принцип «матрешки» предполагает наличие уровней. В психологическом поле проблем мы выделили три базовых уровня и два вторичных, сопутствующих, окрашивающих и усиливающих проблемы базовых уровней. К первому базовому уровню мы относим проблемы категоричности; исключительности; правила, принципа и нормы. На втором уровне эти проблемы выступают уже как проблемы жизни и смерти; свободы и ответственности. На третьем уровне данные проблемы трансформируются в проблемы приобретения опыта и проблемы власти.

Все три базовых уровня «окутаны» проблемами двух вторичных уровней: проблемы любви и страдания на одном уровне и проблемы смысла и значения на другом уровне. Вторичные уровни - это, с одной стороны, основа для проявления проблем базовых уровней, с другой стороны, производные базовых уровней, поддерживающих силу, длительность, глубину и психологическую экспансию проблем базовых уровней. Проблемы вторичных уровней - это проблемы актуального конфликта в межличностных отношениях любви, дружбы, вражды и подобного. Они проявляются в виде нарушения ролевого поведения и сопровождаются переживанием разрушающих благополучие эмоций - обидой, гневом, местью и другими. Эти проблемы более поддаются изменению под воздействием воли и намерения клиента по сравнению с проблемами базовых уровней. В консультировании проблемы третьего базового уровня, как и проблемы вторичных уровней, лежат как бы на поверхности. До проблем первого базового уровня необходимо проделать путь исследования и самоисследования, постепенно счищая слой за слоем. В таком действии принцип «матрешки» является направляющим.

Структура, выстроенная по принципу «матрешки», дает ориентиры в поиске истоков проблемы и путях ее разрешения. Зарождение и развитие проблемы идет от первого уровня к третьему, а ее разрешение, наоборот, от третьего к первому.

Предложенная структура целостности проблемного поля соответствует возрастным особенностям формирования индивидуальности, нравственности и социализации [13]. Первый базовый уровень охватывает возраст до 5 лет, второй - до 7 лет и третий - до 10 лет. Например, при деструктивном решении вопроса исключительности в 3-5 лет, когда в рефлексии ребенок принял разные решения: о своей бесполезности, неумении выполнять требования и соответствовать социальным ожиданиям, исключительность становится проблемой, поддерживаемой категоричностью в отношениях, нарушением норм и правил в поведении. Впоследствии, категоричность из категории средств переходит в категорию проблемы. Тоже самое происходит с усвоением норм и правил, формирования принципов. От 5 до 7 лет решаются вопросы жизни и смерти, свободы и ответственности. При проблемности исключительности, категоричности и усвоения норм, правил, вопросы этого возраста приобретут проблемную окраску, и ребенок не сможет правильно, в соответствии с культурными нормами, и конструктивно разрешить эти вопросы. К 10 годам это приведет к закреплению в его «картине мира» и поведении борьбы за свободу и независимость во вне, либо подавление этой борьбы внутри. Данное проявит себя в обученной беспомощности, что является оборотной стороной власти, либо в открытой борьбе за власть.

Приведенный пример показывает логические связи между уровнями проблем. Уровни соответствуют психологическим вопросам, решаемым в определенные возрастные периоды. Проблематичное разрешение ведет к тому или иному уровню проблем. В приведенном примере, мы описали путь от первого уровня до третьего.

Принцип динамического равновесия в вертикальной структуре означает неоднородность по определенным критериям степени проблемности разных уровней. Проблемность имеет характеристики глубины, широты (экспансии), силы и времени. В связи в социальностью личности, каждый уровень проблем может быть глубоким, охватывать большинство сторон жизни человека, иметь внутреннюю силу, создавая напряженность и быть длительным во времени (вплоть до протяженности в течение всей жизни). Также может быть не глу -боким, локальным, легким и коротким. В общей картине уровней могут быть выделены разные варианты их проявления по этим характеристикам. Например, под влиянием социальных условий каждый уровень проблем по силе, глубине, широте и времени может быть противоположен другим уровням. Например, ребенок вопросы исключительности в соответствующий возрастной период решил со слабой степенью проблемности, а вопросы жизни и смерти, в другой возрастной период, с высокой степенью и, как следствие, вопросы власти и обретения опыта, могут быть скрытыми по своей высокой проблемности, в соответствующий возрастной период и далее. В зависимости от того, на каком уровне проблем наивысшая глубина, сила, широта и длительность проблемности, распределяются виды профессиональной помощи: консультирование, психокоррекция, психотерапия и поддержка развивающейся личности. В целом, для проблем психологического консультирования характерен гомеостаз проблемного поля. Под полем мы понимаем распределенную динамическую систему, обладающую бесконечным числом степеней свободы и обозримую в границах точек колебаний психических состояний. Нарушение работы принципа динамического равновесия разрушает систему проблем, работу ее элементарных единиц [17], образуется новая система, подлежащая не консультативным видам психологической помощи.

На основе принципа динамического равновесия, в горизонтальной плоскости проблем, выделяются крайние проявления проблемы. Крайними точками в проблеме выбора являются невозможность совершить выбор и проскальзывание выбора. Для человека выбор - это момент максимальной степени неопределенности, в котором ничего нельзя знать заранее и в котором все дано. Состояние выбора проживается не как собственно выбор между двумя или несколькими предметами, образами действия и т.д. (в этой ситуации выбор

предопределен предложенными / заданными образами, установками, нормами), а как выбор экзистенциальный - выбор самого себя по отношению к самому себе. Такой выбор как срединная точка требует расщепления самого себя и собирания вновь, но уже иного, движущегося в ином направлении. Человек в состоянии выбора сталкивается с колоссальным напряжением собственных сил деяния - не деяния и объективной необходимостью завершения процесса изменения самого себя.

В проблеме принципа, нормы, правила - сокращенно называем ее проблемой принципа -крайними выражениями являются: неадекватная защита принципа и отсутствие принципа, обозначаемая как беспринципность. В проблеме принципа всегда есть требование изменения другого, а не самого себя и разочарование, если ожидаемое не происходит. Человеческая потребность в самоактуализации, полноценном функционировании, саморазвитии реализуется в выборе и, реализуясь в определенном направлении жизненного пути самого человека, обрастает нормами, правилами, принципами, которые в свою очередь становятся основанием самореализации. Постепенно присвоенные принципы, нормы, правила подменяют исходный экзистенциальный выбор. Принцип, порожденный выбором, выступает теперь в роли условия, причины существования, и отстаивание собственных принципов есть отстаивание своего существования. Срединная точка данной проблемы раскрывается во множестве притч, где мудрец не идет против всех, он безоценочен, у него нет шкалы, от которой можно было бы оттолкнуться. Отношения мудреца - это отношения любви к обществу, а не воспитания его.

В проблеме категоричности психологическая реальность колеблется между конформизмом и ригидностью. Категоричность в виде «третьего не дано» является «неотъемлемой составляющей нашей жизни и проявляет себя как способность принимать решения - отказываться от возможностей, осознанно или неосознанно, мужественно или потакая своим прихотям, на волевом усилии или импульсивно» [3, с. 150]. Как бы ни принималось решение, само решение категорично в силу выбора одного из множества альтернатив. Любое решение содержит в себе отказ от этого множества альтернатив. В этом смысле и конформизм, и ригидность в проблеме категоричности проявляются как неспособность человека принимать решения и брать на себя ответственность. И конформизм, и ригидность - крайние точки отказа от себя трансценди-рующего, от непрерывного усилия, направленного на преодоление себя ставшего. Промежуточное состояние, приводящее в процессе развития к данным крайним проявлениям, сводится к избеганию, промедлению принятия решения или его осуществления.

80

Вестник КГУ 2019

Для проблемы исключительности крайними выражениями являются нарциссизм и нарушение идентичности. Срединная точка - формирование идентичности как внутренней тождественности самому себе [6; 9]. Сформированность идентичности наблюдается к периоду юности, однако и после этого возраста встречается возвращение некоторых форм кризиса идентичности, которое выступает как проблема исключительности. Нарцисс нуждается в частых подтверждениях своей исключительности, зрителях для демонстрации своего превосходства; он психологически глух к критическим замечаниям, склонен к обвинениям других людей, что приводит к затруднениям и конфликтам в социальных отношениях. Люди для нарциссических личностей - это средство, подтверждающее собственную исключительность. Скрытой сильной формой проявлений проблемы исключительности является аутистизм. В потребност-ной сфере такого человека сочетаются две противоположно направленные тенденции - потребность быть принятым и понятым другими и потребность быть не понимаемым и тем самым особым. Одной из особенностей аутистизма является малая выраженность осознания эмоций, желаний, интересов других людей и в целом их существования.

При проблемах жизни и смерти отношение человека к этим вопросам меняется в рамках стратегий избегания и стремления. Страх перед смертью естественное и, как не парадоксально, полезное в определенном смысле чувство. Оно предупреждает о надвигающейся опасности, служит защитой, удерживая от поступков и действий, опасных для жизни, и в целом, сохраняет человеческий род. Однако страх может действовать угнетающе и вместо того, чтобы остерегаться какой-то опасности, человек начинает бояться всего. Тревога смерти рассматривается в рамках экзистенционализма, страх смерти - в психотерапии. В проблеме жизни и смерти можно говорить о разных вариантах сочетания страха и стремления - страх жить, поэтому стремление умереть, и страх умереть, поэтому стремление жить. Срединной точкой вопросов жизни и смерти является спокойное отношение к жизни и смерти, не нарушающее ритма жизни и позитивного к ней отношения.

Проблема свободы и ответственности в консультировании занимает пространство между безграничностью свободы и ее детерминированностью, между гиперответственностью и безответственностью. Срединное положение можно выразить словами Б. Спинозы, что свобода - это познанная необходимость [18]. В жизни наблюдается повсеместное наличие ограничений и желание человека быть свободным. Часть ограничений объективно непреодолимы (физические, физиологические, социальные законы и т.д.). Для человека преодоление любых ограничений есть акт свободы, ее собственное бытие. Однако преодоление

естественных ограничений влечет деструктивные последствия. Следовательно, необходимо разграничивать ограничения, которые преодолевать нежелательно, и те, преодоление которых есть акт свободы - препятствия в достижении целей, в реализации представлений о том, какой должна быть жизнь. В этом контексте неизбежно встает вопрос об ответственности и разной степени ее проявления - от гиперответственности до безответственности, через срединное состояние - ответственность за свои мысли, действия, поступки.

В проблеме приобретения опыта обнаруживаются крайние точки как обученная беспомощность в виде неосознаваемого манипулирования и манипулирование осознанное и целенаправленное. Манипулирование направлено на использование интересов других и их ущемление с целью достижения своих интересов субъектом.

Проблема власти имеет свои крайние, предельные выражения как насилие и безропотное подчинение. Приобретение опыта взаимодействия с другими в детстве - это первый опыт власти, который разовьется в разные способы и формы поведения. Различение «власть / не власть» - очень тонкое, способное выявить свои границы только в более позднем возрасте, когда появляется первичное, фрагментарное осознавание ребенком отношений и себя в этих отношениях. В своих крайних проявлениях власть может устанавливаться любыми способами: «сверху» через самоутверждение, нахождение слабых мест в людях и манипулирование ими, одалживание и т.д., и «снизу» через хитрость, игру в беспомощность, не исполнение обещаний. Власть блокирует рефлексию, ее развитие. Освоение ребенком конструктивных способов согласования своих интересов с интересами других людей дает опыт самодостаточности [14; 15].

Вторичные уровни проблем. В проблеме любви и страдания колебания психической реальности человека лежат между привязанностью и высшей степенью привязанности - страсти [4]. Проблема смысла и значения, ее серединное состояние расположено между двумя крайностями - обессмысливанием и неадеватностью смыслов и значений [5].

Обращение клиента к психологу за помощью в решении проблем вторичных уровней как проявление неспособности решать данные проблемы самостоятельно является свидетельством того, что клиент встретился со своей проблемой на глубинном уровне и базовых уровнях.

Заключение. Таким образом, типология проблем, разработанная Т. Э. Сизиковой, строится на двух принципах: принцип «матрешки» и принцип динамического равновесия. Эти принципы в типологии проблем позволяют учитывать онто-фило-генетические особенности развития субъекта, создают условия для прогнозирования развития проблемы, на основе структуры выделять при-

чинно-следственные связи. Принцип «матрешки» лежит в основе вертикальной структуры проблемного поля. С помощью него раскрываются связи между уровнями проблем. Принцип динамического равновесия является основой горизонтальной и вертикальной структур проблемного поля. Раскрытие колебания крайностей развития проблемы и влияния на другие проблемы в системе целостности проблемного поля субъекта осуществляется на основе этих двух принципов.

Библиографический список

1. АбрамоваГ.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. - М.: Академия, 2000. - 240 с.

2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия / А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. -М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 272 с.

3. Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Категория «отношение» в психологии в свете парадигмаль-ной динамики науки // Мир психологии. - 2011. -№ 4. - С. 14-31.

4. Ильин Е.П. Психология любви. - СПб.: Питер, 2016. - 550 с.

5. Карпунькина Т.Н. Психологические векторы бессмысленности и отчуждения в жизни подростков // Сибирский психологический журнал. -2015. - № 57. - С. 133-140.

6. Клочко В.Е. Личностная идентичности и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс // Вестник Томского государственного университета. - 2009. -№ 324. - С. 333-336.

7. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Акад. проект, 1999. - 240 с.

8. Ланцев И.А. Научные основы квантовой парадигмы и философия Аристотеля // Electronic journal «Биокосмология (Biocosmology) - neo-Aristotelism». - 2011. - № 1 (2/3). - С. 293-309.

9. Лукьянов О.В. Помогающие терапевтические практики: действия клиента, действия терапевта и эффекты, способствующие терапевтическому процессу // Сибирский психологический журнал. -2015. - № 57. - С. 50-68.

10. Макаров В.В. Психотерапия нового века. -М.: Акад. проект, 2001. - 496 с.

11. Немов Р.С. Основы психологического кон -сультирования. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 528 с.

12. Носов Н. А. Принцип матрешки: Словарь виртуальных терминов. Национальная философская энциклопедия [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terme.ru/termin/princip-matreshki. html (дата обращения: 17.03.2019).

13. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2016. - 320 с.

14. Реут Д.В. О способе существования человека / человечества в свете новой онтологии // Мир психологии. - 2012. - № 3. - С. 94-103.

15. Реут Д.В. Человек как принцип самоорганизации социальной структуры // Мир психологии. - 2011. - № 2. - С. 84-91.

16. Сизикова Т.Э. Рефлексивное психологическое консультирование. Ч. 2: Теория рефлексивного психологического консультирования. - Н-ск: НГПУ, 2017. - 518 с.

17. Сизикова Т.Э. Элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - № 2. - С. 81-86.

18. Спиноза Б. Этика. - М.: Азбука, 2012. - 352 с.

19. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 579 с.

References

1. Abramova G.S. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: Teoriya i opyt. - M.: Akademiya, 2000. - 240 s.

2. Blazer A. Problemno-orientirovannaya psihoterapiya / A. Blazer, E. Hajm, H. Ringer, M. Tommen. - M.: Nezavisimaya firma «Klass», 1998. - 272 s.

3. Galazhinskij E.V., Klochko УЕ. Kategoriya «otnoshenie» v psihologii v svete paradigmal'noj dinamiki nauki // Mir psihologii. - 2011. - № 4. -S. 14-31.

4. Il'in Е.Р. Psihologiya lyubvi. - SPb.: Piter, 2016. - 550 s.

5. Karpun'kina T.N. Psihologicheskie vektory bessmyslennosti i otchuzhdeniya v zhizni podrostkov // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. - 2015. - № 57. -S. 133-140.

6. Klochko VE. Lichnostnaya identichnosti i problemaustojchivosti chelovekav menyayushchemsya mire: sistemno-antropologicheskij rakurs // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. -№ 324. - S. 333-336.

7. Kochunas R. Osnovy psihologicheskogo konsul'tirovaniya. - M.: Akad. proekt, 1999. - 240 s.

8. Lancev I.A. Nauchnye osnovy kvantovoj paradigmy i filosofiya Aristotelya // Electronic journal «Biokosmologiya (Biocosmology) - neo-Aristotelism». - 2011. - № 1 (2/3). - S. 293-309.

9.Luk'yanov O.V.Pomogayushchie terapevticheskie praktiki: dejstviya klienta, dejstviya terapevta i effekty, sposobstvuyushchie terapevticheskomu processu // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. - 2015. - № 57. -S. 50-68.

10. Makarov V.V. Psihoterapiya novogo veka. -M.: Akad. proekt, 2001. - 496 s.

11. Nemov R.S. Osnovy psihologicheskogo konsul'tirovaniya. - M.: VLADOS, 1999. - 528 s.

12. Nosov N.A. Princip matreshki: Slovar' virtual'nyh terminov. Nacional'naya filosofskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://terme.ru/termin/princip-matreshki.html (data obrashcheniya: 17.03.2019).

Вестник КГУ 2019

82

13. Regush L.A. Problemy psihicheskogo razvitiya i ih preduprezhdenie (ot rozhdeniya do pozhilogo vozrasta). - SPb.: Rech', 2016. - 320 s.

14. Reut D.V. O sposobe sushchestvovaniya cheloveka / chelovechestva v svete novoj ontologii // Mir psihologii. - 2012. - № 3. - S. 94-103.

15. Reut D.V. CHelovek kak princip samoorganizacii social'noj struktury // Mir psihologii. - 2011. - № 2. - S. 84-91.

16. Sizikova T.E. Refleksivnoe psihologicheskoe konsul'tirovanie. CH. 2: Teoriya refleksivnogo

psihologicheskogo konsul'tirovaniya. - N-sk: NGPU, 2017. - 518 s.

17. Sizikova T.E. Elementarnye edinicy refleksivnogo psihologicheskogo konsul'tirovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 2. - S. 81-86.

18. Spinoza B. Etika. - M.: Azbuka, 2012. - 352 s.

19. YAlom I.D. Ekzistencial'naya psihoterapiya. -M.: Nezavisimaya firma «Klass», 1999. - 579 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.